- Почему аккумулятор разряжается сам собой? Разбираемся с током утечки
- По капельке по маленькой
- Ток против мультиметра
- О чём говорят цифры?
- Что не так?
- Если не активировал центральный замок на Volkswagen Polo Sedan, будет ли аккумулятор разряжаться?
- Подготовленные сценарии исследования
- Результаты проведения эксперимента
Почему аккумулятор разряжается сам собой? Разбираемся с током утечки
Многим знакома такая ситуация: машина два-три дня стоит на улице без движения, а при попытке в неё сесть и куда-то на ней уехать вместо бодрого звука вращения стартера слышны только щелчки обгонной муфты или не слышно вообще ничего. Сел аккумулятор. С чего бы? Почему он разряжается сам по себе? И что теперь делать: бежать за новым, заряжать этот, звонить другу или брать помощь зала?
По капельке по маленькой
Простые времена кончились давно. Приблизительно в ту светлую эпоху, когда автомобили обзавелись электронными устройствами в виде магнитол, иммобилайзеров, охранных систем, навигаторов, радар-детекторов и прочих штучек, работающих от бортовой сети. И ещё не забываем про, например, электронные блоки управления двигателем, коробкой и другими узлами, которые тоже расходуют ток. Часть этих устройств потребляет электричество даже тогда, когда машина заглушена. Потребление у них маленькое и разрядить быстро АКБ не может. Но бывают три классические ситуации, когда потребление тока становится больше, чем надо.
Первая причина, по которой потребление тока становится слишком большим, это неправильная установка части этих устройств. Ту же саму магнитолу можно установить так, что она работать будет, но при этом где-то что-то будет замыкать. Про сигнализацию вообще молчу – там можно натворить очень много бед.
Вторая причина – обычная рассеянность. Можно забыть, что, например, нужно выключать свет в салоне или вытаскивать из прикуривателя видеорегистратор. Не все машины умеют «предупреждать» о невыключенном свете и отключать питание на прикуриватель после выключения зажигания. Впрочем, это не совсем наша ситуация.
Ну и третья причина – неисправность в цепи устройства или самом устройстве. Классический пример: горящая лампочка подсветки багажника. Вроде бы всё работает, но после двух-трёх дней простоя запустить мотор, может быть, уже не получится: если АКБ не совсем свежая, она за это время разрядится сильно. Кроме того, у старых автомобилей утечка может расти по причине не вполне исправной проводки. Где-то она потёрлась, где-то поплавилась, куда-то слазили кривые руки электрика дяди Васи… Причин много, а следствие одно – рост тока утечки и севшая АКБ. Так как узнать, всё ли в порядке с этим током на машине и что делать, если он слишком высок?
Ток против мультиметра
Единственный инструмент, который нам понадобится в работе, это мультиметр. Причём я использовал совсем не топовый инструмент, а какую-то балалайку за 140 рублей, которая способна показывать на экране циферки. Профессиональному электрику такой, наверное, не подойдёт, а нам, криворуким, самое то. Потому что в ходе нашей сегодняшней работы по неопытности мультиметр можно сжечь. Как это сделать (а точнее, не сделать)? Легко.
Поэтому не слушайте тех, кто предлагает просто скинуть минусовую клемму и воткнуть в разрыв мультиметр, накинув один его провод на клемму АКБ, а второй – на снятый с клеммы провод. Конечно, по схеме подключение таким и должно быть, но лучше делать в несколько иной последовательности. А именно – один провод мультиметра подсоединить к клемме, второй – к проводу на этой клемме, и только после этого снять провод с клеммы АКБ. Таким образом можно избежать скачка тока в момент включения в цепь мультиметра.
Кроме того, этот способ позволяет избежать ещё одного неприятного момента: так как фактического разрыва цепи не происходит, нет необходимости проводить все операции с машиной, которые необходимы после отключения АКБ: настраивать магнитолу, время, работу стеклоподъёмников и проводить прочие адаптации.
Третий положительный момент – не надо ждать, пока «устаканятся» показатели тока утечки. Если разорвать цепь, а потом в разрыв включить мультиметр, первые минуты потребляемый ток будет большим из-за большого количества потребителей, которые возвращаются к жизни. «Проснётся» ЭБУ, начнут заряжаться конденсаторы, может начать работать климат-контроль (хотя бы самодиагностироваться или вращать заслонками), и как раз тут ток будет завышенным. И тогда придётся ждать, пока системы успокоятся. До полного «засыпания» электроники в сложных автомобилях может пройти и полчаса. А ждать полчаса – это скучно.
Идеально – это открыть капот, подключить мультиметр, зажать концевой выключатель капота, имитируя его закрытие, поставить машину на сигнализацию и ждать, что покажет мультиметр. В этом случае ток утечки будет ровно таким, какой он есть в то время, пока вы спите, а какая-то неисправность пожирает зарядку аккумулятора. Но обычно достаточно просто увидеть цифры, которые покажет мультиметр после пары минут работы в цепи. И кстати, не обязательно подключаться к минусовой клемме. Можно включить мультиметр и между плюсовой клеммой и её проводом, что я и сделал: доступ к минусу на конкретном автомобиле затруднён.
О чём говорят цифры?
Значение нормального тока утечки может заметно отличаться в зависимости от марки и комплектации автомобиля. Чем больше потребителей бодрствуют, тем больше будет ток. Какой-то одной цифры нормального тока нет. Я бы советовал придерживаться таких порядков: бюджетные автомобили – до 50 мА, средний несложный автомобиль – до 70 мА, автомобиль со сложной электроникой – до 100 мА. Само собой, и цифры, и деление машин несколько условны, но точнее сказать трудно. Если Киа Рио или Хёндэ Солярис ест больше 50 мА – есть повод искать утечку. Хотя если в нём стоит спутниковая сигнализация… Ладно, шучу.
Если мультиметр показывает слишком большой ток, нужно искать, что его там в машине потребляет. Для этого нужно выполнить всего одну нехитрую операцию: открыть блок с предохранителями и вытаскивать их по очереди, наблюдая за показаниями мультиметра. Если при одном вытащенном предохранителе ток утечки сильно снижается, значит, в цепи этого предохранителя и находится тот баловник, который поедает зарядку АКБ. Ну а дальше осталось проверить цепь и потребители проблемной сети. Если не знаете, что за предохранитель оказался у вас в руках, посмотрите на обратную сторону крышки предохранителей – на ней обычно бывает их схема.
Что не так?
В общем-то, на этом проверка тока утечки заканчивается. Но было бы неправильным не сказать об ещё одной вещи. Что делать, если утечку найти не удалось, а АКБ всё равно утром севший?
В первую очередь придётся проверять работу генератора. Вполне вероятно, что никакой запредельной утечки нет, а причина садящегося аккумулятора кроется в его обычном недозаряде. Кроме того, никаких предохранителей в цепи генератора обычно не бывает, так что замер тока утечки ничего в этом случае не даст. Поэтому переводим мультиметр в режим вольтметра, измеряем напряжение на клеммах АКБ, затем смотрим напряжение на клеммах после пуска мотора. Если там с работающим мотором и без включенных потребителей остаются все те же унылые 12-13 вольт, генератор пора ремонтировать.
Правда, если у него близок к концу диодный мост, без нагрузки он может показывать нормальное напряжение, а вот под нагрузкой сильно просаживаться. Но диагностика генератора с помощью мультиметра – это уже совсем другая история. Скучная, простая и тысячу раз разжёванная.
Источник
Если не активировал центральный замок на Volkswagen Polo Sedan, будет ли аккумулятор разряжаться?
Сегодня я подготовил статью, в которой я хочу рассказать об исследовании, проведенном в рамках ремонта блока ГЛОНАСС (описание проблемы я делал в отдельной статье ). Я пытался установить, при каком сценарии запирания автомобиля заряд аккумулятора снижается быстрее
Для проведения замеров я использовал данные о заряде аккумулятора, снятые с брелка сигнализации. Каждый новый сценарий измерялся в новые сутки, погода на протяжении четырёх дней проведения замеров характеризовалась одинаковой температурой, поэтому фактор влияния отрицательных температур на скорость разряда аккумулятора удалось исключить.
Подготовленные сценарии исследования
Суть исследования заключалась в том, чтобы оценить скорость разряда аккумулятора при разных сценарных вариантах:
- Сценарий №0 (нулевой): Рассматривался случай до ремонта ЭРА-ГЛОНАСС. Этот вариант показан на графике прерывистой зеленой линией. Машина была закрыта на центральный замок через сигнализацию.
- Сценарий №1: Эксперимент проводился после ремонта ЭРА-ГЛОНАСС. Машина была закрыта на центральный замок через сигнализацию. На графике этот случай показан сплошной красной линией
- Сценарий №2: Эксперимент проводился после ремонта ЭРА-ГЛОНАСС. Машина не была закрыта на центральный замок, автоматическое запирание дверей по прошествии времени не осуществлялось. На графике этот случай показан пунктирной розовой линией
- Сценарий №3: Эксперимент проводился после ремонта ЭРА-ГЛОНАСС. Машина была закрыта на центральный замок через сигнализацию, после чего сигнализация переведена в сервисный режим. На графике этот случай отмечен пунктирной черной линией
- Сценарий №4. Эксперимент проводился после ремонта ЭРА-ГЛОНАСС. Центральный замок был заперт через радиоключ. Данный случай на графике показан фиолетовой пунктирной линией
Результаты проведения эксперимента
После реализации каждого из сценариев машина находилась в покое на протяжении 8-9 часов. Замеры напряжения аккумулятора проводились каждый час. По оси абсцисс графика отложено время, проведенное в покое, а по оси ординат — величина напряжения аккумулятора.
Первый факт, который можно отметить — после ремонта ЭРА-ГЛОНАСС темпы падения напряжения аккумулятора значительно снизились. До ремонта напряжение АКБ за 9 часов простоя падало с 12,57 В до 12,3В.
Наиболее «экономичным» оказался случай, когда мы вообще не закрыли машину. В этом случае темп падения напряжения оказался самым ничтожным среди остальных вариантов. Не могу сказать, с чем это связано. Вероятно, после того, как закрывается центральный замок, сигнализация чаще осуществляет обмен информации, что требует более активного потребления заряда аккумулятора.
Если вдруг у Вас наблюдается похожая ситуация (сценарий №0) с потерей заряда аккумулятора, то рекомендую проверить, не является ли ЭРА-ГЛОНАСС причиной утечки тока. В моём случае из-за того, что после остановки двигателя и постановки автомобиля на охрану блок ЭРА-ГЛОНАСС не уходил в «спящий режим», поэтому заряд аккумулятора продолжал расходоваться
Ассоциированные с данной темой мои статьи
Источник