- forum.hk-service.ru
- Правила форума
- Метод выявления кз (короткого замыкания) в плате
- Кто сейчас на конференции
- Как быстро и просто найти короткое замыкание в авто
- Возможные причины
- Находим обрыв или замыкание
- Найти короткое замыкание на плате
- Как это работает
- Короткое замыкание на плате
- Рекомендуем:
- Принципиальная схема тестера
- Найти короткое замыкание на плате
forum.hk-service.ru
Форум о ремонте любой бытовой и цифровой техники.
Текущее время: 20 июн 2021, 17:54 |
Правила форума
Метод выявления кз (короткого замыкания) в плате
Начать новую тему Ответить на тему | Страница 1 из 1 | [ 2 сообщения ] |
Не в сети |
Администратор |
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 02:41
Сообщения: 1916
Город: респ.Алтай с.Майма ул.Источная 1
Не в сети |
Администратор |
Зарегистрирован: 31 мар 2013, 02:41
Сообщения: 1916
Город: респ.Алтай с.Майма ул.Источная 1
Проверяем «цешкой», прибором или что там у вас есть для измерения сопротивления, Подключаем Лабораторный блок питания, с защитой по току. Итак мы определили что в этом участке цепи формиуется напряжение, например 3.3 вольт Начинаем плавно увеличивать напряжение (но помним что в этой цепи у нас напряжение не должно превышать 3.3 вольт) Определив неисправный элемент, можно его демонтировать или отключить его от участка цепи (путем выпаивания дросселя, распаивания технологической перемычки и пр.) и повторить процедуру, убедившись что кз исчезло, или еще где то оно живет)) ЗЫ:Зачастую керамические конденсаторы ушедшие в кз видно под микроскопом или не вооруженным глазом, Внимательный осмотр платы — 80% успешного ремонта, и сэкономленного времени | |
Начать новую тему Ответить на тему | Страница 1 из 1 | [ 2 сообщения ] |
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость
Источник
Как быстро и просто найти короткое замыкание в авто
Большинство самостоятельных возгораний автомобилей связано с короткими замыканиями электрической проводки. Электрики называют такую проблему «коротыш». По их мнению, это действительно серьезная беда, которая может привести к непредсказуемым последствиям.
При появлении неисправностей электропроводки многие автомобилисты начинают паниковать, искать автомобильного электрика. На самом деле, провести диагностику электрической цепи можно самостоятельно с помощью многофункционального тестера.
Возможные причины
Всю систему электричества современного автомобиля можно разделить на цепи датчиков, а также исполнительных механизмов (приводов), к которым относятся световые приборы, электродвигатели. В первом случае какой-то датчик соединяется проводкой с электронным блоком управления двигателем (ЭБУ). Именно отсюда на датчик отправляется напряжение 5 Вольт, которое анализируется и изменяется в зависимости от измеряемых параметров.
Цепь потребителя включает проводку от аккумулятора, реле, выключатель, предохранитель, лампу или другой потребитель. Каждая из этих цепей полноценно работает только при условии целостности.
В процессе эксплуатации автомобиля провода могут повредиться вследствие таких причин:
- ущерба от грызунов;
- непрофессиональной установки проводки;
- механических повреждений, попадания влаги;
- физического износа проводов.
Перечисленные выше факторы с большой вероятностью приведут к обрыву цепи и короткому замыканию. Например, если сквозь жгут проводов вкрутить какой-то шуруп, то это может вызвать «коротыш».
Существует два вида короткого замыкания в зависимости от локализации:
- Во-первых, может закоротить «на массу», когда ток от электрической цепи протекает напрямую к автомобильному кузову. При этом провода, прикасаясь к металлу, будут при нагревании расплавляться. Начальным результатом этого явления может стать выход из строя предохранителей, источников света, датчиков различного предназначения.
При худшем развитии событий может перестать работать электрический двигатель, выполняющий определенные функции.
Во-вторых, если электрический жгут состоит из большого количества проводов, то повышается вероятность короткого замыкания при повреждении их изоляции. Это так называемый «коротыш» на питание. В результате поврежденных контактов разных кабелей ток протекает неправильно. Это напрямую отражается на работоспособности электрических систем.
Например, при включении головного света фар машина может начать сигналить. Современные электрические схемы имеют различную цветовую маркировку, поэтому диагностика в какой-то степени облегчается.
Находим обрыв или замыкание
Поиски «коротыша» рекомендуется начинать с проверки всех предохранителей и реле. Если проблема присутствует, то один из этих элементов должен сгореть.
В случае обнаружения такого «слабого звена» следует выяснить его предназначение и принадлежность к конкретному узлу. Именно на нем и нужно сконцентрировать максимум внимания, визуально изучив все провода, которые идут оттуда к блоку предохранителей.
Если такой способ не дает нужного результата, то лучше обратиться к помощи мультиметра. Этот прибор дает возможность измерить сопротивление. Для проверки нужно перевести его в соответствующий режим.
Делать это нужно, придерживаясь такого алгоритма:
- Вначале нужно отключить плюсовой провод проверяемого узла от блока предохранителей.
- Подключить красный щуп тестера к этому кабелю, а черный – на массу.
- Посмотреть на показания. Отсутствие короткого замыкания будет подтверждать единица. В противном случае показания будут стремиться к нулю.
Точно так же можно проверить автомобиль на утечку электрического тока, определив наличие или отсутствие контакта. Для этого тестер требуется подключить к двум контактам, которые можно заподозрить в обрыве. Результаты измерений интерпретируются подобным образом.
После нахождения проблемного участка проводки, нужно его восстановить. Главное – не скручивать оборванные провода руками. Лучше использовать паяльник и специальную термическую усадку. Компоненты проводки перед ремонтом следует зачистить. Перед подключением аккумуляторной батареи и нового предохранителя нужно обязательно лишний раз проверить отремонтированную проводку с помощью тестера.
Источник
Найти короткое замыкание на плате
В данной статье описывается простой тестер наличия контакта, основанный на ATtiny85 и пьезо-зуммере, предназначенный для проверки цепей проводки, или трассировки дорожек на печатной плате. Он имеет низкое входное сопротивление, для того чтобы избежать ложных срабатываний, а через цепь проходит меньше 100 мкА при испытании, для того чтобы не повредить чувствительные радиокомпоненты. Прибор питается от небольшой 3 В батарейки и автоматически отключается, когда не используется, что устраняет необходимость включения/выключения (установки переключателя).
При работе с печатными платами с очень тонкими проводниками очень полезно иметь небольшой, портативный тестер, чтобы проверить SMD пайку. Хотя большинство мультиметров включают в себя режим тестирования сопротивления, для удобства решено было разработать автономный инструмент со следующими преимуществами:
- Меньше и удобнее, чем мультиметр.
- Малое сопротивление, для предотвращения ложных срабатываний из-за других компонентов.
- Быстрая реакция на КЗ.
- Низкий ток, безопасный для чувствительных деталей на схеме.
Эта схема выдаёт всего 100 мкА через зонды, что в 10 раз меньше, чем большинство мультиметров и самодельных прозвонок. Нет кнопки вкл/выкл, так что нет никакой опасности оставить его включенным и посадить батарею. Тестер автоматически переходит в спящий режим, если он не используется в течение минуты, причём расход энергии в режиме ожидания составляет менее 1 мкА — срок службы батареи несколько лет. Светодиод тут показывает, что схема включена — это необязательно, но лучше иметь подтверждение того, что он работает.
На первый взгляд, использование микроконтроллера для этого прибора кажется излишним, но потребовалось бы довольно много дискретных компонентов, чтобы удовлетворить все эти требования.
Как это работает
Тестер использует аналоговый компаратор в ATtiny85 для обнаружения напряжения на зонде. Схема эквивалентна этой:
Когда напряжение на плюсовом выводе AIN0 больше, чем напряжение на отрицательном выводе AIN1, выход аналогового компаратора, АСО, имеет положительный потенциал. Если исходить из питания 5 В, то напряжение на AIN1 удерживается на уровне 5 В резистором, а напряжение на AIN0 удерживается на 5 мВ делителем резистора.
Если сопротивление между зондами становится меньше, напряжение на AIN1 будет ниже, чем напряжение на AIN0, делая выход компаратора высоким. Затем он используется для включения генератора, управляющего пьезоэлементом.
Преимущество использования аналогового компаратора, а не обычного цифрового входа, заключается в том, что он позволяет точно установить точку, в которой будет активирован вход.
Короткое замыкание на плате
В очередной раз мы ремонтируем материнскую плату ПК. В этот раз причина поломки короткое замыкание. Событие до ужаса не приятное, однако, довольно часто решается простым способом (необходимо только знать, приложить руку)
Вот такой вариант бюджетной платы на 775 сокете от Asus мы сегодня реанимируем:
Наша неисправность выглядит примерно так: материнка начинает запуск (на проце. крутится вентилятор), однако дальше этого дело не идет. Так как же мы определили, что причиной поломки стало короткое замыкание?
Применялся простой метод ощупывания основных элементов электроники, расположенных на плате!
Когда я применяя свой метод поиска неисправности дошел до двух управляющих напряжением регуляторов, установленных левей разъема Pci-Express, они были очень горячи для обычной работы в стандартном режиме. Текстолит Очень сильно нагревался, в том числе и снизу, а это является одним из признаков их перегрева, повлекло который короткое замыкание в одном из элементов.
В результате последствий короткого замыкания поведение компьютера может меняться: он может отказаться от запуска, может запуститься и тут же включить защиту от перенапряжения. Это может происходить потому, что локализация замыкания может быть ограничена только одним из элементов платы и в результате не вызывать аварийного отключения блока питания и всего ПК.
Но если замыкание идет на системник компьютера или пробивает силовой элемент микросхемы, довольно предсказуемым будет экстренное автоматическое отключение и отсутствие запуска, такое развитие событий будет вполне вероятным.
Начнем более внимательный осмотр нашей области нагрева:
И так, какие из элементов на плате греются больше, чем необходимо? Во-первых, стабилизаторы напряжения, здесь их два на 5 вольт (выделены красным), во-вторых микросхема сетевой карты, она расположена правее их.
Примечание: проверить является ли конкретный элемент сетевой картой, нужно в поисковике прописать маркировку, указанную на чипсете.
На рассматриваемом фото в зеленом круге выделена звуковая карта (не перегревается, однако к ней мы еще вернемся). И что же из всего перечисленного списка микросхем явилось причиной короткого замыкания на материнской плате?
Пока Вам понадобится время подумать, я пирометром проверю температуру зон нагревания, в результате чего можно примерно понять, где температура уже выходит за рамки после которых подобные элементы перестают функционировать.
Вот что мы видим: по Цельсию 46 градусов – это явно много! Исходя из моего опыта, я делаю вывод, что причиной замыкания может быть как раз микросхема сетевого контроллера интегрированного в материнскую плату. Сразу отвечаю почему, регуляторы напряжения выходят из строя крайне редко, а сетевая карта в свою очередь, имеет в своем устройстве много более сложную внутреннюю архитектуру и поэтому ее поломка куда более вероятна.
Если мое предположение о замыкании именно в сетевом контроллере, верно, значит должны нагреваться и окружающие это устройство элементы. Проверить эту гипотезу можно следующим образом: выпаиваем “подозреваемый” элемент, после чего смотрим, перестали ли нагреваться расположенные радом элементы. Если гипотеза подтверждается, вместе с ее проверкой мы удалили причину короткого замыкания, после чего плата вполне может продолжить нормально функционировать, исключая конечно некоторые функции.
В чем идея: с материнской платы можно практически безболезненно выпаять ее составляющие компоненты. А практически потому, что в результате удаления компонента будут потеряны возложенные на него функции.
Проще говоря, все элементы, отсутствие которых не отражается на работоспособности материнской платы, впоследствии легко могут быть заменены аналогичными устройствами, установленными в свободный слот.
Итак, используем термофен и избавимся от причины замыкания:
Вот что получилось после завершения работы:
Остается только подождать остывания после выпаивания и проверить устранено ли КЗ на плате. Можно привести в порядок внешний вид платы после проведенных манипуляций.
Только, что мы в очередной раз отремонтировали материнскую плату! В процессе ремонта устранили причину короткого замыкания. Всем желаю успешных ремонтов и до новых встреч на нашем сайте!
Рекомендуем:
Принципиальная схема тестера
Микроконтроллер ATtiny85 в корпусе SOIC, а резисторы и светодиоды в 0805 SMT. Значения резистора не критичны — выбирайте стандартные значения, которые имеются в наборе резисторов. Пьезо-динамик самый маленький SMD. Схема питается от CR927 элемента, который удерживается с помощью луженой медной проволоки, припаянной в нужном положении — такой себе держатель батареи. Для зонда использован длинный толстый лужённый медный провод, припаянный к плате. Файлы и прошивка — в архиве
Форум по измерительным приборам
Найти короткое замыкание на плате
Сегодня наткнулся на весьма практичный способ нахождения короткого замыкания на материнской плате. Но об этом в видео внизу публикации. А пока поговорим немного о другом способе, но тоже довольно действенном.
К слову, описанный способ является свободным повествованием Чиповода, радиолюбителя, недавно ведшего личный блог. У новичков …, да что греха таить, даже у матёрых радиолюбителей поиск короткого замыкания на плате из нескольких сотен радиодеталей, порой, вызывает ступор. Да, поиск КЗ — неблагодарное, скучное дело. Но, всё же, как бы нам ни хотелось, короткие замыкания случаются, и искать их нужно.
Принесли мне несколько свежесобранных плат из монтажного отдела. Платы надо было запустить и проверить в работе. Мне всегда очень нравилась фраза из журнала «Радио», которой оканчивалось описание большинства конструкций: «Правильно собранное устройство из исправных деталей работает сразу и в настройке не нуждается!». Я тоже решил придерживаться такого правила — это здорово, когда из 10 собранных плат все 10 оказываются рабочими. Однако в этот раз получился затык.
После прошивки три платы из четырёх заработали сразу без проблем, порадовав меня исполнением девиза, а вот с 4-ой платой вышла накладка. При включении питания сработала защита по току, блок питания отключился. Оказалось, что плата имеет короткое замыкание на землю по питанию. Это меня расдосадовало.
Плата размером примерно 150 x 100 мм, порядка 400 компонентов на ней, несколько BGA микросхем. Монтаж плат у нас ручной (кроме BGA, конечно). Платы наши в монтажном отделе проходят визуальный осмотр под микроскопом. Прошелся с лупой по плате — ничего криминального не обнаружил, кругом гладь припоя, никаких соплей и аномалий установки компонентов обнаружено не было. Стал я думать, как же мне найти короткое замыкание?
Сначала меня посетила мысль о том, что КЗ может быть на внутренних слоях платы, поскольку платы пришли от нового производителя печатных плат. И хотя отметка об электроконтроле присутствовала, цена заказа была очень маленькой, что вызывало сомнение о качестве плат. С другой стороны, могли быть убитые в печке компоненты, но претензий к печке за 3 года работы не было ни одной. Ещё был вариант – кривая пайка. Такое у нас, к сожалению, случалось. Коллеги мне в шутку предложили взять источник помощнее и подать на плату — мол, место КЗ до красна раскалится (в совете, кстати, есть разумное зерно — см. видео). Думал я, думал, и, наконец, мне пришла в голову мегакреативная идея.
Подал я на плату питание +3,3 вольт — как и положено, БП сработал по току и перешёл в режим стабилизации тока. Далее я выставил на источнике питания ток 3 А, и он стабильно подавался на плату. Пощупал руками микросхемы – все были холодные. Тогда я перешёл к реализации мегакреативного плана. Взял мультиметр и перевёл его в режим измерения напряжения. Далее земляной щуп мультиметра я подключил к точке подключения земли от источника питания к плате. Вторым щупом измерил напряжение в точке подключения источника питания. Мультиметр показал около 0,3 В, т.е. при токе 3 А на дорожках платы падало эти самые 0,3 В. Естественно, в точке подключения земляного щупа мультиметр показал 0 В. Таким образом, получились две точки – максимума и минимума падения напряжения.
Далее я стал измерять напряжение в различных точках платы. Оно незначительно различалось, но тенденция была очевидна – при приближении к точке КЗ напряжение падения в точках, электрически соединённых с +3,3 В, уменьшалось, а напряжение в точках, связанных с землёй, увеличивалось. Началось чётко прослеживаться прохождение тока по плате. Ток — он ведь не дурак, он движется по цепи наименьшего сопротивления.
В итоге, за считанные минуты я отыскал точку на полигоне +3,3 В и соседнюю с ней VIA на полигоне земли, напряжение в которых было практически одинаковым. От этих точек шли дорожки к выводам питания и земли микросхемы в корпусе SOIC-20. Напряжение на выводах микросхемы абсолютно совпало. Эврика! Взяв лупу и приглядевшись, я обнаружил совсем незаметную перемычку между выводами микросхемы — буквально, волосок. К тому же, она была прямо на выходе из корпуса, а не в месте пайки, куда обычно смотрят во время проверки. После ликвидации перемычки короткое замыкание устранилось, и плата заработала как надо, подтвердив, кстати, лозунг журнала «Радио».
А теперь предлагаю наглядно посмотреть довольно интересный способ поиска короткого замыкания:
Метки: полезно знать, пробники
Радиолюбителей интересуют электрические схемы:
Печатные платы
Усилитель мощности звуковой частоты — 200 ватт
Источник