Литийионные батареи: долгий путь в подводный флот
5 марта 2020 года в японском городе Кобе спустили на воду 11-ю подводную лодку серии «Сорю» (Soryu). Лодка войдет в состав военно-морских сил Японии под обозначением SS 511 Oryu. Новая японская дизель-электрическая подводная лодка стала первой боевой субмариной в мире, получившей литийионные аккумуляторные батареи, она же стала первой подобной лодкой в своей серии.
Как отмечают специалисты, за счет применения новых типов аккумуляторных батарей, которые давно прописались в смартфонах, японцы смогут отказаться от использования на подводных лодках не только традиционных свинцово-кислотных батарей, но и воздухонезависимых двигателей Стирлинга. Это очень любопытное и знаковое для подводного флота событие, так как даже сами воздухонезависимые энергетические установки в свое время стали настоящим прорывом для дизельных лодок, избавив подводные суда от необходимости часто подниматься на поверхность во время плавания. К слову, Россия так и не имеет ни одной серийной подводной лодки, оснащенной воздухонезависимой энергетической установкой.
Спущенная на воду новая японская подводная лодка с литийионными аккумуляторными батареями стала уже 11-й лодкой в серии. Помимо этого, в составе японского флота имеется 11 субмарин типа «Оясио» (в том числе две учебных лодки), которые также трудно отнести к старым моделям, так как лодки были спроектированы в 1990-е годы, а последняя из них передана флоту в 2008 году. Уже известно, что в скором времени японский флот получит еще одну субмарину проекта «Сорю» (лодка SS 512) с литийионными аккумуляторными батареями, после чего в Японии перейдут к постройке субмарин нового проекта, известного пока как 29SS (первая лодка SS 513). Всего же в составе японского флота теперь числится 22 подводных лодки, самая старая из которых вступила в строй в 1998 году.
Первая подводная лодка с литийионными аккумуляторными батареями
Торжественная церемония ввода в строй Морских сил самообороны Японии первой боевой подводной лодки с литийионными аккумуляторными батареями SS 511 Oryu прошла в городе Кобе 5 марта 2020 года. Церемония состоялась на предприятии Kobe Shipyard & Machinery Works, принадлежащем крупной корпорации Mitsubishi Heavy Industries, которая в Японии охватывает огромное количество промышленных сфер деятельности. Новая лодка стала уже 11-й в серии лодок типа «Soryu», а всего таких кораблей будет построено 12, из них две последних с литийионными батареями. Строительство лодки SS 511 Oryu началось в марте 2015 года, на воду лодка был спущена 4 октября 2018 года.
Известно, что строительство 11-й лодки обошлось японским налогоплательщикам в сумму, превышающую стоимость любой из десяти построенных лодок этого же проекта. Сообщается, что стоимость постройки субмарины SS 511 составила 64,4 миллиарда иен (примерно 566 миллионов долларов, по другим данным лодка стоила еще больше – 66 миллиардов иен). В любом случае, это на четверть больше, чем стоила десятая подводная лодка серии SS 510 Shoryu (51,7 миллиарда иен или 454 миллиона долларов). Почти вся разница в стоимости между десятой и одиннадцатой лодками серии приходится на стоимость новых литийионных батарей, а также переделку всей сопутствующей электросистемы субмарины и изменение проекта.
Двенадцатая из запланированных лодок серии «Сорю» должна войти в состав флота в 2021 году. Лодка SS-512 уже спущена на воду, это произошло еще в ноябре прошлого года. Обе лодки с литийионными батареями на ближайшие годы станут настоящим испытательным полигоном для проведения проверки аккумуляторов и их работы в реальных условиях эксплуатации, в том числе в условиях, приближенных к боевым. Результаты испытаний очень важны, так как позволят японским адмиралам скорректировать программы строительства и развития подводного флота, а также разработать проект ударных субмарин следующего поколения.
SS 511 Oryu бросает вызов традиционным субмаринам
Стоит отметить, что японский флот достаточно давно вынашивал планы по использованию литийионных батарей на подводных лодках. Появление лодки SS 511 Oryu стало кульминацией исследований и наработок, которые продолжались на протяжении нескольких десятилетий. Известно, что первые работы в этом направлении японские конструкторы начали еще в 1962 году, а первая литийионная батарея, предназначенная для размещения на борту субмарины, была готова в 1974 году.
Несмотря на эти успехи, первые батареи были далеки от идеала, не удовлетворяли заданным требованиям эксплуатации и не устраивали военных по многим параметрам. Одновременно с этим длительное время подобные аккумуляторные батареи были очень дорогими. На это накладывалась более высокая опасность таких аккумуляторов, которые были склонны к самовозгораниям и взрывам, что на борту субмарины чревато настоящей катастрофой. Сопутствующие риски и высокая цена в совокупности с еще недостаточно «зрелой» технологией заставили японских адмиралов обратить свое внимание на воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ). В 1986 году было принято решение о разработке и строительстве подводных лодок с ВНЭУ системы Стирлинга, ориентируясь на успешный шведский опыт.
И все же день литийионных аккумуляторов на борту подводных лодок настал. Новые технологии могут существенно изменить весь подводный флот. Многие эксперты уже относят подобные дизель-электрические лодки к субмаринам пятого поколения. При этом для того чтобы перейти к использованию новых аккумуляторных батарей японским конструкторам пришлось существенно переработать проект лодок типа «Soryu». В первую очередь новые аккумуляторные батареи потребовали переработки проекта для сохранения остойчивости и балластировки лодок, так как установленные на первых 10 субмаринах серии свинцово-кислотные батареи существенно тяжелее литийионных. Более того, с новых подлодок часть веса и вовсе «ушла» за счет демонтажа двигателей Стирлинга.
В ходе работ инженерам пришлось полностью пересмотреть всю систему электропитания на борту SS 511 Oryu. Также на субмарине установили более мощные дизельгенераторы, предназначенные для подзарядки аккумуляторных батарей. Дополнительно конструкторам пришлось заняться переделкой шноркелей, это необходимо для наращивания объемов подачи воздуха и одновременно отвода выхлопных газов, так как скорость зарядки литийионных батарей заметно выше стандартных свинцово-кислотных.
Уже сегодня литийионные аккумуляторные батареи обеспечивают субмаринам продолжительность подводного хода, сопоставимую с лодками, использующими ВНЭУ. А в перспективе технические характеристики таких лодок только вырастут. В то же время высокая емкость батарей позволяет субмаринам длительное время передвигаться под водой с высокой скоростью – около 20 узлов. Высокая продолжительность подводного хода на большой скорости очень важный показатель для субмарин. Это может помочь и при выходе в атаку на надводную цель и при уклонении от атак противника. Чем быстрее лодка покинет опасный район, тем лучше.
Одновременно с этим, в отличие от подводных лодок, оснащенных ВНЭУ, новая субмарина в состоянии постоянно пополнять запас энергии в литийионных батареях, используя подзарядку батарей с применением устройства для работы двигателя под водой РДП. Также к достоинствам литийионных батарей относят более высокий срок их службы. Такие батареи не нуждаются в техническом обслуживании, а построенные с их помощью электросистемы проще в управлении и проектировании. Также литийионные батареи отличаются от свинцово-кислотных более коротким временем подзарядки из-за большей силы тока, что имеет очень важное значение для подводников.
Возможности подводных лодок типа «Сорю»
Дизель-электрические подводные лодки типа «Сорю» являются ударными субмаринами Морских сил самообороны Японии. Данные лодки считаются одними из самых современных и лучших в мире, они уже составляют костяк подводных сил японского флота. Новые японские лодки достаточно крупные, по водоизмещению они превосходят все серийные российские дизель-электрические подлодки проектов 677 «Лада», 636 «Варшавянка» и 877 «Палтус». Лодки типа «Сорю» считаются достаточно бесшумными, а по длительности плавания в подводном положении могут поспорить и с современными атомными субмаринами.
Субмарины типа Soryu стандартным надводным водоизмещением 2900 тонн и подводным – 4200 тонн строятся в Японии, начиная с 2005 года (заложена первая лодка серии). Длина подводных лодок «Сорю» составляет 84 метра, ширина – 9,1 метра, средняя осадка – 8,5 метра. Экипаж лодки состоит из 65 подводников (в том числе 9 офицеров).
Первые десять дизель-электрических подводных лодок, построенных по данному проекту, отличались комбинированной силовой установкой, состоящей из двух дизель-электрических установок Kawasaki 12V25/25SB мощностью 3900 л.с каждая и четырех двигателей Стирлинга Kawasaki Kockums V4-275R, развивающих максимальную мощность 8000 л.с (подводный ход). Силовая установка корабля работает на один гребной вал. Максимальная скорость надводного хода лодки составляет 13 узлов (примерно 24 км/ч), максимальная скорость подводного хода – 20 узлов (примерно 37 км/ч).
Рабочая глубина погружения подводных лодок типа «Сорю» составляет 275-300 метров. Автономность плавания – до 45 суток. Для лодок данного проекта, оснащенных воздухонезависимой энергетической установкой, дальность плавания оценочно составляет 6100 морских миль (примерно 11 300 км) при скорости хода 6,5 узла (примерно 12 км/ч). Сообщается, что новые подлодки, получающие литийионные аккумуляторные батареи, смогут находиться в подводном положении еще дольше, по сути, их возможности будут ограничиваться только запасом провизии и пресной воды на борту.
Основным вооружением лодок типа Soryu являются противокорабельные торпеды и ракеты. На субмарине имеется шесть 533-мм торпедных аппаратов HU-606. Боезапас лодки может состоять из 30 торпед «Тип 89». Современные торпеды развивают максимальную скорость 55 узлов (102 км/ч), на такой скорости торпеда может пройти под водой 39 км. Также данные торпедные аппараты могут использоваться для запуска противокорабельных американских ракет UGM-84 «Гарпун». Современные версии таких ракет могут поражать цели на удалении до 280 километров.
Источник
Литий-ионные аккумуляторы на подлодке
Морские силы самообороны Японии 5 марта 2020 года приняли в свой состав дизель-электрическую подводную лодку Oryu типа Soryu. Это первая в мире боевая подводная лодка с литий-ионными, а не традиционными свинцово-кислотными, аккумуляторами.
Новая лодка стала уже 11-й в серии лодок типа «Soryu», а всего таких кораблей будет построено 12, из них две последних с литий-ионными батареями. Строительство лодки SS 511 Oryu началось в марте 2015 года, на воду лодка был спущена 4 октября 2018 года.
Первые десять дизель-электрических подводных лодок, построенных по данному проекту, отличались комбинированной силовой установкой, состоящей из двух дизель-электрических установок Kawasaki 12V25/25SB мощностью 3900 л.с каждая и четырех двигателей Стирлинга Kawasaki Kockums V4-275R, развивающих максимальную мощность 8000 л.с (подводный ход).
А теперь Стирлинги выкинули, поставили более мощные дизеля с генераторами и напихали литий-ионных батарей.
Эти батареи всем хороши, и именно на подводном флоте нивелируется их недостаток в виде неспособности работать на холоде (под водой всегда плюсовая температура). Да они еще и водород не выделяют при зарядке.
Однако есть две главных проблемы, которые надо решить для использования этих аккумуляторов на ДЭПЛ вместо свинцово-кислотных.
Проблема первая — батареи Li-Ion пожароопасны. И водой их не затушить. Их вообще мало чем можно затушить.
Проблема вторая — батареи Li-Ion легче свинцовых. Казалось бы — это же хорошо. Но только не тогда, когда вы пытаетесь вкрячить эти батареи в подлодку, рассчитанную на свинцовые. Центровка-то была рассчитана на тяжеленные свинцовые батареи в трюме.
С этой проблемой уже столкнулись конструкторы Боинга. Они бодро заменили свинцовые аккумуляторы на легкие литий-ионные — а потом пришлось вешать на самолет гирю из обедненного урана массой в пару сотен кг, чтобы восстановить центровку.
Вот и японцам пришлось серьезно перепроектировать лодки, чтобы вписать в них Li-Ion батареи. И сами батареи вкрячены гораздо большей емкости, чем бывшие там раньше свинцовые — чтобы добрать массы.
Японцам удалось выкрутиться из этой ситуации в основном благодаря тому, что лодка изначально имела большую и тяжелую установку с 4 двигателями Стирлинга, установленными в корпусе отнюдь не так низко, как ставятся аккумуляторы. Когда Стирлинги выкинули — возник запас остойчивости. Литий-ионные батареи перераспределили в трюмах, опустили элементы дизель-генераторов — так и восстановили центровку.
Поскольку Li-Ion аккумуляторы имеют существенно большую емкость, чем такие же по габаритам свинцово-кислотные, на малых скоростях дальность подводного хода получившейся подлодки на литий-ионных аккумуляторах сопоставима с дальностью хода на свинцово-кислотных аккумуляторах и двигателе Стирлинга.
При этом лодка получилась дороже, чем со Стирлингами. Но зато аккумуляторы не шумят при работе. И эксплуатация такой лодки значительно проще. Да она проще, чем лодки со свинцово-кислотными батареями — дело в том, что ресурс промышленных Li-Ion аккумуляторов выше во много раз, чем у свинцово-кислотных, это позволяет не менять батареи весь срок службы лодки. А еще Li-Ion аккумуляторы можно сделать герметичными, и они нечувствительны к кренам лодки.
PS. Японские лодки достаточно крупные, по водоизмещению они превосходят все серийные российские дизель-электрические подлодки проектов 677 «Лада», 636 «Варшавянка» и 877 «Палтус». Причина этого понятна — японцы не умеют в атомные лодки, а их соперники китайцы — умеют. Поэтому японцы вынуждены выкручиваться вот так, строить океанские лодки на дизелях, как фашисты во время WW2.
Решение это — довольно спорное, потому что чем лодка крупнее, тем она заметнее. Не случайно новейший проект 677 «Лада» меньше по размерам и водоизмещению, чем классическая 636 «Варшавянка», при сходных ТТХ, а ее варианты «Амур» — еще меньше. Самый маленький вариант Амур-950 имеет надводное водоизмещение всего 950 тонн — для сравнения, японец имеет надводное водоизмещение 2900 тонн. При этом на «Амур» могут быть вкрячены УКСК с пусковой установкой вертикального пуска с 10 ТПК с ПКР «Брамос»(«Оникс») или «Калибр» (Club-S) — что превращает эту маленькую лодку в весьма опасный ракетоносец. У японца ничего подобного нет.
Источник