- Причины кипения аккумулятора при зарядке и способы устранения проблемы
- Виды аккумуляторов
- Когда кипение должно насторожить
- Электролит кипит при зарядке — что это значит
- Какой из аккумуляторов лучше и почему
- Какое бывает зарядное устройство
- Когда возникает и к чему приводит сульфатация пластин
- Что происходит при коротком замыкании
- Какие действия нужны, когда аккумулятор кипит
- Аккумулятор быстро закипает при зарядке — что это значит и как лечить
- Физика и химия кипения АКБ
- Признаки закипающего аккумулятора
- Чем грозит кипячение АКБ
- Возможные причины кипения электролита
- Превышенное напряжение заряда
- Зарядный ток выше нормы
- Сульфатация АКБ
- Низкий уровень электролита
- Короткое замыкание в отсеках АКБ
- Краткие итоги
Причины кипения аккумулятора при зарядке и способы устранения проблемы
Сначала уточним, о каких аккумуляторах идет речь.
В каждом транспортном средстве важной комплектующей является кислотная батарея (АКБ). Она запускает двигатель работу, служит источником питания для энергозависимых устройств в автомобиле при выключенном двигателе.
Практически каждая марка автомобиля «сотрудничает» со своим типом аккумулятора.
Это химический элемент, в котором химическая энергия преобразовывается в электрическую. В «банке» (так называется корпус) находятся пластины с выводами (клеммы) для подключения (плюс/минус), помещенные в электролит.
Отрицательный электрод выполнен, как правило, из свинца, положительный — из двуокиси свинца.
В современных марках автомобилей в состав материала пластины добавляется металлический кальций. Когда АКБ заряжают от зарядного устройства запускается химическая реакция, начинает вырабатываться химическая энергия.
После того как батарея полностью зарядилась, зарядное устройство отключается, идет обратный процесс превращения химической энергии в электрическую. Сам аккумулятор не вырабатывает электроэнергию, а только накапливает во время зарядки. Потом при разрядке отдает ее.
Виды аккумуляторов
В зависимости от электролита различают жидкостные (водный раствор серной кислоты) и безжидкостные: вместо электролита используется стекловолокно (иногда по аналогии называют гелиевыми).
Они постепенно и настойчиво вытесняют жидкостные, потому что имеют по сравнению с первыми значительные преимущества. Их относят к типу необслуживаемых.
Выпускаются в герметичном корпусе, не требуют контроля над уровнем электролита и емкости.
Устойчивы к перепадам тока, механически выносливы, позволяют более свободное обращение при переносе и эксплуатации, не боятся любого наклона. Более долговечны и безопасны.
АКБ не может «похвалиться» такими характеристиками. Виной этому является жидкий электролит. Именно из-за него называются обслуживаемыми. Необходима съемная крышка для доступа ко всем элементам для профилактики, ремонта.
Необходимо постоянно поддерживать требуемый уровень электролита, доливать дистиллированную воду. Не допускать больших наклонов при переносе, осмотре.
Для этих АКБ характерно кипение электролита. Оно может быть вызвано разными причинами.
Когда кипение должно насторожить
Нужно всегда быть внимательным к процессам, происходящим в аккумуляторе. От него зависит, поедете ли вы сегодня куда-нибудь. Особый интерес и тревогу вызывает кипение электролита.
Следует различать, является ли это естественным химическим процессом, или пора бить тревогу, применять срочные меры, потому что это сигнал о неполадках.
Допустим, аккумулятор полностью заряжен. На него в таком состоянии подается постоянный ток с напряжением 14,5 В.
Через некоторое время начинается химический процесс (электролиз) с появлением газов (смесь кислорода и водорода). Это явление не должно настораживать. Все идет своим чередом, так проявляется химическая реакция.
Важно только заметить начало этого процесса: как быстро появляются признаки закипания. Временной интервал от подключения до начала кипения и появления газов зависит от емкости АКБ и силы тока.
На существенные отклонения в работе аккумулятора, его неисправность и возможные проблемы указывает закипание электролита сразу же после поступления тока (еще до полной зарядки). Вот это уже серьезно.
Уровень электролита снижается, и это ведет к возникновению нарушений в работе устройства и его неполадкам. Во время езды трудно определить, когда начинается этот процесс.
Только при зарядке удается «отмерить» отрезок времени от начала зарядки до закипания электролита. После этого можно определить исправен аккумулятор или нет.
Электролит кипит при зарядке — что это значит
Все зависит от того, когда начинается кипение электролита.
Рассмотрим случай: аккумулятор находится в исправном состоянии. Он подключается к зарядному устройству. Что может произойти? Происходит вот что:
- Закипание возникает сразу после подключения.
- Электролит начинает кипеть спустя некоторое время после подачи тока на клеммы.
- Кипение продолжается после полной зарядки.
Первый и третий случаи могут быть сигналами о возможных неполадках. Но торопиться менять батарею не нужно. Прежде необходимо выяснить, вызваны ли эти явления внешними причинами или, действительно, указывают на повреждения в аккумуляторе.
В исправном АКБ быстрое закипание может возникнуть еще по другим причинам:
- для зарядки применяется некачественное или не совсем подходящее зарядное устройство;
- значения тока и напряжения выше рекомендуемых.
Это случаи, когда кипение вызвано внешними причинами, не являются признаками неисправности АКБ. Не нужно торопиться выбрасывать его на свалку.
Вывод такой: полностью исправный аккумулятор не должен сразу же закипать при подключении к зарядному устройству.
Какой из аккумуляторов лучше и почему
Сейчас хорошо известны и более распространены кальциевые аккумуляторы благодаря улучшенным характеристикам: не требуют добавок воды, более устойчивы к коррозии, имеют самый длительный срок службы, выдерживают повышенное напряжение.
До закипания проходит больше времени (даже если подаваемый ток намного превышает предельно допустимый).
О недостатках тоже не нужно забывать.
Кальциевые аккумуляторы следует устанавливать только в автомобили. Но не каждый автомобиль сможет создать приемлемые условия для их эксплуатации. Они хорошо служат, когда автомобиль продолжительное время движется без остановок.
Тогда не производятся глубокие разряды при каждом запуске двигателя. Не рекомендуется включать одновременно все энергозависимые устройства, которые при выключенном двигателе могут работать только от батареи.
Если долгое время машина не используется, батарею лучше извлечь. В противном случае срок службы аккумулятора значительно снижается.
Какое бывает зарядное устройство
Зарядное устройство необходимо для зарядки аккумулятора и поддержки его работоспособности. В зависимости от конструкции ЗУ может работать в обычном и автоматическом режиме.
При обычном режиме работы (в устаревших конструкциях) необходимо постоянно следить за основными параметрами.
В настоящее время ЗУ чаще работает в автоматическом режиме, избавляет от постоянного контроля за уровнем электролита, чтобы избежать его закипание. ЗУ отключается автоматически после полной зарядки.
Когда возникает и к чему приводит сульфатация пластин
Сульфатанация – это процесс осаждения сульфата свинца на положительной пластине. Чем толще налет, тем меньше становится емкость и эффективность работы батареи.
Следует как можно чаще внимательно осматривать батарею, чтобы по первым внешним признакам определить начало сульфатанации.
Важным является подача такого напряжения, которое предусмотрено фирмой-изготовителем. При превышении допустимого значения быстро наступает закипание.
Такой же эффект следует ожидать при повышенной силе тока. Ее расчетная величина составляет 10% от емкости АКБ. Такое соотношение должно сохраняться в процессе работы.
Если в результате сульфатации емкость снижается, становится меньше исходной емкости батареи, тогда прежняя сила тока для уменьшенной емкости в процентном отношении окажется завышенной. Это приводит к значительному перезаряду и закипанию.
Необходимо сразу прекратить зарядку, отключить зарядное устройство от сети и аккумулятора.
Что происходит при коротком замыкании
Короткое замыкание способствует быстрому закипанию электролита. Оно может произойти между несколькими пластинами, тогда на неповрежденные пластины, которых не коснулось короткое замыкание, сразу начинает действовать повышенная сила тока.
Кипение возникает одновременно с подключением, но не во всех банках, а только там, где произошло короткое замыкание. Может вообще кипеть только одна банка аккумулятора, если пластинам нанесен незначительный вред.
Для диагностики причин это хорошая подсказка: кипение не всех банок одновременно говорит о коротком замыкании.
Есть случаи (о них надо помнить), что одна банка может кипеть, когда в ней недостаточно электролита.
Кипение электролита, вызванное коротким замыканием, негативно влияет на состояние АКБ, приводит к ее разрушению.
Причинами выхода из строя батареи является полная непригодность пластин, снижение емкости за счет образования значительного слоя налета, коррозия металлических частей.
Но более опасно, когда батарея взрывается. Это грозит не только пожаром, но и химическими ожогами серной кислотой, которая разбрызгивается в большом количестве в разные стороны.
Какие действия нужны, когда аккумулятор кипит
Прежде всего необходимо обесточить устройство, прекратить подачу электрического тока на клеммы.
Если причиной кипения служат неправильные значения подаваемого тока или напряжения, отличающиеся от рекомендуемых, следует привести эти параметры в соответствие с требуемыми величинами.
В случае когда кипение продолжается, а процесс зарядки уже завершился, это признак того, что АКБ полностью заряжена. ЗУ отключается, аккумулятор возвращается в машину.
Если обнаружится, что кипение начинается сразу же, это однозначно говорит о необходимости замены аккумулятора.
Разрушение пластин и значительная сульфатация резко сокращает срок действия аккумулятора. Чаще всего вернуть к работе АКБ уже не удается.
В начале процесса сульфатации, когда слой налета еще небольшой, предпринимаются попытки увеличить емкость в особом режиме подачи напряжения от зарядного устройства (не равномерно, а прерывисто).
Своевременные профилактические работы позволяют снизить толщину налетного слоя и увеличить емкость, тем самым, продлить срок эксплуатации батареи.
Источник
Аккумулятор быстро закипает при зарядке — что это значит и как лечить
Если аккумулятор кипит при зарядке на последнем её этапе, то не спешите паниковать. Обильное выделение пузырьков в таком случае указывает на то, что батарея зарядилась. А вот когда АКБ кипит при зарядке сразу или спустя всего пару часов — это отклонение от нормы. Причём весьма вредное для ресурса аккумулятора. Поскольку всему есть своя причина, ваша задача — понять, почему электролит быстро закипает и, по возможности, устранить проблему.
Физика и химия кипения АКБ
Но перед тем, как выяснять причину какого-либо процесса, желательно понять его природу. С кипением аккумулятора на самом деле всё просто. У этого явления бывает две стадии. Одна из них практически безвредная, так как считается естественной. Вторая — пагубно сказывается на ресурсе АКБ. А ещё кипящий электролит не имеет абсолютно ничего общего с кипящей водой в чайнике. Рассмотрим эти тезисы немного детальнее.
Естественное кипение аккумулятора — это когда в конце процесса зарядки на поверхность электролита умеренно поднимаются пузырьки газа. Это ни что иное, как водород. Он выделяется в результате электрохимической реакции между кислотой и свинцом под воздействием электрического тока. По большому счёту, ничего страшного в таком кипении нет. Хотя некоторые специалисты утверждают, что заряжать АКБ в идеале надо так, чтобы даже и пузырьков не было.
Последнего легко достичь, если использовать так называемый импульсный режим зарядки. Ток через АКБ пропускается короткими импульсами. Успевает эффективно «усвоиться», не вызывая выделения газа. К сожалению, наличие у вас импульсного зарядного устройства вовсе не означает, что вы заряжаете свою батарею именно так. Импульсный режим реализован правильно лишь в некоторых моделях, стоимость которых начинается от 200 долларов.
Электролизное кипение аккумулятора — это уже вторая стадия. Вредная для АКБ. От естественного процесса отличается по двум признакам. Во-первых, наблюдается не просто выделение пузырьков, а и обильное бурление электролита. Во-вторых, электролиз разлагает воду на водород и кислород, которые в виде взрывоопасной смеси выходят из аккумулятора. Также в самых запущенных случаях может наблюдаться значительный перегрев батареи.
Электролизная реакция в АКБ происходит по нескольким причинам, но всегда означает одно и тоже. А именно — батарея либо не принимает заряд вовсе, либо делает это крайне неэффективно. Кроме того, безвозвратно теряется вода. В результате плотность электролита растёт, что тоже плохо. В довесок ко всему ещё и свинцовые пластины портятся. Вот как раз такое кипение нам не нужно. Его причины и будем искать.
Остался последний факт о кипении аккумулятора, который непременно надо знать. В Интернете часто можно найти высказывания диванных «экспертов», что электролит кипит, так как свинцовые пластины сильно нагреваются. То есть, они работают, как обычный бытовой кипятильник. Это чушь полнейшая. Кипение электролита не имеет ничего общего с кипением воды, нагретой до +100°C. Процессы немного похожи визуально, но физика и химия у них абсолютно разная.
Закипятить электролит в аккумуляторе так, как воду в чайнике, можно. Но для этого нужно выдержать сразу несколько условий. То есть, придётся изрядно постараться. В обычных же адекватных условиях, когда АКБ заряжается под капотом от генератора или стационарно от исправного зарядного устройства — натурального кипячения не будет.
Поскольку мы только что рассмотрели химию, возможно, кому-то будет не хватать формул. Нет проблем.
Это формула нормальной зарядки аккумулятора:
PbSO4 + 2H2O → PbO2 + SO4 + 4H
Происходит такое на отрицательных пластинах АКБ. Для положительных формула другая. Но для нашей темы важна именно эта. По ней наглядно видно, откуда берутся те самые пузырьки водорода (H — это водород). Также обратите внимание, что в результатах реакции нет чистого кислорода. Это значит, что вредный для аккумулятора электролиз не происходит.
Когда же начинается электролиз, вода, которая содержится в электролите, распадается на составляющие — водород и кислород. Первый образуется на отрицательных пластинах, а второй на положительных. По мере их накопления из аккумулятора выходит та самая взрывоопасная смесь. Главная причина, из-за которой начинается электролиз в аккумуляторе — перезаряд.
Признаки закипающего аккумулятора
Если АКБ обслуживаемого типа, то признаки кипения электролита очевидные:
- выделение пузырьков водорода (норма);
- обильное бурление (это уже электролиз);
- скопление капель электролита на корпусе аккумулятора (разбрызгивание).
Все эти признаки хорошо видны, когда батарея заряжается с открытыми пробками. Остаётся только научиться определять кипение, если аккумулятор необслуживаемый. То есть, прямого доступа к отсекам с электролитом нет. В таких случаях можно выявить только вредное кипение, связанное с началом электролиза воды. Вот косвенные признаки этого процесса:
- шипение;
- потёки электролита под штуцером для аварийного сброса давления;
- вздутие корпуса АКБ;
- сильный нагрев;
- в самых запущенных случаях — разрушение аккумулятора.
Соответственно, если в вашем случае наблюдаются какие-либо признаки электролиза, процесс зарядки надо остановить. Далее выясняется причина и, если это возможно, устраняется. Дальше детально описано, где искать проблему, решаема ли она, и если да, то какими путями.
Чем грозит кипячение АКБ
Но для начала вкратце резюмируем, почему, когда аккумулятор кипит при зарядке — это плохо. В целом, если обильное бурление наступает своевременно, то ничего страшного в этом нет. Более того, это один из признаков, указывающий на то, что батарея зарядилась. Если же АКБ кипит при зарядке сразу или в первые часы, то не миновать следующих проблем:
- систематический перезаряд;
- потеря электролита;
- нарушение его плотности;
- осыпание свинцовых пластин;
- короткое замыкание в отсеках;
- потеря ёмкости;
- снижение силы пускового тока;
- возможное разрушение АКБ.
В конце концов, регулярное кипячение аккумуляторной батареи заканчивается одинаково. Сначала плохо крутит стартер. Позже машина перестаёт вообще заводиться по утрам. Затем идёт покупка нового аккумулятора. Если не выяснить причину кипения, то такой цикл может повторяться у вас чуть ли не каждые пару лет.
Дополнительно не помешает отметить, что электролит за пределами корпуса АКБ — это ещё одна серьёзная проблема. Приводит она к тому, что на клеммах постоянно образуется обильный солевой налёт. А значит — ухудшается электрический контакт со всеми вытекающими последствиями. Это ещё не всё. От кислоты гниют силовые провода, площадка под аккумулятором и даже части кузова автомобиля. В самых запущенных случаях доходит до ослабления конструкции.
Возможные причины кипения электролита
Чаще остальных встречаются 5 причин, почему кипит электролит в аккумуляторе. Две из них кроются в зарядном устройстве. Остальные три — это проблемы с самой батареей. В лучшем случае, неустранимой причиной из этой пятёрки является только одна. Если аккумулятор необслуживаемый (без пробок), то тогда две. Если же электролит кипит у вас не первый месяц, то количество неустранимых причин увеличивается ещё на один пункт. А это означает покупку нового аккумулятора. Без вариантов.
Превышенное напряжение заряда
Напряжение на клеммах аккумулятора во время его зарядки является важнейшим параметром, превышать который нельзя. В конкретных цифрах ситуация выглядит следующим образом. В стандартной 12-вольтовой автомобильной батарее есть 6 отсеков. Они соединены между собой последовательно. Каждый отсек должен заряжаться напряжением не более 2,4 В. Это означает, что весь аккумулятор нельзя заряжать напряжением, превышающим 14,4 В. Если же оно выше — начинается электролиз, а значит, и вредное для ресурса кипение.
Собственно говоря, меньше тоже нельзя. АКБ либо не будет заряжаться вообще, либо не накопит 100%. Такое сплошь и рядом наблюдается на автомобилях, если есть неисправности генератора. Например, в текущей машине автора этого материала напряжение бортовой сети при работающем двигателе составляет 14,1 В. Для полноценного заряда АКБ его мало. Приходится периодически пользоваться зарядным устройством. Ну а в дальнейшем — заменить реле-регулятор.
Теперь об измерении напряжения заряда аккумулятора. Об этом постоянно надо говорить, так как многие измеряют его некорректно. В результате получается заблуждение — автовладелец думает, что напряжение в норме. А оно часто бывает повышенное, из-за чего и кипит аккумулятор. Так вот. Мерить напряжение всегда нужно непосредственно на клеммах АКБ.
То есть, ориентироваться не по встроенному в зарядное вольтметру. Не по тому, что на панели приборов (если есть). И уж точно не по китайскому, вставленному в прикуриватель. Все эти способы измерения напряжения склонны давать погрешность. Возникает она из-за того, что несколько долей вольта теряются на пути от клемм к измерительному прибору. Называется это падением напряжения или потерями.
Поэтому, если аккумулятор кипит при зарядке, в первую очередь, измерьте напряжение прямо на клеммах. Для этого понадобится самый простой мультиметр. Практика показывает, что даже недорогие (двухдолларовые которые) умеют показывать более-менее точно. Ну а если есть проверенный мультиметр, то вообще хорошо.
Важно! В самом начале заряда напряжение может быть значительно ниже, чем указанный эталон 14,4 В. Это нормально. Но не стоит забывать о том, что по мере накопления аккумулятором энергии показатели будут непременно расти. Поэтому напряжение следует контролировать не только после подключения зарядного устройства, но и далее в процессе.
Как устранить эту причину кипения электролита, если она имеет место быть? Просто. На регулируемых зарядных устройствах нужно либо ограничивать это самое напряжение, либо выбрать другие предустановки. Если предусмотрена только регулировка тока, то она тоже может помочь. Снижая ток — уменьшаете напряжение. Если же прибор не имеет никаких регулировок, а напряжение повышенное, использовать его не стоит. Почитайте — как выбрать зарядное устройство — и купите нормальное.
Зарядный ток выше нормы
Напряжение и ток — две тесно взаимосвязанные характеристики. Но в случае кипения аккумулятора во время зарядки важно другое. А именно о сочетаемости зарядного тока и реальной ёмкости АКБ. Слово «реальной» написано не просто так. На этом нужно акцентировать внимание, поскольку в 90% случаев этот нюанс не учитывается.
Дело вот в чём. У любого ненового автомобильного аккумулятора есть «две ёмкости». Первая — написана на его корпусе. Это заявленная номинальная ёмкость. Например, стандартные 65 А*ч. Вторая — это реальная. То есть та, которую имеет батарея на данный момент. Со временем ёмкость неизбежно уменьшается. По ряду причин. Нам сейчас важно запомнить то, что реальных ампер-часов у бывшей в эксплуатации АКБ всегда меньше, чем написано на её корпусе.
Понимать это нужно потому, что от ёмкости батареи зависит рекомендуемый оптимальный зарядный ток. Вернее, его сила, выраженная в амперах. Высчитывается он очень просто, да и многим знакомо. Берётся 10% от ёмкости, и таким током заряжается АКБ. Пример. Для АКБ на 60 А*ч оптимальная сила тока заряда составляет 6 А. И так далее. Превышать этот ток нельзя, так как это очередная возможная причина, почему кипит аккумулятор.
Но самое главное даже не это. Есть же ещё реальная ёмкость, о которой часто забывают автолюбители. В итоге они на протяжении всего срока службы аккумулятора заряжают его током, который соответствует 10 процентам надписи на корпусе. Но надпись не является реальным показателем, поскольку с первого же дня ёмкость батареи уменьшается. Неизбежно. У всех с разной скоростью. Но уменьшается.
Если вы аккуратный автолюбитель, и следите регулярно за уровнем заряда АКБ, то даже у вас она через пару лет после покупки потеряет 10-15% ёмкости. Было, например, 60 А*ч, а стало 45 А*ч. Отсюда следует, что заряжать её током в 6 А уже нельзя. Она будет накапливать заряд неэффективно и, конечно же, быстро закипать. У тех, кто за аккумулятором и его состоянием не следит, цифры бывают гораздо печальнее. А кипение более эпичное и с плохим концом.
Как решить проблему? Есть два варианта. Первый — время от времени измерять реальную ёмкость батареи, и заряжать её соответствующим током. Но для этого нужны специальные приборы. Недешёвые. Второй — уменьшать максимальный ток заряда примерно. По мере увеличения срока службы АКБ. Например, отходила один год — уменьшаем на 1 А. Через два года ещё на ампер. Если же вам повезло, и аккумулятор отслужил лет пять, то его заряжать большим током вообще грех.
Кроме естественного «старения» АКБ не следует также забывать и о том, что многие недорогие модели уже с магазина не имеют заявленной ёмкости. К сожалению, чтобы выявить такую подделку, нужен соответствующий тест. Делают его единицы, что, между прочим, позволяет сразу же вернуть товар по закону «двух недель». Если же вы купили дешёвый аккумулятор, а измерять реальную ёмкость нечем, заряжайте сразу его не максимально допустимым током, а немного уменьшенным. Например, вместо 6-7 А ограничивайте до 5 А. На время зарядки это не сильно повлияет, а вот на ресурсе скажется положительно.
Сульфатация АКБ
Сульфатация аккумулятора — это образование на его пластинах нерастворимого налёта из сульфата свинца. Появляется эта проблема по нескольким причинам. Если вкратце, то это систематический недозаряд и недостаточный уровень электролита. В первом случае образовавшийся во время разряда сульфат не растворяется обратно в кислоте. Со временем его кристаллики становятся больше и твёрже. Если же в АКБ не хватает электролита, то верхняя часть платин вообще работает «на сухую». На таких участках сульфатам попросту не в чём растворяться.
Причём здесь кипение аккумулятора? А при том, что сульфатация является главной причиной резкой потери ёмкости. Она ведь тем выше, чем большая площадь свинца контактирует с электролитом. А когда он обрастает сульфатами, его участие в реакции прекращается. Отсюда и берётся снижение ёмкости. А как уже было сказано выше, при таком раскладе легко превысить зарядный ток, который является одной из главных причин преждевременного закипания электролита.
Как решить проблему? Если сульфатация на ранней стадии, то её можно устранить. Называется этот процесс — десульфатация аккумулятора. Если коротко, то это такой особый режим зарядки, при котором сульфаты частично или полностью разрушаются, освобождая дополнительную площадь свинца. Есть эти режимы в некоторых зарядных устройствах, а также их можно имитировать с помощью обычных зарядников и нагрузки.
В запущенных случаях сульфатация практически непобедима. Не помогает ни замена электролита, ни промывка аккумулятора, ни другие народные методы. Даже супер «умные» зарядные устройства, в основном, не улучшают положение. Соответственно, решается такая проблема двумя путями. Либо заменой аккумулятора, либо, если он ещё «живой», зарядкой небольшими токами.
Нужно понимать, что зарядный ток вы сможете контролировать (ограничивать) только во время зарядки от стационарного зарядного устройства. Под капотом же аккумулятор будет брать ток по максимуму. А это значит, что электролит, скорее всего, регулярно будет кипеть. Поэтому эксплуатировать аккумулятор с явными признаками серьёзной сульфатации не стоит. Лучше сразу заменить. От греха подальше.
Низкий уровень электролита
В свете вышесказанного уже должно быть понятно, что из-за низкого уровня электролита быстрее развивается сульфатация АКБ. Но это не единственная проблема. Когда уровень ниже нормы, часть пластин «оголяется», и во время зарядки не участвует в процессе. Это может означать только одно — батарея на текущий момент имеет уменьшенную ёмкость. А значит, заряжать её стандартным током уже нельзя. Будет непременно закипать раньше времени.
Решение проблемы очевидное, если аккумулятор обслуживаемого типа. Нужно просто регулярно контролировать уровень электролита, и доливать его при необходимости. Что же касается необслуживаемых батарей, коих сейчас развелось очень много, то тут уж ничего не поделаешь. Уровень электролита ни контролировать нельзя, ни доливать. Если батарея долгое время кипятилась, то её только выбросить остаётся.
Автор в курсе, что народные умельцы изощряются, и доливают воду (или электролит) даже в необслуживаемые АКБ. Дурное дело нехитрое. Насверлил отверстий, взял шприц, и заливай, сколько душе угодно. Некоторые заливают таким способом воду и в AGM аккумуляторы, и даже в GEL. Повторять подобные эксперименты — не стоит. В следующий раз дважды подумаете перед тем, как выбирать аккумулятор.
Короткое замыкание в отсеках АКБ
Когда случается короткое замыкание в аккумуляторе, чрезмерное кипение электролита возникает по совокупности нескольких факторов. Но начнём с того, что представляет собой эта причина. Короткое замыкание в АКБ — это когда в одной из ячеек начинают контактировать пластины с разной полярностью. В результате отсек из элемента питания превращается в тупой проводник тока. К слову, проблема может быть одновременно в нескольких ячейках.
Что дальше? Когда хотя бы в одном из отсеков замыкают пластины, из батареи «выпадает» один элемент. Выше было уже сказано, что всего их шесть. Каждый должен заряжаться напряжением не выше 2,4 В. Соединены они последовательно, откуда и берутся те самые идеальные 14,4 В. С «выпадением» одного такого элемента уменьшается и это напряжение. Ровно на 2,4 В. То есть, если мы заряжаем закороченную батарею напряжением 14,4 В, то для неё оно уже слишком большое. Всё. Электролит кипит почти постоянно.
Как понять, что в аккумуляторе есть коротыш? Способов два. Оба не подходят, когда батарея необслуживаемого типа. Если же пробки есть, то первый способ увидеть короткое замыкание — наблюдать за электролитом во время зарядки. Где нет пузырьков водорода, тогда как остальные ячейки уже кипят, там и есть проблема. Второй способ — проверка под нагрузкой. Например, можно прокрутить несколько раз стартер, параллельно глядя на электролит. Как правило, если есть коротыш, под нагрузкой закороченная банка моментально закипает. Так что заглядывать аккуратно!
Что делать? Собственно, аккумулятор с коротким замыканием — это уже мертвец. Поможет здесь только замена.
Да-да. Есть народные способы, как воскресить закоротивший аккумулятор. Но они такие варварские, что здесь о них даже в общих чертах говориться не будет. Если охота потерять время и рискнуть собственным здоровьем — в Интернете полно «инструкций к действию». Но лучше сразу откажитесь от подобных идей. Они опасны и безнадёжны.
Краткие итоги
Если аккумулятор кипит при зарядке в самом её конце — это нормально. Лёгкие пузырьки без бурления в процессе — вообще не проблема. Если же закипает сразу после подключения зарядного устройства, в первые пару часов, или шипит под капотом — это непорядок. Основных причин всего пять: высокое напряжение; слишком большой для конкретной АКБ ток; сульфатация; низкий уровень электролита; коротыш.
Источник