Почему нагревается аккумулятор при зарядке от зарядного устройства

Нормально ли, что аккумулятор греется при зарядке?

Часто у начинающих водителей возникает вопрос о том, почему аккумулятор греется при зарядке и насколько это нормально. Когда внутри корпуса АКБ автомобиля начинается кипение или бурление, а сам он начинает нагреваться, новичков это может навести на мысль о том, что с батареей что-то не в порядке. Также и владельцы мобильных телефонов беспокоятся о том, что мобильник «сильно греется» при подключении его к сети. На самом деле далеко не всегда нагрев батареи при зарядке означает ее неисправность.

Для того чтобы развеять страхи по поводу нагревания аккумуляторов автомобилей и телефонов, рассмотрим некоторые причины, по которым это может возникать (кстати, было бы, наоборот, странно, если бы аккумуляторы при зарядке не грелись вообще).

Перестраховка: заряжаем аккумулятор авто качественно и правильно

Необходимо знать о том, что если во время зарядки греется аккумулятор — это вполне естественное явление, особенно, когда процесс подходит к концу. Для того чтобы не произошло перегрева, важно следить за батареей на всех этапах ее зарядки — примерно так же, как мы следим за поставленной на огонь кастрюлей или любым электрическим прибором.

Перед тем как подсоединять свинцово-кислотный аккумулятор к сети с помощью зарядного устройства, всегда проверяйте уровень электролита к каждой его «банке» — во избежание скорого перегрева и короткого замыкания между свинцовыми пластинами, не покрытыми жидкостью. Помните о том, что уровень электролитической жидкости в банках аккумуляторной батареи должен всегда покрывать пластины, как минимум, на 1 сантиметр . Перед зарядкой обязательно измеряйте плотность жидкости ареометром (норма 1,27 гр/см 3 ).

Читайте также:  Что делать со старого аккумулятора

Также помните о том, что батарею можно заряжать двумя основными методами: когда постоянный уровень тока, либо наоборот, постоянный уровень напряжения, выставляемый на зарядном устройстве. Если вы заряжаете батарею постоянным током, его уровень должен быть не больше 10% от фактической емкости АКБ. При показателе тока выше положенного это может спровоцировать сильный нагрев аккумулятора и кипение раньше времени, что впоследствии негативно скажется на его рабочих показателях. Если вы не уследите за процессом и вовремя не снизите уровень тока, может произойти даже взрыв батареи.

Ближе к концу зарядки не оставляйте АКБ надолго без присмотра. Если она начинает нагреваться слишком сильно, лучше снизьте ток. Конечно, время зарядки может увеличиться, но именно это позволит вам минимизировать возможные риски.

Кроме того, если ваш аккумулятор уже старый, важно иметь в виду, что старые автомобильные батареи нагреваются быстрее, а доливать дистиллированную воду во избежание короткого замыкания придется все чаще. Обращайтесь со старой батареей максимально внимательно и осторожно.

Возможный заводской дефект нового аккумулятора

Для водителей-новичков не будет лишним узнать и о том, что сам процесс кипения батареи может подсказать, почему она сильно нагревается и по каким причинам показатель ее общего напряжения не соответствует необходимой норме.

Например, при замыкании одной из банок вследствие заводского дефекта закипание как нормальный и естественный процесс наступает во всех исправных отсеках аккумулятора . В замкнутой банке процесса кипения нет. При замерах плотности электролита значение ее в «умершем» отсеке не превышает 1,10 гр/см 3 . Батарея с таким дефектом будет выдавать напряжение около 10,5 Вольт, а не положенные 12-13 в покое. Лучше не пытаться ее восстанавливать, а вернуть обратно в магазин, или же обменять на исправную.

Возможные неполадки, если аккумулятор сильно «греется» при зарядке

В случае, если вы сняли АКБ с автомобиля и поставили его заряжаться, а позже обнаружили, что он нагревается сильнее, чем нужно, причины могут быть вполне понятными и иногда устранимыми:

  • Неисправность используемого зарядного устройства, или же слишком высокие токи. Попробуйте просто уменьшить их.
  • Что-то случилось внутри самого аккумулятора. Это может быть повреждение пластин, их осыпание или короткое замыкание. Возможность устранения проблемы зависит от уровня повреждения пластин.

Почему нагревается телефонный аккумулятор при зарядке

Чаще всего беспокойство владельцев телефонов по этому поводу не имеет серьезных оснований:

  • Если телефон заряжается, и нет очевидных признаков его перегревания, то зарядку можно спокойно продолжать: «греются» при подсоединении к сети все мобильники .
  • Если вы звоните, играете в игры или пишете СМС при зарядке телефона , температура его естественным образом будет на порядок выше обычной. В данном случае можно дождаться окончания зарядки устройства, чтобы не беспокоиться лишний раз.
  • Если корпус вашего гаджета выполнен из металла , он будет нагреваться сильнее, но опасности в этом нет.
  • При подключении к смартфону Wi-Fi или любого вида мобильного интернета скачивание данных будет оказывать влияние на уровень температуры во время зарядки.
  • Телефон может нагреться по причине ошибок в прошивочной системе (программный код). В данном случае, попробуйте отыскать в Сети обновленную прошивочную версию.
  • Проверку уровня нагрева смартфона в процессе зарядки можно провести, используя утилиту вроде CPU-Z .

Таким образом, любой аккумулятор греется при зарядке. В случае, если речь идет об автомобильной батарее, важно осуществлять своевременный контроль процесса, чтобы избежать возможных необратимых ее повреждений. Если же нагревается телефон, чаще всего беспокойство пользователей напрасное. Но если имеются сомнения, уровень нагрева АКБ во время зарядки всегда можно проверить с помощью специальных программ.

Источник

Почему аккумулятор кипит во время зарядки и что делать в такой ситуации

В большинстве случаев на автомобилях используются именно свинцово-кислотные аккумуляторные батареи, внутри которых находится электролит. Когда АКБ перестаёт работать, для её восстановления требуется подзарядить батарею.

Но в процессе зарядки автовладельцы наблюдают ситуацию, когда жидкость начинает кипеть. Важно понимать, является ли подобный случай признаком неисправности, из-за чего электролит кипит и что нужно делать.

Тут следует учитывать, что кипение электролита может быть как нормой, так и выходом за рамки нормального процесса зарядки. И эти ситуации необходимо уметь различать, чтобы своевременно остановить процесс.

Когда кипение считается нормой

Как уже говорилось ранее, если аккумуляторы кипят при зарядке, это ещё не повод беспокоиться. В некоторых случаях кипение считается состоянием нормы для АКБ.

Ответить на вопрос о том, должен ли кипеть аккумулятор от автомобиля во время процесса зарядки, поможет ареометр. Это прибор, с помощью которого измеряется плотность жидкости.

Кипение происходит в тех случаях, когда плотность жидкости внутри АКБ достигает своих максимальных значений. При этом батарея уже не способна удерживать ток заряда, который на неё поступает. Когда АКБ кипит при полном заряде, это считается нормой.

Это позволяет понять, должен ли кипеть ваш автомобильный аккумулятор непосредственно во время зарядки. Когда рабочая жидкость обретает максимальную плотность за счёт зарядного тока, кипение будет нормой.

Не стоит паниковать, когда аккумулятор при зарядке кипит лишь спустя 5-7 часов. При подобных условиях это нормально и покупать новую АКБ не нужно.

Время, необходимое для закипания при исправной батарее, зависит от её текущего состояния, степени разряда, срока эксплуатации и пр.

Химическое объяснение кипения

Как уже выяснили, когда при зарядке аккумуляторов кипит электролит, довольно часто это является нормой и паниковать не стоит.

Некоторым будет интересно узнать, почему именно находящаяся внутри АКБ жидкость кипит в процессе зарядке и из-за чего аккумулятор сталкивается с подобным явлением с точки зрения химических процессов.

Следует детальнее разобраться, из-за чего аккумулятор начинает кипеть при зарядке. Когда идёт процесс зарядки, батарея накапливает внутри себя энергию. Последняя поступает в АКБ от зарядного устройства. Эта энергия требуется, чтобы восстановить свинцовое покрытие на пластинах аккумулятора. Параллельно формируется так называемый кислотный остаток. Он входит в состав электролита, за счёт чего плотность рабочей жидкости постепенно повышается.

Когда процесс восстановления свинцовых солей завершается, начинается другое явление. Это водный электролит. То есть вода разлагается на части, когда через неё проходит электроток. При электролизе вода распадается на 2 составляющие: водород и кислород.

Разложение воды способствует выделению газа в виде пузырей. Сначала они появляются в небольшом количестве, имеют маленькие размеры. Это можно заметить по незначительному звуку шуршания внутри АКБ. Но по мере увеличения интенсивности кипения слышно уже полноценное бульканье.

Внешне это напоминает обычное кипение воды. В действительности температура не достигает зачастую и 50 градусов Цельсия.

Всё это даёт понять, что в кипении нет ничего страшного. Это лишь признак того, что заряд АКБ был восполнен в полной мере и процессы завершены. Когда аккумулятор кипит на зарядке, остаётся лишь отключить батарею от зарядного устройства.

Когда кипение говорит о проблемах

Совсем другое дело, когда аккумулятор от автомобиля закипает буквально сразу при зарядке, стоит только подключить к розетке зарядное устройство.

При быстром закипании это указывает на выход из строя АКБ и невозможность её восстановления.

Когда ресурс АКБ подходит к концу, процесс выделения газов, напоминающий обычное кипение воды, начинается практически сразу после начала подачи зарядного тока. Причём при выходе из строя батареи кипение может наблюдаться только в некоторых отсеках (банках).

Подобные признаки указывают на то, что внутренние пластины в АКБ разрушены и эксплуатация такой батареи недопустима. Восстановить её уже не получится.

Есть несколько причин, из-за которых аккумулятор автомобиля кипит при зарядке буквально сразу после подключения зарядного устройства. А именно:

  • накопители энергии разрушились из-за сульфатации, то есть образования сернокислого свинца на поверхностях пластин;
  • уровень электролита оказался слишком низким;
  • в одной или сразу в нескольких банках произошло короткое замыкание.

Вне зависимости от причины, из-за которой аккумулятор буквально сразу кипит при подключении к ЗУ, нужно отказаться от идеи обратной установки АКБ в автомобиль.

Бывает так, что при зарядке процесс кипения наблюдается только в одной банке. Здесь чаще всего причина заключается в критическом снижении уровня электролита, состоящего из смеси воды и серной кислоты. Также кипение одной банки иногда связано с постепенным разрушением пластин в этом отсеке.

Когда кипение наблюдается не в одной банке, а в нескольких сразу, рекомендуется начать диагностику с проверки уровня электролита. Если он упал до критической отметки, тогда кипение начнётся буквально сразу, как только аккумулятор подключат к зарядному устройству и произойдёт подача зарядного тока.

Как решить проблему

Также автомобилистам важно понимать, что им следует делать, если при зарядке их аккумулятор всё же закипел.

Бурление, то есть высвобождение газов в АКБ, указывает на то, что батарея больше не накапливает энергию. Так происходит обычно при восполнении около 80% номинальной ёмкости батареи.

Процент может несколько отличаться, поскольку на это также влияет общее состояние батареи, применяемый метод зарядки и пр.

Не нужно сразу же бежать к ЗУ и отключать его в срочном порядке из розетки. Но и на длительное время оставлять батарею с кипящим электролитом нельзя. При незначительном, умеренном бурлении в таком состоянии можно продолжать восполнять ёмкость примерно 2-3 часа.

Как только появились признаки кипения, силу зарядного тока нужно снизить в 2 раза.

Если вы используете обслуживаемый тип АКБ, на которой присутствуют пробки, их следует немного открутить. Это позволит создать небольшой зазор, через который избыточный газ сможет выходить наружу, а не давить на внутренние стенки аккумуляторной батареи.

Когда напряжение будет снижено и процесс зарядки продолжен, через некоторое время кипение снова может начаться. И тут важно знать, что делать в такой ситуации при зарядке, если аккумулятор вновь закипел. Тактика та же самая. Ток заряда снижается в 2 раза. Процесс продолжается до того момента, пока амперметр не покажет, что аккумулятор больше не принимает питание.

Если вы используете зарядные устройства старого образца, тогда здесь все параметры придётся подбирать самостоятельно, регулировать всё вручную. В этом плане намного удобнее и безопаснее пользоваться современными зарядками. Они регулируют интенсивность подачи зарядного тока в автоматическом режиме. Участие человека сведено к минимуму. Фактически достаточно соединить АКБ с зарядным устройством, а затем подключить вилку ЗУ в розетку. Далее можно ждать автоматического отключения. Это говорит о том, что батарея заряжена.

Прежде чем пользоваться ЗУ, внимательно почитайте инструкции и рекомендации производителя по использованию. Это позволит избежать проблем в процессе зарядки своего аккумулятора.

Самостоятельное восстановление работы аккумуляторной батареи возможно в случае кипения во время зарядного процесса. Но сделать это можно, когда чётко диагностирован дефицит электролита внутри АКБ. Смысл достаточно простой. Требуется долить внутрь специальную жидкость в виде смеси дистиллированной воды и серной кислоты. В АКБ есть метки уровня электролита, по которым и нужно ориентироваться.

Чаще всего уровень электролита заметно падает именно в сезон высоких температур. Если полноценного электролита под рукой не оказалось и купить его пока негде, вместо него можно долить аналогичное количество дистиллированной воды. Ёмкость с такой жидкостью обязательно должна быть в машине у каждого автомобилиста.

Но бывают случаи, когда самостоятельно решить проблему не удаётся. Тогда потребуется обратиться к профильным специалистам.

Когда без профессиональной помощи не обойтись

Настоятельно не рекомендуется продолжать пытаться восстановить АКБ, если батарея начинает кипеть буквально в первые несколько минут после начала процесса зарядки. Это потенциально очень опасно. Если кипение появляется быстро, это прямо указывает на неисправность аккумулятора. Оставив его подключённым к ЗУ, начнётся процесс выделения опасного и взрывоопасного газа. Когда его количество достигнет критического уровня, корпус АКБ может попросту разорвать.

АКБ в подобном состоянии пытаться восстановить бессмысленно. Платить деньги специалистам тоже не нужно, поскольку и они реанимировать оборудование не смогут. Единственным правильным решением станет покупка новой батареи.

К специалистам есть смысл обращаться тогда, когда у автовладельца отсутствует собственное зарядное устройство либо нет времени контролировать все процессы. Обычно СТО оснащены автоматическими ЗУ, которые самостоятельно отключают зарядку при достижении нужного уровня заряда.

Долить электролит или просто дистиллированную воду не составит большого труда, когда в распоряжении у автовладельца обслуживаемый тип аккумуляторов. Здесь откручиваются пробки, доливается в отверстия банок нужное количество рабочей жидкости. Но всё чаще можно встретить необслуживаемые АКБ. Они имеют ряд преимуществ, но вот заливать в них электролит проблематично. При критическом снижении уровня некоторые выполняют в корпусе отверстия, через шприц добавляют жидкость. Но это потенциально опасно и не предусмотрено конструктивными особенностями таких аккумуляторных батарей.

Самым правильным решением в ситуации, когда электролит закипает достаточно быстро после начала процесса зарядки, будет покупка нового качественного аккумулятора. Подобрать подходящую АКБ не так сложно, если знать исходные параметры своего автомобиля и соблюдать рекомендации автопроизводителя.

Кипение электролита внутри АКБ не всегда признак чего-то страшного и опасного. Иногда это вполне естественный процесс, указывающий на завершение зарядки батареи. Но когда кипение выходит за рамки нормы, тут уже приходится принимать решение. Либо батарею восстанавливают, если это возможно, либо отправляются в магазин за новым аккумулятором. Всё зависит от конкретной сложившейся ситуации.

Источник

Оцените статью