- Почему еле-еле крутит стартер (аккумулятор заряжен)
- Причины возникновения неисправности
- Неисправности проводки
- Неисправно втягивающее реле
- Выход из строя стартера
- Густое масло
- Почему плохо крутит стартер: диагностика и ремонт своими руками
- Аккумулятор заряжен – стартер не крутит вообще
- Как проверить уровень заряженности АКБ
- Но стартер все-равно не крутит
- Аккумулятор заряжен – стартер крутит еле-еле
- Двигатель холодный – стартер «тужит»
- Двигатель горячий – стартер крутит вяло
- Обслуживание и ремонт стартера своими руками
Почему еле-еле крутит стартер (аккумулятор заряжен)
Времена, когда можно было завести двигатель автомобиля с помощью пусковой рукоятки уходят в прошлое.
Поэтому в ситуации, когда аккумулятор заряжен, но стартер плохо вращает коленвал, не остаётся ничего другого, как выяснять причину подобной неисправности на месте. Что делать в подобной ситуации, и как найти поломку, об этом будет подробно описано в данной статье.
Причины возникновения неисправности
Если плохо крутит стартер при заряженном аккумуляторе, то поломка, в большинстве случаев, находится в устройстве запуска двигателя.
Причиной низкой частоты вращения коленвала двигателя, в этом случае, могут быть:
- Неисправность проводки.
- Выход из строя стартера.
- Неисправность втягивающего реле.
- Густое масло.
Прежде чем приступать к выявлению вышеуказанных причин, следует убедиться в том, что аккумулятор выдаёт достаточный для запуска двигателя ток. Для этого можно воспользоваться нагрузочной вилкой. Если аккумулятор обслуживаемый, необходимо замерить плотность электролита.
Неисправности проводки
Стартёр двигателя внутреннего сгорания является самым энергоёмким прибором электрооборудования автомобиля, поэтому некачественное крепление проводов и клемм, может снизить эффективность работы этого устройства.
Сила тока, которая возникает в момент включения стартёра, настолько велика, что в недостаточно хорошо прикреплённых проводах может образоваться электрическая дуга. Часть энергии будет уходить на поддержания этого эффекта, в результате чего стартёр будет вращаться очень медленно.
Кроме недостаточной силы тока в цепи, электрическая дуга может привести к возгоранию, поэтому если аккумулятор плохо крутит стартер, следует в первую очередь осмотреть клеммы подключения аккумулятора, а также проверить качество соединения положительного провода, который подключается от «+» аккумулятора к втягивающему реле.
Также следует проверить кабель, который соединяет корпус двигателя с кузовом автомобиля, в этом месте также может быть недостаточно хороший контакт.
Кроме утечки электрического тока и плохо затянутых гаек и болтов, стартеру может недоставать электрической мощности, по причине окисления клемм аккумулятора. В этом случае образуется прослойка из плохо проводящего электрический ток вещества, которое и является причиной ухудшения работы стартера.
Данная проблема может быть легко решена, если использовать для удаления образовавшегося слоя окисления содовый раствор:
- Для приготовления раствора используется обычная сода и тёплая вода в соотношении 1 к 10.
- Для очистки клемм можно использовать ветошь, но наиболее подходящим инструментом, для выполнения данных работ, является старая зубная щётка.
Неисправно втягивающее реле
Очень распространённая поломка, которая может быть причиной плохой работы стартового механизма автомобиля.
Если произошло короткое замыкание обмотки электромагнита, то потребуется полностью заменить данную деталь, но в большинстве случаев причина неудовлетворительной работы втягивающего реле заключается в неисправности, возникающей в результате подгорания контактов реле.
Для того чтобы восстановить работоспособность устройства, необходимо снять втягивающее реле с корпуса стартера и снять эбонитовую крышку, к которой подключаются провода.
Внутри устройства, будет расположена медная пластина, замыкающая контакты реле. Именно эта деталь и бывает наиболее повреждена. Поверхность пластины, которая соприкасается с контактами, необходимо очистить от неровностей, которые возникают вследствие повышенных температур во время замыкания контактов. Для этого следует воспользоваться бархатным напильником, но снимать металл следует очень осторожно, чтобы пластина не истончилась слишком сильно, иначе хорошего контакта между проводниками электрического тока не будет.
Контакты, которые расположены на эбонитовой крышке втягивающего реле, также необходимо зачистить. Чтобы осуществить данную операцию, необходимо выкрутить болты, к которым присоединяются провода, и зачистить их с той стороны, которой они соприкасаются с контактной пластиной. Очистка поверхности болтов осуществляется напильником. Снимать необходимо минимальное количество металла, чтобы контакты достаточно плотно соприкасались с контактной пластиной электромагнита.
Когда очистка контактов будет завершена, сборка и установка втягивающего реле осуществляется в обратном порядке. Болты втягивающего реле должны быть хорошо зафиксированы в эбонитовом корпусе, но перекручивать резьбовое соединение не следует, иначе можно повредить хрупкий материал крышки данного устройства.
Выход из строя стартера
Несмотря на высокий эксплуатационный ресурс стартера, это устройство не является вечным, и рано или поздно выходит из строя.
1. Сложность диагностики технического состояния электрического двигателя, который расположен внутри корпуса стартера, затрудняется тем, что некоторые распространённые «заболевания» этого устройства, могут проявляться только когда двигатель полностью прогревается.
Характерным «симптомом», такой поломки, является лёгкий запуск холодного двигателя, и очень медленное проворачивание коленвала, когда температура охлаждающей жидкости достигнет рабочего значения. Если стартер плохо крутит только на горячем двигателе, то при возникновении данной проблемы, необходимо в течение короткого промежутка времени снять деталь с двигателя автомобиля, разобрать его и с помощью омметра осуществить замеры сопротивления между обмоткой и корпусом.
Если показатель будет менее 10 кОм, то происходит утечка электрического тока на корпус устройства, что значительно снижает мощность электродвигателя. Если обмотка стартера в порядке, необходимо замерить сопротивление между обмоткой якоря и его корпусом.
2. При отсутствии утечек в этой части электрического двигателя стартёра, следует очень внимательно осмотреть выводные провода коллектора, которые могут быть отпаяны, вследствие чего нарушается контакт и стартёр, либо полностью не крутит двигатель, либо вращение коленвала осуществляется с недостаточной частотой.
3. Важнейшим элементом стартёра являются щётки.
Если данная деталь полностью выработала ресурс, то стартёр будет плохо крутить двигатель автомобиля, как в холодном состоянии, так и после прогрева двигателя.
Если величина выработки щёток не велика, то следует их проверить на утечку тока. Осуществить эту операцию можно с помощью любого устройства для осуществления замеров сопротивления, или обычной двенадцативольтовой лампочки.
При подаче «+» источника питания на щётки, а «-» к лампочке, которая другим выводом соединяется с массой щёточного блока, свечение нити накаливания должно полностью отсутствовать. При проверке омметром, показатель сопротивления должен стремиться к бесконечности.
Густое масло
Данная проблема может возникнуть только в том случае, если марка смазывающего вещества не соответствует сезону. Стартёр будет с трудом проворачивать коленвал двигателя, только при очень низких температурах воздуха. Если автомобиль эксплуатируется в суровых климатических условиях, то необходимо позаботиться об утеплении места стоянки машины, а также сменить моторное масло.
Источник
Почему плохо крутит стартер: диагностика и ремонт своими руками
Нормально работающий стартер должен вращать коленчатый вал уверенно, бодро, с равномерной скоростью и до запуска мотора. Если же он крутит вяло, туго, «останавливается на полпути», клацает, щелкает, или даже вращается, но коленвал не прокручивает – то это означает, что он нуждается в обслуживании или ремонте. К счастью, выявить причину, почему стартер работает, как та бабка, которая маленькими шажками «полдня» переходит дорогу, несложно даже начинающему автолюбителю. А поможет разобраться в этом вопросе рассматриваемая статья.
Аккумулятор заряжен – стартер не крутит вообще
На практике гораздо чаще встречаются случаи, когда стартер тужит или вообще не подает признаков жизни из-за разряженного аккумулятора. Тут ремонт простой, как дверь – зарядил АКБ и завелся. Однако не так уж редки ситуации, когда аккумуляторная батарея новая, полностью заряженная, но стартер все-равно тупит или вовсе отказывается выполнять свою работу. С этого и стоит начать.
Как проверить уровень заряженности АКБ
Чтобы исправный стартер мог уверенно работать, аккумулятор должен быть заряжен, как минимум, на 30%. Это если он новый или купленный сравнительно недавно. Если же аккумулятор уже «уставший», то будучи заряженным и на 50-60%, обеспечить стартер необходимым током в течение нескольких секунд может быть для него непосильной задачей.
Как же быстро и без специалиста проверить, заряжена ли аккумуляторная батарея, и на сколько процентов? Способов сделать это существует всего три:
- Измерение напряжения. Данный способ подходит только для тех случаев, когда АКБ не получала заряд, как минимум 8, а то и все 12 часов. Если же вы недавно ездили на машине, просто запускали двигатель, подзаряжали батарею от зарядного устройства – этот метод бесполезен. Если же АКБ пребывала в состоянии покоя указанное время, то по напряжению на ее клеммах можно легко определить уровень ее заряженности. Если прибор (мультиметр в режиме вольтметра) показывает 12,7 V – АКБ заряжена на 100%. Напряжение 12,6 V – это уже 90% и так далее. Соответственно, если вольтметр показывает 12 V, или и того меньше, то аккумулятор заряжен на 30% или менее.
- Измерение плотности электролита. Преимущество этого метода заключается в том, что для оценки уровня заряженности АКБ не нужно «ждать» 8-12 часов, необходимые для выравнивания напряжения. Определенный по плотности электролита заряд будет верным, даже если вы сделаете замер прямо во время зарядки АКБ от стационарного зарядного устройства. Есть у этого способа и один существенный недостаток – далеко не во всех современных аккумуляторах есть жидкий электролит или доступ к нему. У заряженного на 100% аккумулятора плотность электролита будет в районе 1,26-1,27 единиц. Показатели на уровне 1,1-1,2 свидетельствуют о том, что аккумулятор практически «мертвый». Ориентироваться также можно на понятную процентную шкалу, которая есть, наверное, на любом автомобильном ареометре (прибор для измерения плотности электролита).
- Тест нагрузочной вилкой. Такой девайс есть далеко не у каждого автолюбителя. Но если есть, в инструкции к нему подробно и наглядно описано, как проверить состояние аккумуляторной батареи с помощью нагрузочной вилки.
- Итак, аккумулятор достаточно заряжен…
Но стартер все-равно не крутит
В такой ситуации причин может быть, навскидку, целых три:
- Заклинивание втягивающего механизма. Этот узел является частью самого стартера. С его помощью ведущая шестерня стартера вводится в зацепление с маховиком двигателя. Когда втягивающее заклинивает, то при попытке запустить двигатель не происходит вообще ничего – то есть, не слышно никаких звуков – щелканья, вращения и так далее.
- Поломка втягивающего механизма. Узел работает, но не отрабатывает, как ему положено. Втягивающее как бы пытается подвести ведущую шестерню к маховику, причем, раз за разом. Но коленчатый вал, при этом, не крутится. Такая проблема хорошо диагностируется, так как в случае ее возникновения при попытках запуска мотора слышны характерные клацающие звуки или даже металлический звон.
- Неисправность стартера. Когда при повороте ключа зажигания один раз слышен клацающий звук, после которого ничего не происходит, стартер берет на себя или не работает его основной узел, которым является обычный электродвигатель. То есть, ведущая шестерня вводится в зацепление с маховиком (то самое клацанье), и на этом вся работа заканчивается. Как правило, в этот момент происходит жесткая просадка напряжения в бортовой сети, которую видно по мигающей или притухающей приборной панели.
Что делать, если у вас наблюдается одна из описанных проблем, рассказано ниже, в разделе про ремонт и обслуживание стартера своими руками.
Аккумулятор заряжен – стартер крутит еле-еле
На деле достаточно редко встречается, что стартер вовсе не крутит при нормально заряженном аккумуляторе. Чаще бывает так, что он тужит, издает звуки подыхающей жабы, сдыхает, так и не запустив мотор. А аккумулятор, при всем при этом, чувствует себя приемлемо. При таких симптомах причину следует искать среди следующей пятерки вариантов:
- Износ деталей стартера. Чаще всего виноваты в таких случаях щетки или втулки (к ним еще вернемся).
- Засор стартера. В довольно редких случаях внутрь рассматриваемого узла попадает вода или даже грязь. Все это может как затруднять работу электродвигателя, так и вообще блокировать его.
- Длительный простой. Если машину даже несколько дней не трогать, то масло, которое осело на деталях мотора в процессе работы, стекает и стекает в картер. В результате трущиеся поверхности остаются вовсе без смазки, соответственно, прокрутить все это дело может затрудниться даже самый бодрый тандем из аккумулятора и стартера. Такой симптом – вполне нормален, и проходит сразу же после первого удачного запуска двигателя.
- «Тугая» коробка передач. Застывшее или замерзшее трансмиссионное масло, сильный износ, мелкие поломки и прочее – как бы, «придерживает» коленчатый вал двигателя, соединенный с коробкой сцеплением. В результате стартеру тяжело «тащить на себе» сразу два агрегата. Проблема уходит если не полностью, то хотя бы частично, если при запуске двигателя выжимать сцепление.
- «Тугой» двигатель. На первых порах после капитального ремонта, когда новые детали еще не притерлись друг к другу, как следует, для прокрутки мотора (тем более холодного) нужно по истине титаническое усилие. Поэтому вполне естественно, что даже бодрому стартеру, запитанному от полностью заряженной АКБ, вращать коленвал так же трудно, как крутить педали велосипедисту, поднимающемуся в горку. Аналогичные проблемы могут возникать при технически неисправном двигателе – что-то где-то подклинивает, зацепляется и так далее.
Устранение первых двух причин описано ниже, а решение по остальным – и так очевидное.
Двигатель холодный – стартер «тужит»
С подобного рода проблемой автолюбители сталкиваются, как правило, исключительно зимой, с наступлением отрицательных температур воздуха. При этом, прогретый двигатель прокручивается стартером весело и бодро. Летом тоже проблем нет.
В данной ситуации причину следует искать всего в двух направлениях:
- Разряженный аккумулятор. Как его «вычислить», описано выше. Если проблема только в этом, то она сразу же уходит, когда АКБ подзарядится от стационарного зарядного устройства либо после успешного запуска двигателя (от генератора).
- Загустевшее масло. При понижении температуры ниже нулевой отметки термометра загустевает любое моторное масло – будь то «минералка» или синтетика. Большую роль играет класс вязкости, который является одним из основных критериев подбора и покупки данного расходника. Если моторное масло подобрано неправильно для конкретных климатических условий, проблемы со стартером на холодную будут до окончания зимы.
Если, все же, проблема не в аккумуляторе, то она, скорее всего, в масле. Кроме замены на подходящий по классу вязкости вариант по-другому эту причину никак не устранить (разве что всегда оставлять машину на ночь в отапливаемом гараже, и никогда не оставлять ее надолго на морозе).
Двигатель горячий – стартер крутит вяло
Если же стартер крутит даже уже прогретый до рабочей температуры двигатель, то «копать» надо в следующих направлениях:
- «Дохлый» аккумулятор. После нескольких лет службы или при небрежной эксплуатации АКБ может не восстанавливаться даже после запуска двигателя и генератора. Либо же она заряжается, но «набирает» так мало ампер-часов, что для очередной работы самого мощного потребителя в машине – стартера – их просто не хватает. То же самое касается и силы пускового тока, которая с годами у АКБ, к сожалению, безвозвратно уменьшается.
- «Тугой» мотор. Эта и последующие две причины описаны выше.
- Износ стартера.
- Засор стартера.
- Неисправность стартера.
- Плохой электрический контакт. Поскольку стартер среднего серийного легкового автомобиля потребляет во время работы 100-200 ампер тока, то для его передачи от АКБ нужны провода достаточного сечения (толщиной почти с мизинец). Если же есть плохой контакт на клеммах, силовые провода неправильно подобраны во время ремонта, переломились, потеряли несколько жил и так далее – на этом участке будет происходить заметное падение напряжения. Соответственно, стартер «не получит» всю энергию, которую ему отдает аккумулятор, так как ее много потратится на пути (превратится в бесполезную и даже опасную тепловую энергию).
Какой бы не была причина тупящего стартера, она довольно легко диагностируется. По крайней мере, большинство из описанных проблем можно определить и устранить без какого-либо опыта, просто внимательно (возможно несколько раз) прочитав этот материал.
Обслуживание и ремонт стартера своими руками
В зависимости от марки, модели и конструктивных особенностей разные автомобильные стартеры нуждаются в регулярном обслуживании или ремонте совершенно по-разному. Одних этот узел, мягко говоря, мучит стабильно по несколько раз в год. Другие даже не знают, где там под капотом находится тот стартер. Третье заблаговременно обслуживают свой автомобиль до того, как он начинает, что называется, делать мозг. У таких и стартер, в том числе, не остается без внимания, даже если он безотказно обеспечивает уверенный старт при любых обстоятельствах.
Что же можно сделать со стартером в гаражных условиях? Как его обслуживать и ремонтировать? Как дать ему «пинка под зад», дабы он работал пободрее?
Алгоритм примерно такой:
- Убедитесь в работоспособности АКБ. Даже если вы уверены в своем аккумуляторе, при возникновении проблем со стартером начинать всегда имеет смысл всегда с этого шага. Обслужите, зарядите, проверьте уровень заряженности. Замените, в конце концов, если он уже отслужил свое.
- Обеспечьте надежный электрический контакт. Напомним еще раз, что линия питания стартера является самой что ни на есть силовой. По ней протекает, как минимум, добрая сотня ампер, а то и больше. При 12-вольтовом напряжении и таком токе мощность колеблется в районе 1,5-2 киловатт, что сопоставимо с электрочайником, водонагревательным бойлером или пылесосом, который на максимуме аж ковры от пола отрывает. Соответственно, чтобы передавать такую мощь без потерь, нужны надежные контакты и толстые провода. Нередко даже банальная очистка клемм и контактных площадок от солей и окислов моментально оживляют стартер, который давеча еле пыхтел.
- Демонтируйте стартер. По сути, если проблема не решилась после первых двух описанных шагов, то больше ничего сделать без снятия и разборки стартера не получится. Перед тем, как откручивать стартер и снимать его с двигателя, обязательно отсоедините клеммы от АКБ (обе), а также снимите провода с самого стартера. Как правило, сам стартер крепится к двигателю на 3-4 болтах, после выворачивания которых весь узел вместе с втягивающем окажется у вас в руках.
- Осмотрите зубья маховика. Хотя бы настолько, насколько это возможно. Иногда случается так, что мотор не запустился по причине отсутствия или жесткого износа зубьев этой детали.
- Осмотрите зубья на ведущей шестерне стартера. Износ, отсутствующие фрагменты, задиры и прочие дефекты устраняются заменой шестерни.
- Осмотрите и проверьте втягивающий механизм. К сожалению, этот узел ремонту не подлежит. Все, что можно сделать, это осмотреть видимые детали визуально на предмет механических повреждений, почистить и подергать их с целью выявить заклинивание. Если на деталях втягивающего обнаружилась грязь или вода (которая может замерзать зимой), то весь ремонт может закончиться успехом после чистки и сушки.
- Проверьте стартер на стенде. Внимание! Не рекомендуется подавать напряжение на снятый с двигателя стартер без надлежащего опыта. Лучше обратитесь с этой просьбой к спецу. Если на стенде и втягивающее, и стартер работают нормально, то причину придется тщательнее искать в моторе, АКБ, проводах.
- Разберите стартер. Если он плохо работает на стенде, туго проворачивается вручную, что-то тарахтит внутри, вал шатается и так далее – поможет только разборка (или замена всего узла целиком).
- Осмотрите щетки. Все щетки должны быть на месте. Они должны нормально прижиматься к коллектору, и не подклинивать, если их от него оторвать. Не должно быть сколов, неравномерной выработки, трещин и прочих дефектов. Проверьте длину щеток. К коллектору должен прикасаться именно графит, а не уже показавшаяся из-за износа проволока (в таких случаях на стенде хорошо видно искрение внутри стартера).
- Осмотрите коллектор. Он представляет собой набор медных лепестков, по которым «елозят» щетки. На стартерах, в которые подолгу никто не заглядывал, они, как правило, черные от графитной пыли. Ее надо удалить. Не рекомендуется использовать для этой работы наждачную бумагу, даже если она с очень мелким зерном. Графитный налет без труда и особых усилий удаляется при помощи спирта и смоченной в нем тряпочки. Также обратите внимание на зазоры между медными лепестками коллектора. Туда «любит» забиваться графитная пыль, которая, являясь отличным проводником тока, может замыкать между собой накоротко обмотки ротора.
- Осмотрите втулки. Поскольку стартер, в отличие от генератора, работает сравнительно мало, роль подшипников в нем выполняют бронзовые втулки. Когда они изнашиваются засоряются или остаются без смазки, стартер начинает тупить. Соответственно, почистить, смазать или заменить.
- Проверьте обмотки ротора. Эту работу тоже лучше доверить профи, так как она требует наличия знаний. Попробовать можно и своими руками, вооружившись мультиметром, включенным в режим измерения сопротивления. Его щупы поочередно прикладываются к соседним лепесткам коллектора, а показания записываются и сравниваются. Если есть заметный разброс сопротивлений, то это указывает на обрыв или межвитковое замыкание.
Как правило, это все, что можно сделать со стартером, который плохо крутит. В остальных случаях узел подлежит замене. Купив и установив новый стартер, не забывайте регулярно обслуживать его – чистить, смазывать, своевременно устранять дефектные детали.
Источник