- Низкий заряд аккумулятора: выясняем причины, почему он быстро разряжается
- Симптомы «недозаряда» (низкого заряда) аккумулятора
- Приборы для выявления проблемы
- Порядок измерения уровня (низкого заряда) мультиметром
- Причины и способы их устранения
- Вывод
- Аккумуляторы и батареи
- Садится аккумулятор за ночь
- Что делать, если аккумулятор садится за ночь
- Причины, почему за ночь садится аккумулятор в машине
- Признаки неисправного аккумулятора
- Генератор недостаточно подзаряжает аккумулятор
- Потребление тока сервисными бортовыми приборами, паразитные токи
- Особенности зимнего расхода энергии от аккумулятора
- Если за ночь садится аккумулятор в машине ВАЗ
- Ошибки водителя
Низкий заряд аккумулятора: выясняем причины, почему он быстро разряжается
При низких зимних температурах масло в двигателе становится более вязким, а в аккумуляторе химическая жидкость (электролит) близка к замерзанию.
Если еще и добавить низкий заряд аккумулятора, то двигатель категорически откажется запускаться. Как разобраться и устранить проблему — ниже в описании.
Симптомы «недозаряда» (низкого заряда) аккумулятора
Разберем признаки «на глаз», без использования приборов.
Первый симптом – слабая работа стартера и отсутствие поворота коленчатого вала. К электродвигателю не подается достаточно тока для приведения в движение коленвала, хотя и слышен щелчок старта.
Второй –тусклое свечение электроприборов на панели и непостоянный свет фар при холостом ходе. Напряжение, выдаваемое генератором, должно быть 14 Вольт и его хватает для нормальной работы электроприборов авто.
Если аккумулятор выдает меньше, то проблемы налицо.
Третий симптом способны распознать опытные водители, достаточно хорошо знающие свой автомобиль. Это «надрывистая» работа мотора на холостом ходу с выключенными электроприборами. Это объясняется сопротивлением, которое оказывает генератор двигателю из-за низкого заряда батареи.
Приборы для выявления проблемы
Уровень заряда АКБ (в том числе и низкого) определяют специальными приборами: мультиметром или ареометром.
Перед диагностикой необходимо разогреть автомобиль и подзарядить аккумулятор, преодолев примерно 20 км. Измерения проводятся сразу, пока батарея не остыла.
Порядок измерения уровня (низкого заряда) мультиметром
Установить переключатель в режим измерения постоянного тока до 20 Вольт, подключить клеммы. Заряд исправной батареи при температуре 20 °С должен быть не менее 12,6 Вольт. Все значения ниже говорят о неисправности.
Ареометром меряют плотность электролита, извлеченного из каждой секции аккумулятора. Ее значение не должно быть меньше 1,26 г/см. куб.
Разница плотностей между секциями не должна превышать 0,02 г/см. куб. Не все аккумуляторы имеют пробки для забора химической жидкости, поэтому их заряд можно измерить только мультиметром.
Причины и способы их устранения
Ниже приведены возможные причины низкого заряда аккумулятора.
- Износ. Каждая батарея имеет свой срок службы (в среднем, 5-7 лет). Это обусловлено падением ее емкости и вольтажа на клеммах. Свинцовые пластины аккумулятора разлагаются, загрязняя электролит, на них появляется налет из солей серной кислоты, разрушаются изоляционные прокладки. Единственный выход — заменить аккумулятор на новый.
- Утечка тока. Эта проблема возникает вследствие поврежденной изоляции электропроводки и неправильной работы электрооборудования (что чревато коротким замыканием и пожаром). Определяется мультиметром при выключенном зажигании. Нужно поместить щупы прибора в разрыв между плюс-клеммой и плюс-проводом. Если в автомобиле установлена сигнализация, то по паспортным данным определить, сколько она потребляет тока, и оценить возможность утечки за вычетом ее потребления. Устранить проблему поможет только специалист-электрик.
- Сульфатация пластин. На свинцовых пластинах аккумулятора происходит преобразование химической реакции в ток, т.е. важую полезную площадь. Уменьшению таковой способствует нарастание сульфатов — нерастворимых солей. Этот процесс называют сульфатацией. Активизируется при напряжении АКБ менее 11,5 вольт и чревато уменьшением емкости и деградацией.
Есть специалисты, которые смогут реанимировать аккумулятор десульфатацией, оценив рациональность данной процедуры:
- Неполадки генератора. Генератор укомплектован регулятором, который держит подаваемое на аккумулятор напряжение в пределах 13,6-14,4 Вольт. Если он сломан, то АКБ либо недополучает заряда, либо может закипеть и лопнуть от повышенного напряжения. Установить это можно, произведя замеры мультиметром на холостом ходу разогретого двигателя. Об этом написано выше.
- Проблемы с бортовым оборудованием. Случается, что происходят сбои в работе бортового оборудования и потреблении энергии (при этом генератор не способен восполнить увеличенные затраты). Диагностируется проблема проверкой тока мультиметром и установкой суммарных затрат потребления бортовыми приборами.
- Влияние погодных условий. Нельзя допускать замерзания электролита в батарее, т.к. жидкость, превращаясь в лед, занимает больший объем и может, расширяясь, повредить пластины. Поэтому лучше автомобиль хранить в гараже либо в сильные морозы снимать аккумулятор и помещать в теплое место.
- Неполный заряд. Чтобы полностью зарядить аккумулятор (особенно в холодные периоды), необходимо пользоваться специальным зарядным устройством при постоянном токе. Это объясняется тем, что генератор работает при постоянном напряжении. Заряжая АКБ посредством ЗУ, устраняются наросты солей на пластинах и емкость аккумулятора становится максимальной (чего не может сделать генератор).
- Замыкание банок. Если случается короткое замыкание в одной или нескольких банках АКБ, то его придется заменить на новый. Эту неисправность невозможно устранить, т.к. причиной является деформирование пластин и загрязнение электролита. Признаки КЗ: не поддается полной зарядке; быстро разряжается без особых нагрузок; заметно греется с закипанием жидкости.
- Электролит низкого качества. Химические жидкости хорошо выполняют свои функции при особой чистоте. Чем больше примесей, тем медленнее реакции. Это приводит к быстрому разряду и деградации АКБ. Можно сделать отбор, оценку и замену электролита, если проблема только в этом.
Вывод
Выявить проблему, провести замеры не составляет большого труда даже начинающим автомобилистам, но ремонт лучше доверить специально обученным людям во избежание непоправимого.
Источник
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Садится аккумулятор за ночь
У каждой неисправности бывают причины, которые следует предвидеть. Если аккумулятор сел за ночь первый раз, возможна ошибка владельца техники. Но если утренняя побудка мотора зачастую событие безрадостное, нужно обследовать сети, генератор и АКБ. Особенные требования предъявляются к эксплуатации аккумулятора суровой зимой. Без специальной подготовки авто, за ночь при морозе -30 0 , бывает, садится даже новый аккумулятор.
Что делать, если аккумулятор садится за ночь
Перед началом исследования необходимо зарядить аккумулятор от сетевой станции полностью. Если у вас гибридный или малообслуживаемый аппарат, необходимо провести замер плотности электролита в банках и его уровень. Нужно добавить дистиллированной воды в элементы, если уровень его меньше нормы 1,2-1,5 см, с последующей подзарядкой. Необслуживаемый герметичный аккумулятор просто подзарядить.
Причинами, почему аккумулятор за ночь садится в машине, могут быть:
- не держит заряд аккумулятор – разряжался в ноль, перемерзал, старый;
- проблемы в генераторе;
- неисправно какое либо устройство, потребляющее ток;
- эксплуатация при низкой температуре;
- не выключен на ночь, находится в спящем режиме один из потребителей, кроме сигнализации и дистанционного управления.
При нормальных условиях в период простоя расход энергии должен составлять меньше 0,05 А, все большие потери – паразитные.
Причины, почему за ночь садится аккумулятор в машине
Велик соблазн установить в авто современные системы коммуникации, климатическое оборудование, мощные фары подсветки. Но все эти приборы берут энергию от генератора, который на избыточное потребление не рассчитан. В результате автомобиль, пробег которого между пусками не превышает 20 минут, не успевает зарядить АКБ на ночь. На сигнализацию и охрану контура дополнительно будет тратиться энергия во время длительного простоя.
Стандартное потребление на сигналку небольшое, но есть еще паразитарные токи. Где-то старая проводка оголилась и касается корпуса. Возможно, неправильно собрана схема прибора, не отключается, работает в спящем режиме. Часто магнитола остается в сети, выключен звук и прибор потребляет ток в режиме ожидания. В результате оказывается — на машине за ночь сел аккумулятор, почему она и не заводится. Найти все источники утечки из бортовой системы поможет тестирование, с обнаружением потерь от каждого источника.
Признаки неисправного аккумулятора
Каждый АКБ имеет срок службы. За это время электролит теряет свою активность, меняет плотность. Свинцовые пластины и сепаратор разрушаются, в результате происходит сульфатирование поверхности или замыкание банок. Емкость банок уменьшается при перемораживании, полной разрядке батареи или при разрушении стенок и пластин. Продлить срок малообслуживаемых банок можно омолаживанием электролита, но ненадолго. Необслуживаемые аккумуляторы не восстанавливаются при полной потере заряда.
Плотность электролита проверяется ареометром после полной зарядки во всех банках при температуре +25 0 . Если рабочая плотность 1,28 г/см3, то понижение на 0,01 г/см3 обозначает, заряд АКБ понизился на 5-6 %.
Батарею контролируют специальной нагрузочной вилкой. Прибор состоит из вольтметра и нагрузочных сопротивлений в комплекте с штыревыми контактами. Напряжение на клеммах аккумулятора без нагрузки при плюсовой температуре должно быть 12,5 -12,7 В. Уменьшение напряжения на 0,2 В соответствует потере 20 % заряда.
С помощью штыревых сопротивлений нагрузочной вилки имитируют полную нагрузку. В течение 5 сек она должна быть не ниже 10,2 В, не снижаться. Если показания неустойчивые – батарея неисправна. Если показания устанавливаются на уровне 9,6 В, батарея разряжена на 25%.
Генератор недостаточно подзаряжает аккумулятор
Если при работе мотора горит аварийный сигнал, указывающий на низкий заряд аккумулятора, причину нужно искать в генераторе. Генератор питает бортовые сети и подзаряжает аккумулятор во время движения до 13,6 – 14,2 В. Причины недостаточного заряда могут быть из-за несоответствия мощности генератора увеличенной емкости аккумулятора. Если в бортовой системе много потребителей, генератор работает на их питание, оставляя аккумулятор на голодном пайке. В результате на длительную стоянку АКБ остается без должной зарядки и к утру может сесть в ноль.
Неисправности в работе генератора:
- Ослаб ремень отбора, при пуске слышится свист.
- Неисправности в цепи возбуждения – неисправность устраняет электрик.
- Ослаблены контакты – необходимо содержать в чистоте щетки и контактные кольца, подтягивать болты и гайки до упора.
- Неисправно реле напряжения.
Потребление тока сервисными бортовыми приборами, паразитные токи
Если все бортовые внутренние и внешние потребители исправны, схема подключения собрана грамотно, они отключаются от сети полностью, а не остаются в спящем режиме. Замеры при подключенной сигнализации, блокировке и бесконтактном иммобилайзере не превышают общего потребления 0,05 – 0,07А. При таком расходе, даже в зимнее время, батарея справится с запуском двигателя утром.
При обнаружение утечки необходимо провести полную диагностику устройств и приборов, запитанных от бортового энергоснабжения. Причиной может стать неправильное подключение сервисного оборудования, мощных мультимедийных систем. Даже сложная схема электроснабжения гаджета может вызвать паразитарные потери.
Особенности зимнего расхода энергии от аккумулятора
Недозаряженный аккумулятор в период длительного простоя в холод быстрее саморазряжается, теряя емкость. Опасно, если электролит с недостаточной плотностью перемерзнет. Кальциевая АКБ после одноразового обледенения может не восстановиться. Если батареи часто садятся на ноль, они теряют способность к самовосстановлению. Почему зимой часто садится аккумулятор за ночь? В зимний период подзарядка идет медленнее, а потери емкости становятся значительными. На запуск оборудования с загустевшей смазкой требуется больше усилий. В результате опасность зимой посадить аккумулятор на ноль возрастает многократно.
В холодное время необходимо чаще контролировать уровень зарядки батареи. Для восстановления емкости, движение должно быть интенсивным, с малым количеством простоев с заглушенным мотором. Аккумулятор или подкапотное пространство необходимо утеплять, сохраняя как можно дольше остаточное тепло мотора.
Если за ночь садится аккумулятор в машине ВАЗ
Зачастую именно владельцы автомобилей ВАЗ жалуются, что аккумулятор садится за ночь на морозе. Самой распространенной причиной является плохой контакт. Большие токи в цепях генератора, стартера, аккумулятора приводят к местному разогреву при малейшем нарушении мест соединений. Нарушение плотности сопряжений приводят к окисление проводов, увеличению сопротивления, излишнему падению напряжения. Соединения, контакты должны быть тщательно зачищены, крепежные болты и гайки обтянуты.
Другой характерной, причиной почему за ночь сел аккумулятор, является хронический недозаряд его от генератора на машине. Современные бортовые системы используют большое количество энергии, на подзарядку аккумулятора мощности генератора не хватает, особенно при поездках длиной менее чем 20 минут хода.
Ошибки водителя
При подготовке авто к ночевке, необходимо убедиться, что все приборы выключены. Любой потребитель энергии за ночь может разрядить аккумулятор полностью. Предлагаем посмотреть подробное видео исследование, почему за ночь садится аккумулятор в машине.
Источник