- Допустимо ли заряжать автомобильный аккумулятор дома
- Почему нельзя заряжать автомобильный аккумулятор в квартире
- Вероятность возгорания водорода
- Выделение вредных для здоровья людей газов при зарядке
- Вероятность расплёскивания серной кислоты при небрежном обращении
- Какие разновидности АКБ безопасны для зарядки дома
- Почему нельзя заряжать автомобильный аккумулятор дома?
- Можно ли заряжать дома.
- Необходимость подзарядки аккумулятора
- Опасность и возможные последствия
- Секреты и тонкости зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях
- Лучшее место для зарядки
- Типичные ошибки и как их избежать
- Факторы за и против
- Вероятность возгорания водорода
- Как безопасно осуществить зарядку аккумулятора автомобиля у себя в домашних условиях
- Измерение величины напряжения на выводах без нагрузки
- Измерение плотности электролита
- С помощью нагрузочной вилки
- По напряжению под нагрузкой электрооборудования автомобиля
- По встроенному гидрометрическому индикатору
- Буксировка
- Как правильно зарядить аккумулятор дома
- На что обращать внимание, покупая зарядное устройство
- Сколько должен показывать заряженный аккумулятор?
Допустимо ли заряжать автомобильный аккумулятор дома
В крупных городах владельцы собственных электрифицированных гаражей находятся в явном меньшинстве. Непривилегированным автомобилистам приходится довольствоваться платными/бесплатными стоянками, расположенными в отдалении от места проживания. Но значительная часть водителей имеет возможность парковать авто возле дома. И как раз у них имеется немало соблазнов зарядить полностью севший аккумулятор в домашних условиях. Но можно ли заряжать аккумулятор дома, насколько это опасно, разберёмся в этой статье.
Мы постараемся ответить на этот и другие связанные с этой тематикой вопросы.
Почему нельзя заряжать автомобильный аккумулятор в квартире
На тему, опасно ли заряжать аккумулятор дома, сломано немало копий. С одной стороны, наличие химически активного вещества в батарее не оставляет сомнений в положительном ответе на подобные вопросы. Тем не менее, имеется немалое количество и тех, которые убеждены в обратном. Давайте рассмотрим аргументы первой категории автовладельцев.
Вероятность возгорания водорода
Достаточно набрать в поисковике фразу «взрыв АКБ автомобиля», чтобы получить несметное количество видеоматериалов, демонстрирующих сам взрыв и его плачевные последствия для батареи. Давайте разберёмся, почему так происходит.
Свинцово-кислотные аккумуляторы, превалирующие на рынке источников питания для автомобилей, в наибольшей степени подвержены взрывам.
И всё потому, что в качестве основного электрохимического вещества, способного накапливать энергию, используется электролит – смесь серной кислоты с разбавителем, дистиллированной водой. Очищенная вода – химически абсолютно нейтральное вещество, кислота тоже не относится к взрывоопасным веществам. Откуда же они берутся?
По мере зарядки батареи серная кислота в виде сульфатного остатка оседает на электродах АКБ, понижая плотность электролита. Когда кислоты становится мало, а ток заряда не уменьшился, он разогревает жидкость, способствуя разложению молекул воды на водород и кислород. Оба газа скапливаются вверху герметичной батареи, и со временем их становится всё больше. И кислород, и водород – газы, которые могут легко воспламениться от малейшей искры. Находясь в закрытом пространстве, такая «гремучая смесь» способна вызвать взрыв, сила которого прямо пропорциональна концентрации указанных газов в аккумуляторе.
Для этого достаточно сбоя в бытовой электросети, и клемма может заискрить. Такую же опасность представляет любой источник открытого огня, независимо от его природы, и даже раскалённый электроприбор (к примеру, паяльник или утюг), расположенный в опасной близости от АКБ.
Вот почему заряжать автомобильный аккумулятор в квартире крайне не рекомендуется.
Впрочем, некоторые современные модели ЗУ, оснащённые интеллектуальными микропроцессорами, умеют выполнять зарядку батареи, не допуская кипения электролита. Их использование обезопасит выполнение процедуры в домашних условиях. Но имеются и другие риски.
Выделение вредных для здоровья людей газов при зарядке
Как вы уже знаете, электролит состоит на 35% из серной кислоты. Это прозрачная жидкость маслянистой консистенции и без запаха, с ярко выраженным химическим воздействием в отношении многих веществ природного и синтетического происхождения.
При кипении электролита испаряются не только продукты разложения воды, но и кислота. При значительной концентрации паров H2SO4 в доме это вредное вещество может спровоцировать приступы головной боли, сопровождающиеся головокружением, тошнотой, могут возникнуть слабость и другие проявления отравления испарениями сернистых газов. При появлении подобных симптомов необходимо немедленно покинуть помещение, одновременно обеспечив её сквозное проветривание.
К слову, сернистый газ, в отличие от более лёгких кислорода и водорода, обладает способностью накапливаться на различных поверхностях, независимо от их ориентации. Другими словами, он может присутствовать на потолке, стенах, на предметах домашнего обихода. И если не провести тщательную санитарную обработку комнаты, он ещё долго будет воздействовать на хозяев, в буквальном смысле слова отравляя их жизнь.
Отметим, что выделение летучих веществ в наибольшей степени характерно для обслуживаемых батарей, но и необслуживаемые АКБ в этом плане отнюдь не безопасны. Если в сурьмянистых аккумуляторах газы выделяются наружу через отверстия для заливки электролита, то в необслуживаемых для стравливания избыточного давления предусмотрены специальные дренажные отверстия или клапаны.
Необслуживаемые источники питания допускается заряжать в домашних условиях, только если имеется возможность предотвратить кипение электролита.
Вероятность расплёскивания серной кислоты при небрежном обращении
Кроме периодичной подзарядки, обслуживаемые аккумуляторы нуждаются в регулярном обслуживании – проверке уровня электролита, его плотности, в доливке жидкости в случае необходимости. Летом все эти операции можно выполнять непосредственно возле машины. Но с наступлением холодов работа с батареей становится некомфортной.
Можно ли заряжать и обслуживать АКБ дома, в комнате? Многие автомобилисты решают этот вопрос положительно, не усматривая в этом ничего опасного и предосудительного. Но, кроме вышеназванных рисков, существует ещё один. Дело в том, что серная кислота опасна в любом виде, и тем более – в жидком, естественном при комнатной температуре агрегатном состоянии. Попав на открытую кожу, кислота вызывает ожог, даже будучи разбавленной дистиллированной водой. При попадании электролита в глаза вы рискуете потерять зрение, попадание кислоты на одежду и другие предметы станет причиной их повреждения без возможности восстановления. Словом, электролит требует к себе крайне бережного и аккуратного обращения.
Но даже если вы выполняете все необходимые процедуры техники безопасности, не следует забывать, что в обслуживаемых АКБ зарядка происходит при выкрученных пробках. Это означает, что при кипении электролита его брызги могут вылетать за пределы габаритов батареи, нанося непоправимый урон окружающим предметам.
Вот почему, если у вас нет возможности заряжать аккумулятор вне своего жилища, делать это нужно только на балконе или лоджии с открытыми окнами.
Какие разновидности АКБ безопасны для зарядки дома
Всё вышесказанное относится к наиболее распространённым в нашей стране кислотно-щелочным аккумуляторам с жидким электролитом. То есть заряжать такие батареи в домашних условиях настоятельно не рекомендуется, разве что под пристальным присмотром автовладельца. Но поскольку это достаточно длительный процесс (от 12 до 36 часов, в зависимости от нескольких факторов), то обеспечить это условие зачастую невозможно.
Но, оказывается, современные аккумуляторные технологии продвинулись настолько далеко, что некоторые новейшие виды батарей считаются абсолютно экологичными и совершенно безопасными. И их зарядка в квартире не связана ни с какими из вышеперечисленных рисков. Как вы уже догадались, речь идёт о гелевых и AGM батареях.
В гелевых аккумуляторах электролит имеет желеобразную консистенцию, то есть не является текучей жидкостью и потому не способен закипать. В AGM-батареях электролит жидкий, но он заключён в специальном абсорбирующем контейнере, поэтому вытекать за его пределы не может.
Так что для домашней зарядки этих АКБ нет никаких противопоказаний. Правда, это не исключает необходимости придерживаться инструкции и применять только рекомендованное производителем зарядное устройство.
И ещё один нюанс, о котором нужно помнить. Вы наверняка слышали, что любой бытовой прибор, занесённый в квартиру с мороза, нежелательно включать, пока он не прогреется до комнатной температуры. Аккумуляторной батареи это тоже касается – она просто не сможет принимать заряд, будучи охлаждённой.
Источник
Почему нельзя заряжать автомобильный аккумулятор дома?
Низкие температуры по ночам вынуждают автомобилистов снимать старые батареи с машин и нести домой, чтобы оставить на ночевку в тепле. Насколько вреден кислотный аккумулятор для домочадцев?
Конструкция аккумуляторной батареи (АКБ) довольно сложна и требует аккуратного обращения. В ней есть сложная система свинцовых пластин катода и анода с ячейками разной полярности, разбитых на несколько блоков. Внутри батареи залит электролит на основе водного раствора серной кислоты, проводящий электрический ток. Если уронить тяжелую батарею или сильно ударить о что-нибудь твердое, то внутри нее могут начаться негативные процессы.
Участки поврежденных пластин замыкаются, появляется дугообразный разряд, повышающий температуру, вследствие чего возникают очаги перегрева. В общем, аккумулятор будет стремительно терять часть заряда. Поэтому ежедневная переноска аккумулятора от места парковки автомобиля до дома сама по себе небезопасна для АКБ.
Нужно ли подзаряжать аккумулятор перед наступающими заморозками? Подробнее
Можно ли заряжать дома.
Заряжать аккумулятор дома не рекомендуется по следующим причинам: опасность возгорания и взрыва, при зарядке выделяются вредные для человека вещества, высокая вероятность расплескивания кислоты. Поэтому пополнять заряд батареи в квартире стоит только в крайнем случае, лучше всего на балконе. При этом помещение должно быть проветриваемым и теплым. Кроме этого, нужно быть аккуратным и соблюдать правила техники безопасности.
Сравнительно недавно появились аккумуляторы, которые можно безопасно заряжать даже в квартире. Это гелевые АКБ и AGM. В гелевых батареях электролит находится в желеобразном состоянии, поэтому он не испаряется и не закипает. В AGM аккумуляторах используется наполнитель из стекловолокна, пропитанного электролитом. Поэтому заряжать такие АКБ дома относительно безопасно.
Необходимость подзарядки аккумулятора
Во время эксплуатации автомобиля зимой, машиной пользуются реже, чем в теплую погоду, она может подолгу простаивать в холодном гараже или просто на улице. После длительного простоя, величина заряда может упасть до критического уровня, что может привести к нежелательным последствиям. АКБ просто не прокрутит стартер и двигатель не запустится. Но бывает и хуже.
Электролит обязательно должен иметь определенную плотность, исключающую замерзание. Износ и истощение , батареи может привести к тому, что плотность электролита упадёт, что позволит ему замерзнуть. А это приведет к расширению электролита в объеме, к повреждению корпуса батареи и полному выходу ее из строя. Поэтому очень важно постоянно поддерживать её в заряженном состоянии, независимо, работает автомобиль, или стоит в гараже.
Опасность и возможные последствия
Заряжать АКБ дома опасно. Давайте подробно разберемся, какие риски существуют.
Сейчас в интернете можно найти видео, на которых демонстрируется взрыв аккумулятора. Чаще всего взрываются наиболее распространенные батареи – свинцово-кислотные. Чтобы этого избежать, нужно понять, почему это происходит.
Электролит в АКБ – это серная кислота, разведенная дистиллированной водой. Если на аккумулятор продолжать подавать заряд после того, как он зарядится, то жидкость в батарее начнет кипеть. При этом выделяется водород и кислород. Эта смесь называется «гремучим газом» и может взорваться от открытого огня или даже от маленькой искры. Чтобы избежать взрыва, нужно следить за процессом зарядки и не допускать кипения электролита.
Взрыв водорода при зарядке автомобильного аккумулятора.
При зарядке выделяются различные химические вещества. Наиболее вредными из них являются диоксид серы (SO2) или, как его еще называют, сернистый газ. При отравлении данным веществом появляется головокружение, тошнота, слабость. При первых симптомах интоксикации следует покинуть помещение. Также диоксид серы способен накапливаться на поверхности стен, мебели и других вещей. Поэтому он может отравлять всех, кто живет в данной квартире.
В состав электролита входит серная кислота, поэтому обслуживание АКБ и его зарядка опасны. При попадании раствора на кожу возникает ожог, если он попадет в глаза, могут возникнуть серьезные проблемы со зрением. При зарядке обслуживаемого аккумулятора пробки банок нужно держать открытыми. Поэтому при закипании электролита его брызги будут разлетаться и могут быть очень опасны как для людей, так и для вещей, находящихся рядом.
Секреты и тонкости зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях
Каждый автомобильный аккумулятор, будь то обслуживаемое или необслуживаемое устройство, нуждается в периодической подзарядке. Если АКБ будет заряжена, это избавит автовладельца от многих проблем, связанных с ее эксплуатацией. Из этого материала вы сможете узнать, как производится зарядка аккумулятора автомобиля в домашних условиях, и какие моменты при этом необходимо учитывать.
Лучшее место для зарядки
Для начала рекомендуем ознакомиться с факторами, которые определяют заряд автомобильного аккумулятора:
- Сам процесс подзарядки можно выполнить, не снимая батарею с машины, если вы являетесь владельцем гаража, в котором есть условия для зарядки. Имеется в виду проведенное электричество и отопление помещения, если речь идет о выполнении зарядки зимой. Для большего удобства батарею можно демонтировать.
- Помещение, в котором выполняется задача, должно быть проветриваемым. В нем тепло, а влажность воздуха не повышенная.
- Рядом с местом зарядки отсутствуют легко возгорающихся предметов и вещей.
Перед зарядкой аккумулятор надо очистить и удалить загрязнения и окисления с его клемм. Лучше использовать функциональные зарядные приборы, которые смогут контролировать параметры. Ознакомившись с рекомендациями, у вас возникнет логичный вопрос — а можно ли заряжать аккумуляторную батарею дома (автор — канал Автоэлектрика ВЧ)?.
Типичные ошибки и как их избежать
Существуют правила, которые помогут не только зарядить аккумулятор дома, но и продлить срок его службы до 5 — 7 лет:
- используйте меньшую силу тока (нижнюю границу допустимой нормы);
- повторяйте стационарную подзарядку хотя бы раз в квартал или при снижении заряда зимой на половину, летом на три четверти;
- проверяйте как происходит подзарядка, потому что любая техника может сбоить.
Индикаторная панель зарядного устройства сообщает о произошедшей ошибке цифровым кодом или словами. Самые частые неисправности и пути их устранения в таблице:
Неисправность | Способ исправления |
Замыкание клемм/проводов зарядки или АКБ | Обесточить все, проверить правильность подсоединения. Очистить от грязи или коррозии, если таковые есть. |
Повышенная сульфация пластин | Выбросить старый АКБ и купить новый. |
Во время подзарядки АКБ самостоятельно разряжается | Заменить АКБ на новый. |
Как правильно зарядить аккумулятор дома: видео
Факторы за и против
Строго говоря, в официальных источниках ответ на прозвучавший вопрос вполне однозначен, и он отрицательный. Так почему нельзя заряжать аккумулятор непосредственно в квартире? Давайте разбираться.
Опасных факторов немного, но если они сработают, последствия могут быть очень плачевными.
Вероятность возгорания водорода
Вы спросите, откуда взяться водороду, если в аккумулятор залит электролит, представляющий собой смесь дистиллированной воды и кислоты в соотношении 2:1? Да, так и есть, но автомобильный аккумулятор, как мы знаем, может находиться в двух состояниях: отдавать ток и принимать его (пограничный случай, когда АКБ не делает ни того, ни другого, рассматривать не будем, поскольку в этом случае никаких электрохимических процессов в нём не происходит).
Как безопасно осуществить зарядку аккумулятора автомобиля у себя в домашних условиях
Многие владельцы автомобилей не имеют гаражей, поэтому вынуждены оставлять свои машины рядом с домом на стоянке. С одной стороны, это очень удобно: вышел из дома, сел в авто и поехал. А с другой – что делать, если двигатель не запускается по причине разрядки аккумуляторной батареи?
Понятно, что подзарядить её, не снимая с машины, в этом случае не получится – провода зарядного устройства не дотянутся до источника электроэнергии вашего жилого помещения. Следовательно, выход один – снимать аккумулятор с авто и нести его домой для зарядки.
Измерение величины напряжения на выводах без нагрузки
Такой замер производится в состоянии покоя. Он выдаст верные результаты только в том случае, если с момента последней зарядки прошло минимум 6 часов.
Для каждого из типов приборов существует своя норма зарядки.
Измерение плотности электролита
Для определения зарядки аккумулятора таким способом понадобится специальное устройство – ареометр. Современная АКБ состоит из пластин свинца, оксида свинца, раствора электролита. Этот раствор содержит 65 % воды и 35 % серной кислоты.
Удельный вес увеличивается при зарядке и уменьшается при разрядке. Когда батарея разряжается, сера уходит от раствора к пластинам. И наоборот: когда батарея заряжена, сера возвращается в раствор.
С помощью нагрузочной вилки
Узнать уровень заряда можно, узнав напряжение на выходах батареи под нагрузкой.
Это делается с помощью вольтметра. Для батарей ёмкостью 40‒60 Ач величина сопротивления должна составлять 0,018‒0,020 Ом.
Замеры проводятся на АКБ, полностью отключённой от ЗУ, через 5 ‒6 секунд после подключения вилки.
По напряжению под нагрузкой электрооборудования автомобиля
Можно проверить уровень заряда с помощью габаритных огней. Учитывая то, что средняя мощность дальнего света составляет 50 Вт, ток нагрузки будет 10 А.
Ещё один способ – включить двигатель и проверить зарядку по стартеру. Напряжение здесь, если всё в порядке, не падает ниже 9,5 В. Если это значение меньше, нужно оставить аккумулятор на подзарядке, так как его заряда не достаточно для нормальной эксплуатации машины.
По встроенному гидрометрическому индикатору
Этот способ подойдёт для батарей оснащенных прозрачным смотровым глазком. Это гидрометрический индикатор, который помогает без дополнительного инструмента определить уровень зарядки аккумулятора.
Зелёный индикатор указывает на степень зарядки от 60 %. Этого, в принципе, достаточно, чтобы остановить заряд и использовать автомобиль.
Тёмный индикатор – показатель недостаточной зарядки. Бесцветный индикатор сигнализирует о низком уровне воды. При таких показателях необходимо долить дистиллят.
Буксировка
При буксировке автомобиля с разряженной АКБ необходимо запустить двигатель для штатной работы генератора. Принцип запуска– использовать крутящий момент от ведущих колёс через коробку передач на коленчатый вал. Такой способ подходит только для машин с механической коробкой передач. Это связано с тем, что в автоматической трансмиссии передача крутящего момента идёт через гидротрансформатор: для его правильной работы требуется прогретая АКПП и достаточная скорость.
Важно! Принудительный запуск двигателя с автоматической коробкой передач во время буксировки может привести к поломке шестерён, сателлитов и выходу из строя клапанной системы.
Силовой агрегат с МКПП запускают просто:
- Включить зажигание, предварительно обесточив потребителя тока (фары, габаритные огни, кондиционер, аудиосистему).
- Автомобиль берут на буксир и разгоняются на нейтральной передаче до скорости 15-25 км/ч, в зависимости от мощности и типа двигателя. Бензиновый агрегат пускают при подключении первой передачи в движении, дизельный– на второй.
Для заряда АКБ до 10-20% ёмкости, которой обычно хватает на последующий холодный пуск, требуется два-три часа непрерывной работы генератора, до полной зарядки двигатель должен работать не менее 6 часов.
Как правильно зарядить аккумулятор дома
Начинается все с покупки зарядного устройства. Его характеристики зависят от напряжения сети транспортного средства (6 В у мопедов и мотоциклов, 12 В у легковушек, 24 В — грузовиков), емкости батареи. Устройство должно обеспечивать ток в 10 раз меньший, чем паспортная емкость АКД. Например, если источник тока рассчитан на 150 Ампер/часов, то зарядка должна выдавать ток в 15 Ампер. Есть устройства для стандартной и ускоренной подзарядки.
Когда устройство куплено, можно переходить к самой процедуре:
- Снимите батарею с автомобиля и принесите домой. После отключения клемм, собьются все настройки аппаратуры машины: радио, кондиционер, часы и прочее. Если на улице минусовая температура, дайте ей отстояться хотя бы ночь в тепле. Не надо ее согревать горячей водой или паяльной лампой. Это закончится пожаром.
- Подсоедините клеммы зарядки к батарее. Плюс на плюс, минус на минус.
- Включите зарядное устройство в розетку, выберите нужный режим. Если у зарядки их несколько, то для обслуживания свинцовых АКБ надо выставить режим WET, для сухих — AMG, GEL – для гелевых. Тип электролита указан на корпусе батареи.
- Теперь отрегулируйте силу тока: 10% емкости WET, до 25% AMG, GEL.
- Посчитайте время, которое понадобится для полной подпитки: зависит от того полностью истрачен заряд или нет.
Пример расчета: паспортная емкость АКБ 150 А/ч, истрачено 50% заряда, надо восстанавливать током в 7,5 Ампер 10 часов минимум (максимум 30 часов). Это для WET-типа. Тот же расчет для AMG, GEL: исходная емкость 150 А/ч, восстанавливаем 75 А/ч (половину) током в 15 Ампер 5 — 15 часов.
Даже при наличии режима быстрой зарядки, лучше пользоваться обычной процедурой. Это более щадящий вариант для пластин. Чтобы правильно зарядить аккумулятор дома, рассчитать необходимую силу тока, воспользуйтесь таблицей:
Емкость аккумулятора (А/ч) | Свинцовый | Гелевый | AGM | |||
Способ подзарядки | ||||||
Обычная | Быстрая | Обычная | Быстрая | Обычная | Быстрая | |
20 | 2А | 6-14А | 5А | 10-14А | 5А | 10-14А |
60 | 6А | 18-55А | 15А | 30-55А | 15А | 30-55А |
100 | 10А | 30-70А | 25А | 50-70А | 25А | 50-70А |
150 | 15А | 45-100А | 35А | 75-100А | 35А | 75-100А |
200 | 20А | 60-140А | 50А | 100-140А | 50А | 100-140А |
Зарядные приспособления последних модификаций имеют световую индикацию: идет заряд, работа закончена, произошел сбой. Следите за не время от времени.
На что обращать внимание, покупая зарядное устройство
Как заряжать необслуживаемый аккумулятор
Вначале требуется определиться со схемой зарядки, потому что одни устройства могут заряжать автомобильные аккумуляторы с постоянной величиной тока, другие – с постоянным напряжением. Первые ЗУ заряжают емкость полностью, но опасны перегревом электролита, что отражается негативно на продолжительности функционирования.
Риск перегрева отсутствует, если применяют зарядки с постоянным напряжением. Но, этот вариант не позволяет добиться полной зарядки из-за падения тока в конце зарядного цикла.
Но, отчаиваться не время, поскольку производятся «зарядки» комбинированные. При постоянном токе они заряжают батарею, стабилизируя напряжение и понижая ток. Понятно, что цена на такие зарядки наиболее высокая.
Следующий вопрос, – какому зарядному устройству отдать предпочтение – импульсному или трансформаторному.
Наконец, питание. Существует два варианта – классический, работающий от сети и ток, передающийся через «крокодилов», и экзотический (реже применяемый), с зарядкой от прикуривателя. Чтобы зарядит АКБ от него, прикуриватель запитан не через генератор, а от батареи.
Сколько должен показывать заряженный аккумулятор?
Как же узнать, что батарея зарядилась? Часто приходится слышать, что уровень заряда аккумулятора можно проверить вольтметром. Есть, мол, 12 В — значит, все, зарядился. На самом деле это ложный способ. Определить заряд батареи можно только по показателю емкости, а для этого нужен ареометр.
Если у вас его нет, придется довольствоваться примерными показателями. У большинства современных аккумуляторов на корпусе есть индикаторы, по которым можно определить, заряжен он или нет.
Но если индикатора нет, просто посмотрите на амперметр устройства. Чем больше аккумулятор разряжен, тем больший ток он потребляет при процедуре, а по мере зарядки его величина постепенно будет снижаться. Батарею можно считать заряженной, когда стрелка амперметра укажет на ноль. Вот поэтому, собственно, на вопрос о том, сколько должен показывать заряженный аккумулятор, можно с уверенностью ответить – нисколько!
Источник