Как выбрать BMS плату для LiFePO4 аккумулятора?
Статья обновлена: 2020-12-17
BMS для LiFePO4 аккумуляторов – это электронная система, обеспечивающая корректную и безопасную работу всех элементов питания в сборке. Она управляет процессом заряда и разряда батареи, отслеживает ее рабочие параметры, не допускает опасных состояний и выполняет балансировку ячеек.
Хотя литий-железо-фосфатные аккумуляторы отличаются химической стабильностью и максимально безопасны в эксплуатации, использованием BMS платы для них не стоит пренебрегать. Как и остальные Li-ionаккумуляторы, они чувствительны к перезарядам и глубоким разрядам, а разбалансировка ячеек приводит к сокращению времени автономной работы АКБ и ее преждевременному выходу из строя.
Функционал BMS платы
БМС плата устанавливается на аккумуляторную батарею и выполняет следующие функции:
- контролирует напряжение каждого элемента в аккумуляторной сборке;
- не допускает перезаряда и критического разряда аккумуляторов – например, прекращает процесс зарядки при напряжении выше 3,65 В и отключает нагрузку при напряжении ниже 2,7 В на элемент;
- обеспечивает безопасное подключение и отключение нагрузки;
- не допускает токовой перегрузки – отключает нагрузку, если ток превышает допустимое значение;
- в процессе зарядки распределяет токи между ячейками АКБ;
- обеспечивает защиту от короткого замыкания;
- выполняет балансировку –выравнивает уровень заряда (напряжение) ячеек в аккумуляторной сборке.
Напряжение литий-железо-фосфатных аккумуляторов, объединенных в батарею, должно быть одинаковым. Даже незначительный разброс емкости впоследствии приводит к ощутимой разнице в уровнях заряда и разряда элементов. Одни из ячеек постоянно оказываются недостаточно заряженными, в результате чего батарея не отдает требуемой емкости, быстрее разряжается и приходит в негодность. Избежать этой проблемы позволяет использование балансиров, входящих в состав BMS.
Критерии выбора БМС платы для LiFePO4
При выборе платы БМС для LiFePO4батареи учитываются:
Количество последовательно соединенных ячеек в аккумуляторной батарее. К примеру, можно купить BMS дляLiFePO4 со схемой соединения ячеек 4S, 8S, 12S, 16S, 20Sи т.д. Схема батареи зависит от необходимого напряжения. Напряжение 1 литий-железо-фосфатного аккумулятора составляет 3,2 В, а при последовательном соединении элементов их напряжение суммируется.Для получения напряжения 12 В используется схема 4S, для 24 В – схема 8S, для 36 В – 12S и т.д.
- Количество балансировочных каналов – соответствует числу аккумуляторов в сборке.
- Напряжение – верхний и нижний контролируемый порог для каждого аккумулятора. Обычно верхний контролируемый порог составляет 3,6 или 3,65 В, а нижний – 2,3; 2,5 или 2,7 В.
- Долговременный ток разряда (нагрузки) на АКБ – выбирается в зависимости от условий использования батареи. При превышении значения тока BMSплата будет перегреваться и отключаться. Максимальный ток разряда рекомендуется выбирать с запасом 10–15%, чтобы избежать поломки БМС контроллера из-за перегрева в процессе эксплуатации.
- Пиковый кратковременный ток нагрузки – рассчитывается умножением величины долговременного разрядного тока на 1,5.
- Долговременный ток зарядки – должен соответствовать максимальному значению тока используемого зарядного устройства.
- Размеры БМС платы – имеют значение в случае, если для ее установки предусмотрен специальный отсек.
- Наличие термодатчика – многие BMSконтроллеры не имеют датчика температуры, т.к. он считается второстепенным элементом. Но для максимальной защиты желательно выбрать модель с термодатчиком. При нагреве выше порогового значения такая плата размыкает электрическую цепь до нормализации температуры.
- Цена – напрямую зависит от характеристик выбранного товара.
БМС платы для литиевых АКБ бывают симметричными и несимметричными. В 1-м случае заряд и разряд АКБ может производиться через общий разъем, а во 2-м – для зарядки и разрядки используются отдельные разъемы. Иногда использование несимметричных BMS невозможно, например, в гироскутерах – их АКБ заряжаются и разряжаются через 1 разъем.
Предыдущая статья нашего блога посвящена литий-титанатным аккумуляторам .
Источник
Зарядное устройство для батарей LiFePO4 с индивидуальным контролем заряда каждой банки
Top Power ASIC TP5000
Михаил Гурович, США
В последние несколько лет, став доступными и популярными, получили широкое распространение литий-ионные (Li-Ion) и литий-железо-фосфатные (LiFePO4) аккумуляторы. Эти аккумуляторы, выпускаемые в различных форм-факторах и с разной емкостью, имеют замечательные электрические характеристики: высокую удельную емкость, низкое внутреннее сопротивление, постоянство напряжения во время разряда, очень низкий саморазряд, большое максимальное количество циклов заряд-разряд, высокую термостабильность и очень большой срок службы.
Но наряду со всеми этими достоинствами у LiFePO4 батарей есть и один серьезный недостаток – они очень капризны к режиму заряда и разряда. Эти батареи не любят превышения максимально допустимого для данного типа батареи напряжения в процессе зарядки и падения напряжения на батарее ниже минимально допустимого уровня при разряде на нагрузку. Нарушение этих требований обычно приводит к резкому снижению емкости батареи и уменьшению ее срока службы (максимального количества циклов заряд-разряд), а в ряде случаев и к воспламенению батареи (особенно это относится к Li-Ion батареям).
Чтобы обеспечить батарее оптимальные условия при заряде и разряде, используют специальные электронные устройства, объединенные под названием BMS (Battery Management System , т.е. система управления батареей), которые сегодня являются неотъемлемой частью любого устройства с батарейным питанием при использовании батарей с химией типа Li-Ion или LiFePO4. Назначение этих устройств состоит именно в обеспечении безопасного режима заряда и разряда батареи. BMS может быть построена различными способами, в зависимости от конструкции батареи, способа соединения и количества банок, может быть встроена в корпус батареи или быть частью зарядного устройства. Одна из характерных особенностей систем BMS – это обеспечение индивидуального контроля каждой банки в составе батареи, т.е. напряжение каждой банки находится под постоянным контролем, и система в любой момент времени точно знает, в каком состоянии находится каждая банка, и может перераспределить зарядный ток между банками, если обнаруживается разбаланс из-за того, что банки немного отличаются друг от друга и заряжаются разными темпами. Кроме того, BMS следит за напряжением каждой банки во время разряда и сигнализирует и/или отключает нагрузку, если напряжение на банке падает ниже минимально допустимого уровня. Вопросы контроля напряжения банок в процессе разряда выходят за рамки данной статьи и далее не рассматриваются.
Все эти особенности и требование надежности в работе делают системы BMS достаточно сложными устройствами.
В статье рассказывается о зарядном устройстве для батареи, составленной из четырех последовательно соединенных банок LiFePO4 (конфигурация типа 4S1P). Каждая такая банка имеет номинальное напряжение 3.2 В и, соответственно, номинальное выходное напряжение всей батареи равно 12.8 В, что делает ее идеально подходящей для замены обычных кислотных 12-вольтовых аккумуляторов.
Описываемое зарядное устройство использует индивидуальный подход к заряду каждой банки и не требует сложной схемы балансировки зарядных токов.
Зарядное устройство рассчитано на зарядку батареи, которая является съемной, т.е. в процессе эксплуатации подключается и вставляется в устройство для работы и отключается и извлекается из него, и подключается к зарядному устройству для заряда. Такие батареи используются в шуруповертах, электродрелях, электрогайковертах, в пылесосах с батарейным питанием и других подобных устройствах.
В зарядном устройстве использованы модули TP5000, которые специально разработаны для зарядки одной банки типа LiFePO4 постоянным током до 2 А (ток заряда можно изменять подбором величины токоизмерительного резистора на плате модуля) и отключением заряда при достижении напряжения на банке, равного 3.60 — 3.65 В. Cразу отметим, что модуль TP5000 может работать и с батареями типа Li-Ion; для этого на самом модуле надо установить перемычку. При этом максимальное напряжения заряда поднимается до 4.2 В, а максимальный ток заряда не изменяется.
Кроме того, преимущество модуля TP5000 еще и в том, что по окончании заряда он контролирует напряжение на банке и при необходимости автоматически подзаряжает банку, если напряжение на ней упало. Для нормальной работы модуля TP5000 необходимо постоянное входное напряжение +5 … +9 В и ток 2 А. Сам модуль TP5000 представляет собой преобразователь постоянного входного напряжения в постоянный выходной ток с контролем напряжения на выходе модуля. В зависимости от напряжения на выходе модуля (напряжения на заряжаемой банке), микросхема TP5000 выбирает один из возможных режимов работы устройства: подготовка к заряду, заряд или поддержание.
TP5000 имеет два светодиода для индикации текущего режима работы; один светодиод горит в режимах подготовки к зарядке и зарядки, второй горит в режиме поддержания. Если выход TP5000 не подключен, микросхема TP5000 чувствует отсутствие нагрузки, выходное напряжение равно входному, и светодиоды включаются и выключаются поочередно (мерцают). Кроме того, модуль TP5000 имеет вход для подключения датчика температуры заряжаемой батареи, но в данном проекте он не используется.
Вид модуля TP5000 показан на Рисунке 1.
Рисунок 1. | Модуль TP5000 – вид сверху. |
Основная идея, положенная в основу зарядного устройства, состоит в таком использовании нескольких модулей TP5000, чтобы каждый модуль контролировал одну банку в батарее. Такой подход обеспечивает индивидуальный контроль напряжения заряда и поддержания. Поскольку зарядное устройство рассчитывалось на работу с батареей из четырех последовательно соединенных банок, оно состоит из четырех независимых каналов заряда. В каждом канале есть источник питания AC2DC, преобразующий переменное напряжение сети в постоянное напряжение +5 В с максимальным током в 2 А. Это напряжение подается на вход модуля TP5000. Выходные провода TP5000 подключаются к выводам заряжаемой банки. Для нормальной работы зарядного устройства необходимо, чтобы батарея имела разъем с выводами от каждой банки.
Рисунок 2. | Блок схема зарядного устройства вместе с заряжаемой батареей. |
Блок схема зарядного устройства вместе с заряжаемой батареей показана на Рисунке 2. Банки заряжаемой батареи обозначены как Cell_1, Cell_2, Cell_3, Cell_4. Модули TP5000 самого зарядного устройства на Рисунке 2 обозначены как TP_5000_1, TP_5000_2, TP_5000_3, TP_5000_4. Источники питания каждого канала обозначены как AC2DC_1, AC2DC_2, AC2DC_3, AC2DC_4. Цифра в конце обозначения соответствует номеру канала зарядного устройства. Напряжение переменного тока подается на схему через разъем «Вход AC» и предохранитель F1.
Рисунок 3. | Принципиальная схема зарядного устройства. |
Теперь перейдем к принципиальной схеме всего зарядного устройства (Рисунок 3) и его компонентов. Назначение блоков TP_5000_1, TP_5000_2, TP_5000_3, TP_5000_4, AC2DC_1, AC2DC_2, AC2DC_3, AC2DC_4 было обсуждено выше. Для подключения к заряжаемой батарее используется разъем «К батарее». В схеме предусмотрен дополнительный разъем «К вольтметру», все контакты которого подключены параллельно контактам разъема «К батарее», и назначение которого – подключение внешнего вольтметра для контроля работы устройства. Монтировать этот разъем не обязательно.
Если зарядное устройство планируется использовать только для зарядки батарей конфигурации 4S, то разъемы «К батарее» и «К вольтметру» должны иметь только 5 контактов. Автор использовал разъемы с 26 контактами, так как планировал дальнейшую модификацию этого зарядного устройства.
Рассмотрим схему блока TP_5000_1 (остальные блоки идентичны первому). Схема блока показана на Рисунке 4. Линии Charger_Plus и Charger_Minus подают напряжение +5 В от источника питания канала на модуль TP5000. Линии Cell_Plus и Cell_Minus идут на разъемы «К батарее» и «К вольтметру», и далее к заряжаемой банке в батарее. Блокировочные конденсаторы C2 , C5 уменьшают возможные ВЧ помехи на линиях. Светодиоды LED_CHARGE_ON_1 и LED_IDLE_1 показывают текущее состояние модуля TP5000.
Рисунок 4. | Схема блока TP_5000_1. |
Теперь рассмотрим блок AC2DC_1 (остальные блоки абсолютно идентичны первому). Его схема показана на Рисунке 5.
Рисунок 5. | Схема блока AC2DC_1. |
Как видно из схемы, блок предельно прост. Он состоит из источника постоянного тока AC1 типа HAW10-220S05, который подключается к сети переменного тока (линии AC_N_IN и AC_L_IN) и выдает на выход (линии DC_Minus и DC_Plus) постоянное напряжение +5 В с максимальным током 2 А.
Рисунок 6. | Собранное устройство – вид сверху. |
Теперь несколько слов о конструкции устройства. Готовое устройство показано на Рисунке 6 (вид сверху), Рисунке 7 (вид снизу) и Рисунке 8.
Рисунок 7. | Собранное устройство – вид снизу. |
На Рисунке 8 изображено зарядное устройство в работе с подключенной батарей LiFePO4 конфигурации 4S1P и вольтметром, подключенным ко второму разъему и показывающим напряжение на каждой банке и общее напряжение на батарее. Видно, что батарея еще не полостью заряжена – напряжение на ней равно 14.3 В, тогда как напряжение на полностью заряженной батарее должно быть в диапазоне 14.4-14.6 В. Видно также, что в каждом из каналов горит светодиод LED_CHARGE_ON, показывающий, что канал находится в режиме зарядки.
Рисунок 8. | Зарядное устройство в работе. |
Рекомендации по сборке устройства
Kак видно из принципиальной схемы, ключевой элемент устройства – зарядный модуль TP5000. На рынке представлено несколько вариантов этого модуля. Все они собраны на микросхеме TP5000 и имеют одинаковую принципиальную схему, но расположением выводов и размерами могут отличаться.
Второй по значимости элемент – источник питания AC_1. Автор использовал источник типа HAW10-220S05 с выходными параметрами +5 В/ 2 А. Любой другой источник с аналогичными параметрами подойдет для работы в данном проекте. Такие источники продаются в разных вариантах исполнения с разным расположением выводов и габаритами. Остальные элементы проекта стандартные, и их конкретный выбор – дело вкуса и возможностей.
Учитывая разницу в расположении выводов и габаритах используемых компонентов, при повторении конструкции автор рекомендует, прежде всего, приобрести компоненты, и уже после этого решать, каким образом их скомпоновать.
Зарядное устройство было собрано в двух экземплярах. Оба модуля используются для зарядки батарей конфигурации 4S1P емкостью 2 А·ч и 20 А·ч уже более года без проблем или нареканий.
Источник