- Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
- Как проводится техническое обслуживание автоаккумулятора
- Визуальный осмотр
- Очистка
- Измерение напряжения
- Проверка уровня электролита
- Аккумуляторы и батареи
- Срок службы аккумуляторов автомобильных
- Плановый срок эксплуатации аккумулятора автомобиля для списания
- Срок службы АКБ автомобиля по ГОСТу
- Срок годности автомобильного аккумулятора
- Какой срок эксплуатации аккумулятора автомобиля считают нормальным
- Продление срока службы аккумулятора
- Срок службы гелевого автомобильного аккумулятора
- Видео
Техническое обслуживание аккумуляторных батарей
При ТО — 1 проверяют крепление батарей и подтягивают гайки прижимного устройства, удаляют окись с выводов батареи и наконечников проводов, протирают насухо поверхность батарей и убеждаются в отсутствии трещин и подтекании электролита, выворачивают пробки и прочищают вентиляционные отверстия, проверяют уровень электролита в каждом аккумуляторе и при надобности доливают дистилированную воду.
При ТО — 2 проверяют степень заряженности аккумуляторов по плотности электролита. Батареи, разряженные летом на 50%, а зимой на 25% и более, подлежат отправке на зарядную станцию.
Для контроля за состоянием батареи пользуются нагрузочной вилкой, мерной трубкой, ареометром (рис. 67).
Рис. 67. Определение технического состояния аккумуляторной батареи: а — определение плотности электролита с помощью ареометра; б -замер напряжения аккумулятора нагрузочной вилкой; в — проверка уровня электролита трубой; 1 — трубка; 2 — стеклянный цилиндр: 3 — резиновая груша: 4 — поплавок: 5 — шкала поплавка: 6 — вольтметр: 7 — защитный кожух нагрузочной вилки.
Ареометром определяют плотность электролита, по плотности судят о степени разряженности аккумуляторных батарей. Понижение плотности на 0,01 г/см против нормы соответствует разряду аккумулятора на 6%.
Нагрузочной вилкой измеряют напряжение аккумулятора под нагрузкой, примерно равной стартерному режиму, Если напряжение в аккумуляторе менее 2в, то в нем имеется замыкание пластин, Если в течении 5 сек. напряжение, показываемое нагрузочной вилкой, остается постоянным, такой аккумулятор считается, исправным.
Мерной трубкой определяют уровень электролита в аккумуляторе, который должен быть на 10. 15мм выше предохранительного щитка или на уровне нижнего торца тубуса горловины.
Для восстановления уровня электролита в аккумуляторе заливают только дистиллированную воду, электролит можно доливать в том случае, если есть явные признаки его утечки.
При приведении в рабочее состояние новых сухо заряженных батарей в них доливают приготовленный, электролит, до нормального уровня и не ранее чем через 20 минут и не позднее чем через 2 часа после заливки проверяют его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем па 0,03г/см по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль без подзарядки, Если плотность понизится более чем на 0,03 г/см , то батарею следует зарядить.
Заряд аккумуляторных батарей ведется током, равным 0,1 от его номинальной, емкости (для батареи 6СТ-190ТР — ток 19А) до обильного выделения газа во всех аккумуляторах и до стабильного напряжения и плотности в течении 2ч. При зарядке батареи температура не должна повышаться более 45° С. По окончании заряда корректировку плотности проводят дистиллированной водой или серной кислотой плотностью — 1,4 г\см 3 После корректировки плотности, продолжают заряд в течения 30 минут для полного перемешивания электролита.
При работе с электролитом следует соблюдать меры безопасности. для приготовления электролита используют термостойкую посуду (стеклянную, керамическую, эбонитовую). Кислоту заливают тонкой струйкой в воду. Попадание кислоты на кожу вызывает сильные ожоги и разрушает одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и промыть сильной струей воды.
Источник
Как проводится техническое обслуживание автоаккумулятора
Стабильность работы и срок эксплуатации стартерного аккумулятора во многом зависит от регулярного технического обслуживания источника питания. Ведущие производители АКБ, такие как «Варта», «Энерджайзер», «Бош» и другие, рекомендуют проводить ТО аккумуляторных батарей не реже, чем раз в 3 месяца. Летом, когда температура воздуха на улице составляет более 25°С, а также зимой при -10°С ниже проводить обслуживание необходимо каждый месяц. Какие работы входят в обслуживание АКБ?
Визуальный осмотр
Первый этап обслуживания включает осмотр корпуса автоаккумулятора на предмет трещин, вмятин и других механических повреждений. Также проверяются металлические стеллажи и гнёзда для крепления АКБ. При обнаружении трещин в мастике, места повреждений оплавляют с помощью электропаяльника.
Очистка
Поверхность аккумулятора очищается от следов моторного масла, электролита, пыли и грязи. С помощью специальных средств удаляются окислы с зажимных контактов. Специалисты сервиса осматривают вентиляционные отверстия в пробках: если там скопилась грязь, их прочищают, чтобы не допустить перегрева источника питания в процессе работы. Для нейтрализации поверхности АКБ корпус протирают 10% раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды.
Измерение напряжения
Для проверки рабочего напряжения батареи контакты тестера подключаются к клеммам (красный – к положительной, а чёрный, соответственно, к отрицательной). Если аккумулятор исправен и заряжен, показатели вольтметра составят 12,6-12,9 В. При необходимости производится полная зарядка АКБ с помощью зарядной станции. После этого измеряется плотность электролита – если она не достигает указанных в спецификации значений, скорее всего, батарея исчерпала свой ресурс и необходимо купить аккумулятор на замену старому источнику питания.
Проверка уровня электролита
Для замера количества оставшегося электролита в аккумуляторах обслуживаемого типа используются стеклянные трубки. Их поочерёдно опускают в каждую банку, а затем перекрывают доступ кислорода. Важно, чтобы уровень кислоты во всех отсеках был одинаков.
Источник
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Срок службы аккумуляторов автомобильных
Незаменимый в автомобиле, пусковой аккумулятор имеет определенный срок службы. Принцип действия прибора основан на выделении энергии при электрохимической реакции. Система динамичная, процесс зависит от многих факторов. Длительность надежной работы АКБ можно продлить и сократить ее, неправильным обслуживанием. Как выбрать автомобильный аккумулятор и увеличить срок его жизни?
Плановый срок эксплуатации аккумулятора автомобиля для списания
Роль автомобильного транспорта в перевозках грузов и пассажиров трудно переоценить. Но каждая единица транспорта оборудована батареями различной мощности. Срок службы аккумулятора на разных авто отличается. Техника в автопарках работает интенсивно, но находится под наблюдением специалистов. Поэтому время службы АКБ для профессионально работающих автомобилей устанавливается в зависимости от пробега или наработанных моточасов.
На основании стандартов, срок службы свинцовых кислотных аккумуляторов регламентирует норматив РД-3112199-1089-02.
Частные транспортные компании устанавливают предельный срок службы аккумуляторов на машинах, руководствуясь своими правилами. На личных авто стараются использовать все возможности, чтобы продлить время работы батареи.
Срок службы АКБ автомобиля по ГОСТу
Каждый норматив, в том числе и ГОСТ 959-2002 на батареи аккумуляторные свинцовые разработан с учетом используемых ингредиентов и особенностей эксплуатации. В разделе «Требования по надежности» предписывается: срок годности АКБ, не залитой электролитом, 3 года, с электролитом – 12 месяцев.
Средний срок службы автомобильного аккумулятора определяется при снижении емкости от первоначальной ниже 40%. Другим основанием окончания срока эксплуатации аккумулятора считается:
- Для обслуживаемых АКБ – 24 месяца при пробеге до 90 000 км, 12 месяцев при пробеге 150 000км или 3 000 моточасов
- Для необслуживаемых батарей – 48 месяцев, пробеге до 100 000 км или 4 000 моточасов
Аккумуляторы в импортном исполнении должны маркироваться с добавлением буквы «Т»
Срок годности автомобильного аккумулятора
На практике рабочий цикл батареи можно разделить на 3 вида – гарантийный, реальный и регламентируемый. В течение гарантии производитель устраняет только доказанный заводской брак. Реальный срок службы при правильной эксплуатации АКБ автомобиля может быть значительно длиннее регламентируемого.
Гарантийный срок работы нового автомобильного аккумулятора составляет от 6 месяцев до 4 лет, в зависимости от производителя. Замечена закономерность, чем длиннее гарантия производителя, тем больше лет срок службы аккумулятора. Самый малый гарантийный период дают производители обслуживаемых АКБ. Но все заводские дефекты обнаруживаются в 6-ти месячный срок эксплуатации аккумулятора.
Реальный срок работы аккумулятора автомобиля зависит не только от пробега и наработанных моточасов.
- Конструктивный ресурс, заложенный в количестве активной массы, сплаве решеток, качестве электролита и соблюдения технологии. Важно, чтобы батарея поступила к покупателю «свежей».
- Состояние бортовой системы автомобиля, ее энергонасыщенность с превышением способности генератора и наличие токов утечки приводит к хронической недозаряженности аккумулятора, что снижает срок годности.
- Неисправность генератора может привести к глубокой посадке АКБ, приближая срок списания.
- Неправильная эксплуатация автомобиля зимой приводит к перемерзанию банок АКБ, если электролит потерял плотность. Служба аккумулятора может на этом закончиться.
- Содержание аккумулятора в чистоте, замеры напряжения на клеммах при ХХ и работе, проверка электролита и своевременная сетевая подзарядка продлят срок службы аккумулятора.
При неправильной эксплуатации, когда АКБ работает длительное время на заряде около 60%, или перезаряде, из-за неисправного регулятора напряжения автомобиля, происходит сульфатация, отслоение активной массы от свинцовой решетки, окисление свинца. Все это сокращает ресурс и средний срок службы аккумулятора.
Если автомобиль эксплуатируется интенсивно в режиме «такси», с короткими пробегами и длительными простоями, аккумулятор имеет низкий заряд, быстрее изнашивается. Чтобы авто проходило регламентируемый срок, необходим внимательный уход за батареей.
Какой срок эксплуатации аккумулятора автомобиля считают нормальным
Срок работы аккумулятора, указанный производителем, рассчитан при условии нормальной эксплуатации автомобиля. Обычно средний АКБ работает 3-4 года работы. Рейтинговые модели могут сохранять емкость по 6-7 лет, но стоимость их гораздо выше.
Следует обратить внимание, нельзя покупать аккумулятор автомобиля впрок, без регулярной эксплуатации его емкость уменьшается, происходит саморазряд.
Считается, что созданы нормальные условия для работы АКБ, если автомобиль грамотно эксплуатируется:
- Без экстремальных температур – защищен утеплением при простоях в зимнее время, хорошо вентилируется и контролируется летом.
- Качественное обслуживание предполагает содержание аккумулятора в чистом отсеке, хорошо закрепленным. Регулярно измеряются нагрузки, выявляются паразитные токи, соловой блок находится под контролем.
- Производительность генератора и емкость АКБ соразмерны, бортовые системы – компьютер, музыкальный центр, кондиционер и другие соответствуют по потреблению тока возможностям энергосистемы.
При хорошем обслуживании, критичной может быть выбранная манера езды. При коротком пробеге аккумулятор не заряжается. Если дополнительно в период простоя включена музыка, подзарядка телефона, батарея получит глубокий разряд, который повлияет на срок службы. Какой аккумулятор перенесет без последствий работу в режиме постоянного дефицита? Нет таких.
При нормальном обслуживании первые 2 года аккумулятор считают новым. С 3 года зимой нужно усилить контроль уровня заряда перед длительным простоем. Если не соблюдать технические требования, срок работы автомобильного аккумулятора можно сократить до года — полутора.
Продление срока службы аккумулятора
На форумах автомобилистов встречаются посты, где владельцы отмечают, что их аккумуляторы работают по 8-10 лет. Чтобы продлить службу аппарата, необходим грамотный подход к содержанию АКБ и авто. Основное правило опытных автолюбителей – систематический контроль напряжения на выводах аккумулятора. Шесть банок в последовательном соединении дают заряд 12,6 В. Если напряжение меньше 12,5 В, батарею нужно подзарядить. При этом замерить и отрегулировать уровень и плотность электролита. Заряжать слабым током 1-2 А в течение 12-14 часов.
Правила, которые помогут продлить срок эксплуатации аккумулятора автомобиля:
- нельзя пытаться завести машину разряженной батареей;
- если с первого раза мотор не завелся, 3 следующих попытки можно повторять с минутным интервалом;
- облегчить зимний запуск мотора предварительным импульсом на АКБ – включением света, полностью выжатым сцеплением;
- систематически очищать батарею, обращая внимание на вентиляционные отверстия;
- при простое отключать всех потребителей.
Эти правила помогут продлить срок эксплуатации автомобильных аккумуляторов. Рачительный автолюбитель не будет рисковать. Зимой, в самые лютые морозы, он занесет батарею в тепло, обеспечив беспроблемный запуск мотора автомобиля утром. Это тоже ответ, как продлить срок службы аккумулятора.
Срок службы гелевого автомобильного аккумулятора
Использование гелевого пускового аккумулятора уже не редкость. Отличные эксплуатационные характеристики аппарата связаны с агрегатной формой электролита. Гелевая субстанция исключает протекание, плотно облегает пластины, увеличивая выработку энергии. АКБ обладает большим циклом заряда-разряда и сроком службы 10-12 лет. Какой срок саморазряда батареи? Примерно 20% в год. Даже при глубокой разрядке АКБ сохраняет конструкции, не происходит осыпания пластин.
Однако срок годности гелевого аккумулятора будет коротким при следующих обстоятельствах:
- в бортовой сети автомобиля напряжение больше 14,4 В;
- если гелеобразная масса замерзнет, ее свойства не восстанавливаются, электролит чувствителен к низким температурам;
- любое короткое замыкание испортит батарею.
Каждая зарядка аккумулятора должна быть полной, иначе происходит потеря емкости. Перечисленные недостатки и стоимость тормозят распространение гелевых автомобильных аккумуляторов.
Видео
Предлагаем познакомиться с видео уроком на тему, на сколько можно продлить срок службы аккумулятора.
Источник