Перезаряд автомобильного аккумулятора зарядным устройством

Что будет если перезарядить аккумулятор

Я думаю, многим автолюбителям известно, что в автомобильном источнике питания имеется незначительное число электролита, абсолютно у всех моделей по-разному, ибо все в подневольности от силы. Собственно, эта особая жидкость содействует резервированию энергии. В частности, не было б электролита и аккумулятор было б очень трудно назвать аккумулятором.

Как бы там ни было, с электролитом очень нелегко, ибо за ней необходимо наблюдать, создавать комфортные условия, дабы она не замерзла, и не стоит забывать о том, что она может еще и выкипеть. В частности, вскипание может произойти из-за перезаряда, а вот замерзание от глубокого разряда. С электролитом шутки не шутят.

Что такое перезаряд?

Перезаряд — это крайне простой процесс, то есть уже заряженный источник питания, генератор продолжает процесс заряжения и разрежения. В состав электролита входит — вода, к тому же довольно значительная доля, приблизительно 65% (другой состав серная кислота 35%), при оптимальном стечении обстоятельств источник питания резервирует заряд (увеличивает плотность до необходимого уровня) и выключается, таким образом, его напряжение порядка 12,7 Вольта, это среднее стопроцентное напряжение на большинстве аккумуляторных батарей.

А вот, если продолжить далее совершать процесс зарядки источника питания, то вода в средине электролита приступит распадаться на составляющие ее газы, а это в свою очередь водород и кислород — из этого выйдет бурление или вскипание электролита, таким образом уровень воды будет уменьшатся (испаряться). Кстати, чем больше ток вы будете подавать, тем сильнее будет вскипание и испарение — это и есть традиционный перезаряд автомобильной аккумуляторной батареи.

Читайте также:  Varta аккумулятор код выпуск

Этот процесс, сопутствуется сильным кипением и упадком уровня электролита. Как правило, данный процесс порядком опаснее, чем, например, «недозаряд» источника питания.

Интересно то, что при неполной зарядке автомобильной аккумуляторной батареи вы просто не заведете свою машину, а вот при перезаряде источника питания, он может элементарно взорваться.

Результаты перезаряда автомобильной аккумуляторной батареи

Кстати, есть такие чудо-водители какие считают, что с перезарядом можно без проблем ездить и ничего не случится. Это не так, и вот почему:

Перезаряд аккумуляторной батареи провоцирует вскипание электролита, он выплескивается на поверхность непосредственно самого источника питания, а потом стекает на многие детали под капотом, к примеру сказать: — клеммы, патрубки, металл кузова, радиатор, провода и многое другое. И я думаю всем известно, что в электролите есть кислота, не концентрированная, но все же есть, и она без труда разъедает все те детали, что я вам перечислил, да это происходи не моментально, однако это произойдет и можете даже не сомневается. Потом, последует процесс окисления клемм аккумулятора. В частности, кислота попадает на клеммы, они будут крайне стремительно окисляться, потом вы увидите на них неприятный зеленый налет.

Окисление клемм аккумулятора

Далее, уровень электролита падает, оголяются свинцовые пластины, а зарядка все идет! Потом, они будут нагреваться, что очень пагубно на них влияет и вас ждет «осыпание», также может замкнуть банки или вовсе аккумуляторная батарея обломается.

И не думайте, что это просто испарение электролита, да он испаряется, но это если вникнуть в процесс взрывоопасные газы (кислород и водород), и в результате без проблем может взорваться сама аккумуляторная батарея, к тому же с такой силой, что вам смешно не будет, ибо все под капотом будет в кислоте. А если взорвался источник питания, значит могут не выдержать кое-какие предохранители, ибо они не рассчитаны на 17 Вольт.

При разумной эксплуатации аккумулятор практически не создает проблем на протяжении всего срока службы. Другое дело, если батарея работает в экстремальных режимах, наиболее критичный из которых – перезаряд. О том, что такое перезаряд АКБ, и как его не допустить, пойдет речь в этой статье.

Что такое перезаряд аккумулятора

По сути, это заряд сверх нормы, и чтобы подробнее разобраться в теме следует сначала понять, что такое норма. Штатное напряжение на клеммах полностью заряженного АКБ в среднем составляет 12,7V. При пуске двигателя этот показатель падает, так как отдается значительное количество электроэнергии.

После старта боровую сеть машины питает генератор, обеспечивая напряжение порядка 14,5V. Ток поступает на пластины электрода аккумулятора, запуская восстановительные процессы в электролите – таким образом батарея заряжается.

Если этот процесс происходит при повышенном напряжении (более 20V) длительное время, решетки электродов АКБ начинают греться, а вода в банках испаряться и бурлить, что и создает закипания. Концентрация серной кислоты в электролите возрастает, то есть увеличивается его плотность.

В ходе кипения вода распадается на кислород и водород, образовавшийся избыток газа не успевает отводиться. На этой стадии перезаряд особенно опасен – возможно разрушение корпуса батареи и даже взрыв.

Какие автомобили подвержены проблеме

Естественно, вероятность получения аккумулятором избыточного заряда на новых иномарках существенно ниже, чем на изделиях с солидным пробегом от отечественного автопрома. Тем не менее есть ряд моделей, перезаряд на которых считается распространенной проблемой.

Речь идет об автомобилях ВАЗ в классическом исполнении. Среди «классики» данная неисправность чаще всего встречается на «шестерке» (ВАЗ 2106).

Грузовые авто и некоторые модели УАЗ оборудуются датчиками бортового напряжения и порой, эти датчики начинают сигнализировать о повышении зарядного тока между генератором и АКБ (18V и более). Это не нормально и может привести к скорому перезаряду. Однако часто проблема в самих датчиках, которые показывают неверную информацию.

Как выявить наличие перезаряда

Точно определить, что идет перезаряд можно при помощи мультиметра. Для этого:

  • Устанавливаем мультиметр в режим постоянного тока примерно на 20V;
  • Контакты соединяем с клеммами АКБ (черный провод на минус, красный на плюс);
  • На неработающем двигателе полностью заряженная батарея дает напряжение 12,7V;
  • Запускаем двигатель;
  • Если генератор исправен, рыле рабочее и в борт-сети нет проблем, мультиметр должен показать 14,5V (+- 0,5V).

Перезаряд батареи выявляется по внешним признакам (окисление клемм, подтеки электролита на корпусе) или по данным бортового компьютера. Если в авто нет встроенного БК, можно приобрести внешний.

Следует обращать внимание на освещение в салоне и свет приборной панели. Один из первых признаков перезаряда – чрезмерная яркость свечения ламп бортового оборудования.

К чему может привести постоянный перезаряд

  • Во время перезаряда кипит электролит, при этом он частично вытекает через газоотводные отверстия и заглушки банок. Если процесс продолжается достаточно долго, то вытекший раствор серной кислоты окажется на радиаторе, проводах, шлангах охлаждения и кузове. Концентрация кислоты не велика, но с течением времени она разъест часть перечисленного выше.
  • При незначительном перезаряде электролит выпадает на корпусе АКБ в виде конденсата на клеммах, от чего они окисляются и покрываются зеленым налетом.
  • Испарение электролита приводит к понижению его уровня в банках, оголяется часть электродов, пластины перегреваются и с них осыпается активная масса. Это грозит замыканием банок и окончательным выходом аккумулятора из строя.
  • Перезаряд на финальной стадии сопровождается значительным перегревом, в ходе которого вода электролита распадается на кислород и водород. Образовавшаяся смесь газов может взорваться, при этом кислота окажется на узлах подкапотного пространства.
  • Перегорают предохранители, лампочки на приборной панели и в салоне, перестает работать другая бортовая электроника (предел напряжения, которые они выдерживают не превышает 17V). В некоторых случаях возможно оплавление и возгорание проводов бортовой сети.

AGM-батареи особенно чувствительны к перезаряду. Электроды таких АКБ разделены стекло-матовыми сепараторами. Нагреваясь, электролит быстро испаряется из пористого стекловолокна, оставляя пластины сухими. В результате осыпается активная смесь, и аккумулятор становится непригодным к использованию.

Не меньше страдают гелевые аккумуляторы. У них при постоянном перезаряде может осесть гель оголив верхнюю часть пластин, которые тут же замкнутся. После этого батарея сразу придет в негодность.

Причины возникновения и их решения

Избыточный заряд аккумуляторной батареи происходит по следующим причинам:

  • Неисправное рыле генератора. Речь идет о ситуации, когда регулятор рабочий, но свои функции исполняет некорректно. Рыле генератора не допускает превышения бортового напряжения свыше 14,5V. Бракованное или неисправное устройство дает несколько большие токи в сеть автомобиля, что приводит к стабильному, но не критичному перезаряду, поскольку напряжение, как правило, незначительно превышает штатное.
  • Нерабочее рыле генератора. В таких случаях электричество поступает на батарею напрямую с генератора без каких-либо ограничений, при этом напряжение может превышать 24V, что в результате становится причиной существенной перезарядки АКБ.
  • Неисправный генератор. При повреждении диодного моста, пробоя обмотки или якоря на корпус, часть тока будет поступать мимо рыле, приводя к перезаряду.
  • Плохой контакт в цепи. Исправное реле воспринимает сопротивление, создаваемое плохим контактом, как повышенную нагрузку сети автомобиля. Пытаясь ее компенсировать, регулятор пропускает в сеть больше напряжения, в результате батарея перезаряжается.
  • Неправильная зарядка от ЗУ. Некоторые зарядные устройства старого образца настраиваются вручную. Неверно выбранный режим приводит к перезаряду.

Важно! Не стоит игнорировать частичный выход из строя рыле генератора, поскольку неисправная деталь рано или поздно может оказаться полностью неработоспособной.

Батарею иногда намеренно подвергают избыточной зарядке, пытаясь восстановить работоспособность. Делают это для повышения плотности электролита. Под высоким напряжением повышается температура, начинается кипение, вода испаряется и увеличивается концентрация серной кислоты.

Как защитить аккумулятор от перезаряда

Для заряда батареи вне автомобиля стоит пользоваться современными ЗУ с автоматической регулировкой напряжения. Функционал бюджетных устройств достаточно скромен, но его вполне достаточно, чтобы зарядить АКБ без каких-либо негативных последствий.

Наиболее простая и эффективная защита автомобильного аккумулятора от перезаряда генератором – использование бортового компьютера. В некоторых авто БК установлен с завода, если же нет встроенного, всегда можно приобрести внешний. Помимо состояния АКБ бортовой компьютер отображает массу другой полезной информации.

Естественно, никакое оборудование не спасет батарею от халатности ее владельца. Автомобиль требует внимания, это особенно касается отечественных моделей с пробегом. При появлении первых признаков перезаряда, (повышенная яркость освещения, окисление клемм, показания БК), следует немедленно принимать меры, иначе не избежать серьезного ремонта в последствии.

Сегодня попытаемся ответить на извечный вопрос многих автолюбителей, а именно какие могут быть последствия после перезарядки аккумулятора? На самом деле тема довольно щепетильная и для начала нужно в первую очередь разобраться с тем, а что собственно представляет собой перезаряд батареи?

Что такое перезарядка?

Если пояснить совсем простым языком, понятным даже неопытному автовладельцу, то это процесс, когда аккумулятор, будучи уже заряженным, получает ток от генератора. Для пущего понимания стоит знать, что в электролите, главной жидкости любого автоаккумулятора есть определённая доля воды примерно около 60%, остальной процент занимает серная кислота. Так вот, при стандартном состоянии в нормальных условиях, аккумулятор набирает заряд (то есть повышает плотность до определённого уровня) и отключается, когда его напряжение становится равным 12,7 В., это такой усреднённый показатель. Так, к чему ведём, если продолжить и дальше зарядку, тогда составная часть электролита — вода начнёт процесс распадения на газы, а это соответственно водород и кислород. То есть электролит будет бурлить, кипеть, соответственно уровень воды значительно снизится – это и есть перезаряд.

Внимание. Интенсивное кипение понижает уровень электролита. По своим характеристикам и последствиям, перезаряд намного опасней, чем «недозаряд». При недостаточном напряжении вы просто не сможете завести мотор, а при перезарядке в некоторых случаях батарея может просто-напросто взорваться. Учитывайте последствия, всё-таки там есть определённый процент кислоты.

Специальный перезаряд, как ни странно, есть и такое понятие. Некоторые автолюбители целенаправленно перезаряжают батарею, для того, чтобы в минусовых температурах, аккумулятор не замёрз. Однако стоит понимать, насколько тонкая грань между допустимой перезарядкой и выходом из строя. Если вы решили повысить плотность уже заряженной батареи (в наших условиях это где-то 1,25г/см), то нужно немного «вскипятить» воду.

Совет. Чтобы повысить плотность и при этом не убить батарею, заряжать нужно на слабом токе до нужного значения, а после немедленно отключить ток иначе можно оголить пластины, чего делать, точно не стоит.

Причины

Зачастую причины перезарядки кроются не в самой батареи, а в генераторе. Вот список наиболее частого перезаряда:
1. Проблемы с реле. Именно эта деталь отвечает за отключение батареи от зарядки, после достижения определённого уровня напряжения. Соответственно если с ней какие-то проблемы, тогда ток продолжает поступать на заряженный аккумулятор. Замена реле обычно никаких проблем не представляет, да и ремонт обойдётся дешёво.

2. Вышел из строя сам генератор. Схема та же самая, однако, в случае замены будьте готовы к гораздо большим затратам на покупку новой детали.
3. Неподходящий генератор. Если вы приобрели новый генератор, а проблема осталась, стоит проверить, а подходит ли для вашего автомобиля данная деталь.
4. Проблема с датчиком напряжения. Как правило, такие поломки довольно редкие, и возникают в дорогих машинах, где полно электроники и зачастую что-то может «коротить». Решается заменой датчика, стоимость отличается от класса машины.
По сути, перечисленные проблемы самые распространённые, в ином случае ломаться в данной системе в принципе больше нечему.

В новых машинах, электроника предупредит владельца о том, что возникли проблемы. На «приборке» загорится «чек» и значок батареи.

Последствия

Вот мы и добрались до корня нашей статьи. Не стоит пренебрегать загоревшимся индикатором проблемы, ведь последствия могут быть довольно печальными. Для тех, кто всерьёз думает, что ничего плохого в перезарядке нет, предлагаю небольшой список последствий:
1. Мы уже знаем, что перезаряд вызывает кипения электролита, а соответственно жидкость там бурлит, выплёскивается наружу и попадает на различные детали и агрегаты, вплоть до самых банальных патрубков и проводов. Хоть кислота и не концентрированная, она всё-таки способна разъесть со временем все, на что попадёт и даже метал кузова.
2. Окисление клемм. Появляется зелёный налёт.
3. При кипении, уровень жидкости падает, соответственно пластины нагреваются. Со временем, если не обращать внимания на это, пластины «осыпятся» и замкнут «банки» либо аккумулятор вовсе «умрёт».
4. При лишней зарядке, начинается процесс высвобождения газов, которые постепенно скапливаются, отчего может произойти взрыв и вся кислота разлетится.

Внимание. При попадании кислоты на человека, уже были зафиксированы летальные случаи, поэтому отнеситесь к этому внимательно и ответственно.

На сегодняшний день только один тип батарей может похвастаться относительной безопасностью от перезарядки, это так называемые – необслуживаемые аккумуляторы. Они помещены в герметичном корпусе, в который вмонтирован специальный клапан, отводящий скопившиеся газы. Но, и в этом случае, со временем АКБ просто нужно заменить, ведь электролит в любом случае испаряется, даже через тот же клапан.
5. Большинство регуляторов и предохранителей в автомобиле не рассчитаны на повышение нагрузки свыше 17 В.
6. Если вышло из строя реле, в некоторых случаях можем наблюдать его нагревание, что косвенно может привести к пожару.

Как видим, пренебрежением элементарными правилами зарядки и простыми правилами эксплуатации автомобиля, может привести к достаточно печальным последствиям.

Источник

Оцените статью