- Ответственность за прием аккумуляторов
- Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 декабря 2018 г. N 03-07-14/89845 Об исчислении НДС в отношении операций по реализации аккумуляторных батарей, бывших в употреблении, и лицензирования деятельности по приобретению и реализации указанных товаров
- Обзор документа
- Как открыть бизнес по закупке отработанных автомобильных аккумуляторов
- Виды утилизируемых устройств
- Актуальность бизнеса
- Организация бизнеса
- Помещение для бизнеса
- Поставки сырья
- Необходимое оборудование
- Оформление бизнеса
- Сбыт продукции
Ответственность за прием аккумуляторов
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 декабря 2018 г. N 03-07-14/89845 Об исчислении НДС в отношении операций по реализации аккумуляторных батарей, бывших в употреблении, и лицензирования деятельности по приобретению и реализации указанных товаров
Вопрос: Хотел бы заниматься приобретением аккумуляторных батарей, бывших в употреблении, у населения с целью дальнейшей передачи их на завод по переработке.
Согласно классификации по ГОСТ Р 54564-2011 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия» аккумуляторные батареи относятся к группе С12 — «Лом свинцовых аккумуляторов в полиэтиленовых и полипропиленовых моноблоках». Данный ГОСТ применяется для производства цветных металлов, то есть для перерабатывающих заводов. В моём случае переработки у меня нет. Заготовка лома цветных металлов является лицензируемым видом деятельности, согласно Федеральному закону N 89-ФЗ от 24.06.1998. В статье 13.1 пункт 3 этого Закона сказано, что обращаться с ломом цветного металла надо в соответствии с Правилами (Постановление Правительства РФ N 370 от 11.05.2001 «Об утверждении правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение»). В этих правилах указано, что принимать лом цветных металлов можно тот, который указан в «Перечне разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов», утверждённом органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В таком Перечне аккумуляторных батарей нет.
Из всего вышесказанного следует, что приобретать у населения аккумуляторные батареи, бывшие в употреблении, с целью дальнейшей передачи их на завод по переработке, как лом цветного металла я не могу. К тому же лицензионный комитет сообщил, что аккумуляторные батареи бывшие в употреблении не относятся к лому цветного металла, а относятся к отходам второго или третьего классов опасности.
Из Федерального Классификационного Каталога Отходов (ФККО) видно, что аккумуляторные батареи, бывшие в употреблении относятся к опасному отходу 2 или 3 классов: код ФККО 9 2 0 1 10 01 53 2 «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом» и код ФККО 9 2 0 1 10 02 52 3 «Аккумуляторы свинцовые отработанные в сборе, без электролита».
Согласно ФЗ N 89-ФЗ от 24.06.1998 статьи 1 (определение «Сбор отходов») лицензированию подлежит деятельность по сбору отходов в том случае, если они обрабатываются, утилизируются, обезвреживаются или размещаются организацией, осуществляющей сбор. В моём случае я буду передавать аккумуляторные батареи на обработку (переработку).
Получается приобретение у населения аккумуляторных батарей, как отходы 2 или 3 класса опасности разрешено без лицензий. Из Письма Министерства Финансов Российской Федерации Федеральной налоговой службой от 6 августа 2018 г. N СД-4-3/15231@: «В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. Согласно абзацу первому пункта 8 статьи 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом налога. При этом налоговая база, указанная в абзаце первом данного пункта, определяется налоговыми агентами.
Учитывая изложенное, в случае если товары соответствуют понятию лома и отходов цветных металлов, установленному вышеуказанным Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, то при реализации этих товаров обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на налогового агента — покупателя таких товаров.»
Исходя из вышеизложенного:
1. Нужна ли лицензия для приобретения аккумуляторных батарей, бывших в употреблении? Если да, то какая именно?
2. Покупая аккумуляторные батареи как отходы 2 или 3 класса опасности, можем мы продавать аккумуляторные батареи, бывшие в употреблении как лом цветного металла на завод по переработке, имеющий лицензию по «Заготовке, хранению, переработке и реализации лома цветных металлов», и возлагать уплату НДС на этот завод, как на налогового агента?
Ответ: Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросам применения положений пункта 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в отношении операций по реализации аккумуляторных батарей, бывших в употреблении, и лицензирования деятельности по приобретению и реализации указанных товаров и сообщает.
На основании пункта 8 статьи 161 Кодекса с 1 января 2018 года налог на добавленную стоимость по операциям реализации лома черных и цветных металлов, осуществляемым налогоплательщиком данного налога, исчисляет покупатель (получатель) данных товаров.
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Понятие лома и отходов черных и цветных металлов, в отношении операций по реализации которых налог на добавленную стоимость исчисляет их покупатель (получатель), Кодексом не предусмотрено.
В то же время статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ предусмотрено, что ломом и отходами цветных и (или) черных металлов признаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий.
Кроме того, в целях отнесения аккумуляторных батарей, бывших в употреблении, к лому и отходам цветных металлов, предназначенным для производства цветных металлов и их сплавов и других видов продукции, следует руководствоваться ГОСТ Р 54564-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия», утвержденным приказом Росстандарта от 29 ноября 2011 г. N 648-ст.
Таким образом, положения вышеуказанного пункта 8 статьи 161 Кодекса применяются при реализации налогоплательщиком налога на добавленную стоимость пришедших в негодность или утративших свои потребительские свойства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, в том числе аккумуляторных батарей, предназначенных для производства цветных металлов и их сплавов и других видов продукции.
Что касается вопроса лицензирования деятельности по приобретению и реализации аккумуляторных батарей, бывших в употреблении, то разъяснения по данному вопросу к компетенции Минфина России не относятся.
Заместитель директора Департамента | О.Ф. Цибизова |
Обзор документа
С 2018 г. при реализации плательщиком НДС лома металлов налог исчисляет покупатель (получатель) лома.
В частности, это касается пришедших в негодность или утративших свои потребительские свойства аккумуляторных батарей, предназначенных для производства цветных металлов и их сплавов.
Источник
Как открыть бизнес по закупке отработанных автомобильных аккумуляторов
Существует клише, согласно которому любое коммерческое дело по приему и дальнейшей переработке отслуживших срок товаров – прибыльное занятие. Это касается утилизации отдельных компонентов компьютеров, мобильных телефонов, автомобильных шин, прочих технологических продуктов. Тематические источники – описания коммерческих проектов, бизнес-планы, объявления о продаже готовых производств – предоставляют примеры рентабельности, верхняя планка которой находится на уровне 100-150%. Попробуем разобраться, насколько этот стереотип соответствует истине. Бизнес на аккумуляторах – один из вариантов деятельности в этом сегменте.
Виды утилизируемых устройств
Для начала определимся с терминологией, поскольку без понимания сути никакое дело невозможно. Конечная цель утилизации аккумуляторной батареи (АКБ) – получение товарного свинца или сплавов, составляющих 60-70% удельного веса. Остальные компоненты – электролит и полимерная тара – побочные продукты, отдельно не представляют высокой товарной ценности.
Другими словами, на переработку поступают только устройства, содержащие химический элемент. К таким видам относятся:
- тяговые и стартерные свинцово-кислотные и щелочные;
- свинцово-содержащие устройства, изготавливающиеся по технологии GEL/AGM;
- накопители для источников бесперебойного питания.
Наоборот, для обработки с целью получения химического элемента и сплавов не годятся устройства:
- литий-ионные, используемые в современных гибридных автомобилях;
- никель-кадмиевые, которыми оснащены электрокары, троллейбусы, трамваи, суда, авиация;
- никель-металл-гидридными накопителями комплектуются электромобили, ракетно-космические аппараты, системы энергоснабжения;
- другие типы, не содержащие химический элемент.
Актуальность бизнеса
Понятия «свинец» и «аккумулятор» неразрывно связаны: из 80% добываемого в мире свинца производятся АКБ. Рынок переработанного свинца во многих странах нельзя считать устоявшимся. К примеру, 8 из 10 батарей в России изготавливаются из сырья, полученного в результате переработки, но на утилизацию поступает мизерный объем устройств с завершившимся сроком службы. Таким образом, отмечаем две проблемы: недостаток мощностей и большое число устройств, не поступающих на обработку, загрязняющих экологию.
Срок службы аккумуляторной батареи ограничивается 2-3 годами: нормативным сроком службы принято считать 30 месяцев. Для примера: объем российского рынка в 2016 году составил 10,8 млн. единиц при внутреннем производстве 8,433 млн. единиц.
Несложно заметить, что ежегодно должны утилизироваться 4,32 млн. АКБ. Но, в силу ограниченных мощностей по приему, на предприятия по переработке поступает малая часть из этого количества. Похожая ситуация наблюдается в большом количестве стран.
Мировой дефицит свинца свидетельствует о том, что потенциал рынка способен обеспечить экспортные мощности многих новых компаний. Средняя стоимость уже превысила $2500 за тонну, а запасы на контролируемых складах неуклонно снижаются, несмотря на общемировую тенденцию к росту производства.
Приведенные факты говорят о том, что при серьезном подходе к проблеме утилизации АКБ потребности мирового рынка свинца на порядок превышают производственные мощности большинства стран. Для этого нужны новые компании по обработке, системный подход к приему и поставкам на предприятия по обработке.
к оглавлению ↑
Организация бизнеса
Прием аккумуляторов – вредное, токсичное занятие, здесь не получится ограничиться арендой склада в несколько квадратных метров, наймом неквалифицированных работников: специфика производственного процесса выдвигает определенные условия. Перед принятием решения о старте изучите рынок, найдите ближайшие предприятия по утилизации, оформите договорные отношения по передаче одному или нескольким партнерам принимаемой продукции. Без выполнения этого условия дальнейшее коммерческое дело невозможно.
Содержание свинца, соединений на его основе в устройстве определенной емкости – основные числовые данные, которые необходимо знать наизусть всем лицам, вовлеченным в дело. Такие данные относительны, на них могут влиять различные факторы – производитель устройства, техническое состояние, степень повреждения, – но усредненные значения выглядят следующим образом:
Емкость, Ач | Общий вес прибора, кг | Элемент в чистом виде, кг | Диоксиды, оксиды свинца, кг |
---|---|---|---|
55 | 15 | 3,0 | 10,5 |
60 | 17 | 3,4 | 11,9 |
75 | 22 | 5,4 | 15,4 |
90 | 27 | 4,4 | 18,9 |
190 | 43 | 8,6 | 30,1 |
Эти значения – базис успешности дела. На их основе рассчитываются закупочные цены, рентабельность производства, нормы по валовому обороту единиц продукции, иные переменные. Далее рассмотрим неотъемлемые составные части, без которых невозможно эффективное функционирование компании. к оглавлению ↑
Помещение для бизнеса
Помещения для цеха по приему и складированию должны иметь статус нежилых, размещаться в промышленных зонах. Форма собственности не имеет значения, подойдет помещение в личной собственности либо арендованное. Помещение оснащается защитой от несанкционированного проникновения, обеспечивается водой, электричеством. Площади включают:
- Складские территории, оборудованные контейнерами для временного хранения.
- Офисную часть для расчетов с партнерами, ведения документации.
- Санитарные помещения с душевыми кабинами.
И, пожалуй, важнейшее требование, выдвигаемое к складским площадям: склад располагается в пределах автомобильной доступности к предприятию-переработчику.
к оглавлению ↑
Поставки сырья
Каналы поставок сырья в условиях отсутствия централизованного сбора и транспортировки сводятся к нескольким вариантам:
- организация выездов на парковки, гаражи, станции технического обслуживания;
- учреждение мобильных пунктов сбора в местах с повышенной плотностью автомобилей – оживленных трассах, транспортных предприятиях, гаражных кооперативах;
- заключение подрядных договоров с бригадами, которые будут поставлять сырье мелкооптовыми партиями;
- реклама в профильных печатных, электронных изданиях, досках объявлений, форумах – эффективное средство получения сырья. Представительский информативный сайт тоже определенно принесет пользу.
Технология производства содержит ряд последовательных этапов:
- Приобретение или получение продукции.
- Транспортировка к месту складирования.
- Доставка оптовой партии на предприятие по переработке, последующая ее передача.
Каждая стадия независима и не связана с последующей. С момента получения аккумуляторной батареи на складе до поставки на переработку проходит несколько недель или месяцев.
к оглавлению ↑
Необходимое оборудование
Перечень необходимого оборудования для бизнеса невелик, но к нему заявлены повышенные требования по технике безопасности. Минимальный набор оборудования для организации приема аккумуляторных батарей включает:
- Грузовой или грузопассажирский автомобиль, оборудованный паллетами или крепежами для перевозки. Перечислим правила перевозки грузов с помощью автотранспорта:
- Батареи защищаются от угрозы возникновения коротких замыканий;
- Не допускается перевозка аккумуляторов с поврежденным корпусом, поверхность не содержит щелочные или кислотные следы;
- Крепеж при перевозке не допускает утечку содержимого, падение или повреждение устройств.
- Контейнеры для временного хранения аккумуляторных батарей. Такие резервуары изготавливаются из кислотостойких материалов – металла, пластика, керамики или резины.
- Установка слива электролита. Предприятие-получатель выдвигает договорные условия касательно содержания электролита. В этом случае целесообразно заключить сторонний договор на утилизацию электролита.
Отдельной строкой отметим обязательное наличие спецодежды, средств индивидуальной защиты. к оглавлению ↑
Оформление бизнеса
Сопутствующая документация для оформления бизнеса включает:
- Свидетельство о регистрации индивидуального предпринимателя или общества с ограниченной ответственностью.
- Лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
- Договор с перерабатывающим предприятием на оптовое приобретение АКБ, включающий объемы, сроки, условия передачи продукции, цены, гарантии.
- Санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие производственных территорий действующим нормам законодательства.
- Инструкцию по технике безопасности при обращении с аккумуляторами в ходе приемки и транспортировки. На инструктаж персонала обращается повышенное внимание, потому что несоблюдение правил безопасности приводит к химическим ожогам, в дальнейшем – расследованию возможных несчастных случаев.
Некоторые из этих пунктов предполагают получение дополнительной документации, с которой предстоит столкнуться в процессе подготовки и оформления необходимого комплекта документов.
Сбыт продукции
Каналы сбыта продукции – одновременно простой и сложный пункт при организации бизнеса. С него начинается принятие решения, заниматься ли этим делом. Основной критерий – расположение партнерского предприятия по переработке в зоне автомобильной доступности от склада.
Транспортировка накопителей к месту утилизации должна экономически оправдываться, не быть значимой статьей структуры затратной части. В идеале необходимо составить договор таким образом, чтобы продукцию со склада забирал транспорт перерабатывающего предприятия или подрядной организации. Это позволит минимизировать операционные затраты, переложить риски по перевозке токсичных грузов.
Отрасль развивается быстро, с каждым годом запускаются новые крупные, средние предприятия по переработке АКБ. Изучение рынка, определение перечня возможных партнеров и последующее подписание договоров на поставку аккумуляторных накопителей – первое, что делается после того, как принято решение о вхождении в этот вид бизнеса.
Перспективность бизнеса по приему бывших в употреблении аккумуляторных батарей будет оставаться актуальной на протяжении еще многих лет. Мир ежегодно производит 70 млн. автомобилей без учета грузовых авто, фургонов, автобусов, новые мощности по переработке АКБ открываются гораздо более медленными темпами.
Проблема утилизации аккумуляторов с завершившимся сроком эксплуатации – не только удачная идея для коммерческого дела, но задача каждого, кому небезразлична экология нашей планеты.
Источник