Отличие зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов

Содержание
  1. Как выбрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля
  2. Разновидности зарядных устройств и их особенности
  3. Метод фиксированного значения тока
  4. Метод постоянного напряжения
  5. Комбинированный метод
  6. Устройства трансформаторного типа
  7. Импульсные
  8. Работающие от электрической сети
  9. Работающие от прикуривателя
  10. Работающие от солнечной энергии
  11. Зарядно-пусковые (или пуско-зарядные)
  12. Зарядно-предпусковые
  13. Что необходимо учитывать при выборе
  14. Контрафакт
  15. Возможности
  16. Индикация
  17. Автоматический режим
  18. Страна-производитель
  19. Коробка передач
  20. Необслуживаемые аккумуляторы
  21. Защита от неправильного подключения
  22. Функция десульфитации
  23. Номинальный ток заряда
  24. Тип аккумулятора
  25. Заключение
  26. Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора — правила и рекомендации
  27. Содержание:
  28. Классификация по методу зарядки
  29. Зарядка постоянным током
  30. Зарядка постоянным напряжением
  31. Комбинированный метод
  32. На какие типы подразделяются зарядные устройства
  33. Зарядно-предпусковое устройство
  34. Пуско-зарядное устройство
  35. Плюсы и минусы каждого типа
  36. Какие еще бывают виды аккумуляторных зарядных устройств
  37. Дополнительные функции
  38. Защита от переполюсовки
  39. Защита от короткого замыкания

Как выбрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля

Статья о том, как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Виды устройств, важные нюансы выбора. В конце статьи — видео о простом з/у для аккумулятора своими руками. Статья о том, как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора. Виды устройств, важные нюансы выбора. В конце статьи — видео о простом з/у для аккумулятора своими руками.

Современный автомобиль оснащается всё большим количеством приборов, которые питаются от бортовой сети. Роль аккумулятора заключается в обеспечение дополнительной энергии в тех ситуациях, когда генератор не справляется с нагрузками. А аккумуляторные батареи, как правило, разряжаются в самый неподходящий момент. Особенно в зимний период. И в отличие от аккумуляторов других электроприборов, АКБ для авто зарядным устройством не комплектуются; его приходится покупать отдельно.

Разновидности зарядных устройств и их особенности

З/у имеют несколько классификаций и в зависимости от своего типа наделены теми или иными качествами.

Читайте также:  Автомобильный аккумулятор как источник питания светодиодов

По методу заряда приборы делятся на 3 категории:

Метод фиксированного значения тока

Такие устройства заряжают аккумулятор до предела и довольно быстро. Однако в завершение процедуры электролит имеет свойство чрезмерно нагреваться, а это снижает срок эксплуатации аккумулятора, провоцируя ускоренное старение.

Метод постоянного напряжения

В данном случае электролит сохраняет требуемую температуру и контролировать процесс зарядки нет необходимости, так как при этой схеме прибор поддерживает заданный уровень напряжения. К минусам можно отнести снижение напряжения в конце процесса. Это не позволяет осуществить максимально возможный заряд аккумулятора.

Комбинированный метод

Сочетает в себе два вышеописанных варианта — в начале процесс идет при фиксированном значении тока, а под конец переходит на стабилизацию напряжения. Такой тандем делает этот тип приборов наиболее эффективными и востребованными.

По способу заряда з/у делятся на 2 категории:

Устройства трансформаторного типа

В быту они вряд ли встретятся, так как обладают внушительными габаритами и столь же внушительным весом. Их назначение — преобразование тока 220В в постоянный ток (12В).

Импульсные

Принцип действия подобен предыдущему варианту, однако эта разновидность отличается компактностью и малым весом. Поэтому идеально они подходят для бытового использования.

В зависимости от модели, импульсные з/у могут иметь:

    индикатор окончания заряда;

индикатор неправильного подключения (переполюсовки);

функцию защиты от коротких замыканий,

функцию автоматической зарядки;

  • функцию защиты от переполюсовки и пр.
  • В отличие от трансформаторных, импульсные производят подзарядку с помощью малых импульсов, а не тока постоянного значения. Это и является их особенностью.

    Трансформаторные модели стоят дешевле, однако кроме описанных выше недостатков требуют еще и контроля во время работы. Поэтому импульсный вариант предпочтительнее.

    В зависимости от источника питания, з/у разделяют на 3 категории.

    Работающие от электрической сети

    Если машина находится в гараже, где подведено электричество, то такой вариант самый простой, удобный и надежный. В этом случае АКБ можно подзаряжать, пока машина не используется.

    Работающие от прикуривателя

    К недостаткам можно отнести тот факт, что при длительной и/или интенсивной (в некоторых моделях скорость регулируется) подпитке возникает риск перегрузки бортовой сети.

    Но зато в случае непредвиденных ситуаций зарядить аккумулятор можно в любое время и в любом месте.

    Работающие от солнечной энергии

    Используются редко, так как качественные изделия стоят дорого, а дешевые, как правило, малоэффективны и недолговечны.

    Ну и конечно же, им нужен солнечный свет для работы. Солнечная модель может быть полезной как вспомогательный вариант. Например, для тех, кто имеет сетевое з/у, но часто оказывается «далеко от розетки». К примеру, рыбаку, любителю отдыха на природе или охотнику такое устройство пригодится наверняка.

    Согласно назначению, з/у подразделяют на 2 типа.

    Зарядно-пусковые (или пуско-зарядные)

    Выполняют функцию не только подзарядки, но и запуска двигателя — работают в двух режимах: автоматическом и режиме отдачи максимального тока.

    Некоторые модели универсальны, с их помощью можно восстановить работу ДВС, зарядить телефон, ноутбук и другие приборы. Достаточно лишь иметь набор штекеров нужного размера.

    Важно соблюдать правила эксплуатации и использовать прибор по назначению только после того, как клеммы будут отсоединены от бортовой сети.

    Зарядно-предпусковые

    Используются только для подпитки аккумулятора, запуск двигателя с их помощью невозможен. Обусловлено это тем, что приборы характеризуются малым значением рабочего тока. Плюсом является то, что при их использовании нет необходимости производить отключение от бортсети.

    Что необходимо учитывать при выборе

    Прежде чем приступать к покупке з/у, следует тщательно изучить документы к конкретной батарее и автомобилю (в частности параметры бортсети). Это позволит избежать многих сложностей и конкретизировать запросы. По сути, указанной в инструкциях информации достаточно, чтобы подобрать подходящее устройство. Однако есть и некоторые второстепенные нюансы, которые стоит учесть при выборе.

    Контрафакт

    Мало таких изделий, которые могут выиграть соревнование с зарядными устройствами по числу подделок. Поэтому покупать приборы лучше всего у официальных дилеров или, по крайней мере, в торговых точках, пользующихся хорошей репутацией.

    Если вы определились с конкретной маркой, стоит поискать в сети Интернет информацию об особенностях бренда и его копиях. Качественную подделку определить таким способом, возможно, и не получится, но избавить себя от низкосортного азиатского ширпотреба вполне реально.

    Возможности

    Лучше обзавестись з/у с небольшим (именно небольшим, слишком усердствовать не стоит) запасом тока. Такое приобретение имеет два преимущества: устройству не придется работать на пределе своих возможностей и в случае замены аккумулятора на модель большей емкости, не нужно будет менять з/у.

    Индикация

    Бывает светодиодной и приборной. Светодиодная не отличается такой точностью, однако для бытового использования ее вполне хватит.

    Автоматический режим

    Если есть возможность, предпочтение следует отдать именно автоматизированному варианту. Это избавит владельца от необходимости контролировать работу прибора и возможных последствий.

    Страна-производитель

    Многие отечественные изделия по своим характеристикам не уступают зарубежным аналогам, поэтому стоит присмотреться к российской продукции. Она не только выигрывает в цене, но и риск купить подделку практически равен нулю. А ведь даже уступающий по качествам отечественный прибор лучше поддельного престижного бренда.

    Коробка передач

    Для авто с АКП оптимальным вариантом будет зарядно-предпусковое устройство, так как оно не нуждается в обязательном отключении источника питания от бортсети.

    Необслуживаемые аккумуляторы

    Для этого типа АКБ рекомендуется использовать зарядное, работающее по схеме постоянного напряжения. Выбор лучше остановить на импульсном приборе.

    Защита от неправильного подключения

    В случае так называемой переполюсовки функция поможет не только предотвратить поломку аккумуляторной батареи, но и самого з/у.

    Функция десульфитации

    Позволяет восстанавливать батарею с образованиями сульфата свинца на пластинках.

    Номинальный ток заряда

    Номинальным током называют ток, который составляет 10% от емкости батареи. Имея информацию об АКБ (можно найти в документах или на корпусе изделия), высчитать необходимую мощность з/у не составит труда.

    Например, зарядник в 6А подойдет для большинства батарей емкостью 60-70 А-ч, которыми оснащаются легковые автомобили. А вот для грузовика или джипа придется поискать более мощное устройство.

    Тип аккумулятора

    Если у вас свинцовая батарея (WET), то ей понадобится специальное устройство. Для аккумуляторов остальных разновидностей подойдут любые з/у, однако следует учитывать их особенности.

    Гелевые батареи (GEL) и батареи с электролитовой пропиткой (AGM) чувствительны к перепадам температур и перегреву. Для них понадобиться зарядное с функцией регулировки тока и расширенным температурным диапазоном.

    Но лучше всего не заниматься экспериментами и приобрести подзарядное, рекомендованное производителем.

    Заключение

    Некоторые автомобилисты полагаются на генератор, считая состояние аккумулятора второстепенной проблемой. Однако наличие зарядного способно значительно облегчить жизнь водителя, ведь никогда не знаешь, как скоро понадобиться помощь АКБ и когда она окажется полностью разряжена. А для этого иногда достаточно оставить габаритные огни на ночь включенными или поставить машину у подъезда на некоторое время с включенной сигнализацией.

    Видео о простом з/у для аккумулятора своими руками:

    Источник

    Как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора — правила и рекомендации

    Из этой статьи вы узнаете, как выбрать зарядное устройство для автомобильного аккумулятора.

    Мы рассмотрим, какие виды зарядных устройств для автомобильных АКБ существуют в мире, по каким критериям их нужно подбирать, и разберемся с дополнительными функциями.

    Содержание:

    Классификация по методу зарядки

    Зарядное устройство заряжает АКБ, подключаясь как промежуточное звено к сети бытового электропитания.

    Переменный ток в 220 В выпрямляется, его напряжение понижается, и некоторые другие характеристики так же модифицируются под «требования» автомобильного аккумулятора.

    Но зарядные устройства для автомобильных аккумуляторных батарей в первую очередь различаются по способу зарядки.

    Они классифицируются на аппараты:

    • постоянного тока;
    • постоянного напряжения;
    • аппараты, в которых реализован комбинированный метод.

    Это означает, что устройство заряжает АКБ (аккумуляторную батарею) либо постоянным током, либо постоянным напряжением, либо может использовать любой из этих методов.

    Каждый метод имеет свои функциональные особенности, плюсы и минусы.

    Зарядка постоянным током

    Это наиболее быстрый режим заряжания автомобильного аккумулятора. Используется постоянный ток, который должен быть равен 10% от емкости аккумулятора в амперчасах.

    Если он будет ниже — аккумулятор будет заряжаться слишком долго или не зарядится вообще, если выше — АКБ может выйти из строя.

    Автоматические зарядники постоянного тока устанавливают зарядный ток в зависимости от емкости АКБ самостоятельно, но на дешевых моделях, как правило, нет верньеров, позволяющих контролировать и регулировать ток.

    Поэтому, если есть возможность, стоит приобрести зарядное устройство не только с функцией автоматической зарядки по току, но и с ручным регулятором, чтобы иметь возможность выставить ток зарядки самостоятельно.

    Кроме того, за процессом зарядки нужно следить, т. к., несмотря на функцию автоматического отключения, которой снабжены почти все современные зарядники, превышение времени заряжания может привести к тому, что батарея «вскипит».

    Зарядка постоянным током не очень хорошо сказывается на аккумуляторе, поэтому прибегать к этому методу часто не рекомендуется.

    Важно: выбирая устройство зарядки при помощи постоянного тока, стоит присмотреться к тем, у которых есть режим десульфатации. Этот режим позволяет полностью восстанавливать емкость аккумулятора, долгое время (год и больше) стоявшего без дела.

    Зарядка постоянным напряжением

    Метод постоянного напряжения — наиболее длительный, но и наиболее оптимальный для банок аккумулятора способ зарядить их. Здесь используется режим, в котором напряжение постоянно, но вот ток зарядки падает пропорционально оставшейся емкости аккумулятора.

    Что это значит на практике? Допустим, полная емкость аккумулятора — 100% заряда. Зарядка идет постоянным напряжением 12-13 В.

    При этом ток зарядки уменьшается по мере «наполнения» АКБ. Когда он заряжен на 99%, то ток уменьшается до 1% от исходного значения. Когда уровень заряда достигает 100%, ток падает до нуля.

    Такой способ позволяет продлить срок службы АКБ, но сеанс «заправки» на несколько часов дольше, чем при методе заряжания постоянным током.

    Поэтому такое устройство хуже подходит для экстренных ситуаций.

    Комбинированный метод

    Комбинированный метод предусматривает в работе «смену режимов». То есть зарядка идет вначале постоянным током, а потом, когда банки АКБ заряжены уже на 50-60%, аппарат автоматически переключает режим на зарядку постоянным напряжением.

    Комбинированный способ дает возможность восстанавливать работоспособность аккумулятора быстро, но в ьто же время в щадящем режиме, что позволяет сохранить его ресурс работы.

    Такой способ позволяет продлить срок службы старых аккумуляторов и не загубить раньше времени новые.

    Все «комбинированные» зарядные устройства относятся к импульсному типу (что это такое — читайте ниже) и снабжены микропроцессорным блоком управления.

    На какие типы подразделяются зарядные устройства

    Существует два основных вида аппаратов для зарядки АКБ:

    Зарядно-предпусковое устройство

    Зарядно-предпусковые агрегаты предпочтительнее в тех случаях, когда нет возможности (технической или по жизненным обстоятельствам) снять аккумулятор с автомобиля.

    Такое техническое условие иногда встречается на сверх-современных, напичканных электроникой автомобилях (обычно снабженных автоматической КПП), которые крайне не рекомендуется полностью обесточивать.

    Зарядно-предпусковое устройство заряжает батарею относительно небольшим током и/или напряжением. Зарядка может занимать длительное время, но зато АКБ не нужно снимать и нести домой.

    Достаточно подключить «крокодилы» от зарядника к клеммам батареи, а его самого включить в бытовую электросеть. Это оптимальное решение для гаража.

    Пуско-зарядное устройство

    Пуско-зарядные аппараты значительно мощнее. Они могут работать как в режиме подзарядки, так и в режиме полного восстановления энергетического сердца автомобиля.

    Но для использования последней опции аккумулятор обязательно нужно отсоединить от систеы бортового электропитания, иначе мощный импульс от пускового зарядника может сжечь чувствительные электронные схемы автомобиля.

    Есть у них и третья опция — собственно пуск мотора. Зарядно-пусковой аппарат может осуществить запуск двигателя машины, если аккумулятор внезапно сел «в ноль», времени на подзарядку нет, а ехать надо.

    В этом случае контакты бортовой сети снимаются с клемм аккумулятора и подсоединяются к контактам зарядника. После проворота стартера и начала работы двигателя система запитывается от бортового генератора, т. е. переходит в автономный режим. Можно подключать АКБ обратно: он зарядится во время движения.

    Плюсы и минусы каждого типа

    Плюсы зарядно-предпускового устройства:

    • малая масса и габариты.
    • полностью автоматический режим работы.
    • автономность (не у всех устройств).

    Некоторые модели представляют собой «повер-банки», то есть аккумуляторы для аккумуляторов. Они вообще не нуждаются в подключении в розетку, их можно возить с собой в багажнике на экстренный случай. Но такие модели — редкость, большинство все же «розеточные».

    Автоматический режим работы означает принцип «включил и забыл». Модель с нужным количеством ручных настроек вы можете подобрать по собственному вкусу — есть полностью автоматические, с одной-единственной кнопкой «вкл-выкл», а есть снабженные ручными регуляторами тока и напряжения.

    Минус у таких устройств только один: они не в состоянии восстановить заряд в АКБ, который упал до нуля (например, при хранении зимой в неотапливаемом помещении). Либо же заряжать «обнулившуюся» батарею они будут долго, около суток, в зависимости от собственной мощности и ее емкости.

    Зарядно-предпусковые устройства могут помочь, если уровень напряжения на клеммах батареи упал не более чем на 50-60%.

    То есть, к примеру, если «аккум» легкового автомобиля, который должен выдавать 13 В, выдает 6-7 В.

    Плюсы зарядно-пусковых агрегатов:

    • возможность экстренного запуска автомобиля с «обнулившейся» АКБ.
    • возможность полностью зарядить батарею, емкость которой упала до нуля.
    • возможность работать в режиме подзарядки, как аппараты попроще.
    • необходимый уровень автоматизации — полностью автоматическое устройство или с ручными настройками — автовладелец может выбрать сам.

    Минусы этих аппаратов:

    • значительные габариты и масса.
    • повышенная стоимость.
    • сложность в настройке (не у всех устройств).
    • они работают только от бытовой или промышленной сети.

    Какие еще бывают виды аккумуляторных зарядных устройств

    По принципу действия все ЗУ (зарядные устройства) делятся на трансформаторные и импульсные.

    Трансформаторные ЗУ используют для выпрямления тока и понижения частоты трансформаторный блок. Это наиболее древний класс зарядников, который отличается повышенной мощностью и надежностью. ЗУ, используемые для промышленной зарядки АКБ (например, в точка, осуществляющих такую услугу), часто именно трансформаторного типа.

    По сути своей такое ЗУ — это обыкновенный блок питания на понижающем трансформаторе с выходным напряжением 6, 12 или 24 В. Можно устанавливать различные значения выходного тока.

    Его плюсы — простота, ремонтопригодность, надежность, возможность ручной регулировки тока и напряжения. Также это устройство не выдает радиопомех.

    Минусы — сложность автоматизации (по техническим причинам полностью автоматическим такое ЗУ не бывает), большие габариты и масса. Процесс зарядки АКБ нуждается в контроле со стороны владельца, т. к. автоотключение ЗУ либо отсутствует, либо недостаточно надежно.

    Отметим, что современные трансформаторные ЗУ снабжены всеми необходимыми системами защиты — от перегрева, от переполюсовки клемм и т. п.

    Импульсные ЗУ, по сути, представляют собой такие же блоки питания, но управляемые сложными электронными схемами. По принципу действия они схожи со сварочными аппаратами инверторного типа.

    Это устройство понижает напряжение с помощью импульсного трансформатора, который значительно компактнее и меньше по массе, чем обычный.

    Импульсный трансформатор конструктивно сильно отличается от обыкновенного и имеет совершенно другие рабочие характеристики, в частности ВАХ (вольт-амперную характеристику).

    Кроме трансформатора, в составе импульсного ЗУ присутствуют:

    • выпрямитель;
    • стабилизатор тока;
    • контрольно-управляющая плата;
    • средства индикации.

    Обратите внимание: импульсные ЗУ — полностью цифровые устройства, и индикация у них цифровая, тогда как на трансформаторных чаще всего — аналоговая (дисплеи со стрелками).

    Импульсники — более современные устройства, чем ЗУ трансформаторного типа. Они бывают как предпусковыми, так и пусковыми. Можно найти аппарат с любым типом зарядки — постоянным током, напряжением либо комбинацией этих методов.

    Их преимущества:

    • высокая степень автоматизации;
    • высокий КПД — до 98%;
    • универсальность;
    • низкая стоимость (массовое производство сильно снижает цену электронных компонентов);
    • широкий выбор;
    • полный комплект элементов защиты от всех возможных проблем — перегрева, переполюсовки, «от дурака» и т. п.;
    • небольшая масса и габариты.

    Но у них есть и недостатки. Главными минусами импульсников считаются:

    • сложность ремонта;
    • создание радиопомех при работе (для большинства автолюбителей — некритично).

    В принципе, больше недостатков у импульсников нет.

    Дополнительные функции

    Многие ЗУ имеют ряд дополнительных функций, призванных облегчить жизнь пользователя. Разберем главные из них.

    Защита от переполюсовки

    Переполюсовка — это неправильное подключение зарядного устройства к аккумулятору: минусовый контакт к плюсовой клемме и положительный, соответственно, к минусу. Это опасная ошибка, которая может привести к тому, что и само ЗУ, и аккумуляторная батарея выйдут из строя. Поэтому защита от переполюсовки необходима каждому современному заряднику.

    Она бывает 3-х типов:

    • на тиристоре;
    • на реле;
    • на полевом транзисторе.

    Тиристорная схема «забирает» для своей работы около 2 В от выходного напряжения, что заставляет изменять выходные параметры. В некоторых зарядниках, к примеру, для АКБ мотоцикла, которые должны выдавать всего 6-7 В, тиристорную схему применять нецелесообразно.

    Реле не приводит к потерям по току и напряжения, но схема с реле всегда «вторичного» действия — чтобы реле сработало, импульс должен пройти. Поэтому оно не всегда успевает включиться и защитить зарядное устройство. Кроме того, реле не сработает, если батарея посажена «в ноль».

    Поэтому наиболее оптимальный тип защиты — на транзисторе-полевике. Она лишена вышеперечисленных недостатков.

    Если у вашего зарядного устройства нет защиты от переполюсовки — его можно изготовить своими руками при наличии определенных навыков радиомонтажника.

    Защита от короткого замыкания

    Защита от короткого замыкания необходима для того, чтобы ЗУ не вышло из строя при внезапной неисправности в сети — или от того, что на клеммы подключенного к нему аккумулятора случайно упал гаечный ключ и соединил их напрямую.

    Обдумывая, какое зарядное устройство выбрать, нужно учесть, что оно обязательно должно иметь защиту от КЗ. К слову, это все импульсные устройства и многие из трансформаторных.

    Защита реализована путем включения в электронную цепь зарядника автоматической схемы, которая мгновенно размыкает выходную цепь при коротком замыкании и обесточивает систему.

    Варианты исполнения могут базироваться на электрореле и современных автоматических выключателях (действующих по тому же принципу, что и автоматы в домашнем электрощитке). Последние предпочтительней, т. к. реле имеет традиционную проблему с «запаздыванием».

    Помимо вышеперечисленных, качественное зарядное устройство для аккумулятора должно иметь следующие уровни защиты:

    1. От перегрузки при работе.

    2. От перегрева.

    3. От избыточного зарядного тока и напряжения.

    4. От перезаряда.

    В любой из вышеозначенных ситуаций прибор должен мгновенно выключаться. Кроме того, для пусковых ЗУ обязательна встроенная защита бортовой сети (и особенно — компьютера автомобиля) при пуске.

    Источник

    Оцените статью