Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Аккумуляторное отделение
Аккумуляторное отделение предусмотрено для проведения текущего и среднего ремонта аккумуляторов, зарядки и производства дистиллированной воды. [1]
Аккумуляторное отделение располагают в помещениях, изолированных от других производственных участков и отделений. Двери, идущие в аккумуляторное отделение, должны плотно закрываться. В аккумуляторном отделении должны быть отдельные помещения для приготовления электролита, ремонта и заливки аккумуляторов, а также для зарядки. Ремонт, приготовление электролита и зарядки кислотных и щелочных батарей производят в разных помещениях. [2]
Аккумуляторное отделение ( рис. 35) служит для формовки новых кислотных и щелочных батарей, а также оздоровительной зарядки и ремонта эксплуатируемых. Работа с кислотными и щелочными батареями в одном помещении категорически запрещается, поэтому отделение разделяют на два изолированных участка. [4]
Посты аккумуляторного отделения располагают в трех, двух или одном помещении. [5]
В аккумуляторном отделении ремонтируют и заряжают батареи. Свинец, из которого сделаны аккумуляторные пластины, и его окислы, образующиеся при работе аккумуляторов, а также пары серной кислоты, из которой приготовляют электролит, вредно влияют на здоровье людей. При зарядке аккумуляторов выделяются газы, которые в смеси с воздухом образуют взрывоопасную смесь. В связи с этим аккумуляторное отделение необходимо располагать в специальном помещении, отделенном от смежных помещений депо кирпичной огнестойкой стеной. Вход в отделение должен быть расположен снаружи производственного помещения, если же это невозможно, то перед входом в отделение должен быть тамбур. Стены, потолок, двери и окна окрашивают кислотоупорной краской. Двери из аккумуляторного отделения в производственное помещение должны открываться во внутрь смежных помещений. [6]
В аккумуляторном отделении запрещается хранить, принимать пищу и питьевую воду. При окончании работ следует тщательно вымыть с мылом лицо и руки. [7]
В аккумуляторном отделении ремонтируют и заряжают аккумуляторы. При ремонте их возможны отравления рабочих свинцом от вдыхания пыли и газов, ожоги кожи и глаз серной кислотой при составлении электролита. Возможны также ожоги от взрыва водорода и разбрызгивания электролита, выделяющегося во время зарядки аккумуляторов. Свинцовую пасту приготовляют в спецодежде и очках и при наличии местного отсоса. [8]
В аккумуляторном отделении запрещается: курить, пользоваться открытым огнем и электронагревательными приборами; совместно хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи; хранить свыше суточной потребности бутыли с серной кислотой и сосуды с щелочью; хранить порожнюю тару; находиться посторонним лицам. Для осмотра аккумуляторных батарей допускается пользоваться переносными электролампами во взрывобезопасном исполнении напряжением не более 42 В. [9]
В аккумуляторном отделении должны быть умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытые сосуды с 5 — 10 % — ным ( для кожи тела) и 2 — 3 % — ным ( для газа) нейтрализующими растворами питьевой соды. При эксплуатации щелочных аккумуляторов в качестве нейтрализующих растворов применяют соответственно 5 — 10 % — ный и 2 — 3 % — ный растворы борной кислоты. [10]
В аккумуляторном отделении панели и стены рекомендуется облицовывать белой глазурованной плиткой или окрашивать в светло-зеленый цвет, а пол покрывать кислотоупорной светлой краской. [11]
Стеллажи в аккумуляторном отделении делают металлическими рольгангового типа или из твердых пород дерева. После изготовления их окрашивают кислотоупорной краской. Чтобы предупредить появление искр при установке блоков на стеллажи, на валики рольгангов надевают резиновую оболочку. Для удобства выгрузки и погрузки банок и блоков батареи стеллажи устанавливают на высоте, равной высоте площадки транспортных тележек. [12]
Кроме того, аккумуляторное отделение должно иметь подсобное помещение для хранения кислот, батарей и других материалов. [13]
У входа в аккумуляторные отделения должны находиться умы вальник, мыло, вата в упакопке, полотенце и закрытый сосуд с 5 — 10 % — ным нейтрализующим раствором питьевой соды. [14]
Вход посторонних лиц в аккумуляторное отделение не разрешается. [15]
Источник
Требования к аккумуляторным отделениям
Все отделения мастерской рекомендуется размещать в соответствии с технологическим процессом ремонта и зарядки аккумуляторных батарей.
— Аккумуляторное отделение располагают в помещениях, изолированных от других производственных участков и отделений. Двери, идущие в аккумуляторное отделение, должны плотно закрываться.
— В аккумуляторном отделении должны быть отдельные помещения для приготовления электролита, ремонта и заливки аккумуляторов, а также для зарядки.
— Ремонт, приготовление электролита и зарядки кислотных и щелочных батарей производят в разных помещениях.
— Участки обслуживания и ремонта целесообразно размещать в непосредственной близости от зоны ТО и ремонта, откуда поступают АКБ.
— Аккумуляторное отделение может быть размещено в пяти, четырех, трех помещениях, не менее чем в двух помещениях и, редко, в одном.
Помещения для ТО и ремонта АКБ должны обеспечивать безопасность и рациональное выполнение всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и соответствовать санитарным нормам и правилам по охране труда на автомобильном транспорте.
— Для производства работ предусматривается не менее двух помещений, изолированных от других производств и оборудованных стеллажами или верстаками с местной вытяжной вентиляцией. Одно помещение — для ремонта, другое – для зарядки батарей.
— Дверь тамбура для входа в отделение должна открываться наружу.
— У входа в помещение должен быть вывешен плакат с надписью «Аккумуляторная – огнеопасно — курить воспрещено».
— Электрооборудование аккумуляторных отделений должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении.
— Спецодежда слесаря-аккумуляторщика должна храниться отдельно от обыденного и надеваться только на время работы в аккумуляторном отделении.
— Зарядное и электролитное помещение отделяется от машинного, ремонтного и других помещений глухими перегородками от потолка до пола.
— Потолок, стены и перегородки помещений ремонта аккумуляторов и зарядной и приготовления электролита облицовываются керамической кислотоупорной плиткой на кислотоупорном растворе на высоту 1,8 (м).
— Пол ремонтного, зарядного и электролитного помещений должен быть выложен керамической кислотоупорной плиткой на кислотоупорном растворе. Пол выполнять с уклонами к трапам.
— Высота помещений аккумуляторных отделений должна быть не менее 3 (м).
— Ремонтное, зарядное и машинное помещения должны иметь естественное освещение, обеспечиваемое световыми проемами (окна, световые фонари).
— Во всех помещениях должно быть общее и местное освещение.
— Рабочие места должны быть оборудованы местными светильниками.
— Осветительная и коммутационная аппаратура во всех помещениях должна быть герметична и взрывобезопасна.
— Бытовые выключатели должны располагаться вне зарядного участка.
— На рабочее место, где производится плавка и сварка свинца, для отвода выделяющихся газов и паров должны устанавливаются вытяжные колпаки.
— Скорость всасывания вытяжных колпаков должна составлять от 2 до 4 (м/с). ●Над ваннами слива и приготовления электролита на высоте 1,8 — 2,0 (м) от уровня пола должны быть установлены вытяжные зонты.
— Приточно-вытяжная вентиляция в ремонтном, электролитном и машинном помещениях должна обеспечивать 2 — 2,5-кратный обмен воздуха в час.
— Зарядное помещение (пост) оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, рассчитанной на 6 — 8-кратный обмен воздуха в час.
— В помещениях отделения, кроме местной, должна быть предусмотрена естественная вытяжная вентиляция из верхней зоны помещения.
— Приточная вентиляция должна обеспечивать вентиляцию всего помещения.
— Естественную вентиляцию, то есть открыв окно, нельзя производить при открытых окнах помещений располагающихся над аккумуляторной.
— В температура в помещении должна быть +12..+25C.
— В аккумуляторном отделении должны быть умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытые сосуды с 5 — 10 % — ным( для кожи тела) и 2 — 3 % — ным ( для газа) нейтрализующими растворами питьевой соды.
— При эксплуатации щелочной АКБ в качестве нейтрализующих растворов применяют соответственно 5..10 % и 2..3 % — ный растворы борной кислоты.
— Умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце должны находиться у входа.
В аккумуляторном отделении запрещается: курить, пользоваться открытым огнем и электронагревательными приборами; совместно хранить и заряжать кислотные и щелочные аккумуляторные батареи; хранить свыше суточной потребности бутыли с серной кислотой и сосуды с щелочью; хранить порожнюю тару; находиться посторонним лицам.
В соответствии с требованиями относящиеся к аккумуляторным отделениям на этом этапе работы разработана план-схема аккумуляторного отделения (см. прил.4, схема), которая может иметь практическое применение на любых предприятиях занимающихся ремонтом или имеющих большой автопарк.
Рассмотрев и изучив правила по выполнению технического обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей, правила организации участков по ремонту автотранспортных средств на предприятии, которые имеются в литературе и интернете, учитывая требования правил техники безопасности, был разработан чертеж план-схемы участка по ремонту аккумуляторных батарей. Которая может иметь практическое применение на любом предприятии, где есть необходимость обслуживания аккумуляторных батарей.
Источник
Аккумуляторные работы
Аккумуляторные работы заключаются в подзаряде, заряде и ремонте аккумуляторных батарей. Батареи, поступившие в ремонт, предварительно моют горячим 3—5-процентным раствором кальцинированной соды, применяя волосяную кисть, после мойки ополаскивают холодной водой и протирают ветошью. Затем производят наружный осмотр батареи и проверяют величины напряжения каждого аккумулятора с нагрузкой и без нагрузки.
Неплотности и трещины в кислотоупорной мастике батарей, обнаруживаемые по просачиванию электролита, устраняют без разборки. Щели расфасовывают (под углом 90 — 120°) и заливают горячей мастикой. В случае просачивания электролита вокруг штыря, удаляют в этом месте мастику нагретой стамеской и пропаивают соединения штыря и свинцовой втулки в крышке. Трещины в мастике на крышке заглаживают подогретой металлической пластиной.
Рис. Экстрактор для выемки блоков пластин
Перед разборкой батареи при ремонте ее разряжают током 1/20—-1/15 номинальной емкости до напряжения 1,5 в в каждом аккумуляторе. После этого сливают электролит в керамическую ванну или стеклянную бутыль и промывают батарею дистиллированной водой.
Затем снимают перемычки, высверливая их трубчатой фрезой или сверлом диаметром 18 мм, и удаляют с крышек кислотоупорную мастику, для чего поверхность батареи, залитую мастикой, прогревают в специальной электрической отражательной печи; можно удалять мастику нагретыми скребками или электронагревательными лопатками. Очищенные от мастики крышки снимают специальным съемником. Отдельные блоки пластин могут быть извлечены из бака при помощи ручных захватов или клещей.
Неисправный комплект блоков может быть вынут из бака без снятия перемычек — экстрактором или клещами. с применением захватов для удержания батареи. Разобранный аккумулятор промывают в деревянных ваннах с водой, просушивают, осматривают и определяют характер ремонта.
Деревянные обуглившиеся сепараторы заменяют, а мипоровые и мипластовые, не имеющие механических повреждений, используют вновь.
Пластины с поврежденной решеткой, покоробленные, с трещинами и вздутиями на поверхности активной массы и сульфатированные, а также пластины с выпавшей из ячеек активной массой отделяют от баретки, расплавляя их ушки в местах сварки с бареткой. Покоробленные пластины выправляют под прессом между двумя деревянными дощечками. Обломанные ушки на пластинах наваривают. При обнаружении в блоке одной или нескольких негодных пластин их заменяют на исправные, но бывшие в употреблении. Для выявления трещин в стенках бака его заполняют нагретой до 80—90°С водой и наблюдают за ее просачиванием.
Герметичность стенок бака можно проверить также по их электропроводности. Для этого в бак заливают слабый водный раствор серной кислоты и устанавливают его в ванну, заполненную таким же раствором. В ванну и внутрь бака помещают электроды, в которые через вольтметр подают ток напряжением в 127—220 в. Если герметичность наружных стенок не нарушена, стрелка вольтметра останется на нулевом делении шкалы. Таким же способом проверяют внутренние перегородки с погружением электродов в смежные отсеки бака.
Баки с механическими повреждениями (сколы, трещины или обломы стенок) заменяют или ремонтируют в зависимости от материала, из которого они изготовлены.
Собранные блоки (положительные и отрицательные пластины со вставленными между ними сепараторами) проверяют вольтметром на короткое замыкание, затем устанавливают в отсеки бака. На каждый блок ставят крышки, которые уплотняют асбестовым или резиновым шнуром, и заливают поверхность батареи мастикой. Собранную аккумуляторную батарею заполняют электролитом соответствующей плотности, охлажденным до 25—30°С. Электролит приготовляют из химически чистой серной кислоты и дистиллированной воды в кислотоупорной посуде. Если батарея при ремонте была собрана из новых пластин, то после заливки электролита перед зарядом ее выдерживают в течение 4—5 ч. Батарею, собранную из старых пластин, ставят на заряд без выдержки.
Кислотные аккумуляторные батареи, находящиеся в эксплуатации и частично разряженные (более чем на 25% зимой и на 50% летом), подзаряжают током, составляющим (в зависимости от типа батареи) от 1/10 до 1/13 ее номинальной емкости.
Для сокращения времени подзаряда батарею можно заряжать током, вдвое большим, не допуская повышения температуры электролита более 45°С,
Заряд ведут до наступления интенсивного газовыделения из электролита (кипения) при установившемся напряжении на штырях каждого аккумулятора 2,6—2,75 в и неизменяющейся плотности электролита, которые должны сохранять свои значения в течение 2 ч. Изменившаяся в конце заряда плотность электролита должна быть доведена до нормы доливкой дистиллированной воды или электролита плотностью 1,4.
Зарядные устройства
Аккумуляторные батареи можно заряжать от осветительной сети постоянного тока напряжением 110—220 в через ламповый или проволочный реостаты или от сети переменного тока, предварительно преобразованного в постоянный при помощи преобразователей; электродвигателя-генератора или выпрямителей (селеновых, купроксных или ртутных).
В крупных автохозяйствах (свыше 300 автомобилей) в качестве преобразователя используют электродвигатели-генераторы (например, АЗД 4/30 мощностью 4 кет с напряжением выпрямленного тока 24—30 в). Наиболее широкое распространение в автохозяйствах получили твердые селеновые выпрямители ВСА-111 и ВСА-5. Выпрямитель ВСА-111 обеспечивает напряжение выпрямленного тока 80 в и силу тока 80 и одновременный заряд шести- и двенадцативольтовых батарей.
В соответствии с технологией данного производства и требованиями техники безопасности рабочее помещение для аккумуляторных работ (цех) разделяется на отделения приема и хранения, ремонта, кислотное и зарядное.
Рис. Планировка аккумуляторного цеха:
I — ремонтное отделение:
1 — лари для отходов; 2 — кислотоупорная ванна для промывки деталей; 3 — верстаки для ремонта аккумуляторных батарей; 4 — ванны для слива электролита; 5 — стеллаж для деталей; 6 — стенд для проверки и разряда аккумуляторных батарей; 7 — стеллаж для аккумуляторных батарей; 8 — верстак с оборудованием для плавки свинца и мастики (с вытяжным устройством); 9 — шкаф для материалов;
II — зарядная:
1 — выпрямители; 2 — стеллажи для заряда аккумуляторных батарей;
III — кладовая:
1 — стеллажи для деталей; 2 — стеллаж для бутылей; 3 — стеллаж для аккумуляторных батарей;
IV — кислотная:
1 — ванна для приготовления электролита; 2 — приспособление для розлива кислоты; 3 — электрический дистиллятор
В отделение приема поступают неисправные аккумуляторные батареи. Отделение оборудуют стендом для контроля состояния батарей и деревянными стеллажами для хранения аккумуляторных батарей.
В отделении ремонта производится собственно ремонт аккумуляторных батарей с использованием готовых деталей.
Отделение оборудуют верстаком для разборки аккумуляторных батарей с резервуаром для слива электролита, верстаком для сборки, приспособлением для снятия мастики и извлечения блоков пластин из баков, деревянной ванной для промывки аккумуляторных баков и стеллажами для сушки деталей.
Кислотное отделение предназначается для хранения (в стеклянных бутылях) серной кислоты и дистиллированной воды, а также для приготовления электролита.
В целях безопасности при розливе кислоты бутыли устанавливают в специальные приспособления. Для приготовления электролита служит ванна из свинца или фаянса, устанавливаемая на деревянном столе, выложенном свинцом.
Зарядное отделение служит для заряда аккумуляторных батарей. При заряде аккумуляторных батарей, установленных на стеллажах, в вытяжных шкафах, выпрямители или умформер с распределительным щитом находятся непосредственно в отделении. При наличии в зарядном отделении только общей приточно-вытяжной вентиляции зарядное оборудование устанавливают в отдельном помещении. Зарядное отделение при площади более 25 м должно иметь непосредственный выход наружу.
Подсобное помещение (кладовая) служит для хранения деталей и временного хранения батарей, поступающих в ремонт и отремонтированных; это помещение иногда объединяют с отделением приема.
При выполнении работ с аккумуляторными батареями необходимо соблюдать следующие основные правила техники безопасности:
- иметь в цехе 10-процентный раствор соды в воде для нейтрализации кислоты в случаях попадания электролита на тело
- электролит приготовляют только в резиновом фартуке и резиновых перчатках
- питающие провода к штырям батареи (в зарядном отделении) следует присоединять наконечниками, исключающими возможность искрения
- в зарядном помещении запрещается пользоваться открытым огнем (курить, зажигать спички и т. д.)
Электроустановки в зарядном помещении должны быть взрывобезопасными.
Источник