- Почему замыкают банки в аккумуляторе
- При разряде
- При заряде
- Причины короткого замыкания банок аккумулятора
- Аккумуляторы и батареи
- Замкнула банка аккумулятора — что делать?
- Замкнули банки аккумулятора — симптомы
- Признаки замкнутой банки аккумулятора
- Как определить замкнутую банку в аккумуляторе
- Причины замыкания банок в аккумуляторе
- Восстановление замкнутой банки аккумулятора
- Видео
- Как восстановить замкнутую банку АКБ
- Как понять, что банка аккумулятора замкнута
- Признаки замкнутой банки автомобильного аккумулятора
- Как определить замкнутую банку в АКБ машины
- Причины замыкания секций аккумулятора
- Как реанимировать замкнутую банку
Почему замыкают банки в аккумуляторе
Короткое замыкание (КЗ) в аккумуляторной батареи — это соединение по той или иной причине пластин разной полярности, которое не предусмотрено при эксплуатации аккумулятора и вредит его работе.
КЗ может быть как в одной банке, так и в нескольких, что способно стать причиной кипения АКБ. (Как проверить аккумулятор?)
При разряде
Во время разряда в отдельной емкости, имеющей КЗ, напряжение понижается. Конечное напряжение, которое соответствует данному режиму разряда АКБ, наступает раньше, чем в других банках. Если продолжать разряд такой батареи, показатель может упасть до нуля.
При заряде
При заряде банка с КЗ имеет пониженное напряжение, в отличие от остальных, или может вовсе не заряжаться, иметь пониженную плотность электролита. При полном заряде остальные емкости начинают закипать, т. к. на них идет большая нагрузка. Банка с КЗ может вовсе не иметь газовых испарений.
Причины короткого замыкания банок аккумулятора
КЗ электродов или пластин в батареи происходит по следующим причинам:
- разрушились сепараторы;
- решетки отслоились или осыпались;
- на торцах отрицательных электродов появился нарост свинца;
- образование постороннего мусора в батареи.
АКБ с замкнувшими пластинами быстро разряжаются и не держат заряд.
Выход из такой ситуации — попробовать промыть дистиллированной водой. Но, как правило, аккумуляторы с КЗ не пригодны для дальнейшей эксплуатации. В старых же можно было просто заменить замкнувшие пластины. Увы, в новых подобную операцию не проделать. КЗ между пластинами в АКБ является одной из основных причин кипения аккумулятора.
Источник
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Замкнула банка аккумулятора — что делать?
Автомобильный аккумулятор – склад электрической энергии, возобновляемый запас которой происходит за счет электрохимической реакции в нескольких ячейках. Каждая банка обеспечивает поступление равных объемов энергии. Соединены элементы последовательно, напряжение в аккумуляторе равно сумме полученных разностей потенциалов всех банок. Случись, один элемент выйдет из строя, и аккумулятор приходит в негодность. Как узнать, причину неисправности – замкнута ли банка в аккумуляторе или произошел обрыв цепи?
Замкнули банки аккумулятора — симптомы
Перед вами классический свинцовый кислотный аккумулятор, состоящий из 6 банок. Каждая из них наьрана из пар разнополярных пластин. Их контакты собираются в общий коллектор, соединяются последовательно и двумя клеммами выводятся на крышку. Современные банки имеют другую конструкцию, но схема комплектации банок, ячеек, прежняя.
При последовательном соединении, напряжения ячеек суммируются, а емкость определяется по самой забитой банке. Для зарядки аккумулятора напряжение подается на клеммы, и ток растекается по хранилищам. Почему замыкают банки в свинцовом аккумуляторе? Если по каким-либо причинам пластины в банке сблизились, стенки вздулись, получается перемычка, замкнула ячейка. Бывает, контактный мостик создает кусочек обсыпавшейся замазки или окалина.
Как можно проверить, не замкнута ли в аккумуляторе банка? При замере напряжения на клеммах обнаружится провал. Например, аккумулятор 12 В состоит из 6 банок общим напряжением 2,1*6=12,6 В. Напряжение провалилось до 10,5-11,0 В – ищи замкнутую банку.
Одна из пластин внутри банки свинцовая, а на другую нанесен слой активного вещества. При нарушении уровня электролита, перезаряде, масса может осыпаться и замкнуть пластины.
Механические повреждения извне могут привести к деформации. Возможно, корпус аккумулятора раздулся, и тогда не исключены внутренние замыкания пластин в банках. Это может произойти при перемораживании электролита и от перезаряда необслуживаемого аккумулятора.
Симптомы замкнутой банки аккумулятора – потеря напряжения, разогрев корпуса АКБ. Батарея не заряжается до 12 вольт, неспособна провернуть стартер, требуется замена. Иногда при зарядке слышен запах тухлых яиц — выделяется газ сероводород.
Признаки замкнутой банки аккумулятора
Так как внутри идет перераспределение заряда, корпус аккумулятора греется, что является одним из признаков внутреннего замыкания. Если аккумулятор обслуживаемый, определить замкнувшую банку можно во время зарядки. В момент поднятия напряжения пробки на банках открыты, из них выделяется водород, банки кипят. Если одна не подает признаков жизни – она и есть замкнутая. Проверить и найти причину недозаряда АКБ можно в проветриваемом помещении или на улице.
Если в необслуживаемом аккумуляторе произошло падение напряжения, устройство не заряжается до рабочего напряжения, как определить замкнула банка, или другая причина. Специалисты советуют замкнуть контакты на 1-3 секунды. Из нерабочей банки начнется обильное выделение.
Даже необслуживаемый аккумулятор позволяет увидеть уровень электролита в банках через полупрозрачные стенки. Признаки замкнутой банки будет пониженный уровень электролита – выкипает, иногда заметно изменение цвета до черного.
Как определить замкнутую банку в аккумуляторе
Технически определить замкнутую банку можно, замерив напряжение на каждой банке отдельно, вольтметром. Для замера напряжения на каждой банке нужно воспользоваться нагрузочной вилкой. Под нагрузкой напряжение банки ниже 1,7 В говорит об ее дефекте.
Самый надежный способ тестирования проводится на полностью разряженном аккумуляторе. Батарея должна выдать напряжение 12 В. Показатель меньше на число, кратное 2 определит, столько банок пришло в негодность. В дальнейшем потребуется определить, почему замкнула банка. Если аккумулятор дорогой и новый, отработавший меньше 3 лет, его можно реанимировать. Но для этого нужно иметь слесарные навыки, инструмент и соблюдать технику безопасности.
Причины замыкания банок в аккумуляторе
Основная проблема заключается в несоблюдении инструкций по эксплуатации АКБ автомобиля. Тесно расположенные пластины, активная замазка на решетках, точно рассчитаны на работу под заливом, с напряжением, в пределах допустимого. Осыпавшаяся масса, сульфатация, резкий удар по корпусу являются предпосылкой контакта пластин с противоположными зарядами. Если одна банка работает с перегрузом, она быстрее разряжается, сульфатируется, и первая выйдет из строя.
Что делать, чтобы не замкнуло банку аккумулятора и работал он долго? Содержать аккумулятор в чистоте, не допуская лишних токов саморазряда. Не оставлять надолго разряженный аккумулятор без подзарядки. На морозе разряженная батарея перемерзнет, так как в ней слабый электролит. Часто из-за 1 банки аккумулятора приходиться сдавать в утилизацию всю батарею. От чего она может замкнуть – причин несколько:
- Заводской брак – случай гарантийный.
- Сильный удар по корпусу.
- Хронический недозаряд и переразряд – наиболее частая причина неисправности.
Восстановление замкнутой банки аккумулятора
После того как удалось понять, что замкнуты банки автомобильного аккумулятора, необходимо оценить работу по восстановлению ячейки и сопоставить с приобретением нового устройства. Если замкнуло больше одной банки, нет смысла тратить время и усилия на ремонт. Как узнать, нет ли еще перемычек в других элементах? Они могут проявиться, если нарушить компоновку корпуса, ослабить соединения.
Пошаговая инструкция, как восстановить замкнутую банку аккумулятора.
- Определить неработающую банку по перечисленным признакам.
- Извлечь электролит, пользуясь специальными средствами, работая в очках и резиновых перчатках.
- Разрезать пластик вокруг ячейки сверху.
- Отсоединить перемычки с соседними элементами и аккуратно вынуть пакет пластин, промыть их от кислоты.
- Определить место замыкания – частичку металла, погнутую пластину, удалить осадок на дне.
- Установить конструкцию на место, как было, залить электролит, крышку укрепить с помощью клея.
- Произвести полную зарядке батареи.
Так восстанавливают свинцовые батареи старых моделей и те, что производятся в Европе. Необслуживаемые аккумуляторы необходимо беречь от глубокого разряда. Их ремонт своими руками провести трудно.
Видео
Лучше один раз увидеть, как специалисты устраняют последствия замыкания банок. Как восстановить замкнутую банку аккумулятора, посмотрите видео.
Источник
Как восстановить замкнутую банку АКБ
Классический автомобильный аккумулятор состоит из шести секций, которые принято называть банками. По существу, это шесть относительно небольших по размерам батарей, соединённых последовательно и вносящих одинаковый вклад в суммарную ёмкость АКБ. Но если одна из них оказывается неработоспособной – пусковой ток становится меньше на одну шестую от номинального значения, и это может стать причиной невозможности пуска мотора, особенно зимой. Обычно банка выходит из строя по причине закорачивания или обрыва цепи. Последняя причина встречается редко, а вот замкнутая секция – весьма распространённое явление для «немолодых» аккумуляторов.
Как понять, что банка аккумулятора замкнута
Существует такое понятие – деградация автомобильного аккумулятора. Это означает, что со временем заявленная ёмкость АКБ постепенно снижается. Причины могут быть разными – от чрезмерной сульфатации пластин до их осыпания. Нередко к этому приводит и короткое замыкание одной из банок, в результате которого она становится полностью или частично неработоспособной.
Но как определить короткое замыкание на аккумуляторе?
Вообще-то самый точный способ – это измерение напряжения на каждой из пластин. Если батарея разборная, то есть имеется возможность снять крышку, то сделать это не составит труда. Но в большинстве случаев такой возможности нет, поэтому понять, что дело именно в коротком замыкании, достаточно проблематично.
Аккумулятор стал плохо крутить – измерьте напряжение на его клеммах в заряженном состоянии. Если оно упало на величину, большую номинального напряжения одной банки (это 2.1 В), то есть находится в диапазоне 10.6–11.0 В, можно подозревать, что виновником такого проседания важнейшего параметра батареи является КЗ в одной из секций.
Кроме снижения напряжения на выводных клеммах, симптомом замыкания банок АКБ может являться значительный разогрев его корпуса – любое короткое замыкание сопровождается подобными тепловыми эффектами, наблюдаемыми в зоне закорачивания.
Как точно узнать, замкнутый аккумулятор или нет, мы рассмотрим ниже.
Упомянем лишь, что замыкание пластин происходит как в результате непосредственного контакта (из-за механических воздействий – ударов, тряски), так и по причине накопления в нижней части банки токопроводящих осадков – это может быть осыпавшийся свинец, окалина или другие загрязнители.
Признаки замкнутой банки автомобильного аккумулятора
Как мы уже отмечали, короткое замыкание характеризуется перераспределением заряда, при этом в месте закорачивания наблюдается обильное тепловыделение. Если вы обнаружили, что ваша батарея горячая – это один из самых характерных симптомов того, что имеется замкнутая банка.
Впрочем, это может свидетельствовать и о неисправности реле-регулятора – в этом случае батарея будет подвержена перезаряду, который также сопровождается повышенным выделением тепла. Но в этом случае греться будут не пластины, а электролит.
На обслуживаемых АКБ легче всего проверить, замкнута ли банка, во время зарядки посредством зарядного устройства. ЗУ при этом должно быть с возможностью функционирования в ручном режиме.
Открутив пробки, ставим батареею на подзарядку, и когда она наберёт достаточно ёмкости, электролит начинает закипать. Если этот процесс наблюдается во всех шести секциях, можно утверждать, что короткого замыкания нет. Если в одной из банок пузырьки отсутствуют, значит, она нерабочая, то есть замкнута.
Выполнять такую проверку нужно только в проветриваемом помещении – при кипении электролита выделяются горючие пары водорода и кислорода, что может представлять опасность в плане возникновения пожара.
Проверить аккумулятор на замыкание можно и более быстрым способом – замкнув контакты в каждой из секций на несколько секунд. В неисправной банке можно будет наблюдать активное выделение пузырьков газа.
Наконец, признаком замкнутости батареи можно считать изменение цвета жидкости – из прозрачного она становится тёмной. Падение уровня электролита также может свидетельствовать о подобной проблеме.
Как определить замкнутую банку в АКБ машины
Техническая возможность проверить, не замкнул ли аккумулятор, имеется только на обслуживаемых батареях, а также на необслуживаемых со съёмной крышкой. Чтобы проверить АКБ на замыкание, достаточно вольтметром на каждой из шести банок замерить напряжение под нагрузкой (с использованием нагрузочной вилки). В этом случае показатель должен превышать отметку на уровне 1.7 В. Если напряжение меньше – секция дефектная, и вероятность того, что банка закорочена, очень высока.
Есть ещё один действенный и достаточно надёжный способ, как проверить мультиметром, замкнул ли ваш аккумулятор. Заключается он в измерении напряжения на клеммах батареи, но при условии, что она полностью разряжена. 12 В – это норма. Напряжение в 10 В будет указывать на одну закороченную банку, 8 В – на две и так далее.
Если ваш аккумулятор относительно молод (не старше 2–3 лет), существует вероятность, что его удастся реанимировать. Но эта операция потребует от вас определённых навыков владения слесарными инструментами и некоторых базовых знаний, с которыми мы с вами и поделимся.
Причины замыкания секций аккумулятора
От неприятностей не застрахован никто, но у водителей, не пренебрегающих рекомендациями производителей, они случаются намного реже. Тем более что правильная эксплуатация АКБ не требует каких-либо серьёзных трат ресурсов – нужно лишь несколько раз в год проверять уровень электролита да замерять его ёмкость.
Рассмотрим основные причины, почему замыкает банка АКБ:
- иногда встречается заводской брак, но такие случаи – гарантийные;
- нередко закорачивание пластин в пределах секции происходит в результате механических воздействий (например, сильных ударов) по корпусу батареи;
- наиболее вероятной причиной замыкания банок считается нарушение режима зарядки – недозаряд, если нагрузка на генератор слишком велика, или перезаряд (обычен при неисправном реле-регуляторе).
Всё что требуется от автовладельца, чтобы не допустить замыкания пластин аккумулятора – это содержать его в чистоте (это снизит величину утечки тока), не оставлять надолго в неработоспособном состоянии, стараться не допускать длительного нахождения АКБ на сильном морозе. Нередко из-за одной неработоспособной банки приходится сдавать в утиль всю батарею, так что указанные меры предосторожности лишними не будут.
Как реанимировать замкнутую банку
Приступать к восстановлению аккумулятора, если замкнуло несколько банок, особого смысла нет. Сложность выполнения такой процедуры в отношении необслуживаемой батареи также может сделать её нерациональной по сравнению с приобретением нового источника питания.
Итак, предположим, что вы уже установили факт наличия короткого замыкания в батарее и знаете о печальных последствиях замыкания пластин. Как найти нерабочую банку, мы тоже писали – это можно сделать даже без наличия измерительных приборов, визуально оценив состояние электролита.
Итак, что нужно делать, если замкнула банка АКБ, независимо от её типа и конструкции:
- отсоединяем клеммы батареи, переносим её в удобное для работы место;
- выкручиваем пробки каждой из банок;
- с помощью груши сливаем весь электролит из неработоспособной секции;
- разрезаем подходящим инструментом пластик на крышке вокруг неисправной банки;
- аккуратно отсоединяем перемычки от соседних сегментов батареи;
- извлекаем пакет, состоящий из набора пластин, тщательно его промываем;
- подвергаем визуальному осмотру с целью выявления источника замыкания, для чего изучаем все пластины по очереди на предмет наличия дефекта, вызвавшего КЗ;
- устраняем причину закорачивания;
- промываем секцию, чтобы избавиться от всех скопившихся на дне и стенках осадков;
- устанавливаем реанимированный пакет на штатное место;
- производим обратную операцию по припаиванию пластин для соединения банки с соседними секциями;
- заливаем в секцию свежий электролит до необходимого уровня;
- производим герметизацию разрезанной части крышки посредством клеевых составов или эпоксидной смолы;
- закручиваем пробки;
- ставим аккумулятор на зарядку.
Если батарея не сильно старая, вероятность того, что её удастся зарядить до привычных значений после такого самостоятельного ремонта, достаточно велика – на уровне 80–90%.
Что касается необслуживаемых АКБ, то следует помнить, что они не переносят глубокого разряда – двух таких случаев хватит, чтобы никакие восстановительные операции не смогли вернуть батарею к жизни.
Источник