- Может ли аккумулятор поменять полярность
- Чем может быть вызвана смена полярности
- Принцип восстановления полярности заряда аккумуляторных батарей
- Аккумуляторы и батареи
- Переполюсовка аккумулятора
- Зарядка аккумулятора переполюсовкой
- Чем опасна переполюсовка при прикуривании
- Как сделать переполюсовку аккумулятору
- Порядок действий при переполюсовке аккумулятора
- Аккумулятор – переполюсовка своими руками
- Переполюсовка аккумулятора, восстановление – видео
- Что такое переполюсовка аккумулятора и как её сделать
- Зачем нужна переполюсовка
- Как это делается
- В чём опасность процедуры
- На каких АКБ можно проводить
Может ли аккумулятор поменять полярность
Известно, что устройства для аккумулирования энергии и последующей её отдачи для использования, бывают нескольких типов: магнитные, тепловые, электрические, электрохимические, механические и другие, в зависимости от концентрируемой энергии. Аккумулятор, накапливающий и раздающий электроэнергию, может быть как электрическим, так и электрохимическим. Наиболее распространённые аккумуляторные батареи – свинцово-кислотные, в которых параметры разряда и заряда взаимосвязаны.
Как источники электродвижущей силы, электрохимические аккумуляторы, имеют обратимые внутренние химические процессы. Это означает, что в ходе преобразования химической энергии в электрическую, токообразующая реакция является обратимой и многократной.
Состоит АКБ из нескольких аккумулирующих блоков, с положительно заряженными пластинами из диоксида свинца и отрицательно заряженными свинцовыми пластинами. Блоки помещены в жидкий электролит, который заполняет всё пространство аккумуляторной батареи.
Но возникают ситуации, когда полярность электродов в аккумуляторах меняется. Это может быть по естественным причинам или принудительной смены заряда. Это отрицательно сказывается на работе АКБ и может привести к негативным последствиям.
Чем может быть вызвана смена полярности
Причин переполюсовки электродов АКБ может быть несколько. Основные:
- ненадлежащий уход и неправильное обслуживание – образование грязи на баке с внешней стороны может привести к саморазряду, недостаточный контроль за уровнем заряда батареи;
- необратимая сульфатация электродов, то есть чрезмерное оседание на пластинах в процессе разряда сернокислого свинца, что в свою очередь уменьшает ёмкость АКБ;
- ошибочное подключение клемм к зарядному устройству устаревшего образца, которое не имеет защиты от возможной смены полюсов;
- разряжение до нуля и понижение номинальной ёмкости одного из блоков АКБ из-за внутреннего сопротивления, что может повлиять на образование на положительных электродах свинца, а на отрицательных – двуокиси свинца. Это может создать цепную реакцию и выводит из строя соседние блоки.
Принцип восстановления полярности заряда аккумуляторных батарей
Существует метод принудительной переполюсовки аккумулятора. К этому способу прибегают в случае полной разрядки АКБ, и невозможности запустить её другими способами. Важно помнить, что смене полярности могут подвергаться только кислотные аккумуляторы.
Для этого выявляют блоки аккумулятора с глубоким уровнем разряда и уровень электролита. Если полюса поменялись лишь у некоторых блоков, то и восстанавливать полярность нужно именно в них. Зарядное устройство подсоединяют к клеммам с обратным знаком заряда. Это возможно сделать в случаях, когда АКБ имеет разборный корпус. Если бак АКБ литой, тогда восстановление полярности электродов происходит во всех блоках.
При таком методе восстановления АКБ, необходимо в разрыв цепи с положительным зарядом присоединить дополнительное сопротивление, для поддержания постоянного режима. Без балластного нагрузочного устройства может возникнуть короткое замыкание между клеммами аккумуляторной батареи и зажимами-крокодилами зарядного устройства.
Сам принцип смены полярности и восстановления заряда заключается в двойном цикле перезарядки аккумулятора после полнейшей естественной разрядки АКБ или с помощью подключённых к ней небольших электрических приборов, например лампочки. В процессе обратного заряда АКБ нужно контролировать снижение и повышение плотности во всех блоках. При равномерных значениях зарядное устройство нужно отключить, после чего произвести контрольный разряд, замкнув клеммы между собой накоротко.
Следующий этап – зарядка аккумулятора в правильном порядке, то есть подключение клемм и зажимов-крокодилов зарядного устройства с одинаковыми значениями. При этом следует следить за режимом зарядного тока и наблюдать за стабильностью повышения плотности в блоках АКБ.
Огромный недостаток переполюсовки современных аккумуляторных батарей – снижение срока работы АКБ, так как при полном цикле разрядки и зарядки «варварски» расходуется ресурс как электродов, так и электролита. Купить аккумулятор – лучшее решение, чтобы не подвергать простою технику, работа которой зависит от исправности АКБ.
Источник
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Переполюсовка аккумулятора
Правильное обслуживание авто необходимо, чтобы транспортное средство работало безотказно. Но даже при правильном уходе автомобильный аккумулятор теряет емкость. Если причиной неисправности является осадок сульфата свинца на поверхности пластин, спасти может переполюсовка, как крайняя операция по восстановлению. Специалисты утверждают, что шоковая операция может привести к полному внутреннему разрушению или частичному восстановлению емкости.
Зарядка аккумулятора переполюсовкой
Ваш аккумулятор не принимает заряд, через 3-4 минуты начинает кипеть, а разряжается за считанные минуты автомобильной лампочкой? Если электролит светлый, в нем нет мути, а на свинцовых пластинах виден белый налет – произошла сульфатация. Нерастворимый осадок не позволяет ионам подойти к пластине, зарядить ее. Вы пытались разрушить накипь всеми известными способами, не получилось?
Осталось сдать отработанную батарею на утилизацию. Только когда все способы десульфатации исчерпаны применяется переполюсовка – смена соединения ЗУ с плюсовой клеммы на минусовую. При этом свинцовая пластина аккумулятора получает положительный заряд, а диоксид свинца отрицательный. У новых бюджетных моделей АКБ свинцовые пластины тонкие, они могут разрушиться, прежде чем растворится сульфат. Переполюсовка аккумулятора может иметь дурные последствия, если есть банки с коротким замыканием или осыпавшейся активной массой.
Чем опасна переполюсовка при прикуривании
Не всегда провода для прикуривания имеют маркировку для соединения плюса и минуса аккумулятора. В темноте, тесноте, спешке перепутать их можно. Это единственная причина переполюсовки при прикуривании автомобиля. Поэтому во всех инструкциях есть пункт, проверить соединение дополнительно.
Перепутанные провода соединят 2 батареи последовательно, выдав напряжение 24 В. На выходе перемычка – организовано короткое замыкание. Последствия – ожоги рук, возгорание. В этот момент может взорваться аккумулятор меньшей мощности.
Часто, вопреки инструкции, при этом еще включен автомобиль донор, у обеих машин может отказать ЭБУ, сгореть диодный мост. Но если спохватиться и снять провода быстро, обойдется несколькими предохранителями. Аккумулятор автомобиля после обнаружения ошибки необходимо быстро разрядить, проверить состояние и правильно зарядить от сети. В современных авто предусмотрена защита аккумулятора и бортовой сети от переполюсовки.
Как сделать переполюсовку аккумулятору
Любой аккумулятор, отработав 2-3 года, теряет емкость по разным причинам. Какая-то из ячеек может сесть из-за осыпавшейся массы. Случится короткое замыкание, и банку нужно менять. Иногда электролит становится черным от окислившейся пластины, иногда высокое сопротивление токам зарядки создает твердый осадок белого цвета на пластинах. Сульфатирование убирают разными способами, но если налет на пластинах остается, крайний способ – переполюсовка. Нельзя использовать метод, если в банках мало электролита, нужно добавить. Старые модели аккумуляторов имеют толстые свинцовые пластины и лучше других выдерживают смену полярности.
Необслуживаемые кальциевые аккумуляторы чистят от сульфатирования импульсными токами. Переполюсовка для них противопоказана – нельзя выполнять глубокий разряд и организовать «кипение». Даже замер плотности электролита в необслуживаемом устройстве проблематичен.
К чему может привести переполюсовка литиевого аккумулятора? Такие АКБ требовательны к эксплуатации, не переносят перенапряжения и глубокого разряда. Аккумуляторы работают с балансирами и специальными контроллерами защиты, предупреждающими выход за режим безопасности. Сульфатации устройства не подвержены, переполюсовка недопустима.
Порядок действий при переполюсовке аккумулятора
Операция проводится в вентилируемом помещении. Необходимо контролировать процесс, придерживаясь рекомендаций. Перед зарядкой убедиться, что пробки на банках сняты. Выделяющаяся при реакции смесь взрывоопасна.
Предлагается схема переполюсовки аккумулятора от специалистов.
- В первую очередь аккумулятор разряжается в ноль внешним сопротивлением, в чем следует убедиться, и для верности даже перемкнуть контакты.
- Подключаем батарею к зарядному устройству, изменив полярность – красный провод к минусу, черный к плюсу.
- Устанавливаем напряжение 14,2 -14,8 В, ток 2 А. Аккумулятор заряжается, при этом температура в банках растет. Не следует допускать нагрева выше 60 0 , снижая ток зарядки и напряжение.
Процесс может идти несколько суток. За это время нерастворимый осадок постепенно диссоциирует ионы свинца в раствор электролита, его плотность повышается. В конце зарядки ареометр покажет рабочие параметры, пластины очистятся. Этот процесс называют переполюсовкой, и оставляют аккумулятор работать так после восстановления емкости.
Двойная переполюсовка аккумулятора — процесс, когда после снятия первого заряда любым сопротивлением, прибор снова ставят на зарядку, но в прямом направлении. В этот момент возвращается классическая полярность, и восстановленный переполюсовкой автомобильный аккумулятор сохранит работоспособность на годы.
Предлагаем посмотреть видео о порядке восстановления аккумулятора методом переполюсовки.
Аккумулятор – переполюсовка своими руками
Прежде чем делать переполюсовку аккумулятора самостоятельно, нужно попытаться провести растворение сульфата свинца другими способами. Опасность процесса в конструкции АКБ. Российские европейские производители ставят более толстые свинцовые пластины, они выдерживают нагрузку переполюсовки. Но замыкание банок и в них не исключено. Поэтому набивать руку следует на аккумуляторе, подготовленном на утилизацию по причине сульфатирования.
В процессе не нужно использовать большой ток зарядки, ускоряя процесс. Лучше, если кипение будет мелкими пузырьками, при температуре 50 0 . Соблюдайте личную безопасность, работайте в защитных очках и резиновых перчатках.
Результаты восстановления аккумулятора переполюсовкой получаются разными. Отзывы на эту операцию противоречивые, но сводятся к тому, что лучше купить новый аккумулятор, чем вздрагивать каждый раз, когда запуск мотора авто затрудняется.
Переполюсовка аккумулятора, восстановление – видео
Предлагаем посмотреть доступное объяснение специалиста, нужно ли и как реанимировать аккумулятор переплюсовкой. Автор просто излагает пошаговую инструкцию с собственными рекомендациями.
Источник
Что такое переполюсовка аккумулятора и как её сделать
Автомобильные АКБ выполняют несколько задач, поставленных перед ними. Основная функция заключается в обеспечении запуска двигателя. Также батарея может выступать источником питания для разных потребителей, таких как магнитола, подключённый к прикуривателю автопылесос, компрессор и пр.
При старте ДВС АКБ теряет часть своего заряда. Компенсируется он за счёт подпитки от генератора при работе двигателя во время поездок. Если этого недостаточно, аккумуляторы снимают и подзаряжают на специальных устройствах (ЗУ).
Под влиянием различных факторов, включая естественный износ, аккумулятор теряет ёмкость. Случается так, что падение ёмкости связано с выпадением осадка сульфата свинца на поверхностях пластин. Такой процесс называют сульфатацией. Одним из решений такой проблемы может стать переполюсовка.
Зачем нужна переполюсовка
Представьте ситуацию, когда при подключении зарядного устройства к АКБ она буквально через несколько минут начинает кипеть. При этом разряд происходит буквально от незначительного потребителя. Не всегда удаётся даже запустить двигатель.
Когда проверка состояния электролита показывает, что он прозрачный, отсутствуют мутные следы, но на свинцовых пластинах формируются отложения в виде белого налёта, вывод очевиден. Это сульфатация.
Осадок не растворяется, он не позволяет ионам подходить к пластинам, чтобы зарядить АКБ.
Чтобы выйти из сложившейся ситуации, можно выбрать 2 пути. Это утилизация АКБ либо попытка её восстановления.
Реанимировать батарею, которая столкнулась с сульфатацией, можно с помощью переполюсовки автомобильных аккумуляторов.
Использовать переполюсовку, то есть изменение полярности клемм при зарядке АКБ, рекомендуется только в крайних случаях, когда другие меры не помогают.
Суть переполюсовки достаточно простая. Нужно поменять местами соединения клемм между аккумулятором и зарядным устройством. Плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.
Переполюсовка ведёт к тому, что на свинцовые пластины поступает положительный заряд, а на диоксид свинца идут отрицательные заряды.
Недорогие АКБ отличаются тем, что у них толщина пластин незначительная, что может привести к их разрушению. При переполюсовке можно столкнуться с некоторыми негативными последствиями. Поэтому будьте предельно аккуратными, планируя провести подобное мероприятие.
Как это делается
Теперь немного подробнее о том, как правильно сделать переполюсовку на аккумуляторе и что следует знать о проведении этой процедуры.
Обязательно выбирается хорошо проветриваемое помещение либо помещение с принудительной вентиляцией. Весь процесс следует строго контролировать, не оставляя батарею без внимания.
Перед началом операции пробки с банок нужно обязательно снять. Пары, выделяющиеся при возникновении реакции, имеют взрывоопасный характер.
Если вы решили сделать переполюсовку для своей АКБ, строго придерживайтесь правил пожарной безопасности и индивидуальной защиты.
Сама переполюсовка для аккумулятора от автомобиля правильно выполняется в такой последовательности.
- Сначала нужно разрядить аккумулятор полностью, используя внешнее сопротивление. Обязательно убедитесь в том, что АКБ разряжена. Для перестраховки можно перемкнуть контакты.
- Теперь батарея соединяется с зарядным устройством. Только тут следует поменять привычную полярность.
- Красный провод, то есть плюс, соединяется с минусовой клеммой аккумулятора. А чёрный минус идёт на плюсовую клемму АКБ.
- Напряжение устанавливается в диапазоне от 14,2 до 14,8 В при токе 2 А.
- Аккумулятор после этого начнёт постепенно заряжаться, а температура внутри банок возрастать.
- Следите за тем, чтобы нагрев не доходил выше отметки 60 градусов Цельсия. Делать это можно с помощью снижения тока и параметров напряжения.
Если переполюсовка для аккумулятора вашего автомобиля будет выполнена правильно, произойдёт процесс, обратный сульфатации. То есть нерастворимый осадок начнёт постепенно разрушаться, плотность электролита увеличиваться. По завершению процедуры на ареометре можно увидеть вполне рабочие показатели, а пластины станут чистыми.
В качестве внешнего сопротивления, когда выполняется переполюсовка путём изменения полярности АКБ от автомобиля, можно использовать обычную лампочку.
Завершив переполюсовку, требуется оставить АКБ для полного восстановления ёмкости на зарядном устройстве.
Двойной переполюсовкой называют процесс, при котором снимается первый заряд сопротивлением, АКБ снова заряжают, но уже при правильном положении клемм. То есть применяется нормальная полярность, когда плюс идёт на плюс, а минус соединяется с минусом.
Если всё сделать грамотно, тогда батарея после восстановления сможет прослужить ещё не один год. Но прибегать к таким мерам следует лишь в том случае, когда никакие другие методы уже не помогают, а на покупку нового аккумулятора денег нет.
В чём опасность процедуры
Некоторые автомобилисты, узнав о таком методе восстановления старых и изношенных АКБ, подверженных сульфатации, сразу же спешат переполюсовать батарею.
Но спешить точно не стоит. Следует напомнить, что это крайняя мера, которая не всегда даёт положительный результат.
Бывает и так, что переполюсовка проводится случайно. Чаще всего это встречается при прикуривании от другого автомобиля. В этом случае, перепутав провода-крокодилы местами, батареи соединятся последовательно, и напряжение возрастёт до 24 В. Это может привести к:
- короткому замыканию;
- ожогам рук;
- возгораниям;
- взрыву АКБ, у которой меньшая мощность;
- отказу электронного блока управления;
- сгоранию диодного моста и пр.
На современных автомобилях предусмотрена защита от случайной переполюсовки для АКБ и бортовой сети.
Что же касается обычной переполюсовки, когда АКБ соединяется с зарядным устройством, то здесь возможно несколько вариантов. Если пластины не осыпались и короткого замыкания на них нет, всё пройдёт нормально.
Когда АКБ не предназначена для таких процедур, ей противопоказана смена полюсов, тогда произойдёт отказ, может повредиться не только батарея, но и само зарядное устройство. Также пострадает сам человек, находящийся рядом. Не исключается разрыв корпуса, выход наружу электролита, являющегося по своей сути разбавленной, но очень опасной серной кислотой.
На каких АКБ можно проводить
Сульфатация проявляется в виде накапливания твердого белого осадка на пластинах. Есть разные способы его удаления. И крайним решением считается переполюсовка.
Ни в коем случае не применяйте такой метод, если уровень электролита в батарее снижен. Сначала нужно долить жидкость.
Приведём примеры того, в каких случаях можно, а когда нельзя проводить подобные мероприятия по восстановлению аккумуляторных батарей, в зависимости от их типа.
- Старые свинцово-кислотные устройства. Речь идёт о конструкциях старого образца, а не о сроке их службы. В таких АКБ применяются свинцовые пластины достаточно большой толщины. Они лучше остальных выдерживают нагрузку при смене полярности.
- Новые свинцово-кислотные обслуживаемые АКБ. Здесь толщина пластин уже значительно меньше. Потому они могут начать разрушаться раньше, чем сам белый налёт, образовавшийся при сультфатации. Здесь проводить смену полярности не рекомендуется. Либо следует внимательно контролировать процесс, подавая минимальный ток.
- Необслуживаемые кальциевые батареи. Для чистки таких аккумуляторов используют импульсные токи. Результат получается довольно хорошим. Переполюсовывать их категорически запрещено. Нельзя допускать, чтобы происходил глубокий заряд, а сам электролит кипел.
- Литиевые АКБ. Очень требовательные к условиям эксплуатации и обслуживанию. Перенапряжение и сильный разряд такие аккумуляторы не выдерживают. В них предусмотрен контроллер защиты, и при необходимости он активирует блокировку. Такие АКБ вовсе не сталкиваются с сульфатацией. Делать переполюсовку запрещено.
В итоге получается, что изменить полярность получится только на обслуживаемой аккумуляторной батарее свинцово-кислотного типа, у которой используются достаточно толстые свинцовые пластины. Но даже для них такая процедура потенциально опасная.
Все остальные виды АКБ для переполюсовки не подходят.
Источник