- Обслуживаемый и необслуживаемый аккумулятор, в чём разница и какой лучше?
- Что это такое и какой лучше?
- Как отличить обслуживаемый АКБ или нет?
- Характеристики
- Полезное видео
- Заключение
- Какой автомобильный аккумулятор выбрать: обслуживаемый или необслуживаемый
- Обслуживаемые аккумуляторы
- Необслуживаемые батареи
- Как отличить обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого
- Какой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый
Обслуживаемый и необслуживаемый аккумулятор, в чём разница и какой лучше?
Нынешние аккумуляторы требуют к себе гораздо меньше ухода, не нужно постоянно проверять уровень электролита, менять его. Эти необслуживаемые изделия более долговечны, они герметичны, не боятся вибрации.
За последние двадцать лет техника изготовления автомобильных батарей ощутимо продвинулась вперед. Если раньше нужно было регуляроно проверять уровень электролита, то нынешние изделия требуют к себе гораздо меньше ухода.
Изготовители назвали аккумуляторы необслуживаемыми и утверждают что им не нужен контроль над уровнем электролита. Но такая оценка может привести к иллюзии автолюбителей. О том что значит «необслуживаемый аккумулятор» и о его характеристиках мы и расскажем.
Что это такое и какой лучше?
Представление о необслуживаемом аккумуляторе появилось с выходом на рынке автомобильных кальциевых батарей. В этих изделиях положительные и отрицательные электродные решетки изготовляются из сплава свинца с кальцием.
В обслуживаемых батареях, применявшихся ранее, свинцовые пластины были с добавлением сурьмы. Сурьма добавлялась для упрочнения свинца и в то же время она была катализатором гидролиза воды в электролите. Такая реакция является, по сути, распадом воды на водород и кислород под влиянием электрического тока. И выглядит это как испарение. Поэтому и появилось такое выражение «выкипание» воды из электролита.
Изготовители вместо сурьмы стали использовать кальций, и это решение оказалось очень удачным. С появлением таких аккумуляторов отпала необходимость доливать воду.
Необслуживаемый аккумулятор — что это такое? — это герметизированная батарея, без прямого доступа к банкам и пластинам, (чаще всего кальциевая или гибридная).
Вследствие малого саморазряда все необслуживаемые стартерные батареи наполняются в заводских условиях электролитом и их герметизируют. Технология таких аккумуляторов предполагает продолжительное время хранения в заряженном состоянии.
В любом случае надо иногда проверять уровень ее напряжения, его показатель должен быть не менее 12,5 вольт. Если напряжение ниже обозначенного, то следует подзарядить батарею. Изготовителями предусматривается, что делать это придется не чаще одного раза в полгода, а с гибридными решетками период между зарядом увеличивается до полутора лет.
Разумеется, хранить батареи нужно в сухом прохладном месте с температурой до +16 градусов. Следовательно, аккумулятор, изготовленный 12 месяцев назад и прошедший один цикл зарядки, может также успешно храниться и второй год.
Как отличить обслуживаемый АКБ или нет?
Неразборный аккумулятор является батареей закрытого вида, его корпус герметичен и автовладелец не сможет посмотреть ее внутренние элементы. Если его перевернуть, то из него не польется электролит.
По внешнему виду, необслуживаемую батарею можно определить по следующим признакам:
- Наличие смотровых глазков на поверхности и отверстий для выхода газа. Для контроля зарядки на таких моделях обычно устанавливается гидрометр и глазок для проверки уровня электролита.
- Отсутствие наверху пробок. Если таковые имеются, и их можно выкрутить, чтобы посмотреть состояние и уровень электролита, проверить его плотность, то это обслуживаемый аккумулятор.
- Внутреннее строение пластин. В обслуживаемых аккумуляторах, где в качестве решеток – свинец и сурьма, электролит закипает при 12,5В, и из-за этого закрывать плотно банки нельзя во избежание их разрыва. В гибридных – применяются кальциево-свинцовые пластины, которые дают реакцию закипания лишь при 14,5 В.
- Маркировка. На аккумуляторах наносятся обозначения, которые позволяют узнать их главные характеристики, нужные при покупке: емкость, тип батареи, ток холодного запуска и другие.
Маркировка батарей подразделяется на две категории:
- Обозначения согласно ГОСТ.
- Маркировка согласно DIN
По ГОСТу маркировка аккумулятора обозначает к примеру: 6СТ-55А3
- 6-количество банок в корпусе.
- СТ – назначение аккумулятора (Стартерная).
- 55 – емкость в Ампер-часах.
- А – общая крышка.
- З – заливка электролитом.
В приложенном паспорте на батарею разрешается указывать дополнительную информацию.
По стандарту DIN обозначение состоит из 3 групп цифр:
- В первой группе заложена емкость батареи.
- Во второй группе цифр – технологические особенности.
- В третьей группе заложена величина пускового тока.
Обозначение 574 012 068 расшифровывается следующим образом:
5 – цифра, означающая значение емкости (5 – до 100 Ампер-час, 6 – от 100 до 200 Ампер-час, 7 – свыше 200Ампер-час).
74 – емкость 74 Ампер-час.
012 – вид корпуса, размер, тип установки, размещение выводов.
068 – пусковой ток 680 Ампер.
Производители указывают в маркировке аккумулятора не емкость, а ток при холодном запуске. Также на батареях указывается дополнительный код, обозначающий место и дату изготовления батареи.
Характеристики
Закрытый герметичный корпус — это то, чем отличается обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого. Устройство таких батарей следующее:
- Отрицательно и положительно заряженные решетчатые свинцовые пластины.
- Банки – отдельные емкости с находящимися в них пластинами.
- Электролит.
- Корпус с клеммами, обычно без пробок, но со смотровыми глазками.
Решетчатая конструкция насыщается электролитом и создает химическую реакцию. Для разделения заряженных электродов внутри корпуса установлен сепаратор.
Корпус батареи изготовлен из надежного материала для обеспечения целостности внутренней конструкции и отличается устойчивостью к химическому влиянию.
Одним из критериев при покупке аккумулятора служит длительность его использования. Гарантированная работа необслуживаемых стартовых батарей составляет 5-6 лет.
Чтобы грамотно использовать такое изделие, нужно соблюдать некоторые условия:
- Заряд батареи производить строго по инструкции. Необслуживаемые аккумуляторы чувствительны к перепадам напряжения. Оно при зарядке не должно превышать 14,5 вольт.
- Иметь исправную работу бортовых приборов автомобиля.
- Учитывать перепады температуры. В сильные морозы желательно снимать аккумулятор, так как при малом заряде электролит может замерзнуть и вспучить банки.
- Учитывать особенности вашего типа езды.
Важно! при поездках по городу аккумулятор может не успевать подзаряжаться от генератора. Соответственно, в таких случаях выбирать батарею нужно с увеличенной емкостью.
Полезное видео
Информативное видео по данной теме:
Заключение
Суммируя вышесказанное, можно отметить следующие моменты: покупать стартерную батарею нужно исходя из модели автомобиля, и конечно, из условий, в которых он будет эксплуатироваться. Выбирая аккумулятор, преимущество нужно отдавать продукции известных брендов. Однако только вам выбирать какой аккумулятор лучше для вашего авто.
Сейчас изготавливается много новых видов батарей, которые необходимы не только для того, чтобы завести автомобиль, поддержать работу печки и освещения, но и призваны обеспечить все увеличивающиеся потребности электроники.
Следовательно, от правильного выбора аккумулятора для автомобиля, будет зависеть его отлаженная работа, а отсюда – ваше удобство и безопасность.
Источник
Какой автомобильный аккумулятор выбрать: обслуживаемый или необслуживаемый
Автомобильный аккумулятор относится к автомобильным элементам, которые меняются довольно часто и при этом немало стоят. Поэтому к вопросу выбора АКБ стоит относиться с соответствующим вниманием. Современный рынок предлагает два типа таких устройств – классические обслуживаемые и современные необслуживаемые. Многим автолюбителям известны только некоторые их особенности. Чтобы выбор был максимально обоснованным, мы расскажем о достоинствах и недостатках АКБ обоих типов.
Обслуживаемые аккумуляторы
Само название батарей этого типа предполагает, что они требуют ухода и эта опция возможна. Действительно, любой владелец обслуживаемого аккумулятора имеет возможность выполнять следующие виды профилактически/ремонтных работ:
- проверять, соответствует ли уровень электролита нормативным значениям;
- измерять плотность рабочей жидкости;
- визуально отслеживать процесс сульфатации пластин и изменение цвета электролита;
- осматривать свинцовые пластины на предмет их целостности;
- наблюдать, происходит ли закипание электролита при подзарядке устройства.
Таким образом, при ухудшении характеристик АКБ автолюбитель имеет возможность вовремя это выявлять и предпринять соответствующие меры, дабы устранить проблему.
В этом и состоят основные достоинства этого типа устройств, ведь автовладелец имеет возможность корректировать значение плотности электролита, доливая в него дистиллированную воду в соответствии с текущими значениями плотности и другими важными факторами (температурой, интенсивностью использования батареи). В конце концов можно опытным путем подобрать такие параметры, которые позволят АКБ служить максимально долго.
Но у обслуживаемых аккумуляторов есть и существенные недостатки:
- поскольку их корпус не идеально герметичен, наблюдается такое негативное явление, как испарение рабочей жидкости, особенно летом. Так что приходится постоянно следить за уровнем дистиллятора и доливать его по мере необходимости – в противном случае концентрация серной кислоты в растворе будет повышаться, что негативно скажется на сроке службы пластин батареи. При существенном недостатке жидкости пластины оголяются и подвергаются ещё большему разрушению вследствие окислительных процессов;
- при испарении дистиллята на верхнюю часть аккумулятора попадает и кислота, которая при испарении образует на поверхности белесый налёт, обладающий некоторой проводимостью, что негативно сказывается на заряде батареи.
Доливать нужно не электролит, а дистиллированную воду. Операция должна производиться с максимальной осторожностью, в резиновых перчатках и защитных очках. Дело в том, что вода, реагируя с серной кислотой, вступает с последней в реакцию, сопровождающуюся выделением большого количества тепла. При этом брызги жидкости могут выплёскиваться наружу, рискую попасть на открытые участки кожи и вызвать ожоги.
Необслуживаемые батареи
В таких аккумуляторах корпус абсолютно герметичен и не имеет технических отверстий для доливки жидкости. Принцип работы и внутренняя конструкция при этом остаются такими же, меняется только материал изготовления пластин.
Поскольку в процессе эксплуатации аккумулятора электролит может нагреваться и закипать, пары жидкости не в состоянии вырваться наружу – они конденсируются и превращаются обратно в жидкость. Таким образом, замкнутость циклов испарения/конденсации гарантирует постоянный уровень электролита и его характеристик.
Но и здесь конструкторам не удалось избежать недостатков.
При разрушении одной или нескольких пластин водитель этого никогда не заметит. Подобные процессы наблюдается при неправильной эксплуатации устройства (частые подзарядки, особенно зимой, подмерзание электролита). Если на обслуживаемых АКБ выход из строя одной из секций не является критичным, то здесь подобные проблемы быстро приводят к выходу из строя всего устройства.
Вдобавок отметим, что обслуживаемые батареи очень чувствительны к полному разряду – после 2-3 таких ситуаций их можно будет выбрасывать, так что и за этим необходимо регулярно следить.
Впрочем, в моделях последних поколения имеются индикаторы уровня/плотности рабочей жидкости, а также клапан аварийного сброса давления при закипании электролита, но это лишает необслуживаемые АКБ их основного преимущества, поскольку приводит к уменьшению уровня дистиллята.
Как отличить обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого
Опытный автомобилист вполне может по внешнему виду определить, обслуживаемый аккумулятор перед ним или необслуживаемый:
- если на корпусе имеются смотровые глазки, а также дренажные отверстия для выпуска находящегося под давлением газа, то это необслуживаемый аккумулятор;
- если на верхней плоскости имеются пробки и их можно выкрутить для оценки уровня электролита и его состояния, то перед вами обслуживаемое устройство.
Имеется разница между обслуживаемыми и необслуживаемыми аккумуляторами и по внутреннему строению пластин, вернее, по материалу их изготовления. В обслуживаемых АКБ они свинцово-сурьмянистые, способствующие закипанию электролита при разнице потенциалов порядка 12,5 В, поэтому их делать герметичными противопоказано – иначе они взорвутся. В гибридных АКБ используются кальциево-свинцовые пластины, для которых характерно закипание электролита при гораздо большей разнице потенциалов – 14,5 В.
А вот по стандартной маркировке отличить обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого удастся вряд ли. Главная задача информации, указываемой на этикетке, – продемонстрировать потенциальному покупателю основные технические параметры устройства.
В нашей стране имеют хождение два типа маркировок: согласно ГОСТу (отечественный вариант) и по DIN (международный стандарт).
Пример обозначения автомобильного аккумулятора по ГОСТу – 6СТ-60А3. Расшифруем его:
- первая цифра обозначает количество банок (секции), в данном случае их шесть;
- следующие буквы обозначают назначение АКБ (СТ – стартерный);
- дальше идут цифры, обозначающие ёмкость в Ампер-часах (в нашем случае – 60 А*ч);
- буква А обозначает наличие общей крышки, а буква З – что аккумулятор мокрый, то есть залит электролитом.
К АКБ при покупке может прилагаться паспорт устройства, в котором содержатся более подробные сведения о нём.
Стандарт DIN предполагает обозначение, состоящее из 5 цифр, первые 3 из которых обозначают ёмкость батареи (если это 12-вольтовое устройство, то от указанного значения нужно отнять 500). Оставшиеся цифры используются для обозначения конструктивного исполнения аккумулятора (размеры, тип крышки и выводов, наличие газоотвода, присутствие ручек для переноски и т. д.). Неискушённый автолюбитель по такой маркировке вряд ли сможет узнать, обслуживаемый аккумулятор перед ним или его необслуживаемый аналог, хотя информация об этом и присутствует в неявном виде.
Какой аккумулятор лучше: обслуживаемый или необслуживаемый
В последнее время необслуживаемые батареи интенсивно вытесняют устаревшие обслуживаемые аналоги – их доля достигла, по некоторым подсчётам, 80%. И хотя они стоят дороже, но в целом имеют более длительный ресурс и практически не требуют обслуживания. Средняя продолжительность их эксплуатации – порядка 5-7 лет при условии соблюдения требований производителя (в этом случае гарантийные обязательства исполняются на протяжении 2-3 лет).
Для обслуживаемых батарей ресурс сокращается до 2-3 лет, и тоже при соблюдении правильного режима обращения. При выборе необслуживаемых аккумуляторов предпочтение следует отдавать известным брендам. В более дешёвых noname АКБ применяются тонкие пластины, подверженные ускоренному разрушению – такие устройства прослужат не более 2-3 лет при годичной гарантии.
В целом ответ на вопрос, какие батареи лучше, решается в пользу более современных необслуживаемых, но они и стоят дороже оппонентов: AGM – в 2-2,5 раза, гелиевые – в 5 раз.
Источник