Аккумуляторы выполнены в форме прямоугольной призмы. Аккумуляторы состоят из блоков положительных и отрицательных электродов, разделенных сепарацией. Блоки помещены в пластмассовый (для НК-13П) или металлический корпус с горловиной, закрывающейся пробкой с клапаном. Токоотвод осуществляется через борны. Электролитом служит раствор гидроокиси калия с добавлением гидроокиси лития. Плотность и состав электролита зависит от условий эксплуатации… Подробнее в сопроводительной документации.
Технические характеристики НК-13П
Напряжение
1,2 В
Ёмкость
13 А · ч
Масса с электролитом
0,55 кг
Масса без электролитом
0,4 кг
Длина
34 мм
Ширина
83 мм
Высота
126 мм
НК-13П сопроводительная документация: инструкция НК-13П сертификат НК-13П ИСТОК декларация НК-13П ИСТОК технические характеристики НК-13П группа НК-13П
Группа АКБ: * НК-13 – щелочные никель-кадмиевые открытые призматические аккумуляторы.
НК-13П (щелочной; никель-кадмиевый (Ni-Cd) аккумулятор) Малогабаритные никель-кадмиевые аккумуляторы используются в различной аппаратуре как замена стандартного гальванического элемента, особенно, если аппаратура потребляет большой ток. Так как внутреннее сопротивление никель-кадмиевого аккумулятора на один-два порядка ниже, чем у обычных марганцево-цинковых и марганец-воздушных батарей, мощность выдаётся стабильнее и без перегрева. Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются на электрокарах (как тяговые), трамваях и троллейбусах (для питания цепей управления), речных и морских судах.
По вопросам приобретения, цены, наличия и срокам поставки Вы можете обратиться по тел.: +7 (495) 789-39-09, +7 (48439) 7-92-28. Подробнее на странице «контакты».
Карточка изделия Аккумуляторы и батареи щелочные никель-кадмиевые НК13П
Химические источники тока >>Аккумуляторные батареи >>Индустриальные АКБ >>Аккумуляторы и батареи щелочные никель-кадмиевые >>НК13П
Минимальная сумма покупки — 2000 руб без НДС.
Цена НК13П:
0.00 руб. без НДС
Наличие на складе или возможность поставки «под заказ» НК13П:
Заказ
Статус производства НК13П:
производится
Номинальная емкость, Ач :
13
Габаритные размеры, мм :
34х83х126
Масса без электролита, кг :
0,4
Масса с электролитом, кг :
0,55
Аккумуляторы и батареи щелочные никель-кадмиевые НК13П Аккумуляторы и батареи щелочные никель-кадмиевые НК-13П Аккумуляторы и батареи щелочные никель-кадмиевые
Купить НК13П:
Аккумуляторы и батареи щелочные никель-кадмиевые открытые призматические НК-13, НК-13П, 5НК-13
— предназначены для электроснабжения низковольтной аппаратуры электропоездов, трамваев, троллейбусов и вагонов метрополитена — номинальная емкость 55–125 А.ч. — широкий диапазон рабочих температур: от –40 °С до +40 °С — простота в обслуживании — стойкость к вибрационным и одиночным ударным нагрузкам — корпуса аккумуляторов имеют ребра жесткости — невыливаемость электролита при работе аккумулятора с наклоном до угла 450 от нормального положения (выводами вверх) — ламельная конструкция электродов — гарантийный срок эксплуатации – 3 года с момента ввода в эксплуатацию.
Условные обозначения: К — открытые никель-кадмиевые призматические аккумуляторы; L — режим разряда (длительный); 55, 70, 80, 125 — номинальные емкости (С5), А.ч.; Р — аккумулятор в пластмассовом баке; Т — расположение выводов на торцевой стороне; И — аккумулятор в резиновом чехле; цифры перед буквами — количество последовательно соединенных аккумуляторов в батарее.
Климатическое исполнение У категории 3 по ГОСТ 15150-69, для работы при температуре окружающей среды от минус 40С до плюс 40С
Аккумулятор представляет собой блок электродов, состоящий из положительных и отрицательных ламельных электродов, отделенных друг от друга рамочным пластмассовым сепаратором. Блок электродов помещен в металлический (KL-70P-У3 – в пластмассовый) бак прямоугольной формы и изолирован от него винипластовыми прокладками. К баку по периметру приварена крышка аккумулятора. На стенках бака имеются ребра (кроме KL-70P-У3) в виде гофров, которые повышают жесткость бака аккумуляторов. На торцевых стенках бака имеются по две цапфы (кроме KL-70P-У3), при помощи которых аккумуляторы крепятся в батарейном каркасе через изоляционные втулки.
Аккумуляторы КL125 изготавливаются в металлических (как с цапфами, так и в резиновых чехлах) или в пластмассовых баках.
Токоотвод осуществляется при помощи борнов, которые выведены на крышку аккумулятора.
В качестве электролита в аккумуляторах применяется раствор едкого калия плотностью 1,19 1,21 г/см3 с добавкой (20+1) г/л гидроокиси лития. Аккумуляторы снабжены пробкой с втулкой. Втулка пробки срабатывает при избыточном давлении внутри аккумулятора от 0,005 до 0,05МПа (от 0,05 до 0,5 кгс/см2).
При наклоне аккумулятора на угол 45° от нормального положения (выводами вверх) электролит не выливается и не разбрызгивается в процессе эксплуатации.
Аккумуляторные батареи состоят из четырех, пяти или девяти (9KL-70P-У3) аккумуляторов, соединенных последовательно в электрическую цепь при помощи стальных никелированных перемычек. Батареи поставляются в металлических каркасах.
Основные технические характеристики
НК-13
НК-13П
5НК-13
Обозначение технических условий
ТУ16-90 ИЛВЕ.563330.001 ТУ
Номинальная емкость, А.ч.
13
Номинальное напряжение, В
1,2
1,2
6,0
Габаритные размеры, Длина (L)xШирина(B)xВысота(H), мм
34х83х126
34х83х126
92х192х131
Масса, (без электролита/с электролитом) кг
0,6/0,75
0,4/0,55
3,2/4,0
Режим заряда:
ток, А
3,25
3,25
3,25
продолжительность, ч
6,0
6,0
6,0
Режим разряда:
ток, А
1,3
1,3
1,3
продолжительность, ч
10
10
10
конечное напряжение, В
1,0
1,0
1,0
Емкость после 28 суток хранения в заряженном состоянии, А.ч.
9,75
9,75
9,75
Посмотреть техническое описание на предыдущую продукцию: НК13
Посмотреть техническое описание на следующую продукцию: 5НК13
Источник
Аккумуляторы и батареи щелочные никель-кадмиевые открытые призматические НК-13, НК-13П, 5НК-13
Технические характеристики:
Дополнительная информация:
Аккумуляторы и батареи щелочные никель-кадмиевые открытые призматические НК-13, НК-13П, 5НК-13
— предназначены для питания постоянным током средств связи, аварийного освещения и сигнализации — номинальная емкость 13 А.ч. — широкий диапазон рабочих температур: от –40 °С до 40 °С — простота в обслуживании — устойчивость к механическим нагрузкам — возможность эксплуатации в режиме постоянного подзаряда
— полный средний ресурс – 1000 циклов
— гарантийный срок эксплуатации – 3 года с момента ввода в эксплуатацию.
Область применения
Никель-кадмиевые щелочные аккумуляторы НК-13 и НК-13П длительного режима разряда могут использоваться в виде одиночных элементов или в составе батарей, состоящих из несколько последовательно включенных аккумуляторов, в качестве источников питания в системах освещения, радиосвязи, в автономных системах энергоснабжения.
Конструкция аккумуляторов
Аккумуляторы выполнены в форме прямоугольной призмы. Аккумуляторы состоят из блоков положительных и отрицательных электродов, разделенных сепарацией. Блоки помещены в пластмассовый (для НК-13П) или металлический корпус с горловиной, закрывающейся пробкой с клапаном. Токоотвод осуществляется через борны. Электролитом служит раствор гидроокиси калия с добавлением гидроокиси лития. Плотность и состав электролита зависит от условий эксплуатации.
Основные достоинства:
просты в обслуживании;
конструкция аккумулятора обеспечивает устойчивость к воздействию механических нагрузок;
работоспособны при значениях температуры окружающей среды от минус 40 до плюс 40 0 С;
могут эксплуатироваться в режиме постоянного подзаряда при стабилизированном напряжении с периодическими разрядами;
полный средний ресурс составляет 1000 циклов.
Технические характеристики
Основные технические характеристики
Источник
Аккумуляторы и батареи аккумуляторные щелочные, никель-кадмиевые с ламельными электродами
АККУМУЛЯТОРЫ И БАТАРЕИ
НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫЕ С ЛАМЕЛЬНЫМИ ЭЛЕКТРОДАМИ
Техническое описание и инструкция
Настоящее техническое описание и инструкция по эксплуатации предназначено для организации правильной эксплуатации аккумуляторов и батарей.
1.1 Аккумуляторы и батареи аккумуляторные щелочные никель-кадмиевые с ламельными электродами длительного режима разряда, предназначены для питания постоянным током электрических аппаратов.
2 Технические данные
2.1 Типы, основные размеры и электрические параметры аккумуляторов и батарей соответствуют таблице 1.
Тип аккумулятора и батареи
Номинальная емкость, А. ч
Размеры, мм, не более
2.2 Аккумуляторы и батареи поставляются в разряженном состоянии без электролита.
2.3 Лакокрасочное покрытие обеспечивает защиту аккумуляторов и батарей от коррозии при транспортировании и хранении.
2.4 Номинальное напряжение должно быть не менее:
батареи из 2 аккумуляторов — 2,4В;
батареи из 4 аккумуляторов — 4,8 В;
батареи из 5 аккумуляторов — 6,0В;
батареи из 10 аккумуляторов — 12,0В.
2.5 Нормальный режим работы аккумуляторов и батарей:
заряд — током 0,25 С10А в течение 6 ч.;
разряд — током 0,1 С10А до конечного напряжения 1,0 В из расчета на аккумулятор.
Примечание. С10 — номинальная емкость, определенная при разряде током равным 0,1 С10А.
2.6 Емкость аккумуляторов и батарей, разряженных постоянным током 0,1 С10А до конечного напряжения 1,0 В из расчета на аккумулятор, должна быть не менее:
при температуре минус (20±2)°С — 0,60 С10;
при температуре минус (40±2)°С — 0,20 C10.
2.7 Остаточная емкость аккумуляторов и батарей должна быть не менее:
после хранения в заряженном состоянии в течение 28 суток — 0,75 С10;
после хранения в заряженном состоянии в течение 6 месяцев — 0,50 С10.
2.8 Наработка аккумуляторов и батарей должна быть не менее 1000 циклов до предельной емкости 0,60 С10.
2.9. Срок службы аккумуляторов и батарей, в пределах которого обеспечивается наработка, должен быть 3 года.
2.10 Срок сохраняемости — 5 лет, в том числе 6 месяцев в полевых условиях.
2.11 Электрические параметры аккумуляторов и батарей в тропическом исполнении.
2.11.1 Емкость аккумуляторов и батарей при температуре окружающей среды (45±2)0С должна быть не менее 0,7 номинальной емкости.
2.11.2 Снижение емкости при хранении (саморазряд) аккумуляторов и батарей в течение 28 суток при температуре окружающей среды (30)0С и относительной влажности воздуха 90% не должно превышать 50%.
2.11.3 Аккумуляторы и батареи должны быть устойчивы к поражению плесенью.
2.11.4 Аккумуляторы и батареи должны быть устойчивы к воздействию соляного тумана.
2.11.5 Минимальная наработка аккумуляторов и батарей при температуре окружающей среды (45±2)0С должна быть не менее 500 циклов до средней предельной емкости 0,5 С10.
2.11.6 Минимальный срок службы аккумуляторов и батарей, в пределах которого обеспечивается минимальная наработка в условиях тропического климата, должен быть не менее 15 месяцев.
2.11.7 Минимальный срок сохраняемости аккумуляторов и батарей в условиях тропического климата должен быть не менее 3 месяцев.
2.12.1 В комплект поставки входит:
аккумулятор (батарея) — 1 шт.;
формуляр — 1 экз. на каждую батарею по требованию потребителя;
техническое описание и инструкция по эксплуатации — 1 экз. на 50 аккумуляторов или на 20 батарей.
2.12.2 ЗИП поставляется по согласованию предприятия-изготовителя и потребителя.
Шина МЦ-33 — 1 шт. на 2 аккумулятора НК-13 поставляется при комплектовании из них батарей.
3 Устройство аккумулятора
3.1 Аккумулятор состоит из блоков положительных (1) и отрицательных (2) электродов, разделенных сепарацией (3) и помещенных в сосуд (4) с горловиной (5), закрывающейся пробкой (6).
Токоотвод осуществляется через борны (7).
4 Контрольно-измерительные приборы и принадлежности
4.1 Контрольно-измерительные приборы и принадлежности должны соответствовать указанным в таблице 2.
1. Амперметр магнитоэлектрической системы класса точности не ниже 1,0 (для автоматических установок допускаются амперметры класса точности не ниже 1,5)
Для замера величины зарядного и разрядного токов.
2. Вольтметр магнитоэлектрической системы класса точности не ниже 0,5 и внутреннего сопротивления не менее 1000 Ом/В.
Для замера напряжения
3. Термометр с ценой деления не более одного градуса.
Для замера температуры электролита.
Для замера плотности электролита.
5. Весы кл. точности 4.
Для взвешивания щелочи.
6. Трубка стеклянная диаметром
Для оценки уровня электролита в аккумуляторах.
7. Воронка или резиновая груша.
Для заливки электролита в аккумуляторы.
Примечание. При подборе электроизмерительных приборов следует учитывать, что нельзя работать на первой трети шкалы.
Инструкция по эксплуатации
5 Указания мер безопасности
5.1 Эксплуатация, обслуживание аккумуляторов и батарей разрешается лицам, прошедшим специальную подготовку и ознакомившимся с настоящей инструкцией.
5.2 Место для работы с аккумуляторами и батареями должно быть светлым, вентилируемым, защищенным от атмосферных осадков и солнечных лучей.
Внимание! При работе с аккумуляторами и батареями категорически запрещается:
— курить и работать с открытым огнем;
— производить работы с электролитом без защитных очков и спецодежды.
5.3 При попадании щелочи на кожу, промойте облитое место водой, затем 5%-ным раствором борной кислоты и снова водой. При попадании электролита в глаза тщательно промойте их водой и немедленно обратитесь к врачу.
6 Подготовка к работе
6.1 Очистите чистой тканью или ветошью поверхность аккумуляторов и батарей от пыли, солей, загрязнений и смажьте неокрашенные поверхности аккумуляторов тонким слоем смазки, не содержащей кислот.
6.2 При обнаружении ржавчины или нарушении покрытия на аккумуляторах и батареях, очистите эти места ветошью, смоченной бензином, и защитите антикоррозионным покрытием или смажьте тонким слоем смазки, не содержащей кислот.
6.3 Проверьте состояние контактов, затяжку гаек и винтов, состояние резиновых колец у вентильных пробок.
6.4 Проверьте правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и отсутствие замыкания между ними.
7 Порядок работы
7.1 Залейте аккумуляторы (батареи) электролитом в соответствии с таблицей приложения А и выдержите 2 ч. Проверьте напряжение разомкнутой цепи каждого аккумулятора. При отсутствии напряжения оставьте аккумуляторы для пропитки еще на 10 ч.
7.2 Проверьте уровень электролита согласно п. 9.1.
7.3 Введите аккумуляторы в действие режимом:
— заряд током п. 2.5 в течение 12 ч.;
— разряд током п. 2.5 в течение 10 ч, но до напряжения не ниже 1 В на аккумулятор.
Повторение циклов, приведенным режимом, увеличивает емкость аккумуляторов и батарей. Допускается на поверхности электролита в аккумуляторах наличие дисперсной пленки соляровой фракции с компонентами активной массы.
7.4 Допускается форсированный ввод в действие режимом:
— заряд током 0,5 С10 в течение 3 ч;
— разряд режимом п. 7.3.
При форсированном вводе в действие емкость аккумуляторов составляет 0,6 С10.
7.5 Перед эксплуатацией аккумуляторов и батарей сообщите им заряд режимом п. 2.5.
7.6 Заряд аккумуляторов и батарей, соединенных последовательно, производите от любого источника постоянного тока при вывернутых пробках.
Для правильного подбора источника тока следует иметь в виду, что подаваемое на аккумулятор напряжение должно быть не менее 2 В.
На заряде положительный вывод батареи подсоединить к положительному полюсу источника, отрицательный — к отрицательному. На разряде — наоборот.
7.7 Температура электролита на заряде должна быть не выше 350С.
7.8 Заряд аккумуляторов и батарей зимой на открытом воздухе при температуре минус 100С — минус 300С проводите током, указанным в п. 2.5, в течение 7 ч, утеплив их любыми имеющимися средствами.
Примечание. Заряд при минусовых температурах приводит к снижению емкости на разряде.
7.9 Через 3 ч после окончания заряда ввернуть в горловины аккумуляторов пробки и насухо протереть их.
7.10 При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100—150 циклов сменить электролит по п. 9.2 и провести подготовку в соответствии с пп. 7.3, 7.5.
7.11 Допускается при согласовании между потребителем и изготовителем эксплуатировать никель-кадмиевые аккумуляторы в режиме постоянного подзаряда при стабилизированном напряжении с периодическими разрядами, при этом электрические характеристики аккумуляторов снизятся.
Зарядное напряжение должно быть: 1,55—1,60 В на аккумулятор при температуре от плюс 35 до минус 100С; 1,45 – 1,55 В на аккумулятор НК-125П; 1,80—1,90 В при температуре от минус 10 до минус 300С; 1,55-1,70 В на аккумулятор НК-125П.
При эксплуатации в режиме постоянного подзаряда при окружающей температуре не ниже минус 100С смену электролита проводить не реже 1 раза в 2 года. Для повышения электрических характеристик аккумуляторов необходимо ежегодно проводить переподготовку режимом п. 7.3 и корректировку плотности электролита по п. 9.1.
7.12 Определение номинальной емкости и других технических требований проводить в соответствии с методиками, указанными в технических условиях ТУ 16-90 ИЛВЕ.5633ТУ.
8 Характерные неисправности и методы их устранения
8.1 Характерные неисправности и методы их устранения указаны в таблице 3.
1. Заниженный уровень электролита.
1. Долить электролит, сообщить заряд режимом п. 7.3.
2. Систематическая эксплуатация аккумуляторов при повышенной температуре.
3. Повышенная плотность электролита и повышенное содержание карбонатов в электролите.
3. Сменить электролит и откорректировать плотность.
4. Недостаточная величина зарядного напряжения.
4. Повысить величину зарядного напряжения. Привести в соответствие количество аккумуляторов, последовательно соединенных в цепи, с общим напряжением источника питания.
5. Систематический заряд малыми токами.
5. Проведите заряд режимом п. 7.3.
6. Утечка тока при заряде за счет попадания электролита на детали батареи.
6. Откорректировать уровень электролита, промыть и просушить детали батареи, облитые щелочью.
7. Замыкание отдельных элементов в батарее за счет увеличения их габаритов по ширине при заряде.
7. Проверить состояние вентильных отверстий в пробке, промыть и просушить их, заменить вентильную резину. Проложить изоляционные прокладки между аккумуляторами.
8. Глубокие разряды и возможное короткое замыкание в батареях и в электрической цепи.
8. Устранить короткое замыкание. Сообщить заряд режимом п. 7.3.
9. Разогрев отдельных аккумуляторов за счет плохого контакта в межэлементных соединениях или при подводе тока.
9. Подтянуть нижние гайки, проверить контакты и подтянуть верхние гайки.
10. Вымывание активной массы
10. Снизить до минимума напряжение заряда. Ток заряда не должен быть выше, указанного в п. 2.5.
Слить электролит, промыть аккумулятор подщелоченной водой для удаления остатков массы, залить аккумулятор свежим электролитом, сообщить заряд режимом п. 7.3.
Напряжение аккумуляторов пониженное при заряде
1. Нулевое напряжение отдельных аккумуляторов при вводе в действие.
1. Аккумуляторы заменить.
2. Загрязнены или ослаблены контакты цепи батареи.
2. Зачистить или проверить плотность затяжки контактов.
Не допускать попадания электролита на сосуд и на изоляционные прокладки.
Выделение газов при разряде.
1. Аккумулятор переполюсован.
1. Проверить правильность подключения его к источнику тока.
Сильный нагрев аккумуляторов и зажимов.
1. Чрезмерный ток заряда или разряда за счет короткого замыкания в цепи.
1. Устранить короткое замыкание.
2. Передача тепла от нагретых зажимов из-за плохого контакта.
2. Подтянуть гайки.
3. Уровень электролита ниже верхней кромки пластины.
3. Долить необходимое количество электролита или воды, если плотность электролита выше нормальной.
9 Техническое обслуживание
9.1 В процессе эксплуатации необходимо проверять плотность и уровень электролита в 2—3 аккумуляторах перед каждым зарядом и во всех аккумуляторах через каждые 10 циклов. При необходимости проводите корректировку электролита, доливая аккумуляторы дистиллированной водой или более плотным электролитом. Уровень электролита, определенный с помощью стеклянной трубки, должен быть 5— 12 мм над верхним краем пластин.
9.2 При смене электролит сливайте, встряхивая аккумулятор, для удаления осадка. Промойте аккумуляторы подщелоченной водой и немедленно залейте электролитом в соответствии с таблицей приложения. После 2 часов выдержки проверьте уровень и плотность электролита по п. 9.1 и вверните в горловины пробки. Запрещается оставлять без электролита аккумуляторы, промытые подщелоченной водой.
9.3 При переводе аккумуляторов на эксплуатацию при минусовых температурах проведите смену электролита в соответствии с таблицей приложения.
10 Правила хранения
10.1 Аккумуляторы и батареи в разряженном состоянии, без электролита храните в сухом закрытом помещении, отапливаемом или неотапливаемом, на стеллажах в нормальном положении (крышкой вверх) при температуре окружающего воздуха не выше 400С и относительной влажности воздуха не более 80%, периодически очищайте от пыли и выступающих солей (карбонатов). Установка аккумуляторов и батарей штабелями не допускается.
10.2 Аккумуляторы и батареи никель-кадмиевые можно хранить в полевых условиях под навесом в течение 6 месяцев, при этом не допускается воздействие прямых солнечных лучей и атмосферных осадков.
10.3 Допускается хранение никель-кадмиевых аккумуляторов и батарей в заряженном состоянии в течение 6 месяцев при температуре окружающего воздуха 20±50С.
10.4 Неокрашенные поверхности аккумуляторов должны быть смазаны тонким слоем смазки, не содержащей кислот.
10.5 Не допускается совместное хранение щелочных аккумуляторов и батарей с кислотными аккумуляторами и батареями и с кислотами.
11.1 Аккумуляторы и батареи допускается транспортировать любым видом транспорта на любое расстояние в разряженном состоянии без электролита.
При транспортировании аккумуляторы и батареи должны быть защищены от влаги и прямых солнечных лучей.
Не допускается установка батареи одна на другую без прокладок, падение, взаимные удары.
12 Гарантии изготовителя
12.1 Изготовитель гарантирует соответствие изделий требованиям технического описания и инструкции по эксплуатации при соблюдении правил эксплуатации, условий хранения и транспортирования.
12.2 Гарантийный срок сохраняемости изделий в разряженном состоянии – 5 лет с момента их изготовления.
12.3 Гарантийный срок службы – 3 года с момента ввода в эксплуатацию.
12.4 Гарантийный срок службы изделий, поставляемых на экспорт – 3 года с момента ввода их в эксплуатацию, но не более 3,5 лет с момента проследования через Государственную границу.
ЭЛЕКТРОЛИТ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ
1 Электролит, применяемый для заливки в аккумуляторы, должен соответствовать указанному в таблице.
Примечание. При эксплуатации на электролите — растворе гидрата окиси натрия с добавкой 20±1 г/л гидрата окиси лития электрические характеристики снижаются.
2 При приготовлении электролита из отдельных компонентов в готовый раствор гидрата окиси калия плотности 1190—1210 кг/м3 (1,19—1,21 г/см3) или гидрата окиси натрия плотности 1170—1190 кг/м3 (1,17—1,19 г/см3) добавляется гидрат окиси лития из расчета 20±1 г/л раствора.
3 Чтобы определить массу твердых щелочей в килограммах, необходимую для приготовления требуемого количества электролита, надо разделить количество электролита в литрах:
на 3, если требуется приготовить калиевый электролит плотности 1190—1210 кг/м3 (1,19—1,21 г/см3);
на 2, если требуется приготовить калиевый электролит плотности 1260—1280 кг/м3 (1,26—1,28 г/см3);
на 5, если требуется приготовить натриевый электролит плотности 1170—1190 кг/м3 (1,17—1,19 г/см3).
4 Отвешенное количество твердой щелочи помещают в посуду и заливают необходимым количеством воды.
5 Электролит приготавливают в железных, пластмассовых баках, с плотно закрывающимися крышками. Рекомендуется иметь емкости с двумя кранами для слива осветленной щелочи и отстоявшегося осадка.
Запрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой, керамической, эмалированной посудой, а также посудой, применявшейся для приготовления электролита для кислотных аккумуляторов.
6 Для растворения щелочи пригодны дистиллированная вода, конденсат, дождевая вода, собранная с чистой поверхности.
7 Растворение щелочи производят при перемешивании прутком из щелочестойкого материала (железо, винипласт). Отстоявшийся до полного осветления и остывший раствор слить, отделяя от осадка, и довести по ареометру до требуемой плотности.
8 Электролит следует хранить плотно закрытым.
Приложение Б
ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРОВ
В РЕЖИМЕ ПОСТОЯННОГО ПОДЗАРЯДА
Завод-изготовитель постоянно проводит работы по усовершенствованию аккумуляторов, направленные на увеличение срока службы аккумуляторов, сокращение объемов и периодичности регламентных работ по их обслуживанию. В настоящее время при производстве аккумуляторов типа НК завод-изготовитель использует технологию, основанную на применении чисто кадмиевой активной массы отрицательного электрода без добавок оксида железа. Это позволяет рекомендовать эксплуатирующим организациям учитывать следующее:
Б.1 Отсутствие необходимости сезонной смены электролита. Аккумуляторы с электролитом плотностью 1,19 — 1,21 г/см3 могут эксплуатироваться в диапазоне температур электролита от плюс 40 до минус 20 °С без сезонной смены электролита.
Б.2 При эксплуатации в буферном режиме аккумуляторы работоспособны без смены электролита не менее 5 лет. По истечении этого срока необходимо ежегодно проводить анализ на содержание карбонатов. Дальнейшая эксплуатация без смены электролита допускается до достижения предельной концентрации карбонатов 70 г/л.
Б. З Срок службы в буферных режимах и режимах компенсации саморазряда не менее 8 лет. В случаях использования аккумуляторов в качестве аварийных источников тока с частыми периодическими разрядами предпочтителен буферный режим (режим постоянного подзаряда при напряжении 1,55 В на аккумулятор). Такой режим автоматически обеспечивает восстановление заряда аккумуляторов после аварийного разряда, в диапазоне температур электролита от плюс 40 до минус 20 °С.
Б.4 При эксплуатации аккумуляторов в качестве аварийных источников тока с единичными (редкими) разрядами предпочтителен режим компенсационного подзаряда аккумуляторов при напряжении 1,43 В на аккумулятор при температуре электролита от плюс 40 до минус 20 °С. При этом режиме после каждого аварийного разряда необходимо проводить заряд аккумуляторов режимом п. 2.5 Руководства по эксплуатации, а затем вновь установить аккумуляторы в режим компенсации саморазряда.
Б.5 Требования технических условий ТУ 16-90 ИЛВЕ.563330.001 ТУ по стойкости к воздействию механических факторов превышают требования по группам М28, М29.