Необслуживаемые аккумуляторы глубокого разряда

Несколько слов о необслуживаемых АКБ (аккумуляторах)

В комплектацию любой машины входит мобильный источник электрической энергии. Главная функция батареи – запуск мотора, второй функцией является помощь генератору в случае небольших оборотов.

Все АКБ делятся на два типа в зависимости от потребности сервиса — обслуживаемые и необслуживаемые. Если с обслуживаемым оборудованием так или иначе все ясно, то с необслуживаемым источником тока нужно разобраться.

Какой он — необслуживаемый аккумулятор

Отсутствие надобности сервисного обслуживания подразумевает, что доливать дистиллированную воду не нужно.

Данные аккумуляторы можно охарактеризовать как безопасные, поскольку при работе или зарядке не образуется взрывоопасный газ, а при любом движении или опрокидывании невозможен разлив кислого раствора.

По конструктиву АКБ, требующий сервисного обслуживания, не отличается не требующего.

Покупатель может самостоятельно определить какой перед ним аккумулятор. Для этого стоит просто осмотреть его. Безсервисные источники тока не имеют в корпусе заливных пробок.

Как сделать выбор: обслуживаемый или необслуживаемый

Проблема с выбором нового аккумулятора становится как перед опытным пользователем, так и перед новичком.

Чаще всего происходит следующее: пользователь не хочет слишком тратить время и разбираться во множестве характеристик нового аппарата, поэтому старается купить такой же, как у него был ранее.

Обычно так выбирают АКБ, требующие обслуживания, которые имеют несколько достоинств:

  • легко можно контролировать уровень и плотность электролитной жидкости;
  • исправить заниженный уровень электролита можно просто долив необходимый объем дистиллированной воды (таким образом, привести в рабочее состояние батарею).

Такие АКБ имеют и несколько ограничений:

  • высокое испарение жидкости при высоких температурах окружающей среды, а также при дополнительной зарядке;
  • вероятен разлив электролитной жидкости, что может произойти при перевороте или активном бездорожном движении (отери тока после загрязнения клемм или разлива электролита при заправки на крышку аккумулятора);
  • необходимость регулярной диагностики и сервиса (что не всегда удобно по времени).

Необслуживаемый аккумулятор обладает парочкой эксплуатационных преимуществ:

  • первичная единственная установка на весь срок службы;
  • нет необходимости доливать воду.

Ограничения такого оборудования:

  • любую поломку нет возможности восстановить самостоятельно;
  • полное выкипание электролитной жидкости нельзя устранить без серьезного механического повреждения для долива дистиллированной воды;
  • чувствителен к условиям полной разрядке или перезарядке.

При стабильной и высокой работоспособности электросети машины рекомендуется устанавливать именно необслуживаемый аккумулятор.

Типы необслуживаемых аккумуляторов

Чтобы правильно выбрать батарею, стоит учитывать ее характеристики, которые могут варьироваться в зависимости от модели.

Основные типы необслуживаемых аккумуляторов:

  1. Кислотные свинцово-кальциевые. Легированием пластин производитель обеспечивает стойкость к вибрациям и коррозионным поражениям. Такие АКБ характеризуются низкой способностью к саморазряжению, практически невозможно закипание электролитной жидкости.
  2. AGM – кислотная батарея, в корпусе которой размещены пластины, а электролитная жидкость пребывает в особых стекловолокнистых сепараторах. Такой тип АКБ стойкий к полным разрядам, а низкая интенсивность сульфатации пластин увеличивает время службы до десяти лет.
  3. EFB. Такие необслуживаемые аккумуляторы имеют большую толщину, чем другие несвинцовые типы. Уменьшение сульфатации достигают путем заворачивания пластин специальным пропитанным кислотным электролитом материалом. Срок службы таких батарей — 5-10 лет.
  4. GEL аккумуляторы в своем составе имеют электролит, который находится в гелеобразном состоянии.

Все виды аккумуляторов имеют свои достоинства и недостатки, срок службы, который зависит от многих факторов, одним из которых является регулярная подзарядка.

Емкость такого оборудования не может опускаться ниже предусмотренного уровня (что обеспечивает бесперебойную работу).

Зарядное устройство для необслуживаемой АКБ

В корпусе для пластин создано замкнутое пространство, это может создать негативные последствия для самой АКБ при ее перезарядке.

Используя зарядное устройство этого типа, можно значительно облегчить себе жизнь. Потому что этот прибор самостоятельно отрегулирует необходимое напряжение и силу тока, подаваемые на клемм (на всей продолжительности зарядки).

Применяя неавтоматическоое ЗУ, нужно будет потрудиться и уделить время для постоянного контроля процесса зарядки.

Важно помнить, что кальциевый аккумулятор можно заряжать самым обычным ЗУ, а вот гелевый или AGM требует специального зарядного прибора.

Особенности зарядки необслуживаемого аккумулятора

Первым действием перед решением: заряжать или нет АКБ — будет проверка существующего уровня заряда. Конструкция корпуса не предназначена для вскрытия, а значит, и для диагностики уровня электролитной жидкости или ее плотности.

Так уровень зарядки нужно измерить при помощи мультиметра или посмотреть на индикатор, встроенный в корпус.

Мультиметр разработан и применяется для измерений постоянного напряжения, его точность достигает сотую долю вольта. Итак, когда прибор покажет ниже 11,7 В, следует зарядить аккумулятор, поскольку он полностью разряжен.

Значение напряжения до 12 В свидетельствует о половине заряда в батареи. Если же на приборе высветится число выше 12,6 В, то зарядка не нужна, поскольку аппарат полностью заряжен.

Для определения времени зарядки нужно провести небольшой математический расчет. Ток для заряда в автомобильной батареи должен быть равен десятипроцентному значению ее емкости.

Пример: абсолютно разряженный необслуживаемый аккумулятор имеет емкость 60 Ач. Для его зарядки нужен ток в шесть ампер, и продолжительность ее будет десять часов.

Как узнать время, на которое нужно подключить к зарядному устройству батарею? Это частый вопрос.

Если АКБ не хватает 50 или 70% заряда, стоит емкость разделить на сто, а затем умножить на процент разряда. Но это еще не все. Полученное значение делить на десятипроцентный показатель емкости (например, 6).

Восстановление необслуживаемой батареи

Когда на эксплуатационном сроке необслуживаемый аккумулятор отказывается работать, достаточно выполнить несколько нехитрых действий, чтобы восстановить его работоспособность.

Особенность такой АКБ состоит в том, что ее невозможно разбирать, тогда нужно применить шило. Им следует выполнить шесть отверстий, чтобы через них вылить электролитную жидкость. Выполнять это нужно аккуратно.

Далее в те же отверстия залить очищенную воду требуемого указателя объема. Можно заряжать напряжением 14 В, при этом будет выделяться газ.

После полной зарядки аккумулятор оставляют для очистки свинцовых пластин от сульфатной пленки.

Спустя пару дней такую процедуру проводят еще раз. И уже после этого рекомендуется слить воду и залить раствор серной кислоты.

После поставить аккумулятор на зарядку, а далее установить в машину. Что касается отверстий, их нужно устранить специальным стойким к кислотам герметиком.

Выводы

Безсервисные аккумуляторные батареи являются отличным решением для новичков в автомобильном пользовании. Нет необходимости проводить регулярную диагностику, сервисное обслуживание, а значит, допустить ошибки невозможно.

Если же автолюбитель самостоятельно ухаживает за своей машиной, любит самостоятельно решать ее проблемы, то стоит выбрать обслуживаемую батарею. Так, периодический анализ, сервис сможет продлить срок эксплуатации аппарата.

Источник

Необслуживаемые аккумуляторы

Современный автомобиль не может эксплуатироваться без мобильного источника электроэнергии. Аккумулятор не только позволяет производить запуск двигателя автомобиля, но и берёт на себя основную нагрузку, при незначительных оборотах генератора.

Существуют 2 основных вида аккумуляторов: обслуживаемые и необслуживаемые. Что представляют собой необслуживаемый химический источник электроэнергии, будет подробно рассказано в этой статье.

Что такое необслуживаемый аккумулятор

Необслуживаемый аккумулятор представляет собой изделие, в котором отсутствует возможность доливки дистиллированной воды. Такие устройства более безопасны при эксплуатации и зарядке, по причине снижении выделений взрывоопасного газа, а также разлива раствора кислоты при опрокидывании.

Что касается внутренней начинки, то необслуживаемая батарея ничем не отличается от обслуживаемой. Визуально определить принадлежность АКБ к категории необслуживаемых изделий можно по отсутствию заливных пробок.

Какой выбрать, обслуживаемый или необслуживаемый

Определиться с выбором типа приобретаемой батареи бывает очень непросто. Если ранее на автомобиле была установлена обслуживаемая батарея, то многие владельцы авто предпочитают не менять свои привычки. Обслуживаемые АКБ имеют следующие достоинства:

  • Есть возможность проверить уровень электролита и его плотность.
  • При недостаточном уровне можно легко восстановить работоспособность батареи долив необходимое количество дистиллированной воды.

К сожалению, у этого типа аккумуляторов существуют и множество недостатков:

  • Испарение воды в жаркую погоду и при перезаряде батареи.
  • При опрокидывании на бок или слишком активной езде по бездорожью возможен разлив электролита.
  • Больший ток утечки, особенно в том случае, если на верхнюю внешнюю плоскость, между клеммами, был пролит электролит во время заправки.
  • Дополнительные временные затраты на профилактический осмотр и обслуживание.

Обслуживаемый аккумулятор

Необслуживаемая батарея имеет следующие положительные характеристики:

  • Поставил и забыл;
  • Не требуется доливать воду.
  • Если аккумулятор вышел из строя, то восстановить его работоспособность не получится.
  • Если электролит выкипит, то не будет возможности долить дистиллированную воду без грубого механического вмешательства;
  • Критичен к перезарядке и глубоким разрядам.

Внимание! Если в автомобиле имеются серьёзные неполадки электрооборудования, то необслуживаемый аккумулятор не прослужит долго. В этом случае лучше приобрести обслуживаемую батарею и тщательно следить за качеством и уровнем электролита.

Если в бортовой электрической сети автомобиля нет каких-либо отклонений, то наиболее правильным решением будет покупка необслуживаемого прибора.

Какие бывают необслуживаемые аккумуляторы

Если принято решение о покупке необслуживаемого аккумулятора, то необходимо знать о том, что эти устройства отличаются не только по ёмкости и силе разрядного тока.

Cвинцово кальциевый аккумулятор

Необслуживаемая АКБ может быть следующих видов:

  1. Кальциевый свинцово кислотный. Пластины этого типа устройств легированы кальцием, вследствие чего материал приобретает такие свойства, как: виброустойчивость, снижение коррозионного эффекта. Также в кальциевых аккумуляторах наблюдается снижение процесса саморазряда и кипения электролита.
  2. AGM. Представляет собой кислотный аккумулятор, в котором между пластинами электролит находится в специальных сепараторах из стекловолокна. Этот вид необслуживаемых АКБ легче переносит глубокие разряды, а благодаря снижению интенсивности сульфатации пластин эксплуатационный срок может быть увеличен до 10 лет.
  3. EFB. Конструктивные особенности этого типа аккумулятора заключается в том, что толщина свинцовых значительно увеличена по сравнению с обычными изделиями. Для снижения сульфатации каждая пластина завёрнута специальным материалом, который пропитывается кислотным электролитом. Благодаря использованию современных технологий эксплуатационный срок EFB аккумулятора составляет от 5 до 10 лет.
  4. GEL. В отличии от остальных аккумуляторов у этих внутри находится гелий.

Приведённые выше типы необслуживаемых АКБ, будут работать без каких-либо нареканий только при правильно организованной подзарядке, когда ёмкость батареи падает ниже установленного минимального предела для осуществления запуска двигателя.

Какими ЗУ можно заряжать необслуживаемые аккумуляторы

Учитывая замкнутость пространства, в котором находятся пластины АКБ необслуживаемого типа, необходимо не допускать значительного перезаряда батареи.

Внимание! Чтобы предохранить устройство от закипания рекомендуется использовать автоматическое зарядное устройство.

Основным преимуществом ЗУ этого типа является отсутствие контроля со стороны человека, в течение всего времени зарядки батареи. «Умный» прибор сам решит какое напряжение и силу тока подать на клеммы аккумулятора в начале зарядке, в середине цикла и на последней стадии.

При отсутствии автоматического прибора, можно произвести восстановление ёмкости обычным зарядным устройством, но, в этом случае, потребуется полностью контролировать процесс.

Для кальциевых аккумуляторов можно использовать любую стандартную зарядку, для гелевого и AGM необходимо специальное зарядное устройство.

Аккумулятор EFB

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор

Прежде чем заряжать необслуживаемый аккумулятор обычным ЗУ, необходимо правильно определить уровень разряда батареи. Учитывая тот факт, что открыть такую батарею для проверки уровня электролита и его плотности не представляется возможным, степень разряда замеряют с помощью мультимедиа. Так же многие батареи оснащены индикатором заряда.

Этот прибор позволяет осуществлять измерения постоянного напряжения с точностью до сотых долей вольта. Если во время диагностики напряжение на клеммах составит более 12,6 В, то заряжать АКБ нет никакой необходимости. При падении напряжения до 12 В, заряд аккумулятора составит всего 50%, а при наличии напряжения менее 11,7 В — батарея считается полностью разряженной.

Продолжительность зарядки при полной разрядке батареи несложно рассчитать. Рекомендуемый ток заряда всех автомобильных аккумуляторов составляет 10 % от ёмкости батареи. Например, если необходимо восстановить полностью разряженную батарею ёмкостью 60 А/ч, потребуется включить зарядное устройство на 10 часов, при этом, ток заряда должен составлять 6 ампер.

Несложно подсчитать какое количество времени потребуется затратить при 50-процентном разряде или при снижении ёмкости АКБ на 30%. Для этого необходимо полную ёмкость аккумуляторной батареи разделить на 100 и умножить на процент снижения заряда, затем полученный результат разделить на 6 для батареи 60 А/ч и на 5,5 для аккумулятора ёмкостью 55 А/ч.

Аккумулятор GEL

Как восстановить необслуживаемый аккумулятор

Если необслуживаемый аккумулятор вышел из строя, раньше рекомендуемого производителем срока службы, то, во многих случаях, можно восстановить работоспособностью АКБ до приемлемых значений. Учитывая отсутствие возможности разобрать необслуживаемую батарею придётся шилом проткнуть верхнюю крышку батареи в 6 местах. Таким образом можно получить доступ к электролиту, который необходимо аккуратно слить из аккумулятора.

На следующем этапе в отверстия заливается дистиллированная вода до необходимого уровня. Затем аккумулятор заряжают, до выделения газа, постоянным напряжением 14 В. Когда процесс зарядки будет завершён аккумулятор оставляют на некоторое время для того, чтобы свинцовые пластины немного очистились от сульфатной плёнки.

Через несколько дней процедуру зарядки аккумулятора повторяют, после чего сливают воду и заливают рабочую смесь серной кислоты и воды. После зарядки аккумулятор можно устанавливать на автомобиль. Отверстия в верхней крышке следует заделать любым устойчивым к воздействию кислоты герметиком.

Заключение

Необслуживаемый аккумулятор идеально подходит для использования начинающими водителями. Такую АКБ невозможно вскрыть, поэтому нет опасности допущения ошибок при обслуживании. Для опытных водителей, которые умеют и любят ухаживать за своим железным конём, лучше приобрести обычный обслуживаемый аккумулятор, ведь проведение нечастых и несложных мероприятий позволит значительно продлить срок службы батареи.

У Вас был когда-нибудь необслуживаемый аккумулятор? Поделитесь в комментариях своим опытом, это поможет сделать статью более полной и полезной.

Источник

Читайте также:  Аккумулятор прямой азиатские клеммы
Оцените статью