- Время зарядки аккумулятора
- Обслуживание, эксплуатация и проверка тяговых аккумуляторов: как проверить и правильно зарядить
- Периодичность проверки и обслуживания тяговых аккумуляторов
- Ежедневная эксплуатация тягового аккумулятора
- Еженедельное обслуживание тяговых аккумуляторов
- Ежемесячная проверка тяговых аккумуляторов
- Ежегодное обслуживание тяговых аккумуляторов
- Как проверить электролит тягового аккумулятора
- Правила эксплуатации тягового аккумулятора
- Что нужно делать, чтобы продлить срок эксплуатации тягового аккумулятора
- Очистка при эксплуатации тягового аккумулятора
- Как вести учет эксплуатации тягового аккумулятора
Время зарядки аккумулятора
Как заряжать тяговые аккумуляторы
Зарядные устройства используют разные технологии и алгоритмы, отличаются мощностью и размерами, но имеют общий принцип работы — аккумуляторы заряжаются потому, что напряжение на выходе с зарядного устройства выше, чем напряжение на клеммах аккумулятора. Разница напряжений заставляет ток течь от источника (зарядного устройства) к нагрузке (аккумуляторной батарее).
Зарядка тяговых аккумуляторов отличается от зарядки стартовых или автомобильных батарей. Чтобы зарядить 12-вольтовую аккумуляторную батарею зарядное устройство должно обеспечить напряжение не менее 14 вольт. Однако если напряжение превысит 15 вольт, то аккумулятор перегреется, в нем начнется газообразование, испарение электролита и деформация пластин.
Зарядка тягового аккумулятора
Аккумуляторы заряжаются и разряжаются благодаря диффузии – процессу проникновения ионов в активный материал пластин. Диффузия протекает медленно, начинается на поверхности пластины, а затем распространяется вглубь ее активного материала.
На левом графике — зависимость тока, поглощаемого аккумулятором в зависимости от состояния его разряда. На правом графике — ток, получаемый аккумулятором в зависимости от напряжения зарядки
Во время разряда пластины тягового аккумулятора поглощают кислоту из электролита и на них образуется сульфат свинца. Количество электролита в ячейке остается прежним, однако содержание кислоты в нем уменьшается.
При зарядке процесс идет в обратном направлении. Кислота выделяется на обеих пластинах — положительная превращается в оксид свинца, а отрицательная в пористый, похожий на губку свинец. После того, как аккумулятор зарядится, получаемая им электрическая энергия перестает трансформироваться в химическую, а тратится на разложение воды на водород и кислород.
Чтобы диффузии произошла не только на поверхности, но и распространилась вглубь толстых пластин тяговых аккумуляторов, их заряжают в несколько стадий. Эта общепринятая в настоящее время технология заряда основана на способности батарей абсорбировать разный по силе ток в зависимости от состояния заряда.
Стадия насыщения
Кривые изменения тока и напряжения при зарядке тяговых аккумуляторов в три стадии
Первый этап трехступенчатой зарядки –фаза насыщения. Аккумулятор заряжается быстро, выходной ток зарядного устройства максимальный, а напряжение на аккумуляторе зависит от степени разряда батареи. Продолжительность этапа насыщения определяется отношением емкости, которую требуется восстановить, к току зарядки.
Ток заряда во время первого этапа составляет 10 – 100 % от емкости аккумулятора и зависит от типа аккумуляторной батареи. Тяговый аккумулятор воспринимает такой ток до тех пор, пока не достигнет первого контрольного напряжения зарядки и не зарядится до 80% емкости. После этого, его способность усваивать ток резко уменьшается. Это первое контрольное напряжение называется напряжением абсорбции, а следующий этап зарядки – фазой абсорбции.
Во время первой стадии аккумулятору за короткое время передается большое количество энергии, этот этап зарядки очень эффективен и приносит тяговому аккумулятору 75-80% его емкости.
Стадия поглощения
Стадия абсорбции протекает при напряжении, достигнутом в конце первого этапа зарядки, а аккумулятор потребляет только то количество тока, которое может усвоить при этом напряжении. Ток непрерывно уменьшается, до тех пор, пока аккумулятор не достигнет состояния полной зарядки.
Зарядка и разряд аккумулятора — это процесс диффузии внутри батареи. Когда аккумулятор быстро, но не глубоко разряжается, диффузия не распространяется вглубь активного материала аккумуляторных пластин и химические реакции протекают только на их поверхности. После неглубокого разряда вторая фаза зарядки может быть короткой или совсем отсутствовать. Однако при длительном и глубоком разряде требуется продолжительный этап абсорбции.
Стадия абсорбции – это компромисс между высоким напряжением и временем зарядки. Во время нее аккумулятор получает оставшиеся 20-25 процентов энергии и считается заряженным, когда при постоянном напряжении потребляемый ток опускается до 2 процентов емкости.
Поддерживающая зарядка
Третья стадия – это поддерживающая зарядка. После того как потребляемый аккумулятором ток уменьшился до 1-2 процентов от емкости, зарядное устройство понижает напряжение до 13,4 – 13,8 вольт, чтобы не допустить неконтролируемого закипания и вытекания электролита.
Слишком высокое поддерживающее напряжение ведет к ускоренному старению из-за коррозии положительных пластин, а недостаточное не позволяет аккумулятору оставаться полностью заряженным и приводит к сульфатации. Поддерживающее напряжение отличается для тяговых аккумуляторов с жидким электролитом и VRLA аккумуляторов.
Стабилизация
Сульфатация пластин тягового аккумулятора в зависимости от количества циклов заряда-разряда
Фаза стабилизации или выравнивания используется для предотвращения преждевременного старения свинцово-кислотных батарей с жидким электролитом. Это дополнительный, часто пропускаемый этап, который начинается после того как зарядка подойдет к концу. При стабилизации процесс не прекращается, а ток в 4 процента от емкости, продолжает заряжать батарею до тех пор, пока напряжение не повысится до 15,5 -16,2 вольта.
Фаза стабилизации приводит тяговые аккумуляторы к максимальному заряду, контролируемому закипанию электролита и растворению кристаллов сульфата свинца, образовавшихся на поверхности пластин. Стабилизацию батарей с жидким электролитом выполняют каждые 20-50 циклов. Гелевые и AGM батареи стабилизации не подвергают.
Ток и напряжение заряда
Напряжение заряда
Толстые пластины обслуживаемых тяговых аккумуляторов с жидким электролитом допускают повышенное напряжение второй стадии зарядки – 14.8 В. Для AGM, гелевых и необслуживаемых аккумуляторов с жидким электролитом это напряжение — 14.4 – 14,7 В.
Графики заряда аккумулятора с жидким электролитом и гелевого аккумулятора Trojan. Источник http://www.trojanbattery.com/
Гелевые аккумуляторы наиболее чувствительны к повышенному напряжению, поэтому их рекомендуется заряжать в диапазоне 13,8 – 14,4 вольта.
24-вольтовые литий-ионные аккумуляторы заряжаются при напряжении 29.2 вольт, а 12-вольтовые — 14.6 вольт. Напряжение поддерживающей зарядки 26.5 В и 13.25 вольт соответственно.
Тип аккумулятора | С жидким электролитом | AGM | Гелевые | ||||
Марка | Trojan SCS 150 | DEKA DС 31DT | DELTA HRL-12-100 | Trojan 31-AGM | DELTA GX12-100 | Trojan 31-GEl | DEKA 8G31DT |
Напряжение абсорбции, В | 14,8 | 14,8 | 13,8-14,1 | 14,1-14,7 | 13,8-14,1 | 14,1-14,4 | 13,8-14,6 |
Поддерживающее напряжение, В | 13,2 | 13,4 | 13,4-13,6 | 13,5 | 13,4-13,6 | 13,5 | 13,4-13,6 |
Напряжение заряда для тяговых аккумуляторов DELTA, Trojan и DEKA |
Напряжение заряда отличается для аккумуляторов разных марок, поэтому в первую очередь руководствуйтесь рекомендациями производителей, а не типом тягового аккумулятора
Ток заряда
Зависит от типа аккумуляторов и определяется в процентах от емкости С20. Чем выше ток, тем быстрее зарядка, но тем больше опасность перегреть и разрушить аккумулятор. Допустимый максимальный ток для разных типов тяговых аккумуляторов:
· Литиевые аккумуляторы – 100% С20
· AGM аккумуляторы – 30-50% С20
· Гелевые – до 30% С20
· Аккумуляторы с жидким электролитом -10-25% С20,
Тип аккумулятора | С жидким электролитом | AGM | Гелевые | ||||
Марка | Trojan SCS 150 | DEKA Marine Master DС 31DT | DELTA HRL-12-100 | Trojan 31-AGM | DELTA GX12-100 | Trojan 31-GEl | DEKA 8G31DT |
Ток зарядки % С20 | 10-13 | 10-13 | 25-30 | ||||
Ток заряда для тяговых аккумуляторов DELTA, Trojan и DEKA |
Время зарядки аккумулятора
Время зарядки тягового аккумулятора зависит от емкости, которую требуется восстановить, типа аккумулятора и тока зарядки. Чем меньше разряжен аккумулятор и выше зарядный ток, тем быстрее батарея будет готова к повторной работе.
На время зарядки влияет продолжительность стадии абсорбции (последние 20% зарядки), которая составляет около четырех часов. Во время абсорбции потребляемый аккумулятором ток не зависит от мощности зарядного устройства, а определяется самим аккумулятором.
Источник
Обслуживание, эксплуатация и проверка тяговых аккумуляторов: как проверить и правильно зарядить
На закрытых складах, торговых и выставочных площадках используется преимущественно электрическая подъемная техника. И «сердцем» таких машин является тяговый аккумулятор. Именно он позволяет технике плавно и без рывков совершать рабочие операции и перегружать товары продолжительное время. Но для стабильной работы складской техники необходимы регулярная проверка и обслуживание тяговых аккумуляторов. Каковы правила эксплуатации электрических батарей? Как правильно зарядить тяговый аккумулятор? Как проверить эксплуатационные параметры батареи? На эти и другие вопросы дадим ответы далее в статье.
Периодичность проверки и обслуживания тяговых аккумуляторов
Тяговые аккумуляторы — это основной элемент электрической складской техники, такой как самоходные штабелеры, электропогрузчики и тележки. Задача АКБ заключается в обеспечении непрерывной работы этой техники. Но для того чтобы аккумулятор работал долго и продуктивно, нужно придерживаться ряда правил, будь то ежедневные или ежегодные задачи. С какой периодичностью необходимо проводить проверку тяговых аккумуляторов?
Обслуживание тяговых аккумуляторов проводится по определенному графику. Все работы можно разделить на ежедневные, еженедельные и периодические. Также график проверок и обслуживания корректируется в зависимости от того, насколько часта эксплуатация тягового аккумулятора, т.е. электрического складского погрузчика.
Ежедневная эксплуатация тягового аккумулятора
Каждый день необходимо проводить следующие работы:
- заряжать батарею после разряда,
- проверять уровень электролита,
- доливать электролит по необходимости.
Еженедельное обслуживание тяговых аккумуляторов
Если говорить о еженедельной проверке тяговых аккумуляторов, то необходимо проводить следующие работы:
- осматривать батарею на предмет визуальных отклонений от нормы,
- чистить АКБ от грязи,
- проводить выравнивающий заряд.
Ежемесячная проверка тяговых аккумуляторов
К ежемесячным работам, которые требуется осуществлять по обслуживанию тяговых аккумуляторов, можно отнести следующие действия:
- вести журнал на предмет плотности электролита,
- отмечать значение напряжений в банках,
- проверять исправность зарядного устройства.
Ежегодное обслуживание тяговых аккумуляторов
Каждые 12 месяцев проверка тяговых аккумуляторов предполагает измерять сопротивление изоляции между корпусом техники и АКБ. Этот показатель не должен быть меньше чем 50 Ом на один вольт номинального напряжения.
Как проверить электролит тягового аккумулятора
Электролит заливают только один раз — на заводе. Во многом именно от его качества зависит, насколько стабильно и долго будет работать батарея. Когда идет зарядка, вода распадается на кислород и водород, что приводит визуальному «кипению» электролита и снижению его уровня в ячейке. Из-за этого в ячейки следует доливать дистиллят, чтобы восстановить уровень электролита.
Правила эксплуатации тягового аккумулятора
Разберем основные правила обслуживания и эксплуатации тягового аккумулятора. Следуя базовым рекомендациям, можно значительно продлить срок службы аккумуляторной батареи складского погрузчика.
Большинство правил эксплуатации тягового аккумулятора связаны с тем, что нельзя делать с батареей электрического погрузчика. Основные запреты следующие:
- Оставлять батарею в разряженном состоянии надолго. Из-за этого происходит сульфатизация пластин, что снижает емкость АКБ и ее рабочий ресурс.
- Разряжать АКБ более чем на 80 %, для гелевых — 60 %. Помимо сульфатизации пластин, это еще приводит к увеличению времени, необходимого для полной зарядки аккумулятора и его перегреву. Итог — ощутимое снижение рабочего ресурса.
- Доливать обычную воду или электролит. Обычная вода содержит в своем составе много примесей, которые негативно влияют на аккумулятор. Долив электролита не приведет к приросту емкости, а только к коррозии пластин.
Что нужно делать, чтобы продлить срок эксплуатации тягового аккумулятора
Как правильно зарядить тяговый аккумулятор? После разряда батареи поставить ее на подзарядку и проследить, чтобы она корректно зарядилась. Обязательно должно быть отдельное помещение, отведенное только под зарядку АКБ электрического погрузчика.
Также надо знать, как проверить тяговый аккумулятор, для того, чтобы контролировать уровень заряда батареи в процессе работы. Для этого в машине обычно предусмотрен соответствующий датчик. Надо убедиться, что он исправен и показывал корректные данные.
Основой обслуживания тяговых аккумуляторов является дозаливка дистиллированной воды. При чем нужно постоянно следить за уровнем электролита и осуществлять своевременный долив. Некоторые тяговые АКБ оснащают автоматизированной системой долива. Как правило, они служат дольше.
Очистка при эксплуатации тягового аккумулятора
В процессе зарядки АКБ немного электролита выступает из батареи при достижении достаточного напряжении. Из-за этого на крышках банок образуется токопроводящий слой, и появляются так называемые блуждающие токи. Они увеличивают показатель саморазряда аккумулятора даже при простое. Поэтому чистить аккумулятор нужно регулярно – это важный этап обслуживания тяговых аккумуляторов.
Обслуживать батарею стоит в химзащите: фартуке, перчатках и маске (лучше с респиратором).
Как вести учет эксплуатации тягового аккумулятора
На примере парка электропогрузчиков ведение журнала выглядит следующим образом:
- Для каждого погрузчика используют одну-две батареи, которые нумеруют 1а, 1б. Это означает, что для погрузчика 1 используются батареи а и б.
- Ведение такого простого журнала позволяет избежать эксплуатации недозаряженных аккумуляторов и спрогнозировать время для замены АКБ до того, как она полностью выйдет из строя.
Есть еще журнал для сервисной службы, ведение которого — обязательное условие для гарантийного обслуживания тягового аккумулятора. Выглядит он примерно так:
Обычно для ведения журналов, приема-выдачи аккумуляторов, их зарядки и долива воды нанимают отдельного человека или двух (в зависимости от количества рабочих смен на предприятии).
Источник