Напряжение зарядки автомобильного аккумулятора efb

Как правильно заряжать EFB аккумулятор

Новые аккумуляторы, изготовленные по улучшенной технологии, обладают значительным сроком службы, в банки таких устройств не требуется доливать воду, а также постоянно следить за уровнем электролита.

Несмотря на преимущества таких элементов питания, их необходимо время от времени правильно подзаряжать, иначе они могут преждевременно выйти из строя. Об основных особенностях проведения этой операции для EFB аккумуляторов и будет подробно изложено в этом повествовании.

Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку

Для любого автомобильного аккумулятора, эксплуатация в постоянно недозаряженном состоянии может закончиться преждевременным выходом изделия из строя. Перезаряд тоже очень вреден. Поэтому важно знать, когда нужно подключать батарею к зарядному устройству, а когда можно обойтись без выполнения этой операции.

Самым простым вариантом получения точной информации об уровне заряженности можно получить с помощью мультиметра. Для этой цели достаточно перевести прибор в режим измерения напряжения и подсоединить щупы устройства к клеммам АКБ. Несмотря на то, что батарея автомобиля называется двенадцативольтовой при наличии показаний прибора 12 Вольт и менее, аккумулятор следует срочно подключить к сетевому зарядному устройству.

Читайте также:  Ремонт аккумуляторов пассажирских вагонов

Подготовка батареи к зарядке

Если аккумулятор будет заряжаться на автомобиле, то достаточно отсоединить отрицательный провод и подключить зарядное устройство в последовательности, указанной в инструкции к прибору. При наличии окислений аккумуляторных выводов их необходимо почистить с помощью старой зубной щётки и содового раствора.

Если EFB аккумулятор необходимо зарядить в помещении, то сразу после снятия с автомобиля, корпус батареи необходимо очистить от загрязнений. В ситуации, когда аккумулятор заряжается зимой после длительного пребывания на морозе, то необходимо выдержать его в тепле, прежде чем подключить провода зарядного устройства. Эти простые рекомендации помогут избежать серьёзных осложнений и неудобств во время зарядки EFB батареи.

Выбор зарядного устройства

Зарядка аккумулятора EFB не слишком отличается от процесса восстановления других типов кислотных батарей, но некоторые нюансы необходимо учитывать. Прежде всего, следует подобрать зарядное устройство, генерирующее постоянный ток напряжением 14,6 – 14,8 В. В этом диапазоне, батареи EFB восстанавливаются наиболее безопасно.

В продаже можно найти большое количество ЗУ подходящих по этим характеристикам, но не стоит использовать обычные простые зарядки, предназначенные для восстановления заряда у гибридных и кальциевых батарей, они могут не потянуть.

Обратите внимание! На зарядном устройстве обязательно должно быть написано, то оно совместимо с EFB, AGM и GEL аккумуляторами.

Техника безопасности и меры предосторожности

Несмотря на то, что все EFB батареи являются необслуживаемыми изделиями, во время зарядки следует проявлять такую же осторожность, как и при использовании обслуживаемых элементов питания. В корпусе батареи находится несколько литров едкого электролита, а при зарядке могут выделяться взрывоопасные газы, которые, при определённых условиях, могут самовоспламениться.

Кроме перечисленных моментов, запрещено размещать батарею в таком месте, где возможно на него падение металлических предметов. Если сопротивление проводника будет очень мало (короткое замыкание), то в результате высвобождения большого количества тепловой энергии может начаться пожар.

Размещать тяжёлый предмет на возвышении также не следует. Падение батареи на твёрдое покрытие может вызвать разгерметизацию корпуса.

Как правильно заряжать аккумулятор

Если момент подключения устройства был правильно определён, а зарядный прибор подходит для восстановления EFB батарей, то останется правильно подключить ЗУ к элементу питания и настроить режим зарядки.

Зарядка постоянным током

Если зарядное устройство можно использовать как в автоматическом, так и в ручном режиме, то рекомендуется выбрать определённое значение зарядного тока. Достоинство этого метода заключается в том, что восстановление заряда может быть осуществлено в наиболее мягком режиме, при котором, не будет наблюдаться перегрева пластин. В зависимости от модели, последовательность зарядки таким образом может отличаться, но в большинстве приборов алгоритм действий следующий:

  • Подключить ЗУ к батареи, соблюдая полярность.
  • Включить устройство в сеть.
  • Выставить необходимые значения тока.

При таком способе зарядки необходима и корректировка напряжения. Оптимальное значение этого параметра составляет 14,8 Вольт.

Зарядка постоянным напряжением

Эта процедура идентична вышеописанной методике с той лишь разницей, что может быть выполнена на устройствах, где нет возможности регулировать силу тока. В этом случае, также батарея подключается к ЗУ таким образом, чтобы исключить переполюсовку, а после включения прибора в сеть – выставляется необходимое значение постоянного напряжения (14,6 – 14,8 Вольт).

Если возможность установки силы тока присутствует, то при зарядке постоянным напряжением, количество ампер следует выбирать равное 10% от ёмкости АКБ.

Зарядка в автоматическом режиме

Этот способ восстановления EFB аккумулятора является самым простым, но его рекомендуется использовать только на устройствах, которые генерирую повышенное значение электрического тока (можно использовать приборы для кальциевых батарей).

Весь процесс зарядки сводится к выполнению очень простых действий:

  • Подключению АКБ к устройству.
  • Включению прибора в сеть.

«Умный» прибор сам определит, какое значение электрического тока необходимо подавать на клеммы батареи, а также прекратит зарядку, когда емкость АКБ будет полностью восстановлена. Существенным минусом такого способа является тот факт, что зарядка осуществляется довольно медленно.

Когда аккумулятор зарядится и как проверить

При использовании автоматического зарядного устройства момент прекращения подачи тока на клеммы аккумулятора будет обозначен светодиодной индикацией. При использовании других методов восстановления EFB батареи необходимо будет проверить заряженность мультиметром.

В корпусе EFB аккумулятора отсутствуют пробки, которые можно было бы откручивать для доступа к электролиту, по плотности которого также можно определить уровень заряженности АКБ. Если батарея оснащается специальным «глазком» то по зелёному цвету внутренней части можно будет определить наличие значительного заряда аккумулятора.

Обслуживание батареи после зарядки

Сразу после зарядки батарею не следует размещать на холоде, а также подвергать повышенным механическим нагрузкам. В процессе эксплуатации потребуется постоянно следить за уровнем заряда АКБ. Для этой цели не обязательно постоянно возить с собой измерительные приборы.

Если машина плохо заводится или после включения мощных потребителей электроэнергии (не считая стартера) эффективность работы других устройств падает, то, скорее всего, батарея EFB нуждается в подзарядке.

Содержание батареи в чистоте позволит снизить саморазряд, а также уменьшить окисление клемм, поэтому время от времени, даже полностью заряженную батарею следует снимать с машины и очищать от загрязнений.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Источник

Всё о EFB аккумуляторах: используемые технологии, плюсы и минусы

Ранок автомобильных аккумуляторов на протяжении последних десятилетий сделал качественный скачок вперёд и продолжает эволюционировать ускоренными темпами. Вроде бы совсем недавно мы узнали о гелевых и AGM батареях, а сегодня на слуху новое поколение АКБ, произведённых с использованием технологии EFB.

Европейские автопроизводители уже начали активно использовать такие аккумуляторы, активируя потребительский спрос. Россия в этом плане немного запаздывает, но это – дело времени. Но насколько оптимистично будущее этой технологии? Давайте разбираться.

Что собой представляет EFB аккумулятор

Непонятная аббревиатура расшифровывается как Enhanced Flooded Battery, что можно перевести как «улучшенная АКБ с жидким электролитом». В чём же состоит это улучшение?

Если не вдаваться в технические подробности, то технология EFB в современных аккумуляторных батареях предусматривает ряд особенностей, выделяющих их среди остальных сородичей. Пластины из традиционного свинца здесь используются более толстые, обладающие большей ёмкостью, ресурсом и увеличенной скоростью зарядки. Они заключены в оболочку из специальных микроволокон, в которую заливается электролит. Это позволяет уменьшить сульфатацию пластин и помогает избежать КЗ, продлевая срок службы батареи.

Перечислим особенности технологий, используемых в аккумуляторах ЕФБ:

  • существенное увеличение массы свинца в пластинах по сравнению с классическими свинцово-кислотными АКБ;
  • увеличение толщины пластин позволило втрое уменьшить количество необходимого электролита;
  • положительные пластины окружены пористым пакетом, способным пропускать через поры электролит, но не дающий оседать на пластинах оксидам;
  • уменьшение сульфатации электродов позволило сделать EFB аккумуляторы более устойчивыми к глубоким разрядам (им не страшны до полутора сотен таких ГР);
  • применение свинца глубокой очистки позволило ускорить процедуру зарядки – АКБ будет заряжаться даже в пробке, если авто оснащено системой Start-Stop;
  • использование вибростойких технологий при создании спайки пластин значительно уменьшает вероятность механического повреждения пластин;
  • чтобы препятствовать потерям электролита, крышка EFB аккумулятора изготавливается по лабиринтной технологии, существенно (до 10 лет) увеличивая ресурс батареи;
  • безопасность использования АКБ гарантирована наличием клапана сброса давления. При закипании электролита пар будет выходить наружу, снижая внутреннее давление и уменьшая риск взрыва, но уровень электролита при этом будет снижен.

В аккумуляторах AGM электролитическая жидкость заключена в стекловолоконный пакет, в котором она находится как бы в связанном состоянии. С другой стороны, тип аккумулятора EFB означает, что здесь конверт не стекловолоконный, а достаточно пористый – если пошевелить аккумулятор, то можно услышать, как плюхается электролит. Но пластины здесь толще, и завёрнуты они намного плотнее, а жидкости меньше, что позволило сократить время зарядки на 45%. Стоимость EFB батарей ниже, чем у AGM. Словом, отличие аккумулятора ЕФБ от других типов батарей можно сформулировать так: это нечто среднее между классическим свинцово-кислотным аккумулятором и AGM аналогом.

Сфера применения

Перечисленные выше особенности батарей ЕФБ и определили их изначальную целевую направленность: автомобили, оснащённые системой Старт-Стоп. Таких моделей много у европейских автопроизводителей. Обычная АКБ пасует в напряжённом городском режиме езды, разряжаясь в течение нескольких дней, а зимой – и за день. EFB батареи не боятся коротких поездок, поскольку заряжаются от генератора гораздо быстрее и эффективнее.

В последнее время такие аккумуляторы активно используются для питания катеров, гибридных авто и электрокаров, домов на колёсах.

Преимущества и недостатки

Итак, перечислим плюсы и минусы батарей, изготовленных по EFB технологии. Начнём с достоинств:

  • высокая устойчивость к глубоким разрядам с возможностью восстановления ёмкости на 100%, то есть без потерь (другие типы батарей при таком исходе теряют часть заряда, иногда – весомую);
  • переносимость широкого диапазона температур (в интервале -50 – +60°C);
  • минимальные потери электролита на протяжении всего срока эксплуатации;
  • более высокие показатели пускового тока (выше на 30-60% по сравнению с традиционными АКБ);
  • высокая безопасность с точки зрения испарения электролита;
  • способность выдерживать большее количество циклов разряд/заряд;
  • повышен номинал тока холодной прокрутки, что позволяет не бояться сильных морозов.

Но есть и минусы:

  • главный недостаток – высокая стоимость таких батарей, которая для многих перевешивает все описанные преимущества;
  • EFB-батареи нельзя устанавливать на машины с функцией рекуперации энергии торможения;
  • по сравнению с AGM-аккумуляторами мощность меньше при других равных характеристиках.

Как правильно заряжать EFB аккумулятор

Особых требований по сравнению с традиционными батареями здесь нет.

Когда ставить АКБ на зарядку

Хотя глубокого разряда этот тип батарей не боится, перезаряд для него вреден, как и постоянная езда в недозаряженном состоянии. Поэтому важно периодически отслеживать состояние аккумулятора, например, с помощью мультиметра.

Процедура несложная: переключаем прибор в режим измерения уровня потенциалов (напряжения) и подключаем провода к клеммам батареи. Если показания прибора будут 12 В или меньше, требуется срочная подзарядка.

Подготовка к зарядке

Если не снимать батарею с авто, то нужно только отсоединить отрицательный провод. В остальном процедура подключения ЗУ стандартная. При наличии на клеммах окислов их удаляют зубной щёткой, на которую наносится раствор пищевой соды.

Если вы внесли АКБ с мороза, то перед зарядкой нужно дать ей прогреться до температуры внутри этого помещения.

Выбор зарядного устройства

В целом правила подбора ЗУ стандартные, но есть и особенности. Выбирайте зарядное устройство с номиналом выходного напряжения в пределах 14,6-14,8 В – это оптимальный диапазон для безопасного восстановления заряда EFB батарей. Избегайте приобретения ЗУ, предназначенных для зарядки кальциевых и гибридных АКБ, даже если номинал по напряжению подходит.

Изучайте этикетку, на ней должна присутствовать надпись, что ЗУ совместимо с батареями типа EFB.

Как правильно осуществлять зарядку EFB аккумулятора

Можно использовать несколько способов восстановления ёмкости батареи.

Зарядка постоянным током

Если ваше зарядное устройство имеет режим автоматической зарядки, то рекомендуется выбрать именно этот способ, требующий выбора определённого номинала тока зарядки. Чем хороша технология зарядки постоянным током? Дело в том, что при таком способе восстановление ёмкости батареи будет осуществляться в наиболее щадящем режиме, предохраняющем пластины аккумулятора от перегрева.

  • подсоединяем провода зарядки в АКБ, соблюдая правильную полярность;
  • включаем зарядное устройство в сеть;
  • выбираем требуемое значение выходного тока.

Данный способ требует выставления и тока, и напряжения зарядки EFB батареи, оптимальным напряжением следует считать 14,8 В.

Зарядка постоянным напряжением

Если у вас имеется зарядка, где нет возможности выставлять выходной ток, то нужно использовать альтернативный способ, с примерно такой же методикой. Разница только в том, что выставляется напряжение, для EFB аккумуляторов это диапазон 14,6-14,8 В.

Впрочем, способ применим и для ЗУ с возможностью регулировки тока, его выбирают, если хотят ускорить процедуру. Но тогда сила тока должна выбираться из расчёта 10% от номинальной ёмкости батареи.

В автоматическом режиме

Данный способ вообще не требует выставления номиналов ни выходного тока, ни напряжения. Но ваше зарядное устройство должно обладать способностью генерировать достаточно большие значения тока – обычно ими обладают зарядные устройства, предназначенные для кальциевых АКБ.

Процедура предельно проста: подключаем ЗУ к аккумулятору и включаем его в сеть. Дальше электроника сама считает показания аккумулятора и определит, каким током заряжать батарею и когда прекратить зарядку.

Главный недостаток этого способа – он самый медленный из всех рассмотренных.

Возможно, со временем EFB аккумуляторы наравне с AGM смогут полностью вытеснить классические свинцово-кислотные батареи, но инженерам придётся ещё немало потрудиться, чтобы такие АКБ стали по-настоящему доступными для массового автомобилиста.

Источник

Оцените статью