Напряжение разомкнутой цепи аккумулятора что это

Напряженные отношения: 9 вопросов про аккумуляторы

Зарядка для кошелька называется работой. Заряжается месяц, садится за неделю. (анекдот)

Популярные вопросы на тему «Какую батарею купить?» всё чаще уступают место другим — из серии «А чой-то с ней случилось?». Иными словами, прежде чем бежать за новым аккумулятором, хочется убедиться, что он не помрет через пару дней вслед за старым. Это вполне разумный подход, особенно в кризисные времена.

Мы высказываем свое мнение по поводу наиболее типичных ситуаций из жизни аккумуляторов.

Каким должно быть напряжение на клеммах аккумулятора и как его правильно замерить?

Следует измерять так называемое напряжение разомкнутой цепи (НРЦ). Его контролируют при холодном двигателе; снимать клемму при этом не нужно. НРЦ должно составлять не менее 12,5 В для аккумулятора любого типа. Если оно ниже, батарею нужно зарядить в теплом помещении. После заряда и выдержки (хранение отключенной от зарядного устройства батареи в течение 10–15 часов) НРЦ должно составлять 12,5- 12,7 В. В противном случае следует обратиться на сервис: пусть батарею попробуют оживить там. В любом случае это будет дешевле, чем сразу бросаться покупать новую.

Можно ли говорить о напряжении на клеммах как о критерии заряженности батареи? Как получается, что на сервисе потребителю часто отдают недозаряженную батарею, хотя фирменный тестер при этом показывает нормальное напряжение?

Читайте также:  Аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом агрегатное состояние

Можно: именно НРЦ — главный критерий заряженности. К сожалению, многие фирменные тестеры часто показывают лишь, что батарея «заряжена и в хорошем состоянии». Важный момент: если измерение проводится сразу после окончания заряда, то полученное значение — это не НРЦ, а напряжение при заряде. Например, в конце заряда безнагрузочный тестер дает оценку состояния батареи при 12,8 В, а после суток хранения батареи НРЦ составляет уже 12,3 В.

Чем зарядка на сервисе принципиально отличается от зарядки в домашних условиях?

Разница — в наличии мощного оборудования, которое в зависимости от состояния батареи обеспечит любой теоретически возможный режим заряда, например определенным током или при определенном напряжении. В идеале процесс должен быть комбинированным, сочетая в себе оба режима; именно поэтому предпочтительнее, чтобы неспециалист перепоручил такую работу сервису. Важно знать, что при разряде батареи на поверхности пластин оседает сульфат свинца с высоким электрическим сопротивлением — а в процессе заряда вся активная масса должна вернуться из сульфата в рабочее состояние. Недорогие импульсные зарядники с такой задачей, как правило, не справляются.

Если зарядному устройству нужна большая мощность, то не следует ли из этого вывод, что зарядники предыдущего поколения были эффективнее нынешних, малогабаритных?

Да, предыдущее поколение мощных трансформаторных выпрямителей эффективнее поднимало заряженность аккумулятора, но приходилось мириться с выкипанием воды и постоянно ее подливать. Современный автоматический режим (точнее, алгоритм заряда) бережно восстанавливает батарею, предотвращая потерю воды из электролита.

Зачем вообще нужны зарядные устройства, если машину удалось-таки пустить от внешнего источника? Достаточно ли просто проехать какое-то расстояние, чтобы батарея пришла в себя?

Да, достаточно, если разряд батареи произошел прошлой ночью, например из-за невыключенных фар. Нет, если разряд батареи накапливался постепенно в процессе эксплуатации. Такое бывает при коротких поездках или толкании в пробках с включенными энергопотребителями, когда батарее просто некогда нормально зарядиться.

Источник

Напряжение разомкнутой цепи аккумулятора что это?

Автомобильный аккумулятор – разновидность аккумуляторной электробатареи, которая используется в машинах, мотоциклах. Служит для обеспечения бортовой сети электричеством при выключенном движке, для пуска мотора. Данный элемент авто имеет несколько характеристик, среди которых 1 из важнейших считается НРЦ.Автомобилисту будет полезно знать, НРЦ аккумулятора что это.

Что такое напряжение разомкнутой цепи аккумулятора?

У НРЦ аккумулятора расшифровка – напряжение разомкнутой цепи. Иначе говоря, это напряжение источника электротока без нагрузки, разность электродных потенциалов. Данный параметр у до конца заряженной АКБ из свинца, в зависимости от содержания сернистой кислоты, равняется 12.5-13 В. Когда АКБ разряжается, электролит разбавляется, так, при полностью разряженном аккумуляторе НРЦ равняется 10-11 В.

Этот показатель измеряют, когда движок остыл после эксплуатации. Демонтировать клеммный компонент не требуется. НРЦ должно равняться минимум 12.5 В для АКБ всех видов. Если этот параметр меньше, аккумуляторную батарею необходимо подзарядить в утепленном помещении. После подзарядки и выдержки (хранение выключенной от устройства для подзарядки АКБ в течение 10-15 ч) напряжение разомкнутой цепи аккумулятора должно быть равно 12.5-12.7 В. Если показатель не соответствует приведенным значениям, обратитесь в автосервис, чтобы его сотрудники попытались восстановить аккумуляторный элемент. Это обойдется в меньшую сумму, чем если бы вы приобретали новую батарею.

Говоря о то, НРЦ у АКБ что это, нужно отметить, что данный параметр характеризует уровень заряда. К сожалению, большинство современных тестеров показывают лишь, что АКБ «заряжена и в отличном состоянии). Если замеры выполняются сразу после подзарядки, то результат измерений – это не НРЦ, а напряжение при заряде. К примеру, после подзарядки безнагрузочный прибор для измерений показывает 12.8 В, а спустя 24 ч – 12.3 В.

Где подзарядить аккумуляторную батарею, правила эксплуатации АКБ зимой

Заряжать АКБ рекомендуется в сервисном центре. В автосервисе есть высокомощное оснащение, которое позволит зарядить аккумулятор в нужном режиме. Когда аккумуляторный элемент разряжается, на поверхности пластинок отлагается свинцовый сульфат с повышенным электрическим сопротивлением. При подзарядке все активные компоненты должны перейти из сульфата в рабочее состояние. Дешевые импульсные зарядные устройства обычно неспособны обеспечить всего этого.

Стоит помнить о таких правилах использования аккумуляторного элемента в зимних условиях:

  1. Контролируйте количество заряда, плотность электролита. От последнего показателя зависит порог температуры, при достижении которого батарея будет подвергаться замерзанию. Из-за этого АКБ может сломаться, соответственно, эксплуатация авто будет затруднена.
  2. Устраивайте аккумуляторной батареи регулярные «прогоны» перед продолжительной поездкой. Если вы каждый день ездите лишь на работу и домой по несколько километров, а автомобиль простаивает все оставшееся время, аккумулятор находится под угрозой. В холодное время АКБ не так быстро принимает электроток. Если вы регулярно ездите на маленькие дистанции, аккумулятор постоянно не заряжается до конца. Из-за этого он рано или поздно сломается. По этой причине автомобилисту нужно пару раз в неделю прогревать батарею.
  3. Следите за тем, чтобы корпусная часть и клеммы батареи были чистыми. В противном случае могут возникнуть паразитные токи, ускоряющие разрядку аккумуляторного элемента. Разумеется, за ночь грязная аккумуляторная батарея не разрядится до конца, однако за пару суток стоянки на холоде – вполне.
  4. Проверяйте, исправно ли работает бортовая сеть машины. Электроток утечки в бортовой сети авто не должен быть больше 70 мА. При обнаружении несоответствия указанному значению проведите замеры. Понадобится только мультиметр. Посредством него вы сможете оценить параметр электротока утечки.

Зная, НРЦ у аккумулятора что это и какова расшифровка данной аббревиатуры, вы можете провести замеры этого показателя. При обнаружении отклонений в характеристиках агрегата требуется обращаться в автомобильный сервис.

Источник

Напряжение аккумуляторной батареи.

Напряжение аккумулятора— это разность потенциалов,погруженных в электролити действующих на положительном и отрицательном электродах. Напряжение аккумулятора не является постоянной величиной. Оно изменяется в зависимости от степени заряженностиаккумулятора.

Номинальное же напряжение аккумуляторанапротивявляетсявеличинойпостоянной .

Напряжение, создаваемое аккумулятором на зажимах, определяется уравнениями:

при разрядеU = E-IPr;

при зарядеU=E+Iзар r

где, Е– ЭДС аккумулятора;

Ip,Iзар– соответственно ток разрядки и зарядки аккумулятора;

r – внутреннее сопротивление аккумулятора.

Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) –это напряжение источника тока без нагрузки, разность потенциалов его электродов. НРЦ полностью заряженного свинцового аккумулятора (элемента) в зависимости от концентрации серной кислоты равно 2,05-2,15В. При разряде же происходитразбавление электролита, и при полном разрядеНРЦ элемента аккумуляторной батареисоставляет 1,95-2,03В. Напряжение разомкнутой цепи аккумуляторной батареи можно померить мультиметром или нагрузочной вилкой без нагрузки.

Вольт (В)— мера напряжения.

Напряжение аккумулятора начальное— напряжение аккумулятора в начале разряда, а при прерывистом разряде — в начале первого периода разряда.

Номинальные значения —это установленные стандартами DIN 40729 и DIN 72311значения напряжения, емкости, плотности, температуры и т.п.

Напряжение аккумулятора номинальное— условная величина напряжения, указанная изготовителем, характеризующая данный аккумулятор.Номинальное напряжение аккумулятора являетсявеличинойпостоянной .Для свинцовых тяговыхАКБ это 2В на элемент, у щелочныхтяговых батарей 1,2В на элемент.

Номинальное напряжение автомобильной батареиравно произведению номинальногонапряжения аккумулятора (элемента) на число последовательно включенных аккумуляторов в батарее.

В соответствии со стандартом номинальное напряжение свинцового элемента равно 2В, в ней обычно 6 элементов. Поэтому номинальное напряжение стартерной аккумуляторной батареи должно составлять 12В.

Напряжение на клеммах —это напряжение на полюсных выводах аккумуляторной батареи.

Напряжение начала газовыделения— это напряжение аккумулятора, при котором во время заряда начинается интенсивное выделение газов.Обычно газы начинают обильно выделяться при напряжении на клеммах более 14,4 В (или 2,4 В на выводах элемента аккумулятора). При этом выделяется избыточный водород, входящий в состав гремучего газа.

Рабочее напряжение —напряжение источника тока под нагрузкой.

Напряжение заряда —это напряжение, под которым производится заряд батареи.

Напряжение перезаряда —напряжение, при превышении которого резко увеличивается газообразование.

Конечное разрядное напряжение —это установленное нормативами значение напряжения, до которого допускается его снижение при разряде батареи током определенной величины. При достиженииконечного напряжения процесс разряда считается законченным. Напряжение полностью разряженного свинцово-кислотного аккумулятора составляет 1,7— 1,8 В (из расчета на 1 элемент). Ниже разряжать свинцовые аккумуляторные батареи нельзя.

Указанные предельные значения напряжений, до которых можно разряжать аккумуляторы, установлены опытным путем. Они выбраны с таким расчетом, чтобы не вся активная масса превращалась при разряде в сернокислый свинец, так как это вызвало бы чрезмерную сульфатацию пластин .

Кроме того, глубокие разряды сопровождаются существенным изменением объема активной массы, имогут привести к частичному отделению и выпадению активной массы, а также вызвать коробление пластин. После предельно допустимого значения (1,8 или 1,75В) напряжение резко идет на убыль и может быстро достигнуть таких малых величин, которые непригодны для практического использования батареи. Величина получаемой при этом добавочной емкости невелика

Источник

Что такое напряжение разомкнутой цепи аккумулятора?

Напряжение разомкнутой цепи считается основным критерием, отражающим параметры функционирования аккумуляторов. По его значению возможна расшифровка остаточного количества энергии, плотности электролита и температуры его замерзания. На основе этого устанавливают необходимость обслуживания АКБ. Методика измерения весьма проста и не требует дорогостоящего оборудования. Далее рассмотрено НРЦ аккумулятора: что это.

Напряжение разомкнутой цепи аккумулятора

НРЦ – основной критерий заряженности АКБ. К тому же по нему судят о плотности электролита на основе соотношения данных показателей. По последнему можно определить температуру замерзания.

  • При напряжении разомкнутой цепи аккумулятора от 12,7 В заряд полный, плотность электролита составляет около 1,28 г/см3, его температура замерзания в таком состоянии равна -65°C.
  • При НРЦ 12,5-12,6 запас энергии АКБ составляет 75%, плотность электролита – 1,25 г/см3, при которой он сохраняет жидкое фазовое состояние до -50°C.
  • НРЦ 12,3-12,45 свидетельствует о том, что в батарее осталось половина энергии. Плотность электролита в таком состоянии равна 1,2 г/см3, и его застывание произойдет при температуре ниже -30°C.
    При полной утрате энергии плотность электролита равна 1,1 г/см3. При коротком замыкании она падает на 0,1-0,15 г/см3.

Особо значимо НРЦ в условиях низких температур.

Важно использовать методику для определения НРЦ аккумулятора, расшифровка которого позволяет судить о его состоянии. Замеры осуществляют при холодном двигателе (спустя 4 часа после глушения), отключив одну клемму. Для этого потребуется мультиметр. Прибор устанавливают в режим замеров постоянного напряжения с пределом 20 В. Его щупы соприкасаются с выводами аккумулятора. Допустим разброс значений на 0,01 г/см3.

Пороговым показателем НРЦ для аккумулятора любого типа считают 12,5 В. Значения меньше такого, соответствующего 75% емкости, свидетельствуют о необходимости зарядки батареи. Это объясняется затрудненным запуском двигателя при меньшем остатке энергии.

Энергию восполняют в теплом помещении и оставляют АКБ на выдержку длительностью 10-15 ч. Далее вновь измеряют НРЦ. Оно должно составлять 12,5-12,7 В. Иначе следует отдать аккумулятор на восстановление в сервис (либо заменить).

Для получения корректных значений при измерениях после восполнения энергии требуется следовать методике. Основное условие – осуществление замеров после выдержки в 10-15 ч с момента окончания зарядки. Если делать это сразу после отключения батареи от зарядника, то получится напряжение при заряде. Различие между значениями в конце процесса зарядки и после суток выдержки может составлять 0,5 В. К тому же многие тестеры показывают общее состояние АКБ без отображения числовых данных.

Рекомендуется контролировать АКБ под нагрузкой с применением нагрузочной вилки либо подручного оборудования. В качестве последнего весьма распространены лампы на 40 Вт. Показателем неоптимального состояния аккумулятора считают падение напряжения на 0,6 В и больше при ее подключении.

Существует методика измерения напряжения батареи при функционирующем двигателе. Предварительно нужно сопоставить заряд и НРЦ АКБ, что эти показатели соответствуют, или довести при необходимости до нужного значения. Последнее касается и уровня электролита. Двигатель фиксируют на оборотах в районе 1,5-2 тыс. и включают дальний свет. Измеряют напряжение вольтметром на клеммах.

Оптимальными считают значения в интервале 13,9-14,3 В. Это свидетельствует о стабильном функционировании электроники для обеспечения заряда АКБ. При больших или меньших значениях начинают проверку отдельных узлов.

В качестве профилактических мер по продлению эксплуатационного срока АКБ и сохранению его параметров, включая НРЦ, на допустимом уровне дают следующие рекомендации.

  • Регулярная эксплуатация батареи под нагрузкой.
  • Контроль состояния элементов бортовой сети.
  • Поддержание чистоты корпуса и клемм.

Первая рекомендация особо важна для автомобилей, на которых регулярно совершают короткие поездки. Проверка проводки позволит избежать утечек. Загрязнение клемм приводит к возникновению паразитных токов и ухудшает контакт.

Видео о том, что такое напряжение разомкнутой цепи аккумулятора

Источник

Оцените статью