Напряжение хранения автомобильного аккумулятора

Содержание
  1. Условия и правила хранения автомобильного аккумулятора
  2. Принцип работы и основные виды автомобильных аккумуляторов
  3. Общие правила хранения
  4. Подготовка к хранению
  5. Хранение АКБ зимой
  6. Хранение нового аккумулятора
  7. Хранение АКБ без подзарядки
  8. Хранение гелевого аккумулятора
  9. Правила хранения аккумулятора. Как продлить срок службы АКБ
  10. Законодательные акты
  11. АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И МОТОЦИКЛОВ
  12. Основные технические сведения
  13. Срок хранения и срок годности аккумуляторов
  14. Как приготовить электролит для зарядки аккумуляторных батарей
  15. Измерение плотности и заливка электролита в аккумуляторы
  16. Как зарядить аккумулятор
  17. Эксплуатация аккумуляторной батареи
  18. Техническое обслуживание
  19. Как правильно хранить аккумуляторные батареи
  20. Литература
  21. Срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации по ГОСТу
  22. Качество и сроки эксплуатации
  23. Гарантийный срок службы
  24. Когда требуется списание и замена?
  25. Реальная продолжительность эксплуатации
  26. Что случится, если использовать АКБ несоответствующей ёмкости?
  27. Срок службы гелевых аналогов
  28. Использование аккумуляторов в автомобиле
  29. Общие правила хранения
  30. Принцип работы и основные виды автомобильных аккумуляторов
  31. Особенности хранения сухозаряженного аккумулятора
  32. Можно ли хранить аккумулятор на морозе
  33. Как хранить «залитую» АКБ?
  34. Щелочные электролиты
  35. Срок годности электролита
  36. Проявление неисправностей
  37. Крепление аккумулятора
  38. Как узнать дату выпуска и где посмотреть цифры изготовления?
  39. Как рассчитать?
  40. Инструкция по приготовлению
  41. Кислотный состав
  42. На щелочной основе
  43. Поднятие плотности в АКБ

Условия и правила хранения автомобильного аккумулятора

Иногда у водителей возникает необходимость поставить автомобиль на длительную стоянку, например, на зимний период или при отъезде. В таком случае стоит побеспокоиться о правильном хранении некоторых элементов и в особенности автомобильного аккумулятора. Часто автолюбители пренебрегают правилами правильного хранения АКБ из-за чего батарея приходит в негодность или теряет свою емкость.

Принцип работы и основные виды автомобильных аккумуляторов

Прежде чем перейти к условиям и правилам хранения разберемся с принципом работы свинцового аккумулятора, а также перечислим основные виды АКБ. Устройство состоит из шести отсеков (банок), в которых находится определенное количество свинцовых пластин. Они исполняют роль электродов. В емкости залит электролит – жидкость, которая состоит из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты. Такие пропорции очень важны для правильной работы АКБ.

Читайте также:  Bosch 70745 аккумулятор разборка

Электрический ток вырабатывается в результате химической реакции между свинцом и серной кислотой в жидкости. В результате получается сульфат свинца (соль). В процессе работы, когда АКБ питает потребителей и разряжается, сульфат свинца оседает на пластинах. Этот процесс называется сульфатацией. При зарядке АКБ процесс происходит в обратную сторону. Концентрация серной кислоты при этом повышается.

Принцип работы АКБ

Вот почему нельзя допускать полной разрядки батареи до нуля. Соль «прикипает» к пластинам и обратный процесс уже не запустить. АКБ приходит в негодность или значительно теряет в емкости. Емкость и плотность электролита – важные понятия, которые измеряются специальными приборами.

Кратко рассмотрим основные виды аккумуляторов:

  1. Сурьмянистые. В данном типе кислотных батарей в свинцовых пластинах содержится более 5% сурьмы для повышения их прочности. Из-за слишком интенсивного процесса сульфатации приходится часто доливать дистиллированную воду. На данный момент такие батареи уже устарели и практически не используются.
  1. Малосурьмянистые. В пластинах содержится менее 5% сурьмы. Это увеличивает длительность хранения, заряд держится дольше. Но потеря воды все же присутствует.
  1. Кальциевые (Ca/Ca). В свинцовые пластины добавлен кальций. Это позволило значительно снизить испарение воды. Емкость и КПД почти на 70% больше в сравнении с сурьмянистыми. Но такие АКБ чувствительны к разрядке. Несколько разрядов может вывести батарею из строя.
  1. Гибридные (Ca+, Ca/Sb). Положительные свинцовые пластины содержат сурьму, а отрицательные – кальций. Данный тип батарей имеет средние характеристики, но более устойчив к глубокой разрядке.
  2. Гелевые (Gel, AGM). Электролит в этом виде батарей находится в виде геля, что повышает надежность и безопасность. Гелевые устройства очень устойчивы к саморазряду, могут выдержать до 200 циклов разряд/заряд. Дают постоянный высокий пусковой ток. Минусом является необходимость специального зарядного устройства с низкими токами.
Читайте также:  Замена аккумулятора мерседес w212

Общие правила хранения

Аккумуляторная кислотная батарея представляет собой свинцово-кислотные элементы, которые соединены между собой. Каждый элемент (банка) дает напряжение 2В, а всего их шесть. В полностью заряженном состоянии АКБ должна показывать напряжение 12,4В – 12,7В, а плотность электролита должна быть около 1,26 г/см3. Электрохимические реакции внутри протекают постоянно, поэтому нужно правильно эксплуатировать и хранить АКБ.

Измерение уровня заряда

АКБ должен храниться в хорошо проветриваемом и сухом помещении без доступа солнечных лучей. Температура хранения 10-15°C. В слишком холодном или в слишком горячем месте АКБ разряжается быстрее. При температуре 20°C и выше процесс разрядки идет в 7 раз быстрее. Также батарея должна стоять на ровной поверхности в горизонтальном положении.

Таким образом, идеальным местом хранения может стать темное помещение с постоянной температурой не выше 15°C и вдалеке от нагревательных приборов.

Подготовка к хранению

Правильная подготовка аккумулятора к хранению и условия самого хранения позволят замедлить процесс сульфатации и максимально долго сохранить заряд и батарею в рабочем состоянии. Для этого необходимо выполнить три простых действия:

  1. Правильно отсоединить клеммы: сначала снимаем “минус”, а затем “плюс”.
  2. Тщательно осмотреть и очистить корпус аккумулятора от пыли, грязи и масла. Протереть клеммы. Чтобы уменьшить процесс окисления, можно смазать их техническим вазелином.
  3. Проверить уровень заряда, плотность и уровень электролита. Напряжение в батарее перед хранением должно быть в пределах 12,4В – 12,7В. Плотность электролита – 1,26 г/см3 – 1,28 г/см3.

Плотность электролита – это важный показатель, который измеряется ареометром. Значение плотности будет зависеть от температуры. В летнее время плотность может быть ниже – на уровне 1,25 г/см3 – 1,26 г/см3. Зимой необходимо поддерживать плотность на уровне 1,27 г/см3 – 1,28 г/см3. Чем ниже плотность, тем легче и быстрее жидкость в аккумуляторе замерзнет. Например, если плотность опустится до значения 1,09 г/см3, то АКБ замерзнет даже при -7°С. Это может случиться даже при эксплуатации на автомобиле.

Измерение плотности ареометром

При обратной установке аккумулятора на автомобиль необходимо также очистить корпус от пыли и жидкости, зачистить клеммы, осушить контакты. Клеммы подсоединяются в последовательности «плюс-минус».

Хранение АКБ зимой

Главными условиями правильного хранения АКБ в зимний период является полная зарядка и температура хранения. Следует обязательно зарядить аккумулятор, проверить плотность электролита, уровень заряда и поставить в вентилируемое помещение с температурой 10°С -15°С.

Чтобы аккумулятор оставался всегда в рабочем состоянии, лучше всего один раз в месяц разряжать и заряжать его. Например, к контактам подключить лампочку, а затем зарядить. Так будет поддерживаться химический процесс внутри.

Хранение нового аккумулятора

Стоит сразу сказать, что покупать аккумулятор про запас и не использовать его – не самая удачная идея. Все равно придется уделять время для его обслуживания.

Большую роль играет срок изготовления, условия и срок хранения АКБ до покупки. Если это совсем новая батарея, хранившаяся на складе несколько месяцев, то остается только подзарядить его и регулярно проверять заряд.

Хранение АКБ

Сухозаряженный аккумулятор нужно активировать самостоятельно после покупки. Залить электролит и зарядить. «Сухие» аккумуляторы хранятся очень долго, главное, держать устройство строго в горизонтальном положении, чтобы осевшие частицы не попали на пластины.

Если продаваемая батарея была изготовлена 2-3 года назад и хранилась в ненадлежащих условиях, то покупать такое устройство вообще не стоит. С большой вероятностью емкость батареи будет значительно снижена. Если вы неуверенны в сроке изготовления, то можете сами проверить батарею. Установите устройство на автомобиль, поездите на нем, а потом включите все возможные потребители (музыкальную систему, фары, обогрев стекла и сидений). Если батарея не разрядится за это время, то устройство соответствует норме. В целом условия хранения новой АКБ и старой не отличаются.

Хранение АКБ без подзарядки

Если нет возможности периодически заряжать аккумулятор во время хранения, то можно его законсервировать. Для этого нужно выполнить следующие операции:

  • полностью зарядить батарею и аккуратно слить электролит (соблюдая меры предосторожности);
  • залить в отсеки дистиллированную воду два раза, подождать около 20 минут, затем слить;
  • приготовить 5% раствор борной кислоты и залить в отсеки;
  • установить АКБ в темное и сухое место при температуре 10°С -15°С.

Законсервированный или сухозаряженный аккумулятор может храниться без подзарядки несколько лет. Чтобы вернуть устройство в рабочее состояние, нужно слить борную кислоту и залить электролит, зарядить устройство и проверить плотность.

Хранение гелевого аккумулятора

Хранение АКБ гелевого типа ничем не отличается от хранения жидкостной батареи. Перед постановкой на хранение нужно полностью зарядить устройство и оставить в темном и сухом месте при умеренной температуре 5°С -15°С. Гелевые устройства хорошо сохраняют заряд и более устойчивы к саморазряду.

Если соблюдать все условия, то устройство может храниться долго без потери заряда и емкости. Важно соблюдать температурный режим, степень освещенности, а также периодически следить за состоянием батареи.

Источник

Правила хранения аккумулятора. Как продлить срок службы АКБ

Законодательные акты

Стоит заметить, что продолжительность эксплуатации автомобильного аккумулятора регламентируется действующим законодательством. В законе «О защите прав потребителей» есть статьи под номерами 18 и 19, на которые стоит опираться всем рядовым потребителям.

Согласно их содержанию покупатель имеет полное право предъявить продавцу обоснованные претензии касательно недостатков проданного ему товара. Они имеют юридическую силу, когда были обнаружены в течение гарантийного периода. Под сроком годности следует понимать продолжительность между днем изготовления аккумулятора (впрочем, это относится к абсолютно любому товару) и датой до введения его в эксплуатацию.

СХЕМЫ—-> СХЕМЫ АВТОЭЛЕКТРОНИКИ статьи № 1-50

АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАКТОРОВ И МОТОЦИКЛОВ

В.Лихачев
Ранее были подробно описаны 12-вольтовые стартерные аккумуляторные батареи для современных легковых автомобилей. Появились отзывы читателей, в которых высказывалось пожелание получить информацию о батареях для тракторов и мотоциклов. Данная статья дополняет ранние публикации.

Основные технические сведения

Для автотракторной техники применяют свинцовые стартерные батареи на 6 и 12 В. Они обеспечивают работу стартера, приборов освещения и сигнализации, электродвигателей печки и стеклоочистителя до момента запуска двигателя и при работе его на холостых оборотах.
Аккумуляторные батареи имеют следующие обозначения на баках и перемычках: товарный знак завода изготовителя; тип и исполнение батареи; дату выпуска (месяц, год).

Тип батарей определяется: количеством последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (3 или 6), характеризующим ее номинальное напряжение (6 или 12 В); назначением — стартерная (СТ); номинальной емкостью при 20-часовом режиме зарядки в ампер-часах (А-ч).

В обозначении типа батареи применяются буквы, характеризующие материал моноблока: Э — эбонит; Т — термопласт; П — пластмасса (полиэтилен, полипропилен).

Буквы, характеризующие материал сепараторов: М — мипласт; Р — мипор, С — стекловолокно. Буквы, характеризующие исполнение батареи: А — с общей крышкой, Н — несухозаряженная.

Электрические характеристики стартерных батарей и свинцовых аккумуляторных батарей мотоциклетного типа приведены соответственно в табл. 1 и 2.

Разрядка батарей при 10- и 20-часовых режимах ведется до конечного напряжения на выводах соответственно: у 6-вольтовых батарей 5,1 и 5,25 В; у 12-вольтовых батарей 10,2 и 10,5 В.

Минимальная продолжительность разрядки стартером равна 3 мин у батарей с одинарными сепараторами и 2,7 мин у батарей с двойными сепараторами при начальной температуре электролита 18±1°С и конечном напряжении разрядки, равном половине номинального напряжения батареи.

Саморазрядка заряженных батарей при их бездействии в течение 30 суток не превышает в среднем в сутки 0,7% их первоначальной емкости (при средней температуре хранения 20°С).

Срок службы мотоциклетных батарей равен 85 разрядно-зарядным циклам при отдаче 100% емкости для батарей 3МТ-6 и 3МТ-10 и 100 циклам для батарей 3МТ-12. Среднесуточная саморазрядка батарей при температуре хранения 20°С в течение 30 суток не превышает 0,25%.

Срок хранения и срок годности аккумуляторов

Срок хранения не залитых электролитом батарей устанавливается заводом-изготовителем — три года, а батарей 6СТ-190 — пять лет с момента изготовления. Сухозаряженность батарей гарантируется в течение одного года с момента изготовления. При соблюдении заводской инструкции по эксплуатации и исправности электрооборудования транспортного средства завод-изготовитель гарантирует нормальную работу аккумуляторных батарей со дня приведения их в рабочее состояние, но не позднее установленных гарантийных сроков: с одинарными сепараторами — 18 месяцев; с двойными сепараторами — 24 месяца; для батарей 6СТ-190 — 18 месяцев.
При соблюдении определенных требований при покупке, зарядке и эксплуатации аккумуляторная батарея служит от трех до четырех лет.

Не покупайте аккумулятор, залитый электролитом. Он может оказаться не новым, а отработавшим до полугода (и даже больше!), причем, возможно, в самых жестких условиях. Качество электролита можно проверить на содержание примесей только в специализированных лабораториях. Обычно такие аккумуляторы редко дорабатывают до двух лет.

При покупке сухозаряженного аккумулятора посмотрите на клемме дату его выпуска. Чем меньше хранился сухозаряженный аккумулятор, тем дольше он проработает. Не следует покупать аккумулятор, если с момента выпуска прошло более года.

Как приготовить электролит для зарядки аккумуляторных батарей

Электролит для аккумуляторных батарей приготовляют из серной кислоты и дистиллированной воды. Для электролита необходима техническая серная кислота.
К дистиллированной воде предъявляются особые требования. Ни в коем случае не применяйте дождевую или талую воду. Такие воды содержат большое количество примесей, снижающих емкость и уменьшающих срок службы аккумулятора. Не применяйте также паровой конденсат. Он содержит большое количество ионов железа, вредно влияющих на работу аккумулятора.

Дистиллированную воду получают в специальных перегонных аппаратах — дистилляторах Д-1, ЭДП-1,5, АД-10 и других. Для получения малого количества воды можно воспользоваться лабораторным дистиллятором. В небольших количествах дистиллированная вода продается в аптеках. Хранить воду нужно в стеклянной или полимерной таре. Не применяйте эмалированную посуду. Даже не имеющая видимых повреждений внутренней поверхности, эта посуда может иметь микротрещины эмали. После разведения в ней электролита он будет иметь большое содержание ионов железа.

Применение стеклянной посуды требует соблюдения определенной осторожности. Стекло имеет низкую теплопроводность и большой коэффициент линейного расширения. Когда вы вливаете кислоту в дистиллированную воду, кислота, за счет большого удельного веса, сразу опускается на дно и растекается там тонким слоем. Начинается процесс растворения, сопровож даемый выделением большого количества теплоты. Может случиться так, что прежде чем вы успеете перемешать раствор палочкой, стеклянная посуда треснет и развалится на части. Раствор электролита может попасть на одежду и ноги. Полимерная посуда также не термостойкая, но она не бьется.

Приготовляя электролит, придерживайтесь правила — не спешить!

Влив небольшую порцию кислоты и перемешав, подождите несколько минут. Влив очередную порцию и перемешав, снова подождите несколько минут. И так до тех пор, пока электролит не начнет слегка парить. Сделайте более длительный перерыв для охлаждения электролита. После снижения температуры до 20…25°С можно продолжить процесс приготовления электролита.

Запомните, следует вливать кислоту в воду, но не наоборот

. На предприятиях при приготовлении электролита для заливки батарей, согласно инструкции по охране труда и технике безопасности, необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки, резиновые сапоги, прорезиненный фартук и костюм из грубошерстяного материала.

В бытовых условиях, соблюдая аккуратность, можно обойтись очками, резиновыми перчатками, любой старой обувью с закрытым верхом (босоножки не пригодны).

Одежда годится любая, но лучше старая. Надо помнить, что как бы вы аккуратно ни выполняли работу, микробрызги все равно попадут на вашу одежду и обувь. На обуви микрораковины обнаруживаются не сразу, а одежда может прийти в негодность после первой же стирки.

При приготовлении электролита и заливке батарей рядом с вами всегда должно находиться пластмассовое ведро с чистой водой и немного пищевой соды. Если электролит попадает на кожу, то через некоторое время начинает ощущаться жжение. Промойте место жжения водой. Если жжение не прекратится, потрите пораженное место содой и снова промойте водой. При попадании кислоты на кожу немедленно промойте это место большим количеством воды и засыпьте содой. Помните: ожоги серной кислотой очень болезненны, не заживают месяцами, оставляют после себя крупные рубцы.

Приготавливать электролит лучше в пластмассовом ведре или тазу объемом примерно в полтора раза больше необходимого количества. Электролит надо готовить сразу на весь аккумулятор — тогда во всех банках будет одинаковая плотность. Для заливки электролита и отбора его из банок аккумулятора используется резиновая груша. Для того, чтобы груша послужила дольше, после окончания работы тщательно промойте ее водой.

Палочка для перемешивания электролита — пластмассовая или стеклянная, но можно использовать и деревянную. Нужна также пластмассовая воронка.

Работы надо проводить на открытом воздухе на земле. Избегайте работать на столе или какой-либо подставке. На предприятиях эти работы выполняются на столе, обитом свинцом, в помещении с приточно-вытяжной вентиляцией. В бытовых условиях электролит следует заливать молочником с узким носиком из чайного сервиза, но можно также использовать фарфоровую кружку или чайную чашку.

Измерение плотности и заливка электролита в аккумуляторы

Для того чтобы приготовить электролит, в пластмассовую емкость наливают две третьих от общего количества дистиллированной воды и осторожно вливают в воду две третьих порции кислоты, а затем маленькими порциями, помешивая, — оставшиеся части воды и кислоты.
Когда раствор остынет примерно до 20°С, замеряют плотность. Затем, добавляя воду или кислоту, доводят плотность примерно до 1,27 и оставляют для остывания, растворения и стабили зации раствора на 6-8 часов. Не спешите заливать невыдержанный электролит в аккумуляторы — это сокращает срок службы батареи.

После остывания и выдержки времени необходимо проверить плотность электролита. Доливая дистиллированную воду, доведите его плотность до значения, указанного в табл. 3.

Плотность электролита измеряют ареометром. Этот прибор хрупкий и дефицитный. В настоящее время большое распространение получили измерители плотности, или, как их еще называют, плотномеры.

Измерители плотности выпускаются двух модификаций — с поплавками цилиндрической формы, расположенными в один ряд, и с пластинчатыми поплавками, расположенными пакетом. Для работы более удобен измеритель плотности с цилиндрическими поплавками.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25°С в холодной и умеренной зонах и не выше 30°С в жарких и теплых влажных зонах. Не рекомендуется заливать батареи электролитом с температурой ниже 15°С. Следует помнить, что при повышении температуры на 1°С плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см3, а при понижении температуры на 1°С, наоборот, увеличивается на 0,0007 г/см3.

Заливку отдельных аккумуляторов электролитом следует производить до тех пор, пока зеркало электролита не коснется нижнего торца тубуса горловины. При отсутствии тубуса электролит заливают на 10.15 мм выше уровня предохранительной решетки.

В случае заливки батарей, имеющих в крышках вентиляционные штуцера для автоматической регулировки уров¬ня электролита, предварительно освободите отверстия в штуцерах от герме¬тизирующих стержней или колпачков. Отверните аккумуляторные пробки, на¬деньте их плотно на вентиляционные штуцера и небольшой струей залейте электролит в аккумуляторы до верхнего среза заливочной горловины. После этого снимите пробки со штуцеров и уровень электролита в аккумуляторах автоматически снизится до нужного.

Согласно стандартной инструкции по эксплуатации, не ранее чем через 20 минут, но не позже чем через 2 часа после заливки электролитом, произведите замер плотности электролита. Если она понизится не более чем на 0,03 г/см3 по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарея может быть пущена в эксплуатацию.

Если же плотность электролита понизится более чем на 0,03 г/см3, то такие батареи следует зарядить. Необходимо помнить, что зарядка сухо-заряженных батарей составляет 75% от номинала. После того как вы зальете электролит, дайте аккумулятору постоять 5-8 часов для равномерной и глубокой пропитки пластин, а затем поставьте его на зарядку.

При необходимости срочно ввести батарею в эксплуатацию заливку электролитом надо произ¬водить при температуре батареи и заливаемого электролита не ниже 15°С. Экстренный ввод батареи в эксплу¬атацию допустим только в случае самой крайней необходимости. Ваш аккумулятор отработает лишь гарантийный срок, а затем может выйти из строя.

Как зарядить аккумулятор

Подробно зарядка аккумуляторных батарей описана в [2]. Здесь приводятся краткие сведения.
Присоедините положительный вывод батареи к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному.

Перед включением батареи на зарядку убедитесь, что температура электролита в ней не выше 30°С в холодной и умеренной зонах и не выше 35°С в жаркой и теплой влажной зонах. Включите зарядное устройство и установите зарядный ток в одну десятую от величины емкости заряжаемого аккумулятора.

Проводить зарядку батареи следует при постоянном токе до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех банках аккумуляторной батареи, а напряжение и плотность электролита будут оставаться постоянными в течение 2 ч. Не заряжайте аккумулятор большими токами. Понижая ток, вы увеличиваете время зарядки, но одновременно увеличиваете срок службы аккумулятора.

В большинстве случаев исправную аккумуляторную батарею следует заряжать 6…8 ч. В конце зарядки, если плотность электролита будет отличаться от нормы, необходимо произвести корректировку плотности доливкой дистиллированной воды, когда плотность выше нормы, или доливкой раствора кислоты плотностью 1,40 г/см3, когда она ниже нормы.

Промежуток между доливками воды или электролита должен быть не менее 30…40 мин.

После корректировки плотности продолжите зарядку в течение 30 мин для полного перемешивания электролита, затем отключите батарею от зарядного устройства и через 30 мин произведите замер уровня во всех банках аккумулятора. Если уровень электролита окажется ниже нормы, добавьте в аккумулятор электролит той же плотности, какой заливали в новый аккумулятор. При уровне электролита выше нормы отберите избыток электролита резиновой грушей.

Заверните пробки. Обмойте аккумулятор водой. Теперь он готов к работе.

Эксплуатация аккумуляторной батареи

При эксплуатации автомобилей, тракторов, мотоциклов и других машин необходимо контролировать зарядный режим бортовой аккумуляторной батареи, чтобы не допустить ее перезарядки или недозарядки, которые сокращают срок службы аккумуляторов. Так как зарядка батареи на транспортном средстве реализуется при постоянном напряжении, то надо следить за исправностью реле-регулятора и производить его проверку при очередном сезонном техническом обслуживании. Длительная перезарядка вызывает выкипание электролита. Могут появиться трещины и осыпание пластин, и аккумулятор выходит из строя.
Длительная недозарядка вызывает сульфатацию пластин, которая практически неустранима. Это влечет за собой снижение емкости батареи. Недозарядка обнаруживается по снижению плотности электролита.

При эксплуатации величина зарядного напряжения должна соответствовать значению, указанному в техническом описании и инструкции по эксплуатации транспортного средства.

В бесконтактных регуляторах РР-350, РР-350А, РР-132, РР-356, 11.37.02, 13.37.02, Я112В посезонная регулировка не предусмотрена. При нарушении нормальной работы они подлежат замене.

Перенастройка реле-регуляторов, имеющих переключатель посезонной регулировки «зима-лето» (РР-315, РР-313Б, РР-315Д, РР-326Б, РР-385Б, Я120, Я112Б и др.) осуществляется путем его перестановки в соответствующее положение. Перенастройка реле-регулятора производится в том случае, если напряжение выходит за пределы, указанные в инструкции по эксплуатации для данного сезонного периода.

Максимальное значение напряжения не должно быть более чем 7,2, 15,5 и 31,0 В для 6-, 12- и 24-вольтовых систем электрооборудования, соответственно.

Подрегулировка реле-регулятора вибрационного типа производится регулировочным крючком путем изменения натяжения пружины.

При регулировке реле обратного тока в реле-регуляторах к генераторам постоянного тока следует руководствоваться указаниями инструкции по эксплуатации транспортного средства.

Техническое обслуживание

Для поддержания аккумуляторной батареи в исправном состоянии при проведении очередного техосмотра автомобиля необходимо:
а) проверить надежность крепления батареи в гнезде и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи. Наконечники проводов и выводы следует смазать ЦИАТИМом;

б) очистить батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на батарею, вытереть чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или соды;

в) проверить и при необходимости прочистить вентиляционные отверстия в аккумуляторных пробках;

г) проверить уровень электролита во всех банках аккумуляторной батареи и при необходимости долить дистиллированную воду. В холодное время года, во избежание замерзания, воду следует заливать непосредственно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания с электролитом.

Не реже одного раза в квартал, а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя, проверьте степень заряженности батареи по плотности электролита, одновременно замеряя его температуру, чтобы учесть температурную поправку.

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и 50% летом, надо снять с эксплуатации и поставить на зарядку.

Доливать электролит в аккумулятор запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до выплескивания.

Пуск двигателя стартером производите короткими включениями. При затяжных циклах работы стартера и малых паузах происходит интенсивный нагрев и коробление пластин. Следствием этого являются осыпание активной массы, потеря емкости и преждевременный выход аккумуляторной батареи из строя.

Эффективность химических реакций, происходящих в аккумуляторе, зависит от температуры. При температуре, близкой к замерзанию электролита, аккумулятор прекращает работу, однако с повышением температуры до нормальной емкость полностью восстанавливается. Нельзя допускать замерзания электролита, так как это приводит к механической деформации пластин, а впоследствии — к осыпанию активной массы и выходу из строя аккумуляторной батареи.

Выдержать идентичность условий эксплуатации всех аккумуляторов в одной и той же батарее практически невозможно. При большом количестве циклов зарядка/разрядка, или при глубокой разрядке, некоторые банки начинают отставать в зарядке. Вначале не явно, но затем все быстрее и заметнее. Обычно это обнаруживается, лишь когда стартер начинает работать нестабильно.

Такую батарею можно восстановить выравнивающей перезарядкой. Снимите аккумулятор с автомобиля и поставьте его на зарядку под ток, вполовину меньше зарядного тока для данного аккумулятора. Зарядка может длиться от 24 до 60 ч. Можно заряжать с перерывами. При выкипании электролита в отдельных банках надо доливать дистиллированную воду. В процессе выравнивающей перезарядки следите за температурой в аккумуляторных банках. Не допускайте нагрева электролита свыше 40…45°С. При достижении такой температуры отключите аккумулятор для охлаждения, а затем продолжите зарядку. Окончание зарядки наступит, когда все банки будут иметь одинаковую плотность электролита.

Все аккумуляторы, находящиеся в эксплуатации, периодически следует подвергать тренировочному зарядно-разрядному циклу перезарядки (один раз в 3.6 месяцев).

Сначала производится зарядка номинальным током в течение 2 ч, а затем разрядка до напряжения 1,8 В на каждый элемент. Разрядный ток должен быть не более тока 10-часового режима зарядки.

Разрядку батареи проводят при температуре электролита 18…27°С. Постоянство тока должно соблюдаться в течение всего цикла разрядки.

Через 2 ч надо произвести замер общего напряжения всех аккумуляторов и температуры электролита в среднем аккумуляторе батареи.

При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замер напряжения производят через каждые 15 мин, а при снижении напряжения до 1,75 В его контролируют непрерывно.

Как только напряжение упадет до 1,7 В, аккумуляторную батарею от¬ключают от разрядной нагрузки.

Продолжительность разрядки исправной, нормально заряженной батареи, должна соответствовать таблице.

Тренировочный разрядно-зарядный цикл заканчивается полной зарядкой батареи током 0,05 от номинальной емкости батареи СН в течение 20 ч.

Как правильно хранить аккумуляторные батареи

Новые, в заводской установке, не залитые электролитом, аккумуляторные батареи рекомендуется хранить в неотапливаемых помещениях при температуре не ниже -30°С. Эта заводская рекомендация применима для предприятий, и в таких условиях батарея может храниться до 3-х лет. Частному владельцу можно дать совет— не покупайте впрок сухозаряженные аккумуляторы.
Батареи с электролитом следует устанавливать на хранение в состоянии полной заряженности и по возможности в прохладном помещении (при температуре не выше 0°С). Минимальная температура в помещении должна быть не ниже -30°С. Допустимый срок хранения батарей с электролитом, без проведения подзарядки, составляет не более 1,5 лет, если они хранятся при температуре не выше 0°С, и не более 9 месяцев, если они хранятся при положительной температуре (но не выше 20°С). Батареи, приведенные в действие, но не бывшие в эксплуатации или снятые с автомобиля после непродолжительной работы, устанавливаются на хранение после их зарядки с доведением плотности электролита до нормы (соответствующей данному климатическому району).

Батареи, поставленные на хранение в качестве резерва, которые могут потребоваться в любой момент для работы, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому, если батареи хранятся при положительной температуре, их следует один раз в месяц подзаряжать.

На батареях, хранящихся при температуре ниже 0°С, можно ограничиться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита более, чем на 0,04 г/см3.

Литература

1. Электротехнический справочник. Том 3. Под общ. редакцией П.Г. Грудинского. Изд. 5-е. М.: Энергия, 1975. 2. «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей». В.М. Клеменников. М.: Высшая школа, 1983. 3. Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные. Инструкция по эксплуатации ФЯО.355.009 ИЭ. [email protected]

Срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации по ГОСТу

Любой нормативный акт, включая ГОСТ 959-2002, в отношении свинцовых аккумуляторов разрабатывается с учетом конструктивных особенностей и условий эксплуатации. Раздел документа «Требования по надежности» содержит сведения касательно срока годности в зависимости от типа АКБ:

  • Если электролит не залит – 3 года.
  • С электролитом – 12 месяцев.

Средняя продолжительность аккумулятора автомобиля определяется также в случае снижения его емкости от первоначального параметра на 40 % или менее. Но есть и другие случаи, когда срок службы автомобильной батареи считается оконченным:

  • Обслуживаемые аккумуляторы: при пробеге до 90 тыс. км – 24 месяца, до 150 тыс. км – год (3 000 моточасов).
  • Необслуживаемые АКБ: при пробеге до 100 тыс. км – 48 месяцев (4 000 моточасов).

Аккумуляторные батареи зарубежного производства имеют маркировку с дополнительной буквой «Т». Какой срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации? Как показывает практика, весь рабочий цикл любой аккумуляторной батареи можно условно поделить на несколько видов – гарантийный и реальный.

Качество и сроки эксплуатации

В самом начале хочется сказать про качество современных аккумуляторов, сейчас не буду лезть в дебри с брендами. Просто хочу отметить:

  • Сейчас есть действительно достойные батареи, которые ходят по 5 – 7 лет, а возможно и больше. Отличить их достаточно просто, во-первых это известный бренд, во-вторых это гарантия в 2 – 4 года. Как правило, они сделаны по необслуживаемой технологии, чтобы туда не «лезли руки» пытливых владельцев.
  • Есть и не очень хорошие аккумуляторы, у них срок службы ограничен в лучшем случае – тремя годами! А вот дают они на свою продукцию всего – 6 – 12 месяцев гарантийного обслуживания.

Различия плохого и хорошего производителя заключается в самих технологиях производства батарей, где-то читал что серьезные компании, не жалеют свинца для пластин, а также используют кальций и даже серебро, чтобы уменьшить процессы электролиза — поэтому они ясное дело ходят достаточно долго! А вот те, кто экономит, то и батареи будут работать очень мало, ведь свинца в пластинах малое количество и уже через 2 – 3 года он начинает осыпаться. Так что в выборе нового аккумулятора (советую прочитать статью), нужно смотреть первое дело на гарантию и технологию, уже все сможете понять.

Ну а теперь я постараюсь быстро пробежаться по основным пунктам, которые указал сверху.

Гарантийный срок службы

Как правило, гарантийная продолжительность может составлять от полугода до 4 лет – все главным образом зависит от производителя. При этом в течение этого промежутка он в обязательном порядке обязуется устранить заводские браки (если их наличие доказано).

Замечена одна занимательная закономерность – чем больше срок гарантии аккумулятора, тем выше продолжительность его службы. Самый малый срок дают производители обслуживаемых батарей. В то же время стоит отметить, что большинство заводских дефектов в АКБ обнаруживается в течение полугода с даты их продажи.

Когда требуется списание и замена?

Необходимость замены АКБ определяется по следующим признакам:

  1. длительный старт или регулярная невозможность запуска двигателя с первого раза;
  2. указания на необходимость подзарядки на бортовом компьютере;
  3. наличие кислого неприятного запаха от батареи;
  4. невозможность зарядить электролит до минимальной нормы плотности (1,25 гр/см³);
  5. потемнение электролита (это признак коррозии пластин или изменения в консистенции электролита).

При обнаружении этих признаков нужно незамедлительно заменить АКБ.

Вышедшая из строя батарея может спровоцировать взрыв.

Реальная продолжительность эксплуатации

В отличие от срока хранения нового аккумулятора до начала эксплуатации, на продолжительность его службы влияет не только пробег автомобиля (или наработанные моточасы). Здесь следует учитывать и ряд других факторов:

  • Ресурс всей конструкции, куда заложено несколько составляющих – количество активной массы, сплав пластин, качество электролита, соблюдение технологии производства. Очень важно, чтобы к покупателям аккумулятор поступал в «свежем» виде.
  • Бортовая система транспортного средства. В частности речь идет об ее энергонасыщенности. Если способности генератора превышены, включая утечку по току, то это приводит к недозаряду АКБ. Как следствие – срок годности аккумулятора снижается.
  • Неправильная работа генератора может закончиться глубоким разрядом аккумулятора. В свою очередь это приближает срок его списания.
  • Из-за нарушений правил эксплуатации автомобиля в зимнее время банки АКБ могут перемерзнуть в случае потери электролитом плотности. На этом, собственно, срок службы батареи может закончиться.
  • Если в течение всего срока хранения автомобильного аккумулятора до начала эксплуатации содержать его в чистоте, своевременно проводить ее зарядку, а также время от времени проверять электролит, то этим можно сохранить продолжительный срок службы АКБ.

При работе батареи с зарядом около 60 % или в случае перезаряда, неисправном регуляторе напряжения может произойти сульфатация.

Также это чревато отслоением активной массы от пластин АКБ и окислением свинца. В конечном счете ресурс, включая срок службы аккумулятора, заметно сокращается.

Что случится, если использовать АКБ несоответствующей ёмкости?

Некоторые автолюбители полагают, что следует устанавливать аккумулятор строго штатной ёмкости. Однако это не всегда правдиво.

Устанавливать АКБ большей ёмкости не возбраняется.

Это никак не повлияет на продолжительность срока эксплуатации самого аккумулятора и качество работы авто.

А вот АКБ меньшей ёмкости ставить действительно нельзя. Это связано с тем, что из-за частых разрядов он быстро выйдет из строя. К тому же в зимнее время года ему может попросту не хватить мощности для запуска двигателя.

Читайте тут, в течение какого срока можно использовать охлаждающую жидкость.

Срок службы гелевых аналогов

Гелевые АКБ в настоящее время не такая уж и редкость. Широкая популярность этих батарей во многом обусловлена их высокими эксплуатационными свойствами. А это в свою очередь стало возможным благодаря агрегатной форме электролита. Ведь именно гелевая субстанция в полной мере исключает протекание, плотно облегает пластины, тем самым способствуя увеличению выработки электроэнергии.

У таких батарей довольно большой цикл заряда-разряда, а срок хранения аккумулятора до начала эксплуатации может достигать 10-12 лет! Что касается саморазряда (как мы знаем, это настоящая проблема любой автомобильной батареи), то он составляет около 20 % в течение года. Ко всему прочему даже глубокий разряд АКБ не приводит к осыпанию пластин.

Снижение срока службы батареи может происходить по нескольким причинам:

  • Бортовая сеть автомобиля более 14,4 В – этот параметр является критических для данной разновидности АКБ.
  • Электролит очень чувствителен к низкой температуре и если гелеобразная субстанция замерзнет, то ее свойства уже не восстановятся.
  • Короткое замыкание приводит к порче аккумулятора.

Каждый процесс зарядки должен быть полным. В противном случае не избежать потери емкости. Из-за этого тормозится продвижение гелевых аккумуляторов в массы.

Использование аккумуляторов в автомобиле

Электрохимические источники питания нашли своё применение в различных видах транспорта и многих других отраслях. В автомобиле аккумулятор необходим для выполнения конкретных целей:

  1. запуск двигателя;
  2. снабжение электричеством функционирующих систем при заглушенном двигателе;
  3. применение в качестве вспомогательного средства для генератора.

Автомобильные аккумуляторные батареи делятся на 4 категории — малосурьмянистые, кальциевые, гелевые и гибридные. При выборе АБ следует учитывать не только цену, но и его функциональные возможности:

  • Малосурьмянистая АБ — представляет собой обычную свинцовую батарею без добавления в состав пластин дополнительных компонентов.
  • Кальциевая —у этой батареи все пластины выполнены из кальция.
  • Гелевая —наполнена гелеобразным содержимым, которое заменяет обычный электролит.
  • Гибридная батарея включает в состав пластины из различных материалов: плюсовая — малосурьмянистая, а минусовая с примесью серебра.

Рекомендуем: Ёмкость и мощность аккумуляторной батареи Малосурьмянистые АБ более всего подвергаются выкипанию воды из электролита и они быстрее остальных теряют заряд. Но при этом они легко заряжаются и им не страшна глубокая разрядка. Диаметрально противоположная ситуация складывается с кальциевыми батареями.
Если такую батарею несколько раз подряд глубоко разрядить, восстановить ее будет невозможно. Оптимальным будет выбор гибридного аккумулятора. Гелевые АКБ удобны тем, что внутри находится гель, который не вытекает в перевернутом положении и не может выкипеть.

Способны выдавать максимальный пусковой ток до момента полного разряда, и они имеют свойство восстановления по окончании цикла зарядки. Один существенный минус этого вида АКБ — высокая стоимость.

На новые иномарки с качественным электроосвещением, рекомендуются устанавливать кальциевые аккумуляторы, а для стареньких моделей отечественного автопрома лучшим выбором будет малосурьмянистые аккумуляторные элементы.

Общие правила хранения

Многие аккумуляторные батареи относятся к тем товарам, которые портятся с течением времени и теряют свои свойства. Поэтому длительное хранение аккумулятора до начала эксплуатации не рекомендовано.

Основное правило при этом заключается в бережном и осторожном отношении к АКБ. Это означает, что ни в коем случае нельзя бить батарею, бросать и уж тем более совершать действия, которые приводят к разгерметизации аккумулятора.

Внутри автомобильной батареи даже в период хранения происходят химические реакции. Но со временем активные вещества становятся менее активными и в конце концов утрачивают свои качества.

Не последнюю роль при этом играет температурный режим:

  • Высокие значения приводят к ускорению процессов активности.
  • Низкие параметры действуют уже наоборот.

Если аккумулятор хранится в разряженном состоянии, происходит кристаллизация свинцовых пластин. Из-за этого срок службы и хранения снижается.

Принцип работы и основные виды автомобильных аккумуляторов

Прежде чем перейти к условиям и правилам хранения разберемся с принципом работы свинцового аккумулятора, а также перечислим основные виды АКБ. Устройство состоит из шести отсеков (банок), в которых находится определенное количество свинцовых пластин. Они исполняют роль электродов. В емкости залит электролит – жидкость, которая состоит из 65% дистиллированной воды и 35% серной кислоты. Такие пропорции очень важны для правильной работы АКБ.

Электрический ток вырабатывается в результате химической реакции между свинцом и серной кислотой в жидкости. В результате получается сульфат свинца (соль). В процессе работы, когда АКБ питает потребителей и разряжается, сульфат свинца оседает на пластинах. Этот процесс называется сульфатацией. При зарядке АКБ процесс происходит в обратную сторону. Концентрация серной кислоты при этом повышается.


Принцип работы АКБ

Вот почему нельзя допускать полной разрядки батареи до нуля. Соль «прикипает» к пластинам и обратный процесс уже не запустить. АКБ приходит в негодность или значительно теряет в емкости. Емкость и плотность электролита – важные понятия, которые измеряются специальными приборами.

Кратко рассмотрим основные виды аккумуляторов:

  1. Сурьмянистые. В данном типе кислотных батарей в свинцовых пластинах содержится более 5% сурьмы для повышения их прочности. Из-за слишком интенсивного процесса сульфатации приходится часто доливать дистиллированную воду. На данный момент такие батареи уже устарели и практически не используются.
  1. Малосурьмянистые. В пластинах содержится менее 5% сурьмы. Это увеличивает длительность хранения, заряд держится дольше. Но потеря воды все же присутствует.
  1. Кальциевые (Ca/Ca). В свинцовые пластины добавлен кальций. Это позволило значительно снизить испарение воды. Емкость и КПД почти на 70% больше в сравнении с сурьмянистыми. Но такие АКБ чувствительны к разрядке. Несколько разрядов может вывести батарею из строя.
  1. Гибридные (Ca+, Ca/Sb). Положительные свинцовые пластины содержат сурьму, а отрицательные – кальций. Данный тип батарей имеет средние характеристики, но более устойчив к глубокой разрядке.
  2. Гелевые (Gel, AGM). Электролит в этом виде батарей находится в виде геля, что повышает надежность и безопасность. Гелевые устройства очень устойчивы к саморазряду, могут выдержать до 200 циклов разряд/заряд. Дают постоянный высокий пусковой ток. Минусом является необходимость специального зарядного устройства с низкими токами.

Особенности хранения сухозаряженного аккумулятора

Теперь стоит затронуть вопросы хранения аккумуляторов разного типа, и начнем со срока хранения сухозаряженного аккумулятора до начала эксплуатации. В том случае, когда не предполагается использование сухозаряженной батареи, с нее пока заводская упаковка не снимается. Температурный режим в помещении для хранения батареи должен быть в диапазоне от 0 °C до 35 °C. При этом следует избегать попадания прямых солнечных лучей. Вдобавок само помещение должно хорошо проветриваться.

Если аккумуляторов несколько, то ни в коем случае не «строить» из них «многоэтажки», ставя один на другой. К ним всегда должен быть открытый доступ!

Принято считать, что сухозаряженным батареям не нужна подзарядка в течение всего срока хранения, поскольку они упакованы в фабричную упаковку. Вряд ли продавцы станут распечатывать ее непосредственно перед продажей, так как это считается довольно серьезным нарушением.

В отличие от срока хранения необслуживаемого аккумулятора до начала эксплуатации, хранить сухозаряженные аналоги рекомендуется не более года. Хотя, как показывает практика, срок этот может превышать 12 месяцев. Сказывается это тем, что впоследствии перед вводом в эксплуатацию аккумулятора его приходятся дольше заряжать.

Можно ли хранить аккумулятор на морозе

При сильных морозах допускается только кратковременное хранение батарей без демонтажа. Если температура за окном падает до минус 30 по Цельсию, хранить аккумулятор зимой следует внутри помещения. Даже когда требуется выезжать утром, на ночь его заносят в отапливаемое здание, предварительно отбросив клеммы. Масло в моторе на таких температурах сильно загустевает, и для запуска потребуется больше пускового тока, чем обычно.

Если же машина не будет ездить в зимнее время до наступления тепла, то батарею снимают, подготавливают к хранению и заносят в помещение. Оптимально, когда температура в нём будет немногим выше 0 градусов. Чтобы избежать деформации, источник тока устанавливают подальше от действия прямых лучей солнца, а также источников тепла.

Таким образом, правильное хранение зимой, как и в другое время года, — это сухое, проветриваемое и отапливаемое помещение с небольшим «плюсом». Если в нём работают отопительные приборы, то АКБ должна быть удалена от них на расстояние нескольких метров. Накрывать её сверху не следует, достаточно периодически делать замеры воздуха в комнате термометром. Таких высоких требований не предъявляют к батареям, которые планируют хранить без залитого электролита — они спокойно выдерживают морозы до минус 30 градусов.

Как хранить «залитую» АКБ?

В этом случае аккумулятора уже содержат электролит (преимущественно жидкий) и его заряжают еще в заводских условиях. К помещению для хранения таких батарей предъявляются те же требования, что и в отношении предыдущего типа. Но так как в аккумуляторе уже содержится электролит, то температурный режим будет несколько иным.

И поскольку он чувствителен к этому параметру, срок службы его будет разным:

  • От 0 °C до 20 °C – не более 18 месяцев.
  • При температуре более 20 °C – 9 месяцев, не более того.

Стоит заметить, что такой тип аккумуляторов характеризуется наличием небольшого саморазряда, который в полной мере зависит как раз от температурного режима.

В процессе хранения рекомендуется периодически заряжать автомобильную батарею. Однако не каждый продавец даже при такой необходимости решается вскрывать заводскую упаковку. А ведь это является нарушением срока хранения аккумулятора до начала эксплуатации.

Поэтому покупателям стоит интересоваться, сколько аккумулятор уже хранится. Это позволит потом решить, заряжать новую батарею перед последующим вводом в эксплуатацию или нет.

Щелочные электролиты

Для их создания применяют литий и калий, они обои являются едкими.

Едкий калий или сокращенно КОН является белым, твердым и отлично растворимым в H2O. Когда идет растворение выделяется тепло. По гост стандарту это вещество выпускается четырех сортов:

В первом варианте едкого калия содержится до 96%. Во втором типе «А» до 92%. В третьем сорте Б его 88%. Четвертый вариант имеет мало примесей чем технический.

Когда создание электролита планируется из лития и калия первым делом необходимо растворить калий, а потом добавить литий. Все это делается из расчета 10-20 грамм на 1 литр электролита. После этого его нужно оставить на 15-20 ч. Это нужно для того чтобы температура упала и примеси выпали в осадок. Перед оставлением его раствор нужно закрыть хорошо крышкой.

Затем получившийся жидкий раствор следует слить в чистую посуду. Далее проверить уровень плотности ареометром. Если необходимо плотность доводят до нормы. После этого добавляют щелочь и воду. Так же можно добавить готовый концентрированный электролит.

Какая плотность нужна для вашего аккумулятора? Это информацию можно узнать в его технической документации. Если документы не содержат какие-то критические советы, то можно использовать электролит 1,19-1,21 г/см3 при t 15 градусов. Так же в нем должно быть 10-20 г/л Li.

Следует знать, что жидкость с такими характеристиками лучше использовать при t не ниже 20 градусов. При низких температурах подойдет плотность 1,25—1,27 г /см3. Но без использования едкого Li.

Чтобы реанимировать железоникелевые и щелочные кадмий-никелевые АКБ используют электролит на основе лития и калия плотностью 1,255—1,279 г/см3. К этому всему еще нужно добавить 69 грамм едкого Li на 1 литр электролита.

Для удобства приготовления воспользуйтесь таблицей.

Срок годности электролита

Он может храниться бесконечно долгое время. Чтобы не было осадков уберите его из-под солнечных лучей. Так же старайтесь чтобы не было скачков температуры. Электролит находящийся в АКБ в действительности не известно сколько прослужит. Так как на него влияют многие факторы.

Проявление неисправностей

К основным проявлениям неисправностей относятся следующие признаки:

  • АКБ стала разряжаться быстрее обычного.
  • Запуск двигателя затруднен.
  • Наблюдается окисление клемм.
  • Заметны перебои в работе потребителей тока в автомобиле.
  • Видны повреждения корпуса аккумулятора.
  • Произошла сульфатация пластин.
  • Явные проблемы с электролитом.

Качество составных частей аккумуляторных батарей не всегда бывает высоким, как того требуют нормы и стандарты.

Поэтому в некоторых случаях источники питания начинают работать с перебоями или вовсе выходят из строя.

Крепление аккумулятора

Многие могут посчитать это не важным пунктом и будут не правы! Потому как крепление как я считаю, один из важнейших пунктов – батарея при крутых поворотах и других маневрах может вылетать из своего места. И если она не закреплена, тогда может замкнуть клемма о кузов (скажем плюсовая на «массу»). Либо клемма вообще может сломаться, либо сломать место крепления в пластиковом корпусе, что тоже ничего хорошего не несет! Такой аккумулятор уже не проработает долго.

Запомните, батарея должна быть хорошо закреплена (сидеть в своем гнезде), желательно специальными скобами, либо другими зажимами.

Стоит учитывать, что аккумулятор является расходным материалом для автомобиля, как и масла, и прочие варианты. Только в отличие от всех прочих расходников у АКБ более продолжительный срок службы и хранения. Ко всему прочему необходимо регулярно следить за его состоянием и контролировать показатели работоспособности.

Для этого следует своевременно проводить зарядку и избегать экстремальных условий эксплуатации, которые отрицательным образом сказываются на его функциональности.

При соблюдении срока хранения аккумулятора до начала эксплуатации, включая бережное и заботливое отношение, он сможет прослужить 5-6 лет, если не больше. Неплохо для такого расходника?!

Как узнать дату выпуска и где посмотреть цифры изготовления?

Производители всегда указывают дату выпуска аккумулятора на упаковке, но маркировка у каждого производителя разная, поэтому необходимо уточнять ее расшифровку у продавца, так как определить дату изготовления самостоятельно будет проблематично.

Совет. Стандартов нанесения даты выпуска на АКБ нет, но в большинстве случаев производители указывают дату изготовления в виде набора букв и цифр на крышке батареи, проверить её можно как на фронтальной, так и на боковой этикетке.

Помимо консультации продавца, расшифровать дату может помочь посещение официального сайта компании производителя.

Как рассчитать?

На исправном автомобиле время пользования аккумулятором определяется пробегом авто и временем эксплуатации самой батареи. Пробег автомобиля более 100000 км и использование аккумулятора больше 3х лет, является прямым показанием для замены АКБ. Но это общие рекомендации, при качественном уходе аккумулятор может прослужить намного больше, поэтому так важно произвести расчет времени его работы.

Для определения необходимы исходные данные:

  1. Мощность нагрузки.
  2. КПД инвертора.
  3. Напряжение АКБ.
  4. Время резервного питания.
  5. Срок эксплуатации.

Расчет времени работы производится по формуле:

t=Uакб. * C * K * H * Kr. / P, где:

  • t – время работы, (например, 5 часов);
  • Uакб. – напряжение аккумулятора, (12В);
  • С – емкость (Ач);
  • К – количество аккумуляторов в системе (1шт);
  • Н – КПД инвертора (0,82);
  • Kr – коэффициент глубины разряда (80%);
  • P – мощность нагрузки (150Вт).

Емкость аккумулятора С находим по формуле: С = P / Uакб. * t / K / H / Kr, подставив значения, получим 150 / 12 х 5 / 1 / 0.82 / 0.8 = 95,3.

Подбор правильной батареи дает уверенность, что разряд аккумулятора не будет больше 80%. Необходимая частота разрядов: 10 лет х 365 дней / 500 циклов = 7,3 дня.

Время работы аккумулятора определяется в годах, а срок службы – в рабочих циклах. Цикл – это время от полного заряда до разряда батареи. Выносливость АКБ в циклах рассчитывается для типичных условий работы (температура 20°С, разряд током одной величины).

В данном примере получаем, что в стандартных условиях работы, один цикл будет занимать около 7 дней (округляем значение 7,3). Получаем срок службы АКБ 10 лет, при условии того, что циклический ресурс не исчерпается раньше.

Инструкция по приготовлению

После подготовки материалов и защитной экипировки можно приступить к смешиванию компонентов. Процедура приготовления сернокислотного или щелочного электролита не отличается сложностью. Полученные реагенты не рекомендуется хранить в домашних условиях: жидкость заливается в банки аккумулятора, который необходимо зарядить. Хранение батареи в разряженном состоянии не допускается, поскольку происходит разрушение электродов и деградация активной массы.

Кислотный состав

Работы выполняются в проветриваемом помещении при температуре воздуха не более 25°С. Перед смешиванием компонентов следует выяснить объем жидкости, необходимый для заправки аккумулятора. Автомобильные батареи емкостью 50-60 А*ч имеют корпусы, вмещающие до 3,7 л электролита. Рекомендуется изготовить немного больше рабочей жидкости (на 200-300 мл). Также необходимо определиться с плотностью электролита, зависящей от климатической зоны. Чем ниже температура окружающей среды, тем выше должна быть стартовая плотность электролита.


Например, для регионов Крайнего Севера с минимальной температурой зимой до -50°С рекомендуется заливать жидкость плотностью 1,27 г/см³ (после зарядки параметр возрастает до 1,29 г/см³). В средней полосе применяется раствор плотностью 1,28 г/см³. Для получения электролита необходимо взять 1 л дистиллированной воды и 360 мл серной кислоты.

Для получения раствора, рассчитанного на эксплуатацию в южных регионах, требуется 330 мл кислоты (расчетная плотность – 1,24 г/см³).

Краткий алгоритм приготовления раствора:

  1. Налить в емкость дистиллированную воду.
  2. Влить тонкой струйкой необходимый объем серной кислоты, одновременно размешивая раствор стеклянной палочкой. Ускоренное смешивание компонентов запрещается.
  3. Произвести предварительный замер плотности, а затем выдержать жидкость на протяжении 10-12 часов для полноценного перемешивания компонентов.
  4. Повторно измерить плотность ареометром. Если параметр отличается от требуемого значения в меньшую сторону, то в смесь вводится дополнительная кислота. При повышенной плотности электролит необходимо разбавить дистиллированной водой.
  5. Залить раствор в банки аккумулятора, который предварительно очищается от отработавшей жидкости. После проведения зарядки необходим контрольный замер плотности, при этом значение корректируется введением дополнительной серной кислоты или доливкой дистиллированной воды. Следует помнить, что замер плотности будет корректным только при полностью заряженной батарее.

На щелочной основе

При приготовлении щелочного раствора необходимо учитывать агрегатное состояние щелочи, которая поставляется в виде гранул или в жидком состоянии (в смеси с водой). Твердый материал засыпается в воду (дистиллированную) и растворяется размешиванием смеси стеклянной палочкой. Соотношение компонентов раствора указывается на заводской этикетке, наклеенной на боковой части источника питания.


Плотность раствора зависит от климатической зоны, чем ниже температура окружающей среды, тем большую плотность должен иметь электролит. Например, при температуре до -19°С используется электролит плотностью до 1,21 г/см³, для улучшения характеристик практикуется введение 20 г на литр едкого лития.

Аналогичный по составу раствор используется в аккумуляторах, работающих в условиях повышенных температур. При использовании батареи при температуре от -40°С плотность необходимо довести до 1,28 г/см³.

Распространенные пропорции сухой щелочи и воды:

  • для формирования раствора плотностью от 1,17 до 1,19 г/см³ необходимо ввести 1/5 сухого компонента в 4/5 воды;
  • при внесении 1/3 щелочи в 2/3 воды плотность смеси повышается до 1,19-1,21 г/см³;
  • для получения раствора с минимальной температурой застывания необходимо смешать сухую щелочь и воду в равных пропорциях (плотность до 1,27 г/см³).

Полученный реагент необходимо выдержать в помещении на протяжении 6 часов, емкость закрывается герметичной крышкой. При контакте с воздухом происходит деградация электролита, ухудшающая электрохимические свойства раствора. Часть щелочи выпадает в осадок, для заливки в банки батареи используется осветленная фракция (находится в верхней части резервуара) без примесей. Попадание твердых частиц в полость банок вызывает замыкание отрицательных и положительных электродов, приводящее к ускоренному саморазряду источника постоянного тока.

Поднятие плотности в АКБ

Повышение плотности электролита происходит как следствие повышения температуры и гидролиза в батарее. Для выравнивания этого показателя требуется постоянное добавление определенного количества дистиллята. При меньшей концентрации аккумуляторной кислоты в электролите, следует ее поднимать, если датчик показывает значение ниже 1,275 г на куб. см.

Кислотность электролита поднимается двумя путями: внесением концентрированной кислоты с помощью постепенного разбавления или полная замена электролита новым.

В первом случае следует провести такие действия для каждой банки:

  1. Откачать по возможности максимальное количество электролитической жидкости с помощью резиновой груши или колбы;
  2. Внести в банку половину ее объема электролита с плотностью от 1,275 до 1,29 г на куб. см;
  3. Для перемешивания электролита на выводы подается нагрузка небольшой мощности, например при подключении обычной лампочки для автомобилей, или выдерживание на протяжении нескольких часов;
  4. При замере плотности следует определить нужный уровень. Если не было изменений, то в половину оставшегося объема следует внести еще электролит;
  5. Повторное перемешивание с замером;

С помощью подобных манипуляций следует довести до нужной плотности концентрацию серной кислоты в электролите.

При показателе индикатором значения плотности ниже 1,2 г на куб. см, требуется полная замена электролитической жидкости, поскольку подобным способом поднятие ее невозможно. Такой уровень в заряженном состоянии наводит на мысль о целесообразности операции.

Если батарее менее года, то процедура может увенчаться успехом, более старые элементы питания, скорее всего, реанимацию не переживут.

Источник

Оцените статью