- Что такое нагрузочная вилка и как проверить аккумулятор с ее помощью?
- Описание и принцип работы
- Устройство нагрузочной вилки
- Виды вилок
- Что можно проверить?
- Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой
- Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
- Проверка без нагрузки
- Проверка под нагрузкой
- Нагрузочные вилки для тестирования аккумулятора
- Виды нагрузочных вилок
- Принцип работы нагрузочной вилки
- Нагрузочные вилки ОРИОН
- Орион НВ-01
- Конструкция нагрузочной вилки Орион НВ-01
- Как пользоваться нагрузочной вилкой Орион НВ-01?
- Орион НВ-02
- Зависимость степени заряженности АБ от напряжения на холостом ходу (при t 20-25°C)
- Зависимость степени заряженности АБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой (при t 20-25°C)
- Орион НВ-03
- Особенности конструкции
- Тестирование аккумуляторной батареи
- Режим просмотра результатов предыдущих измерений
- Определение ёмкости аккумуляторной батареи
- Как установить время измерения
- Орион НВ-04
Что такое нагрузочная вилка и как проверить аккумулятор с ее помощью?
Значение аккумулятора в автомобиле сложно переоценить: он питает стартер во время запуска двигателя, а также другие электроприборы в зависимости от текущего режима работы. Чтобы устройство работало долго и исправно, водителю желательно следить за состоянием батареи. Для анализа характеристик АКБ используется нагрузочная вилка. Она позволяет не только оценить уровень заряда, но и работоспособность аккумулятора, имитируя запуск стартера двигателя.
Описание и принцип работы
Нагрузочная вилка – это устройство, которое применяется для измерения заряда аккумуляторной батареи. Заряд измеряется как под нагрузкой, так и при разомкнутой электрической цепи. Данный прибор можно без труда найти в любом магазине для автомобилистов.
Нагрузочная вилка
Смысл работы вилки заключается в том, что она создает нагрузку на АКБ, имитирующую запуск двигателя. То есть батарея работает так же, как если бы она давала ток для запуска стартера. Дело в том, что АКБ может показывать полный заряд, но не запускать двигатель. Выяснить причину может помочь нагрузочная вилка. Простой модели будет вполне достаточно для проверки большинства аккумуляторов.
Проводить тестирование необходимо только на полностью заряженном аккумуляторе. Сначала измеряется напряжение разомкнутой цепи. Если показатели соответствуют 12,6В-12,7В и выше, то можно проводить измерения под нагрузкой.
Неисправные АКБ не выдерживают нагрузки, хотя могут показывать полный заряд. Нагрузочная вилка дает нагрузку, которая превышает емкость батареи в два раза. Например, емкость батареи 60А*ч, нагрузка должна соответствовать 120А*ч.
Степень заряженности батареи можно оценить по следующим показателям:
- 12,7В и больше – батарея полностью заряжена;
- 12,6В – нормальный заряд батареи;
- 12,5В – удовлетворительный заряд;
- ниже 12,5В – необходима зарядка.
Если после подключения нагрузки напряжение начинает снижаться ниже 9В, это говорит о серьезных проблемах с АКБ.
Устройство нагрузочной вилки
Устройство вилки может отличаться в зависимости от модели и дополнительных возможностей. Но есть несколько общих элементов:
- вольтметр (аналоговый или цифровой);
- нагрузочный резистор в виде спирали сопротивления в корпусе вилки;
- один или два щупа на корпусе (в зависимости от конструкции);
- минусовой провод с зажимом типа крокодил.
В простых приборах на корпусе вилки имеются два щупа для измерения под нагрузкой и напряжения разомкнутой цепи. Вольтметр используется аналоговый, который показывает напряжение стрелкой на циферблате с делениями. Более дорогие модели имеют электронный вольтметр. В таких устройствах легче считывать информацию и показатели более точные.
Внутреннее устройство нагрузочной вилки Ореон НВ-01
Разные модели нагрузочных вилок имеют различные характеристики и возможности. Они могут отличаться по:
- диапазону измерения вольтметра;
- измерению силы тока;
- температуре эксплуатации;
- назначению (для кислотных или щелочных).
Виды вилок
Всего существует два вида нагрузочных вилок для аккумуляторов:
Не рекомендуется пользоваться одной вилкой для тестирования разных типов батарей. У щелочных и кислотных АКБ разное номинальное напряжение, поэтому нагрузочная вилка будет показывать неточные данные.
Что можно проверить?
С помощью нагрузочной вилки можно определить следующие параметры аккумулятора (зависит от возможностей конкретного устройства):
- уровень заряда АКБ;
- как долго батарея сохраняет заряд;
- выявить наличие замкнутых пластин;
- оценить состояние аккумулятора и степень сульфатации;
- ресурс батареи.
Нагрузочная вилка также позволяет измерить силу тока и в других электроприборах. Главное отличие – спираль сопротивления. Значение сопротивления каждой спирали составляет 0,1-0,2 Ом. Одна спираль рассчитана на 100А. Количество спиралей должно подходить к емкости АКБ. Если меньше 100А, то хватит и одной, если больше – две.
Подготовка аккумулятора к тестированию нагрузочной вилкой
Перед тестированием нужно выполнить ряд действий и соблюсти необходимые условия:
- Отсоединить аккумулятор от бортовой сети. Провести тестирование можно даже не снимая батарею с машины.
- Перед проверкой должно пройти не менее 7-10 часов простоя аккумулятора. Удобнее всего сделать измерения утром, когда машина простояла ночь после последней поездки.
- Окружающая температура и температура батареи должна быть в пределах 20-25°С. Если температура низкая, то следует занести устройство в теплое помещение.
- Пробки аккумулятора перед тестированием должны быть откручены.
- Проверить уровень электролита. При необходимости долить дистиллированную воду.
- Почистить клеммы аккумулятора. Контакты должны быть сухими и чистыми, чтобы не возникало паразитных токов.
Если соблюдены все эти условия, то можно переходить к проверке.
Тестирование аккумулятора нагрузочной вилкой
Проверка без нагрузки
Сначала проводится проверка без нагрузки, чтобы узнать состояние аккумулятора и его заряд. То есть, замер производится без сопротивления. Нагрузочная спираль не участвует в измерении.
Алгоритм действий следующий:
- Открутить одну или две гайки, чтобы отсоединить спираль сопротивления. Спиралей может быть две.
- Подключить плюсовой зажим к плюсовой схеме.
- Поднести минусовой щуп к минусовой клемме.
- Зафиксировать результат.
Уровень заряда можно сверить по следующей таблице.
Результат тестирования, В | 12,7-13,2 | 12,3-12,6 | 12,1-12,2 | 11,8-12 | 11,5-11,7 |
Уровень заряда | 100 % | 75% | 50% | 25% | 0% |
Проверка под нагрузкой
Многие водители считают, что проверка под нагрузкой вредит аккумулятору. Это совсем не так. При соблюдении всех условий тестирование совершенно безопасно для батареи.
Тестирование аккумулятора под нагрузкой
Если без нагрузки аккумулятор показал стопроцентный заряд, то можно проводить проверку под нагрузкой. Для этого нужно подключить одну или две спирали сопротивления, закрутив соответствующие болты на корпусе прибора. Нагрузочная спираль может подключаться и другим способом в зависимости от конструктивных особенностей прибора. Если емкость батареи до 90А*ч, то достаточно одной спирали, если больше 100А*ч, то нужно подключить обе.
Алгоритм действий следующий:
- Плюсовой зажим от прибора подключается к плюсовой клемме.
- Коснуться минусовым щупом минусовой клеммы.
- Удерживать контакт не более пяти секунд, затем отключить вилку.
- Посмотреть результат на вольтметре.
Под нагрузкой показатели будут другими. Напряжение на вольтметре будет проседать, а затем должно расти. Нормальным считается показатель более 9В, но не ниже. Если при измерении стрелка падает ниже 9В, значит, аккумулятор не выдерживает нагрузки и его емкость резко падает. Такая батарея уже неисправна.
Сверить показатели можно по следующей таблице.
Результат тестирования, В | 10 и более | 9,7 | 9 | 8,3-8,4 | 7,9 и меньше |
Уровень заряда | 100% | 75-80% | 50% | 25% | 0 |
Следующую проверку можно проводить только спустя 5-10 минут. За это время аккумулятор должен восстановить исходные параметры. Спираль сопротивления в процессе измерения сильно нагревается. Нужно дать ей остыть. Также не рекомендуется часто проводить проверки под нагрузкой, так как это сильно нагружает аккумулятор.
На рынке существует множество приборов для измерения состояния батареи. Самая простая нагрузочная вилка Ореон НВ-01 имеет простое устройство и стоит всего около 600 рублей. Обычно этого вполне достаточно. Более дорогие модели как Ореон НВ-3 имеют лучшие характеристики, цифровой вольтметр и удобное управление. Нагрузочная вилка позволяет получить точные данные об уровне заряда аккумулятора, а главное, узнать его работоспособность под нагрузкой. Нужно правильно подобрать модель прибора для получения точных показателей.
Источник
Нагрузочные вилки для тестирования аккумулятора
Виды нагрузочных вилок
Прежде чем покупать нагрузочную вилку, нужно определиться для себя – а нужна ли она вам? Оцените свой опыт эксплуатации автомобильного аккумулятора, посоветуйтесь с друзьями-автомобилистами, почитайте форумы в Интернете и т.д. Нагрузочная вилка – это не предмет первой необходимости как ложка и вилка на кухне.
Стоит ли тратить энную сумму денег на устройство, которое будет использоваться пару раз за год? Тем более если такое устройство есть у друзей и всегда можно попросить его на один день или даже пару часов.
Но если же вы все-таки решились купить нагрузочную вилку, необходимо определиться: а какие аккумуляторные батареи вы будете тестировать?
Существует два типа нагрузочных вилок – для кислотных и для щелочных аккумуляторов.
Применять вилку одного типа для тестирования разных типов батарей не рекомендуется. Нужно учитывать, что не существует универсальных вилок, которые можно было бы применять для тестирования любого типа аккумуляторов.
Так, если на сопротивлении нагрузочной вилки для кислотных аккумуляторов (номинальное напряжение аккумулятора 2,0В) указан нагрузочный ток 100А, то при проверке этой вилкой щелочного аккумулятора (номинальное напряжение которого 1,2В) нагрузочный ток будет не 100А, а всего лишь 60А:
1,2В / 2,0В * 100А = 60А
Т.е. аккумулятор будет недогружен, вследствие чего неисправный аккумулятор может быть принят за исправный.
Итак, если вы планируете эксплуатировать аккумуляторы ёмкостью до 90 А/ч, то и нагрузочную вилку необходимо покупать исходя из наличия в ней токовой нагрузки 100А.
Если вы будете тестировать аккумуляторы для грузовых автомобилей, то и покупать нужно нагрузочную вилку с нагрузкой 100/200А.
Принцип работы нагрузочной вилки
Иногда аккумуляторы по непонятным причинам отказываются крутить двигатель автомобиля. Вроде и напряжение на клеммах показывает нормальное, и контрольная лампочка ярко горит, а под нагрузкой батарея не работает.
Степень зарядки аккумулятора оценивается по следующим показателям:
- Напряжение 12,7 В и более – отличный заряд;
- Напряжение 12,6÷12,69 В – хороший заряд;
- Напряжение 12,5÷12,59 В – удовлетворительный заряд.
Если напряжение ниже 12,5 В, то такой аккумулятор необходимо заряжать, эксплуатировать его нежелательно, особенно при минусовой температуре во избежание замерзания электролита.
Тестировать аккумуляторные батареи довольно просто: сначала проверяем напряжение разомкнутой цепи. У исправного и полностью заряженного аккумулятора оно должно быть в интервале 12,6÷12,7 В. Некоторые производители аккумуляторов считают нормальным напряжением 13,0-13,2 В.
Если напряжение разомкнутой цепи ниже 12 В, то это свидетельствует о 50%-м разряде батареи.
А вот если подключить к батарее нагрузку, то параметры напряжения уже будут совершенно иными. Использовать нагрузку обязательно, потому что зачастую нормальное напряжение поддерживают все аккумуляторные батареи, а вот нагрузку «сдохшие» не выдерживают.
Затем проверяем величину напряжения с нагрузкой в течение 5 сек. Нагрузочная вилка создаёт нагрузку, которая в 2 раза превышает емкость аккумулятора. Т.е. если батарея емкостью 50 А/ч, то нагрузка должна быть 100 А.
Если при подключении нагрузки напряжение опускается ниже отметки 10 В, значит, у вашего аккумулятора возникли серьёзные проблемы.
У начинающих автолюбителей бытует мнение, что применение нагрузочной вилки наносит вред АКБ. Это ложное суждение, не подкрепленное практикой. Она просто имитирует один запуск двигателя, т.е. одноразовое потребление энергии стартером от аккумулятора.
Нагрузочные вилки ОРИОН
Проведем обзор линейки нагрузочных вилок фирмы ОРИОН и начнём с самой дешёвой и народной нагрузочной вилки.
Орион НВ-01
Так как финансовый вопрос волнует многих покупателей данного прибора, сравним его с более дорогой моделью другого производителя. Нагрузочная вилка Орион НВ-01 стоит около 600 руб., а более серьезный прибор – Автоэлектрика Н2001 стоит 3650 рублей. Поэтому Орион НВ-01 чаще всего можно увидеть в руках автовладельцев.
В комплекте поставки нет самого ценного – инструкции, нет гарантийного талона. Как оказалось, инструкция напечатана мелким шрифтом на самой упаковке.
Перейдем непосредственно к конструкции. Какие плюсы и недостатки мы получаем за такую цену?
Конструкция нагрузочной вилки Орион НВ-01
Конструктивно вилка исполнена в осовремененном корпусе, но при этом использована простейшая технология «двух штырей».
Первый штырь (с буквой В) подключается к плюсу батареи. Это чисто вольтметр. На вольтметре мы увидим напряжение без нагрузки.
Второй штырь выполнен с заявленной нагрузкой 0,1 ом, что в подсчете примерно 120 А.
Имеется провод с крокодильчиком, маленьким, несерьёзным, но зачем в принципе больше.
На лицевой стороне корпуса имеется аналоговый вольтметр с диапазоном от 0 до 15В и возможностью калибровки показаний.
Наверно ни у одной нагрузочной вилки нет такого хорошего обзора внутренностей устройства.
Кто-то может сказать, что аналоговый вольтметр неточный. И действительно, при измерениях приходится приглядываться, цена деления 0,5В. К вилке нужно привыкнуть.
Как пользоваться нагрузочной вилкой Орион НВ-01?
Берём автомобильный 12-ти вольтовый аккумулятор, 60 А/ч. Провод с крокодильчиком подсоединяем к отрицательному токоотводу батареи.
Правый штырь (с буквой В) присоединяем к положительному токоотводу. На вольтметре наблюдаем показания
13 В. На самом деле напряжение аккумулятора чуть ниже (12,5 В — измерили электронным вольтметром). Это мы измерили напряжение разомкнутой цепи.
Затем левый штырь присоединяем на время не более 5 секунд к положительному токоотводу. На вольтметре наблюдаем показания 10,5 В. Затем снова производим измерение с помощью правого штыря и наблюдаем восстановление напряжения.
Да, точность измерений оставляет желать лучшего, но что мы можем требовать от устройства стоимостью всего 600 руб.
Если дополнить нагрузочную вилку самым простым цифровым вольтметром, купленным на Алиэкспресс за 50-60 рублей, то точность измерений будет просто «супер».
Обычного пользователя данная модель нагрузочной вилки устраивает по всем параметрам в плане домашнего использования.
В чём плюсы? Это цена, простая конструкция, открытый корпус, ломаться нечему.
Посмотрите видео: Проверка аккумулятора автомобиля нагрузочной вилкой.
Орион НВ-02
Конструктивно немного отличается от своей младшей сестры — Орион НВ-01.
- Для тестирования АКБ емкостью до 90 А/ч подключается 1 спираль, при этом ток нагрузки до 100А.
- Для тестирования АКБ ёмкостью свыше 90 А/ч подключают две спирали, ток нагрузки 200А.
Для измерений применяется центральный штырь.
Диапазон вольтметра 1-15 В.
Нагрузочную вилку можно использовать в двух вариантах.
1. В качестве измерителя напряжения (вольтметра), для чего необходимо:
- — отключить обе спирали, для чего необходимо открутить правую и левую гайку возле щупа;
- — подсоединить крокодил к минусовому токоотводу аккумуляторной батареи или к массе автомобиля;
- — измерить напряжение в любой точке автомобиля. Если длины провода не хватает, то можно его удлинить.
2. Тестирование аккумулятора под нагрузкой:
- — если тестируется батарея с ёмкостью 15÷100 Ач – необходимо закрутить одну гайку возле щупа;
- — если тестируется батарея с ёмкостью 100÷240 Ач – необходимо закрутить обе гайки возле щупа.
Измерить напряжение на токоотводах АКБ под нагрузкой. Показания с вольтметра снимаются после 5 сек. измерения.
Степень заряда определяется по таблицам:
Зависимость степени заряженности АБ от напряжения на холостом ходу (при t 20-25°C)
Зависимость степени заряженности АБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой (при t 20-25°C)
Для получения более подробной информации читайте инструкцию.
Орион НВ-03
С помощью данного устройства можно определить степень заряженности и исправность 12-ти вольтовых АКБ, а также проверить генератор и оборудование бортовой сети.
Конструктивно устройство выполнено аналогично предыдущей модели, за исключением цифрового вольтметра (жидкокристаллического дисплея).
При хранении устройство находится в «спящем режиме». Чтобы вывести его из спячки, можно нажать на кнопку «Режим» или «Выбор» на лицевой панели или прикоснуться щупом к любому токоотводу аккумулятора.
Устройство имеет несколько основных режимов:
- — обычный вольтметр;
- — измерение напряжения АКБ с нагрузкой;
- — режим просмотра результатов предыдущих измерений («ЛОГ»);
- — сохранение результатов проведенных измерений;
- — просмотр сохраненных результатов;
- — измерение ёмкости батарей;
- — режим установки временного предела замеров.
Особенности конструкции
В отличие от предыдущих моделей применяется цифровой вольтметр.
Добавлена возможность определения степени заряда АКБ и возможность устанавливать время измерения.
- Цифровой жидкокристаллический дисплей.
- Кнопка
. С помощью этой кнопки осуществляется навигация между режимами и выход из режимов установки.
- Кнопка
— переход от названия режима к числовым величинам измерений, изменение числовых величин в режимах установок.
Порядок применения нагрузочной вилки в качестве измерителя напряжения (вольтметра)
Нажатием кнопки выбираем режим
.
Чтобы отключить нагрузочные спирали, необходимо открутить обе гайки справа и слева от щупа.
— подсоединить «крокодил» к массе автомобиля или к минусовому токоотводу аккумуляторной батареи.
— измерить напряжение в любой точке автомобиля. Если длины провода не хватает, то можно его удлинить.
Тестирование аккумуляторной батареи
Для начала необходимо измерить напряжение разомкнутой цепи. Для этого подсоединяем черный зажим — «крокодил» к минусовой клемме батареи.
Откручиваем обе гайки (отключаем нагрузку) и накалываем щуп на плюсовую клемму АКБ. Фиксируем показания цифрового вольтметра.
Затем тестируем аккумулятор под нагрузкой.
Если тестируемый аккумулятор имеет ёмкость до 100 А/ч, то закручиваем одну гайку (подключаем одну спираль нагрузки).
Если аккумулятор от грузового автомобиля (ёмкость выше 100 А/ч), то закручиванием второй гайки подключаем еще одну спираль.
Измеряем напряжение аккумулятора под нагрузкой. Накалываем щуп на плюсовую клемму аккумулятора.
Измерение начинается автоматически. В конце измерения раздастся звуковой сигнал .
Режим просмотра результатов предыдущих измерений
При выборе данного режима можно просмотреть результаты проведенных измерений, для чего необходимо нажать кнопку и выбрать режим
.
На дисплее отобразится числовое значение измерения .
Чтобы сохранить результаты проведенных измерений, необходимо нажать кнопку и выбрать
.
Длительно нажимаем кнопку . На дисплее кратковременно появится значок
.
Значения будут сохранены.
Определение ёмкости аккумуляторной батареи
С помощью кнопки выбираем режим «Заряд». На дисплее высвечивается
.
Через 3-5 секунд отобразится цифровое значение степени заряженности батареи (в процентах).
Как установить время измерения
Чтобы войти в режим установки времени, необходимо одновременно нажать кнопки и
. На дисплее высветится
, а затем числовое значение. С помощью кнопки
устанавливаем необходимое значение в секундах от 1 до 9.
Для тестирования АКБ ёмкостью до 100 А/ч устанавливают значение 5, а для автомобильных грузовых батарей устанавливают 9.
Чтобы прибор запомнил ваши действия, необходимо нажать кнопку «Режим».
Для получения более подробной информации читайте инструкцию.
Орион НВ-04
Данная модель предназначена для тестирования автомобильных батарей с напряжением 12 и 24 В, а также тяговых аккумуляторов.
Отличительная особенность от Орион НВ-03 это то что диапазон вольтметра от 1 до 32 В.
Имеет незначительные доработки по сравнению с предыдущей моделью.
Имеет 2 спирали:
- спираль «24 В» используется для проверки АКБ с напряжением 24 В под током нагрузки 100 А, а также для проверки АКБ с напряжением 12 В и током нагрузки 50 А.
- спираль «2 В» используется для проверки одной банки аккумуляторной батареи, ток нагрузки 100 А.
Для получения более подробной информации читайте инструкцию.
Из найденных в Интернете самая дешёвая нагрузочная вилка ЕРМАК – 590 рублей. Далее следует линейка ОРИОН – от 600 до 2300 руб.
В продаже есть еще тестеры торговых марок Мастак, Aist, RING AUTOMOTIVE, Licota, Автоэлектрика, но цена у них превышает 3000-4500 руб. и вряд ли вы захотите покупать такое устройство по цене нового аккумулятора. Такими нагрузочными вилками в основном пользуются продавцы аккумуляторов, профессиональные сервисные центры и автосервисы. Но если Ваша профессия тесно связана с обслуживанием автомобилей или аккумуляторов, то конечно лучше потратить больше денег и купить профессиональное устройство.
Источник