Надо ли отключать аккумулятор для зарядки

Опасно ли заряжать аккумулятор без снятия клемм

Современные автомобильные аккумуляторы практически не нуждаются в обслуживании, за исключением случаев, когда требуется их подзарядка от внешнего ЗУ. У многих автовладельцев эта процедура отработана до автоматизма, но далеко не всегда они делают это по правилам. Некоторые предпочитают выполнять зарядку, не снимая клемм. А поскольку подавляющее большинство легковых авто оснащается электронными блоками управления, возникает вполне естественный вопрос, насколько безопасно для электроники автомобиля такое грубое нарушение инструкций?

В каких случаях зарядка АКБ должна производиться при надетых клеммах

Причина, по которой мануалы многих моделей настоятельно рекомендуют не заряжать отсоединённый от клемм аккумулятор, достаточно проста – речь идёт об автомобилях, у которых имеется энергозависимое оборудование. Если хотя бы на секунду оставить их без питания, имеется вероятность сброса важных настроек или включения режима защитной блокировки.

Подключение зарядного устройства к клеммам аккумулятора

В частности, на автомагнитолах Renault или Nissan используется именно такая защита – и если вы снова подключите аккумулятор, чтобы активировать магнитолу, нужно будет по-новой ввести код, записанный в энергонезависимой памяти устройства. На некоторых моделях при отключении аккумулятора сбрасываются в ноль некоторые настройки электронного бока управления – в частности, информация о суточном пробеге и тратах топлива. Безусловно, это некритичные проблемы, но есть ещё одна опасность – если снимать или одевать клеммы неаккуратно, возможен скачок напряжения в бортовой сети, который может повредить электронные компоненты, включая саму управляющую программу ЭБУ. Но точно такой же риск возможен и при зарядке АКБ непосредственно на автомашине.

Читайте также:  Прикурить от аккумулятора меньше

Снимать клеммы или не снимать

Если вы подключаете к аккумулятору внешнее ЗУ, возможен скачок напряжения, связанный с рабочими параметрами зарядки. Как правило, ЭБУ в состоянии выдерживать повышение напряжения номиналом до 15,7 В, а у большинства зарядных устройств начальные параметры по напряжению ниже.

Однако у дешёвых моделей, оснащаемых регуляторами напряжения невысокого качества, пиковые значения напряжения могут существенно превышать указанный порог и достигать 17-18 В. Чтобы не рисковать, желательно перед зарядкой протестировать уровень максимального напряжения, выдаваемого ЗУ.

И ещё один нюанс, о котором нужно знать владельцам кальциевых аккумуляторных батарей первых поколений. Процедура их восстановления требует использования режимов с напряжением порядка 15,5-17 В, что может представлять опасность для электронных компонентов транспортного средства.

Современные кальциевые батареи оснащаются электродами, изготовленными из сплава свинца и кальция с добавлением других материалов, позволяющих снизить требования к питающему напряжению до безопасных границ, так что эти аккумуляторы можно заряжать, не снимая с автомашины.

В большинстве случаев процесс зарядки длительный и не контролируется автовладельцем, так что настоятельно рекомендуется отключить батарею от бортовой сети, а чтобы не обесточить энергозависимое оборудование, можно временно использовать компактный ИП на 12 В, подключив его к клеммам электропроводки с помощью проводов, оснащённых зажимами.

Мощность этого источника питания должна быть достаточной, чтобы поддерживать напряжение на протяжении 12-14 часов – именно столько в среднем заряжается классическая свинцово-кислотная батарея.

Можно ли заряжать аккумулятор без демонтажа клемм на карбюраторных авто

В этом случае ответ будет однозначно положительным – никакого отрицательного воздействия на систему питания это не окажет, поскольку ЭБУ такого автомобиля реагирует только на исходящее напряжение, а коммутатор системы зажигания также не связан напрямую с цепью аккумулятора.

Устройство карбюратора

Некоторые иномарки производства второй половины 90-х оснащались карбюраторами, имеющими не механический принцип подачи топлива, а оснащённые электронным контроллером, использующим данные, поступающие от каталитического нейтрализатора. Отечественные автовладельцы старались избавиться от электроники, устанавливая механические карбюраторы, в противном случае при зарядке аккумулятора нужно руководствоваться инструкциями, касающимися машин, оснащённых распределённой системой впрыска.

Если инжектор

В этом случае состав топливной смеси может изменяться в зависимости от показаний целого ряда датчиков и конкретных условий движения, отслеживаемых электроникой.

Генератор таких авто имеет в своём составе выпрямительный блок, способный регулировать напряжение в бортовой сети с достаточно высокой точностью. Но поскольку аккумулятор тоже может участвовать в питании электроники по время движении, в цепи имеется предохранитель, защищающий цепь от повышенного напряжения, но целиком полагаться на предохранитель вряд ли разумно.

В документации к некоторым моделям прямо говорится, что отключать клеммы АКБ при зарядке не рекомендуется. Обычно здесь же приводятся детальные инструкции, как выполнять зарядку с использованием внешнего ЗУ.

На запущенном моторе

Подключать ЗУ при работающем силовом агрегате категорически нельзя. Во-первых, из-за риска короткого замыкания, во-вторых, если на генератор подать дополнительное напряжение, может пострадать его регулятор напряжения, существует также вероятность выхода из строя контроллера ЗУ.

Если клеммы загрязнились или окислились

Проверка состояния контактных элементов перед любыми операциями с аккумулятором – операция необходимая. Дело в том, что клеммы подвержены загрязнению, снижающему их проводимость, поэтому зарядка батареи будет происходить с отклонениями от штатного режима. В результате увеличится время, необходимое для зарядки батареи, да и восстановление ёмкости будет не полным.

Очистка клемм может выполняться разными способами:

  • механическим, с использованием абразивных материалов;
  • с помощью специальных химсредств;
  • протиркой поверхности клемм сухой ветошью.

Нюансы зарядки АКБ без его снятия

Итак, мы выяснили, что зарядка аккумулятора автомобиля без демонтажа клемм допустима, но имеет свои особенности:

  • включение ЗУ в сеть должно производиться только после подключения проводов к клеммам батареи. И наоборот, когда процесс зарядки завершится, сначала отсоединяются провода, и только затем вынимается вилка из розетки;
  • первым подключается плюсовой провод, вторым – минусовый. Подсоединять кабели нужно аккуратно, чтобы не допустить короткого замыкания;
  • перед подключением ЗУ убедитесь в целостности проводов. Проследите, чтобы они не касались вентилятора системы охлаждения (он может включаться без наличия ключа в ЗЗ) и деталей выпускного тракта;
  • во время восстановления ёмкости батареи не поворачивайте ключ в ЗЗ, и не включайте оборудование, потребляющие электроэнергию;
  • если конструкция АКБ предусматривает наличие вентиляционных пробок, при зарядке они должны быть выкручены;
  • зимой процедуру восстановления ёмкости батареи необходимо проводить в отапливаемом гараже или нежилом помещении.

ПБ при зарядке АКБ без снятия клемм

Даже обычная зарядка аккумулятора не является простой процедурой, не говоря о зарядке без снятия штатных клемм. К ней предъявляются повышенные требования с точки зрения соблюдения правил безопасности:

  • необходимо строго соблюдать порядок и полярность подключения, описанные в предыдущем разделе – в противном случае нельзя исключить скачки напряжения в бортовой цепи авто;
  • на период зарядки извлеките ключ из замка, не включайте приборы, могущие работать только от аккумулятора;
  • избегайте контактов оголённых проводов с кузовными деталями («массой»);
  • зарядку следует осуществлять в проветриваемом или вентилируемом помещении, сам процесс должен контролироваться автовладельцем.

Итак, зарядка АКБ без снятия его с автомобиля возможна, и если для конкретной модели она не рекомендуется, то это будет обязательно указано в руководстве пользователя. В остальных случаях достаточно придерживаться вышеперечисленных советов и рекомендаций.

Источник

Можно ли выполнять зарядку аккумулятора без снятия клемм

Любому аккумулятору свойственно разряжаться, даже если он не используется, то есть автомобиль длительное время простаивает. Особенно остро эта проблема проявляется зимой, а также при эксплуатации автомобиля в городских условиях, когда генератор просто не успевает отдать необходимый заряд.

Поэтому время от времени батарею нужно заряжать, используя штатное ЗУ. Но в некоторых случаях демонтаж АКБ чреват неприятными последствиями, так что вопрос о том, можно ли выполнять эту процедуру, не снимая клемм, интересует многих.

В каких случаях требуется зарядка батареи без снятия клемм

Если автомобиль оборудован энергозависимыми электронными приборами, даже кратковременное отключение питания может стать причиной сброса важных настроек, чего автовладельцы стараются избегать. Другое неприятное последствие отключения электропитания – включение защитной блокировки устройства.

Если снятие защиты посредством введения цифровых кодов много времени не занимает (при условии, что водитель эти коды помнит), то с восстановлением настроек придётся повозиться.

Но самое плохое, что может случиться при снятии АКБ – обнуление данных в памяти ЭБУ. Например, о суточном пробеге и расходе горючего, что повлияет и на другие связанные параметры (срок проведения ТО и т. д.). При использовании дополнительного оборудования восстановление настроек может потребовать обращения на сайт производителя или в сервисный центр, а это большие временные потери. Наконец, неосторожное или неправильное сбрасывание или одевание клемм может привести к скачку напряжения с очень неприятными последствиями для электронной аппаратуры, в особенности для контроллера силового агрегата. Такой сбой потребует перепрошивки или, что ещё хуже, замены дорогостоящего блока.

Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая клеммы

Большинство отрицательных рекомендаций сводится к тому, что при подключении к АКБ внешнего ЗУ существует риск скачка напряжения свыше допустимого для бортовой электросети уровня.

Большинство штатных контроллеров электронных устройств ориентированы на максимально допустимое напряжение на уровне 15.7 В – это действительно меньше пиковых значений некоторых зарядных устройств, особенно низкокачественных – они допускают кратковременное повышение напряжения вплоть до 18 В.

Поэтому перед коммутацией двух устройств – зарядного и источника питания – нужно с помощью тестера определить в цепи зарядки максимальный уровень напряжения. Если это аккумулятор кальциевого типа первых поколений, то для его зарядки требуется подавать до 17 В, что потенциально опасно для бортовой электроники. Однако современные батареи Са-Са могут заряжаться безопасным напряжением.

Большинство подзарядок оснащены предохранителями, не допускающими роста параметров тока на выходе устройства, но есть и модели, не имеющие даже такой защиты. Их использование настоятельно не рекомендуется без снятия аккумулятора с машины.

Если карбюратор

Автомобили, оснащённые карбюраторной системой питания, дают отрицательный ответ на вопрос, надо ли снимать клеммы при зарядке аккумулятора. Во всяком случае, это абсолютно точно касается машин российского производства, для которых подключение внешнего ЗУ абсолютно безопасно. С иномарками есть нюансы – некоторые карбюраторные модели оснащались электронным контроллером, в задачи которого входила корректировка топливно-воздушной смеси, а необходимые данные поступали от каталитического нейтрализатора.

Большая часть таких машин выпускалась во второй половине девяностых годов, и это позволяло отечественным автовладельцам выбрасывать электронику, меняя карбюратор на механический отечественный аналог. На тех экземплярах, где электронику не трогали, зарядка производится по алгоритму, характерному для авто с распределённым впрыском.

Если инжектор

На сегодня это превалирующий тип легковых авто, но нужно ли отключать клеммы при зарядке АКБ, здесь зависит от конкретного исполнения. Здесь имеется микропроцессорный блок на самом инжекторе, есть управляющая электроника и на генераторе. Наличие предохранителя надёжной защитой не является, так что при подключении ЗУ скачки напряжения возможны. Поэтому большинство производителей рекомендуют отключать клеммы батареи.

Но есть модели, на которых всё наоборот, то есть отключение АКБ нежелательно, а зарядку следует выполнять в соответствии с инструкциями.

На запущенном двигателе

Как только мотор запущен, питание бортовой сети передаётся генератору, он же отвечает за зарядку аккумулятора. Подключив на работающем силовом агрегате к батарее зарядное устройство, вы рискуете «угробить» реле-регулятор генератора, а заодно и контроллер самого ЗУ.

Так что если возникла необходимость заряжать аккумулятор, не снимая его с машины, то делать это на работающем двигателе категорически не рекомендуется.

Если клеммы грязные или окислённые

Стабильность контактного пятна – характеристика не менее важная, нежели стабильность тока или напряжения на выходе зарядного устройства. Не нужно забывать и о том, что загрязнённая или окислённая клемма существенно ухудшает возможность восстановления номинальной ёмкости АКБ, поэтому перед зарядкой необходимо проверить выводы батареи и при необходимости очистить их от налёта и следов химических реагентов.

Особенности процедуры зарядки АКБ без его снятия

Если вам предстоит зарядка автомобильного аккумулятора без снятия клемм, стоит учесть следующие особенности этой процедуры:

  1. ЗУ включается в сеть после его соединения с аккумулятором. После окончания процедуры сначала нужно снять провода и только после этого обесточить зарядное устройство. В противном случае сохраняется риск повреждения электроники автомобиля.
  2. Первым надевается положительный кабель, отрицательный – последним. Такой порядок позволяет снизить вероятность закорачивания АКБ.
  3. Перед подключением ЗУ осмотрите провода на предмет нарушения изоляции. Убедитесь, что они не касаются вентилятора системы охлаждения и компонентов выпускного тракта – нельзя исключать вероятности пуска двигателя даже без ключа в замке зажигания.
  4. Перед тем как заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля, убедитесь, что все бортовые потребители электроэнергии отключены.
  5. Во время зарядки обеспечьте вентиляцию помещения, если машина стоит в гараже.
  6. Если батарея обслуживаемая, убедитесь, что пробки откручены, а уровень электролита соответствует норме.
  7. Зимой в неотапливаемом помещении зарядку лучше не проводить – она может оказаться намного продолжительнее, чем в обычных условиях.

Техника безопасности

Даже обычную процедуру восстановления ёмкости автомобильной батареи нельзя назвать простой, а при попытке зарядить АКБ без снятия клемм возникают дополнительные сложности.

Именно поэтому процедура должна выполняться с соблюдением следующих правил безопасности:

  • работать нужно с использованием средств индивидуальной защиты (очков, резиновых перчаток и передника), особенно если аккумулятор обслуживаемый;
  • при подключении ЗУ к батарее следует соблюдать необходимую полярность и очерёдность (описано пунктом выше);
  • чтобы не допустить случайного включения зажигания, вытащите ключ из замка, предварительно выключив все электроприборы;
  • не допускайте контактов проводов с любыми металлическими поверхностями, кроме клемм аккумулятора;
  • обеспечьте приточную вентиляцию, если зарядка происходит в закрытом помещении.

Помните, что зарядка АКБ без снятия его с автомобиля возможна и безопасна только в том случае, если электрические характеристики зарядного устройства соответствуют параметрам бортовой сети транспортного средства.

Источник

Оцените статью