- Применяем правильно мультиметр: тестирование аккумуляторной батареи
- Виды аккумуляторных батарей для тестирования именно таким прибором
- Тестируем основные параметры, используя мультиметр
- Напряжение в аккумуляторной батарее
- Сила пускового тока
- Емкость
- Внутреннее сопротивление
- Ток утечки
- Проверка системы пуска (стартера)
- Перезаряд
- Уровень заряда
- Выводы
- Каким мультиметром можно проверить автомобильный аккумулятор
- Назначение и различия мультиметров
- Вольтамперметр стрелочного типа
- Измеритель цифрового вида
- Выбор и подготовка прибора
- Определение параметров АКБ
- Тестирование стрелочным устройством
- Проверка электронным измерителем
Применяем правильно мультиметр: тестирование аккумуляторной батареи
Аккумулятор – прибор для запуска системы пуска автомобиля. Без него он просто не заведется. Вернее, заведется, но только в экстренном положении. АКБ дает возможность при запуске двигателя раскрутить стартер для работы остальных механизмов.
Батарея должна быть всегда заряжена, чтобы выполнять свои основные функции. Оценить состояние и работоспособность батареи может любой человек, имея при себе мультиметр или нагрузочную вилку.
Мультиметр – устройство, при помощи которого можно с точностью проверить напряжение, силу тока или емкость батареи, вольтаж. Для того чтобы проверить любую батарею, можно использовать даже самое простое дешевое устройство.
Далее мы более детально рассмотрим наиболее распространенные варианты диагностики батареи таким прибором.
Виды аккумуляторных батарей для тестирования именно таким прибором
Все аккумуляторы имеют одинаковые пункты по основным свойствам и параметрам. Это – напряжение, вольтаж, емкость, сила тока, уровень сопротивления.
Значит, любую батарею можно проверить этим прибором на то, как она работает.
Самые распространенные аккумуляторы, которые можно проверить именно мультиметром – это батареи.
Есть автомобили, которые оснащены заводскими программами для установления уровня заряда аккумулятора. Но эти проги указывают неточную, общую информацию об уровне заряженности аккумулятора. Значит, им нельзя верить.
Тестируем основные параметры, используя мультиметр
Перед началом замеров АКБ необходимо отключить и отсоединить от авто.
Только так возможно тестирование.
Напряжение в аккумуляторной батарее
Напряжение тестируют на клеммах батареи без нагрузки. Чтобы провести такую диагностику – достаточно отсоединить клемму «минус» с батареи и провести замеры измерительным устройством.
АКБ, который имеет стопроцентный заряд, в котором отсутствуют дефекты и исправен, покажет значение напряжения двенадцать В.
Если показатель на уровне одиннадцать В – батарея имеет заряд на уровне пятидесяти процентов. А если значение ниже одиннадцати – значит АКБ имеет неполадки и неисправности или разряжен.
Внимание! Еще мультиметром можно проверить и высокое напряжение (ток в розетке или технические аккумуляторы). Для этого на переключателе выбираем – 200 В.
Если на дисплее вы увидели число со знаком «-», это значит, что неправильно подсоединены кабеля. Перед тем как проверить АКБ, обязательно внимательно подсоедините – красный кабель – клемма «плюс», а черный – «минус».
Сила пускового тока
Переключаем мультиметра на указатель А. В таком положении у нас есть возможность проверить силу тока. Это значение измеряется в мАм. Для проведения такого замера нужно подсоединить щупы тестера к клеммам АКБ.
Для того чтобы проверить аккумуляторы с высокой мощностью и вольтажом, необходимо поменять положение на переключателе, а именно: выбрать пометку «10А».
Чтобы проверить силу тока на АКБ из авто, подойдет только профессиональное устройство (например, Bosch BAT-131). Вышеуказанные методы будут непродуктивны, потому что сила пускового тока авто-аккумулятора может иметь значение больше, чем сотня ампер.
Емкость
Емкость показывает в Амперах общую мощность, которую возможно получить от АКБ. Зависит от площади пластин, их количества и температуры.
Для того чтобы проверить показатель приблизительной емкости аккумуляторной батареи, кроме мультиметра, нам пригодится также стабилизатор напряжения (он должен совпадать с номинальным вольтажом батареи) и прибор для измерения времени.
Далее подбираем нагрузку, которая может быть запитана от АКБ на протяжении некоторого времени.
Емкость аккумуляторной батареи тестируется следующим образом:
Запоминаем значение мультиметра после включения схемы и измеряем секундомером время для того, чтобы разрядить АКБ до 0. Далее следует умножить показатель силы тока на время, на протяжении которого разряжался аккумулятор, и мы получаем емкость АКБ, которая измеряется в ампер/часах.
Но кислотные аккумуляторы не рекомендуется тестировать таким способом только потому, что полный разряд имеет негативное влияние на работу такого аккумулятора.
Внутреннее сопротивление
Кроме всего вышеперечисленного, мультиметр дает возможность легко проверить внутреннее сопротивление источника тока. С этой целью нужно провести такие операции:
Ток утечки
Для того чтобы проверить такую характеристику, сначала, устанавливаем мультиметр через переключать в режим определения тока нагрузки на 10 или 20 Ампер.
Чтобы проверить утечку тока в разрыв массы, нужно:
- снять минусовую клемму с батареи;
- красный провод тестера подсоединить к аккумулятору;
- черный – на снятую клемму.
Для определения утечки тока в разрыв плюса, просто проделываем такие же манипуляции — только с клеммой «плюс».
Утечка тока определяется по такой технологии. Сначала подготавливаем транспортное средство к тестированию (нужно отключить все приборы, потребляющие энергию). Через время присоединяем мультиметр в разрыв цепи и записываем показания. При появлении на тестере тока утечки начинаем вытаскивать и вставлять обратно предохранители и реле. Как только ток станет в норму – значит, эта цепь дает утечку.
Проверка системы пуска (стартера)
При запуске стартера транспортного средства замеряем и записываем показатель, а именно: на сколько В упало напряжение. Далее выключаем двигатель.
Подаем нагрузку на АКБ. Устанавливаем, на сколько вольт упала стрелка и записываем. Потом можем сравнить с предыдущими цифрами. Если разница маленькая – стартер в полном порядке, а если большая – то он неисправен.
Перезаряд
Перезаряд можно проверить в режиме напряжения. Для начала – определить вольтаж, а только после этого сравнить цифры номинального с полученным.
Если показатель, полученный в результате проверки, больше от номинального более чем на двадцать процентов, то вывод очевиден – АКБ перезаряжен.
Перезаряд батареи – опасное негативное явление. Как последствие – закипание аккумуляторных батарей с освобождением опасных для жизни газов, взрыв или воспламенение аккумулятора.
Уровень заряда
Для того чтобы проверить, насколько заряжен/разряжен ваш аккумулятор, необходимо провести следующие действия:
- Подключаем провода в режим «вольтажа» (измерение напряжения).
- Переключать ставим на точку 20 Вольт. Значит, мультиметр покажет все значения, которые ниже этой цифры. А аккумулятор выдает 12,7 – 13,2 Вольта.
- Соединяем провода тестера с клеммами АКБ. ВНИМАНИЕ! Красный щуп – клемма «плюс», черный – «минус».
- На экране появится цифра — показатель напряжения на данной батареи.
- 12,7 (в некоторых случаях 13,2) Вольта – аккумулятор заряжен на 100%, в дополнительном заряде не нуждается;
- 12,1 – 12,4 Вольта – батарея заряжена приблизительно наполовину – нуждается в подзарядке;
- 10,5 Вольта – глубокий разряд АКБ – нужна срочная полная зарядка.
Идентичным методом можно так же проверять аккумуляторные батарейки или батарею телефона, или других гаджетов.
Выводы
Такое измерительное устройство как мультиметр дает возможность с некоторой периодичностью проверять работоспособность аккумулятора. Для этого можно использовать один из методов, описанных выше.
Внимательно выбирайте режим мультиметра при проверке каждого параметра, ведь пренебрежение этим правилом может привести к неисправности мультиметра и аккумулятора.
Источник
Каким мультиметром можно проверить автомобильный аккумулятор
Когда возникает проблема, связанная с невозможностью завести автотранспортное средство, автолюбители в первую очередь проверяют аккумуляторную батарею на присутствие нужного напряжения. Зная как проверить аккумулятор мультиметром, можно с высокой точностью определить, нужна ли его замена или подзарядка. При этом для измерения понадобиться только сам прибор и умение им пользоваться.
Назначение и различия мультиметров
Мультиметр — это электроизмерительное устройство, сочетающее в себе несколько функций. В продаже встречаются измерительные устройства как бытового, так и профессионального класса. Существенное различием между этими классами заключается в точности полученного результата, что в конечном счёте отражается на цене приборов. Устройства бытового класса позволяют проводить измерения различных величин в широком диапазоне значений с невысокой точностью, в то время как профессиональные тестеры более ориентированы на небольшую группу измерений с небольшой погрешностью.
По принципу действия измерители подразделяются на два типа:
Измерить параметры АКБ можно любым из этих типов устройств, но среди автолюбителей большей популярностью пользуется цифровой мультиметр. Связано это с простотой его использования и более наглядным получением результата измерения, по сравнению с аналоговым тестером.
В основе принципа работы аналогового тестера лежит преобразование измеряемого сигнала в силу тока, с последующей его визуализацией в виде отклонения стрелки на определённую величину. Цифровой же прибор, имея в своём устройстве микроконтроллеры, преобразует полученный сигнал в напряжение, а уже после, обработав его, выводит на дисплей в виде цифр.
Вольтамперметр стрелочного типа
Основным элементом такого типа прибора является электромеханическая головка. Будучи выполненной в виде рамки со стрелкой и находясь под действием переменного магнитного потока, она преобразует электрический сигнал, который поступает через измерительные щупы и элементы прибора, в механическое отклонение стрелки. Сила этого отклонения связана с величиной тока регистрируемой головкой.
Погрешность вычисления такого рода устройства зависит от чувствительности измерительной головки. Вероятность ошибки измерения стрелочным тестером обозначается числом, например, 0,1 или 2,0, и называется классом точности. Так, устройство с диапазоном измерения от нуля до 25 вольт и классом точности 1, сможет определить значение напряжения на автомобильной батарее с погрешностью 0,25 вольт. Достоинством аналогового типа по сравнению с цифровым является инерционность и слабое восприятие к внешним помехам, что позволяет с неплохой точностью проверить аккумулятор тестером.
Измеритель цифрового вида
Работа цифрового измерителя напряжения построена на использовании в своей схемотехнике аналого-цифрового преобразователя (АЦП). Эта микросхема является ядром устройства, от качества которой в большей мере зависит погрешность полученного результата. Кроме этого, класс точности зависит от параметров радиодеталей в приборе, качества реализации защиты от внешнего негативного влияния электромагнитных полей. Основной характеристикой такого типа устройств является разрядность. Чем выше класс разрядности тем точность измерения будет больше.
Например, если использовать мультиметр для проверки аккумулятора автомобиля со значением разрядности 2, погрешность результата будет составлять около 10%. Среднее значение бытового класса приборов при измерении напряжения постоянной величины составляет всего около 0,3 процента.
Немаловажной характеристикой цифрового тестера является и разрядность дисплея. Эта характеристика обозначает, сколько цифр может вывести прибор на экран. Например, когда разрядность равна 3 3 /4, это обозначает, что наибольшее значение величины измерения составит 3999. Тут следует отметить, что точность мультиметра не зависит от разрядности экрана, которая характеризует именно качество экрана.
Выбор и подготовка прибора
При принятии решения, каким лучше типом мультиметра проверить АКБ, меньшее предпочтение пользователи отдают стрелочным приборам. Связано это не только с классом точности, но и сложностью в интерпретации полученных результатов. Использование же цифровых приборов удобнее в плане подготовки к работе и наглядности полученного результата.
Перед тем как проверить аккумулятора автомобиля мультиметром, тестер нужно правильно настроить. Для этого сначала проверяют исправность элементов питания. Если при включении цифрового прибора на его экране высвечивается пиктограмма с мигающей батарейкой, это означает, что питающий элемент необходимо заменить. Для стрелочного прибора сигналом о замене питающего элемента будет невозможность установить стрелку в нулевое положение. Для корректного получения результата следует не только использовать настроенный прибор, но и проследить за окружающей температурой. Оптимальной температурой считаются 20 градусов по Цельсию.
Настройка цифрового прибора заключается лишь в правильном выборе диапазона измерения и подключении измерительных проводов, в то время как аналоговый прибор перед использованием потребуется откалибровать. Так, перед измерением ёмкости АКБ понадобится установить стрелку в нулевое положение. Для этого, закорачивая зажимы щупов между собой, крутят ручку потенциометра, выведенную на корпус устройства.
Если откалибровать прибор не удаётся, то просто выполняется замена элементов питания. Перед измерением напряжения мультиметр также калибруется путём поворота ручки установки нуля до тех пор, пока стрелка не переместится на деление, обозначающее начало отсчёта шкалы.
Определение параметров АКБ
Используя тестер, можно провести измерение всех основных параметров аккумуляторной батареи, а именно: тока утечки, величины заряда, значение ёмкости. Анализируя полученные данные, с большой вероятностью можно определить её работоспособность.
Так, пониженное значение напряжения, менее 12 вольт, обозначает, что батарее необходимо обслуживание, например, замена электролита. Если напряжение АКБ находится ниже 10 вольт и циклы заряд-разряд не помогают, то в батареи произошли необратимые химические процессы и её ресурс выработан. На это также косвенно может указать высокое значение тока утечки. Случается и так, что напряжение на батареи в норме, около 12,4−13 вольт, а при подключении к клеммам исправного автомобиля резко падает. Такое поведение указывает на потерю ёмкости АКБ.
Различаются следующие состояния для батареи:
- 12,6 до 13,2 в — заряд полный;
- 12 до 12,7 в — норма;
- 11,6 до 12 в — аккумулятор разряжен ниже допустимого уровня, нужна его подзарядка;
- 11,6 в и менее — АКБ полностью разряжен, скорее всего, потребуется его замена или регенерация.
Тестирование стрелочным устройством
Одним из самых популярных аналоговых устройств во времена СССР был прибор, называемый «цешка». Приборы это серии отличаются надёжностью и многофункциональностью. Из-за их большой популярности на рынок было выпущено множество моделей. Поэтому и сегодня можно встретить такие устройства в хорошем состоянии. Так как схемы приборов особо не изменились, то и измерения параметров АКБ можно рассмотреть на примере использования такого тестера.
Прибор включается в соответствии с инструкцией, указанной на внешней стороне фиксирующей крышки элементов питания. Для измерения величины заряда на аккумуляторе кнопкой переключения устанавливается режим работы, соответствующий значку «—». Ручка переключения диапазонов измерения, выполненная в виде галетного устройства, переводится на определённое значение V, превышающее предполагаемую величину, которую возможно получить при замере.
В частности, для Ц4342 переключатель устанавливается на значение 50 вольт. После этого измерительные провода подключаются к разъёмам тестера. Красный цвет разъёма обозначает положительный контакт, чёрный — отрицательный. Обратными концами проводов (щупами) касаются клеем аккумулятора, соблюдая при этом полярность, то есть плюс к плюсу, а минус к минусу.
В случае несоблюдения полярности стрелка отклонится левее нуля, если такое состояние держится долго, это может привести к повреждению прибора, так что нужно поменять расположение щупов. Если подключено всё правильно, то стрелка отклонится вправо от нуля на значение равное 6 по шкале V. Это значение соответствует напряжению на автомобильной батареи, равному 12 вольт.
Стрелочный мультиметр используется и для проверки ёмкости аккумулятора. Выполняется такое тестирование с помощью контрольного разряда батареи. Для этого вначале аккумулятор заряжается на 100 процентов, а затем делается замер его напряжения. После, подключив к нему лампу накаливания на 12 вольт с мощностью 60 Вт, засекают время. Такая лампочка создаёт нагрузку равную 5 ампер. Как только напряжение снизится наполовину, от своего максимального значения, лампочка отключается. Перемножение времени и тока нагрузки (лампочки) покажет примерную ёмкость аккумулятора.
Для определения тока утечки понадобиться изменить настройки прибора. Переключатель в тестере устанавливается на максимальное значение силы тока. Применительно к Ц4342 это значение будет составлять 2500 мА. Положительная клемма, приходящая с автомобиля на АКБ, остаётся на месте, а отрицательная снимается и подключается к положительному щупу мультиметра. Отрицательный щуп измерителя устанавливается на минус аккумулятора. При этом в автомобиле должно быть всё выключено, а ключ вынут из замка зажигания. Значение до 100 мА обозначает, что оборудование исправно. Если больше, значит, есть проблема.
Проверка электронным измерителем
Проведение измерения автомобильного аккумулятора цифровым тестером по принципу ничем не отличается от стрелочного типа. Мультиметр подключается парой проводов к аккумуляторной батарее. Каждый провод на одном из концов имеет штекер, вставляемый в гнездо тестера, а на другом — измерительный щуп.
Последовательность действий при измерении напряжения электронным мультиметром, можно представить в следующем виде:
Нажимается кнопка включения устройства ON/OFF.
- Переключателем выбирается предел измерения, превышающий постоянное значение 12 вольт.
- Штекера проводов устанавливаются в гнёзда V и COM.
- Щупами дотрагиваются до клемм аккумулятора и снимают показания с экрана мультиметра.
- Когда при снятии показаний на экране перед результатом появляется знак «—», то это указывает на неправильную полярность подсоединения щупов.
Измерение тока утечки проводится в разрыв минусового провода подключения аккумулятора. Но перед этим в приборе штекер из гнезда V переставляется в гнездо с маркировкой mA или A, а переключатель переставляется в режим измерения тока.
Стоит отметить и возможность проверки автомобильного аккумулятора без отключения его клеммы от генератора машины. Для этого, не включая зажигания, параллельно клеммам батареи подключают тестер в режиме измерения напряжения. Диапазон измерения выставляется около 20 вольт. Показания тестера, соответствующие нормальному состоянию батареи, будут в пределе 12,4−12,8 вольт. Затем автомобиль заводится. При этом напряжение должно подняться до отметки 14,6−14, 7 вольт. Такие показания говорят о работоспособности как АКБ, так и генератора машины.
Таким образом, используя мультиметр, можно провести измерения всех параметров автомобильного аккумулятора. После этого принять правильное решение о замене или реанимации батареи будет несложно.
Источник