Мировой рынок литий ионный аккумулятор
Независимый эксперт
по стратегическому развитию
Химия и нефтехимия
8 915 498 77 26
Потребление литий-ионных батарей в России. Потребительский сектор и батареи для транспорта. Виденье и перспективы.
Рисунок 1. Импорт литий-ионных аккумуляторов в РФ в натуральном и стоимостном выражениях (2010 – 2016 г.), на основании данных Росстата и таможенной статистики.
В 2010 г на российских рынок было поставлено литий-ионных аккумуляторов на общую мощность 31,1 Мвт/ч на общую сумму 28,68 млн. US$. В период до 2016 года наблюдался рост поставок продукции на российский рынок со среднегодовым ростом 15-20% по тоннажу и общей энергоемкости аккумуляторов и 10-15% ростом по стоимости поставок. Так, в 2016 году на российский рынок было поставлено литий-ионных-аккумуляторов с общей энергоемкостью свыше 147,4 МВт*ч на общую сумму 71,47 млн. US$.
До 62% поставок (в стоимостном выражении) на российский рынок в 2016 году приходилось на КНР, где расположены основные мировые мощности по производству литий-ионных аккумуляторов и других электронных устройств, другие страны значительно уступают в объемах. На Японию, Малайзию и Южную Корею пришлось по 8, 4 и 4% соответственно. На Вьетнам, США и Тайвань – 4, 2 и 3%. На долю других стран пришлось не более 13%.
Рисунок 2. Структура поставок литий-ионных аккумуляторов в Российскую Федерацию по странам, 2016 г.
На рис. 3 показаны производители литий-ионных аккумуляторов, поставляющие продукцию на российский рынок.
Рисунок 3. Структура поставок литий-ионных аккумуляторов в Российскую Федерацию по торговым маркам, 2016 г.
Из структуры видно, что наибольшая часть поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок приходится на компании, основная деятельность которых связана с производством и продажей электронных устройств в потребительском секторе. Так на долю компании CISCO SYSTEMS INTERNATIONAL пришлось до 17% поставок. ROBERT BOSCH GMBH поставило более 5%; поставки SAMSUNG ELECTRONICS CO., HEWLETT-PACKARD и HILTI AKTIENGESELLSCHAFT составили по 4% поставок. Другими основными поставщиками продукции стали хорошо известные российскому потребителю поставщики электронных продуктов, указанные в структуре. На долю прочих производителей, объемы поставок которых составили менее 0,6% в общем объеме поставок, пришлось 44%.
Потребление литий-ионных аккумуляторов в России и мире существенно различается (рис. 4). Если в мировом потреблении потребительский сектор составляет не более 65%, то на российском рынке этот показатель составляет до 92,5% от общего объема потребления.
Рисунок 4. Сравнение структур потребления литий-ионных аккумуляторов в России и мире, 2016 г.
Указанная структура потребления наблюдается в связи с рядом причин, среди которых фактическое отсутствие рынка электромобилей в России (этот рынок только начинает формироваться) и слабый спрос на продукцию литий-ионных аккумуляторов со стороны промышленных потребителей, к которым относятся грузовой транспорт, пассажирский транспорт, электропогрузчики, системы оперативного постоянного тока (СОПТ), источники бесперебойного питания (ИБП) и системы накопления энергии (СНЭ) различного назначения, центры обработки данных (ЦОД) и базовые станции.
По прогнозным оценкам экспертов, мировая структура потребления в ближайшие 10 лет будет меняться. До 2026 г. доля потребительского сектора будет сокращаться как за счет роста числа электромобилей, так и за счет сетевых накопителей и ВИЭ. При этом существенные различия в структуре потребления на российском и мировом рынках создают потенциал для товарных ниш, которые могут появиться при следовании российских потребителей продукции за мировыми тенденциями, то есть увеличение доли аккумуляторов, предназначенных для использования в сфере электротранспорта и энергетики (тяговые литий-ионные аккумуляторы для электромобилей, электропогрузчиков, грузового и пассажирского транспорта; аккумуляторы для источников бесперебойного питания и сетевых накопителей энергии). В этом плане проект, предлагаемый ООО «Лиотех-Инновации», является импортоопережающим проектом.
В 2016 г. ООО «Лиотех-Инновации» поставил на российский рынок литий-ионных аккумуляторов и аккумуляторных батарей на 109 млн. руб., что составляет 1.78 млн. US$, это 2.5% от текущего объема импортных поставок литий-ионных аккумуляторов в РФ в 2016 г. Исходя из структуры потребления литий-ионных аккумуляторов на российском рынке в данный момент, доля рынка потенциальных продуктов ООО «Лиотех-Инновации» в настоящий момент составляет 7.5% от всех импортных поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок в 2016 г. (см. рис. 4), но, при этом, указанная доля приходится именно на те сегменты потребления, которые в ближайшие годы ожидает рост. К таким сегментам относятся в первую очередь тяговые литий-ионные аккумуляторы для электротранспорта, применяемые в транспортном (автомобильном, железнодорожном, морском), а также аккумуляторы для военного и промышленного секторов потребления. При этом потребителям необходимо предлагать не аккумуляторы как таковые, а аккумуляторные батареи – аккумуляторы, соединенные таким образом, чтобы получить характеристики, необходимые потребителю для данного применения (ёмкость, напряжение, габариты, температурный диапазон работы и т.п.).
Задача создания аккумуляторных батарей из аккумуляторов включает конструкторскую работу, разработку и установку систем контроля и управления батареей, разработку и установку систем термостатирования, испытания и доработку батареи под требования заказчика, сертификацию. Предлагаемый проект решает задачи создания литий-ионных аккумуляторных батарей и универсальных батарейных модулей из литий-ионных аккумуляторов завода Лиотех для широкого диапазона применений в электротранспорте и энергетике, решая задачу импортозамещения в данных отраслях и одновременно способствуя созданию и развитию новых рынков.
Как уже упоминалось, в настоящий момент в России есть единственный производитель, способный осуществить импортозамещение в указанном сегменте рынка – завод «Лиотех» в Новосибирской области, который в настоящий момент управляется ООО «Лиотех-Инновации». При достаточном уровне финансирования НИОКР будет возможно полное импортозамещение продукции, поставляемой на российский рынок по импорту как в настоящий момент, так и в перспективе с учетом прогнозов расширения потребления продукции в указанном сегменте.
Структура импортных поставок литий-ионных аккумуляторов высокой ёмкости для электротранспорта и энергетики по странам и производителям представлена на рис. 5.
Рисунок 5. Структура импорта литий-ионных аккумуляторов емкостью свыше 40 Ач для электротранспорта и энергетики по странам (слева) и производителям продукции, 2016 г.
Общий объем импортных поставок литий-ионных аккумуляторов в указанном секторе рынка в 2016 году составил 5,36 млн. US$ (7.5% от общего объема импорта). До 12% объема поставок приходился на продукцию компании BYD LITHIUM BATTERY COMPANY LTD из Финляндии; 5.6% составила продукция литий-ионных аккумуляторов для электромобилей и промышленных аккумуляторов китайского производителя SINOPOLY BATTERY INTERNATIONAL LTD. Другие поставки литий-ионных аккумуляторов высокой емкости для промышленных систем включали продукцию китайской компании CHINA AVIATION LITHIUM BATTERY CO., LTD (CALB), запасные тяговые литий-ионные аккумуляторы для легковых электромобилей Renault в 2016 году (поставляла NISSAN MOTOR CO LTD) и др.
Оценивая перспективы российского рынка продукции литий-ионных аккумуляторов в целом и сегмента литий-ионных аккумуляторов большой ёмкости, основу которой может составить продукция ООО «Лиотех-Инновации», эксперты рынка отмечают рост, вызванный развитием сегментов электромобилей, электропогрузчиков, сетевых накопителей и других промышленных потребителей, а также развитием новых областей применения, в частности, в железнодорожном транспорте. Спрос в ближайшие 10 лет будет поддерживаться развитием этих стратегических областей применения литий-ионных аккумуляторов. По оценкам экспертов, уже через 3-4 года российское потребление литий-ионных аккумуляторов в указанном сегменте ожидает рост потребления в размере, превышающем существующие показатели в 2-4 раза. Рост спроса на новые решения, применяемые в транспортной и промышленной сферах, неизбежно приведут к росту потребления литий-ионных аккумуляторных батарей и определят спрос на продукцию завода ООО «Лиотех-Инновации».
При этом потребление тяговых литий-ионных аккумуляторов в России к 2030 году может достичь 2 тыс. т/год на общую сумму не менее 100 млн. US$.
Подводя итоги раздела, отметим следующие характеристики рынка продукции создаваемой в рамках реализации указанного технаправления:
- Мировой рынок литий-ионных аккумуляторов в ближайшие 10 лет ожидает рост в сегменте электротранспорта и энергетики. На рынке востребованы не сами аккумуляторы, а готовые решения на их основе – литий-ионные аккумуляторные батареи для различных применений.
- Потребление литий-ионных аккумуляторов в России и мире отличается. В то время, когда сегмент бытовой электроники в России достигает 92,5% потребления, в мире он не превышает 65%. Это связано с тем фактом, что рынки электромобилей, сетевых накопителей энергии и других высокотехнологичных применений в России находятся на стадии формирования.
- В России единственным коммерчески ориентированным производителем литий-ионных аккумуляторов для рынков электротранспорта и энергетики является завод «Лиотех». Другие российские производители литий-ионных аккумуляторов изготавливают продукцию в рамках гособоронзаказа в объеме малых партий.
- В настоящий момент на рынке литий-ионных аккумуляторов для мобильной электроники 100% коммерчески значимых поставок приходились на импортные поставки. В 2016 г. в структуре этих поставок до 62% занимала продукция из КНР. При этом, наибольшая часть поставок приходилась на компании, основная деятельность которых связана с производством и продажей электронных устройств в потребительском секторе.
- На рынке литий-ионных аккумуляторов высокой ёмкости наряду с импортными поставщиками присутствует российский производитель – ООО «Лиотех-Инновации», доля которого на рынке может быть существенно увеличена (с 2.5% до 7.5% в процентах от импортных поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок в 2016 г.), при этом доля этого рынка в общем объеме потребления литий-ионных аккумуляторов также будет увеличиваться.
- Всё вышеперечисленное, наряду с прогнозируемым резким увеличением потребления литий-ионных аккумуляторов в мире, создает предпосылки для появления товарных ниш на российском рынке, которые может занять продукция ООО «Лиотех-Инновации».
Более подробную информацию вы можете заказать у автора
Уникальные матеиалы исследований, эксклюзивные источники, аналитические записки
Источник
Мировой дефицит li-ion аккумуляторов
Почти все заметили резкое повышение цен на li-ion аккумуляторы. Рост цен начался в конце 2020 года и он не прекращается до сих пор. Это происходит не только в России, но и во всем мире. У многих поставщиков часто нет в наличии нужных моделей.
Это связано с мировым дефицитом li-ion аккумуляторов. В конце 2020 года почти одновременно наложились несколько факторов:
- летом-осенью 2020 года из-за COVID почти полностью останавливали производство некоторые заводы, выпускающие li-ion аккумуляторы;
- дефицит сырья для производства li-ion аккумуляторов;
- проблемы с логистикой, которые начались осенью 2020 года;
- резкий рост производства электромобилей в мире;
- переориентация мощностей ведущих производителей li-ion на выпуск аккумуляторов для электромобилей.
По этим причинам в конце 2020 года начался дефицит li-ion аккумуляторов, который усилился в начале 2021 года. Это привело к тому, что у оптовых поставщиков li-ion часто нет в наличии многих моделей, что неизбежно ведет к повышению цен. Закупочные цены выросли на все модели аккумуляторов. На некоторые модели цены выросли более, чем в два раза.
В начале 2021 года все надеялись на улучшение ситуации к концу лета. Но судя по всему, до конца года ситуация вряд ли нормализуется.
Из-за дефицита и повышения цен на продукцию ведущих производителей li-ion (Samsung, LG CHEM, Panasonic/Sanyo, Murata) скорее всего на рынке будет еще больше поддельных аккумуляторов. Будьте особо внимательны!
Ниже приводим информацию с некоторых сайтов по этой тематике:
We have always been able to provide our customers with A-brand lithium-ion batteries for the best price. In the past months the situation has changed and we feel that we owe our clients a thorough explanation. The company Sony/Murata is having production problems at the moment.The company Samsung had to shut down battery plants for several weeks due to COVID-19 outbreak. Panasonic/Sanyo and LG have a shortage because the automotive giants turned to them when Sony/Murata and Samsung failed to supply. Supply has lowered drastically, but demand hasn’t lowered at all, and, as a result, prices have doubled, sometimes even tripled.
Осенью 2020 года в мире начался глобальный дефицит литий-ионных аккумуляторов. Это связано с пандемией, которая бушует в мире, а также с нехваткой сырья и высококачественных химикатов необходимых для производства аккумуляторов.
Но есть еще одна важная причина – переход автомобильных производителей на выпуск электрокаров! В январе 2021 года Илон Маск заявил: «Наша компания очень четко дала понять своим поставщикам аккумуляторов, будь то CATL, Panasonic или LG – мы будем брать столько батарей, сколько они могут произвести!» Параллельно поступила информация, что в ближайшее время LG планирует сосредоточиться на выпуске аккумуляторов для электромобилей и перестать выпускать элементы для бытовой электроники.
Как видим перспективы не очень радужные, но масла в огонь подлил Samsung , который заявил, что основные его заводы в Малайзии и Китае будут производить аккумуляторы, только для корпорации TTI, которая является владельцем более десятка брендов и специализируется на выпуске электроинструмента и оборудования.
Стоит упомянуть еще одного производителя аккумуляторов — Murata , который в последнее время перестал выпускать в свободную продажу свои элементы из-за нехватки продукции для своих стратегических партнеров.
В настоящее время существует серьезная нехватка литий-ионных аккумуляторов, в частности 18650 и 21700. Улучшение ситуации ожидалось к середине года, но увы, до конца года ситуация не стабилизируется.
Источник