Под небом голубым: Элон Маск и его Солнечный Город
21 декабря 2012
Когда звучит имя Элона Маска, одним вспоминается космический извозчик SpaceX, другим — автомобильный электропионер Tesla Motors (речь о той и другой компаниях шла в колонке раньше, см. «Первые на орбите» и «Как сломать Tesla Roadster»). Но вплоть до прошлой недели мало кому было известно, что Маск приложил руку к ещё одному проекту. Это Solar City, в последние дни — одна из самых ярких звёзд на западном бизнес-небосклоне.
13 декабря компания провела IPO — и какое! В первый же день бумаги улетели на 50% выше цены размещения, что, учитывая общий пессимистический настрой инвесторов, было бы хорошим результатом и для любого дот-кома. Solar City же занимается солнечной энергией, что делает её оценку биржей ещё более лестной.
Основали Solar City в 2006 году по подсказке Элона его двоюродные братья, Линдон и Питер Райвы. Идея в первом приближении простая и даже обычная: компания монтирует маленькие частные солнечные электростанции (мощностью в несколько киловатт, что покрывает потребности среднестатистического домохозяйства) на крышах жилых домов и компаний. Фишка в том, что Solar City их не производит и чаще всего даже не продаёт, а сдаёт, как теперь выражаются, в долгосрочный лизинг. Она помогает клиенту рассчитать, как много он сэкономит, переключившись с обычной на солнечную энергию, разрабатывает дизайн панелей солнечных батарей для каждого конкретного случая, привлекает кредиторов, которые финансируют сделку, и самостоятельно монтирует панели на крыше.
Короче говоря, клиент — а это в основном рядовые американцы — фактически бесплатно получает личную солнечную электростанцию «под ключ». Он ничего не покупает, не выплачивает никаких кредитов. Следующие двадцать лет он всего лишь, как обычно, платит помесячно за потребляемую электроэнергию — и в сумме экономит таким образом, грубо, 15 тысяч долларов (от традиционной сети дом, как правило, не отключают, чтобы в случае пасмурной погоды хозяева не остались без света). А попутно ещё и помогает окружающей среде, избавляя её от вредных выхлопов: ведь теперь электричество вырабатывается не угольной или газовой электростанцией, а солнечными панелями на крыше.
Такая схема привлекательна по множеству причин. Для обывателя взять солнечную электростанцию в лизинг психологически легче, чем покупать её разом или даже брать в кредит. И дело не только в деньгах, но ещё и в отношении к альтернативной энергии, которая для «человека с улицы» всё ещё остаётся чем-то из разряда научной фантастики. Кредиторам выгодно финансировать такие сделки, потому что в результате они имеют ощутимые налоговые льготы: США стимулируют бизнес, связанный с чистой энергией.
Корпоративные клиенты, с помощью Solar City электрифицирующие свои офисы и фабрики, движимы тем же интересом (государство предоставляет им некоторые финансовые послабления). Наконец, компания Маска обеспечивает исключительный клиентский сервис, что дополнительно снижает психологический барьер на входе в мир зелёной энергетики.
Ничего удивительного, что в самой Solar City считают себя не установщиком солнечных панелей, а просто энергетической компанией, разве что с поправкой на безвредность для окружающей среды. Да, ей приходится ставить какое-то дополнительное оборудование в дома, и — да, схема генерации здесь отличается от классической (вместо одной центральной электростанции работают тысячи маленьких домашних). Но закройте глаза на эти особенности — и вы увидите обычную энергогенерирующую компанию, которая живёт с производимых киловатт-часов.
Сегодня Solar City растёт быстрее любого конкурента. У неё почти три десятка операционных центров по всей стране, новый клиент каждые пять минут и многомесячная очередь из желающих переключить свой дом или офис на солнечное электричество. Компания установила панели на десятки тысяч зданий и считает себя крупнейшим игроком на американском рынке чистой энергии. Лучшей рекламой для неё служат отзывы, а часто и просто имена клиентов. Так, в рамках партнёрства с Tesla Motors, она строит бесплатные (!) солнечные заправки для электромобилей, помогает электрифицировать супермаркеты Walmart и жилые районы для служащих армии США.
Впрочем на самоокупаемость она ещё не вышла — и скептики, которых в «зелёной энергетике» особенно много, уверяют, что никогда и не выйдет. Главный аргумент оппонентов Solar City, призывающих «шортить» её акции, состоит в перенасыщенности «солнечного рынка» предложением. Сегмент завален дешёвыми панелями от китайских производителей, а компаниям-установщикам трудно выделиться на фоне конкурентов иначе, кроме как снижением цен. Поэтому, мол, конкурентная борьба здесь неизбежно сведётся к банальному демпингу.
Чего скептики не желают замечать, так это того, что у солнечной энергетики есть как минимум три направления для экспансии. Первое связано с новыми технологиями, обещающими поднять коэффициент полезного действия солнечных батарей, а также придать им новые формы, за счёт печати на нетрадиционных материалах. Второе связано с дальнейшим упрощением процедуры установки и эксплуатации личных солнечных электростанций, на что в особенности нажимает Solar City. Наконец, третье направление обусловлено крайне малой долей солнечной энергии в общей массе потребляемой Соединёнными Штатами: пока лишь каждый сотый киловатт-час там производится солнцем, неудивительно, что с 2011 года совокупная мощность солнечных электростанций выросла почти вдвое.
В Solar City считают, что производители солнечных батарей исчерпали запас по цене, так что дешевле они уже стоить не будут. Теперь настал черёд экономии масштаба: установщики должны снижать накладные расходы за счёт увеличения объёмов бизнеса. Сама Solar City планирует каждый год уменьшать расходы всего на 5%. Но и это позволит ей остаться жизнеспособным бизнесом с высокой маржой, даже если правительство резко уменьшит льготы, связанные с чистой энергией.
Впрочем одними только туманными перспективами капитализацию Solar City (которая в 7 раз больше выручки, при отсутствующей прибыли) не объяснить. Вероятно, цена её акций в значительной степени составлена из премии, выплаченной рынком за веру лично в Элона Маска. Его не зря называют вторым Джобсом: его идеи оригинальны и он беспокоится о том, что будет Следующей Большой Вещью, скажем, через десять лет. В том числе и на «солнечном» рынке.
Решив задачу преобразования энергии солнца в электричество, нам теперь предстоит придумать способ её локального накопления. Грубо говоря, необходимо создать ёмкие аккумуляторы, способные впитывать электричество днём и отдавать его ночью или в непогоду. Эта та же самая задача, что стоит перед автомобилестроителями, так что Маск знаком с ней не понаслышке. Сегодня такие аккумуляторы чрезвычайно дороги, а эффективность оставляет желать лучшего, но в течение 10 лет оптимисты (и Элон в их числе) предвидят значительное падение цен.
Локальные системы накопления электроэнергии смогут преобразить энергетику, избавив человечество от всё ещё используемой, но давно морально устаревшей схемы централизованной генерации. Представьте мир, в котором электричество вырабатывается не крупными электростанциями, а солнечными батареями в каждом доме. Такая децентрализованная, распределённая генерация будет не только эффективней, чище, дешевле, но и надёжней, поскольку избавит от аварий, связанных с обрывами линий электропередач (вспомните ураган Сэнди). А ещё у каждого потребителя появится возможность (в Штатах эта идея уже проходит практическую проверку) в реальном времени продавать излишки электричества в сеть. Вероятно на это и ставят сейчас акционеры Solar City, скупая её бумаги.
Элон Маск определённо обладает предпринимательским талантом и даром убеждения. Но попробуйте не согласиться с ним, когда он говорит: почти все энергоносители, которые сегодня использует человек — нефть, газ, уголь — подарены нам Солнцем. А ведь Солнце не прекратило работать, оно по-прежнему щедро одаривает Землю теплом. И все потребности человечества можно удовлетворить за счёт его прямого преобразования, заняв батареями лишь небольшую часть земной поверхности. Почему не попробовать?
Источник
Как Элон Маск планирует оснастить весь мир батареями?
Элон Маск хочет продать вам батарею. Аккумулятор. И вам совсем не обязательно обладать электромобилем для этого. В конце прошлой недели Маск объявил о своей грандиозной схеме Tesla Energy. Компания Tesla, которая занимается строительством крупного завода по производству батарей в пустыне Невады, планирует предлагать новые версии батарей, которые используются в автомобиля Model S, для частных и коммерческих пользователей.
Powerwall Home Battery (название рабочее) предлагает аккумулятор объемом 7 или 10 кВт⋅ч и позволит пользователям накапливать энергию, которую они производят с помощью солнечных батарей и даже подключать к электросети, если захочется. Он доступен для малого бизнеса, а крупные операции потребуют Powerpack, 100-киловатт-часовой блок размером с холодильник, который сможет использовать больше энергии из возобновляемых источников, избегать зарядки в час пик и поддерживать питание в случае отключения энергии. Конечно, в первую очередь эти большие батареи рассчитаны на коммунальные услуги, однако они могут существенно помочь поставщикам энергии понять распределение энергии и увеличить использование возобновляемой энергии.
«Наша задача — в корне изменить то, как мир использует энергию, — говорит Маск. — В грандиозных масштабах»
Рынок «точно в срок»
Одна из проблем с этой моделью заключается в том, что система должна быть способна работать на максимальной нагрузке, поставляя всю необходимую энергию на «этой-адской-неделе-в-августе, когда-каждый-решил-включить-кондишку». Это значит, что система разрабатывается с учетом возможности производства намного большего количества энергии, чем обычно требуется. В Америке, как считает Робертс, эти системы строятся с запасом от 30 до 40%.
По этой причине коммунальщики часто выставляют счета пользователям в зависимости от пикового использования электроэнергии: скачки в потреблении могут быть редкими, но поставщик должен быть готов всегда, а это дорого обходится.
Другая проблема с моделью «точно в срок» в том, что она не вяжется с ростом потребления, причем как со стороны пользователей, так и поставщиков возобновляемой энергии. Коммунальщики могут жечь уголь или природный газ либо крутить гидроэлектрическую турбину. Но они не могут включить солнце или вызвать ветер, чтобы удовлетворить спрос. Чтобы возобновляемая энергия стала действительно эффективной, нужно найти способ ее накапливать по мере выработки и доставать, когда нужно.
Батареи отлично с этим справляются, говорит Робертс, поэтому всем нужны. «Это [предложение] должно перевернуть все с ног на голову».
Возможность хранить энергию
Эффективность батарей растет примерно на 8% в год, говорит Мангани. Цены должны упасть на 50% в ближайшие два-три года, говорит Сэм Уилкинсон, старший менеджер по хранению солнечной и электрической энергии в IHS Technology. Во многом благодаря Tesla и поскольку есть пространство для маневра, все начинается хорошо.
Рынок хранения энергии делится на три сегмента, говорит Уилкинсон: коммунальный, коммерческий и жилой.
С точки зрения коммунальщиков, в энергосеть можно встроить мощные батареи, чтобы сбалансировать спрос и предложение энергии, сделать всю систему более устойчивой и эффективной. Производство энергии может перейти от относительно небольшого числа больших заводов к так называемым «виртуальным электростанциям», как их называет Робертс, — небольшим солнечным, ветряным и другим сооружениям по всей стране, поскольку они смогут хранить то, что будет производиться, в батареях, объединенных в сеть.
Коммерческие клиенты будут обращаться к банку батарей, чтобы снизить расходы на энергосеть, особенно в часы пик, когда энергия стоит дороже. Вы «можете очень и очень существенно сэкономить на счетах за электричество», говорит Уилкинсон. Потребители тоже получат выгоду. Десятки тысяч владельцев американских домов установили на крышах солнечные панели, многие из них — пользователи SolarCity. Они используют солнечную энергию, и она снижает расходы. Будь то ночь или облачный день, они могли бы тянуть энергию из сети. Батареи будут хранить избыточную энергию и держать ее доступной в любой момент.
Возможно, эти потребители не обязательно захотят хранить энергию, которую не используют в текущий момент. Многие из них платят коммунальщикам за избыточную энергию, которую используют из энергосети. Уровни варьируются, но в целом нет разницы между тем, сколько они платят сейчас и сколько заплатят потом (ночью), чтобы получить энергию из сети. То есть нет особого смысла устанавливать большую батарею просто так: можно продавать лишнюю электроэнергию, а потом докупать по необходимости.
Коммунальщики в более 20 американских штатах работают над разными вариантами решения этих вопросов, говорит Маншани, но стимулов удерживать то, что можно продать, едва ли станет больше.
В жилом сегменте «нет особого резона хранить электричество с экономической точки зрения», говорит Уилкинсон. «Вопрос больше в запасах и энергетической безопасности, ну или в своего рода эмоциональной идее: люди хотят быть более независимы и производить собственное электричество, хранить его и использовать».
В то время как некоторые хотят иметь энергию на черный день, на практике батареи обойдутся им очень дорого. Однако если первоначальные расходы существенно снизятся или же потребитель сможет субсидировать их, продавая энергию в сеть, идея будет намного лучше.
План Tesla
Маск говорит, что у потребителей будет масса преимуществ с этой штуковиной. Если сеть отрубается, у вас есть электричество. Вы можете зарядить батарею ниже, когда тарифы дешевле. Типичный дом потребляет порядка 30 кВт-часов в день, говорит Стю Липофф, консультант по электронной промышленности и член IEEE. Powerwall не хватит, чтобы обеспечить дом электропитанием надолго, но все же лучше, чем ничего.
В США, говорит Маск, потребителям часто приходится продавать энергию обратно по оптовым ценам, а потом закупать больше по розничным, поэтому его решение «имеет огромный экономический смысл». Еще больший смысл оно будет иметь за границей, где обратная продажа энергии стоит намного ниже стоимости этой энергии, например, в Германии.
Для серьезных применений есть Powerpack, размером и формой похожий на холодильник. Бизнес, который не удовлетворится размером Powerwall, может использовать Powerpack для избегания пиковых цен и для сохранения всего в рабочем состоянии, если линию электропередач вырвет с корнем бушующий ураган.
Коммунальщикам же нужно намного больше энергии. Поэтому Tesla делает Powerpack «бесконечно масштабируемым», говорит Маск: вы можете сложить вместе сколько угодно этих холодильничков. И потребуется всего 2 миллиарда таких штук, чтобы перевести весь мир на возобновляемую энергию, хранящуюся в батареях. Примерно столько же на дорогах Земли автомобилей и грузовиков, говорит Маск.
Если Tesla не ошибается, потребители и бизнес сможет сэкономить тонну денег, накапливая энергию, которую производит и экономит, благодаря не таким уж и большим белым (черным, синим, красным) ящикам, висящим на стене гаража. Остальные тоже выиграют, поскольку попадут в мир, где напряжение на энергосети будет меньше, а автомобили перестанут жечь топливо — проводить этот безумный эксперимент.
Источник