- Разновидности аккумуляторов для снегоходов
- Требования к АКБ
- Разновидности
- Уход и зарядка
- Хранение
- Видео
- Маркировка гелевого аккумулятора
- Читаем характеристики гелевого аккумулятора по маркировке
- Когда был выпущен аккумулятор?
- Все об аккумуляторах для снегоходов
- Особенности
- Разновидности
- Рейтинг моделей
- Советы по выбору
- Эксплуатация и зарядка
Разновидности аккумуляторов для снегоходов
Снегоход — своеобразная палочка-выручалочка для многих любителей быстрой езды, которые в зимнее время вынуждены отставить в сторону свои мотоциклы.
Однако для комфортного передвижения на снегоходе следует учитывать не только необходимость содержания машины в полной технической исправности.
Для своего снежного коня необходимо правильно подобрать аккумулятор.
Первое, что необходимо учитывать при выборе АКБ для снегохода — это время года.
И снегоход и аккумулятор на нём будут эксплуатироваться в холодное, а иногда и в очень холодное время.
Поэтому и требования к АКБ должны выдвигаться особые.
Требования к АКБ
Прежде всего аккумуляторная батарея должна выдавать достаточный пусковой ток для того, чтобы запустить стартер в мороз. Кроме того, такая батарея не должна быстро разряжаться в холодное время, в ней всегда должен быть достаточный запас мощности и заряда.
Какого-либо особого ухода АКБ для снегоходов не требуют. Однако поскольку езда на этом виде транспорта ближе к экстремальной, желательно чтобы он был устойчивым к вибрации и ударопрочным.
Также немаловажно, чтобы аккумулятор был герметичен, чтоб была возможность устанавливать его в любом положении.
Современные модели удобны уже тем, что в них не требуется периодически доливать дистиллированную воду, как это было с аккумуляторами более раннего выпуска.
Сегодня АКБ даже не имеют отверстий для заливки электролита. Кроме того, сейчас состав электролита таков, что не допускает сульфатации и осыпания оловянных пластин. Как следствие, аккумулятор служит намного дольше.
Одна из самых популярных моделей среди мотоциклистов Suzuki Bandit 600, характеристики байка мы собрали в нашей статье.
Honda Shadow 750 Spirit классический японский круизер с американской внешностью.
Разновидности
Вы можете приобрести литиевый или гелевый аккумулятор. Каждая из этих разновидностей имеет свои достоинства и недостатки.
Так, гелевые АКБ, выпускаемые с маркировкой YTZ, конечно, могут похвастаться повсеместной популярностью.
Снегоходы в подавляющем своём большинстве используются только в зимнее время, а гелевый наполнитель способен длительное время храниться без подзарядки.
Однако следует помнить, что при серьёзных минусовых температурах у геля меняются физико-химические свойства и может случиться так, что при сильном морозе аккумулятор не выдаст достаточно энергии для холодного пуска стартёра.
Литиевые (литий-ионные) относятся к последнему поколению. Они отличаются небольшим весом, быстро заряжаются, не требуют обслуживания и не приносят вреда окружающей среде.
Кроме того, они долговечны (более 2000 циклов заряд/разряд).
Однако какой бы аккумулятор вы ни выбрали, для долгой службы ему необходим правильный уход.
Уход и зарядка
Если Вы решили приобрести обычную АКБ, требующую обслуживания, после распечатывания её необходимо будет сразу активировать, зарядить и установить.
Заряжать следует в хорошо проветриваемом помещении, а до того, как залить электролит необходимо снять пробки с заливных отверстий и удалить герметизирующую полоску. Если приклеить её обратно корпус может разрушиться.
Для активации нельзя использовать воду, а кислота перед заливкой должна иметь температуру 15°С до 30°С. После того как электролит будет залит до отметки на корпусе, аккумулятор должен постоять около часа.
Время от времени его можно аккуратно постукивать по корпусу чтобы пузырьки воздуха между пластинами полностью вышли. Если за полчаса уровень электролита упадёт — просто снова долейте его до отметки.
Заряжать необходимо специальными зарядными устройствами с максимальным током заряда 1.5 Ah или 900 mAh.
При зарядке электролит может разбрызгиваться через открытое отверстие, поэтому плотно закрывать вентиляционные клапаны не стоит.
При регулярной эксплуатации дополнительно подзаряжать его не требуется. Однако не следует забывать о неоходимости содержания крышки батареи в чистоте и сухости.
Также ежемесячно проверять уровень электролита и если он опустится ниже отметки — доливать дистиллированную воду до нужного уровня. Доливать в аккумулятор кислоту или электролит категорически нельзя!
Хранение
Если вы решили приобрести аккумулятор нового поколения, активировать и устанавливать его будет гораздо проще. Меньше хлопот он доставит вам и в обслуживании.
Естественный саморазряд составит всего 10% за время простоя в течение месяца. Обычная АКБ за такое же время и в тех же условиях условиях разрядится на 30%.
Пластины в аккумуляторах нового поколения выполняют из свинцово-кальциевого сплава и активного заряженного вещества поэтому уровень саморазряда такой батареи намного ниже. Он герметичен и периодически доливать в него электролит не требуется.
Для «Динго 125», недавно разработанного российскими конструкторами, чаще всего используют гелевый AGM аккумулятор DELTA CT125. Он обладает высокой стартовой мощностью, повышенной виброустойчивостью и заключён в ударопрочный и морозостойкий корпус.
Для оснащённого двухцилиндровым и двухтактным двигателем «Бурана» наиболее подойдёт обладающая низким саморазрядом VARTA 45 A/Ч.
Для снегоходов от BRP (Bombardier Recreational Products) лучше будет приобрести YTX24HL от японского изготовителя YUASA. Они давно завоевали славу одних из самых надёжных для российских зим.
Yamaha Gog ZR самый спортивный, скутер японского производства.
Видео
Если вы все еще сомневаетесь или не знаете, как правильно заряжать АКБ, посмотрите данный видеоролик. В нем вы увидите краткое описание, процесса заряда гелиевой батареи.
Источник
Маркировка гелевого аккумулятора
Аккумуляторные батареи используются повсеместно и, возможно, являются наиболее востребованным в мире расходником. Так или иначе, периодически возникает потребность в новом аккумуляторе для замены уже израсходовавших ресурс батарей, либо для сборки источника питания для той или иной техники.
Выбор гелевого аккумулятора — задача непростая. Будет не совсем корректно подбирать модель лишь по емкости и напряжению, опустив другие факторы. Требуется полностью разобраться, какие технологии производства использовались в той или иной модели, и как эти технологии ведут себя в определенных ситуациях. Батарея должна подбираться не только исходя из потребностей пользователя, но и исходя из характеристик потребителя и режима его эксплуатации. По понятной причине многие в это не вникают: глупо изучать целую науку ради покупки гелевой аккумуляторной батареи. В такой ситуации наилучшим решением будет обратиться к специалисту, который подберет подходящую модель в зависимости от потребностей.
Маркировка гелевого аккумулятора может сказать о многом, поэтому опытному пользователю нет нужды искать характеристики в интернете — достаточно взглянуть на саму батарею.
Научиться разбирать маркировку, изучив пример пары-тройки аккумуляторов не получится, так как многие производители имеют свои особенности: от места расположения маркировок до их расшифровки. Поэтому мы рассмотрим лишь в общих чертах, что означает маркировка на гелевом аккумуляторе, чтобы было легче ориентироваться на разнообразном рынке свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
Читаем характеристики гелевого аккумулятора по маркировке
Сразу стоит уточнить, что маркировка тяговых гелевых аккумуляторов обычно сильно отличается от того, что пользователи привыкли видеть на рынке стартерных автомобильных АКБ. Также надо иметь в виду, что в разных странах используются разные маркировки, что значительно путает даже на фоне индивидуальных стандартов отдельных производителей. Тем не менее, основные данные на гелевых АКБ мало чем отличаются. Среди них выделим следующие:
- Напряжение аккумулятора. Первым параметром, по которому следует фильтровать доступные аккумуляторные батареи — это напряжение. Стоит понимать, что значение, указанное на этикетке, не является точным параметром и уж точно не является напряжением, которым стоит заряжать. 6, 12, 24V — все это показатели напряжения при среднем уровне заряда без нагрузки. Хранить аккумуляторы с таким напряжением не стоит, лучше подзарядить.
- Емкость аккумулятора. Важнейший параметр, определяющий, как много энергии может накопить батарея. Емкость любого свинцового аккумулятора сильно зависит от степени нагрузки. Чем выше ток нагрузки, тем менее эффективна АКБ. Поэтому чаще всего емкость, указанная на этикетке, актуальна для 20-часового разряда. Иногда производитель явно указывает длительность разряда. К примеру, у Luxeon LX6-4.5 мы видим маркировку 6V4.5AH20HR. Это значит, что данный 6-вольтовый аккумулятор выдает 4,5 ампер-часа при 20-часовом разряде.
- Тип аккумулятора. Понятие “гелевая аккумуляторная батарея” в народе используется не только для АКБ типа GEL, но и для аналогов AGM. Данные типы значительно отличаются по технико-эксплуатационным характеристикам, хотя их общий принцип довольно похож (абсорбирование электролита стекловолоконными прокладками или гелем). Также часто можно встретить аббревиатуру VRLA, что означает “свинцово-кислотный с регулировочными клапанами”.
- Напряжение заряда. Очень полезно, если производитель явно указывает оптимальное напряжение заряда. Как мы знаем, существует два основных режима работы гелевой АКБ: буферный и циклический. Буферный режим характерен для источников бесперебойного питания, когда аккумулятор практически все время поддерживается в заряженном состоянии. Циклический режим, в свою очередь, подразумевает регулярный сильный разряд с последующим полным зарядом. В зависимости от режима эксплуатации подбирается и напряжение заряда. Если оно не указано на этикетке, рекомендуется поискать мануалы в интернете.
- Ток заряда. Иногда, расшифровывая маркировку, можно увидеть и максимальный ток заряда. Эта информация не особо полезна, так как Вы не превысите максимальный ток, подав на клеммы гелевого аккумулятора напряжение, указанное как рекомендуемое для буферного/циклического режима.
- Стандарт и расположение клемм. Эти параметры важны, если Вы подбираете тяговый гелевый аккумулятор, опираясь на характеристики в интернете. В случае с маркировкой все иначе. Вряд ли Вам потребуются эти данные, когда аккумулятор находится в руках, а расположение и тип плюса и минуса прекрасно видны.
Когда был выпущен аккумулятор?
Дата выпуска аккумуляторной батареи очень важна как минимум из-за того, что старение начинается с самого начала химической реакции. Если аккумулятор продается не в сухом виде, то при длительном хранении на складе Вы рискуете приобрести уже немного изношенную АКБ.
Чтобы купить аккумулятор с характеристиками, максимально близкими к заводским, требуется обратить внимание на дату выпуска батареи. К сожалению, уникального способа расшифровать маркировку нет. Каждый производитель использует те или иные методы указания даты производства аккумулятора. Шифр обычно выбит непосредственно на пластике корпуса, либо наклеен на верхнем торце. Обычно это набор букв и цифр. При помощи данных в интернете Вы можете найти информацию о расшифровке маркировки конкретного производителя и узнать год и месяц выпуска аккумулятора. Иногда указывается даже день недели.
В качестве примера возьмем аккумуляторы BOSCH. Находим выбитую на верхнем торце маркировку и начинаем читать с четвертого символа. Так Вы узнаете год и месяц выпуска. Остальная информация (например, завод изготовителя) мало кого интересует.
Как итог, маркировка гелевого аккумулятора может многое сказать о характеристиках батареи, однако этого недостаточно ввиду большого количества нюансов и сильной зависимости эффективности от способа эксплуатации.
Источник
Все об аккумуляторах для снегоходов
Снегоход – агрегат для быстрой езды в зимний период. Чтобы он не подвел в ответственный момент, важно своевременно осуществлять технический осмотр и пристально следить за состоянием аккумулятора. В случае необходимости устаревшую батарею нужно поменять на новую. Чтобы не ошибиться в выборе, следует изучить типы современных аккумуляторов, их отличия, преимущества и недостатки.
Особенности
Снегоходы нередко эксплуатируются в сложных и даже экстремальных условиях. Это накладывает ряд требований на используемую аккумуляторную батарею (АКБ). Вне зависимости от вида, она должна обладать некоторыми важными особенностями:
- иметь достаточный уровень заряда для запуска мотора в условиях пониженных температур;
- обладать способностью сохранять заряд и быстро его не расходовать в случаях простоя батареи;
- иметь достаточную мощь для пуска стартера;
- иметь хорошее сопротивление возможным ударам и вибрациям.
Корпус источника питания должен быть прочным и герметичным с возможностью установки в вертикальном и горизонтальном положении.
Разновидности
В основном ассортимент аккумуляторов для снегоходов представлен гелевыми и литиевыми (литий-ионными) батареями. Все они имеют характерные особенности. Например, гелевая АКБ (имеет на корпусе маркировку YTZ) обладает возможностью долгое время хранить заряд и обходиться без очередной подзарядки, что крайне важно при эксплуатации в условиях низких температур. К их другим преимуществам относят:
- хорошую и постоянную продуктивность, вне зависимости от положения батареи;
- высокий уровень безопасности – при потере герметичности электролит не выльется из корпуса (чего не скажешь об АКБ на основе свинца и серной кислоты);
- максимальный резерв – гелевый аккумулятор выдерживает до 400 циклов перезарядки и полного разряда;
- стойкость к глубоким разрядам, за счет чего им не требуется обслуживание;
- при условиях исправной электроники гелевые батареи прослужат гораздо дольше, чем кислотно-свинцовые аналоги.
Несмотря на весомые преимущества, аккумуляторы с маркировкой YTZ обладают некоторыми существенными недостатками. К таковым относят их дороговизну и изменение физико-химических показателей при экстремально низких температурах. Дело в том, что если столбик термометра опустится ниже -20 градусов Цельсия, плотность АКБ начнет быстро падать. Это часто приводит к невозможности завестись уже при -25 градусах. Если аккумулятор новый, шансы запуска мотора еще имеются, а вот 3- и 4-летние аккумуляторные батареи, скорее всего, подведут.
Литиевые АКБ также обладают рядом преимуществ. Они отличаются малым весом, быстрым набором уровня заряда, простотой в уходе, безвредностью и безопасностью для экологии. Они надежны и долговечны, выдерживают до 2000 подзарядок.
Способны прослужить более 5 лет. К их недостаткам относят высокую цену и нехватку пускового тока для завода двигателя при экстремально низких температурах.
Спросом также пользуются литий-железо-фосфатные АКБ. В таких источниках питания предусмотрена собственная система управления, благодаря которой аккумуляторы защищены как от перезарядки, так и от сильного разряжения. За счет такой особенности батареи становятся более долговечными и надежными. Срок их службы при соблюдении правил эксплуатации может достигнуть 7 лет. Существенные недостатки литий-железо-фосфатных источников питания заключаются в их больших показателях массы и габаритов, за счет чего они не подойдут для компактных моделей снегоходов.
Помимо этого, в продаже есть свинцово-кислотные батареи с электролитом серной кислоты и АКБ, произведенные по технологии Nano-gel.
Последние способны выдержать высокие пусковые токи. Они обладают отличными эксплуатационными характеристиками – сохраняют работоспособность при температуре до –30 градусов, служат не менее 5 лет.
Рейтинг моделей
Рынок переполнен различными моделями аккумуляторов для снегоходов. Все они различаются техническими параметрами, массой, габаритами, физико-химическими свойствами и другими характеристиками. Порой сделать выбор в пользу качественного источника питания бывает сложно. Возможно, приведенный ниже рейтинг популярных моделей аккумуляторных батарей поможет определиться с типом АКБ.
- Первое место принадлежит источнику питания RDrive eXtremal Gold YTX20HL-BS, произведенному по технологии AGM. Это необслуживаемая абсорбированная батарея с напряжением 12 вольт и пусковым током 310 А. Отличается увесистостью и габаритностью.
- На второй строчке расположился аккумулятор GS от GS Yuasa (сухозаряженный AGM). Это емкий источник питания (22,4 А·ч), обладающий высокими пусковыми токами.
- Следующей в таблице рейтинга оказалась аккумуляторная батарея Delta EPS 12201. Изделие изготовлено на гелевой основе, отличается повышенной емкостью. Однако в ходе эксперимента было установлено, что при отрицательных температурах (-20 и ниже) пусковые токи сильно падают, из-за чего в морозы снегоход не заводится.
- Bosch YTX20L-4 занял четвертое место в рейтинге. Несмотря на слабую емкость, этот источник питания имеет высокие показатели пускового тока.
- Varta YTX20L-4 расположился на последнем месте. Этот сухозаряженный AGM по сравнению с вышеприведенными моделями, имеет средние результаты по емкости.
Это одни из самых популярных источников питания, приобретаемых для современных снегоходов.
Советы по выбору
Покупка аккумуляторной батареи – мероприятие, к которому нужно подойти ответственно. Многие владельцы снегоходов задаются вопросом о том, каким же источникам питания лучше всего отдать предпочтение. Попробуем разобраться.
- Специалисты советуют отказаться от приобретения АКБ с жидким электролитом. Предпочтение желательно отдать сухозаряженным (AGM) герметизированным батареям с электролитом гелеобразного типа – они считаются безопасными для человека и наиболее экологичными для природы.
- Лучше всего выбрать необслуживаемые аккумуляторы.
- Нужно обратить внимание на напряжение. Для современных снегоходов подойдут АКБ с показателями не менее 12 В.
- Важной технической характеристикой считается емкость. Чем больше значение этого показателя, тем больше тока аккумулятор готов отдавать в единицу времени.
- Эксплуатационный срок или максимальное количество циклов заряда/разряда. Эта информация указывается производителем на корпусе источника питания или в инструкции. По заявлению изготовителей, некоторые АКБ могут сохранять работоспособность до 15 лет. Однако чем больше эксплуатационный срок, тем дороже обойдется покупка аккумулятора. Здесь важно выбрать для себя «золотую середину».
- Габариты. Источники питания с одинаковыми техническими параметрами от разных производителей могут иметь различные по размерам корпуса. Если не учесть физические параметры предыдущей батареи, можно оказаться в ситуации, при которой новая АКБ не поместится в отведенное для нее место.
Не стоит экономить и приобретать товары сомнительного качества от неизвестных производителей. Раскрученные и проверенные компании, существующие на рынке не один год, часто дают на свою продукцию расширенную гарантию. Они производят АКБ по новым технологиям из качественного сырья.
Эксплуатация и зарядка
Чтобы аккумуляторная батарея прослужила как можно дольше, важно правильно за ней ухаживать и хранить. Есть несколько основных правил ухода:
- если техника простаивает в летний период, рекомендуется отсоединять клеммы от источника питания;
- АКБ следует хранить в сухом и прохладном месте, не допуская попадания прямых лучей солнца (оптимальная температура хранения для конкретной модели указана в техническом паспорте);
- стоит ежемесячно подзаряжать батарею, поскольку ее естественный саморазряд составляет не менее 10%.
Перед пуском важно проверить заряд аккумулятора – значение должно быть не менее 12,5 В. При более низких показателях нужно воспользоваться зарядным устройством и подключить его к сети. Стоит отметить, что заряд падает во время запуска двигателя, однако при работе техники происходит его восстановление. Если аккумулятор не может восстановиться после получасовой работы – пора менять источник питания или произвести замену электролита (у обслуживаемых моделей АКБ).
Если необслуживаемый аккумулятор разрядился за лето, его нужно поставить на подзарядку в соответствии с инструкцией:
- выставление на зарядном устройстве (ЗУ) напряжения cycle use (с нулевым током);
- подключить устройство в соответствии с полярностью;
- установить ток, следя при этом за показателями напряжения.
Для зарядки следует использовать специализированные зарядные устройства, которые будут обеспечивать ток заряда не более 10% от номинальной емкости. Например, для источника питания с емкостью 20 ампер нужно подобрать ЗУ, выдающий ток 2 Ампера.
Во избежание преждевременной порчи батареи специалисты советуют использовать «умные» устройства для подзарядки с возможностью плавной регулировки тока. Предпочтение стоит отдать трансформаторным ЗУ с металлическим корпусом (или коробкой из сверхпрочного пластика). Для удобной эксплуатации лучше всего купить устройства для подзарядки с ручкой и крючками.
Замеры и проверка аккумуляторов снегохода представлены в видео далее.
Источник