- Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора
- Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей
- Стартерные
- Тяговые аккумуляторы
- Универсальные
- Свинцовые, литиевые или гелевые
- Как выбрать АКБ в зависимости от мощности лодочного мотора
- Выдаваемая мощностью
- Емкость аккумулятора
- Тип и массивность аккумулятора
- Модели лодочных аккумуляторов 12 вольт
- Deka DP24
- Minn Kota MK-31-GEL
- WBR MB 40-12
- Советы по эксплуатации
- Обзор тяговых аккумуляторов для моторных лодок
- Свойства тяговых АКБ, применимых для моторных лодочных плавсредств
- Разновидности аккумуляторов для электромоторов
- Тяговые аккумуляторы гелевого типа
- Лодочные АКБ литиевые
- AGM-тип лодочных батарей
- Свинцово-кислотные аккумуляторы
- Аккумуляторы глубокого разряда для лодки
- Можно ли автомобильным АКБ заменить лодочный аккумулятор
- Как правильно выбрать АКБ для лодочного мотора
- Самые надежные производители АКБ для лодок
Как правильно выбрать аккумулятор для лодочного мотора
Лодка становится важным элементом современной охоте и рыбалке. В простом исполнении покупается надувная модель. Те, кто решил серьезно отдаться делу и обладает ресурсами, выбирают небольшие суда. Катера, лодки и яхты оснащены электрическим лодочным мотором – основной движущей силой. Однако для плавания нужен не только двигатель, но и лодочный аккумулятор. Он обеспечивает работу электрических приборов, навигации и др. Аккумулятор для лодки не менее важен, чем для автомобиля. При покупке нужно понимать специфику АКБ и особенности использования – только так удастся избежать проблем. В этой статье ответим на вопрос какой лодочный аккумулятор нужен под ваши требования.
Виды лодочных аккумуляторов по типу батарей
Без электрического мотора невозможна рыбалка троллинг – она ведется рядом с берегом. Используя ДВС трудно добиться скорости движения в 3-5 км/ч, зато этого можно легко добиться при помощи аккумулятора.
Сегодня широко используются два типа батареи: стартовые и тяговые. Также встречаются универсальные модели, совмещающие оба вида.
Стартерные
Первый тип – стартерные батареи. Такими моделями часто оснащают лодки с двигателями внутреннего сгорания. Среди аналогов они выделяются возможностью кратковременной отдачи значительного объема тока.
Стартерные аккумуляторы разработаны для первоначального запуска мотора, и со своей задачей они справляются как нельзя лучше.
К сожалению, модели обладают не очень большим ресурсом, способным полностью закончиться при длительной работе. Пройдя через определенное число зарядных циклов, аккумуляторы «любят» выходить из строя.
Тяговые аккумуляторы
Второй тип – тяговые. Оборудуется обычно в связке с лодочными электрическими двигателями. Для аккумуляторов свойственна высокая емкость, а в конструктивном плане подобные батареи отличаются от стартовых более толстыми пластинами, расположенными в конвертах-сепараторах. Подобное устройство позволяет им хранить заряд дольше, пока не наступит полная разрядка.
После критической растраты энергии батареи разных марок быстро восстанавливаются. Тяговые модели стоят дороже аналогов, но для использования в циклическом режиме для них нет конкурентов.
Универсальные
Последний тип – универсальные аккумуляторы. При их создании перед разработчиком ставилась задача совместить полезные свойства тяговых и стартерных батарей. Такие системы имеют двойное назначение. При запуске двигателя они поставляют высокий пусковой ток, а дальше выступают в роли источника питания с функцией критической разрядки. Универсальные модели способны заменить собой оба типа аккумуляторов: они позволяют запускать ДВС, подпитывать электрический мотор и всю систему катера.
Свинцовые, литиевые или гелевые
Свинцово-кислотные модели оснащаются пластинами, расположенными в «чехле» из стекла или и пластмассы, залитом кислотным электролитом. Кроме того, что решение часто эксплуатируется в купе со стартовыми АКБ, оно также представлено тяговыми батареями. Недостатки: высок риск выхода из строя.
Выделяются два подвида свинцово-кислотных аккумуляторов. Они отличаются улучшенными характеристиками:
AGM – абсорбированное стекловолокно. В отличие от обычного свинцового аккумулятора, эта модель изготавливается без применения жидкости – при помощи прессованного стекловолокна пористой структуры. Добавление кислоты тут минимально, потому сильно снижен риск сульфатизации электродов. Кроме прочего этот вид батарей считается необслуживаемым – заливать электролит не потребуется. Корпус обустроен герметично и не позволяет кислоте выделяться. Также не допускается возможность образования ржавчины. Однако есть и слабые стороны: чувствительность к перенапряжению, массивность.
Плюсы:
- Большая энергетическая емкость.
- Не требовательны в обслуживании.
- Низкий уровень самозаряда.
Минусы. При механических повреждениях могут самовоспламеняться.
Как выбрать АКБ в зависимости от мощности лодочного мотора
Покупка аккумулятора – это ответственное дело, к которому нужно подходить с осторожностью. В выборе стоит ориентироваться на критерии:
Выдаваемая мощностью
Правило просто: чем ниже внутренне сопротивление батареи, тем дольше без потери емкости он способен показывать постоянность. При покупке модели нужно смотреть на строку reverse capacity (запасенная емкость – эффективная величина, выдаваемая при нагрузке).
Емкость аккумулятора
Чем больше емкость батареи, тем больше двигатель сможет проработать при включенном дросселе. Важно: рекомендуется покупать аккумулятор с характеристиками, способными обеспечить работу в течение 1 часа и более. Иначе токи отдачи будут слишком чувствоваться – он выйдет из строя раньше и проработает меньше (напряжение слишком быстро начнет проседать под нагрузкой).
Требования к емкости зависят от мощности самого двигателя: чем он мощнее, тем больший показатель требуется для работы. Известно, что электрический мотор потребляет около 1А на фунт мощности мотора. Например, для двигателя с выдачей в 25 фунтов, АКБ емкостью 50 Ач хватит на 120 минут при поддержании максимальной скорости. Если не выжимать максимум, то батареи хватит на рыбалку в течение выходных.
Как узнать скорость разрядки аккумулятора
Тип и массивность аккумулятора
В случае с лодочными моторами эффективнее использовать тяговые модели, так как батарея будет регулярно принимать сильные нагрузки, разряжаться – цикловой ресурс становится важным параметром, влияющим на срок службы.
Рекомендуется, чтобы вес не превышал 20 кг – иначе массивность начинает мешать управлению. Стоит остановиться на необслуживаемом аккумуляторе. Его приходится только заряжать, и лучше, если у модели будет минимальный самозаряд.
Модели лодочных аккумуляторов 12 вольт
Некоторые интересные батареи, которые можно найти в магазинах под 12 вольт:
Deka DP24
Недорогая модель, средняя стоимость – 8100 тысяч рублей. Аккумулятор хоть по документам и характеризуется как устройство «глубокой разрядки», по схеме больше относится к AGM. Он обладает всеми недостатками технологии: слабо переносит температур, выдерживает недостаточно количество разрядных циклов.
Емкость модели – 85 А/ч, напряжение 12 В, что уже неплохо. Аккумулятор станет отличным выбором для первой покупки, чтобы разобраться с тонкостями работы тяговой технологии. Хорошо показывает себя с небольшими надувными лодками и не требует обслуживания.
Minn Kota MK-31-GEL
Отличное устройство, но цена – 22 тысячи рублей. Аккумулятор полностью герметичен, емкость – 120 А/ч, напряжение – 12В с реальной функцией глубокой разрядки. Производитель давно заявил о себе как о лидере на рынке моторного оснащения. Аккумуляторы их разработки отличаются качеством и функционалом – отличный выбор для мощных двигателей.
WBR MB 40-12
Прекрасно подойдёт для лодочных моторов 20-40 л.с. Дешевая модель. Доступен в двух вариантах:
- По умолчанию свинцово-кислотный.
- Второй вид – гелевый, повышенное сопротивление качке и увеличенный срок службы.
Прекрасно подойдёт под мотор Yamaha (ямаха) 30 HWCS и подобные.
- Емкость АКБ: 40 А*ч.
- Пусковой ток: 490 А.
- Размеры: 20 см – длина. Ширина 16.6 см. 17 см высота.
- Вес: 13.4 кг.
- Цена. 6950 р
Советы по эксплуатации
Правила пользования лодочным аккумулятором требуют соблюдения норм обслуживания:
- Производить вмешательства разрешается строго после отключения АКБ;
- Не рекомендуется применять «крокодилы» для подключения батареи к мотору – лучше надежные крепления;
- Нужна регулярная проверка соединений, иначе чреваты потери на нагреве, утечки и окисления;
- Зарядка производится только рекомендуемыми марками зарядных устройств;
- Выводы батареи не должны замыкаться между собой – короткое замыкание выводит аккумулятор из строя.
Правила эксплуатации никак не отличаются от требований к пользованию автомобильными аккумуляторами.
Источник
Обзор тяговых аккумуляторов для моторных лодок
В процессе ловли рыбы важно создавать как можно меньше шума. Добиться этого позволяют плавсредства, оборудованные двигателем электрического типа. Подобный мотор является не только экологичным, но и выгодным с экономической точки зрения.
Для работы лодочного электродвигателя необходимо правильно подобрать ему источник питания.
Разновидностей аккумуляторов, которые можно применять для активации лодочного электродвигателя, существует множество, но необходимо учитывать некоторые нюансы при их подборе.
Свойства тяговых АКБ, применимых для моторных лодочных плавсредств
Используемые для электродвигателей моторных лодок аккумуляторы должны обладать длительным периодом разряда. Такая способность зависит от емкости батареи, которая обеспечивает продолжительную работоспособность электромотора.
Лодочные электробатареи создаются по определенным разработкам, обеспечивающим высокую устойчивость к многократным циклам обнуления разряда и длительную работоспособность после выполнения подзарядки.
Подобное свойство АКБ дает возможность осуществлять дальние и продолжительные поездки на плавсредстве ( лодке, катере. ), не опасаясь, что электродвигатель заглохнет в пути.
Разновидности аккумуляторов для электромоторов
Современная отечественная и зарубежная промышленность выпускает большой ассортимент электробатарей, которые могут быть использованы как на легких лодках, сделанных из ПВХ-материала, так и на тяжелых металлических плавсредствах.
Силовые электробатареи подразделяются по своим размерам, объему, а также имеют разные показатели разряда силы электротока.
Стоимость таких аккумуляторов зависит от перечисленных показателей, а также от того, какие технологии были применены при изготовлении устройства.
Облегченные современные виды батарей обойдутся покупателю намного дороже тяжелых свинцово-кислотных моделей прошлого поколения.
Тяговые аккумуляторы гелевого типа
Относят к классу необслуживаемых, так как в них не происходит испарение электролитной жидкости, которую можно было бы при необходимости долить.
Внутри состав электролита находится в гелеобразной форме, что оказалось очень удобным при частых перемещениях аккумулятора.
Конструкционные особенности гелевого сепаратора избавили его от такой неприятности как осыпание пластин, которое нередко происходит у обычных батарей. Гелевый аналог способен безотказно работать на протяжении 5 лет, но стоимость его довольно высокая.
Подобноый тип имеет определенные недостатки, к которым можно отнести их плохую работоспособность при низких температурных режимах и значительное уменьшение емкости батареи АКБ при многократных циклах подзарядки.
Лодочные АКБ литиевые
Наиболее качественный, но дорогостоящий тяговый тип. Эти батареи имеют малую массу, но способны не утратить свой ресурс, выдержав не менее 3 тыс. циклов подзарядки при полном обнулении.
Благодаря высокой энергоемкости литиевые аккумуляторы можно применять в интенсивном рабочем режиме в течение нескольких лет, поэтому его высокая стоимость полностью окупит себя.
Литиевые аккумуляторы настолько мощны, что при нарушении герметизации корпуса они могут спровоцировать возгорание. Кроме того, такая батарея может подавать на входные клеммы двигателя слишком большое напряжение электротока, что может стать причиной короткого замыкания.
AGM-тип лодочных батарей
Особенностью этого устройства является то, что его свинцовые пластины помещены в специальные чехлы, сделанные из стеклоткани. Подобная технология защищает пластины от эффекта осыпания, но делает сам аккумулятор необслуживаемым.
Удалять избыток газа в этом устройстве нет необходимости, аккумулятор относят к разновидности свинцово-кислотных устройств, в значительной мере устойчивых к многократным циклам полного обнуления.
AGM-батареи имеют высокий эксплуатационный ресурс, поэтому по сравнению с обычными типами свинцово-кислотных АКБ их цена немного выше, но такая разница быстро оправдает себя в процессе длительного срока использования.
Свинцово-кислотные аккумуляторы
Этот вид силового агрегата имеет наиболее низкую стоимость, что не самым лучшим образом сказывается на удобстве его применения и эксплуатационных характеристиках.
Аккумулятор имеет большие габариты и немалый вес, но устанавливать его можно только в горизонтальном расположении, в противном случае электролитная жидкость будет разливаться из корпуса батареи наружу.
При попадании электролита на поверхность из металла произойдет окислительная реакция с разрушением материала. Кроме того, данный тип батарей в процессе работы образует газообразное вещество, вредное для здоровья человека.
Аккумуляторы глубокого разряда для лодки
Обычно для моторных плавсредств применяют АКБ, емкость которых составляет 70-100 Ампер/час, а напряжение может быть 12-24 Вольт.
Надежный и эффективный в применении аккумулятор обладает возможностью многократно переносить циклы полного разряда и подзарядки, не теряя при этом своих рабочих качеств.
Самым надежным с этой точки зрения считается литиевый тип силового аккумулятора, но так как цена на нее не всегда может быть доступной, то в качестве более дешевого варианта целесообразно применять гелевые аналоги – они отлично переносят множественные циклы полного разряда, обладают незначительным весом и относительно невысокой стоимостью.
Можно ли автомобильным АКБ заменить лодочный аккумулятор
Аккумуляторные устройства стартерного автомобильного типа не подходят для применения в виде тягового лодочного устройства, поэтому применение их нецелесообразно.
Батареи для автотранспорта плохо реагируют на циклы полного обнуления заряда и способны даже в процессе однократного применения быстро утратить свою работоспособность.
Помимо этого, стоит знать, что автомобильные аккумуляторы не герметичны, так как являются обслуживаемым типом устройств.
Если такую батарею поставить в металлическую лодку, то устройство может перевернуться и разлить электролитную жидкость, что приведет к разрушению металла.
Как правильно выбрать АКБ для лодочного мотора
Выбирая тяговое устройство для лодки с электромотором, необходимо уточнить, какой тип аккумулятора и его вольтаж подходит для вашего электродвигателя. Как правило, эта информация указывается на корпусе аккумуляторной батареи.
Тяговые устройства в обязательном порядке будут содержать буквенную латинскую маркировку PzV или PzS, а их напряжение будет обозначаться как 12 либо 24 В.
Поэтому при покупке важно обратить внимание на эти параметры и убедиться в том, что это именно лодочный тип АКБ.
Определить емкость аккумулятора можно по мощности вашего лодочного электродвигателя. Обычно показатель мощности двигателя имеет обозначение в фунтах.
Соотношение мощности мотора и емкости батареи должно быть в пропорции 1:1, другими словами, на 1 фунт тяги двигателя должен приходиться 1 Ампер емкости АКБ.
Например, вы являетесь обладателем двигателя для лодки мощностью 18 фунтов, тогда батарея, у которой емкость составляет 55 Ампер/час даст возможность работать такому мотору в пределах 3 часов, после чего наступит полный разряд АКБ.
Самые надежные производители АКБ для лодок
Чтобы лодочный мотор работал исправно и ресурса батареи хватало надолго, важно приобрести качественный товар от проверенного производителя.
Стоит заметить, что лодочные АКБ по цене значительно дороже, чем автомобильные устройства стартерного типа.
Наибольшей лояльностью у покупателей пользуются такие марки аккумуляторной продукции для плавсредств:
- VARTA – это популярный немецкий бренд, который поставляет по всему миру свои надежные и высокоресурсные тяговые аккумуляторы для лодочных моторов электрического типа. Модели для мотоорных лодок VARTA достаточно мощные и стойко переносят многочисленные циклы полного разряда батареи. АКБ немецкого бренда обладают разными техническими характеристиками по своей емкости, поэтому подобрать подходящую батарею в этом товарном сегменте несложно.
- РАДИОТЕХ – продукция отечественного производителя обладает высоким уровнем качества и не уступает по востребованности зарубежным аналогам. Компания специализируется на выпуске литиевых АКБ тягового типа. Аккумуляторы имеют небольшой вес и высокую емкость. Эти устройства обладают низкой способностью к саморазряду. Они могут быть применимы как для небольших лодок из ПВХ, так и для мощных металлических плавсредств. Литиевые батареи высоки в цене, но их длительная и безотказная работоспособность полностью окупают затраты.
Перечисленные бренды, по отзывам пользователей, считаются наиболее надежными и работоспособными среди множества вариантов аккумуляторов тягового типа.
АКБ этих брендов имеют различные варианты исполнения, поэтому подобрать необходимый тип аккумулятора не составит труда.
Эти батареи могут быть применимы как для небольшой надувной лодки, так и для мощного тяжелого катера.
Источник