Lm317t зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Что такое зарядное устройство

Что такое зарядное устройство LM317 для зарядки аккумуляторов

Что такое зарядное устройство LM317 предназначено для заряда щелочных и обыкновенных аккумуляторных батарей емкостью до 10-15 А⋅ч. Ток заряжающего процесса имеет зафиксированное значение, а по завершению зарядки он снижается в ноль. Имеется встроенная светодиодная индикация для визуального определения степени заряженности аккумулятора и момента его окончания.

Заданное техническое условие

Один хороший товарищ попросил меня, что-то придумать такое, чтобы он мог на даче подзаряжать аккумулятор от шуроруповерта. По его описанию батарея содержит десять аккумуляторов с общей емкостью 1400 мА⋅ч. Итак, батарею необходимо заряжать от источника 12v. Аккумуляторные батареи являются никель-кадмиевыми, поэтому для их зарядки существует как минимум три варианта:

  • а) замедленный режим, с номинальным током 0,1 от емкости, полный процесс зарядки составит примерно 15 часов;
  • б) ультра быстрый с током зарядки от 1,1 до 3,9 от емкости, здесь полный цикл составит около часа;
  • в) форсированный режим с зарядным током около 0,24 от емкости продлится в пределах шести часов.

    Исходя из таких данных можно определится, что способ а) уж очень долгий, тем более на даче, где каждый час хочется провести с пользой. А здесь такое время ждать пока он зарядится, то уже надо будет и домой собираться ехать. Воспользоваться вариантом б), то он тоже не совсем оптимален и с долей риска, при таком раскладе существует большая вероятность разрыва банок либо прихода в негодность всей аккумуляторной батареи.

    Читайте также:  Восстановить аккумулятор если одна банка замкнута

    Чтобы исключить такую возможность, необходимо постоянно контролировать температуру каждой емкости, к тому же сама схема получится непростой, как минимум реализована на микроконтроллере. Потом для контроллера нужно будет подготовить программу и настроить ее. И еще необходимо учитывать то, что каждый аккумулятор способен справиться с таким режимом зарядки, в частности это касается герметичных. Оставшийся режим в) вполне устраивает, если с вечера поставить батарею заряжаться, то к утру она будет абсолютно заряжена, то есть полный заряд и отсутствие каких либо проблем.

    Исходя из этого, с токовым режимом определились, дальнейший и на мой взгляд довольно непростой этап — это подбор отметки уровня, при котором будет происходить размыкание цепи зарядки. Как правило, применяется вариант отключения с помощью таймера, когда напряжение достигает своего порогового значения по совсем незначительному спаду с полной зарядкой, по температурной составляющей. Но и здесь создается некая проблема, дело в том, что в некоторых моментах реализация данного варианта схематически представляет определенную сложность, в других является рискованным и малонадежным.

    Одним из наиболее подходящих способов — пороговое напряжение, но и в таком случае напряжение может вовсе не дотянуть до порогового значения, если какой-либо из элементов является бракованным. В связи с этим настоятельно советую в случае первичной зарядки внимательно контролировать напряжение определенной аккумуляторной батареи. В справочных изданиях дается пояснение — необходимое напряжение для полного заряда каждого элемента находится в пределах 1,46-1,49v.

    Как в любом современном электронном устройстве такого типа имеется блок индикации для визуального наблюдения за состоянием работы прибора. Я решил использовать самые необходимые функции контроля схемы. Поэтому в этой конструкции я реализовал контроль подключения к сети, работоспособность прибора, контроль зарядного тракта, существующее состояния аккумулятора. Подача сигнала звуком я посчитал не нужной, так как есть вероятность ее включения среди ночи. К тому же если знаешь что такое зарядное устройство, то оно должно работать таким образом, чтобы аккумуляторная батарея смогла находиться в состоянии заряда без ущерба для нее.

    Учитывая такое обстоятельство — решил, что таймер в схеме не нужен или по крайней мере можно обойтись без него. При тестировании аналогичных приборов промышленного изготовления немного удивил такой фактор. В их конструкции не предусмотрен стабилизатор тока, а в качестве ограничителя выступает внутреннее сопротивление вторичной обмотки трансформатора. Напрашивается такой вывод, что при изменении напряжения в сети, либо не будет происходить полного заряда батареи либо конкретно увеличится ток.

    Принципиальная схема и ее компоненты


    Для тех кто занимается конструированием различных электронных устройств, как я считаю, важным фактором является:

  • — простая по исполнению схема,
  • — доступная в денежном выражении,
  • — из имеющихся в свободной продаже элементов,
  • — печатная плата должна быть разведена с достаточной простотой.

    Конечно в радиолюбительской практике лучше всего пользоваться теми деталями, которые найдутся в ваших закромах и из них пробовать собрать ту или иную конструкцию. Для изготовления зарядных устройств имеется в продаже специально для этих целей интегральная микросхема L200c — это не что иное, как стабилизатор тока и напряжения с возможностью его регулирования. Но для меня было принципиально установить в схему регулируемый стабилизатор положительного напряжения КР142ЕН12 он аналогичен LM317. У себя в загашнике отыскал трансформатор с напряжением вторичной обмотки 18v, чтобы полностью удостоверится в его работоспособности, я замерил действующее напряжение на нагрузке около 320 мА, и выяснилось что оно имеет значение ровно 16v.

    Учитывая падение в районе 10%, то это вполне нормально. Постоянные резисторы использованные в схеме выполнены в SMD-корпусе, вместо транзистора КТ503 можно ставить любой с n-p-n переходом. Сверхъяркие светодиоды у меня также были в наличии, правда их марку я установить не смог, но зато они прекрасно работают на токе 1 мА. Светодиоды можно устанавливать практически любые, но с обязательным подбором номинала постоянных резисторов R6-R9, это даст возможность установить необходимую яркость свечения светодиодов.

    Что такое зарядное устройство LM317 — настройка

    Не подключая пока нагрузки, подстроечным резистором R5 немного вращая его удостоверится, что выходное напряжение плавно изменяется в пределах 14v. Подбором номинала R7 R8 установить момент включения светодиода D6 при этом напряжение должно составлять примерно 14,1v. Печатная плата выполнена с учетом возможности параллельно резисторам R7 R8 установки SMD-резисторов для точной подгонки их номинала. Если знать что такое зарядное устройство и использовать приведенные на принципиальной схеме номинальные значения, то подстраивать ничего не придется.

    Далее, опять же подстроечным резистором выставить выходное напряжение около 14,6v. Теперь можно подключить нагрузку 20 Ом и удостоверится в том, что значение тока в цепи нагрузки составляет около 290 мА. Затем коротнуть на секунду выход и посмотреть гасятся ли пара светодиодов, а плавкий предохранитель остается целым. Если нагрузка отсутствует, то светится должны оба светодиода, а кода подключается в цепь аккумулятор светодиод красного свечения погасает. В случае обрыва цепи заряда либо батарея оказалась не полностью заряжена, красный светодиод продолжает светиться.

    На следующем этапе нужно подключить аккумулятор и удостовериться, что светодиод красного свечения перестает светится, а зарядка выполняется как положено. Когда состояние заряда подходит к своему полному значению красный диод начинает светиться. Далее необходимо проверить значение напряжения на заряженном аккумуляторе, а в случае необходимости, подрегулировать переменным резистором R5 напряжение на выходе устройства. Опять же при обнаружении напряжения существенно отличающегося от заданного, значит в аккумуляторной батареи неисправен какой-то элемент. Нужно отыскать какой именно и поменять его на заведомо исправный.

    Заключительная информация

    Что такое зарядное устройство LM317, которое имеет возможность изменять значение тока зарядки до полутора ампер, но при этом нужно постоянно отслеживать температуру на КР142ЕН12, чтобы не было больше оптимальной. Напряжение аккумулятора может составлять 6v, 12v, 18v, 24v. Но учитывая разные напряжения, то и придется провести дополнительные настроечные работы, в частности нужно будет заменить в схеме несколько постоянных резисторов. Чтобы изменить значение тока заряда согласно одному напряжению, то эффективнее всего будет параллельно резистору R2 включить шунтирующие сопротивления.

    Габариты радиаторов охлаждения будут определяться разницей входного и выходного напряжения, а также номинального тока стабилизации. А посему не стоит фанатично увеличивать переменное напряжение на вторичной обмотке трансформатора, которое неизбежно спровоцирует перегрев. На данную конструкцию зарядки корпус я не делал, так как заказчик изъявил желание изготовить его самостоятельно. Но нужно помнить, что для такого устройства необходима высокоэффективная вентиляция. На фотографии это теплоотвод установлен временно, пока идет настройка, потом я его заменю.

    Во время тестирования и настроечных моментов зарядке подверглась аккумуляторная батарея с набором в 10 никель-кадмиевых элементов с емкостью 7 А⋅ч. Время затраченное на зарядку такой батареи соразмерно повышалось, тем не менее, аккумулятор зарядился полностью.

    Источник

    Зарядное устройство на LM317

    После того как я собрал зарядное устройства на L200C, мне понадобилось еще одно зарядное устройство для АКБ на 6В. Микросхем L200C уже не было, зато было несколько LM317. На которых получаются неплохие полуавтоматические зарядные устройства. Найдя Datasheet на LM317, сразу нашел ту схему и собрал зарядное устройство

    Заряжать аккумуляторы собрался от стареньких фонариков, в которых, кстати, стоят голимые зарядные, которых у меня очень много. Зарядное устройство работает на ура

    Вот схема зарядного устройства на LM317

    Перечень компонентов зарядного устройства на LM317

    C1 = 100нФ
    C2 = 1000мФ нужен для подавления импульсов

    R1 = 100
    R2 = 240
    R3 = 1к
    R4 = 470
    VT1 = КТ3102 Можно взять любой с подходящим коэффициентом передачи

    Трансформатор, я брал первый, что под рукой был 9В 20Вт, после моста и фильтра у меня получилось 11В под нагрузкой, диодный мост ставил на 1N4007. Фильтрующий конденсатор, какой первый попался под руку

    Теперь рассчитаем номинал R3+ R4 если вы решите заряжать другим напряжением. К примеру 14.4В для 12В АКБ. Рассчитывается по формуле R3+R4=(Vo/1.25-1)*R2, где Vo-напряжение окончания заряда. Для 14,4В R3+R4=(14.4/1.25-1)*240=2525Ом=2.2К+470Ом (подстроечный)

    Для расчета максимального тока заряда рассчитаем Ri=0.6/Iз. Где Iз-ток заряда, который должен быть примерно в 10 раз меньше емкости АКБ, но можно и больше. Все ограничивается максимально разрешенным током, который указан на АКБ, и самим LM317, максимальный ток которого 1,5А. К примеру для зарядного тока в 1А, номинал Ri=0.6В/1А=0.6Ом. Даже при самом четком подборе номинала Ri, ток заряда может не соответствовать расчету, поскольку параметры VT1 имеют не слабый разброс. По Расчету напряжение полного открытия транзистора 0,6В. . Так же стоит помнить при расчете что максимальная мощность рассеивания LM317 всего 20Вт. Его можно рассчитать по формуле P(Vi-Vo)*Iз.

    Вот печатная плата зарядного устройства на LM317

    Скачать печатную плату
    Пароль от архива jhg561bvlkm556

    Настройка зарядного устройства на LM317:

    1.После полной сборки подключаем устройство в сеть. После моста и фильтрующего C1,C2 должно быть напряжение на вольта 3-5 выше, чем вы планируете заряжать АКБ. Такой запас необходим потому что на LM317 падение напряжения где-то 1,25В + под нагрузкой напряжение просядет.

    2.Выставляем напряжение зарядки согласно расчетному. Это напряжение должно быть в 1,2 раза выше напряжения АКБ. Снимаем проверяемое напряжение обязательно после защитного диода, поскольку на нем тоже падение в 0,6В

    3.При проверки и настройке подключаем все к аккумулятору и проверяем ток заряда, он может отклонятся в любую сторону. Так АКБ должен простоять 10 часов, если вы рассчитывали ток заряда 1:10 от емкости АКБ. После зарядки на клеммах должно быть расчетное конечное напряжение и ток зарядки где-то 20-30мА. Если все верно, зарядка прошла успешна

    Так же для защиты своего АБК используйте защиту от переполюсовки для аккумуляторов

    На этой ноте я с вами прощаюсь и желаю удачи в повторении

    Для безопасной, качественной и надежной зарядки любых типов аккумуляторов, рекомендую универсальное зарядное устройство

    Что бы не пропустить последние обновления в мастерской, подписывайтесь на обновления в Вконтакте или Одноклассниках, так же можно подписаться на обновления по электронной почте в колонке справа

    Не хочется вникать в рутины радиоэлектроники? Рекомендую обратить внимание на предложения наших китайских друзей. За вполне приемлемую цену можно приобрести довольно таки качественные зарядные устройства

    Зарядное устройство 12В 1.3А

    Простенькое зарядное устройство с светодиодным индикатором зарядки, зеленый батарея заряжается, красный батарея заряжена.

    Есть защита от короткого замыкания, есть защита от переполюсовки. Отлично подойдет для зарядки Мото АКБ емкостью до 20А\ч, АКБ 9А\ч зарядит за 7 часов, 20А\ч — за 16 часов. Цена на это зарядное всего 403 рубля,доставка бесплатна

    Зарядное устройство для самых разнообразных типов аккумуляторов 12-24В с током до 10А и пиковым током 12А. Умеет заряжать Гелиевые АКБ и СА\СА. Технология зарядки как и у предыдущего в три этапа. Зарядное устройство способно заряжать как в автоматическом режиме, так и в ручном. На панеле есть ЖК индикатор указывающий напряжение, ток заряда и процент зарядки.

    Хороший прибор если вам надо заряжать все возможные типы АКБ любых емкостей, аж до 150А\ч

    Цена на это чудо 1 625 рублей, доставка бесплатна. На момент написания этих строк количество заказов 23, оценка 4,7 из 5. При заказе не забудьте указать Евровилку

    Если какой то товар стал недоступен, пожалуйста напишите в комментарий внизу страницы.
    С ув. Admin-чек

    10 комментариев для “Зарядное устройство на LM317”

    К примеру для зарядного тока в 1А, номинал Ri=0.6В/1Ом=0.6Ом

    Источник контента: https://rustaste.ru/charger-on-lm317.html
    Ошибка: вольты делятся на омы, получим амперы

    Верно, я исправил ошибку.
    Спасибо

    Интересно было бы услышать про гелИевые аккумуляторы. Сколько помню, гелий инертный газ, и в реакцию не вступает, а тут уже АКБ на них сделали…

    Это опечатка. гелевые АКБ

    К примеру для зарядного тока в 1А, номинал Ri=0.6В/1Ом=0.6Ом
    Скажите пожалуйста 0,6 это констант или для вашего примера.
    >

    Для зарядки током 1А, резистор 0,6. Для тока 1,5А резистор 0,45 Ом. Рассчитывается все по закону Ома

    Скажите пожалуйста сколько ватт должно бить Ri, который у вас был Ri=0.6В/1А=0.6Ом.

    1а*1а*0,6ом=0,6Вт но лучше 1 ВТ, особенно для китайского резистора

    день добрый . скажите теплоотвод нужен для лм317

    естественно. зависит от разницы напряжений на входе и выходе регулятора

    Источник

  • Оцените статью