- Технологии и особенности литий-титанатных (ЛТА) аккумуляторов
- Что из себя представляют ЛТА
- Как производят ЛТА
- Начинка и работа ЛТА
- Основные черты литий-титанатных аккумуляторов (ЛТА)
- (+) и (-) литий-титанатных аккумуляторов (ЛТА)
- Где используют ЛТА
- Как правильно эксплуатировать и утилизировать данный продукт
- Литий-титанатные аккумуляторы – современно, удобно и долговечно
- Плюсы и минусы
- Немного истории
- Устройство и механизм работы
- Применение
- Особенности эксплуатации и утилизация
- Фирмы-производители и предлагаемый ассортимент
- Где купить
- Заключение
Технологии и особенности литий-титанатных (ЛТА) аккумуляторов
Одной из модификаций Li-Ion-ных АКБ считаются литий-титанатные аккумуляторы (сокращенно – ЛТА).
В данных типах батарей в качестве электрического проводника первого рода, который имеет соединение с анодом (+), служит титанат лития (Li4Ti5O12 (LTO)). Впервые о литий-титанатных батареях заговорили сорок лет назад.
Что из себя представляют ЛТА
Нынче литий-титанатные аккумуляторы считаются редким видом из батарей. О них мало говорят и практически ничего не знают.
Но постепенно спрос на них начинает расти, ведь сферы применения у них многочисленные. Многие отрасли находят свое применение в таких АКБ.
Литий-титанатные аккумуляторы (ЛТА) чаще всего используются для разного рода гаджетов, электромобилей, бытовой техники. Энергетические системы также применяют их в своем пользовании.
Как производят ЛТА
С помощью современной LTO-технологии известные компании — такие как «Seiko», «YABO», «Toshiba», «Altair Nanotechnologies» — постепенно выводят на рынок труда литий-титанатные аккумуляторы.
Наноструктурированный анод (+) является главным достоинством ЛТА.
В основу производства литиевых батарей входит пористый углерод. В наноструктуре литий-титанатных изделий многочисленная площадь анода (+) становится продуктивной, что положительно отражается на процессе всей работы поверхности.
К примеру, батареи, сделанные по LTO-технологии, имеют полезную площадь анода (+) — около ста квадратных метров на грамм (в отличие от углеродных анодов (+)). Площадь последних составляет приблизительно три квадратных метра на грамм.
За счет большой площади анода (+) заряд передвигается в быстром темпе (что увеличивает характеристику предельных токов). Все эти параметры хорошо отражаются на литий-титанатном аккумуляторе. Работа изделия становится продолжительнее, стабильнее и безопаснее.
Начинка и работа ЛТА
С внешней стороны литий-титанатные аккумуляторы сделаны в виде призмы либо цилиндра. Контакт (+) находится вверху АКБ, а (-) – в нижней части изделия. Покрыт аккумулятор пластиком, композитом, редко когда цветным металлом.
На многих типах таких батарей установлены металлические клеммы. Через них происходит контакт стержней с (+) и (-) напряжением внутри изделия, а также потребителем энергии.
Во время работы АКБ, ток копится и уходит в одно время. Запасы тока и его подача значительно больше у таких батарей, чем произведенных по другим методам технологий.
В течение десяти минут изделие будет полностью заряжено. Положительным свойством литий-титанатного аккумулятора считается и то, что батарея не перегревается. В остальном такие АКБ по принципу работы схожи с другими.
Катод напоминает слоеный графит. В нем постоянно кипит работа. Беспорядочное движение атомов, пропитанных электроэнергией, и перемещающихся по матрице, дают сохранность напряжению.
Когда происходит разряд, Li-ионы начинают сольватировать с кислородом, затем проходят через отрицательный электрод и выводятся на поверхность.
После зарядки напряжение в Li-ионах уменьшается, они остаются на поверхности положительного электрода до будущей зарядки. Во время зарядки внутри аккумулятора может происходить накопление газов. Пары от них благополучно покидают пристанище через выхлопы или отверстия.
Основные черты литий-титанатных аккумуляторов (ЛТА)
Производители России и других стран изготавливают данный тип батарей по одному стандарту.
Поэтому характеристика товара одна:
Литий-титанатные аккумуляторы благоприятно переносят работу в условиях как при минусовых температурах (ниже -40°С), так и в более жарких условиях (до +50°С). В течение месяца такие батареи саморазряжаются в пределах от двух до пяти %.
Гарантия на товар производителем выдается в зависимости от модели изделия: это может быть лет десять, а у некоторых типов АКБ доходит и до двадцати лет.
(+) и (-) литий-титанатных аккумуляторов (ЛТА)
К достоинствам LTO-аккумуляторов можно приписать:
- бесперебойность и долговечность работы;
- маленькое сопротивление внутри;
- быстрый заряд батареи;
- отличные харак-ки зарядных и разрядных токов;
- сравнительно большую работоспособность в непростых метеоусловиях;
- постоянство;
- надежность и безопасность.
Многие АКБ – экологически чистый продукт. Благодаря использованию титаната лития в изготовлении положительного электрода, продолжительность жизни аккумуляторной батареи стала значительно выше.
Количество циклов (заряд/разрядов) в нем осуществляется в пределах двадцати тысяч. При этом в качестве недостатка выступает то, что падение напряжения зависит у них от емкости изделия.
Показатель удельной энергии будет снижен при U=2,4 V в рабочем состоянии. Зато если взять работоспособность в трудных метеоусловиях, то им нет равных. Они по максимуму обеспечивают поток энергии и по праву являются самыми мощными среди своих аналогов.
Медленное введение ЛТА на рынок труда, является минусом для них. Но все же многие производители уже начали вводить подобные агрегаты, сделанные по принципу нанотехнологий.
Где используют ЛТА
Литий-титанатные АКБ имеют широкую сферу своего применения.
Обладая особыми преимуществами, они используются: в светофорах, электростанциях, электротранспортных средствах, на яхтах, в радарах, в ИБП, в вилочных погрузчиках и в другом оборудовании, которые могут работать благодаря этим АКБ.
Потихоньку переходит внедрение таких аккумуляторов и в медицинские приборы, наручные часы, видеокамеры, разного вида гаджеты и цифровые аппараты.
Как правильно эксплуатировать и утилизировать данный продукт
Такие аккумуляторы относят к необслуживаемым. Зарядить их возможно только при наличии постоянного тока, при котором напряжение будет постоянным до полного заряда батареи.
Самая первая зарядка АКБ происходит в результате химической реакции между электродами со знаками (+) и (-). Последующая зарядка уже будет осуществляться строго через внешний прибор с постоянной силой тока.
В случае выхода батареи из строя либо какого другого механического повреждения ее утилизируют. Ремонту такие изделия не подлежат. При открытии крышки АКБ сразу произойдет нарушение функций пластин, находящихся внутри аккумулятора.
Необходимость в проверке заряда обязательна. Мастерам предписаны обязательства по осмотру корпуса изделия. В случае загрязнения клемм их надо счищать от грязи и не допускать окисления АКБ.
Данные модели АКБ принадлежат ко второму классу опасности. Утилизацией литий-титанатных аккумуляторов занимаются специальные заводы и компании, которые смогут безопасно переработать изделие.
Литий-титанатные АКБ надежны, эффективны и безопасны. Их не красит всего лишь один изъян: дорогая цена и дефицит на рынке.
Источник
Литий-титанатные аккумуляторы – современно, удобно и долговечно
Литий-титанатные аккумуляторы – это разновидность привычных всем литий-ионных батарей. Выделяются в отдельную группу они потому, что их положительный электрод, анод, выполняется из специального сплава, титаната лития (Li4Ti5O12). Материал имеет некристаллическую структуру, увеличивающую поверхность соприкосновения с электролитом: один грамм имеет площадь 1002 метров, что выгодно отличает его от углерода с 32 метрами. Новое вещество обеспечивает высокую плотность тока. Это важнейший параметр для источника питания.
Плюсы и минусы
Причиной поиска новых путей развития технологии стало несовершенство имевшихся свинцовых, литий-железо-фосфатных и литий-ионных батарей. Они недостаточно безопасны, недолговечны и способны полноценно работать в узком диапазоне температур.
Проводились исследования соединений лития и титана. Как наиболее перспективное вещество был выделен титанат.
- обеспечивает большую удельную емкость батарей, до 60 %;
- предельный ток заряда 10С, при котором аккумулятор заряжается до 80 % за 5 минут, а лучшие модели за 1 минуту;
- недорог и долговечен;
- электроды, выполненные на его основе, значительно сокращают время заряда;
- отличается высокими ионной и электронной проводимостью.
Характеристики соответствующих аккумуляторов очень высоки. Так, количество циклов зарядки-разрядки превышает 10 000. Емкость со временем снижается мало: на 20 % – при токе разряда 0,5С* после 10 миллионов циклов, а при токе разряда 3С после 10 тысяч.
Прямым следствием электрохимической и механической устойчивости структуры материала являются и показатели пожаро- и взрывобезопасности, которые несравнимо ниже, чем у литий-ионных элементов.
Еще одно преимущество связано со способностью электроемкостей с электродами из Li4Ti5O12 работать в широком диапазоне температур от -40 до +55 ˚C без потери функциональности.
Российские и зарубежные в производстве придерживаются схожих стандартов:
- номинал напряжения – от нижней границы 2 V до 2,4 V (чаще 2,3 V);
- предельное разрядное напряжение – от 1,5 V до 1,7 V;
- удельная мощность при максимальной нагрузке – от 3000 до 5000 Вт/кг;
- энергоемкость – от 30 до 110 Вт/кг;
- низкое внутреннее сопротивление;
- плотность заряда – до 115 Вт*ч/л.
Эффективность заряда-разряда колеблется пропорционально силе тока и составляет от 85 до 95 процентов. После 10 тысяч циклов она падает до 90, а после 20 – до 80 процентов.
Из недостатков стоит отметить невысокое напряжение и относительную малораспространенность технологии и незначительные объемы производства.
Первую проблему решают добором активных элементов, и она не является серьезной в свете меньшего их веса по сравнению с литий-ионными. А вот второе обстоятельство более весомо: литий-титанатные все еще имеют большую стоимость, чем другие виды аккумуляторов.
Немного истории
Технология начала проходить обкатку еще в 2011 году. Lp-TO аккумуляторы были установлены в городских автобусах Японии, на самых протяженных маршрутах.
К 2016 году экспериментальный транспорт суммарно преодолел более 700 000 километров. За это время у самых первых машин количество циклов перезарядки достигло 2 000 при падении емкости в 3 %.
Напряжение этих батарей равно 560 В, а емкость – 100 ампер-часов. Зарядка происходит посредством 400-киловаттного выпрямителя на специально оборудованных станциях.
Сейчас титанатный аккумулятор встречается уже и в электромобилях и электробайках. Хороший пример таких транспортных средств – Mitsubishi i-MiEV или Honda Fit EV.
Устройство и механизм работы
Именно анод определяет длительность жизненного цикла и уровень безопасности аккумулятора.
На подложку методом осаждения наносятся атомарные слои оксида титана толщиной менее 15 нанометров. После обжига они приобретают объемную полую структуру, состоящую из большого количества полых лент и больших полостей высотой до 30 и шириной до 150 нанометров.
Трехмерная поверхность имеет огромную площадь и рассчитана так, чтобы внутрь легко проникал электролит, взаимодействуя со всей поверхностью материала и осуществляя транспорт положительно заряженных ионов лития.
Формула протекающей электрохимической реакции такова:
Li4Ti5O12 + 3Li+ + 3e- Li7Ti5O12
Катод обычно изготавливается из соединения кобальта LiCoO2. Взаимодействуя с кислородом, катода ионы лития отдают заряд и становятся нейтральными, вновь осаждаясь на аноде.
Внешне титановый аккумулятор выглядит стандартно. Для упаковки всех элементов используется пластик, композиты или цветной металл. Корпуса имеют форму призмы с прямыми углами или цилиндра. Для улучшения контакта и упрощения соединения многие модели снабжены клеммами.
Применение
Используют титанатные АКБ не только в электротранспорте в качестве основного источника энергии, но и в бензиновых автомобилях как замену обычному аккумулятору для стартера, освещения и автозвука.
Имеется значительный спрос на технологию и в сферах кораблестроения, авиастроения.
Применяют такие элементы питания также и в устройствах, для которых важна как бесперебойность работы, так и высокая степень автономности или мобильности: в светофорах, в телекоммуникационном и связном оборудовании, в резервных цепях питания.
Еще одна область применения – организация освещения в сочетании с солнечными батареями. Таким способом возможно обеспечить электроэнергией как улицу, так и внутренние помещения.
Постепенно литий-титанатные накопители проникают и в бытовые устройства: нередки теперь оснащенные ими телефоны, планшеты, ноутбуки, фотоаппараты, видеокамеры, мобильное медицинское оборудование и даже велосипеды.
Особенности эксплуатации и утилизация
В эксплуатацию литий-титанатные аккумуляторы поступают уже готовыми для подключения к нагрузке, так как первоначальный заряд обусловлен электрохимической реакцией между электродами плюса и минуса.
Зарядка производится специальным устройством постоянного тока.
Согласно приказу № 511 Министерства природных ресурсов от 15.06.2001 различают 5 классов опасности отходов. Отработанные аккумуляторы относятся ко второму классу, что предполагает специальную процедуру утилизации.
Фирмы-производители и предлагаемый ассортимент
Новизной технологии объясняется ее нераспространенность.
На рынке литий-титанатные аккумуляторы представлены небольшим количеством производителей, среди которых явно лидирует японский концерн Toshiba. Маркетинговое название соответствующей продукции – Super Charge Ion Battery, или сокращенно SCiB.
- емкость – от 2,9 до 23 А/ч;
- цикл заряд-разряд – до 40 тысяч с падением емкости не более 70 %;
- возможность буферного режима работы: время, затрачиваемое на заряд, – от 1 до 6 минут.
Литий-титанат с добавкой позволяет заряжать аккумуляторы за 5 минут до 90 %. Их удельная емкость вдвое выше титанатных, что позволяет уменьшить размер элементов питания и приблизить их по удельной энергии к литий-полимерным.
Для своих наручных кинетических часов производит батареи малого размера и Seiko, заменив ими конденсаторы.
Не отстают и швейцарцы. Компания Leclanché, которая с 1939 года выпускает аккумуляторы, освоила передовой техпроцесс после приобретения в 2006 году немецкой фирмы Bullith AG. Их продукт называется TiBox и представляет собой многоразовые источники питания с литий- титанатным анодом, мощностью 3,2 кВт и ресурсом работы до 20 тысяч циклов.
Американская компания из Невады Altairnano выпускает линейку элементов питания Nanosafe для электромобилей. Их титанат и производимые АКБ по официальным заявлениям готовы установить под капот многие производители автомобилей. Это английская фирма Lightning Car Company, известная своими спорткарами.
Также американская студия Phoenix Motorcars, которая переделывает корейские авто от SsangYong в электромобили. И, наконец, калифорнийская фирма Proterra, в своем микроавтобусе EcoRide BE35.
Выпускают литий-титановые аккумуляторы и в Китае. Компания YABO Power Technology выпустила первый экземпляр еще в 2012 году. Изделия преимущественно применяются в автотранспорте.
Типичный представитель – батарея YB-LITE2344, рассчитанная на штатное напряжение 2,4 V и емкость 15 ампер-часов.
Где купить
Самая популярная емкость для титанат-батарей, используемых в различных АКБ, – 40 АЧ. Чаще всего такие модели имеют стандартное количество циклов перезаряда (20 700) и годятся для последовательного соединения в банки больших размеров.
Купить источники питания можно в интернет-магазинах. По отзывам, качественный товар приобрести проще на eBay (иБэй), а на Aliexpress (Алиэкспресс) весь ассортимент дешевле.
Перед покупкой стоит убедиться в добросовестности продавца. Иногда под видом новых продают списанные аккумуляторы.
Быстро найти необходимый ассортимент на сайтах торговых площадок можно по поисковому запросу LTO или Lithium-Titanate.
Помимо стандартных и распространенных типоразмеров присутствуют и более нишевые: в виде плоских гибких или защищенных жесткими листами ячеек, в форме стандартных батареек. Есть также уже готовые собранные аккумуляторы и блоки питания в корпусах.
Там же нетрудно найти и специальные зарядные устройства, рассчитанные на постоянный ток, нужные напряжение и силу тока.
Сколько стоит конкретный титанат-литиевый аккумулятор, зависит еще и от цены доставки: продавцы пользуются услугами различных почтовых организаций и курьерских служб. Поэтому стоимость в итоге может серьезно отличаться.
Заключение
Потенциальный рынок литий-титанатных аккумуляторов велик. Поэтому перспективы развития данной технологии более чем обнадеживающие. Продукция уже выпускается серийно, становится доступнее, так как цена на нее снижается. Растет и ассортимент.
Источник