Литий ионные аккумуляторы объем рынка
Независимый эксперт
по стратегическому развитию
Химия и нефтехимия
8 915 498 77 26
Потребление литий-ионных батарей в России. Потребительский сектор и батареи для транспорта. Виденье и перспективы.
Рисунок 1. Импорт литий-ионных аккумуляторов в РФ в натуральном и стоимостном выражениях (2010 – 2016 г.), на основании данных Росстата и таможенной статистики.
В 2010 г на российских рынок было поставлено литий-ионных аккумуляторов на общую мощность 31,1 Мвт/ч на общую сумму 28,68 млн. US$. В период до 2016 года наблюдался рост поставок продукции на российский рынок со среднегодовым ростом 15-20% по тоннажу и общей энергоемкости аккумуляторов и 10-15% ростом по стоимости поставок. Так, в 2016 году на российский рынок было поставлено литий-ионных-аккумуляторов с общей энергоемкостью свыше 147,4 МВт*ч на общую сумму 71,47 млн. US$.
До 62% поставок (в стоимостном выражении) на российский рынок в 2016 году приходилось на КНР, где расположены основные мировые мощности по производству литий-ионных аккумуляторов и других электронных устройств, другие страны значительно уступают в объемах. На Японию, Малайзию и Южную Корею пришлось по 8, 4 и 4% соответственно. На Вьетнам, США и Тайвань – 4, 2 и 3%. На долю других стран пришлось не более 13%.
Рисунок 2. Структура поставок литий-ионных аккумуляторов в Российскую Федерацию по странам, 2016 г.
На рис. 3 показаны производители литий-ионных аккумуляторов, поставляющие продукцию на российский рынок.
Рисунок 3. Структура поставок литий-ионных аккумуляторов в Российскую Федерацию по торговым маркам, 2016 г.
Из структуры видно, что наибольшая часть поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок приходится на компании, основная деятельность которых связана с производством и продажей электронных устройств в потребительском секторе. Так на долю компании CISCO SYSTEMS INTERNATIONAL пришлось до 17% поставок. ROBERT BOSCH GMBH поставило более 5%; поставки SAMSUNG ELECTRONICS CO., HEWLETT-PACKARD и HILTI AKTIENGESELLSCHAFT составили по 4% поставок. Другими основными поставщиками продукции стали хорошо известные российскому потребителю поставщики электронных продуктов, указанные в структуре. На долю прочих производителей, объемы поставок которых составили менее 0,6% в общем объеме поставок, пришлось 44%.
Потребление литий-ионных аккумуляторов в России и мире существенно различается (рис. 4). Если в мировом потреблении потребительский сектор составляет не более 65%, то на российском рынке этот показатель составляет до 92,5% от общего объема потребления.
Рисунок 4. Сравнение структур потребления литий-ионных аккумуляторов в России и мире, 2016 г.
Указанная структура потребления наблюдается в связи с рядом причин, среди которых фактическое отсутствие рынка электромобилей в России (этот рынок только начинает формироваться) и слабый спрос на продукцию литий-ионных аккумуляторов со стороны промышленных потребителей, к которым относятся грузовой транспорт, пассажирский транспорт, электропогрузчики, системы оперативного постоянного тока (СОПТ), источники бесперебойного питания (ИБП) и системы накопления энергии (СНЭ) различного назначения, центры обработки данных (ЦОД) и базовые станции.
По прогнозным оценкам экспертов, мировая структура потребления в ближайшие 10 лет будет меняться. До 2026 г. доля потребительского сектора будет сокращаться как за счет роста числа электромобилей, так и за счет сетевых накопителей и ВИЭ. При этом существенные различия в структуре потребления на российском и мировом рынках создают потенциал для товарных ниш, которые могут появиться при следовании российских потребителей продукции за мировыми тенденциями, то есть увеличение доли аккумуляторов, предназначенных для использования в сфере электротранспорта и энергетики (тяговые литий-ионные аккумуляторы для электромобилей, электропогрузчиков, грузового и пассажирского транспорта; аккумуляторы для источников бесперебойного питания и сетевых накопителей энергии). В этом плане проект, предлагаемый ООО «Лиотех-Инновации», является импортоопережающим проектом.
В 2016 г. ООО «Лиотех-Инновации» поставил на российский рынок литий-ионных аккумуляторов и аккумуляторных батарей на 109 млн. руб., что составляет 1.78 млн. US$, это 2.5% от текущего объема импортных поставок литий-ионных аккумуляторов в РФ в 2016 г. Исходя из структуры потребления литий-ионных аккумуляторов на российском рынке в данный момент, доля рынка потенциальных продуктов ООО «Лиотех-Инновации» в настоящий момент составляет 7.5% от всех импортных поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок в 2016 г. (см. рис. 4), но, при этом, указанная доля приходится именно на те сегменты потребления, которые в ближайшие годы ожидает рост. К таким сегментам относятся в первую очередь тяговые литий-ионные аккумуляторы для электротранспорта, применяемые в транспортном (автомобильном, железнодорожном, морском), а также аккумуляторы для военного и промышленного секторов потребления. При этом потребителям необходимо предлагать не аккумуляторы как таковые, а аккумуляторные батареи – аккумуляторы, соединенные таким образом, чтобы получить характеристики, необходимые потребителю для данного применения (ёмкость, напряжение, габариты, температурный диапазон работы и т.п.).
Задача создания аккумуляторных батарей из аккумуляторов включает конструкторскую работу, разработку и установку систем контроля и управления батареей, разработку и установку систем термостатирования, испытания и доработку батареи под требования заказчика, сертификацию. Предлагаемый проект решает задачи создания литий-ионных аккумуляторных батарей и универсальных батарейных модулей из литий-ионных аккумуляторов завода Лиотех для широкого диапазона применений в электротранспорте и энергетике, решая задачу импортозамещения в данных отраслях и одновременно способствуя созданию и развитию новых рынков.
Как уже упоминалось, в настоящий момент в России есть единственный производитель, способный осуществить импортозамещение в указанном сегменте рынка – завод «Лиотех» в Новосибирской области, который в настоящий момент управляется ООО «Лиотех-Инновации». При достаточном уровне финансирования НИОКР будет возможно полное импортозамещение продукции, поставляемой на российский рынок по импорту как в настоящий момент, так и в перспективе с учетом прогнозов расширения потребления продукции в указанном сегменте.
Структура импортных поставок литий-ионных аккумуляторов высокой ёмкости для электротранспорта и энергетики по странам и производителям представлена на рис. 5.
Рисунок 5. Структура импорта литий-ионных аккумуляторов емкостью свыше 40 Ач для электротранспорта и энергетики по странам (слева) и производителям продукции, 2016 г.
Общий объем импортных поставок литий-ионных аккумуляторов в указанном секторе рынка в 2016 году составил 5,36 млн. US$ (7.5% от общего объема импорта). До 12% объема поставок приходился на продукцию компании BYD LITHIUM BATTERY COMPANY LTD из Финляндии; 5.6% составила продукция литий-ионных аккумуляторов для электромобилей и промышленных аккумуляторов китайского производителя SINOPOLY BATTERY INTERNATIONAL LTD. Другие поставки литий-ионных аккумуляторов высокой емкости для промышленных систем включали продукцию китайской компании CHINA AVIATION LITHIUM BATTERY CO., LTD (CALB), запасные тяговые литий-ионные аккумуляторы для легковых электромобилей Renault в 2016 году (поставляла NISSAN MOTOR CO LTD) и др.
Оценивая перспективы российского рынка продукции литий-ионных аккумуляторов в целом и сегмента литий-ионных аккумуляторов большой ёмкости, основу которой может составить продукция ООО «Лиотех-Инновации», эксперты рынка отмечают рост, вызванный развитием сегментов электромобилей, электропогрузчиков, сетевых накопителей и других промышленных потребителей, а также развитием новых областей применения, в частности, в железнодорожном транспорте. Спрос в ближайшие 10 лет будет поддерживаться развитием этих стратегических областей применения литий-ионных аккумуляторов. По оценкам экспертов, уже через 3-4 года российское потребление литий-ионных аккумуляторов в указанном сегменте ожидает рост потребления в размере, превышающем существующие показатели в 2-4 раза. Рост спроса на новые решения, применяемые в транспортной и промышленной сферах, неизбежно приведут к росту потребления литий-ионных аккумуляторных батарей и определят спрос на продукцию завода ООО «Лиотех-Инновации».
При этом потребление тяговых литий-ионных аккумуляторов в России к 2030 году может достичь 2 тыс. т/год на общую сумму не менее 100 млн. US$.
Подводя итоги раздела, отметим следующие характеристики рынка продукции создаваемой в рамках реализации указанного технаправления:
- Мировой рынок литий-ионных аккумуляторов в ближайшие 10 лет ожидает рост в сегменте электротранспорта и энергетики. На рынке востребованы не сами аккумуляторы, а готовые решения на их основе – литий-ионные аккумуляторные батареи для различных применений.
- Потребление литий-ионных аккумуляторов в России и мире отличается. В то время, когда сегмент бытовой электроники в России достигает 92,5% потребления, в мире он не превышает 65%. Это связано с тем фактом, что рынки электромобилей, сетевых накопителей энергии и других высокотехнологичных применений в России находятся на стадии формирования.
- В России единственным коммерчески ориентированным производителем литий-ионных аккумуляторов для рынков электротранспорта и энергетики является завод «Лиотех». Другие российские производители литий-ионных аккумуляторов изготавливают продукцию в рамках гособоронзаказа в объеме малых партий.
- В настоящий момент на рынке литий-ионных аккумуляторов для мобильной электроники 100% коммерчески значимых поставок приходились на импортные поставки. В 2016 г. в структуре этих поставок до 62% занимала продукция из КНР. При этом, наибольшая часть поставок приходилась на компании, основная деятельность которых связана с производством и продажей электронных устройств в потребительском секторе.
- На рынке литий-ионных аккумуляторов высокой ёмкости наряду с импортными поставщиками присутствует российский производитель – ООО «Лиотех-Инновации», доля которого на рынке может быть существенно увеличена (с 2.5% до 7.5% в процентах от импортных поставок литий-ионных аккумуляторов на российский рынок в 2016 г.), при этом доля этого рынка в общем объеме потребления литий-ионных аккумуляторов также будет увеличиваться.
- Всё вышеперечисленное, наряду с прогнозируемым резким увеличением потребления литий-ионных аккумуляторов в мире, создает предпосылки для появления товарных ниш на российском рынке, которые может занять продукция ООО «Лиотех-Инновации».
Более подробную информацию вы можете заказать у автора
Уникальные матеиалы исследований, эксклюзивные источники, аналитические записки
Источник
Анализ рынка литий-ионных аккумуляторных батарей (элементов) в России
Агентство маркетинговых исследований DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка литий-ионных аккумуляторов в России.
Рынок литий-ионных аккумуляторов в России на 96% состоит из импорта. Согласно расчетам аналитиков Discovery Research Group, рынок литий-ионных аккумуляторов в России в 2017 г. в натуральном выражении составил 11 377258 шт. За 6 месяцев 2018 г. объем рынка литий-ионных аккумуляторов в России составил 5 596320 шт.
В стоимостном выражении рынок литий-ионных аккумуляторов в России в 2017 г. равнялся $111 625,4 тыс., а за 6 месяцев 2018 г. он составил $58364,1 тыс.
Рынок литий-ионных аккумуляторов в России состоит из нескольких категорий: литий-полимерные, литий-тионилхлоридные и прочие литий-ионные аккумуляторы.
Рынок литий-ионных аккумуляторов в России в основном состоит из прочих литий-ионных аккумуляторов. В 2017 г. объем этой категории равнялся 9 125 583 шт., что составило 80,2% от всего объема рынка.
В России в 2017 г. было произведено 537450 шт. литий-ионных аккумуляторов всех категорий. Прирост к данным 2016 г. составил 15,3%.
В 2017 г. наибольший объем производства в натуральном выражении пришелся на прочие литий-ионные аккумуляторы (78,1%), затем шли литий-тионилхлоридные аккумуляторы (14,6%), замыкали тройку литий-полимерные (7,3%).
В 2017 г. лидером по объему производства литий-ионных аккумуляторов в целом стала компания ОАО «АККУМУЛЯТОРНАЯ КОМПАНИЯ «РИГЕЛЬ» – 18,1% от всего объема производства, следом идут АО «ЭНЕРГИЯ» (14,5%) и АО «ВЕРХНЕУФАЛЕЙСКИЙ ЗАВОД «УРАЛЭЛЕМЕНТ» (9,9%).
По расчетам DISCOVERY Research Group в 2017 г. в Россию было импортировано 10 926 410 шт. литий-ионных аккумуляторов, а экспортировано 85566 шт. Большая часть экспорта представляет собой реэкспорт аккумуляторов, которые до этого были ввезены в Россию из других стран.
За 6 месяцев 2018 г. импорт составил 5 414409 шт., а экспорт 95791 шт.
В стоимостном выражении объем импорта литий-ионных аккумуляторов в Россию в 2017 году составил $93330 тыс., а экспорт $3 514,3 тыс. При этом за 6 месяцев 2018 г. импорт составил $49 762,4 тыс., а экспорт – $3 067,1 тыс.
В 2017 году в структуре импорта наибольшее количество прочих литий-ионных аккумуляторов было поставлено компанией KAYO MAXTAR BATTERY LIMITED — 415 851 шт., литий-полимерных — DDZ TECHNOLOGY COMPANY LIMITED (336 432 шт.), а литий-тионилхлоридных — TECHNOPOWER&TOOLS INC. (23265 шт.).
Основной объем ввозимых в Россию в 2017 году прочих литий-ионных аккумуляторов в натуральном выражении пришелся на Китай — 6 220260 шт., основным импортером литий-полимерных аккумуляторов также оказался Китай — 1 907266 шт. Больше всего литий-тионилхлоридных аккумуляторов в 2017 г. было импортировано из Канады — 23265 шт.
Источник
Литий ионные аккумуляторы объем рынка
Последние два года цены на литий и его производные падали из-за того, что добыча обгоняла спрос. Однако с растущей озабоченностью правительств относительно глобального изменения климата и расширением производства электромобилей спрос на литий как на один из элементов для аккумуляторов будет расти.
К 2024 году спрос на литий увеличится в два с половиной раза, до 117 400 тонн, прогнозирует аналитическая компания GlobalData. Годовой темп прироста ускорится до 25,5%.
Этому будет способствовать рост производства электромобилей, а соответственно, и аккумуляторов, для которого используют литий. GlobalData ожидает, что производство батарей увеличится более чем в четыре раза к 2024 году, до 410,5 гигаватта в час. Bloomberg прогнозирует, что спрос на батареи увеличится в девять раз к 2030-му.
Несмотря на мощную историю роста спроса, цены на литиевые продукты достигли пика в 2018 году и в некоторых регионах превышали отметку $25 000 за тонну. Однако позже они упали из-за того, что добыча его стала очень прибыльной и компании быстро нарастили объемы. Производство стало расти быстрее спроса со стороны производителей электрокаров, что начало давить на цены. Более того, мировая экономика скатывалась в рецессию, что также добавило негатива.
Последние полгода цены продолжали падать, но уже медленнее, чем раньше. Сейчас они почти выровнялись на уровне примерно $7 000 за тонну.
Инвестировать в литиевый сектор сейчас довольно рискованно, так как есть вероятность, что придется «ловить падающий нож». Но с другой стороны, фундаментальные факторы говорят о том, что рано или поздно в ценовой динамике должен произойти разворот. Инвесторы уже начали делать ставки на рост цен, о чем говорят растущие котировки добывающих компаний.
Кроме того, как мы писали в большом обзоре рынка сырьевых товаров, мощное монетарное и фискальное стимулирование экономик и их восстановление после рецессии могут вызвать начало нового цикла роста на рынках промышленных металлов. Этот цикл роста не может не затронуть и литий.
В конце сентября добытчик Piedmont Lithium заключил соглашение с главным производителем электрокаров — Tesla, — который собирается выпускать собственные батареи и увеличить производство электромобилей в 60 раз к концу этого десятилетия.
Компании договорились, что Piedmont будет поставлять одну треть от всего объема добычи в течение десяти лет. После оглашения партнерства акции Piedmont взлетели в четыре раза.
Правда, пока компания ничего не добывает и сможет начать поставки только в 2022—2023 годах. Более того, оговоренного объема поставок (60 000 тонн концентрированного сподумена, который затем преобразуют в гидроксид лития, а после — в катод батареи) хватит примерно для 150 000—200 000 батарей. Это намного меньше необходимого количества, если Tesla собирается достичь цели в 30 млн электромобилей. Следовательно, существенный потенциал роста продаж появляется и у других литиевых игроков.
Топ-5 самых крупных добытчиков лития сейчас: Albemarle, Ganfeng, SQM, Tianqi, Livent.
Самый крупный добытчик лития в мире зарабатывает 37% выручки на металле. Еще 29% дохода компания зарабатывает на продаже катализаторов, которые используют для очистки и повышения качества нефти. И еще 28% выручки — на продаже брома и его производных. Их используют в сфере пожарной безопасности, химической промышленности, при бурении нефтяных и газовых скважин, очистке воды, переработке говядины и птицы, производстве дезинфицирующих средств и т. д.
В этом году компания, как и многие другие, пострадала от пандемии коронавируса. За первое полугодие ее выручка сократилась на 12,5%, а чистая прибыль — на 33%.
При этом она смогла не только сохранить свои квартальные дивиденды, но и увеличить их (уже 26-й год подряд). Сейчас доходность по дивидендам достигает 1,6% годовых.
Компания намерена и дальше сохранять выплаты акционерам и инвестиционный рейтинг (отношение чистого долга к EBITDA сейчас составляет 3,2, долгосрочная цель — сократить до 2—2,5). Для этого она запустила программу по сокращению расходов, приостановила часть капитальных вложений, отказалась от байбэков на ближайшее время.
Финансовое положение компании выглядит довольно прочным. По состоянию на конец июня у нее было $1,5 млрд ликвидности, половина из которых — это наличные средства.
С начала года акции прибавили 29% и уже превышают целевой уровень консенсуса аналитиков. Отчасти на компанию может влиять ожидаемый рост цен на сырье, о причинах которого мы подробно писали в обзоре промышленных металлов.
SQM занимает примерно 14% на рынке, извлекая гидроксид и карбонат лития из солевых растворов в Чили, стране — лидере по объему запасов этого редкого металла, по данным Statista. В следующем году компания может принять решение инвестировать в разработку месторождений в Австралии, которая идет второй по объемам запасов после Чили.
При этом, как и у Albemarle, продажи лития приносят SQM лишь часть выручки — около 26%. Основной источник дохода пока — это производство специализированных удобрений для растений (в основном нитрат калия). На нем компания зарабатывает 37% дохода. Еще 19% приносят продажи йода и его производных, и 11% — продажи калия.
Несмотря на то, что литий пока не приносит основную долю в выручке, падающие цены на него — основной драйвер сокращения доходов.
В отличие от двух других Livent специализируется исключительно на литиевых продуктах, поэтому может выиграть от бума электрокаров больше остальных. Однако в случае отложенного спроса и рискует больше.
Сама компания прогнозирует, что спрос на гидроксид лития для батарей электромобилей (основной продукт компании) к 2025 году увеличится в семь раз, а к 2030-му — еще в два раза. Аналитики также считают, что после сложного 2020-го доходы компании перейдут к росту: выручка в следующем году должна взлететь на 25%, а прибыль увеличится в четыре с половиной раза.
Ужесточение регулирования
Чилийские регуляторы все чаще встают на сторону экологов и жителей регионов, где ведут добычу.
Так, SQM стремится расширить производство в самой сухой пустыне мира — Атакаме. Однако это расширение может нарушить хрупкий баланс между пресными и солеными водными ресурсами. Поэтому недавно чилийский экологический регулятор перестал поддерживать компанию в суде и ее план по соблюдению экологических норм, одобренный им в прошлом году. Он также заявил, что проведет всестороннюю проверку действующих шахт. Компания Albemarle также ведет войну с регуляторами Чили из-за того, как она рассчитывает свои запасы металла в Атакаме. Это тоже может негативным образом повлиять на ее планы по наращиванию производства.
Кроме того, Чили как главный поставщик лития на волне роста спроса может ввести дополнительный налог на добычу этого редкого металла. Это также возможно и в Аргентине, которая в прошлом году объявила дефолт по своим гособлигациям.
+ и Похоже, на литиевом рынке скоро может наметиться разворот в сторону
ghg роста цен. Этому способствует расширение производства электромобилей.
+ и От этого выигрывают добывающие компании, в числе которых Albemarle,
ghg SQM и Livent. Последняя может стать особенно интересной для инвесторов,
ghg потому как ее бизнес специализируется исключительно на добыче и
ghg переработке лития.
! иb Однако отсутствие диверсификации бизнеса делает Livent также и самой
ghg рискованной. Более того, ее акции торгуются с самым высоким
ghg мультипликатором P / E. Нужно быть готовым к долгосрочному горизонту
ghg инвестирования.
Источник