- Какие бывают аккумуляторы? Щелочные и литий-ионные аккумуляторы
- Щелочные батареи по сравнению с литиевыми: какая батарея лучше?
- Два типа батарей
- Характеристики щелочных и литиевых батарей
- Литий
- Батареи в условиях больницы
- Всё о батарейках — солевые, щелочные и литиевые, в чём разница?
- Какие бывают батарейки?
- Щелочные (алкалиновые) элементы питания
- Солевые (угольно-цинковые) элементы
- Литиевые батарейки
- «Литий-ионный»: великая путаница в аккумуляторах
- Для чего литий-ионному аккумулятору разные аноды, катоды, электролит?
Какие бывают аккумуляторы? Щелочные и литий-ионные аккумуляторы
Электричество серьезно вошло в нашу жизнь только в XX веке, и поначалу новоизобретенным электрическим фонарикам более чем хватало обычных батареек. Но когда в самом конце века были изобретены, а затем стремительно распространились по всем странам и континентам электронные гаджеты, их было бы невозможно использовать, если бы к тому времени не изобрели новые виды аккумуляторов. Емких, маленьких и легких.
После длительного триумфа кислотных аккумуляторов, были изобретены щелочные аккумуляторы (АКБ). У них в качестве электролита вместо раствора серной кислоты используется щелочь. Такие аккумуляторы хорошо работают при низких температурах, у них меньший саморазряд, чем у кислотных АКБ, нет испарений, отлично переносят переразряд.
Однако они значительно дороже кислотных АКБ. И поскольку каждая банка такого аккумулятора дает меньший ток, то для того, чтобы давать тот же вольтаж, что и кислотные АКБ, такие аккумуляторы должны быть крупнее по размеру. Из-за этого их используют для электромобилей и в разного рода механизмах с электрическими двигателями. В магазинах автозапчастей я щелочных аккумуляторов не встречал, но я и не эксперт по автомобильным запчастям.
Пластины щелочных АКБ делают не из свинца, а из цинка, кадмия, никеля, серебра и других металлов. По этому признаку щелочные аккумуляторы называют серебряно-цинковыми, или цинково-никелевыми, или кадмиево-никелевыми, или какими-либо еще.
Литиевые аккумуляторы появились в 90-е годы XX века. Первый литий-ионный аккумулятор выпустила фирма Sony в 1991 году. Литий-ионный аккумулятор для сотового телефона
Фото: ru.wikipedia.org
И вот уже 30 лет, как исследователи всего мира пытаются как-то улучшить литий-ионные аккумуляторы.
Корпус у них обычно герметичен (хотя существуют аккумуляторы повышенной емкости, в которых есть клапан сброса давления). В корпусе свернуты анод, катод и разделяющая их пористая прокладка, пропитанная электролитом. Катод делают из алюминиевой фольги, анод — из медной фольги. И на аноде и на катоде сделано напыление. На катоде обычно литий-металл, анодное покрытие делают из графита.
Эксперименты по улучшению аккумуляторов происходят в основном по металлическим добавкам в литий и по типу электролита. В качестве электролита в последнее время используют полужидкий полимер.
В настоящее время в массовом производстве находятся аккумуляторы с тремя классами катодных материалов:
- кобальтат лития (LiCoO2) или схожий с ним по свойствам никелат лития;
- литий-феррофосфат (LiFePO4);
- литий-марганцевая шпинель (LiMn2O4).
В зависимости от того, оксиды каких металлов добавляют к литию, получают разнообразные виды литий-ионных аккумуляторов, которые по всему миру активно применяют для фонариков, разнообразных мобильных устройств, для электроинструмента, в электромоблиях.
Увы, известны случаи перегрева и даже возгорания литиевых аккумуляторов. И маленьких — в разнообразных гаджетах, и больших — автомобильных. Такой аккумулятор, один раз загоревшись, почти не поддается тушению.
Ведь, во-первых, литий — щелочной металл, при определенных условиях он отлично окисляется и водой, и кислородом с большим выделением тепла. При загорании кислород в огонь поступает из оксидов металлов, входящих в состав аккумулятора, а также из электролита.
Попытка потушить такой горящий аккумулятор водой способна только усилить пожар — литий активно реагирует с водой с выделением тепла и водорода. В общем, нужны специальные смеси, которые вряд ли найдутся на улице неподалеку от горящей машины или в толпе, если у вас загорится телефон или какой-то другой гаджет.
Так, может, ну их пока, эти электромобили? Ведь такой уж как загорится, так загорится! Не лучше ли подождать, пока литий-ионные батареи загораться перестанут?
Источник
Щелочные батареи по сравнению с литиевыми: какая батарея лучше?
Батареи также являются важным элементом одноразовых медицинских устройств с подсветкой, и тип используемой батареи также важен. Это может означать разницу между способностью провести гладкую успешную процедуру и процедурой, предполагающей непредвиденные задержки, связанные с проблемами освещения. Кроме того, существует проблема использования и утилизации аккумуляторных батарей, что влечет за собой экологические проблемы, которые также необходимо учитывать.
Большинство людей обычно покупают щелочные батареи. На их долю приходится 80% аккумуляторов, производимых в США. Они недорогие и очень распространены. Они не подлежат перезарядке. Щелочные батареи широко используются в пультах дистанционного управления для телевизоров, детских игрушках и слаботочных беспроводных устройствах, таких как компьютерные клавиатуры или дверные звонки.
Литиевые батареи отличаются от щелочных высокой плотностью заряда (что увеличивает срок службы и время работы). Они дороже щелочных и не подлежат перезарядке. Литиевые батареи широко используются в детекторах дыма, часах и портативной электронике, такой как цифровые фотоаппараты и калькуляторы. Ознакомьтесь с нашими щелочными и литиевыми батареями для продажи ниже.
Два типа батарей
Из типов батарей, наиболее часто используемых в медицине, два основных формата — щелочные и литиевые. Каждый из них обладает значительными преимуществами и характеристиками, которые следует учитывать. Давайте посмотрим на два типа батарей и рассмотрим их особенности:
Характеристики щелочных и литиевых батарей
★ Щелочные батареи не содержат тяжелых металлов, которые могут загрязнять почву и грунтовые воды. Кроме того, они не представляют опасности взрыва на свалках.
★ Щелочные батареи обычно дешевле литиевых и, следовательно, более рентабельны в использовании.
★ Щелочные батареи могут обеспечить высокий постоянный уровень энергии.
★ Щелочные батареи таблеточного типа соответствуют экологическим стандартам США и ЕС и признаны Агентством по охране окружающей среды нетоксичными.
★ Щелочные батареи не считаются опасными отходами и, как таковые, не регулируются Министерством транспорта США (только Калифорния запрещает их захоронение).
Литий
★ Они рассчитаны на более длительный срок службы, что делает их хорошим выбором для высокотехнологичных и интеллектуальных устройств, а также для той электроники, для которой замена батареи неудобна.
★ Они могут выдерживать экстремально низкие температуры. Литий может работать без сбоев в очень холодном климате, поэтому он идеально подходит для наружного применения.
★ Литиевые батареи легче щелочных, поэтому они дают преимущество при использовании с портативными устройствами, особенно с аккумуляторными электроинструментами.
★ Если вы решили заменить щелочную батарею на литиевую, важно убедиться, что заменяющая батарея соответствует как напряжению, так и типу / размеру. Литиевые батарейки Energizer e2 типа AA вырабатывают 1.5 вольт, поэтому в большинстве случаев их можно использовать для замены любых обычных щелочных батарей AA.
Короче говоря, литиевая батарея может использоваться как высокопроизводительная альтернатива стандартной щелочной батарее. Однако за преимущества приходится платить: литий — более дорогая технология, что означает более высокую цену. Эти батареи могут даже продлить срок службы некоторых недорогих некритичных устройств, таких как игрушки, поэтому дополнительные затраты могут быть не оправданы в каждом случае. Кроме того, некоторые авиакомпании ограничивают использование литиевых батарей в качестве ручной клади.
Батареи в условиях больницы
Медицинские батареи BSLBATT используются во многих устройствах в больницах, включая пейджеры, мониторы ЭКГ, насосы, слуховые аппараты и оборудование.
Некоторые батареи могут содержать вредные металлы, такие как кадмий, содержащийся в литиевых батареях. В своем «Руководстве по батареям, используемым в здравоохранении», практика Greenhealth заявила, что кадмий может быть угроза здоровью если аккумулятор контактирует с органическими веществами, такими как физиологические жидкости, или если он не утилизируется надлежащим образом.
Источник
Всё о батарейках — солевые, щелочные и литиевые, в чём разница?
Распространение компактных литий-ионных аккумуляторов пошатнуло рынок батареек : всё больше переносных приборов комплектуются встроенной заряжаемой батареей.
Однако батарейки, то есть химические источники тока без перезарядки не сдаются и вряд ли исчезнут и на это есть несколько причин:
- лёгкость замены : вам не нужно ждать час или два пока аккумулятор зарядится, достаточно поменять батарейки и пользоваться прибором дальше;
- доступность : батарейки продаются в каждом переходе и продуктовом магазине;
- долговечность : устройство на батарейках прослужит вам не два-три года, до «естественной смерти» аккумулятора, а почти неограниченно долго, конечно, если это устройство само по себе качественное;
- многие устройства так медленно разряжают батарейки, что делать их перезаряжаемыми бессмысленно, проще раз в полгода-год поменять дешёвые батарейки (часы, пульты для телевизора, брелки сигнализаций и так далее).
Какие бывают батарейки?
Чтобы выбрать правильную батарейку, нужно знать, чем они отличаются . Главные отличия одноразовых батареек:
- размер (от микроскопических, для часов, до огромных, для фонарей и газовых колонок);
- напряжение — от 1,5 Вольт у пальчиковых, до 12 у батареек для сигнализаций и беспроводных звонков;
- тип химических веществ: солевые (угольно-цинковые), щелочные (алкалиновые) и литиевые;
- фирма-производитель.
Для того, чтобы не ошибиться с размером и напряжением достаточно прочитать инструкцию прибора — там будет указана модель батарейки, пригодная для вашего устройства. Но как быть с типом , ведь одни и те же по напряжению и размеру батарейки могут стоить 10 рублей или 100? Давайте разберёмся.
Щелочные (алкалиновые) элементы питания
Это мощные батарейки, которые используют активную реакцию, выделяющую много энергии. Их компоненты ядовиты , поэтому выбрасывать их в мусорное ведро не стоит: лучше складывать в отдельную коробочку и при случае сдать на утилизацию.
Такие элементы питания подходят для игрушек с моторчиками , для фотоаппаратов , мощных фонарей и подобных приборов. Их можно отличить по высокой — больше чем в три раза — цене, по сравнению с другим типом батареек —
Солевые (угольно-цинковые) элементы
Эти батарейки пришли к нам из прошлых столетий: ещё в 18 веке их собирали энтузиасты и умельцы-химики. В Советском Союзе 99% всех выпускаемых батареек были солевые , с интересным дизайном, который знаком всем людям старше 30 лет.
Солевые батарейки годятся для часов , пультов управления , игрушек без электромоторов и для приборов, которыми пользуются редко и короткое время, скажем, для дежурных фонарей.
Они стоят дёшево , но и ёмкость у них в несколько раз ниже, чем у щелочных.
Литиевые батарейки
Не путайте их с литий-ионными аккумуляторами, это разные элементы питания! Батарейки на основе лития это самый передовые элементы питания, которые:
- работают даже на сильном морозе (до — 40 градусов Цельсия);
- на 100% защищены от утечек (по крайней мере, так уверяет компания Energizer);
- сохраняют не меньше половины заряда в течение 20 лет (!);
- на треть легче щелочных батареек.
Разумеется, они стоят дороже — почти в два раза по сравнению с щелочными и в 10 раз — в сравнении с солевыми.
Эти батарейки отлично подойдут, если вы, например, собираетесь в дальний зимний поход — для фонарей и радиоприёмников или хотите фотографировать на сильном морозе.
В следующей статье мы расскажем, как заменить обычные батарейки на литий-ионные аккумуляторы без переделки самого прибора — просто и быстро. Подписывайтесь, будет много интересного!
Источник
«Литий-ионный»: великая путаница в аккумуляторах
Литий-ионный аккумулятор (Li-Ion Battery) — объединяющее название всех аккумуляторов литий-ионного типа с разными материалами анода, катода и составами электролита.
Всё будет просто до тех пор, пока вы не услышите литий-титанат и литий-железо-фосфат , а потом не начнёте сравнивать литий-ионный с литий-полимерным . Как развязать клубок путаницы в этих названиях?
Если вы слышите о литий-кобальтовом аккумуляторе , то знайте, что это самый обыкновенный и наиболее распространённый литий-ионный аккумулятор из наших с вами смартфонов. Почему он « кобальтовый »? Из-за кобальта на его катоде.
👍 По маркетинговому названию производители могут понимать особенности конкретной ячейки.
Или, например, зная о преимуществах кремниевых анодов аккумуляторов , в самых массовых литий-кобальтовых ячейках можно добиться лучшей ёмкости, чем с традиционным графитовым анодом. В проект смартфона инженером будет закладываться уже литий-кобальтовый аккумулятор с кремниевым анодом .
Теперь разберёмся подробнее.
Для чего литий-ионному аккумулятору разные аноды, катоды, электролит?
Для чего им разные материалы? У одной химии больше пользы в безопасности или ёмкости (увеличена плотность энергии), у другой лучше получится удерживать заряд в мороз или увеличить ток разряда (актуально в электроинструменте или электромобилях ).
💡 При выборе анода, катода, электролита многое зависит от назначения самого электронного устройства.
Например, в смартфонах нужны батареи:
- компактные (толстые и тяжёлые гаджеты не покупают — почему );
- максимально ёмкие (чтобы держал заряд весь день, а лучше два);
- максимально дешёвые (в масштабном производстве каждый рубль имеет значение).
Ради этого можно пожертвовать определёнными характеристиками:
- сроком службы (количества циклов достаточно для двух-трёх лет эксплуатации, ведь к тому моменту смартфон морально устаревает);
- предиктивной безопасностью (толстый прочный корпус не нужен — его заменяет корпус смартфона, да и выполнять контроль лучше более «умными» программно-аппаратными средствами).
К литий-ионной аккумуляторной ячейке в компактном размере, ёмкой с приемлемым сроком службы и базовой безопасностью как раз идеально подходит кобальтовый катод (LiCoO2, LCO) в тандеме с графитовым анодом. Недорогой в производстве, быстро изготавливается, массовый продукт.
💡 Но ведь есть устройства, где срок службы и безопасность куда важнее цены и ёмкости.
Например? Источники бесперебойного питания. Мы в подробностях рассказывали как раз о таких надёжных батареях — литий-железо-фосфатных (LiFePo4, LFP).
Служат больше 10 лет, высокий ток разряда, выдерживают термические потрясения, беспрецедентно для литий-ионной технологии стабильны даже при коротком замыкании. Но всё ещё слишком дорого стоят за ту же ёмкость, что и LCO .
О «гаджетовой» компактности LiFePo4 при этом можно забыть. Если только сравнивать их со свинцово-кислотными АКБ из наших с вами автомобилей. Потому они лучше подходят как раз для ИБП (безопаснее, работают более 10 лет, не нужно обслуживать).
Источник