Linca аккумулятор что это

Содержание
  1. Li NMC аккумулятор
  2. Что такое Li NMC
  3. Технические характеристики и устройство Li NMC
  4. Где применяются
  5. Преимущества и недостатки
  6. Как заряжать LINMC батареи
  7. Популярные производители и их особенности
  8. На что обратить внимание при приобретении
  9. АКБ Li-NMC
  10. Li-NMC аккумуляторы
  11. Технические характеристики Li-NMC аккумуляторов
  12. Сравнение типовых литиевых батарей и Li-NMC аккумуляторов
  13. Приобретение Li-NMC аккумуляторов на выгодных условиях
  14. Типы литий-ионных аккумуляторов (Li-ion)
  15. 1. Литий-кобальтовый аккумулятор ( LiCoO2)
  16. Таблица характеристик
  17. 2. Литий-марганцевый аккумулятор (LiMn2O4)
  18. Таблица характеристик
  19. 3. Литий-никель-марганец-кобальт-оксидный аккумулятор (LiNiMnCoO2 или NMC)
  20. Таблица характеристик
  21. 4. Литий-железо-фосфатный аккумулятор (LiFePO4)
  22. Таблица характеристик
  23. 5. Литий-никель-кобальт-алюминий-оксидный аккумулятор (LiNiCoAlO2)
  24. Таблица характеристик
  25. 6. Литий-титанатный аккумулятор (Li4Ti5O12)
  26. Таблица характеристик

Li NMC аккумулятор

Технология изготовления литиевых аккумуляторов совершенствуется с каждым годом. Добавление новых веществ для стабилизации химического процесса, позволяет значительно увеличить безопасность использования таких изделий.

Также современные технологии в области производства перезаряжаемых источников питания, нацелены на максимальное увеличения мощности одного элемента, что положительно отражается на размерах и массе сборок из таких АКБ.

Аккумуляторы, изготовленные по технологии LINMС имеют уникальное соотношение ёмкости на кг веса, что является одним из лучших показателей на сегодняшний день. Такие изделия имеют и другие положительные свойства, о которых будет подробно рассказано в этой статье.

Что такое Li NMC

Li NMC аккумуляторы являются разновидностью литиевых перезаряжаемых батарей. Основное отличие таких изделий заключается в использовании сложного сплава, который содержит никель, марганец и кобальт. Из смеси этих металлов изготавливается анод батареи, что позволяет значительно увеличить мощность источника питания.

Особенность Литий-Никель-Марганец-Кобальт оксидного аккумулятора заключается в том, что ещё на стадии производства можно изменять характеристики батареи увеличивая или уменьшая содержание элементов, входящих в состав батареи.

Читайте также:  Аккумулятор giver 60 ампер

Технические характеристики и устройство Li NMC

Учитывая особенности Li NMC, которые были приведены выше, показатели ёмкости, даже при одинаковых размерах элемента питания, могут отличаться в разы. Тем не менее, для получения представления о характеристиках этого элемента питания стоит привести основные параметры АКБ этого типа.

  • Напряжение: 3,7 в.
  • Ёмкость: 3000 мАч и более.
  • Количество циклов заряд-разряд: не менее 1000.
  • Тепловой пробой: +210˚С.

Указанное значение напряжения является номинальным. Максимальный заряд аккумулятора возможен до значения 4,3 Вольта.

Где применяются

Основная сфера применения Li NMС аккумуляторов – это электротранспорт различного назначения. При этом мощность устройства не имеет значения. Батареи могут успешно использоваться как в электросамокатах, так и в больших машинах.

Аккумуляторы Li NMС является пожаробезопасными изделиями, поэтому могут быть использованы в качестве источников бесперебойного питания, устанавливаемых в жилых помещениях.

Такие устройства также успешно используются в приборах, где ранее устанавливались литий-ионные, никель-кадмиевые и никель-металлогидридные источники питания.

Преимущества и недостатки

Основное достоинство Li NMС аккумуляторов заключается в высокой электроёмкости. Этот показатель может достигать 220 Вт*ч/кг. Соответственно в любых переносных устройствах это качество позволяет снизить вес батарей.

Электрические батареи, состоящие из аккумуляторов Li NMС, обладают высокими значениями ёмкости. При необходимости можно сделать сборку на 10 ач, 25 ач и даже 60 ач, при этом ёмкость одной ячейки может достигать 7500 ампер-часов.

Если необходимо получить большие токи разряда, то элементы Li NMС, как правило, изготавливаются относительно маленькой ёмкости (3 000 – 4 000 мАч).

Недостатки элементов этого типа являются стандартными для новых технологий. Как правило, высокая стоимость изделий не позволяет полностью заменить устаревшие модели батарей более новыми. Аккумуляторы Li NMС, произведённые в Китае можно купить относительно недорого, особенно в случае приобретения оптовой партии товара.

Как заряжать LINMC батареи

Как правило, LINMС батареи используются в сборках, состоящих из множества элементов. Если такая батарея установлена в электромобиле или велосипеде, то достаточно подключить сетевой адаптер к специальному разъёму такой техники и зарядка произойдёт автоматически.

Отдельные элементы можно полностью восстановить, установив их в зарядное устройство для литиевых элементов питания. Время полного восстановления работоспособности LINMС составляет около 3 часов.

Популярные производители и их особенности

Наиболее популярным производителем аккумуляторов LINMС является южнокорейская компания LG Electronics. Выпускаемые под этим брендом батареи отличаются высоким качеством и продолжительным сроком эксплуатации.

Также неплохо себя зарекомендовала фирма Chilwee Battery, которая выпускает надёжные элементы LINMС типоразмера 26650, 32650 и 32700.

На что обратить внимание при приобретении

При покупке новых элементов питания LINMС следует обязательно учитывать разрядный ток устройства, в которое будут установлены эти изделия. При большой нагрузке рекомендуется приобретать элементы с относительно небольшой ёмкостью.

При покупке следует отдавать предпочтение продавцам, которые существуют на рынке продолжительное время. Как правило, о них можно найти реальные отзывы покупателей, которые приобрели и эксплуатируют аккумуляторы LINMС.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Источник

АКБ Li-NMC

Li-NMC аккумуляторы

Li Ion NMC — разновидность перезаряжаемых источников питания на основе лития. В отличие от аналогов, в них используется сложносоставной анод, основанный на никеле, марганце и кобальте.

При производстве аккумуляторов NMC возможно изменение процентного содержания элементов, формирующих анод. Это оказывает существенное влияние на эксплуатационные показатели батареи, позволяет создать изделие, удовлетворяющее конкретным требованиям.

Технические характеристики Li-NMC аккумуляторов

Аккумуляторы Li Ion NMC обладают следующими параметрами:

  • номинальное напряжение — от 3,6 до 3,7 В, в стандартном рабочем диапазоне — от 3 до 4,2 на одну ячейку;
  • показатель энергоемкости — от 150 до 220 Вт*ч/кг;
  • зарядка — при токе 0,7–1 С и напряжении 4,20 В (100 % заполнения емкости достигается за 3 часа, использование тока 1 С ускоряет процедуру, но негативно сказывается на ресурсе аккумулятора);
  • число циклов заряда-разряда — от 1000 до 2000 в зависимости от климатических и эксплуатационных условий;
  • вероятность теплового пробоя увеличивается при 210 градусах и полном заряде Li Ion NMC.

Устройства оснащаются отсекателями, предотвращающими их излишне быстрый разряд. Модули обеспечивают длительную и безопасную эксплуатацию техники, функционируют в автоматическом режиме.

Аккумуляторы NMC характеризуются высокой емкостью и мощностью. Они устанавливаются в медицинское оборудование, электрические самокаты и велосипеды, электрокары, источники резервного питания промышленного назначения.

Сфера применения литиевых АКБ на базе кобальта, никеля и марганца систематически расширяется, регулярно открываются новые области использования.

Сравнение типовых литиевых батарей и Li-NMC аккумуляторов

Аккумуляторы NMC имеют немало сходств и различий с устройствами классических типов.

  • Масса аналогов крайне близка, может незначительно различаться в зависимости от особенностей сборки и конфигурации ячеек.
  • Ток заряда у аккумуляторов NMC выше, чем у классических аналогов. Это оказывает положительное влияние на скорость зарядки и эксплуатационные качества.
  • Поврежденные литий-ионные модули склонны к воспламенению. Изделия на базе никеля, марганца и кобальта могут всего лишь задымиться.
  • Потеря емкости классических АКБ происходит при +10 градусах, NMC— при –10.

Батареи имеют схожие типы ячеек, работают с аналогичными зарядными устройствами.

Приобретение Li-NMC аккумуляторов на выгодных условиях

Обратившись в магазин TITANAT.RU, вы сможете купить надежные АКБ по привлекательной цене. Предлагаются сертифицированные модели для промышленного и бытового применения, обеспечивается бесплатная доставка продукции в границах Москвы.

Реализуемые решения различаются по следующим параметрам:

  • емкость — от менее 20 до более 210 Ач;
  • масса — от 1 до 90 кг;
  • напряжение — от 12 до 90 В.

Подобрать изделия, соответствующие потребностям, помогут штатные консультанты. Специалисты расскажут об особенностях товара, порекомендуют батареи с оптимальными показателями для целевых нужд.

Источник

Типы литий-ионных аккумуляторов (Li-ion)

Разные подвиды литий-ионной электрохимической системы именуются по типу своего активного вещества, и могут обозначаться как полностью словами, так и в укороченном виде — химическими формулами. Объединяется литиевые аккумуляторы то, что все они относятся к герметичным необслуживаемым аккумуляторам. Такие формулы не очень удобны для прочтения или запоминания ввиду своей сложности, поэтому и они упрощаются — к буквенной аббревиатуре.

Например, кобальтит лития, один из самых распространенных материалов для литий-ионных аккумуляторов, имеет химическую формулу LiCoO2 и аббревиатуру LCO. Из соображений простоты также может использоваться короткая словесная форма — “литий-кобальт”. Кобальт является основным активным веществом и именно по нему характеризуется тип батареи. Другие типы литий-ионной электрохимической системы также аналогично сводятся к краткой форме. В данном разделе перечислены шесть наиболее распространенных типов Li-ion.

1. Литий-кобальтовый аккумулятор ( LiCoO2)

Высокий показатель удельной энергоемкости делает литий-кобальтовый аккумулятор популярным выбором для мобильных телефонов, ноутбуков и цифровых камер. Аккумулятор состоит из графитового анода и катода из оксида кобальта. Катод имеет слоистую структуру и во время разряда ионы лития перемещаются к нему от анода. При зарядке направление меняется на противополжное. Недостатком литий-кобальтовых аккумуляторов является относительно короткий срок службы, низкая термическая стабильность и ограниченные возможности нагрузки (удельная мощность). На рисунке 1 показана структура такого аккумулятора.

Рисунок 1: Структура литий-кобальтового аккумулятора. Во время разряда ионы лития перемещаются от анода к катоду, при зарядке — от катода к аноду.

Литий-кобальтовый аккумулятор не может заряжаться или разряжаться при силе тока выше его С-рейтинга. Это означает, что ячейка типоразмера 18650 емкостью 2400 мАч может заряжаться или разряжаться силой тока не превышающей 2400 мА. Принудительный быстрый заряд или подключение нагрузки, требующей больше чем 2400 мА, приведет к чрезмерному стрессу и перегреву. Для быстрой зарядки производители рекомендуют С-рейтинг 0,8С или около 2000 мА. При использовании системы защиты аккумулятора она автоматически ограничивает заряд и разряд до безопасного уровня — около 1С.

Standard Range AGM Deep Cycle Range AGM Gellyte Range GEL
10 — 12 лет / 600 циклов 10 — 12 лет / 700 циклов 10 — 12 лет / 750 циклов
универсальная серия AGM для глубоких разрядов AGM универсальная серия GEL

Гексагональный график (рисунок 2) суммирует производительность литий-кобальтового аккумулятора с точки зрения таких характеристик — удельная энергоемкость, которая отвечает за время работы; удельная мощность, или способность обеспечить большую силу тока; безопасность; производительность при высоких и низких температурах; срок службы и долговечность; стоимость. Другими важными характеристиками, не учтенными на этом графике, являются токсичность, возможность быстрой зарядки, саморазряд и срок возможного хранения. (Смотрите: Принцип “восьмигранной” батареи — что делает батарею батареей).

Рисунок 2: Оценка усредненного литий-кобальтового аккумулятора. Литий-кобальтовая электрохимическая система выделяется высокой удельной энергоемкостью, но предлагает средние показатели удельной мощности, безопасности и срока службы.

Таблица характеристик

60% кобальта), графитовый анод
Сокращенное обозначение: LCO или Li-кобальт
Разработан в 1991 году Напряжение 3,60 В номинальное; стандартный рабочий диапазон — 3,0-4,2 В Удельная энергоемкость 150-200 Вт*ч/кг; специализированные модели обеспечивают до 240 Вт*ч/кг С-рейтинг зарядки 0,7-1С, напряжение зарядки 4,20 В (большинство моделей); процесс зарядки обычно занимает 3 часа; зарядка силой тока больше 1С сокращает срок службы батареи С-рейтинг разряда 1С; при напряжении ниже 2,50 В срабатывает отсекатель; разряд силой тока выше 1С сокращает срок службы батареи Количество циклов заряда/разряда 500-1000, зависит от глубины разрядов, нагрузки, температур Тепловой пробой Обычно при 150°С. Полный заряд способствует тепловому пробою Области применения Мобильные телефоны, планшеты, ноутбуки, фотоаппараты Комментарий Очень высокая удельная энергоемкость, ограниченная удельная мощность. Высокая стоимость кобальта. Служит в областях, где требуется большая емкость. Имеет стабильный спрос на рынке.

Таблица 3: Характеристики литий-кобальтового аккумулятора.

2. Литий-марганцевый аккумулятор (LiMn2O4)

Устройство литий-ионного аккумулятора с марганцевой шпинелью было впервые опубликовано в журнале “Materials Research Bulletin” в 1983 году. В 1996 году компания Moli Energy коммерциализировала литий-ионную ячейку с литий-марганцевой шпинелью в качестве материала катода. Трехмерная структура шпинели улучшает поток ионов на электроде, что приводит к уменьшению внутреннего сопротивления и улучшению обработки тока. Еще одним преимуществом шпинели является высокая термическая стабильность, но срок жизни и количество циклов ограничены.

Низкое внутреннее сопротивление такой ячейки обеспечивает быструю зарядку и высокое возможное значение силы тока разряда. В типоразмере 18650 литий-марганцевый аккумулятор может разряжаться силой тока в 20-30 А с умеренным теплообразованием. Кроме того, он способен выдерживать импульсы до 50 А в течение одной-двух секунд. Непрерывная же нагрузка в 50 А приведет к нагреву аккумулятора, который не должен превышать 80°С во избежание деградации. Литий-марганцевые аккумуляторы используются для мощных инструментов, медицинского оборудования, а также в гибридном и электротранспорте.

На рисунке 4 представлена графическая иллюстрация трехмерного кристаллического каркаса материала катода. Этим материалом является шпинель, у которой начальная ромбовидная решеточная структура трансформируется в трехмерную.

Рисунок 4: Структура литий-марганцевого аккумулятора. Катод из кристаллической литий-марганцевой шпинели имеет трехмерную каркасную структуру, которая появляется после начального формирования. Шпинель обеспечивает низкое сопротивление, но имеет более умеренную удельную энергоемкость чем кобальт.

Marin GEL Range Deep Cycle GEL Range Solar GEL Range
10 — 12 лет / 800 циклов 10 — 12 лет / 800 циклов 10 — 12 лет / 800 циклов
для электромоторов лодок и катеров для глубоких циклических разрядов для солнечных электростанций

Емкость литий-марганцевого аккумулятора примерно на треть меньше емкости литий-кобальтового. Гибкость конструкции позволяет оптимизировать батарею под разные задачи и создавать модели с улучшенными показателями долговечности, удельной мощности или удельной энергоемкости. Например, версия в типоразмере 18650 с улучшенными показателями мощности имеет емкость только 1100 мАч, в то время как оптимизированная под емкость — 1500 мАч.

На рисунке 5 показан гексагональный график типичного литий-марганцевого аккумулятора. Характеристики могут казаться не особо впечатлительными, но последние разработки имеют улучшенные показатели удельной мощности, безопасности и продолжительности жизни.

Рисунок 5: Характеристики обычной литий-марганцевого аккумулятора. Несмотря на умеренную общую производительность, новые модели демонстрируют улучшенную удельную мощность, безопасность и продолжительность жизни.

Большинство литий-марганцевых аккумуляторов комбинируются с литий-никель-марганец-кобальтовыми (NMC) для повышения удельной энергоемкости и продления срока службы. Этот союз позволяет использовать сильные стороны обеих систем и называется LMO (NMC). Именно эти комбинированные аккумуляторы используются в большинстве электромобилей, таких как Nissan Leaf, Chevy Volt и BMW i3. LMO – часть такого аккумулятора, которая составляет около 30 %, обеспечивает высокие ускорительные возможности электродвигателя, а NMC часть отвечает за размер автономного пробега.

Исследования в литий-ионной системе в значительной степени тяготеют к объединению литий-марганцевых ячеек с никель-марганец-кобальтовыми. Эти три активных металла могут легко комбинироваться для получения необходимого результата, будь то повышение удельной мощности, нагрузочных характеристик или долговечности аккумулятора. Этот широкий диапазон возможностей необходим для удовлетворения единым технологическим подходом и рынка потребительских аккумуляторов, где на первом месте стоит емкость; и промышленности, где необходимы аккумуляторные системы с хорошими нагрузочными характеристиками, с длительным сроком службы и с надежной безопасной эксплуатацией.

Таблица характеристик

Литий-марганцевая шпинель: LiMn2O4 катод, графитовый анод
Сокращенное обозначение: LNO или Li-марганцевый (шпинельная структура)
Разработан в 1996 году
Напряжение 3,70 В (3,80 В) номинальное; стандартный рабочий диапазон — 3.0-4.2 В
Удельная энергоемкость 100-150 Вт*ч/кг
С-рейтинг зарядки Стандарт 0,7-1С; 3С максимум; зарядка до 4,20 В (большинство батарей)
С-рейтинг разряда Стандарт 1С; существуют модели с 10С; импульсный режим работы (до 5 секунд) — 50С; при 2,50 В срабатывает отсекатель
Количество циклов заряда/разряда 300-700 (зависит от глубины разрядов и температуры)
Тепловой пробой Обычно при 250°С. Полный заряд способствует тепловому пробою
Области применения Электроинструмент, медицинское оборудование, электрические силовые агрегаты
Комментарий Высокая мощность, но умеренная емкость; безопаснее литий-кобальтовых; обычно используется вместе с NMC

Таблица 6: Характеристики литий-марганцевого аккумулятора.

3. Литий-никель-марганец-кобальт-оксидный аккумулятор (LiNiMnCoO2 или NMC)

Одним из наиболее успешных вариантов исполнения литий-ионной электрохимической системы является сочетание никеля, марганца и кобальта (NMC) в катоде. По аналогии с литий-марганцевыми, эти системы могут быть оптимизированы под емкость или мощность. Например, NMC аккумулятор в типоразмере ячейки 18650 для умеренной нагрузки имеет емкость 2800 мАч и может обеспечивать силу тока в 4-5 А; а версия в том же типоразмере, но оптимизированная под мощностные показатели имеет емкость только 2000 мАч, но максимальная сила тока разряда у нее — 20 А. Показатель емкости можно увеличить и до 4000 мАч, если добавить кремний в состав анода. Но с другой стороны, это значительно уменьшит нагрузочные характеристики и долговечность такого аккумулятора. Столь неоднозначные свойства кремния появляются из-за его расширения и уменьшения при зарядке и разрядке, что приводит к механической неустойчивости конструкции аккумулятора.

Секрет технологии NMC заключается в сочетании никеля и марганца. Аналогией может служить обыкновенная поваренная соль, где по отдельности ее компоненты, натрий и хлор, весьма токсичны, но их соединение образует полезное пищевое вещество. Никель известен своей высокой удельной энергоемкостью, но низкой стабильностью; марганец же имеет преимущество в виде шпинельной структуры, которая обеспечивает низкое внутреннее сопротивление, но и приводит к недостатку — низкой удельной энергоемкости. Сочетание же этих металлов позволяет компенсировать недостатки друг друга и в полной мере использовать сильные стороны.

OPzS NI-CD OPzV
20 лет / 1500 циклов 25 лет / 2000 циклов 20 лет / 1500 циклов
для промышленного и частного применения: телекоммуникации, аварийное освещение, солнечные электростанции, системы безопасности, (UPS) источники бесперебойного питания и т.д.

NMC аккумуляторы используются для мощных инструментов, электровелосипедов и других силовых агрегатов. Состав катода, как правило, сочетает никель, марганец и кобальт в равных частях, то есть каждый металл занимает треть от общего объема. Такое распределение также известно как 1-1-1. Сочетание в таком соотношении выгодно своей стоимостью, так как содержание дорогого кобальта по сравнению с другими версиями батареи относительно невелико. Еще одна успешная комбинация NMC содержит 5 частей никеля, 3 части кобальта и 2 части марганца. Эксперименты по поиску удачных комбинаций этих активных веществ продолжаются и сейчас. На рисунке 7 продемонстрированы характеристики NMC аккумулятора.

Рисунок 7: Оценка характеристик NMC аккумулятора. NMC имеет хорошую общую производительность и отличную удельную энергоемкость. Данная аккумуляторная батарея является предпочтительным выбором для электротранспорта и имеет самый низкий уровень самонагрева.

В последнее время именно NMC семейство литий-ионных аккумуляторов становится наиболее популярным, так как благодаря возможности комбинации активных веществ стало можно сконструировать экономичную батарею с хорошей производительностью. Никель, марганец и кобальт могут быть легко смешаны, чтобы удовлетворить широкий спектр требований для электротранспорта или систем аккумулирования энергии, специфика которых предполагает регулярную циклическую работу. Семейство NMC аккумуляторов активно развивается в своем многообразии.

Таблица характеристик

Литий-никель-марганец-кобальт-оксид: LiNiMnCoO2 катод, графитовый анод
Сокращенное обозначение: NMC (NCM, CMN, CNM, MNC, MCN аналогично комбинации металлов)
Разработан в 2008 году
Напряжение 3,60-3,70 В номинальное; стандартный рабочий диапазон — 3,0-4,2 В на ячейку, или выше
Удельная энергоемкость 150-220 Вт*ч/кг
С-рейтинг зарядки 0,7-1С, зарядка до 4,20 В, в некоторых моделях до 4,30 В; процесс зарядки обычно занимает 3 часа; зарядка силой тока больше 1С сокращает срок службы батареи
С-рейтинг разряда 1С; некоторые модели поддерживают 2С; при 2,50 В срабатывает отсекатель
Количество циклов заряда/разряда 1000-2000 (зависит от глубины разрядов и температуры)
Тепловой пробой Обычно при 210°С. Полный заряд способствует тепловому пробою
Области применения Электровелосипеды, медицинское оборудование, электроавтомобили, промышленность
Комментарий Обеспечивают высокую емкость и мощность. Широкий спектр практического применения, доля рынка стремительно растет

Таблица 8: Характеристики литий-никель-марганец-кобальт-оксидного (NMC) аккумулятора.

4. Литий-железо-фосфатный аккумулятор (LiFePO4)

В 1996 году в Университете Техаса были проведены исследования, в результате которых был открыт новый материал для катода литий-ионного аккумулятора — фосфат железа. Литий-фосфатная система обладает хорошими электрохимическими свойствами и низким внутренним сопротивлением. Основными преимуществами таких аккумуляторов являются высокие показатели силы тока и длительный срок службы, к тому же они обладают хорошей термической стабильностью, повышенной безопасностью и стойкостью к неправильному использованию.

AGM Deep Cycle
GEL Deep Cycle Литиевые (LiFePO4)
10 лет / 400 циклов 10 лет / 500 циклов 20 лет / 2200 циклов
универсальное применение для циклических разрядов для частых глубоких разрядов

Литий-фосфатные аккумуляторы более стойкие к перезаряду; если в случае длительного времени к ним приложено высокое напряжение, то деградационные последствия будут заметно меньше в сравнении с другими литий-ионными аккумуляторами. Но напряжение ячейки в 3.20 В снижает показатель удельной энергоемкости до уровня, даже меньшего, чем у литий-марганцевого аккумулятора. Для большинства электрических батарей холодная температура снижает производительность, а жаркая — сокращает срок службы, литий-фосфатная система не является исключением. У нее также более высокий показатель саморазряда в сравнении с другими литий-ионными аккумуляторами. На рисунке 9 показаны характеристики литий-фосфатного аккумулятора.

Flooded 6V Flooded 8V Flooded 12V
10 — 12 лет / 600 циклов 10 — 12 лет / 600 циклов 10 — 12 лет / 600 циклов
для тяжелых условий работы с электромотрами в составе лодок, погрузчиков, подъемников, поломоечных машин и т.д.

Литий-фосфатные аккумуляторы часто используются в качестве замены стартерным свинцово-кислотным. Четыре ячейки такой батареи обеспечат напряжение в 12,8 В — аналогично напряжению шести двухвольтовых ячеек свинцово-кислотного. Генератор транспортного средства подзаряжает свинцово-кислотный аккумулятор до 14,40 В (2,40 В на ячейку). Для четырех литий-фосфатных ячеек предельное напряжение будет 3,60 В, после подзарядку следует отключить, чего не происходит в обычном транспортном средстве. Литий-фосфатные аккумуляторы стойкие к перезаряду, но даже они при длительном сохранении повышенного напряжения деградируют. Низкие температуры также могут стать проблемой при использовании литий-фосфатного аккумулятора в качестве замены обычному стартерному.

Рисунок 9: Оценка характеристик литий-фосфатного аккумулятора. Литий-фосфатная электрохимическая система обеспечивает отличную безопасность и долгий срок службы, но удельная энергоемкость имеет умеренные показатели, также стоит отметить высокий саморазряд.

Таблица характеристик

Литий-феррофосфат: LiFePO4 катод, графитовый анод
Сокращенное обозначение: LFP или Li-фосфат
Напряжение 3,20, 3,30 В номинальное; стандартный рабочий диапазон — 2,5-3,65 В на ячейку
Удельная энергоемкость 90-120 Вт*ч/кг
С-рейтинг зарядки 1С стандарт, зарядка до 3,65 В; процесс зарядки обычно занимает 3 часа
С-рейтинг разряда 1С; в некоторых версиях до 25С; 40 А импульсные токи (до 2 секунд); при 2,50 В срабатывает отсекатель (напряжение ниже 2 В наносит вред)
Количество циклов заряда/разряда 1000-2000 (зависит от глубины разрядов и температуры)
Тепловой пробой 270°С. Безопасный даже при полном заряде
Области применения Портативные и стационарные устройства, где необходимы высокие токи нагрузки и выносливость
Комментарий Очень ровный график разряда, но небольшая емкость. Один из самых безопасных в семействе литий-ионных. Используется в специализированных устройствах. Повышенный саморазряд.

Таблица 10: Характеристики литий-железо-фосфатного аккумулятора.

5. Литий-никель-кобальт-алюминий-оксидный аккумулятор (LiNiCoAlO2)

Литий-никель-кобальт-алюминий-оксидный аккумулятор, или сокращенно NCA, был разработан в 1999 году и схож с NMC аккумулятором, выделяясь высокой удельной энергоемкостью, достаточно хорошей удельной мощностью и длительным сроком службы. Слабыми местами являются безопасность и стоимость. На рисунке 11 приведены шесть ключевых характеристик этого аккумулятора. NCA электрохимическая система представляет собой дальнейшее развитие литий-никелевой, добавление алюминия дало повышение стабильности.

Рисунок 11: Оценка характеристик NCA аккумулятора. Высокие показатели энергоемкости и плотности энергии вкупе с хорошей долговечностью делают NCA аккумуляторы интересными для электротранспорта. Но высокая стоимость и показатели безопасности являются недостатком этой электрохимической системы.

Таблица характеристик

Литий-никель-кобальт-алюминий-оксид: LiNiCoAlO2 катод (

9% кобальта), графитовый анод
Сокращенное обозначение: NCA или Li-алюминий Напряжение 3,60 В номинальное; стандартный рабочий диапазон — 3,00-4,20 В на ячейку Удельная энергоемкость 200-260 Вт*ч/кг, ожидается улучшение до 300 Вт*ч/кг С-рейтинг зарядки 0,7С, зарядка до 4,20 В (большинство версий); процесс зарядки обычно занимает 3 часа, для некоторых версий доступна быстрая зарядка С-рейтинг разряда 1С стандарт; при 3,00 В срабатывает отсекатель; глубокие разряды укорачивают срок службы Количество циклов заряда/разряда 500 (зависит от глубины разрядов и температуры) Тепловой пробой Обычно при 150°С. Полный заряд способствует тепловому пробою Области применения Медицинское оборудование, промышленность, электрические силовые агрегаты Комментарий По характеристикам очень похож на литий-кобальтовый. В основном используется в устройствах, требующих высокие показатели емкости

Таблица 12: Характеристики литий-никель-кобальт-алюминий-оксидного (NCA) аккумулятора.

6. Литий-титанатный аккумулятор (Li4Ti5O12)

Аккумуляторы с титанатом лития в составе известны еще с 1980-х. В классическом литий-ионном аккумуляторе анод графитовый, в рассматриваемом же — из нанокристаллов титаната лития. Графит присутствует в составе литий-титанатного аккумулятора, но уже в роли катода. У этого аккумулятора номинальное напряжение ячейки составляет 2,40 В, он может быть очень быстро заряжен и обеспечивает высокий ток разряда — 10С, то есть в 10 раз превышающий показатель его емкости. Количество циклов заряда/разряда больше, чем у обычного литий-ионного. Литий-титанатный аккумулятор безопасен, имеет отличные низкотемпературные характеристики — при минус 30°С его емкость сохраняется на уровне 80%. Но стоимость такого аккумулятора высока, а показатель удельной энергоемкости в 65 Вт*ч/кг позволяет конкурировать разве что с никель-кадмиевым. Номинальное напряжение ячейки литий-титанатного аккумулятора составляет 2,80 В; работоспособным аккумулятор считается до значения 1,80 В. На рисунке 13 представлены характеристики литий-титанатного аккумулятора. Его типичные области применения – электрические силовые агрегаты, системы аккумулирования электроэнергии и уличное освещение на солнечных элементах.

Рисунок 13: Характеристики литий-титанатного аккумулятора. Литий-титанатные аккумуляторы имеют отличные показатели безопасности, производительности при низких температурах и долговечности. Ведутся разработки по увеличению удельной энергоемкости и удешевлению производства.

Таблица характеристик

Титанат Лития: графитовый катод, Li4Ti5O12 анод
Сокращенное обозначение: LTO или Li-титанат
Напряжение 2,40 В номинальное; стандартный рабочий диапазон — 1,80-2,75 В на ячейку
Удельная энергоемкость 70-80 Вт*ч/кг
С-рейтинг зарядки 1С номинальное; 5С максимальное; зарядка до 2,85 В
С-рейтинг разряда 10С допустимо; 30С импульс (5 секунд); при 1,80 В срабатывает отсекатель
Количество циклов заряда/разряда 3000-7000
Тепловой пробой Один из самых безопасных литий-ионных аккумуляторов
Области применения ИБП, электрические силовые агрегаты (Mitsubishi i-MiEV, Honda Fit-EV),уличное освещение на солнечных элементах
Комментарий Длительный срок службы, быстрая зарядка, широкий температурный диапазон, но низкая удельная энергоемкость и высокая стоимость. Наиболее безопасная литий-ионная аккумуляторная батарея.

Таблица 14: Характеристики литий-титанатного аккумулятора.

Trojan Marine RV AGM Deep Cycle Trojan GEL Deep Cycle
10 — 12 лет / 700 циклов 10 — 12 лет / 600 циклов 10 — 12 лет / 800 циклов
для речного и морского траспорта для электромоторов, солнечных электростанций, высоких нагрузок

На рисунке 15 сравнивается удельная энергоемкость свинцовых, никелевых и литиевых электрохимических систем. В то время как литий-алюминиевая (NCA) система является явным победителем по этому параметру, не стоит забывать и о других важных характеристиках, где преимущество находится у других систем. В отношении удельной мощности и термической стабильности лидерами являются литий-марганцевая (LMO) и литий-фосфатная системы (LFP). Литий-титанатная (LTO) не отличается выдающейся энергоемкостью, но по продолжительности жизни и низкотемпературным характеристикам ей нет равных. Наиболее полное соответствие требованиям питания электрических силовых агрегатов, безопасности и количеству циклов заряда/разряда по праву делают литий-кобальтовую (LCO) систему самой распространенной на сегодняшний день.

Рисунок 15: Показатели удельной энергоемкости свинцовых, никелевых и литиевых аккумуляторных батарей. NCA обладают самой высокой удельной энергоемкостью. Тем не менее, марганцевые и фосфатные превосходят по удельной мощности и термической стабильности. Литий-титанатные имеют наибольший срок службы.

Источник

Оцените статью