- Как правильно заменить электролит в аккумуляторе
- Показатели необходимости замены электролита
- Порядок действий при замене электролита в аккумуляторе
- Подготовка АКБ и слив электролита
- Промывание аккумуляторной батареи
- Заливка электролита и зарядка АКБ
- Правила и продолжительность зарядки аккумулятора после замены электролита
- Проверка аккумулятора
- Как правильно заменить электролит в автомобильном аккумуляторе?
- Можно ли менять электролит?
- Что необходимо знать перед выполнением работы?
- Сливаем электролит и промываем аккумулятор
- Заливаем новый электролит
- Проверяем заправленную аккумуляторную батарею
- Каким может быть результат?
- Читайте также:
Как правильно заменить электролит в аккумуляторе
Аккумулятор – расходная часть автомобиля, источник электроэнергии, которая необходима для пуска двигателя и для работы бортовой сети при выключенном двигателе. В ходе эксплуатации ресурс аккумулятора постепенно исчерпывается. Замена электролита дает возможность, в некоторых случаях, вернуть характеристики и повысить эффективность работы аккумуляторной батареи.
Показатели необходимости замены электролита
Конструктивно аккумулятор представляет собой две свинцовые пластины, пространство между которыми заполнено электролитом. При протекании обратимой электрохимической реакции аккумулятор может накапливать ток (заряжаться) или отдавать ток (разряжаться).
Аккумуляторы, путем последовательного соединения пластин, объединяются в аккумуляторную батарею (АКБ). АКБ могут вырабатывать ток напряжением 12 В (применяются на бензиновых двигателях) или 24 В (для некоторых дизельных двигателей).
Автомобильные АКБ подразделяются на два типа:
- Необслуживаемые. Имеют неразъёмный корпус, их можно только дозаряжать с помощью зарядного устройства.
- Обслуживаемые. Их можно дозаряжать, но также необходимо проверять раз в 1-2 месяца плотность жидкости, в некоторых ситуациях может понадобиться полная замена электролита.
Состояние и количество электролита – один из факторов, который совместно с состоянием свинцовых пластин, определяет работу аккумулятора. Его несоответствующие качество и объем вызывают снижение силы тока и напряжения на батарее.
Если устройство эксплуатировалось правильно, то необходимости менять кислоту может не возникнуть. Она будет служить в течение всего срока использования АКБ. Следует только контролировать плотность и уровень жидкости в секциях, при необходимости доливать дистиллированную воду.
Возможны ситуации, когда требуется полная замена электролита в аккумуляторе:
- Помутнение электролита. Причина — использование низкокачественного раствора.
- Пониженная плотность жидкости при полностью заряженной батарее. Снижение плотности ниже 1,27 г/см 3 , свидетельствует или о необходимости доливания электролита, или о необходимости его полной замены. О том, как замерять плотность, читайте в этой статье.
- Саморазряд батареи может быть вызван наличием вредных примесей в аккумуляторной жидкости.
- Понижение уровня электролитного раствора ниже допустимого, которое возникает в результате проливания.
- Замерзание жидкости. Эта ситуация характерна при резком похолодании воздуха. Электролит полностью разряженной АКБ замерзает при ‑7 0 С. Если батарея разряжена на 45-50 % ,то он может замёрзнуть при температуре до ‑30 0 С.
Внимание! Особо следует подчеркнуть, «осыпание» пластин бывает причиной помутнения жидкости. В этом случае требуется ремонт секций АКБ, который в домашних условиях не выполняется. При этом наиболее оптимальным вариантом является полная замена аккумулятора.
Порядок действий при замене электролита в аккумуляторе
Замена электролита может дать долгосрочный положительный эффект только в случае с обслуживаемым аккумулятором. В необслуживаемых АКБ замену электролита проводить не рекомендуется, так как нет доступа к раствору. Слить кислоту можно через высверленные своими руками отверстия в дне такой АКБ, но это рискованно так как:
- АКБ переворачивать нельзя и сверлить отверстия придётся в горизонтально расположенной батарее, что может привести к повреждению дна и попаданию кислоты на дрель и на руки человека.
- Высверленные отверстия сложно загерметизировать, следовательно, высока вероятность того, что серая кислота будет вытекать из аккумулятора.
Поэтому, прежде чем производить замену кислоты в необслуживаемом аккумуляторе надо реально оценить последствия такой процедуры.
Для обслуживаемых АКБ, советы, как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля, следующие:
- Подготовить аккумулятор и слить электролит.
- Промыть банки.
- Правильно поменять кислоту и зарядить аккумулятор.
- Проверить батарею.
Для того чтобы заменить электролит самостоятельно, рассмотрим эти этапы подробно.
Подготовка АКБ и слив электролита
Для замены электролита понадобятся:
- средства индивидуальной защиты (резиновые перчатки и желательно очки);
- резиновая груша для скачивания жидкости;
- ёмкость, лучше стеклянная, в которую будет сливаться отработанная кислота;
- новый раствор и дистиллированная вода;
- воронка для залива жидкости;
- ареометр для измерения плотности.
Важно! Категорически запрещается переворачивать аккумулятор (можно наклонить не более чем на 45 0 ). При эксплуатации АКБ или при осыпании пластин на дне образуется осадок, который при переворачивании может забить пластины или попасть на контакты, после чего устройство окончательно придёт в негодность.
Слив электролита в автомобильном аккумуляторе следует выполнять при комнатной температуре в такой последовательности:
- Отсоединить АКБ от клемм, удалить загрязнения и расположить на горизонтальной поверхности.
- Окрутить пробки на банках батареи, проверить состояние и уровень раствора, а также заряд батареи.
- С помощью резиновой груши или шприца, понемногу наклоняя батарею, удалить раствор из банок. Жидкость сливать в подготовленную стеклянную емкость. Слив можно считать завершенным, когда угол наклона АКБ будет составлять 45 0 .
При сливе кислоты следует выполнять правила техники безопасности: избегать ее попадания на руки и на слизистые, в случае попадания кислоту обильно смыть водой. Отработанный электролит нельзя сливать в канализацию, вначале он должен быть нейтрализован.
Промывание аккумуляторной батареи
Промывание батареи — важный этап. Если не удалить остатки отработанного раствора, осадок и налет, то они приведут к быстрой потере свойств нового электролита в аккумуляторе.
Промыть аккумулятор можно так:
- Используя грушу наполнить все секции водой до соответствующего уровня. Отставить воду в секциях на 10-15 минут.
- Покачивая батарею взмутить осадок. Батарею нельзя сильно встряхивать.
- Откачать воду грушей.
- Залить чистую воду, выдержать 10-15 минут и снова слить.
- Повторять до тех пор, пока сливаемая вода не будет прозрачной.
При сульфатации пластин (образование кристаллического налета PbSO4) аккумулятор можно дополнительно промыть содовым раствором (0,5 кг соды на 5 л воды). Раствор заливается в банки, в процессе протекания реакции жидкость начнет бурлить. После окончания бурления (через 2-3 часа) раствор сливается с помощью груши. Затем банки надо заполнить солевым раствором (25 грамм соли на 1 л воды). Через час он также сливается. Таким образом, банки подготавливаются к заполнению электролитом.
Заливка электролита и зарядка АКБ
В качестве электролита предпочтительно использовать уже готовый раствор серной кислоты и воды, который можно приобрести в магазине. Он удобный в использовании и имеет необходимую плотность 1,27-1,28 г/см 3 . Для заливки потребуется 2,5-5 л раствора. Объем используемой жидкости зависит от емкости АКБ. При заполнении банок можно добавить присадку для десульфатации.
Электролит заливается в банки грушей или через воронку, вставленную в заливную горловину. Он должен покрывать пластины на 5 мм. Это объясняется тем, что после замены жидкости, аккумулятор будет заряжаться, и плотность может повыситься. Для ее снижения необходимо будет добавить дистиллированную воду, которая и займет оставленный объем.
После того, как жидкость залита в аккумулятор, его надо покачать для удаления пузырьков воздуха. При необходимости жидкость следует добавить.
Правила и продолжительность зарядки аккумулятора после замены электролита
Рекомендуется зарядку аккумулятора проводить через двое суток после замены электролита. За это время растворятся присадочные вещества и выйдет воздух.
АКБ заряжается с помощью зарядного устройства по схеме «зарядка-разрядка». Ток зарядки должен быть в 10 раз ниже, чем номинальная емкость батареи (если емкость батареи 60 А/ч, ток зарядки 4-6 А).
В ходе зарядки следует вести контроль напряжения и уровень кислоты в секциях. Если уровень снизился, добавляется дистиллированная вода
Когда напряжение на батарее достигнет номинального значения 14,7 В, а на секциях 2,4 В, ток необходимо уменьшить в 2 раза. Если через 2-3 часа показатели плотности раствора не изменятся, зарядку можно прекратить.
Проверка аккумулятора
После зарядки аккумулятору надо дать «отдохнуть» несколько часов, а затем проверить его состояние. Если напряжение на клеммах батареи не менее 12,7 В и плотность аккумуляторной жидкости 1,27 г/см 3 – АКБ готова к работе.
Современные АКБ имеют специальный индикатор, позволяющий оценить ее состояние. Зеленый цвет лампочки индикатора указывает, что аккумулятор заряжен полностью, черный – требуется дозарядка, белый цвет – аккумулятор вышел из строя.
При отсутствии индикатора, для проверки можно использовать вольтметр или мультимер. Следует определить напряжение на каждой секции (не менее 2,4 В) и на клеммах (не менее 12,7 В).
Таким образом, замена электролита в аккумуляторе автомобиля — процедура, которая позволяет в домашних условиях восстановить его функциональность и параметры работы. После замены электролитного раствора, аккумуляторная батарея может прослужить еще долгий срок.
Источник
Как правильно заменить электролит в автомобильном аккумуляторе?
Одна из ключевых ролей в автомобиле отведена аккумулятору. Но срок его эксплуатации ограничен и не превышает 3 — 5 лет (в зависимости от назначения и технологии изготовления). Высокая стоимость источника питания наводит владельцев автотранспорта на мысль о продлении его срока службы различными способами. В статье мы расскажем о том, как заменить электролит в аккумуляторной батарее самостоятельно без помощи автосервиса. Особое внимание уделим правилам безопасности при работе с раствором: в его состав входит кислота, которая может разрушить корпус АКБ и привести к химическим ожогам кожи.
Можно ли менять электролит?
Споры о целесообразности выполнения данной операции регулярно проходят между автомастерами, каждая сторона дебатов приводит свои обоснования, в которых присутствует доля истины. Сторонники считают, что без замены электролита невозможно полноценно «реанимировать» аккумулятор автомобиля. Жидкость должна иметь определенную плотность, которая в процессе эксплуатации неуклонно снижается. Заправка АКБ новым электролитом способствует восстановлению емкости в каждой банке, и таким образом продлевается срок службы источника питания.
Противники объясняют свою позицию тем, что слить весь электролит из банок невозможно. Действительно, если халатно подойти к решению проблемы, то часть жидкости останется на дне банок. При добавлении нового электролита может измениться плотность раствора в отсеках, что приведет к нарушению химических процессов и выходу из строя источника питания. Да и сульфатацию не всегда можно устранить полностью.
Чтобы понять, кто прав, рассмотрим устройство аккумулятора. Источник питания имеет довольно простую конструкцию — в корпус, разделенный на 6 отсеков, вставлены электроды. Их количество зависит от емкости аккумуляторной батареи. Между электродами размещены пористые диэлектрические прокладки, которые не допускают короткого замыкания при эксплуатации АКБ. Каждый отсек заливается электролитом определенной плотности. Между раствором и свинцовыми пластинами происходит химическая реакция, которая и создает электрический ток. При этом нормальное функционирование батареи зависит от количества и плотности электролита.
Ухудшение качества раствора приводит к нарушению химических процессов — возникают осадки, помутнения, испаряется вода. В результате этого снижается напряжение на клеммах батареи. Чтобы восстановить работоспособность источника питания, необходимо поменять электролит. Если это сделать правильно (предварительно слить всю жидкость из каждой банки), то проблем в дальнейшем не возникнет.
Получается, что менять электролитический раствор можно, если действовать осторожно и со знанием дела. Лишь при отсутствии навыков в этих вопросах лучше довериться опытным мастерам или купить новый источник питания.
Что необходимо знать перед выполнением работы?
Вы уже знаете, что в состав аккумуляторного электролита входит кислота. Ее концентрация в растворе незначительна, однако при попадании капель на открытые участки тела может возникнуть химический ожог. Чтобы этого избежать, перед выполнением операции защитите глаза, кожу и органы дыхания от вредного воздействия.
Сливаем электролит и промываем аккумулятор
Если потребовалось заменить электролитический раствор, значит, в банках начались необратимые процессы – появление осадка, снижение плотности электролита, сульфатация, деструктуризация свинцовых электродов. Все это приводит к появлению в отсеках посторонних примесей. Поэтому работы начинаются со слива жидкости и промывки аккумулятора. Если вы не знаете, как правильно это сделать – воспользуйтесь нашей инструкцией.
- Зарядите АКБ в течение 2-3 часов минимальным током.
- Отключите зарядное устройство и дайте электролиту остыть.
- Аккуратно переверните аккумулятор и слейте жидкость.
- С помощью спринцовки или шприца заполните каждую банку дистиллированной водой, затем слейте ее. Повторяйте операцию до тех пор, пока вода не станет чистой.
- Сделайте содовый раствор (столовая ложка соды на 1 л дистиллята).
- Залейте приготовленную жидкость в банки, подождите 3 часа, а затем слейте.
- Сделайте солевой раствор по такому же рецепту, заполните им отсеки и подключите ЗУ на 1 час.
- Слейте жидкость и снова промойте банки дистиллированной водой.
- Теперь залейте содовый раствор и подключите ЗУ на 2 -3 часа.
- Слейте жидкость и промойте отсеки.
Пусть вас не пугает такой сложный метод. Последовательная промывка банок разными растворами удалит все инородные примеси. Если же не делать подобных операций – придется просверливать отверстия на дне корпуса, чтобы полностью очистить отсеки. При этом нарушится герметичность АКБ, качественно восстановить которую не всегда возможно.
Заливаем новый электролит
Перед выполнением операции необходимо подготовить достаточное количество электролита. Вычислить внутренний объем батареи можно по ее емкости, для этого существует специальная таблица. Стандартная плотность продающегося раствора составляет 1,40г/куб. см, оптимальная – 1,28 г/куб. см. Рабочая плотность достигается снижением концентрации кислоты, для разбавления используется дистиллированная вода.
Для работы понадобятся следующие инструменты:
- лейка;
- резиновая груша (для регулировки уровня);
- стеклянная емкость;
- ареометр.
Если все необходимое у нас есть, тогда приступаем к следующему шагу – последовательному и равномерному заполнению отсеков приготовленным раствором. Лишняя жидкость удаляется с помощью резиновой груши, поверхность корпуса АКБ тщательно протирается насухо.
В случае наличия на свинцовых пластинах признаков сульфатации, добавьте специальную присадку (на выбор):
После выполнения вышеописанных операций оставляем АКБ на двое суток, так как необходимо подождать, пока растворятся присадки. По истечении этого времени можно проверять источник питания.
Проверяем заправленную аккумуляторную батарею
Проверка АКБ заключается в ее зарядке обычным ЗУ. При этом необходимо выкрутить предохранительные пробки на корпусе батареи. Первичную зарядку производите током, не превышающим 0,1 А.
Источник питания заряжается до тех пор, пока напряжение на клеммах батареи не достигнет 12,6 – 12,7 Вольт. Такими действиями повышаются технические параметры АКБ. При достижении номинального напряжения, зарядный ток рекомендуется уменьшить в 2 раза. Зарядка прекращается, когда плотность раствора достигает стабильного значения.
Бывает так, что причиной ухудшения работоспособности АКБ являются электроды. В этом случае «реанимация» не помогает. Единственный выход – покупать новый источник питания.
Каким может быть результат?
В некоторых случаях операции, описанные в данной статье, помогают полностью восстановить батарею. При этом срок ее эксплуатации не будет длительным: 0,5 — 1 год (иногда 2-3 дня). Но не исключено, что замена электролита в автомобильном аккумуляторе не даст никакого результата. Это актуально для некоторых современных моделей необслуживаемых АКБ. Их конструкция такова, что электроды установлены в сепараторах-конвертах. Осадок выпадает не на дно банки, а остается в самом конверте и вымыть его невозможно даже сильным напором воды. Поэтому электролит менять можно, но только в обслуживаемых батареях. В других случаях лучше купить новую АКБ и не терять время.
Читайте также:
Преимущественное большинство легковых автомобилей на сегодняшний день оснащаются многорычажной подвеской. Несмотря на то, что ее конструкция довольно сложна и дорога, независимая многорычажная подвеска обеспечивает автомобиль необходимой управляемостью и уровнем комфорта, что, несомненно, является главными ее .
По причине нехватки денег многие люди отдают предпочтение не новым автомобилям, а подержанным. Но те, кто смелее и умнее, идут еще дальше – покупают автомобиль за рубежом. Действительно, если разобраться, то осуществлять покупку автомобиля в европейских странах, с последующей перевозкой в родную страну намного лучше по нескольким причинам: во-первых, в Европе цены на автомобиле на порядок .
Издавна среди автомобилистов бытует вопрос – зачем прогревать машину и нужно ли вообще это делать? Разумеется, находятся как сторонники этой процедуры, так и противники – вполне типовая ситуация. Мы же углубимся в этом вопросе и поговорим о том, нужно ли прогревать машину не только зимой, но и .
Источник