- Куда сдать старый автомобильный аккумулятор: последствия, возможности и ответственность
- Сколько стоит сдать аккумулятор?
- Зачем нужно утилизировать АКБ?
- Где можно сдать аккумуляторы б/у?
- Как сдать авто аккумуляторы оптом?
- Ответственность за нарушение требований
- Заключение
- Батарейки
- Какие батарейки можно сдать на переработку?
- Куда сдавать на переработку обычные батарейки и портативные?
- Куда сдавать аккумуляторы от ноутбуков, шуруповертов и UPS (ИБП) на переработку?
- Кто перерабатывает батарейки в России?
- Как собирать батарейки на переработку?
- Контейнеры для сбора батареек
- Как происходит процесс утилизации старых аккумуляторов
- Утилизация аккумуляторов разных типов
- Зачем нужна?
- Как происходит?
- Куда сдать старый автомобильный аккумулятор?
- Почему нельзя выбрасывать АКБ в обычный мусор?
- Сбор старых АКБ
- Технология переработки старых аккумуляторов
- Переработка батареек на основе лития
- Как утилизировать электролит из аккумулятора?
- Вред от старой аккумуляторной батареи на свалке?
- Кто занимается проблемами утилизации в России?
- Переработка аккумуляторных батарей (2 видео)
Куда сдать старый автомобильный аккумулятор: последствия, возможности и ответственность
У каждой аккумуляторной батареи есть ресурс, который со временем израсходуется. После этого устройство не пригодно к эксплуатации, но выбрасывать его нельзя, это приводит к серьезному загрязнению окружающей среды. Вместо бездумного и недобросовестного поведения рекомендуется сдать старый аккумулятор за деньги.
Сколько стоит сдать аккумулятор?
На цену влияют следующие факторы:
- тип аккумулятора;
- состав электролита.
Аккумуляторы бывают разных типов. Наиболее распространенные свинцово-кислотные, которые применяются в автомобильной технике. Они ценятся скупщиками больше всего. В состав устройства входит 6 отдельных аккумуляторов, которые соединены между собой в единую батарею.
Скупщиками ценится такое устройство за то, что при утилизации получается большой объем свинца. А такой способ приобретения этого элемента наиболее дешевый, в отличие от добычи в качестве полезного ископаемого.
Другой тип, который применяется в автомобильной технике – щелочные. Они надежны и долговечны в эксплуатации, могут не выходить из строя в течение 8-10 лет. И это при том, что такие устройства не требуют щепетильного ухода. Для переработки они также выгодны, как и кислотные, поэтому сдать аккумулятор от машины такого типа не трудно.
Зачем нужно утилизировать АКБ?
Не все автомобилисты подходят к вопросу утилизации аккумулятора правильно. Угроза окружающей среды, возможность отравления почвы и внутренних вод также не стимулирует к тому, что сдать отработанный аккумулятор на утилизацию
Поэтому Законодатель ввел нормы в Уголовный Кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях, выдал закон об охране окружающей среды, нормами которых предусмотрена административная и уголовная ответственность.
В частности, за нарушение требований по утилизации АКБ, предусмотрен:
- Административный штраф – для граждан в размере до 2 т.р., для организаций до 250 т.р.;
- Принудительное приостановление работы предприятия сроком до 3 месяцев;
- Восстановление окружающей среды и лечение пострадавших за счет виновного лица;
- Уголовная ответственность в виде принудительных работ, а как максимум, предусмотрено лишения свободы нарушителя до 8 лет.
Разумеется, что и уголовная ответственность, и причиненный урон окружающей среде, пострадавшим еще нужно доказать. Но есть риск, что весь материальный ущерб правоохранители «спишут» на первого задержанного, который поленился правильно утилизировать АКБ.
Поэтому лучше не рисковать ни собственным здоровьем, ни кошельком. Немного ответственности и самоорганизованности, и окружающая среда детям и внукам достанется менее загрязненной. А значит и страдать, особенно серьезными заболеваниями, они будут меньше или не будут вовсе.
Где можно сдать аккумуляторы б/у?
Законом установлено, что организации, которые занимаются приемом и утилизацией АКБ, обязаны получать лицензию. Кроме того, у них должны быть сертификаты, которые допускают подобные мероприятия.
Всего предусматривается три способа, как сдать авто аккумулятор, а именно:
- В пункт приема металлолома;
- На перерабатывающий завод, куда сдают аккумуляторы скупщики;
- В магазин продажи АКБ.
Заводы и пункты приема покупают автомобильные аккумуляторы. А вот магазины, как правило, предоставляют скидку на приобретение нового устройства.
Для пользователей сайта Vyvoz.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций в крупных (и не только) городах России, где можно сдать автомобильные аккумуляторы за деньги:
Как сдать авто аккумуляторы оптом?
На заводы выгодно сдавать большие партии АКБ. Стоимость выше, могут предоставлять бесплатную транспортировку. Поэтому можно заключить договор, получить лицензию и заниматься сбором с дальнейшим вывозом на утилизацию непосредственно на перерабатывающее предприятие. Но это уже не просто сдать лом аккумуляторов, а целый комплекс действий, в том числе, направленных на получение необходимых разрешений.
Начинать нужно с оформления лицензии. Раньше ее выдавал Ростехнадзор, на данный момент – Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Предварительно придется:
- Зарегистрировать юридическое лицо;
- Оборудовать помещение в соответствии с требованиями лицензиата;
- Получить положительные заключения от СЭС, Роспотребнадзора, госэкологической экспертизы.
Заявка на выдачу лицензии рассматривается в течение 45 дней. А указанные заключения получаются в течение 30 дней каждая. Можно их оформлять одновременно, но минимальный срок для оформления всех разрешений и получения лицензии на работу с АКБ составляет 3 месяца.
Ответственность за нарушение требований
Тот факт, что лицо не собирается заниматься непосредственной утилизаций/переработкой, не означает, что не нужно оформлять лицензию. Контролирующим органам еще можно объяснить нахождение в гараже до 10 разных АКБ. Но если их там собирается несколько сотен и более, протокол о нарушении будет составлен.
А нарушение за незаконную деятельность по сбору, хранению, транспортировке и утилизации аккумуляторов суровое, а именно:
- Штраф до 250 т.р. или приостановка деятельности предприятия на срок до 3 месяцев;
- Привлечение к уголовной ответственности в виде штрафа от 300 до 500 т.р. или лишения свободы сроком до 5 лет;
- Аннулирование всех коммерческих договоров, которые составлялись без наличия лицензии.
Если гражданин занимался сбором без оформления субъекта предпринимательской деятельности, его ждет привлечение к материальной и уголовной ответственности, в том числе и за уклонение от уплаты налогов, незаконное предпринимательство.
Заключение
Сдать в утиль аккумулятор несложно, за это платят деньги. Другой вопрос, что от автомобилиста требуется организованность и ответственность перед окружающими и будущими поколениями. Кроме того, такая деятельность может заинтересовать в качестве бизнес-идеи.
Источник
Батарейки
Для питания мелкой бытовой техники и гаджетов в качестве сменных источников электричества чаще всего используются батарейки.
Сейчас производители делают 5 видов сменных одноразовых элементов питания. Они отличаются видом электролитической жидкости внутри, а также материалом, из которого сделаны электроды.
Какие батарейки можно сдать на переработку?
- «пальчиковые» батарейки
- батарейки-«таблетки»
- аккумуляторы от телефонов, ноутбуков, фотоаппаратов и т.п.
- аккумуляторы от UPS/ИБП
- автомобильные аккумуляторы — принимаются отдельно (см. здесь)
Куда сдавать на переработку обычные батарейки и портативные?
- наш проект Собиратор (экоцентр на м. Кантемировская + экомобиль)
- магазины «ВкусВилл» ( пока только бытовые батарейки, без аккумуляторов) во ВСЕХ магазинах карта. Если нет контейнера, то нужно обращаться на горячую линию или любой другой вид связи по ссылке
- магазины “Леруа Мерлен” (список магазинов)
- магазины Азбука Вкуса по всей Москве и области
- магазины «OBI»
- магазины «Лента»
- магазины «Метро Cash&Carry»
- магазины «Альпиндустрия»
- магазины «Икеа» адреса магазинов
- магазины «МВидео» и «Эльдорадо» (около 900 магазинов по всей стране — список)
- гипермаркеты «Глобус» адреса магазинов
- проект «Переработай батарейку с Duracell»
- проект «Бокси» карта
- экомобиль «Synergetic»
- магазины Декатлон
- магазины Перекресток (бытовые батарейки и аккумуляторы не более 8 см по максимальному размеру)
- площадка «Мегабак» в г.Балашиха
Куда сдавать аккумуляторы от ноутбуков, шуруповертов и UPS (ИБП) на переработку?
Разные большие аккумуляторы обычно принимают отдельно, потому что могут не помещаться в отверстия для приёма маленьких батареек в магазинах, содержат литий и свинец и требуют специального хранения и перерабатываются на других предприятиях:
- наш проект Собиратор (экоцентр на м. Кантемировская + экомобиль)
- АльпИндустрия принимает аккумуляторы: Марганцево-цинковые (MnZn) — они же щелочные и алкалиновые; Никель-металл-гидридные (NiMH) — ещё одни бытовые батарейки; Литий-ионные (Li-ion) — используются в телефонах, камерах, ноутбуках и т.п.; Серебряно-цинковые (AgZn) — используются в часах и небольших электронных устройствах; Никель-кадмиевые (NiCd) — применяются для автономного питания некоторых моделей шуруповёртов и дрелей; Литий-тионилхлоридные (Li-SOCl2) — применяются для промышленной электроники, в автономных устройствах, работающих в труднодоступных местах при жёстких климатических условиях.
Кто перерабатывает батарейки в России?
1. Компания «Меркурий» (Санкт-Петербург)
Компания принимает на переработку батарейки и аккумуляторы различных видов, от физических и юридических лиц. Услуга платная.
2. Компания Мегаполисресурс
Компания принимает на переработку батарейки и аккумуляторы. Сдать можно или непосредственно им или их официальному представителю — сервису «Бокси» .
3. Национальная Экологическая Компания (Ярославль)
Компания принимает на переработку батарейки и аккумуляторы различных видов, от физических и юридических лиц.
Как собирать батарейки на переработку?
Просим вас обратить внимание на следующую информацию:
- утилизация(переработка) опасных отходов – платная
- действующих заводов по переработке пока только три
- затраты на транспортировку батареек и переработку кто-то должен взять на себя (производитель/покупатель/продавец – вопрос спорный и пока на законодательном уровне не урегулирован)
- магазины, которые принимают батарейки в качестве своей социальной ответственности («ИКЕА», «ВкусВилл», «Глобус», и т.д.) не просто собирают их у себя, но и полностью покрывают затраты по логистике и переработке на заводах России
- социальная ответственность не означает, что магазины берут на себя обязательство принимать тонны батареек у всех желающих граждан и организаций, поэтому они устанавливают разумные ограничения на объём принимаемых батареек (например, во «ВкусВилл» – до 20 батареек с одного посетителя за раз, в ИКЕА – до 3 кг). Свои издержки эти магазины рассчитывают покрыть за счёт повышения лояльности и увеличения потока покупателей.
- перед тем как начать приём батареек подумайте куда и как вы их потом передадите на переработку.
- если у вас уже скопилась большая (десятки и сотни кг) партия батареек, а о вывозе и переработке вы по каким-то причинам не подумали заранее, то свяжитесь с заводом «Мегаполисресурс» и спросите сколько будет стоить транспортировка и переработка, после чего найдите спонсора либо соберите необходимые средства краудфандингом
Контейнеры для сбора батареек
Собирать батарейки дома можно в любую ёмкость, которая вам удобна: коробка, банка, пятилитровая бутылка.
Для офисов, школ, детских садов и любых других учреждений мы разработали специальные удобные контейнеры. Приобрести их можно в нашем Полезном магазине
Контейнеры изготовлены из прочного оргстекла и оформлены красивыми информационными наклейками. Вся выручка от продажи контейнеров идёт на развитие движения.
🌍 Найти куда сдавать вторсырьё в вашем городе удобнее на нашей карте экологических движений России и СНГ
⁉ Если у вас есть дополнительная полезная информация для этой страницы — напишите нам на почту editor.rsbor@gmail.com
Этот сайт — уникальный в России справочник о раздельном сборе, поддерживаемый волонтёрами и редактором движения «РазДельный Сбор». Нам нужна ваша поддержка!
Источник
Как происходит процесс утилизации старых аккумуляторов
Утилизация аккумуляторов – сложная многоэтапная процедура, которая требует использования специального оборудования. Старые и неработающие аккумуляторы нельзя выбрасывать на свалку, потому что они опасны для человека и наносят вред экологии. В составе аккумуляторных батарей (АКБ) имеется свинец, кислотные и щелочные вещества, способные загрязнить воздух и почву в значительной степени.
Утилизация аккумуляторов разных типов
Существует несколько основных видов аккумуляторов для автомобилей, но каждый из них нуждается в утилизации. Если просто выбросить АКБ на помойку, то через некоторое время под воздействием разных факторов из него может начать вытекать электролит. Это опасное, ядовитое для животных и грунта химическое соединение, наносящее окружающей среде непоправимый вред.
Поэтому утилизация аккумуляторных батарей – это обязанность современного общества. Во многих развитых странах мира подобные процессы давно нашли поддержку на государственном уровне.
Зачем нужна?
Утилизировать отработанные автомобильные аккумуляторы нужно обязательно потому, что при простом выбросе их на свалку, на разложение пластиковых элементов изделия уйдет около 40-60 лет, а на разложение химических соединений и электролита – не одно столетие. Иными словами, в течение столетий в месте выброса АКБ грунт будет отравлен и непригоден для использования.
Утилизация АКБ также позволяет использовать многие компоненты аккумулятора повторно. Металлы могут применяться в металлургической промышленности, полимерные компоненты – при изготовлении пластиковых изделий, серная кислота и щелочи – в химической отрасли.
Как происходит?
Сдача аккумулятора в утиль – правильное решение, позволяющее не только обеспечить безопасность переработки АКБ, но получить немного денег. Утилизируют старые АКБ на специальных технологических линиях. Такое оборудование позволяет безопасно разобрать и разделить бывшие в употреблении автомобильные аккумуляторы на отдельные компоненты, многие в дальнейшем можно использовать повторно (например, практически все металлы).
Из обычного автомобильной батареи обычно получают:
- Стальной лом.
- Полимерные гранулы.
- Медные компоненты.
- Электролит.
- Свинец, свинцовые соединения.
Процесс утилизации автомобильных АКБ включает в себя несколько этапов.
Работы проводятся в следующей последовательности:
- Сначала сливается и перерабатывается химическим образом электролит (его нейтрализуют для дальнейшей утилизации в стоки либо регенерируют для получения сернистой кислоты, пригодной для повторного использования).
- Дробление (с помощью дробильного оборудования для разрушения изделия).
- Фильтрация (чтобы отсеять кислотно-свинцовую пасту).
- Разделение полимеров и металлов.
- Переработка полимерных компонентов.
- Очистка металлов.
- Получение свинца.
- Очищение и плавка свинца.
Получившийся лом от аккумуляторов применяется в металлургической промышленности либо при производстве новых АКБ и аналогичной продукции.
Куда сдать старый автомобильный аккумулятор?
Сдать старый аккумулятор можно в специализированные фирмы или на перерабатывающие заводы, которые занимаются утилизационной деятельностью. Важно, чтобы организация, куда можно сдать автомобильный АКБ, имела государственную лицензию на ведение такой деятельности.
Еще один вариант – сдача изделий в пункты приема металлолома. Основные минусы этого решения заключаются в том, что в подобных пунктах принимают АКБ на вес, поэтому клиент получит намного меньше денег. Также неизвестно, как именно будут утилизированы батареи.
Неплохой вариант – сдать автомобильные аккумуляторы в специальных пунктах приема АКБ (рекламу можно видеть повсеместно в нашей стране). Это действительно неплохое решение, потому что такие предприниматели собирают с частных лиц большое количество аккумуляторов, после чего перевозят их на перерабатывающие заводы, которые и принимают такие изделия только в оптовых объемах.
Некоторые автомагазины, которые продают новые аккумуляторы, также принимают и старые АКБ. Более того, в ряде случаев клиенту будет предложена скидка на покупку новой модели при сдаче старой.
Почему нельзя выбрасывать АКБ в обычный мусор?
Многие люди не знают, куда можно сдать старый аккумулятор авто, поэтому выбрасывают его в мусор. Это категорически неправильное решение, потому что подобные изделия относятся ко второму классу опасности – при простом выбросе на свалку они наносят окружающей среде серьезный вред.
В составе автомобильных и обычных АКБ содержатся:
- Ртуть.
- Никель.
- Свинец.
- Кадмий.
- Щелочные вещества.
- Кислотные вещества.
Во время пребывания на свалке в течение нескольких лет металлическая оболочка АКБ начинает постепенно разъедаться коррозией, в результате чего тяжелые металлы, щелочи и кислоты попадают в грунт и атмосферу, просачиваются в грунтовые воды. Подсчитано, что одна маленькая батарейка способна загрязнить около 15 кв. м. грунта.
Сбор старых АКБ
Сдача аккумулятора авто на утилизацию – правильное решение современного человека. Найти место, где примут подобное изделие для переработки, можно без труда. Это можно сделать в пунктах приема металлолома либо в специализированных точках, где занимаются только приемом отработанных АКБ. В таких точках оплата выполняется по факту номинальной емкости батареи, а не по весу.
Принимают старые АКБ по той простой причине, что свинец, который используется для производства решетки аккумулятора, является дорогостоящим металлом. Повторное использование металла позволяет производителям существенно снизить свои затраты на производственный процесс, поэтому компании заинтересованы в приобретении сырья у перерабатывающих организаций, занимающихся приемом старых АКБ и их переработкой.
Технология переработки старых аккумуляторов
Основной целью утилизации автомобильных отработанных аккумуляторов является максимальное уменьшение уровня опасности б/у изделия для окружающей среды и экологии. Этого возможно достигнуть только при полноценной переработке АКБ, за счет которой от изделия остается только свинец, полимерные компоненты, серная кислота и другие металлы – всё это сырье вполне подходит для повторного использования и не выбрасывается на свалку.
Можно выделить две технологии переработки старых АКБ:
- Ручная. Подразумевает банальную разборку аккумулятора с использованием подручных средств, инструментов и физической силы. Это простой метод, во время которого из батареи сливают электролит, удаляют нагревом герметизирующую мастику, снимают верхнюю крышку, высверливают борны, перемычки, снимают крышки банок, вынимают блоки электродов и т.д.
- Автоматическая. Разборка старых АКБ в этом случае производится на перерабатывающих заводах с использованием специализированного оборудования. Процесс максимально автоматизирован, безопасен. Автоматическим образом выполняется утилизация свинцовых и других аккумуляторов, а также обычных батареек.
Переработка батареек на основе лития
Переработка батарей, сделанных на основе литий-ионной технологии, на сегодняшний день для всего мира является серьезной проблемой.
По примерным подсчетам, даже в развитых европейских странах перерабатывается не более 20% всех выбрасываемых литий-ионных батарей, что становится причиной развития высокого риска загрязнения окружающей среды.
Сфера переработке батареек на основе лития только развивается, поэтому есть перспективы того, что в скором времени и в России появятся предприятия, которые будут заниматься их утилизацией.
Как утилизировать электролит из аккумулятора?
Многие люди, у которых не получается дорого сдать свой аккумулятор, стараются утилизировать электролит из АКБ самостоятельно. Это опасный, безосновательный подход, который ни к чему хорошему обычно не приводит.
Можно выделить два основных пути утилизации электролита (самого распространенного сернокислотного типа):
- Предварительная нейтрализация электролита с дальнейшим сбросом жидкости в сточную канализацию.
- Регенерация электролита с последующим получением серной кислоты, пригодной для повторного использования в качестве товарного продукта.
Процессы нейтрализации электролита базируются на реакции взаимодействия сернистой кислоты со специальными нейтрализующими агентами. В качестве нейтрализующих агентов активное используются: известь, гидроксид кальция, кальцинированная сода, каустическая сода.
Вред от старой аккумуляторной батареи на свалке?
Самый простой автомобильный аккумулятор на 50-70% состоит из свинца. Остальными составляющими этого изделия являются: свинцовые соединения (в основном диоксид), серная кислота, полимерные материалы.
После того, как автомобильная АКБ оказывается на мусорном полигоне, всё это через несколько лет после выброса начинает отправлять окружающую среду, нанося экологии серьезный вред:
- Свинец является тяжелым металлом, который из всех компонентов АКБ представляет максимальную опасность.
- При проникновении в грунт он начинает накапливаться в растительности, в животных и насекомых, негативно сказываясь на их здоровье, репродуктивную функцию, жизни.
- Свинец также может накапливаться в организме человека. В основном он скапливается в костях, делая их более хрупкими.
- Если систематически вдыхать свинцовые пары или пыль, то негативное воздействие будет оказано на кровеносную и дыхательную системы, на головной мозг.
Опасны и свинцовые соединения, содержащиеся в автомобильных аккумуляторах. К примеру, сульфаты токсичны. Серная кислота из АКБ менее токсична, чем сульфаты, но при проникновении в грунт она начинает активно реагировать практически со всеми веществами, что становится причиной формирования новых, в том числе и токсичных веществ.
Отработанные автомобильные АКБ, которые были выброшены на свалку и не были должным образом утилизированы – настоящие экологические бомбы, наносящие вред экологии сейчас, и будут делать это еще не один десяток, и даже сотню лет.
Кто занимается проблемами утилизации в России?
По состоянию на 2019 год в РФ не работают специализированные заводы, которые бы занимались только утилизацией аккумуляторов автомобилей. Такой завод есть в Днепропетровске. На сегодняшний день линия полной переработки батареек действует в Челябинске. Предприятие занимается рециклингом батареек – восстановлением сырья для изготовления новых источников питания (добываются компоненты – графит, железо, марганец, сульфит цинка и т.п.).
Проблема утилизации заключается не только в отсутствии специализированных заводов, но и точек сбора отработанных батареек и АКБ, а также порядка этого сбора, регламентированного на государственном уровне.
Переработка аккумуляторных батарей (2 видео)
Источник