Крокодилы для зарядки аккумулятора автомобиля

Силовые крокодилы для автомобильного пускового устройства: что внутри и смогут ли?

Всех приветствую, кто заглянул на огонек. Речь в обзоре пойдет, как вы наверно уже догадались, о силовых крокодилах для автомобильных пусковых устройств (джампстартеров), позволяющих запускать двигатель даже с севшим бортовым аккумулятором. Устройство очень интересное и нужное, особенно для меня, но в комплекте к нему зачастую идут весьма посредственные крокодилы. Если интересно, можно ли использовать их по назначению, милости прошу…

Упаковка:

Силовые крокодилы поставляется в простом почтовом пакете, завернутые в полиэтиленовый кармашек и если не ошибаюсь, дополнительно окутаны «пупыркой»:

Пришли в целости и сохранности, Почте России сломать их не удалось.

Внешний вид:

Силовые крокодилы практически не отличается от своих собратьев, которые продаются отдельно или поставляются в комплекте с пусковым устройством (автопускач, он же джампстартер) для автомобиля:

Размеры стандартные, в качестве примера сравнение с тысячной купюрой и коробком спичек:

Дабы не перепутать полярность при подключении, используемые клеммы и провода различаются по цвету. В качестве силового разъема выступает привычный EC5, рассчитанный на продолжительный ток в 120А:

Качество исполнения хорошее, гильзы утоплены относительно корпуса, а на конце имеются специальные насечки, облегчающие извлечение из разъема:

Я не зря упомянул про качество, ведь здесь оно отличается на порядок в лучшую сторону по сравнению с некоторыми комплектными крокодильчиками и большинством отдельно продающихся разъемов. Преимущество в том, что гильзы латунные и абсолютно не магнитятся, в отличие от ранее упомянутых:

Эти крокодилы были куплены для использования в другом проекте, которому также требовалась механическая защита от короткого замыкания. Если быть предельно простым, то требовались крокодилы с пластиковыми бортами, которые бы препятствовали случайному соприкосновению токоведущих частей самих губок крокодила:

Они полностью соответствуют заявленным требованиям, имеют жесткую пружину («палец не терпит») и зубообразные токосъемы (губки), которые надежно «вгрызаются» в клеммы аккумулятора:

Размеры крокодильчиков средненькие, максимальный «роздвиг» зубьев около 3,5см:

Теперь о неприятных моментах. Материал губок, скорее всего, не медь, а омедненная сталь толщиной около 1,2мм, т.е. выштампованная стальная пластина гальванически покрытая тонким слоем меди. Как и ожидалось, губки магнитятся:

Скажу прямо, практически везде применяется этот вариант, поэтому при покупке таких устройств имейте это в виду и не удивляйтесь.

Второй косяк китайцев, который также присутствует почти во всех подобных крокодилах – подключение только одного токосъемника. Второй присутствует для более надежного прижима и никак не подключен:

Силовой провод не припаян/не приварен, а просто прожат, а это значит, что со временем окислится, будет плохой контакт и дополнительные потери:

Хотя стоит отметить, что обжат «на совесть»:

Сечение силового провода составляет 10AWG, что в переводе на наши величины означает около 5,3 кв.мм:

Такие провода могут спокойно пропускать ток 70А без значительного нагрева. От себя добавлю, что провода похожи на ранее обозреваемые мной многожильные проводочки в силиконовой изоляции, качество которых мне очень понравилось. Обзор на них делал ранее.

Защитный блок самый простой – на четырех сдвоенных диодах Шоттки STPS2045CT:

Его назначение состоит в том, чтобы аккумулятор в авто (пациент) не пытался заряжать аккум в пусковом устройстве, а после запуска автомобильного двигателя, чтобы генератор не пытался заряжать «пускач» (донор). Другими словами, после запуска двигателя, начинает работать генератор, который на выходе имеет более высокое напряжение (обычно 14,4V) и, следовательно, начинает подзаряжать бортовой свинцовый аккумулятор и питать остальные потребители. По законам физики, отдает всегда тот, у которого выше напряжение. И вот если бы отсутствовали защитные диоды, то генератор бы начал заряжать пусковое устройство (автопускач), что очень и очень нежелательно.

Особенность диодов состоит в том, что они всегда пропускают ток только в одном направлении, но как и все элементы, имеют определенное сопротивление и в зависимости от проходящего через них тока, нагреваются. Минимизировать потери позволяют диоды Шоттки, отличающихся от обычных диодов малым падением напряжения. При запуске двигателя, напряжение на них проседает меньше, а чем больше дойдет до пациента, тем лучше. В данном случае установлены четыре сдвоенных диода, по 20А на каждый:

Так как при параллельном соединении ток растекается по плечам, то чем больше диодов, тем лучше. Вот здесь самый большой косяк этих крокодилов – защитный блок в них рассчитан на номинальный ток в 80А, а ведь при запуске холодного двигателя токи могут доходить до 250-280А. В моем пусковом устройстве Vinsun V5 стояли 4 сдвоенных диода по 40А (42CTQ030S) и легко пропускали 160А (до переделки). Я пользовался ими на протяжении пары лет и сделал около 30 запусков, включая с десяток довольно жестких в лютые морозы. Я уже ранее приводил свои замеры, при которых для запуска остывшего 1,6л двигателя (100 л.с.) стартеру понадобилось 150А, 220-250А в морозы. Обозреваемые крокодилы, скорее всего, не выдержат и либо перегорят, либо отпаяются. Они годятся лишь для помощи в запуске автомобильного двигателя в небольшие морозы или при не сильно севшем аккумуляторе.

Но опять же, сама «база» у обозреваемых крокодилов гораздо лучше. Диоды припаяны к медной (латунной) пластине и хорошо отдают на нее тепло, а вот провода просто припаяны и никак не обжаты:

Есть еще вариант на силовых мосфетах, но он более дорогой и в таких дешевых вариантах практически не встречается.

Выводы:

Крокодилы действительно неплохие, в частности, «база» на порядок лучше обычных. Это и честные латунные гильзы разъема, и более грамотная реализация защитного блока, где диоды припаяны к латунной пластине, а не к печатной плате. К сожалению, присутствуют и типичные «косяки»: омедненные губки, одна из которых не подключена, менее мощные диоды Шоттки и посредственная реализация соединения провода с защитным модулем.

Что по факту. Если руки растут не из того места и требуется помощь в запуске преимущественно в морозы – лучше посмотреть что-то другое, ибо могут подвести. Если следите за состоянием аккумулятора и не допускаете сильных разрядов, либо руки растут откуда надо, то подойдут, ну а с небольшой доработкой получатся хорошие «неубиваемые» крокодилы на года.

Если тема будет интересна, могу сделать небольшой обзорчик по доработке своих крокодилов, благо фото у меня остались. Ставьте лайки, репосты и что там еще, :-)))

Обозреваемые крокодилы были куплены вроде бы здесь

Сейчас там продается улучшенная версия с более удобным разъемом.

Хорошие диоды Шоттки (42CTQ030S) на 40А каждый здесь

Источник

Как правильно (и безопасно) «прикурить» севший аккумулятор

10 декабря 2018 Категория: Секреты автомобилей.

Зимой каждый водитель рискнут столкнуться с тем, что в одно прекрасное холодное утро двигатель его машины не заведется. Стоит ли «прикуривать» автомобиль, как делать это правильно и какие риски берет на себя автомобиль-донор? Давайте разбираться.

«Прикуривать» или нет

Строго говоря, вариантов у владельца автомобиля с севшей батареей не так много. Если на автомобиле механическая коробка передач, можно пробовать завести машину «с толкача». С АКП такой фокус не пройдет.

Остается либо реанимировать севшую батарею — снимать с машины, отогревать в теплом помещении, заряжать с помощью бытового устройства или отдав с той же целью специалистам на сервис. Либо применить запуск двигателя от внешнего источника, то есть «прикурить» машину.

Общие рекомендации

  • учитывайте тип и объем двигателей: нельзя пытаться «прикурить» двигатель объемом больше, чем на автомобиле-доноре или дизельный от бензинового
  • используйте провода сечением не меньше 16 кв. мм с надежными зажимами-«крокодилами», припаянными, а не просто обжатыми;
  • контролируйте порядок и полярность подсоединения проводов лично;
  • изучите мануал по автомобилю — там точно будет указан порядок действий при запуске двигателя от внешнего источника.

Порядок подключения «крокодилов»

Ставим машину «донор» как можно ближе к машине с неработающим аккумулятором, но так, чтобы кузова не соприкасались.

Если автомобиль-донор не был заведен, нужно привести его батарею в рабочее состояние: завести автомобиль, дать ему поработать минут 5-10, пока АКБ не прогреется, и заглушить.

Важно: перед тем, как подсоединять провода, удостоверьтесь, что сможете обеспечить хороший плотный контакт «крокодилов» с соединяемыми деталями. Халатность недопустима: провода нельзя подсоединять на грязные детали, краску или смазку. При подключении «плюсового» провода к аккумулятору, второй его конец нужно держать в руках, не допускать прикасания его к металлическим деталям или кузову: это «масса», может произойти замыкание.

Подсоединяем плюсовой провод «крокодила» к «+» клемме разряженного аккумулятора. Второй конец провода накидываем на «+» клемму АКБ машины-донора.

Минусовой провод подсоединяется в обратной последовательности: сначала накидываем его на «-» клемму аккумулятора автомобиля-донора. Другую сторону присоединяем не к минусовой клемме разряженной батареи, а замыкаем на «массу».

  • То есть находим участок металла как можно дальше от батареи — например, опору двигателя, и прицепляем «крокодил» туда.
  • При этом провода не должны цеплять ремни и другое оборудование, которое придет в движение при запуске двигателя.

В итоге на заряженной АКБ провода одеты на две клеммы, плюс-плюс, минус-минус. А в автомобиле с разряженной батареей одета клемма «+», а «минус» брошен на «массу» двигателя.

Запомните: подключение «крокодилов» начинаем с ++, а отключение проводим в обратном порядке: вначале отсоединяем «минусовой» провод, только затем «положительный».

Важно: не подсоединяйте обе клеммы разряженного АКБ к батарее-донору — это распространенная ошибка, которая ведет не к запуску двигателя, а к зарядке полудохлой батареи от «живого» аккумулятора. В результате вы получите две полуживые батареи, ни одна из которых не сможет выдать положенные значения пускового тока. В то время как при подключении «минуса» к «массе» из цепи исключается разряженная батарея и пусковой ток исправного АКБ идет на старт двигателя.

Запускать двигатель или нет?

По поводу запуска двигателя машины-донора среди автовладельцев разворачиваются настоящие баталии. Давайте подумаем логически.

В автомобиле два источника электроэнергии — аккумулятор и генератор. АКБ не только снабжает энергией емкие потребители вроде магнитолы или фар. Главное его назначение — поддержать работу стартера, пока тот будет запускать мотор. Именно на это идет больше всего энергии батареи. Сила тока, который выдает АКБ в режиме запуска, достигает несколько сотен ампер — это практически режим короткого замыкания.

После того, как двигатель запущен, роль источника энергии переходит к генератору — в том числе от него пополняет свои истощенные запуском ДВС запасы энергии аккумулятор.

Когда аккумулятор машины разряжен, для запуска двигателя требуется иной источник энергии — то есть, другая батарея. Затем уже начнет работать генератор, который обеспечит током в сети все потребители и — главное — начнет заряжать АКБ. В качестве такого временного (на замену собственной разряженной батареи) и выступает аккумулятор машины-донора, подключаемый специальными проводами с зажимами-«крокодилами». Емкости и величины пускового тока АКБ донора должно хватить на поддержание работы стартера и запуск двигателя машины с «умершей» батареей.

И вот теперь к сути вопроса.

  • Когда на доноре в момент «прикуривания» владелец пытается запустить двигатель, что обеспечивает током всю бортовую сеть и, собственно, дает энергию на работу стартера и запуск мотора? Генератор.
  • Предназначен ли генератор для обеспечения работы стартера и запуска двигателя? Не предназначен. А аккумулятор машины-донора в момент запуска двигателя уже сам стал потребителем энергии.

Теперь несколько цифр.

  • Генератор выдает порядка 60 ампер тока, таков его норматив. Этого вполне хватает для зарядки АКБ в пути и поддержания нормального напряжения в бортовой сети.
  • Стартер в момент срабатывания берет более 400 ампер тока.

При попытке «оживить» двигатель машины с севшей батареей, когда в автомобиле-доноре в качестве источника напряжения выступает только генератор (ведь двигатель донора уже запущен, АКБ заряжается от генератора), происходит попытка выровнять дисбаланс, генератор пытается поднять напряжение, ток на нем превышает свое нормативное значение в 3-4 раза.

В результате генератор либо сгорает сразу, либо значительно повреждается, но владелец этого не видит. Например, сгорает один из шести диодов, а со временем догорают и остальные — в результате ломается не только диодный мост, но и может пострадать обмотка стартера. А еще такой скачок напряжения может вывести из строя ЭБУ двигателя — «сгорят мозги», как это называеют в народе.

Важно: запускать двигатель машины с разряженной АКБ, пока запущен мотор автомобиля-донора, категорически нельзя. Скачок напряжения может убить генератор донора — как сразу, так и в последствии, вывести из строя ЭБУ двигателя и даже повредить обмотку стартера.

Как «прикурить» автомобиль безопасно для донора

После того, как все провода подсоединены, не спешите пробовать запускать двигатель на автомобиле с разряженной батареей. Нужно немного времени, чтобы аккумулятор подзарядился. 7-10 минут будет достаточно.

Ускорить зарядку севшего АКБ при «прикуривании» может запуск двигателя автомобиля-донора: так генератор начнет питать батарею донора энергией. Поэтому водитель машины-донора может завести мотор и подождать 5-10 минут, пока севший аккумулятор не зарядится.

Затем важно отсоединить провода (в обратной последовательности) и лишь затем пробовать завести автомобиль с разряженным аккумулятором.

Важно: пока работает двигатель машины-донора и подключены провода, нельзя пытаться запускать двигатель машины с севшей АКБ.

Если не получилось…

Если не получилось запустить мотор машины с севшей батареей, попытку можно повторить с самого начала: вновь подключить провода, подождать 5-10 минут пока работает двигатель донора, затем скинуть все клеммы и снова попытаться завести двигатель. Но важно учитывать, что

  • нельзя крутить стартер дольше 15 секунд.
  • после каждой неудачной попытки нужно делать перерыв минимум 1-2 минуты.

Важно: максимальное количество попыток запустить мотор «прикуриваемого» автомобиля — 5-7. И то, если батарея донора большой емкости и в идеальном состоянии — иначе она просто опустошится. Если не вышло запустить двигатель — нужно вызывать эвакуатор и отправляться на СТО.

  • Как подготовить автомобиль к благополучному пуску утром после ночной холодной стоянки, узнаете здесь.

Качественные запчасти для вашего автомобиля предлагает наша разборка

ООО «РитейлМоторс» УНП 191477517, з арегистрировано Мингорисполкомом 20 марта 2012г.
Регистрационный номер в торговом реестре 402310, д ата регистрации 11 января 2018г.
Юридический и почтовый адрес: 220020 г. Минск, ул. Тимирязева, д. 85а, пом. 204

Источник

Читайте также:  Аккумуляторы для велосипедов характеристики
Оцените статью