- Когда нужно точно менять аккумулятор в автомобиле
- Как определить, что пора менять АКБ
- Проверка ёмкости АКБ
- Проверка заряда на АКБ
- Полная зарядка и проверка аккумулятора
- Как часто в целом нужно менять аккумулятор в автомобиле
- Причины частой замены аккумулятора
- Как продлить срок службы аккумулятора
- Скоро ли помрет ваш аккумулятор? — вот простейшая диагностика
- Мой час настал
- Пощупаем, понюхаем
- Физиогномика
- Пагубный образ жизни
- Когда менять аккумулятор автомобиля
- Средний срок службы батареи
- Как понять, что АКБ вот-вот «умрет»
- Простые методы
- Сложные способы диагностики
- Можно ли как-то отсрочить замену?
Когда нужно точно менять аккумулятор в автомобиле
Проблема своевременной замены аккумулятора особенно актуальна для всех автовладельцев, но чаще всего получают неожиданный сюрприз покупатели подержанных машин. В тёплое время года проблем с АКБ обычно не возникает: техника послушно заводится. Но стоит наступить зиме, как картина меняется, и аккумулятор запросто может подвести автовладельца в самый неподходящий момент. Однако мало кто знает, что можно самому понять, когда нужно менять аккумулятор в автомобиле. Как же предугадать «сюрприз»?
Как определить, что пора менять АКБ
Существует целый ряд признаков, по которым можно понять, что батарею нужно менять. Если проявляется один из нижеперечисленных симптомов, необходимо тщательно проверить батарею и при необходимости зарядить или заменить. Причём лучше это сделать заранее, не дожидаясь, когда АКБ подведёт вас в неподходящий момент. Так когда менять аккумулятор в машине? Выделяют 6 основных признаков этого:
- Медленное проворачивание коленчатого вала при старте двигателя. Пуск силового агрегата осуществляется исключительно за счёт аккумуляторной батареи. После того как мотор заведётся, АКБ начинает поддерживать генератор. Поэтому, если вы, пуская двигатель, замечаете, что вал проворачивается медленнее, чем обычно, нужно принять к сведению сигнал. К сожалению, многие игнорируют этот признак и начинают действовать, когда вал совсем не проворачивается. В таком случае слышны только частые щелчки реле стартера.
- Ток нужен не только для пуска силовой установки: от аккумулятора питается топливный насос, электростеклоподъёмники, магнитола, освещение панели приборов, в дорогих авто – регулировки кресел и многое другое. При потере батареей работоспособности все эти потребители энергии будут работать с замедлением или вовсе откажутся функционировать.
- Практически все современные машины на панели приборов имеют контрольный сигнализатор в виде лампочки с нарисованным на красном светофильтре аккумулятором. При включении зажигания она засветится, но после пуска двигателя, если всё нормально, гаснет. Если же этого не происходит, значит, налицо проблемы с батареей или генератором. При неисправной АКБ может загореться и Check Engine. В такой ситуации рекомендуется немедленно обратиться в автомастерскую.
- Вздутие корпуса. Внутри аккумулятора постоянно происходят химические процессы. Иногда случается так, что они осуществляются не по написанному для них производителем «сценарию». Это может быть связано, например, с чрезмерным нагревом, когда на АКБ воздействует высокая температура от работающего двигателя плюс жара снаружи авто. Или противоположная ситуация, когда машина долгое время стоит в неотапливаемом гараже либо вовсе на открытой местности. В разряженном аккумуляторе замерзает электролит и корпус раздувает.
- Предел эксплуатационного ресурса. Или, говоря по-простому, старость. Средний срок службы даже качественной дорогой батареи не превышает 5 лет (обычно 3–4). Конкретный срок зависит от условий эксплуатации, температуры использования, числа глубоких разрядов. По истечении трёх лет стоит тщательно протестировать АКБ, чтобы понять, эксплуатировать ли её дальше. Дата изготовления батареи указывается непосредственно на корпусе изделия (возможно дублирование на этикетке).
- Запах. При возникновении различных неисправностей внутри батареи: замыкании пластин, перезарядке, замерзании химического раствора – начинает выделяться газ. По запаху он напоминает протухшие яйца. Если это случилось, немедленно обследуйте АКБ: из неё может вытечь кислота, которая начнёт разъедать элементы кузова, двигателя, вызывая их коррозию. Но есть и более серьёзная опасность: появление искры (от неисправной электропроводки или по каким-либо иным причинам) может привести к взрыву батареи.
Данные, приведённые выше, помогут вам понять, как определить, что аккумулятор пора менять.
Проверка ёмкости АКБ
Что такое ёмкость? Это параметр, помогающий определять энергию, выделяемую АКБ за конкретный отрезок времени. Как узнать, что аккумулятор пора менять? Изначально измеряется характеристика в ампер/часах (А/ч). На сегодня применяется множество методов определения этого важнейшего параметра автомобильной батареи:
- С помощью мультиметра. Измерения производятся на заглушенном двигателе, как минимум, через 8 часов после его остановки при плюсовой температуре (лучше, если это 20 С) при отсоединённой минусовой клемме. Напряжение правильно заряженной батареи – от 12,6 В. Эксплуатация АКБ возможна, если U = 11,9 В. Если напряжение ниже – аккумулятор нужно зарядить через сетевое устройство.
- Специальными тестерами-анализаторами. В качестве примера можно привести серию приборов «Кулон». Устройства предназначены для оперативного тестирования аккумуляторов: измерения напряжения и приблизительного вычисления ёмкости АКБ. Важная особенность приборов этого типа заключается в том, что тестирование производится без контрольного разряда. При этом в памяти сохраняется до нескольких тысяч результатов. Как работает устройство? Тестер-анализатор посылает сигнал, на который откликается аккумулятор. Отражённая информация регистрируется прибором, и через несколько секунд на дисплее появляются параметры батареи.
Проверка заряда на АКБ
Один из наиболее простых способов – автомобильный генератор. Именно этот агрегат в работающем состоянии постоянно подзаряжает АКБ. Чтобы убедиться в работоспособности генератора, подсоедините мультиметр к батарее и посмотрите на показания прибора. U = 13,5–14 В (при условии отключения нагрузки). Если включить потребители – дальний свет, отопитель, обогреватель заднего стекла и т. д., напряжение упадёт, но не более чем до 13,3 В. Подобные показатели говорят об исправности АКБ и генератора. Но есть и иные способы, определяющие, как часто нужно менять аккумулятор в машине:
- Нагрузочная вилка. Её подключают на 5 сек. и смотрят на показания: если U = 10 В, всё нормально. При меньших значениях АКБ необходимо зарядить.
- Измеритель плотности давления (ареометр). Для этого нужно открутить пробки всех шести банок и поочередно погружать туда прибор, заполняя его раствором. Показания, свидетельствующие об исправности АКБ, равны 1,23–1,27. Значение в 1,2 говорит о разряде батареи на ¼, а в 1,1 – на 90–95 %.
- Зарядное устройство. Если на нём имеется шкала с вольтами, достаточно подключить батарею, не включая ЗУ в сеть. Показания не должны быть ниже 12,5 В.
- Индикатор на АКБ. Если она заряжена, глазок будет зелёного цвета. Чёрный говорит о необходимости подключения ЗУ. Белый цвет свидетельствует о недостатке электролита (требуется долить дистиллят).
Полная зарядка и проверка аккумулятора
Как понять, что аккумулятор пора менять? Заряженный аккумулятор должен обладать соответствующим напряжением и плотностью электролита. Последнее значение – 1,27–1,29, а U = 12,6–12,9 В. Далее можно проверить аккумулятор при помощи нагрузочной вилки. Если в течение 5 сек. напряжение не упадёт ниже 10 В, батарею можно считать готовой к эксплуатации.
Своевременный контроль над состоянием АКБ гарантирует значительное продление эксплуатационного ресурса. Тем не менее, по истечении срока службы целесообразнее приобрести новое изделие. Использовать старое не рекомендуется: дело не только в том, что АКБ сможет подвести вас. Пары электролита могут повредить элементы кузова, двигателя.
Как часто в целом нужно менять аккумулятор в автомобиле
Здесь всё понятно из вышеприведённого текста: средний срок службы составляет 3–4 года. Но это не приговор, цифры могут быть и больше.
Причины частой замены аккумулятора
В основе жизнедеятельности АКБ лежат химические реакции. Однако ряд факторов могут мешать процессам, что плохо сказывается на эксплуатационном сроке:
- постоянная экстремально высокая температура;
- езда по неровной дороге, по ухабам, плохое крепление, всё это чревато повреждением пластин;
- стиль поездок: если они частые и короткие, батарея просто не будет успевать заряжаться;
- отсутствие хотя бы элементарного обслуживания (проверка напряжения, очистка от грязи).
Как продлить срок службы аккумулятора
Через сколько менять аккумулятор в машине? В автомобиле немало электронных систем, которые потребляют ток (пусть и в небольших количествах), даже когда двигатель не работает. Поэтому, если планируется, что авто будет неподвижным более чем 2 недели, провод («минусовый») с одной из клемм аккумулятора лучше снять. Другие моменты:
- В выпускаемых ныне машинах габаритные огни отключаются после того, как ключ зажигания переводится в нейтральное положение. Но, если у вас более старшая модель, не забывайте отключать эти потребители самостоятельно.
- Неисправный генератор также способствует сокращению службы АКБ.
- Если зимой ваше авто не эксплуатируется, следует предпринять особые меры. При отрицательной температуре его следует периодически прогревать (как минимум, раз в 10 дней). Это положительно скажется на самочувствии не только АКБ, но и всех систем машины.
Источник
Скоро ли помрет ваш аккумулятор? — вот простейшая диагностика
Мой час настал
Сколько должна служить АКБ? Мой рекорд из «жигулевской эпохи» — девять лет. Срок службы современных батарей в нынешних условиях во многом зависит от характера поездок, погодных условий и состояния автомобиля, но средние показатели известны: 4–5 лет. Ваша АКБ такого возраста? Тогда готовьтесь к замене. Есть и другой способ предсказать будущее аккумулятора: надо ориентироваться на пробег автомобиля. В среднем, по наблюдениям за автомобилями редакционного парка, — около 100 000 км. А если к тому же впереди зима, то замена будет оправданной.
Пощупаем, понюхаем
Как проверить состояние батареи? Первым делом убедимся в исправности бортового электрооборудования. Берем в руки электронный тестер и измеряем напряжение на клеммах АКБ при работающем моторе. Оно должно быть примерно 14,0–14,4 В. Если гораздо меньше, дело не в батарее, надо искать причину в генераторе или провóдке.
Напряжение при выключенном двигателе и полностью заряженной АКБ должно составлять 12,6–12,7 В. Для чистоты эксперимента желательно, чтобы этот замер проводился спустя несколько часов после остановки ДВС, иначе показания окажутся завышенными. Если прибор покажет 12,3 В или ниже, то батарея явно недозаряжена.
Надо попробовать ее зарядить и понаблюдать за дальнейшим поведением. Восстановится — ура, нет — в отставку.
А самая банальная проверка самочувствия АКБ — посмотреть в ее глазок. Однако не все производители его устанавливают, да и толку не очень-то много: он показывает уровень электролита и его плотность лишь в одной банке из шести.
Срок службы батареи зависит от характера поездок, погодных условий и состояния автомобиля, но средние показатели — 4–5 лет.
Физиогномика
Иногда для диагностики батареи достаточно внимательно проверить, нет ли трещин или потеков. Особенно это актуально зимой, когда существует опасность замерзания электролита в незаряженной АКБ. Образовавшийся лед может изуродовать пластины и корпус батареи. Впрочем, в любое время года возможны механические повреждения АКБ — например, при ДТП. В таких ситуациях аккумулятор нужно немедленно заменить.
Пагубный образ жизни
Напряжение и плотность в норме, генератор исправен, механических повреждений нет, а батарея через пару недель после проверки всё же помирает — почему? Угробить исправную батарею зачастую помогает специфика езды в современном мегаполисе. Холодный энергозатратный пуск утром, затем — вялая толчея в городских пробках со всеми включенными потребителями (фары, дворники, обогревы стекол и сидений, вентиляция). Вечером всё повторяется. В таком режиме батарея получает от генератора энергии меньше, чем отдает. Тем более что на морозе она не принимает заряд, пока не прогреется, а потому постоянно разряжается, не получая почти ничего взамен. Хуже всего приходится автомобилям с наружным расположением аккумулятора: согреть беднягу некому и негде. Такую батарею, даже если она совсем новая, нужно время от времени снимать с машины и подзаряжать.
Счастливого пути и хорошего заряда!
- Сколько протянет батарея без подзарядки? Мы поставили эксперимент и вот что выяснили.
- Если есть возможность не менять аккумулятор, а просто его зарядить, стоит ею воспользоваться. Зарядки аккумулятора, провода прикуривания и другой зимний ассортимент — в нашем магазине.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
Источник
Когда менять аккумулятор автомобиля
Заменить аккумулятор довольно легко, а вот определить его близкую «смерть» непросто. Порой это знание приходит только с опытом. Попробуем разобраться в признаках, сигнализирующих о необходимости замены АКБ.
Средний срок службы батареи
Длительность работы автомобильного аккумулятора зависит от его типа:
- малосурьмянистые – 4 года;
- кальциевые – 5 лет;
- необслуживаемые кальциевые – 6 лет;
- гелевые – 10 лет;
- EFB – 7 лет;
- AGM – 10 лет.
Вышеприведенные сроки очень условны. Они могут как уменьшаться, так и увеличиваться. Все зависит от того, как эксплуатируется АКБ. И, как ни грустно это сознавать, импортные батареи порой служат дольше российских минимум на год-полтора.
Помните: нельзя использовать неподходящие аккумуляторы. Такая эксплуатация выведет батарею из строя гораздо раньше положенных сроков. Например, не следует использовать обычный АКБ в автомобилях с системой «старт-стоп». Здесь необходим AGM аккумулятор.
Как понять, что АКБ вот-вот «умрет»
Есть несколько способов, помогающих определить, что аккумулятор нуждается в замене. Рассмотрим их по степени сложности.
Простые методы
К простым способам относятся те, которые не требуют специальных навыков.
1. Нужно обратить внимание на экран бортового компьютера. Если на нем с регулярностью появляется значок, сигнализирующий о низком заряде аккумулятора, хотя тот, допустим, заряжался всю ночь, то, помимо проверки электроники в целом, следует задуматься о замене АКБ.
2. Осмотреть корпус АКБ. Он должен быть герметичным, без трещин. Никаких подтеков электролита!
3. Проверить цвет электролита. Если он бурого или темно-красного оттенка, тогда АКБ пора менять. Такой цвет говорит о разрушении пластин.
4. Обратиться в сервис и попросить провести диагностику АКБ. Такой способ рекомендован, когда истек срок службы батареи.
5. Проверить запах аккумулятора при работающем двигателе. Неприятное амбре серной кислоты сигнализирует о том, что электролит кипит, а это – повод поменять (если нельзя реанимировать) АКБ.
6. Понаблюдать за запуском двигателя. Если он даже в теплую погоду заводится с трудом после нескольких потугов прокрутить мотор – это причина задуматься о «здоровье» батареи.
7. Завести двигатель несколько раз подряд. В неисправном аккумуляторе заряда не хватит больше, чем на 2 пуска.
8. Посмотреть за зарядом АКБ после скоростной езды на трассе. После нее заряд не должен оставаться на минимальном уровне.
9. Зимой следует проверить батарею на наличие морозных узоров. Это свидетельствует о замерзании элементов внутри. В таком случае аккумулятор уже не спасти.
10. Необычный способ – включить музыку и фары. Спустя час работы попробовать завести мотор. В неисправном АКБ не хватит заряда для пуска двигателя.
11. На современных аккумуляторах с индикаторами следует проверить лампочки после полной зарядки. Не должно быть красного огонька.
12. Метод, подходящий для зимы, но очень условный – проверить, насколько быстро запускается двигатель на морозе. Исправный АКБ может выдерживать до -25 градусов.
Важно: нужно учитывать несколько признаков вместе. К примеру, затрудненный пуск двигателя и сильный запах серной кислоты от АКБ.
Сложные способы диагностики
Перечисленные ниже методы требуют определенных навыков и некоторых инструментов.
1. Заряжать аккумулятор всю ночь, а затем проверить плотность электролита. В норме она должна быть 1.24-1.3 летом, а зимой – 1.28-1.3.
2. Проверить мультиметром вольтаж после полной зарядки аккумулятора при выключенном двигателе. Он должен быть на уровне 12.6V. Если показатель меньше 12V, автомобиль может даже не завестись. Если проверка происходит при включенном двигателе, показатель увеличивается до 14V. Более высокие данные приведут к закипанию электролита.
3. Проверить электролит по банкам. Его уровень не должен колебаться, то есть, в одной – норма, в другой – ниже. Максимально допустимая разница: +/-0.02 единицы.
4. Узнать приблизительную (более точные данные можно получить только на СТО) емкость аккумулятора. Если батарея утратила половину или даже больше своей емкости, то она должна быть заменена. Примерная емкость вычисляется на основании полученных данных о напряжении:
- выше 12.4 V – 100%;
- от 12 до 12.4 V – 50-90%;
- от 11 до 12 V – 20-50%.
5. Проверить при помощи специального вольтметра (подключается к прикуривателю) напряжение в бортовом компьютере. От аккумуляторного оно будет отличаться максимум на 0.5В.
6. Узнать величину сопротивления аккумулятора при помощи цифрового тестера. На основании данных прибор вычислит емкость АКБ и его пусковой ток. Последний показатель не должен быть ниже 300 ампер.
7. Проверить аккумулятор нагрузочной вилкой (возможно только летом – зимой такой метод сильно разрядит батарею). Этот способ чаще используют в СТО, но и в домашних условиях его возможно применить. Прибор (он имитирует работу стартера) подключают к клеммам и включают. Напряжение в момент использования у нормального аккумулятора упадет не более чем до 9V. Если больше – АКБ пора менять.
Внимание: Даже если признаки проблем отсутствуют, батарею, прослужившую дольше положенного срока, лучше заменить, особенно если за окном – холодное время года.
Можно ли как-то отсрочить замену?
Говоря коротко, можно. Для этого нужно правильно заботиться об аккумуляторе с самого начала его использования:
1. Не реже 1 раза в 2 месяца следует проверять напряжение на клеммах.
2. Избегать коротких и частых поездок.
3. С регулярностью проверять плотность электролита и поддерживать соответствующий баланс между ним и дистиллированной водой.
4. Использовать аккумулятор только после полной зарядки. Эксплуатация в условиях недозаряда, особенно зимой, может привести к замерзанию элементов внутри.
Наличие специальных знаний, полученных из этой статьи, поможет вовремя определить, что аккумулятор нуждается в замене. Кстати, старый АКБ лучше не выкидывать. В некоторых магазинах его можно сдать и получить неплохую скидку на новый.
Источник