Емкость аккумулятора Камаза
Камаз — «рабочая лошадка» татарского автопрома. Сегодня это, пожалуй, самый популярный тягач, благодаря своим высоким техническим характеристикам завоевавший почетное первое место среди автомобилистов, коммерческих организаций. Во-первых, автомобиль прост в обслуживании, что позволяет автовладельцу выполнять часть регламентных работ самостоятельно, иногда даже часть ремонтных работ. Организациям выгодно покупать Камазы, ввиду большой выносливости данного типа автомобилей, соответственно, большого ресурса работы. Аккумуляторные батареи обеспечивают стартер электричеством, когда запускается двигатель.
На Камазы ставят два типа аккумулятора типа 6СТ-190АП. Тип соединения батарей последовательный. Обе подключаются немного сложно, однако если разобраться, подключение сможет осуществить автолюбитель самостоятельно: плюс соединяют со стартером, обеспечивая запускную способность, минус стыкуется с выключателем — выводом на корпус тягача. Если затрагивать расположение, то для адаптеров предназначен определенный ящик по типу гнезда, закрепленный слева сзади кабины на специальную раму. Выключатель расположен немного ближе к кабине. Сама кабина оборудована дистанционной кнопкой, чтобы можно было включать, отключать питание удаленно.
Название батареи 6СТ-190АП — набор определенных технических параметров, зашифрованных буквенно-цифровым кодом. Так, цифра 6 обозначает количество АК, которые необходимо соединить последовательно, чтобы выйти на итоговую мощность, которую дает адаптер Камаза — 12 вольт. СТ — тип, определяющий непосредственное назначение агрегата, который является стартерным; 190 — примерная емкость, если тягач работает в двадцатичасовом режиме вплоть до полной разрядки, измеряется в ампер/час.
Существует еще одна модификация батарей Камаза, имеющая другое буквенно-цифровое обозначение 6ТСТС-100А, данная батарея считается необслуживаемой. Необслуживаемая не означает одноразовая, просто дистиллированную воду можно доливать только раз в полтора года (тридцать шесть месяцев). Далее по обозначениям, шестерка имеет идентичный смысл, буква Т — тяжелые эксплуатационные условия (очень важно для тягачей, работающих на стройках, карьерах, перевозящих больше груза, чем положено), СТ — помогает работе стартера, С — основное назначение свинцовое, 100 — примерная емкость, если тягач работает в двадцатичасовом режиме вплоть до полной разрядки, измеряется в ампер/час, А — механизм защищен специальным ударопрочным пластиковым блоком. Словом, две батареи очень сходны своими параметрами настолько, насколько различаются, поэтому как бы страхуют друг друга.
Основная составляющая АКБ — электроды. Электроды бывают отрицательно и положительно заряженные. Блок аккумулятора, естественно, сочетает плюсовые, минусовые электроды, поэтому они разделены специальными сепараторами, чтобы не соприкасаться. Можно сказать, плюсы, минусы образуют определенные блоки, соединенные между собой полюсными мостиками. Каждый электрод также имеет свое строение: токоотвод, активная масса, конструкция решетчатого типа. Токоотводы 94% свинцовые, 6% содержат сурьму, увеличивающую прочность, позволяющую уменьшать уровень подверженности элементов коррозии. Токоотвод имеет две основные функции: проводит электрическую энергию, поставляя ток на внешнюю цепь батареи, помимо этого удерживает активную массу. Иными словами, отдает вырабатываемую энергию вовне, чтобы давать заводиться стартеру, удерживая активную энергию внутри батареи для дальнейшего активного вырабатывания адаптером тока.
Помимо двух типов батарей, которые упоминались выше (6ТСТС-100А, 6СТ-190АП), на Камазе установлен молекулярный накопитель энергии. Используется дополнительным источником стартерного тока напряжением 24 Вольта. Практически все механизмы имеют дополнительный источник энергии, подталкивающий работу основных источников. МНЭ и АКБ раскручивают коленвал двигателя до максимальных оборотов, упрощая систему запуска. Такая подмога очень хороша особенно при возникновении экстремальных условий, например, если температура воздуха слишком низкая, дизельное топливо порядком загустело, двигателю тяжелее заводиться. Аккумуляторы также не любят низкие температуры воздуха, именно поэтому молекулярный накопитель энергии является хорошим толчком систем запуска. Молекулярный накопитель включается водителем вручную, поэтому важно соблюдать условия его эксплуатации. Во-первых, рекомендуется применять его только во время запуска мотора. Если условия эксплуатации суровые, можно оставить рабочее состояние агрегата на время всей работы двигателя. Во время длительного простоя МНЭ необходимо выключить, иначе возможна перенагрузка системы пуска.
Автомобили разной комплектации оснащены разными АКБ. Например, существуют модели, которые оснащены четырьмя штуками менее мощного типа 6ТСТС-100А, либо двумя 6СТ-190АП, оба типа подключаются друг к другу последовательно, молекулярный накопитель энергии подсоединяется параллельно.
Готовые аккумуляторы всегда залиты электролитом. Вообще важно проверять периодически состояние электролита, сколько его, если необходимо доливать его. Новые автомобили всегда сухозаряженные. Данный термин обозначает сухой АКБ, полное отсутствие электролита, дистиллированной воды. Естественно, если электролит отсутствует, его придется доливать самостоятельно вручную. Готовится он из серной кислоты, дистиллированной воды. Кислота вливается в воду небольшой струйкой, очень важно делать работы медленно, помешивать получившийся раствор стеклянной палочкой. Аккуратность выполнения работ играет очень важную роль ввиду выделения в ходе реакции большого количества тепла. Огромное значение играет показатель плотности, поэтому необходимо сверяться с таблицей плотностей, которая является неотъемлемой частью сервисной книжки Камаза. Плотность варьируется в зависимости от региона, перепада температур, перепадов давления воздуха.
Аккумулятор перед заливкой электролита необходимо тщательно протереть, убирая пыль, смазочные материалы (особенно часто загрязняются смазкой болты крепления), почистить вентиляционные отверстия пробок. Посуда для электролита должна быть кислотовыдерживающей, например, фарфоровой, эбонитовой, полиэтиленовой. Максимальный уровень заливки определяется визуально — нижний край тубуса заливочного отверстия. Через двадцать минут (не позже двух часов простоя) проверяется плотность.
Важно понимать, что «аккумулятор» — общее название механизма пуска автомобиля. На самом деле, если разбираться более глубоко, каждая батарея состоит из определенного количества аккумуляторов, состоящих из электродов и прочих составляющих.
АКБ заряжаются на специальных зарядных станциях. Первым делом оценивается общее внешнее состояние моноблока, неповрежденность корпуса, состояние плюсовых выводов, оценка состояния крышки. Далее станет понятно, зачем мы определили, что АКБ состоит из нескольких аккумуляторов: плотность электролита проверяется в каждом отдельном АА, если уровень недостаточен, на него дается больше заряда, уровень жидкости также определяется в каждом отдельном отсеке, если необходимо доливается.
Корпус АКБ очень прочный, однако основными требованиями эксплуатации являются отсутствие повреждений, излишних вибраций. Перед снятием, после постановки обратно необходимо работать выключателем, нельзя оставлять его в одном положении. После установки АКБ подготавливать стартер, двигатель к первому пуску необходимо строго исходя из эксплуатационных потребностей тягача, прописанных в сервисной книжке.
Источник
Аккумуляторная батарея КамАЗ-5320, -55102, -55111
АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
Свинцово-кислотная аккумуляторная стартерная батарея 6СТ-190ТР (6СТ-190А) состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов (элементов), собранных в термопластовом моноблоке полиэтиленовой композиции.
Аккумуляторы собраны из блоков отрицательных и положительных пластин размерами 135,5х143 мм, разделенных между собой сепараторами. Толщина отрицательных пластин равна 1,9 мм, а положительных — 2,3 мм. Число отрицательных пластин в блоке 15, а положительных — 14. Сепараторы батарей изготовлены из мипора.
Техническая характеристика
Сила тока при режиме разряда, А:
Габаритные размеры, мм:
Сила тока при режиме заряда, А:
Тип батареи | 6СТ-190ТР (6СТ-190А) |
Количество батарей | 2 |
Номинальное напряжение батареи, В | 12 |
Номинальная емкость при температуре электролита 23. 27°С в режиме разряда, А.ч: | |
20-часовом | 190 |
10-часовом | 170 |
длина | 519 |
ширина | 238 |
высота | 238 |
без электролита | 57,2 |
с электролитом | 71,7 |
20-часовом | 19 |
10-часовом | 17 |
Для удобства заливки и контроля уровня электролита в эксплуатации отверстие в крышке аккумулятора выполнено с глубокой горловиной (тубусом).
Аккумуляторы соединены в батарею посредством межэлементных соединений, которые для уменьшения внутреннего сопротивления батареи выполнены с медными вставками. На межэлементном соединении между третьим и четвертым аккумуляторами имеется маркировка, где указаны тип батареи, номер технических условий, которым она соответствует, год и месяц выпуска и товарный знак завода-изготовителя.
Полюсные выводы выполнены под болтовое соединение с резьбой М10 и крепятся к моноблоку двумя винтами. С целью исключения случайных коротких замыканий полюсные выводы закрыты крышкой. Сверху батарея закрыта крышкой, снижающей загрязнение поверхности.
ПРИВЕДЕНИЕ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
Аккумуляторные батареи выпускаются заводами в сухозаряженном исполнении. Для приведения их в рабочее состояние приготовьте электролит соответствующей плотности, залейте его в аккумуляторы и при необходимости после пропитки пластин под-зарядите батареи. Приготовление электролита, заливка его в аккумуляторы и заряд батарей должны производиться в соответствии с инструкцией по эксплуатации аккумуляторных батарей. От качества приведения батарей в рабочее состояние зависит надежность дальнейшей их эксплуатации.
Плотность электролита, заливаемого в аккумуляторные батареи, зависит от климатического района эксплуатации (см. табл. 50).
ТАБЛИЦА 50
П ЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА ПРИ ПРИВЕДЕНИИ СТАРТЕРНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ В РАБОЧЕЕ СОСТОЯНИЕ
Климатический район | Время года | Плотность электролита при 15°С, г/см 3 | |
заливаемого | в конце первого заряда | ||
Районы с резко континентальным климатом с зимней температурой ниже минус 40°С | |||
Районы с зимней температурой: | |||
до минус 40°С | Круглый год | 1,270 | 1,290 |
до минус 30°С | То же | 1,250 | 1,270 |
Южные районы | То же | 1,230 | 1,250 |
Тропики | То же | 1,210 | 1,230 |
Примечание. Допускаются отклонения плотности электролита от приведенных в таблице значений на ±0,01 г/см 3 . |
Электролит требуемой плотности может быть приготовлен непосредственно из кислоты плотностью 1,83. 1,84 г/см3, однако, учитывая сильный разогрев раствора (до 80°С и выше), более удобно готовить электролит требуемой плотности из ранее приготовленного раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см 3 при 15 °С. Количество воды, кислоты плотностью 1,83 г/см 3 или ее раствора плотностью 1,40 г/см 3 , необходимое для приготовления 3 л электролита, приведено в табл. 51.
ТАБЛИЦА 51
ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОЛИЧЕСТВА ВОДЫ И СЕРНОЙ КИСЛОТЫ
Требуемая плотность электролита при 15°С, г/см 3 | Количество воды и раствора кислоты плотностью 1,40 г/см 3 при 15°С, l | Количество воды и кислоты плотностью 1,83 г/см 3 при 15 °С, l | ||
воды | раствора | воды | кислоты | |
1,210 | 0,522 | 0,493 | 0,834 | 0,204 |
1,230 | 0,467 | 0,542 | 0,811 | 0,228 |
1,250 | 0,418 | 0,596 | 0,796 | 0,248 |
1,270 | 0,364 | 0,647 | 0,778 | 0,269 |
1,290 | 0,313 | 0,698 | 0,759 | 0,290 |
1,310 | 0,253 | 0,753 | 0,736 | 0,314 |
1,400 | — | — | 0,640 | 0,416 |
Плотность электролита зависит от температуры, поэтому перед замером плотности следует предварительно замерить его температуру. Для того чтобы получить сравнимые результаты во всех расчетах, плотность электролита принято приводить к температуре 15°С. Поправки при определении плотности электролита в зависимости от его температуры приведены в табл. 52.
ТАБЛИЦА 52
ПОПРАВКА К ПОКАЗАНИЮ ДЕНСИМЕТРА ДЛЯ РАЗЛИЧНОЙ ТЕМПЕРАТУРЫ ЭЛЕКТРОЛИТА
Температура электролита, °С | -40 | -30 | -15 | 0 | +15 | +30 | +45 | +60 |
Поправка к показанию денсиметра | -0,04 | -0,03 | -0,02 | -0,01 | 0 | +0,01 | +0,02 | +0,03 |
Примечание. Если температура электролита выше 15°С, к показанию денсиметра прибавить поправку, если ниже — то вычесть. |
Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не выше 25°С в условиях умеренного климата и не выше 30°С в условиях тропиков. При более высокой температуре батарее следует дать остыть.
Порядок заливки электролита следующий: выверните пробки (предварительно срезав выступ на полиэтиленовых пробках, закрывающих вентиляционные отверстия у сухозаряженных батарей), заливайте до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса заливной горловины.
Не ранее чем через 20 мин и не позднее чем через 2 ч после заливки электролита проверьте его плотность и уровень. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см 3 в каждом аккумуляторе по сравнению с плотностью заливаемого электролита, то батарею можно устанавливать на автомобиль без подзаряда. Если же плотность понизится более чем на 0,03 г/см 3 , то батарею следует зарядить.
Заряд аккумуляторных батарей. Аккумуляторные батареи заряжайте от источника постоянного тока при приведении их в действие, а также в процессе эксплуатации и хранения. Заряд батареи проводите только в случае, если температура электролита не превышает 30°С. Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоедините к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному. Величину зарядного тока установите и в дальнейшем поддерживайте на одном уровне реостатом или же путем изменения напряжения зарядного источника в зависимости от применяемого зарядного устройства.
Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Заряд батареи ведите до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение 2. 3 ч при одновременном обильном газовыделении во всех аккумуляторах.
Температура электролита во время заряда также возрастает, особенно к концу заряда, поэтому периодически контролируйте температуру. В случае, если температура электролита выше 45°С, уменьшите величину зарядного тока наполовину или прервите на время заряд и охладите батарею до 30°С.
Периодичность замера плотности электролита и напряжения на аккумуляторах в начале заряда через 2. 3 ч, а в конце заряда — через каждый час.
Продолжительность заряда новой батареи колеблется в пределах 5 ч.
Если во время заряда уровень электролита в отдельных аккумуляторах понизился, восстановите его доливкой дистиллированной воды.
В конце заряда плотность электролита, приведенная к 15°С, должна соответствовать значениям, указанным в табл. 50, в зависимости от климатического района эксплуатации. Если конечная плотность электролита отличается от нормы, то при повышенной плотности долейте дистиллированную воду или долейте раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см 3 , если плотность ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отберите с помощью груши.
Корректировку плотности проводите только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет газовыделения обеспечивается быстрое и полное перемешивание. Корректировка плотности улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определять степень разряженности батарей в эксплуатации по плотности электролита.
Если разница между существующей и пробуемой плотностями велика, операции отбора и доливки выполните три-четыре раза.
Для надежного перемешивания электролита после каждой доливки воды или раствора кислоты заряжайте батарею не менее 30 мин.
Техническое обслуживание
При сервисе 1 проверьте уровень электролита в аккумуляторных батареях. Электролит должен касаться нижнего торца тубуса заливной горловины. При необходимости долейте дистиллированную воду. Доливайте воду непосредственно перед выездом автомобиля на линию.
Доливать электролит допускается только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания или утечки электролита. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, как и электролита в батарее. Причиной выплескивания электролита является неплотная посадка герметизирующих пробок, а причиной утечки — трещины моноблока, а также отслоения и трещины мастики.
При сервисе 2 выполняйте следующие операции:
— очистите батареи от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность батареи, вытрите чистой ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом. Наконечники проводов и выводы смажьте техническим вазелином;
— проверьте и при необходимости прочистите вентиляционные отверстия;
— смажьте выводы и перемычки аккумуляторных батарей;
— проверьте состояние и правильность прокладки стартерных проводов (провода не должны касаться острых кромок и не должны быть пережаты деталями крепления батарей);
— доведите до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях, при этом измерив плотность электролита во всех аккумуляторах и температуру в средних аккумуляторах батарей. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см 3 соответствует снижению емкости батареи на 5. 6%, поэтому степень разряженности батарей можно определить по табл. 53, учитывая температурную поправку.
ТАБЛИЦА 53
Степень разряженности батареи в зависимости от плотности электролита (при 15°С)
Плотность электролита, приведенная к температуре 15°С, г/см 3 | ||
Полностью заряженная батарея | батарея разряжена | |
на 25 % | на 50 % | |
1,310 | 1,270 | 1,230 |
1,290 | 1,250 | 1,210 |
1,270 | 1,230 | 1,190 |
1,250 | 1,210 | 1,170 |
1,230 | 1,190 | 1,150 |
Разность плотности электролита в элементах батареи при нормальном уровне не должна превышать 0,02 г/см 3 . Если разность превышает указанную величину, батарею снимите с автомобиля и поставьте на заряд. В конце заряда проведите корректировку плотности.
Плотность электролита не следует измерять после включения батареи на разряд токами большой величины (включения стартера), а также непосредственно после доливки дистиллированной воды, так как в этих случаях будет получен заведомо неверный результат.
Батареи, разряженные зимой более чем на 25 %, а летом более чем на 50 %, снимите с автомобиля и зарядите на зарядной станции.
Необходимо особенно тщательно следить за тем, чтобы состояние батарей было одинаковым. При недостаточной емкости аккумуляторов в одной из батареи продолжительность их разряда ограничивается емкостью неисправной батареи. В случае же продолжения разряда возможна переполюсовка аккумуляторов батареи. Поэтому помните, что на заряд батареи снимаются обе одновременно.
Ремонт
Перед ремонтом батареи очистите от пыли и грязи жесткой волосяной щеткой и протрите влажной ветошью. Затем тщательно осмотрите моноблок, заливочную мастику, межэлементные соединения и полюсные выводы, проверьте уровень и плотность электролита в аккумуляторах, измерьте ЭДС.
Трещины в заливочной мастике устраните электрическим паяльником со специальными насадками. При работе с паяльником герметизирующие пробки должны быть ввернуты в заливочные горловины крышек. Не пользуйтесь для этой цели открытым пламенем. Если в мастике имеются глубокие трещины или отслоения от моноблока, то ее удалите и залейте поверхность батареи новой расплавленной мастикой. Мастику для заливки приготовьте в мастиковарке на электрической плитке. Температура расплавленной мастики должна быть 190. 220 °С.
Перед заливкой мастики поверхность батареи очистите ветошью, смоченной раствором соды, от электролита и протрите насухо. После заливки удалите излишки мастики и выровняйте поверхность нагретым паяльником.
Повышенный саморазряд. Снижение емкости заряженной аккумуляторной батареи, происходящее при отключенных потребителях, называется саморазрядом. Повышенным считается саморазряд, превышающий 2% номинальной емкости в сутки. Причинами повышенного саморазряда являются загрязнение наружной поверхности электролитом при небрежной заливке электролита, а также при бурном газовыделении во время заряда или же применение дистиллированной воды или кислоты, загрязненных примесями.
Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда приготавливайте электролит только из аккумуляторной кислоты и дистиллированной воды, соответствующих требованиям стандарта, обслуживание батарей при эксплуатации и хранении проводите, обращая внимание на чистоту наружной поверхности. Загрязненную поверхность протрите ветошью, смоченной водным 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, а затем протрите насухо. При чистке поверхности пробки должны быть ввернуты в заливные горловины крышек.
Сульфатация — это образование на пластинах крупных труднорастворимых при заряде кристаллов сульфата свинца.
Признаками сульфатации пластин являются:
— быстрое повышение температуры электролита при заряде из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов;
— плотность электролита при зарядке почти не повышается или повышается очень медленно;
— газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко начинается при включении аккумулятора на заряд);
— при заряде напряжение аккумуляторов в начале держится повышенным, а затем очень медленно возрастает и в конце заряда остается ниже нормы, около 2,3 В против 2,6. 2,7 В у исправных аккумуляторов;
— при контрольном разряде батарея отдает емкость значительно ниже гарантированной.
Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение в начале заряда сульфатированных батарей иногда приводят к неправильному определению окончания заряда батарей.
Сульфатация возникает вследствие:
— длительного нахождения батарей в разряженном состоянии;
— систематического недозаряда батарей;
— снижения уровня электролита в аккумуляторах ниже верхнего края пластин;
— применения электролита более высокой плотности, чем предусмотрено для климатических условий эксплуатации.
Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления пластин, можно устранить длительным (до 24 ч и более) зарядом батарей. Батарею заряжайте до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5. 6 ч. Если длительным зарядом сульфатация не устранилась, разрядите аккумулятор током 19 или 9,5 А, до напряжения 1,7 В (при 10- или 20-часовом режиме соответственно) на аккумуляторе, слейте из батареи электролит, промойте аккумуляторы дистиллированной водой и проверьте, нет ли короткого замыкания. При обнаружении замыкания пластин частицами осыпавшейся активной массы аккумулятор разберите. Затем залейте в аккумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду и через час после заливки зарядите батарею током, сниженным наполовину от нормального. Заряжайте до тех пор, пока плотность и напряжение не будут постоянными в течение 5. 6 часов, затем доведите плотность до нормальной и проведите контрольный разряд. Если аккумуляторная батарея отдала меньше 75% номинальной емкости, то повторите указанные операции.
Отстающий аккумулятор — это аккумулятор, снижающий емкость батарей более чем на 10%. Отстающие аккумуляторы можно определить по следующим признакам: плотность электролита в отстающем аккумуляторе при зарядке батареи повышается значительно медленнее, чем в исправных аккумуляторах, и не достигает необходимой величины; напряжение в конце заряда ниже, а температура электролита выше, чем в исправных аккумуляторах.
Отстающие аккумуляторы можно обнаружить при заряде на зарядной станции, а также при контрольном разряде во время контрольно-тренировочного цикла.
Отстающие аккумуляторы дозаряжайте отдельно, по окончании заряда исправных аккумуляторов батареи. Для этого к межэлементным соединениям отстающего аккумулятора подсоедините провода через дополнительный реостат и заряжайте тем же током и по тем же правилам, что и заряд батареи. Затем проведите контрольный заряд батареи. Если исправляемый аккумулятор разрядится до 1,7 В раньше других аккумуляторов батареи, вновь дозарядите его отдельно, как указано выше.
Обрывы электрической цепи батареи обнаруживаются по отказу в работе стартера. Неисправный аккумулятор показывает без нагрузки малую величину ЭДС, а под нагрузкой низкое напряжение. Причинами обрыва могут быть расплавление или облом полюсного вывода батареи, обрыв блоков пластин, нарушения межэлементного соединения. Внутренние обрывы электрической цепи могут стать причиной разрыва моноблока из-за взрыва гремучего газа от искры.
Нарушение пайки межэлементного соединения устраните приваркой нарушенного соединения угольным электродом. При наличии внутреннего обрыва аккумулятор разберите, затем отремонтируйте блок пластин с полюсными выводами.
Контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) состоит:
— из предварительного полного заряда;
— окончательного полного заряда.
Предварительный полный заряд проводите зарядным током, указанным в технической характеристике батареи.
Перед началом контрольного разряда температура электролита, замеренная в среднем аккумуляторе батареи, должна быть в пределах 20. 30°С. Величину разрядного тока устанавливайте равной зарядному току и поддерживайте в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 1,7 В на наихудшем аккумуляторе батареи.
Напряжение на аккумуляторах и температуру электролита замеряйте при включении на разряд и далее через каждые 2 ч. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замеры напряжения проведите через каждые 15 мин, а при снижении до 1,75 В контролируйте непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение упадет до 1,7 В, отключите батарею от разрядной цепи.
При контрольном разряде записывайте время включения батарей на разряд и начальную температуру электролита, также время окончания разряда и конечную температуру электролита. Полученную при разряде емкость в ампер-часах приведите к температуре 30°С по формуле:
Сзо= Ср / (1+0,01(t°-30)),
где Сзо — емкость аккумуляторной батареи, приведенная к 30°С, А.ч; Ср — емкость аккумуляторной батареи, полученная при разряде, А.ч; t° — средняя температура электролита батареи во время разряда; 0,01 — температурный коэффициент емкости.
Емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если батарея при разряде отдала меньше 75 % номинальной емкости, то ставить ее на длительное хранение не рекомендуется; она должна быть сдана в эксплуатацию.
Окончательный полный заряд проводите нормальным зарядным током с соблюдением всех правил и доводкой плотности электролита в конце заряда.
Не допускайте перерыва между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда более 12 ч.
Хранение
Хранение сухозаряженных батарей. Новые, не залитые электролитом батареи храните в сухом проветриваемом помещении при температуре до минус 30°С. Хранение при более низкой температуре не рекомендуется во избежание образования трещин мастики.
При постановке батарей на хранение плотно вверните герметизирующие пробки в заливные горловины крышек и закрепите декакрышки и кожухи. Батареи устанавливайте в один ряд и защищайте от воздействия прямых лучей. Срок хранения сухозаряженной батареи не более трех лет. До истечения срока хранения батареи должны быть выданы в эксплуатацию.
Не реже одного раза в три месяца проверяйте состояние мастики (трещины, вспучивание и отслоение мастики от стенок моноблока и крышек не допускаются). При обнаружении трещин отремонтируйте батареи.
Хранение батарей, залитых электролитом. На хранение могут быть поставлены новые и бывшие в эксплуатации исправные и полностью заряженные батареи с электролитом.
Не допускается постановка на хранение частично заряженных батарей во избежание сульфатации пластин, приводящей к потере работоспособности батарей.
Батареи устанавливайте на хранение по возможности в прохладном помещении при температуре не выше 0°С и не ниже минус 30°С.
Перед постановкой батарей на хранение осмотрите их, убедитесь в исправности и очистите от загрязнений и окислов. Поверхность батарей тщательно нейтрализуйте 10%-ным раствором кальцинированной соды или нашатырным спиртом, протрите ветошью, смоченной водой, и вытрите насухо.
Батареи, поставленные на хранение при положительной температуре, кроме корректировки плотности электролита, подзаряжайте один раз в месяц для восстановления емкости, потерянной от саморазряда (см. “Заряд аккумуляторных батарей”).
Батареи, поставленные на хранение при температуре 0°С и не ниже минус 30°С, проверяйте ежемесячно по плотности электролита и подзаряжайте в тех случаях, когда установлено падение плотности электролита, приведенной к 15°С, ниже 1,230 г/см 3 .
Допустимый срок хранения батарей составляет не более 18 месяцев, если батареи хранятся при температуре не выше 0°С; и не более 9 месяцев, если батареи хранятся при комнатной температуре и выше.
Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь на новости!
Источник