- Сколько ампер необходимо для зарядки автомобильного аккумулятора
- Как рассчитать силу тока для зарядки АКБ
- Узнай время зарядки своего аккумулятора
- Различные способы зарядки
- Время заряда
- Общие рекомендации
- Каким током заряжать автомобильный аккумулятор 60, 70, 100 АЧ
- Выбор оптимальной силы тока для зарядки АКБ
- Способы зарядки
- Гелевые АКБ и особенности их зарядки
- Основной принцип управления током зарядки
- Как заряжать в первый раз новый АКБ
Сколько ампер необходимо для зарядки автомобильного аккумулятора
Зарядка автомобильного аккумулятора не должна вызывать затруднений у опытных автомобилистов и людей, имеющих элементарные представления о таких физических величинах как напряжение и сила тока. Однако у новичков за рулем могут возникнуть определенные сложности как правильно заряжать АКБ.
Чтобы батарея прослужила долгое время, нужно иметь представления сколько времени и ампер нужно заряжать аккумулятор.
Как рассчитать силу тока для зарядки АКБ
Для начала необходимо разобраться с основными понятиями, которыми и будем в дальнейшем оперировать при выставлении силы тока. Итак:
- Емкость аккумулятора. Она обозначается А*ч (ампер в час). Чаще всего в автомобилях встречаются АКБ с емкостью 60 ампер, но можно встретить и особо мощные, доходящие до 190 ампер.
- Напряжение. Обозначается в Вольтах. Все автомобильные аккумуляторы имеют напряжение в 12 вольт, однако это не совсем так. Полностью заряженные батареи показывают значение, доходящее до 12,6-12,7 Вольт.
Грамотная эксплуатация АКБ
Сколько ампер, чтобы зарядить аккумулятор автомобиля будет напрямую зависеть от вышеназванных показателей. Их можно найти либо на корпусе аккумулятора, либо в его паспорте. Проверить, заряжена или разряжена батарея можно с помощью мультиметра – при разряженном состоянии он покажет значение около 11,5 Вольт. Именно тогда нужно производить подзарядку, чтобы в дальнейшем можно было эксплуатировать автомобиль.
Узнай время зарядки своего аккумулятора
Как посчитать, сколько ампер нужно выставить? Делается это очень просто. От номинальной емкости аккумулятора высчитывается 10% — именно это значение и выставляется на зарядном устройстве. Полученный результат можно уменьшать, но увеличивать ни в коем случае нельзя. То есть для емкости в 60 А*ч максимальная сила тока – 6 ампер, для 190 ампер – 19 ампер и так далее.
Различные способы зарядки
Для подзарядки автомобильного аккумулятора используются три различных метода:
Зарядное устройство для АКБ
- Заряд при постоянной величине тока. При этом способе выставляются следующие изначальные показатели – величина силы тока по формуле, высчитанной выше и напряжение около 14 Вольт. Зарядное устройство обязательно должно быть снабжено специальной регулирующей системой, контролирующей скачки напряжения. Силу тока необходимо постепенно уменьшать до минимального значения в 1,5 Ампер, увеличивая напряжение до 15-16 Вольт.
- Заряд при постоянном напряжении. В этом случае напряжение не нужно менять до конца зарядки – для достижения полного заряда оно должно быть постоянным при величине в 16 Вольт. Многие советуют заряжать именно этим способом – так как регулярное увеличение напряжения во время подзарядки ведет к более быстрому изнашиванию батареи.
- Комбинированный способ. Оптимальный вариант для тех, кто имеет зарядное устройство с автоматическими режимами. На протяжении зарядки напряжение остается неизменным, а величина тока постоянно снижается. В конце заряженный аккумулятор покажет ампер, почти равное нулю.
Время заряда
Еще один весьма насущный вопрос — сколько заряжать аккумулятор 60 ампер? Скорость зарядки прямым образом зависит от выставленных силы тока и напряжения и степени уровня разряда батареи. Соответственно, чем больше будет подаваемый ток и напряжение, тем быстрее аккумулятор будет полностью заряжен. Если следовать всем указанным выше рекомендациям, то цикл одного заряда будет длиться около 10 часов.
Некоторые автолюбители, желая сэкономить свое драгоценное время и находясь в вечной спешке, используют еще один небезопасный прием заряда АКБ. Ими выставляется сила тока, превышающая 20 ампер, а сама зарядка длится не более 5 часов. Разумеется, что заряжать таким способом постоянно нельзя – батарея быстро придет в негодность. Однако в экстренных случаях эта методика может пригодится.
Общие рекомендации
Проверка заряда АКБ
Безопасность и эффективность зарядки аккумулятора зависит не только от правильно выставленных параметров, но и от типа зарядного устройства. Поэтому заранее необходимо задуматься о покупке подходящего ЗУ, предусматривающего опцию самостоятельной настройки всех нужных значений.
Новичкам может пригодится зарядное устройство, которое автоматически выставляет все показатели и с помощью контроллера следит за их соблюдением.
Автолюбители рекомендуют периодически заряжать аккумулятор автомобиля 60 ампер на низкой силе тока в течение нескольких суток. Это поможет восстановить уже изношенную и «подуставшую» батарею.
Для правильной зарядки аккумулятора не нужно иметь знаний особых законов физики – все необходимые значения вычисляются очень просто. Облегчить задачу новичкам за рулем помогут современные зарядные устройства, не давая току и напряжению превысить критических значений. Важно также запомнить, что первой всегда подсоединяется положительная клемма, а отсоединяется — отрицательная.
Источник
Каким током заряжать автомобильный аккумулятор 60, 70, 100 АЧ
Небольшой, невзрачный на вид бокс, установленный под капотом, на деле оказывается незаменимым источником энергии. Он обеспечивает работу всех бортовых систем автомобиля на стоянке и даёт энергию стартеру для запуска двигателя. Наш герой это аккумулятор. Но он сам иногда нуждается в поддержке. Все аккумуляторы периодически необходимо заряжать.
Выбор оптимальной силы тока для зарядки АКБ
Аккумулятор постоянно задействован при эксплуатации автомобиля. На стоянке энергия расходуется на часы, компьютер и стандартную утечку тока, потом он крутит стартер, и при работающем двигателе он заряжается. То есть батарея заряжается или заряжается 24 часа в сутки и 365 дней в году. А генератор автомобиля не всегда может обеспечить 100 % зарядку. Поэтому эксплуатируемый аккумулятор необходимо периодически заряжать. Новые аккумуляторы продаются заряженными на 80 % и тоже требуют внимания.
Состояние аккумулятора можно оценить и охарактеризовать по напряжению на клеммах:
- от 12,4 до 12,6 В норма
- от 12,2 до 12,4 В низкий уровень заряда, требует подзарядки
- от 11,9 до 12,2 В низкий уровень и требует незамедлительной зарядки
- ниже 11,9 В использование невозможно и нужна незамедлительная зарядка
Независимо от состояния батареи она должна быть заряжена ещё в двух случаях:
- Осенью. Зима очень тяжелый период для эксплуатации. Отрицательные температуры уменьшают ёмкость аккумулятора, а стартеру трудно крутить холодный двигатель.
- Перед и после длительной стоянки (один месяц и более). Перед стоянкой это делается, что бы предотвратить сульфирование пластин. После, что бы оживить аккумулятор.
Производители аккумуляторов рекомендуют рассчитывать сила тока в одну десятую от ёмкости. Для АКБ ёмкостью 60, 70 и 100 Ач необходимый ток зарядки соответственно будет 6, 7 и 10 Ампер.
Почти все продаваемые аккумуляторы — кислотные. Независимо от технологии производства их зарядка возможна большинством устройств. Это могут быть старые трансформаторные или новые электронные устройства. Исключение составляют только гелевые. Эти аккумуляторы можно заряжать только импульсными зарядными устройствами.
Способы зарядки
Первым делом следует позаботиться о своей безопасности. Помните, что электролит опасен, это разбавленная серная кислота и при кипении выделяет взрывоопасный газ. Поэтому помещение должно хорошо проветриваться. Берегите руки, глаза и одежду. Места попаданий электролита на кожу нужно немедленно промыть проточной водой. Если он попал в глаза – промыть водой и обратиться к врачу.
Аккумулятор нужно вытереть начисто сухой тряпкой и проверить вентиляционные отверстия. Температура батареи должна быть от 5 до 45 градусов.
Перед зарядкой нужно обратиться к инструкции по эксплуатации аккумулятора и зарядного устройства. Если инструкции отсутствуют, посмотрите данные на корпусах. На зарядном устройстве указываются ток и напряжение. На батарее обычно обозначено только напряжение заряда. Этими величинами и стоит руководствоваться. АКБ считается полностью заряженной при достижении напряжения на клеммах с отсоединенной зарядкой 12,7 – 12,8 В. Это данные для новых или неизношенных аккумуляторов. Для старых нормой считается 12,5 – 12,6 В.
Для кислотных аккумуляторов используют три способа зарядки:
- Поддерживая постоянную силу тока. Постоянную силу тока равную 1/10 ёмкости, выставляют в начале процесса. Напряжение устанавливается равным рекомендованному производителем. При таком способе придётся постоянно контролировать ток зарядки. Необходимо также периодически отсоединять АКБ и проверять напряжение на клеммах. Когда напряжение на клеммах АКБ достигнет 12,2 В, нужно убавить силу тока в два раза. Следует учитывать, что в этом режиме заряд поднимается на 0,1 В за час. При достижении требуемых 12,7 – 12,8 В процесс считается завершенным. Это быстрый, но очень жёсткий и кропотливый способ зарядки.
- Поддерживая постоянное напряжение. В этом случае придётся поддерживать постоянную величину напряжения. Ток, как и в первом случае, выставляется равным 1/10 ёмкости АКБ. За напряжением ведется наблюдение, оно должно быть равно регламентированному инструкцией. Сила тока будет снижаться и постепенно достигнет 0, что будет свидетельством полного заряда батареи. Этот метод также требует постоянного вмешательства, зато аккумулятор заряжается гораздо мягче.
- Комбинированный. Это самый эффективный и щадящий АКБ способ. Здесь нужно следить за обоими показателями. Процесс длится 20 — 24 часа. За это время силу тока снижают каждые 4 часа в два раза. Напряжение выставляют 12,5 В и ступенчато поднимают до рекомендованного. В конце зарядки сила тока должна упасть до ноля.
Комбинированный способ применяется в автоматическом режиме современными импульсными зарядными устройствами. Необходимо лишь включить способ IUoU, и прибор всё сделает за вас. Он мягко и полностью зарядит АКБ, сэкономив ваше время и нервы.
Гелевые АКБ и особенности их зарядки
Проблемой кислотных аккумуляторов всегда было выкипание, вытекание, разбрызгивание и изменение состава электролита. Инженеры потрудились и решили эти проблемы. В результате экспериментов появились гелевые аккумуляторы. Это всё те же кислотные аккумуляторы, но наполненные гелеобразным электролитом. Гель не разбрызгивается, не закипает, долго сохраняет свойства и лучше контактирует со свинцовыми пластинами.
Аккумуляторы с гелевым электролитом получили ряд преимуществ:
- При небольших повреждениях корпуса гель не вытекает наружу
- Батарею можно устанавливать вертикально и в наклонном положении
- Безопасность использования (при зарядке не выделяются газы)
- Стабильные показатели вплоть до снижения уровня зарядки до 70%
- Заявленная возможность заряда-разряда до 1000 циклов
- Отличная работа при отрицательных температурах
Недостатков немного и они условные. Это требования к качеству напряжения бортовой сети и зарядного устройства, и высокая стоимость. Эти недостатки с лихвой компенсируются отличными эксплуатационными свойствами.
Заряжать гелевые аккумуляторы можно только современными импульсными зарядными устройствами. Но и для них имеется два условия, это обязательный контроль напряжения и стабильная сила тока. Напряжение обычно указывается на корпусе либо в инструкции по эксплуатации батареи. Это может быть надпись на английском языке «Cycle use». Ток зарядки, как и для всех аккумуляторов – 10% от ёмкости аккумулятора.
Зарядка импульсным устройством не требует от пользователя каких либо знаний и умений. Нужно подключить его к батарее, включить и выставить необходимое напряжение. Остальное прибор выполнит сам. При достижении 100% заряда устройство просигнализирует об этом.
Основной принцип управления током зарядки
Главными принципами являются два:
- Не превышать максимальный ток равный 1/10.
- Не устанавливать начальный ниже 1/20 ёмкости АКБ.
Подача электрического тока на клеммы вызывает сложную химическую реакцию в электролите и на поверхности свинцовых пластин. При умеренном протекании процесса они, не подвергаясь опасности, набирают полный заряд.
Превышение необходимого уровня вызывает слишком бурную реакцию. Несколько таких зарядок могут попросту разрушить пластины.
Вреден и малый ток. В этом случае зарядится только внешний слой пластин. После чего ток зарядки упадет до ноля, а напряжение вырастет до заданного. Казалось бы – аккумулятор заряжен. Но это не так! Пластины сульфируются, не берут заряд и становятся пассивными.
В обоих случаях АКБ придётся выкинуть.
Как заряжать в первый раз новый АКБ
Производители отправляют в торговлю АКБ заряженные до 80% ёмкости. Под воздействием низких и высоких температур при перевозке и хранении происходит дополнительная потеря ёмкости. Продавцы обычно делают проверку двумя способами:
- Напряжение измеряют вольтметром без нагрузки, норма 12,5 – 12,7 В.
- Нагрузочной вилкой, нормальным будет падение до 10,5 В и ни делением ниже.
Такая проверка не всегда корректна. Если с напряжением всё понятно, то нагрузочную вилку могут использовать с меньшей нагрузкой. Например, измерить падение напряжения на аккумуляторе ёмкостью 100 Ач вилкой для 60 Ач. Поэтому нужно проверять ампераж вилки. Нелишней будет и проверка даты производства. Лучше не покупать выпущенные более года назад аккумуляторы.
Но даже недавно выпущенный и прошедший проверку аккумулятор, нужно зарядить перед первым использованием.
Первый заряд необходимо выполнить током в 1/10 ёмкости и напряжением рекомендуемым производителем. Зарядка продлится всего пару часов. Силу тока регулировать не нужно, в конце этот показатель упадет до ноля.
Аккумулятор это важная часть автомобиля. Прошли те времена, когда машину можно было завести кривым стартером. Современное авто не простит разряженную батарею, просто не заведётся и не поедет. Поэтому можно и нужно заряжать новые и уже эксплуатируемые АКБ.
Источник