- Аккумуляторы. Общие сведения
- Емкость аккумулятора
- Различие номинальной и реальной емкости аккумулятора
- Типичные сроки сохранности заряда различных типов батарей и аккумуляторов (при условии полного заряда)
- Внутреннее сопротивление
- Реальная и номинальная ёмкость АКБ
- Ёмкость и мощность аккумуляторной батареи
- Свинцово-кислотный аккумулятор
- Основные характеристики батареи
- Хранение и процессы износа
Аккумуляторы. Общие сведения
Аккумулятор — это устройство, предназначенное для хранения электрической энергии, причем энергия в этом устройстве хранится в химическом виде.
Принцип действия аккумулятора заключается в том, что два металла находятся в растворе кислоты, и при этом они вырабатывают электричество. Аккумуляторы характеризуется по таким основным характеристикам, как:
- емкость
- внутреннее сопротивление
- ток саморазряда
- срок службы
Емкость аккумулятора
Емкостью аккумулятора — это количество запасенной электроэнергии, которой обладает аккумулятор. Это одна из самых главных характеристик аккумулятора, ведь от емкости зависит время работы электроприборов, подключенных к аккумулятору.
Емкость аккумулятора измеряется в миллиампер-часах (мА*ч). При этом на этикетке или же непосредственно на аккумуляторе указывается номинальная емкость. Дело в том, что номинальная емкость не всегда равняется реальной. Реальная емкость аккумулятора может отличаться от номинальной в диапазоне от 80 до 110%. Связано это с тем, что на протяжении всего срока эксплуатации аккумулятора, его реальная емкость постепенно меняется, как правило, в сторону уменьшения и, кроме всего прочего, зависит от множества дополнительных факторов. Значительно влияют на реальную емкость условия эксплуатации и обслуживания, время эксплуатации и способ зарядки аккумулятора.
Различие номинальной и реальной емкости аккумулятора
Электрическая емкость аккумуляторной батареи состоит из номинальной и реальной.
Номинальная электрическая емкость — это то количество энергии, которым батарея теоретически должна обладать в заряженном состоянии.
Данный параметр аналогичен емкости, например, стакана. Так же как в стандартный граненый стакан можно налить 200 мл воды, так и в батарею можно «закачать» лишь вполне определенное количество энергии. Но определяется это количество энергии не в момент заряда, а при обратном процессе (при разряде батареи) постоянным током в течение измеряемого промежутка времени до момента достижения заданного порогового напряжения.
Измеряется емкость в ампер-часах (А/ч или мА/ч) и обозначается буквой С. Значение номинальной емкости батареи, как правило, зашифровано в ее обозначении.
Реальное значение емкости новой батареи на момент ввода ее в эксплуатацию колеблется от 80 до 110% номинального значения и зависит от фирмы-изготовителя, условий и срока хранения, а также от технологии ввода в эксплуатацию. Нижний предел (80%) обычно рассматривается как минимально допустимое значение для новой батареи.
Теоретически батарея, например, номинальной емкостью 1000 мА/ч может отдавать ток 1000 мА в течение 1 ч, 100 мА — в течение 10 ч, или 10 мА — в течение 100 ч.
Практически же при высоком токе разряда номинальная емкость не достигается, а при низком токе — превышается. В процессе эксплуатации емкость батареи уменьшается. Скорость уменьшения зависит от типа батареи, технологии обслуживания в процессе работы, используемых зарядных устройств, условий и длительности эксплуатации.
Внутреннее сопротивление батареи определяет ее способность отдавать в нагрузку большой ток. Эта зависимость подчиняется закону Ома. При низком значении внутреннего сопротивления батарея способна отдать в нагрузку больший пиковый ток (без существенного уменьшения напряжения на ее выводах), а значит, и большую пиковую мощность, в то время как высокое значение сопротивления приводит к резкому уменьшению напряжения на выводах батареи при резком увеличении тока нагрузки. Это приводит к тому, что внешне хороший аккумулятор не может полностью отдать запасенную в нем энергию в нагрузку.
Типичные сроки сохранности заряда различных типов батарей и аккумуляторов (при условии полного заряда)
- Никель-гидридные (Ni-MH) аккумуляторы — 2 недели (саморазряд 30% в месяц).
- Никель-кадмиевые (Ni-Cd) аккумуляторы — 3 недели (саморазряд 20% в месяц).
- Литий-ионные (Li-Ion) аккумуляторы — 6 недель (саморазряд 10% в месяц).
- Свинцовые кислотные аккумуляторы — 3 месяца (саморазряд 5% в месяц).
- Литиевые (Li-Metal) аккумуляторы — 1 год.
Внутреннее сопротивление
Внутреннее сопротивление — также достаточно важный параметр аккумулятора. Единицей измерения внутреннего сопротивления является миллиом (мОм). Сопротивление, в свою очередь, зависит от емкости одного элемента (банки) аккумулятора, числа этих элементов, типа аккумулятора, срока службы и условий работы. Определяется внутреннее сопротивление с помощью приборов-анализаторов.
Во время работы аккумулятора внутреннее сопротивление постепенно увеличивается. Если аккумулятор имеет сопротивление в целых 500 Ом, то можно сделать вывод о том, что он имеет весьма солидный возраст или просто неправильно использовался.
Большое внутреннее сопротивление приводит к повышенному расходу электроэнергии и, как следствие, к меньшему времени работы приборов, так как по закону Ома большое сопротивление значительно увеличивает потребляемый ток и одновременное падение напряжения. А при сильном падении напряжения подключенный электроприбор принимает аккумулятор за разряженный или же просто за тот, который не в состоянии работать. В результате аккумулятор не может выдать всю запасенную энергию, что значительно сокращает время работы электроприборов.
Саморазряд аккумулятора — это самопроизвольная утечка электроэнергии из заряженного аккумулятора в течение некоторого времени. Этому явлению подвержены практически все виды аккумуляторов, независимо от их устройства и электрохимического типа.
Для количественного определения саморазряда служит величина энергии, которую теряет аккумулятор на протяжении определенного периода времени, и исчисляется он в процентах от величины полностью заряженного аккумулятора. Величина саморазряда — не постоянна, так, в первые сутки после зарядки она достигает максимальных значений, а затем постепенно уменьшается.
В связи с этим, принято измерять величину саморазряда в первые сутки, а затем через месяц после заряда. На саморазряд также имеет влияние температура окружающей среды, причем взаимосвязь между величиной саморазряда и температурой пропорциональна. Имеется в виду, что при повышении температуры увеличивается и величина саморазряда.
К примеру, у некоторых типов аккумуляторов при повышении температуры от 20 до 30 градусов величина саморазряда увеличивается в два раза. Если говорить о более конкретных его значениях, то для аккумуляторов Ni-Cd типа нормальной считается величина 10% в сутки, а аккумуляторы Ni-MH типа имеют несколько большую величину саморазряда, для Li-Ion и для Li-Pol эта величина настолько мала, что ее оценивают только через месяц после заряда. Что же касается месячной величины саморазряда, то для этих же типов аккумуляторов соответственно имеем такие параметры:
Эти показатели являются среднестатистическими, и могут несколько отличатся у каждого конкретного аккумулятора.
Для определения величины срока службы аккумулятора используют количество циклов между зарядом и разрядом аккумулятора, которое он способен выдержать во время эксплуатации, не меняя при этом в значительных пределах своих главных параметров, таких как емкость, величина саморазряда, в!гутрсннее сопротивление.
Также учитывается время, которое истекло с момента изготовления аккумулятора. В том случае, если емкость уменьшается до 60% номинального значения, аккумулятор считается вышедшим из строя. На срок службы влияют самые различные факторы:
- тип аккумулятора
- способ заряда
- условия эксплуатации
- правильность обслуживания
В зависимости от используемой электрохимической системы все аккумуляторы делятся на следующие типы:
- SLA/Pb — классические свинцово-кислотные
- Ni-Cd — никель-кадмиевые
- Ni-MH — никель-маталлгидридные
- Li-Ion — литий-ионные
- Li-Pol — литий-полимерные, которые являются относительно новым словом в современной технике.
Источник
Реальная и номинальная ёмкость АКБ
Ёмкость аккумулятора – один из самых важных параметров любой батареи, она определяет, какое количество энергии сможет получить ваше устройство за определённое время (как правило, за час). Она всегда указывается на самом АКБ, а также на упаковке, ведь именно по этому критерию большинство пользователей выбирают нужную модель.
Однако, не все могут разобраться в обозначениях маркировки. Обычно ёмкость указывается вместе с номинальным напряжением батареи. Ёмкость указывается в миллиамперах в час, напряжение – в вольтах. Например, так: «2000 mAh, 3.7V». Это значит, что батарея сможет на протяжении часа отдавать энергию в 2000 миллиампер при напряжении в 3.7 вольт. Разумеется, эта энергия расходуется постепенно.
Какая емкость у аккумулятора
Однако, на практике ёмкость, которой обладают аккумуляторы, может быть меньше или больше указанной на упаковке. Если разница в большую сторону, пользователь, скорее всего, не придаст этому значения или даже порадуется. Но если вдруг оказывается, что реальная ёмкость меньше, это вызывает справедливое возмущение. В чём же проблема таких аккумуляторов?
Если вы приобрели АКБ у сомнительного производителя, то удивляться нечему – скорее всего, вам продали аккумулятор маленькой ёмкости, наклеив на него маркировку от другой модели. Реальная ёмкость нового аккумулятора может быть ниже заявленной на 10-20%, разница больше 20% свидетельствует о браке или подделке. Кроме того, неправильные условия хранения серьёзно влияют на качество аккумулятора.
Реальная емкость аккумулятора для телефона: как определить
Важны условия ввода аккумулятора в эксплуатацию. Например, никель-кадмиевые аккумуляторы, использовавшиеся в старых моделях телефонов, нуждались в «разгоне» сразу после покупки и установки. А более современные, литий-ионные, наоборот, от такого обращения могут работать хуже.
Так же очень важно заряжать аккумулятор правильно. В идеале, сила тока должна соответствовать рекомендациям производителей – это позволит устройству точно определить нужно время заряда и заполнить батарею на все сто процентов. Слишком высокая сила тока провоцирует высокое же сопротивление, и ход процесса может нарушиться.
Номинальная емкость аккумулятора для телефона
В большинстве случаев разница между номинальной и реальной ёмкостью аккумулятора не составляет больше нескольких процентов, что никак не влияет на работу смартфона. Пользователь, скорее всего, даже не заметит разницы.
По прошествии времени даже у полностью исправных аккумуляторов реальная ёмкость может снижаться – это происходит из-за старения батареи или из-за «эффекта памяти», свойственного устаревшим типам питания. Здесь, к сожалению, ничего поделать нельзя, только заменить аккумулятор на новый.
Источник
Ёмкость и мощность аккумуляторной батареи
Неотъемлемой частью автомобиля является аккумулятор. Он необходим для питания бортового электрооборудования и запуска двигателя. Пусковая мощность аккумулятора и его ёмкость — очень важные характеристики, на которые стоит обратить внимание при его выборе. Правильно подобранная батарея прослужит долго и не принесёт неприятных сюрпризов.
Свинцово-кислотный аккумулятор
На автотранспорте применяют свинцово-кислотные аккумуляторы. Такой накопитель представляет собой коробку, заполненную электролитом. В неё погружены свинцовые пластины, разделённые перегородками из пористого пластика (сепараторами).
Электроды изготавливаются в форме плоской свинцовой решётки. Ячейки положительной (анодной) пластины заполнены спрессованным порошком диоксида свинца. Отрицательная (катод) наполняется порошкообразным металлическим свинцом. Использование порошков необходимо для увеличения площади соприкосновения с электролитом, что позволяет значительно увеличить ёмкость.
В основе работы кислотного аккумулятора лежат окислительно-восстановительные реакции при взаимодействии металлического свинца с его диоксидом. Они протекают в электролите, состоящем из дистиллированной воды и серной кислоты.
Особенности эксплуатации:
- нельзя хранить в разряженном состоянии;
- избегать перезарядки и закипания;
- следить за уровнем жидкости (при необходимости доливать);
- удалять с поверхности аккумулятора засохший электролит.
Из-за содержания свинца кислотные аккумуляторы отличаются большим весом. Масса батареи в зависимости от ёмкости может составлять от 15 до 60 кг.
Основные характеристики батареи
Прежде чем покупать аккумулятор нужно понять, каким параметрам он должен соответствовать. Батарея должна хорошо совмещаться со всем оборудованием и электросистемой автомобиля.
Параметры:
- номинальная и резервная электроёмкость;
- пусковой ток;
- мощность;
- размеры;
- масса.
Для запуска двигателя автомобиля понадобится не только необходимый резерв электричества, но и достаточная мощность.
Электроёмкость — это количество электричества, которое можно получить от аккумулятора при его длительном разряде.
Различают два типа ёмкости:
Номинальная. Чтобы определить этот показатель, батарея разряжается при температуре 25 °C в течение 20 часов. Для этого используется ток, составляющий 5% от заявленной производителем номинальной ёмкости.
- Резервная ёмкость определяется разрядом батареи током в 25 А при температуре 26 °C. Эта характеристика показывает, сколько времени в минутах может проехать автомобиль с отключённым генератором.
Для того чтобы разобраться, как определить мощность аккумуляторной батареи, придётся вспомнить физику и электротехнику. Мощность — это разрядный ток, помноженный на среднее значение напряжения в электрической цепи (P=I*Y).
Из формулы видно, что при увеличении мощности, необходимой для запуска двигателя, среднее напряжение в сети автомобиля будет падать, а стартер начнёт работать медленнее. Показатель пускового тока батареи всегда прямо пропорционален её мощности.
Стоит помнить, что пусковой ток и электроёмкость нового аккумулятора не должны быть меньше, чем у старого. В противном случае батарея будет подвергаться глубоким разрядам и быстро износится.
Помимо силы пускового тока, мощности и ёмкости аккумулятора нелишним будет обратить внимание на другие необходимые параметры:
- полярность расположения клемм;
- соответствие габаритов;
- крепление.
Состояние аккумулятора и срок его службы во многом зависит от исправности автомобиля и условий эксплуатации.
Хранение и процессы износа
Для того чтобы уменьшить риск снижения технических характеристик аккумулятора в процессе длительного хранения, необходимо придерживаться следующих правил:
- не допускать полной разрядки;
- температура хранения не ниже -20 °C и не выше +30 °C;
- заряжать ежегодно в течение 48 часов;
- поверхность батареи должна быть чистой во избежание саморазряда.
Некачественный электролит, изготовленный из технической серной кислоты и неочищенной воды, способствует быстрому износу батареи, снижению ёмкости и повреждению электродов.
Главные процессы, разрушающие свинцово-кислотный аккумулятор:
Сульфатация — это образование кристаллов солей свинца. Они откладываются на пластинах и препятствуют нормальному прохождению тока.
- Коррозия — это окислительные процессы, разрушающие свинцовые электроды батареи.
- Осыпание — активная масса в ячейках положительных электродов теряет нормальное сцепление с основой и отваливается.
- Дефекты сцепления также приводят к сползанию порошкообразного содержимого токопроводящих пластин.
Вышедшие из строя аккумуляторы не подлежат восстановлению и подвергаются вторичной переработке. Пары тяжёлых металлов способны нанести серьёзный вред человеку и окружающей среде, поэтому кустарная выплавка свинца из батарей опасна для жизни.
Источник