- Как правильно заряжать АКБ для штабелера
- Как правильно заряжать АКБ для штабелера
- Почему это важно?
- Какие бывают АКБ для штабелеров?
- Как обслуживать кислотные АКБ?
- Как обслуживать гелевые АКБ?
- Литий-ионные и литий-полимерные АКБ
- Правила эксплуатации АКБ штабелера и погрузчика
- Зарядка и разрядка
- Уровень жидкости
- Очистка
- Безопасность
- АКБ для штабелера: эксплуатация и зарядка
- Особенности эксплуатации штабелера с учетом продления жизни АКБ
- Как обслуживать АКБ для штабелеров
- Как зарядить штабелер
- Правила зарядки тяговых кислотных/щелочных и гелевых АКБ
- Правила зарядки литий-ионных АКБ
Как правильно заряжать АКБ для штабелера
Как правильно заряжать АКБ для штабелера
Думаем, уже на этапе покупки штабелера, вам стало понятно, что аккумуляторная батарея (АКБ) это одна из важнейших частей техники. Наверняка, консультанты рассказывали вам о преимуществах и недостатках различных типов АКБ и говорили о том, как правильная эксплуатация может увеличить срок службы батареи в 2-3 раза.
Почему это важно?
АКБ может составлять до 30% от стоимости техники. В среднем, в инструкциях по эксплуатации пишут, что срок службы ее составляет около 5 лет. Однако, там не упоминается, что речь идет об идеальных условиях и соблюдении правил пользования техникой.
При работе в помещениях с низкой температурой, высокой влажностью, в агрессивной среде, а особенно при перепадах температуры этот срок может сократиться в 2-5 раз. Менять дорогостоящий элемент техники раз в год — это, пожалуй, чересчур расточительно.
Также на срок эксплуатации влияет правильная зарядка АКБ. Поэтому, прежде чем понять, как заряжать АКБ штабелера, сначала нужно определиться, какой тип аккумулятора стоит в вашей модели.
Какие бывают АКБ для штабелеров?
Большинство аккумуляторов, используемых в современной технике, являются кислотными. Щелочные батареи обычно выпускаются российскими производителями, стоят дороже и реже используются в иностранной технике.
Одной из разновидностью щелочных АКБ являются литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторы, которые по требованию заказчика могут быть установлены на технику.
Кислотные АКБ состоят из свинцовых пластин и раствора серной кислоты. В зависимости от того, в каком агрегатном состоянии находится электролит, кислотные аккумуляторы подразделяются на кислотные тяговые и гелевые.
ВАЖНО. В случае использования штабелеров в морозильных камерах или неотапливаемых складах, все химические процессы тормозятся: на зарядку требуется больше времени, а разрядка происходит быстрее.
Как обслуживать кислотные АКБ?
Источником тока в кислотных аккумуляторах является химическая реакция, которая возникает между пластинами, изготовленными из свинца и диоксида свинца и раствором серной кислоты. В процессе разряда батареи образуется нерастворимая соль сульфата свинца, которая выпадает в виде кристаллов (т.н. процесс сульфитации).
При правильном режиме заряда аккумулятора, эти соли не успевают образовать крупные кристаллы и легко растворяются. Это значит, что реакцию можно запустить заново. Во время заряда АКБ из специальных отверстий на поверхности батареи выделяется газ. Поэтому по правилам безопасности этот процесс должен проходить в условиях специальной зарядной комнаты.
Кислотные тяговые аккумуляторы дешевле в эксплуатации, не требовательны к условиям подзарядки, их можно обслуживать самостоятельно (доливать электролит, например). Однако, их нельзя переворачивать, они менее долговечные и быстрее разряжаются.
Правила зарядки кислотных АКБ:
- Во время заряда образуется взрывоопасная водородо-кислородная газовая смесь. Поэтому необходима отдельная комната с температурой выше +10 градусов и хорошей вентиляцией, в которой нельзя курить и держать легковоспламеняющиеся вещества. Все розетки должны быть смонтированы с соблюдением правил взрывоопасности, так как искра может привести к пожару.
- Можно подзаряжать во время перерыва, не обязательно ждать полной разрядки.
- Заряжать нужно при падении уровня заряда не ниже 20%.
- Батарею нельзя класть на бок или переворачивать.
- Контролировать уровень электролита и иногда доливать его до указанной отметки.
Как обслуживать гелевые АКБ?
Все основные принципы работы гелевых АКБ сходны с аккумуляторами, в которых используется жидкий электролит. Однако вместе жидкости используется либо силикагель и микропористый сепаратор, либо стекловолокно для абсорбции электролита. Это сделано для предупреждения процессов сульфитации.
Гелевые аккумуляторы менее чувствительны к своему положению в пространстве, долговечнее. Однако, нуждаются в контроле за процессом зарядки, так как скачки напряжения могут создать внутри геля газовый пузырь и приведут к взрыву.
Правила зарядки гелевых АКБ:
- Можно заряжать в любом помещении с температурой выше +10 градусов и в любом положении.
- Требуется специальное зарядное устройство для гелевых АКБ.
- Нельзя допускать избыточного заряда, так как на конечном этапе реакция идет бурно и возможен разрыв корпуса. По этой же причине нужно контролировать напряжение на входе.
Литий-ионные и литий-полимерные АКБ
В этом дорогостоящем виде аккумуляторов для штабелеров источником тока служит химическая реакция между литием, интегрированным в кристаллическую углеродную решетку, и плюсовым электродом, которым служит оксид кобальта (никеля). Ионным аккумулятор называется потому, что металлического лития в этой системе нет, ток вызывает поток заряженных ионов лития между анодом и катодом.
Литий-ионные АКБ имеют высокую энергоемкость, высокую стоимость и крайне высокую чувствительность к условиям зарядки.
Источник
Правила эксплуатации АКБ штабелера и погрузчика
Как продлить ресурс тягового свинцово-кислотного аккумулятора электрического штабелера или погрузчика.
Стоимость хорошей аккумуляторной батареи составляет от 25 до 40% стоимости всего электрического штабелера или погрузчика, поэтому важно, чтобы она служила долго. Для этого нужно делать правильно 4 вещи: зарядку, обслуживание, очистку, соблюдение правил безопасности.
Для начала несколько важных фактов:
- Аккумуляторная батарея – главный источник энергии электрического погрузчика или штабелера, без которого они не смогут функционировать.
- Каждая зарядка – это один цикл. Тяговый свинцово-кислотный аккумулятор рассчитан в среднем на 1500 циклов.
- Если АКБ заряжается один раз в рабочий день, то может прослужить до 5 лет. Неправильная зарядка сокращает жизнь батареи как минимум наполовину.
Таким обрахом, нельзя забывать о правильном обращении с аккумулятором, поскольку от него зависит производительность, безопасность, а также стоимость эксплуатации электрического погрузчика и штабелера.
Зарядка и разрядка
Длина срока службы тяговой свинцово-кислотной батареи больше всего зависит от правильности зарядки. Для этой процедуры нужно выделить хорошо вентилируемое помещение. Большинство современных погрузчиков или штабелеров оснащаются съемными АКБ, выдвигаемыми на специальных салазках и внешними зарядными устройствами. Это дает возможность использовать два аккумулятора: один в работе, второй заряжается.
Нужно:
- Через каждые 5-10 циклов производить полную разрядку (лучше делать это в конце каждой рабочей недели), а раз в 1-3 месяца –выравнивающую зарядку.
- В конце каждого рабочего дня заряжать батарею, не допуская разрядки ниже 30%.
Нельзя:
- Допускать глубокого разряда (ниже 20%). Это вызывает сульфитацию пластин, что сильно сокращает срок службы АКБ.
- Оставлять батарею надолго разряженной.
- Заряжать слишком часто (по любому удобному случаю, в обеденные перерывы и т.д.). Следует помнить: каждая подзарядка отнимает один цикл из жизни аккумулятора.
- Не доводить зарядку до конца.
Уровень жидкости
Хотя в последнее десятилетие выпускается много необслуживаемых гелевых тяговых АКБ, они не слишком популярны из-за дороговизны. Большинство производителей штабелеров и погрузчиков устанавливают «классику», чтобы удешевить свою продукцию.
- В конце каждой зарядки нужно проверять уровень жидкости. Дистиллированную воду доливают, оставляя около 6 мм до края емкости (для газов, образующихся в конце зарядки).
- Нельзя переливать воду, поскольку вместе с водой потеряется некоторое количество электролита, что уменьшит его плотность.
Очистка
Очистку АКБ штабелера или погрузчика производят еженедельно. Она нужна для предотвращения коррозии и продления срока службы батареи. Выполнять процедуру нужно при хорошем освещении и проветривании. Для очистки применяют теплую чистую воду и соду. Один-два раза в год рекомендуется полностью промывать АКБ горячей водой (с содой и без). Для этого ее предварительно полностью заряжают и сливают весь электролит.
Безопасность
При работе с тяговыми аккумуляторами электрических погрузчиков и штабелеров нужно быть предельно осторожными. Опасность исходит от электричества, кислоты, большой массы (батареи весят сотни килограмм), высокой температуры. Для работы нужны очки, защитная одежда, перчатки.
Запрещено:
- Класть на аккумулятор металлические предметы.
- Отсоединять АКБ от включенного в сеть зарядного устройства.
- Устанавливать или использовать перегревающуюся или неисправную батарею.
Регулярное правильное обслуживание позволит выжать максимальный ресурс из АКБ, а значит сократить расходы на эксплуатацию и обслуживание штабелера или погрузчика. Наш сервис предоставляет услуги по ремонту и диагностике АКБ.
Источник
АКБ для штабелера: эксплуатация и зарядка
Штабелеры – дорогостоящая спецтехника для склада, требующая особо ухода и своевременного обслуживания. Наиболее значимая часть, от которой зависит работоспособность штабелера, является аккумуляторная батарея. И не всегда сотрудники склада доподлинно знают, как обслуживать и как заряжать штабелер. Поэтому рассмотрим основные моменты:
- как эксплуатировать штабелер для продолжительной жизни АКБ
- как обслуживать АКБ
- как правильно заряжать электрический штабелер
Особенности эксплуатации штабелера с учетом продления жизни АКБ
Штабелеры оснащаются аккумуляторами различного типа:
- Щелочными
- Гелевыми
- Свинцово-кислотными
- Литий-ионными
Каждая из АКБ наделена своими плюсами и минусами, имеет особенности эксплуатации и зарядки. Грамотное обращение с АКБв соответствии с номиналом ее емкости, типом, требованиями производителя позволят сохранить ее тяговые свойства и продлить жизненный цикл. В то же время при варварском обращении, как и с любой техникой в принципе, может сократить срок эксплуатации аккумулятора и самого штабелера в целом.
Постоянные зарядки-разрядки, простой техники с разряженной батареей, использование штабелеров в жестких условиях или в тех условиях, в которых эксплуатация не рекомендуется, может сократить срок работы АКБ в 2-3 раза.
Как обслуживать АКБ для штабелеров
Основными правилами обслуживания АКБ являются:
- контроль за уровнем электролита в соответствии с заводскими отметками минимума и максимума
- своевременная и, главное, правильная зарядка
- чистка от механических загрязнений (лучше всего использовать х/б ткань или щетку)
- правильное хранение аккумулятора согласно требованиям производителя (соблюдение температурного режима, влажности и качества помещения)
Соблюдая нехитрые правила можно значительно продлить жизнь АКБ.
Как зарядить штабелер
Зарядка АКБ спецтехники отличается от зарядки стартового аккумулятора автомобиля. Так, многие, задаваясь вопросом, как правильно заряжать 12 В электрический штабелер, обнаруживают, что чтобы зарядить 12 В АКБ, зарядное устройство должно обеспечить напряжение никак не менее 14 В. Но вот если напряжение будет более 15 В, то АКБ перегреется, что приведет к газообразованию и деформации пластин. Изменение параметров тока и напряжения в процессе заряда АКБ регулируется кривой заряда, которая по умолчанию запрограммирована в ЗУ.
Лучше всего себя обезопасить и не заряжать АКБ штабелера чем попало, а использовать для этого рекомендованное ЗУ от производителя. Как правило, большинство производителей поставляют их в комплекте с техникой. Также на штабелерах довольно широко распространены встроенные ЗУ. Однако правильное ЗУ это ещё далеко не всё, и правильной постановкой вопроса будет: «Как заряжать аккумулятор штабелера».
Существует несколько правил зарядки АКБ для складской техники. Начнем с традиционных тяговых (кислотных, гелевых, щелочных) АКБ.
Правила зарядки тяговых кислотных/щелочных и гелевых АКБ
- АКБ требует зарядки, если она разряжена до 20% от своей номинальной ёмкости. При этом не стоит снижать этот порог, так как глубокий разряд весьма пагубно влияет на срок жизни батареи.
- Первым делом необходимо отсоединить разъем АКБ от техники, затем АКБ протирают от возможной влаги и загрязнений.
- Обязательно проверяется уровень электролита (кроме гелевых АКБ).
- АКБ соединяется с зарядным устройством и включается зарядное устройство
- Заряжается батарея до 100%, прерывание этого процесса не желательно. Также необходимо контролировать температуру нагрева АКБ, которая не должна превышать 50 градусов.
- После окончания заряда следует долить деионизированную воду в элементы АКБ при необходимости (кроме гелевых АКБ).
- Стоит учесть, что при частых зарядках (более 1 раза в сутки) либо при неполной зарядке тяговые аккумуляторы теряют свою емкость, тем самым быстро выходят из строя. Также необходимо периодически проводить уравнительный заряд батареи – многие ЗУ имеют эту функцию, главное, учитывать возраст АКБ: более старые уравниваются каждую 5-ую подзарядку, помоложе — каждую 10-ую.
Помните, кислотные и щелочные АКБ заряжаются с открытой крышкой аккумуляторного отсека в специально отведенных помещениях, так как при зарядке выделяется гремучий газ, который в определенной концентрации может быть взрывоопасным.
Правила зарядки литий-ионных АКБ
- В отличие от кислотных и щелочных АКБ литий-ионные батареи не боятся частой подзарядки (могут заряжаться в перерывах на обед либо во время технических перерывов).
- Не стоит допускать разряда ниже 10% от номинальной емкости, так как при постоянно полной разрядке АКБ снижается ее жизненный цикл. Многие производители устанавливают сразу несколько систем оповещения о низком уровне заряда ЛИ АКБ.
- Литий-ионные АКБ вовсе не обязательно доводить до полного уровня заряда. Однако примерно раз в месяц её все же стоит заряжать до 100%. Это позволит зарядному устройству равномерно сбалансировать напряжение во всех элементах ЛИ АКБ, и таким образом батарея прослужит вам максимальный срок.
- Заряжается Li-ion АКБ только рекомендуемыми производителем зарядными устройствами, которые помимо нужно кривой заряда используют особый софт для обмена данными с системой управления АКБ.
- Не оставляйте литий-ионные АКБ в разряженном состоянии и особенно в неотапливаемых помещениях. Это может привести к глубокому саморазряду и последующей непригодности дорогостоящей АКБ.
Правильный уход, своевременное обслуживание и хранение по всем правилам позволит продлить жизненный цикл АКБ любого типа, тем самым исключив ненужные финансовые затраты на новую батарею.
Источник