Как зарядить аккумулятор камаз

Как зарядить аккумулятор камаз

Зарядка аккумуляторных батарей может производиться при постоянном токе, постоянном напряжении или комбинированным способом.

Аккумуляторные батареи заряжают от источника постоянного тока. Положительный вывод аккумуляторной батареи подсоединяют к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному. Зарядный ток устанавливают и поддерживают на одном уровне реостатом. Величина зарядного тока составляет ‘/ю емкости аккумуляторной батареи. При емкости аккумуляторной батареи 170 А-ч величина зарядного тока устанавливается 17 А. Прохождение электрического тока в зарядной цепи контролируется амперметром. Графики зарядки аккумуляторных батарей показаны на рис. 2.

Во время зарядки плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу зарядки принимает постоянное значение. Зарядку аккумуляторной батареи продолжают до тех пор, пока плотность электролита и напряжение на выводах каждого аккумулятора не будут постоянными в течение 2—3 ч при одновременном обильном газовыделении во всех аккумуляторах.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Температура электролита по время зарядки возрастает, поэтому ее необходимо контролировать. Если температура электролита превышает 45 °С, то величину зарядного тока уменьшают наполовину или зарядку вообще прекращают до охлаждения электролита до температуры ниже 30 °С.

Плотность электролита и напряжение на аккумуляторах измеряют в начале зарядки через 2—3 ч, а в конце зарядки — через каждый час.

Рис. 1. Способы соединения аккумуляторных батарей при их зарядке:
а — зарядка одной аккумуляторной батареи; 1, 2 — клеммы; б — зарядка аккумуляторных батарей при постоянном напряжении; в — соединение аккумуляторных батарей для зарядки группами при постоянной силе тока; г — соединение аккумуляторных батарей для зарядки комбинированным способом; А — амперметр;

Читайте также:  Можно ли подключить два аккумулятора последовательно

Во время зарядки уровень электролита в аккумуляторах поддерживают доливкой дистиллированной воды.

В конце зарядки плотность электролита, приведенная к 15 °С, должна соответствовать (в зависимости от климатического района эксплуатации) значениям, указанным в табл. 58. Если плотность электролита в конце зарядки аккумуляторной батареи отличается от нормы, то при повышенной плотности в банки аккумуляторов доливают дистиллированную воду, а при пониженной — раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отбирают резиновой грушей. У отремонтированной аккумуляторной батареи напряжение каждого аккумулятора, измеренное нагрузочной вилкой Э-107 с включенным сопротивлением в течение 5 с, должно быть не менее 1,78 В.

Ремонтное предприятие гарантирует срок работы аккумуляторных батарей после ремонта для аккумуляторов с сепараторами из мипласта или мипора 12 мес при наработке автомобиля не более 25 тыс. км, а с двойными сепараторами (со стекловойлоком) — 16 мес при наработке автомобиля до 40 тыс. км.

Источник

Как правильно заряжать аккумулятор

Каждый водитель хоть раз сталкивался с проблемой разрядившегося аккумулятора. Как же правильно его зарядить? Что для этого нужно? Опасно ли это? И еще множество других вопросов возникает в голове автомобилиста.

Проверяем зарядку аккумулятора

Для проверки заряда можно использовать мультиметр или нагрузочную вилку или просто замерить плотность электролита с помощью ареометра. Если батарея заряжена полностью, то плотность электролита должна быть 1.28 гр/куб.см. Плотность 1.2 гр/куб.см говорит о том, что аккумулятор разряжен на половину, а полностью разряженная батарея имеет плотность электролита не более 1.1 гр/куб.см. Плотность нужно измерять во всех банках, причем различие в плотности от 0.1 и выше означает, что есть проблемы, и аккумулятор нужно тщательно проверить.

Заряжаем аккумуляторную батарею

Для этого понадобится зарядное устройство. Принцип работы у него такой: преобразование переменного тока в постоянный. У зарядных устройств имеется вариатор, меняющий напряжение, силу тока, сигнальные лампы и информационное табло. Чтобы зарядить аккумулятор 12В, необходимо зарядное устройство 16В.

Батарею можно заряжать, не снимая с автомобиля, или дома, принципиальной разницы нет. Главное — соблюдать технику безопасности. Прежде чем снять клеммы, очистите аккумулятор от грязи и пыли, затем проверьте, нет ли повреждений, течи. Наденьте перчатки и откройте пробки, оцените цвет электролита. В идеале он должен быть прозрачным, но если цвет темный, в нем есть хлопья – скорее всего это следствие короткого или постоянного замыкания пластин. В этом случае требуется замена аккумулятора. Если же всё в порядке, можно приступить к зарядке. Подключаем клеммы, а потом подключаем зарядное устройство.

Автолюбители пользуются тремя способами подзарядки: с помощью постоянного напряжения, постоянного тока и комбинированный метод.

Использование постоянного тока

Данный метод зарядки требует постоянного присутствия, внимательности, и очень важна корректировка ампеража в течение всего времени. Для батареи в 60 А требуется 20-часовая зарядка током в 6 ампер, затем ток уменьшается до 3 ампер, а при достижении напряжения 15 В, сила тока должна быть 1.5А. На заключительном этапе выделяется большое количество газа. Недостатками этого способа являются значительное газовыделение и необходимость постоянного контроля.

Использование постоянного напряжения

При таком методе наблюдается прямая зависимость уровня заряда аккумулятора и величины зарядного напряжения. Этот метод самый безопасный и щадящий, а главное — не требует постоянного контроля. Когда батарея зарядится, загорится индикатор. Напряжение исправной и заряженной батареи равно 14.4В.

Комбинированный способ

Большая часть современных зарядных устройств основана на этом способе. Сначала батарея заряжается постоянным током, потом постоянным напряжением. Такие устройства автоматические, человеческое участие не требуется, а при полной зарядке они отключаются.

Экспресс-зарядка

Очень часто водителям требуется очень быстрая подзарядка. К такому способу нельзя прибегать часто, ведь это негативно отражается на аккумуляторе. Сначала нужно снять аккумуляторные клеммы, очистить их, подсоединить клеммы зарядного устройства с соблюдением полярности. Выставьте ток на максимальный уровень, подождите 20 минут, после этого аккумулятор устанавливается обратно на автомобиль, и заводится двигатель. Но если батарея разряжена более чем наполовину, то этот способ бесполезен.

Глубокая зарядка

Если позволяет время, обязательно нужно провести полную зарядку. Это будет более щадящим вариантом для вашего аккумулятора. Уровень тока ставится на минимальный уровень, зарядка устанавливается примерно на 10 часов. Время может быть увеличено или уменьшено, на это влияет тип зарядного устройства и аккумулятора, глубина разряда, температура воздуха и многое другое. Полную зарядку автомобильной батареи можно определить с помощью стрелочного указателя, дисплея или другой индикации.

Техника безопасности

При зарядке аккумулятора необходимо соблюдать элементарные меры безопасности, т.к. в нем содержится кислота. И еще несколько советов:

Как правильно «прикуривать»

Аккумулятор окончательно сел, а вам срочно требуется ехать. Что делать? Достаточно распространена среди автомобилистов помощь в виде «прикуривания». Но нужно уметь правильно это делать.

Пользуясь этими несложными советами, вы без труда сможете при необходимости зарядить свой аккумулятор. Для предотвращения неприятных ситуаций возьмите себе за правило — регулярно проверять зарядку батареи.

Источник

Поверка и зарядка аккумулятора Камаз

Закрепить электропровода на выводах стартера.

Моменты затяжки – 55-59 Н м (5,6-6,0 кгс/м).

Довести до нормы плотность электролита в аккумуляторных батареях.

Для приведения сухозаряженных батарей в рабочее со­стояние необходимо:

Снять защитный кожух и крышку батареи (при их наличии); очистить поверхность батареи от пыли, а болты выводов – от смазочного материала; вывернуть пробки и срезать вы­ступы на них; залить небольшой струей электролит плотно­стью, указанной в таблице 3.

Уровень электролита должен быть не ниже торца тубуса горловины.

Электролит для заливки батарей готовят разведением ак­кумуляторной серной кислоты (ПО ГОСТУ 667-73) в дистиллиро­ванной воде (ПО ГОСТУ 6709-72) согласно таблице 4.

Для заливки одной батареи необходимо 12 л электролита.

Температура заливаемого в батареи электролита должна быть 15-30’С.

После пропитки пластин, не раньше, чем через 20 мин, и не позже, чем через 2 ч, следует измерить плотность элект­ролита. Если плотность понизится более чем на 0,03 г/смз, надо зарядить батареи.

Перед зарядом батареи температура электролита должна быть не выше 35 °С.

Сила зарядного тока батареи должна составлять 19 А. За­ряд батареи необходимо проводить до начала обильного га­зовыделения во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита останутся постоянными в тече­ние 2 ч.

В процессе заряда температура электролита не должна превышать 45 «С. При достижении этой температуры следу­ет уменьшить силу зарядного тока наполовину или прервать заряд на время, необходимое для снижения температуры до 30-35 «С.

В конце заряда, если плотность электролита, измеренная с учетом температурной поправки по табл. 5, будет отли­чаться от нормы, указанной в табл. 3, надо провести коррек­

Тировку плотности электролита. Это достигается доливкой дистиллированной воды при плотности электролита выше нормы и доливкой раствора кислоты плотностью 1,4 г/смз, когда она ниже нормы. После корректировки нужно продол­жить заряд батареи в течение 30 мин для полного переме­шивания электролита.

Через 30 мин после окончания заряда следует:

Необходимо проверить уровень электролита и, если необходимо, дове­сти его до нормы (не ниже торца тубуса горловины); ввер­нуть пробки и протереть поверхность батареи ветошью, смоченной в 10% растворе амиллиметраиака или кальцинированной соды.

В процессе эксплуатации аккумуляторных батарей на ав­томобиле необходимо не реже 1 раза в две недели прове­рить:

Надежность крепления батарей в гнездах, плотность кон­такта наконечников проводов с выводами батареи. При не­обходимости очистить батарею от пыли и грязи , прочистить вентиляционные отверстия; уровень электролита во всех ак­кумуляторах и при необходимости долить дистиллирован­ную воду до торца тубуса горловины.

В холодный период времени, во избежание замерзания, воду надо доливать не­посредственно перед пуском мотора.

Не реже 1 раза в квартал, а также при участившихся случа­ях ненадежного пуска мотора следует проверить степень заряженности батарей по плотности электролита в соответ­ствии с таблицей 6. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, нужно снять с автомобиля камаз и поставить на заряд.

Хранение аккумуляторных батарей. Новые сухозаряжен – ные аккумуляторные батареи рекомендуется хранить в за­крытых помещениях при температуре до минус 50 °С.

Батареи следует установить в один ярус крышками вверх, при этом должна быть обеспечена защита от попадания прямых солнечных лучей.

При хранении батарей герметизирующие пробки должны быть плотно ввернуты в заливные горловины крышек.

Аккумуляторные батареи, приведенные в рабочее состоя­ние и не установленные на автомобили или временно сня­тые с них после небольшого периода работы, надо полно­стью зарядить и довести плотность электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району. Эти ба­тареи по возможности устанавливают в помещении при температуре не выше нуля. Минимальная температура должна быть не ниже минус 30 «С.

Время нахождения батарей в таком состоянии – период бездействия.

Если батареи в период бездействия находятся при темпе­ратуре выше нуля, то ежемесячно нужно производить их подзаряд. При температуре ниже нуля следует ограничить­ся ежемесячной проверкой плотности электролита и подза­ряжать их только при снижении плотности более чем на 0,04 г/см3.

Примечание. При измерении плотности электролита следует иметь в виду, что при повышении температуры на 1 ‘С плотность электролита уменьшается на 0,0007 г/см3, а при понижении температуры на 1 ‘С – увеличивается на 0,0007 г/см3. Внимание! При приготовлении электролита нужно вливать кислоту в воду, а не наоборот. Таблица 5

Примечание Если температура электролита выше 30(С величина поправки прибавляется к фактическому показанию денсиметра. Если 20 ‘С – вычитается. При температуре электролита в пределах 20-30 ‘С поправка на температуру не вводится.

Срок хранения залитых электролитом батарей при темпе­ратуре ниже нуля не более 1,5 лет, а при температуре выше нуля – не более 9 мес. в пределах гарантийного срока экс­плуатации.

Источник

Аккумуляторные батареи (АКБ)

Аккумуляторные батареи (АКБ)

Аккумуляторные батареи предназначены для электроснабжения стартера при пуске двигателя внутреннего сгорания и других потребителей при неработающем генераторе или недостатке развиваемой им мощности.

Рис. 7-2. Установка батарей на автомобиле: 1 — провод, соединяющий корпус машины с выключателем батарей; 2 — провод, соединяющий положительный вывод батарей с выводом стартера; 3 — стяжка крепления батарей; 4, 5 — отрицательные и положительные выводы батарей; 6 — аккумуляторные батареи 6СТ-190АП; 7 — ручка для переноса батарей; 8 — провод, соединяющий минусовый вывод с выключателем батарей; 9 — выключатель батарей; 10, 11 — провода реле выключателя батарей.

На автомобиле КАМАЗ установлены две аккумуляторные батареи 6СТ-190АП, соединенные последовательно. Плюсовый вывод батареи соединяется с выводом стартера, а минусовый — с выключателем 9 (рис. 7-2) батарей, а через него — с корпусом автомобиля. Аккумуляторные батареи располагаются в ящике-гнезде, который крепится к раме автомобиля сзади кабины с левой стороны. Выключатель аккумуляторных батарей установлен с боковой стороны ящика-гнезда ближе к кабине, а кнопка дистанционного управления расположена в кабине на панели щитка приборов.

Условное наименование батареи включает в себя тип батареи и дополнительные буквенные обозначения.

На автомобилях КАМАЗ установлены:

а) батареи типа 6СТ-190, где:

6 — количество последовательно соединенных аккумуляторов, характеризующее номинальное напряжение батареи (12 В);

СТ — назначение — стартерная;

190 — номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда (в А-ч).

Дополнительные буквенные обозначения:

А — батарея в моноблоке из пластмассы с общей крышкой;

П — сепаратор-конверт из полиэтилена;

б) батареи типа 6ТСТС-100А необслуживаемых, где:

6 — количество последовательно соединенных аккумуляторов, характеризующее номинальное напряжение батареи (12 В);

Т — для тяжелых режимов эксплуатации;

СТ — назначение — стартерная;

100 — номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда (в А-ч);

А — батарея в ударопрочном пластмассовом моноблоке с общей крышкой;

слово «необслуживаемая» — батарея, не требующая доливки дистиллированной воды в течение 36 месяцев.

Стартерная аккумуляторная батарея 6СТ-190АП состоит из шести аккумуляторов, соединенных между собой последовательно, расположенных в отдельных ячейках моноблока (рис. 7-3).

В каждой ячейке моноблока находится блок электродов 10 (рис. 7-4), который состоит из чередующихся отрицательных 2 и положительных 5 электродов, разделенных сепараторами 3. Электроды одинаковой полярности собираются в полублоки 6, 11 при помощи межэлементных соединений 7, 8, состоящих из полюсного мостика 2 (см. рис. 7-3) и борна 3.

Рис. 7-3. Аккумуляторная батарея 6СТ-190: а — продольный разрез; б — поперечный разрез; 1 — крышка; 2 — полюсный мостик; 3 — борн; 4 — перегородка моноблока; 5 — пробка; 6 — ручка для переноски; 7 — полюсный вывод; 8 — моноблок; 9 — блок электродов

Электрод каждой полярности состоит из токоотвода 1 (см. рис. 7-4) решетчатой конструкции и активной массы, нанесенной на него. Токоотвод отливается из свинцовосурьмянистого сплава, содержащего 92 — 94 % свинца и 6 — 8 % сурьмы. Сурьма добавляется для увеличения жесткости и уменьшения коррозии решетки. Токоотвод 1, 4 аккумулятора выполняет двойную функцию. Он является не только проводником первого рода, по которому генерируемая активной массой электрическая энергия передается во внешнюю электрическую цепь, но и служит конструкционным элементом, обеспечивающим механическое удержание активной массы и возможность параллельного соединения электродов между собой в полу-блоки при помощи ушек.

Рис. 7-4. Устройство аккумулятора: 1 — отрицательный токоотвод; 2 — отрицательный электрод; 3 — отрицательный электрод в конверте-сепараторе; 4 — положительный токоотвод; 5 — положительный электрод; 6 — полублок отрицательных электродов; 7 — межэлементное соединение полублока положительных электродов; 8 — межэлементное соединение полублока отрицательных электродов; 9 — выводной борн, к которому приваривается полюсный вывод; 10 — блок электродов в сборе; 11 — полублок положительных электродов

На автомобилях КАМАЗ наряду с аккумуляторными батареями 6СТ-190 применяются аккумуляторные батареи 6ТСТС-100А и молекулярный накопитель энергии (МНЭ). В зависимости от комплектации на автомобиль могут устанавливаться 4 АКБ 6ТСТС-100А или 2 АКБ 6ТСТС-100А + МНЭ, соединенные последовательно-параллельно.

Батарея 6ТСТС-100А состоит из шести аккумуляторов, помещенных в моноблок из полипропилена.

Каждый аккумулятор состоит из блока электродов, содержащих положительные (13 шт.) и отрицательные (14 шт.) электроды, припаянные токоведущими «ушками» соответственно к положительным и отрицательным борнам. На каждый положительный электрод одет полиэтиленовый сепаратор в виде конверта.

Аккумуляторы соединены между собой последовательно с помощью скрытых межэлементных соединений с последующей герметизацией их пластмассой.

После соединения аккумуляторов в батарею, моноблок герметизируется общей крышкой — из материала, однородного моноблоку, контактно-тепловой сваркой.

Выводные борны свариваются с втулками, отлитыми совместно с полюсными выводами и впрессованными в крышку. Выводные полюса выполнены в виде проушины под болт M10.

В отверстия для заливки электролита ввинчиваются пробки и закрываются планками.

Для сохранения сухозаряженности в течение гарантийного времени вентиляционное отверствие пробки закрыто в верхней части специальным тонкостенным выступом (приливом), который легко срезается при приведении батареи в рабочее состояние.

Для переноски батарея снабжена двумя гибкими ручками.

Для предохранения полюсных выводов от механических повреждений и короткого их замыкания в батарее предусмотрен клемный кожух.

В зависимости от конкретных требований и режимов эксплуатации, на транспортных средствах (объектах) две аккумуляторные батареи могут быть помещены в специальную металлическую или пластмассовую корзину и соединены между собой.

При параллельном соединении образуется аккумуляторная батарея с номинальным напряжением 12 В и емкостью 200 А.ч, при последовательном — 24 В и 100 А.ч

Приведение новых аккумуляторных батарей в рабочее состояние

На автомобиле могут быть установлены аккумуляторные батареи, залитые электролитом и готовые к использованию. По особому требованию заказчика могут быть установлены сухозаряженные аккумуляторные батареи (не залитые электролитом), которые способны сохранять первоначально сообщенный им заряд в течение 1 года с момента изготовления.

Для приведения сухозаряженных батарей в рабочее состояние необходимо: приготовить электролит требуемой плотности, подготовить аккумуляторную батарею к заливке электролитом, залить электролит в аккумуляторы, пропитать им электроды и сепараторы, при необходимости зарядить батарею.

Для приготовления электролита следует применять только аккумуляторную серную кислоту и дистиллированную воду. Вливать можно только кислоту в воду небольшой струйкой при непрерывном перемешивании стеклянной палочкой, так как реакция сопровождается большим выделением теплоты. Сосуд для приготовления электролита может быть фарфоровым, эбонитовым или из кислотостойкой пластмассы.

Для удобства пользования аккумуляторную серную кислоту плотностью 1,83 г/см 3 разводят в воде до 1,4 г/см 3 . В дальнейшем плотность понижают до требуемого значения в соответствии с климатическим районом, в котором эксплуатируются аккумуляторные батареи (табл. 7-2). Плотность электролита измеряют аккумуляторным ареометром. Для районов с умеренным климатом допускается заливать батареи электролитом с температурой не ниже 15 °С и не выше 25 °С, в жарких и теплых влажных зонах — не выше 35 °С.

Плотность электролита в соответствии с климатическим районом

Макрокли матический район

Климатический район (ГОСТ 16350-80), средняя месячная температура воздуха в январе, °С

Плотность электролита, приведенная к 25 °С, г/см 3

Очень холодный (от — 50 до — 30 °С)

Холодный (от — 30 до — 15 °С)

Умеренный (от — 15 до — 3 °С)

Теплый влажный (от 0 до 4 °С)

Жаркий сухой (от — 15 до 4 °С)

Перед заливкой электролита в аккумуляторную батарею необходимо: очистить батарею от пыли, а болты полюсных выводов — от смазочного материала; вывернуть пробки и срезать выступы на них; прочистить вентиляционные отверстия в пробках.

Для заливки электролита следует применять фарфоровую, полиэтиленовую или эбонитовую кружку и воронку. Заливать следует тонкой струей до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего края тубуса заливного отверстия. Уровень контролируют визуально — электролит должен касаться нижнего края тубуса заливного отверстия.

После заливки электролитом не ранее чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч производят контроль плотности электролита. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см 3 против плотности заливаемого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию. При большем понижении плотности батареи следует зарядить.

При необходимости срочного ввода батарей в эксплуатацию допускается ускоренное приведение сухозаряженных батарей в рабочее состояние.

Плотность, приведенная к 25 °С заливаемого в аккумуляторы электролита, должна быть (1,28 ± 0,01) г/см 3 . Батареи, хранившиеся при температуре окружающего воздуха выше 0 °С или имеющие на момент приведения температуру выше 0 °С, сдаются в эксплуатацию после 20-минутной пропитки без проверки конечной плотности электролита. Батареи, хранившиеся при отрицательных температурах (до минус 30 °С) должны заливаться горячим электролитом с температурой (40±2) °С, продолжительность пропитки 1 ч.

При первой возможности батареи, приведенные в рабочее состояние ускоренным способом, должны быть полностью заряжены, а плотность и уровень электролита откорректированы.

Аккумуляторные батареи заряжают постоянным (выпрямленным) током на зарядных станциях, размещенных в специально оборудованных помещениях пунктов технического обслуживания.

Аккумуляторные батареи заряжают при приведении их в рабочее состояние, при проведении контрольно-тренировочного цикла (КТЦ), а также периодически в процессе эксплуатации и при разрядах их ниже допустимых пределов. Процесс заряда дает возможность контролировать и улучшать техническое состояние, как отдельных аккумуляторов, так и батарей в целом.

Аккумуляторные батареи, поступающие на зарядную станцию, предварительно очищаются от пыли и грязи, а их полюсные выводы — от окислов.

Подготовка к заряду на зарядной станции проводится в следующей последовательности:

— наружным осмотром определяется состояние моноблока, крышки аккумуляторной батареи и полюсных выводов;

— измеряется плотность электролита во всех аккумуляторах каждой батареи. В аккумуляторах, где уровень недостаточен для набора электролита в ареометр, плотность электролита определяется в процессе заряда батарей;

— проверяется уровень электролита в каждом аккумуляторе и доводится до эксплуатационной нормы доливкой дистиллированной воды (но не электролита!).

На зарядных станциях аккумуляторные батареи, приводимые в рабочее состояние, а также снятые с машин, заряжаются, как правило, при постоянной величине зарядного тока.

При данном способе величина зарядного тока в течение всего времени заряда поддерживается неизменной. Это достигается изменением сопротивления реостата, включенного последовательно с батареей, изменением напряжения источника тока или применением автоматических регуляторов тока.

В качестве источников тока используются генераторы постоянного тока, преобразователи или выпрямительные устройства. Для достижения 100 % заряда аккумуляторной батареи требуется напряжение зарядного устройства не менее 2,7 В на каждый заряжаемый аккумулятор.

Положительный полюсный вывод батареи подсоединяют к положительному полюсу источника зарядного тока, а отрицательный — к отрицательному.

Величина зарядного тока устанавливается равной 10 % от номинальной емкости батареи, т. е. 19 А для батареи типа 6СТ-190, 10,0 А — для батареи типа 6ТСТС-100А.

Во время заряда плотность электролита в аккумуляторах постепенно повышается и только к концу заряда принимает постоянное значение. Напряжение на аккумуляторах медленно возрастает до 2,4 В, при котором начинается разложение воды и заметное на глаз газовыделение. Газ выделяется на поверхности электролита в виде пузырьков. Напряжение аккумуляторов к концу заряда достигает величины 2,6-2,65 В, после чего более не возрастает. Газовыделение становится при этом обильным, создающим впечатление «кипения».

Заряд батарей во всех случаях надо проводить до тех пор, пока напряжение на аккумуляторах и плотность электролита не будут постоянными в течение 1 ч при одновременном обильном газовыделении («кипении») во всех аккумуляторах батареи.

Температура электролита во время заряда батарей возрастает, поэтому необходимо контролировать ее величину, особенно к концу заряда. Температура электролита при заряде не должна превышать 45 °С. В случае если температура окажется выше 45 °С, следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать заряд на время, необходимое для остывания электролита до 30-35 °С.

Измерение напряжения аккумуляторов, плотности и температуры электролита в процессе заряда следует проводить в начале заряда — через каждые 2-3 ч, а в конце заряда — через каждый час. Если к концу заряда будут обнаружены отстающие аккумуляторы, плотность электролита и напряжение которых ниже, чем у других аккумуляторов, то во избежание ненужного перезаряда всей батареи, а также излишней траты электроэнергии следует заряжать их отдельно. Для этого к перемычкам отстающего аккумулятора с помощью зажимов необходимо присоединить провода от зарядного агрегата и продолжить заряд при той же величине зарядного тока. Заряд продолжается до появления всех признаков его окончания. После этого доводят плотность электролита в отстающем аккумуляторе до необходимой величины.

В конце заряда плотность электролита, приведенная к 25 °С, должна быть в пределах нормы, указанной в табл. 7.2. Если конечная плотность электролита отличается от нормы или разность плотностей в аккумуляторах одной батареи составляет более 0,01 г/см 3 , необходимо произвести корректировку плотности электролита доливкой дистиллированной воды в случаях, когда плотность выше нормы, или доливкой раствора серной кислоты плотностью 1,40 г/см 3 , когда она ниже нормы. Перед доливкой часть электролита из аккумулятора отбирают с помощью груши. Доводку плотности нужно проводить только в конце заряда, когда плотность электролита больше не возрастает, а за счет «кипения» обеспечивается быстрое и полное перемешивание.

Корректировка плотности электролита улучшает работоспособность батареи и дает возможность правильно определить степень заряженности батареи в эксплуатации по плотности электролита. Корректировку необходимо проводить особо тщательно. Если за один прием довести плотность электролита до нормы не удается, корректировку следует повторить.

Операции по корректировке плотности рекомендуется проводить в такой последовательности:

— в конце заряда измерить и записать температуру электролита в среднем аккумуляторе батареи;

— измерить поочередно плотность электролита в каждом аккумуляторе, найти температурную поправку и определить характер корректировки (понижение или повышение плотности) и ее величину;

— не прекращая заряда батареи, из аккумуляторов отобрать часть электролита и долить в них дистиллированную воду или раствор кислоты плотностью 1,40 г/см 3 ;

— продолжить заряд батареи в течение 30-40 мин, после чего снова измерить плотность электролита в аккумуляторах, где проводилась корректировка, и, если плотность электролита, приведенная к температуре 25 °С, будет отличаться от нормы, корректировку повторить.

Эксплуатационный уровень электролита над верхней кромкой электродов устанавливается после окончания корректировки плотности и выключения батарей с заряда. Время выдержки батарей в бездействии до установки уровня должно быть 30 мин. При уровне электролита ниже нормы в аккумулятор нужно добавить электролит такой же плотности, при уровне электролита выше нормы избыток электролита отобрать с помощью груши.

Обращаться с батареями необходимо осторожно, не допускать механических ударов и вибраций, так как корпус и активная масса батареи имеют невысокую механическую прочность. Из-за большой массы батареи необходима особая осторожность при ее переноске, снятии с машины и установке на машину. Перед снятием батарей и перед установкой их на машину выключатель батарей необходимо выключать. Подготавливать двигатель к пуску и пользоваться стартером необходимо в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации машины.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Для проверки технического состояния аккумуляторных батарей применяют ареометр и пробник аккумуляторный.

Ареометр служит для измерения плотности электролита. За расчетную принимают плотность электролита при температуре 25 °С. При отклонении температуры от указанной

необходимо к показаниям ареометра прибавлять 0,01 на каждые 15 °С при температуре выше 25 °С или вычитать 0,01 на каждые 15 °С при температуре ниже 25 °С.

Аккумуляторные пробники служат для измерения ЭДС и напряжения аккумуляторов и батарей.

Не реже 1 раза в 2 недели, очищают поверхность батареи, проверяют ее крепление, состояние, чистоту вентиляционных отверстий и выводов, измеряют уровень электролита в каждом аккумуляторе, нейтрализуют поверхность батареи 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Поскольку при эксплуатации испаряется в основном вода, для доведения уровня электролита до нормы необходимо доливать дистиллированную воду . Отсутствие электролита дает основание предполагать наличие трещин в баке.

Не реже 1 раза в месяц зимой и 1 раза в 3 месяца летом, кроме указанных работ, проверяют плотность электролита (ареометром), приведенную к 25 °С, и определяют степень разряженности батареи (уменьшение плотности электролита от требуемой (табл. 7-2) на 0,01 соответствует 6 % разряда батареи). Батарея считается пригодной к эксплуатации, если раз-ряженность ее составляет не более 50 % летом и 25 % зимой. При достижении критических значений разряженности производят полный заряд батареи на зарядной станции.

С той же периодичностью необходимо проводить контроль зарядного режима на автомобиле, т. е. напряжение в бортовой сети автомобиля.

Один раз в год необходимо проводить контрольно-тренировочный цикл с целью определения емкости батареи, исправления отстающих аккумуляторов и устранения частичной сульфатации электродов.

Контрольно-тренировочный цикл включает в себя:

— предварительный полный заряд;

— окончательный полный заряд.

Предварительный полный заряд проводится зарядным током 19 А, с соблюдением всех правил заряда.

Перед началом контрольного разряда температура электролита должна быть 20-30 °С. Для разряда батарею включить на нагрузку и установить ток силой 17 А. Постоянство разрядного тока должно соблюдаться в течение всего разряда, который должен заканчиваться в момент снижения напряжения до 10,2 В на полюсных выводах батареи.

Замер напряжения на аккумуляторах и температуры в среднем аккумуляторе батареи производится при включении на разряд, затем через каждые 2 ч. При снижении напряжения до 11,1 В замеры напряжения надо проводить через каждые 15 мин, а при снижении напряжения до 10,5 В батарея контролируется непрерывно, чтобы уловить конец разряда.

При контрольном разряде необходимо записать время включения батареи на разряд и начальную температуру электролита, а также время окончания разряда и конечную температуру электролита.

Подсчет емкости, отдаваемой аккумуляторной батареей, в ампер-часах, производится по формуле

где Ср — емкость аккумуляторной батареи, полученная при разряде, А-ч;

IР — величина разрядного тока, А; tp — время разряда, ч.

Полученную при разряде емкость необходимо привести к температуре 30 °С по формуле:

где С30 — емкость батареи, приведенная к 30 °С, А-ч;

t° — средняя температура электролита батареи во время разряда, °С;

0,01 — температурный коэффициент емкости.

Фактическая емкость, отдаваемая при контрольном разряде, может быть как меньше, так и больше номинальной. Если при контрольном разряде батарея отдала меньше 75 % номинальной емкости, то ставить ее на длительное хранение не рекомендуется, она должна быть сдана в эксплуатацию.

Между окончанием контрольного разряда и началом последующего заряда допускается разрыв по времени не более 12 ч.

Окончательный полный заряд батареи производится зарядным током 19 А, с соблюдением всех правил и с доводкой плотности электролита в конце заряда.

Возможные неисправности аккумуляторных батарей, способы их обнаружения и устранения

Во время эксплуатации и хранения аккумуляторных батарей могут возникать следующие неисправности:

— короткое замыкание внутри аккумуляторов;

— нарушение электрической цепи аккумуляторной батареи; трещины моноблока.

Сульфатация электродов. Под термином “Сульфатация электродов” в значении неисправности аккумуляторной батареи понимают такое состояние электродов, когда они не заряжаются при пропускании нормального зарядного тока в течение установленного промежутка времени.

Сульфатация электродов возникает в результате несоблюдения правил обслуживания батарей при их эксплуатации и хранении.

Сульфатация характеризуется следующими признаками:

— при заряде быстро повышается температура электролита (из-за высокого внутреннего сопротивления сульфатированных аккумуляторов);

— плотность электролита при заряде почти не повышается или повышается очень медленно;

— газовыделение начинается значительно раньше, чем у исправных аккумуляторов (нередко оно начинается при включении батареи на заряд);

— напряжение аккумуляторов в начале заряда имеет более высокое значение, чем у разряженных аккумуляторов, затем медленно, незначительно возрастает и в конце заряда остается ниже нормы (2,4 В против 2,7 В у исправных аккумуляторов);

— при контрольном разряде батарея отдает емкость значительно меньше номинальной.

Раннее газовыделение, незначительное возрастание плотности электролита и повышенное напряжение при заряде сульфатированных батарей иногда приводят к тому, что неправильно определяют окончание заряда батареи. Эту особенность следует всегда помнить, чтобы не прекратить заряд преждевременно.

— применение загрязненного примесями электролита;

— длительное нахождение батарей в разряженном состоянии;

— систематический недозаряд батарей;

— снижение уровня электролита в аккумуляторах (ниже верхней кромки электродов);

— эксплуатация аккумуляторных батарей при недопустимо высокой температуре и плотности электролита.

Исправление сильно сульфатированных электродов аккумулятора невозможно.

Частичную сульфатацию, не вызвавшую разрывов и коробления электродов, можно устранить путем длительного (до 24 ч и более) заряда батареи. Заряд необходимо вести до тех пор, пока плотность электролита и напряжение не будут постоянными в течение 5-6 ч. Если путем длительного заряда сульфатацию устранить не удается, следует разрядить аккумуляторную батарею током 10-часового режима, вылить электролит, промыть аккумуляторы дистиллированной водой и проверить, нет ли короткого замыкания. Затем следует залить в аккумуляторы слегка подкисленную дистиллированную воду (плотностью 1,05-1,1 г/см 3 ) и через час после заливки поставить на заряд током величиной 4 А. Заряд производят до тех пор, пока плотность и напряжение не будут постоянными в течение 5-6 ч, после чего необходимо довести плотность до нормальной и провести контрольный разряд. Практически оказывается необходимым провести еще не менее 1-2 контрольно-тренировочных циклов, чтобы сульфатированная батарея отдала 75 % гарантированной емкости.

Повышенный саморазряд. Аккумуляторная батарея, отключенная от разрядной цепи, самопроизвольно разряжается и теряет емкость. Такой разряд аккумуляторной батареи называется саморазрядом. Саморазряд бывает нормальным и повышенным. Нормальный саморазряд для свинцовой стартерной аккумуляторной батареи — явление неизбежное.

Саморазряд считается повышенным, если после 14-суточного бездействия батареи при температуре окружающей среды (20±5) °С плотность электролита уменьшилась более чем на 0,02 г/смЗ.

Повышенный саморазряд вызывается следующими основными причинами:

— наличием на поверхности батарей загрязнений, проводящих электрический ток (например, электролита, пролитого при небрежной заливке батарей, при установке батарей в машину или попавшего во время их заряда при бурном газовыделении);

— применением дистиллированной воды или электролита, содержащих вредные примеси;

— хранением аккумуляторных батарей при повышенных температурах окружающего воздуха;

— повышенным износом электродов в процессе эксплуатации аккумуляторных батарей.

Повышенный саморазряд обнаруживается по быстрому уменьшению плотности электролита при хранении батарей, а также по утечке тока, определяемой вольтметром со щупом. Обнаружить утечку тока можно, используя пробник аккумуляторный Э107. Для этого необходимо контактную ножку пробника прижать к положительному выводу батареи, а гибким проводником прикоснуться к поверхности моноблока (контактная гайка присоединения резисторов при этом должна быть отпущена). Отклонение стрелки вольтметра от «нуля» показывает утечку тока, вызывающую повышенный саморазряд батареи.

Для предупреждения и устранения повышенного саморазряда необходимо применять для приготовления электролита только аккумуляторную кислоту, отвечающую требованиям ГОСТа, и дистиллированную воду; своевременно проводить обслуживание батарей при эксплуатации и при хранении, обращая особое внимание на то, чтобы поверхность батарей была чистой и сухой; своевременно устранять трещины в мастике.

Саморазряд аккумуляторных батарей в значительной степени зависит от температуры окружающего воздуха (соответственно и от температуры электролита). При повышении окружающей температуры саморазряд увеличивается, при температуре электролита 0 °С и ниже саморазряд практически прекращается.

Отстающие аккумуляторы. Состояние отдельных аккумуляторов батареи должно быть практически одинаковым. Если в батарее хотя бы один аккумулятор будет разряжаться раньше остальных, то работоспособность батареи определяется именно этим отстающим аккумулятором.

Отстающие аккумуляторы можно обнаружить при заряде на зарядной станции, а также при контрольном разряде во время контрольно-тренировочного цикла.

Наиболее характерными признаками отстающего аккумулятора являются следующие: плотность электролита при заряде повышается значительно медленнее, чем в других аккумуляторах, и не достигает необходимого значения; напряжение в конце заряда ниже, а температура электролита выше, чем в остальных исправных аккумуляторах.

Отстающие аккумуляторы следует дозаряжать отдельно после окончания заряда остальных исправных аккумуляторов батареи. Для этого к перемычкам отстающих аккумуляторов с помощью зажимов присоединяют провода от зарядного источника через дополнительный реостат.

Заряд производится в течение 3-4 ч тем же током и по тем же правилам, что и заряд батареи. Затем следует провести контрольный разряд всей батареи током 10-часового разрядного режима. Если в конце разряда разница между напряжением отстающего аккумулятора и другими будет менее 0,2 В, то такую батарею после нормального заряда можно сдать в эксплуатацию.

Если дополнительный заряд отстающих аккумуляторов не дает положительных результатов, исправление их надо проводить способами устранения сульфатации или короткого замыкания.

Короткое замыкание внутри аккумулятора. Внутренние короткие замыкания в аккумуляторах происходят между разноименными электродами за счет заполнения наиболее крупных по диаметру пор сепараторов разбухшей активной массой до образований сквозных мостиков через сепараторы (так называемое «прорастание»). Мостики образуются вследствие продавливания сепараторов разбухшей активной массой и образования трещин в сепараторах.

Характерными признаками короткозамкнутого аккумулятора являются отсутствие или очень малая величина ЭДС; непрерывное уменьшение плотности электролита, несмотря на то, что батарея получает нормальный заряд; быстрая потеря емкости после полного заряда. Плотность электролита, а также напряжение на аккумуляторе в процессе заряда не повышаются, а после выключения зарядного тока напряжение быстро падает. При заряде в короткозамкнутом аккумуляторе быстро повышается температура.

В связи с тем, что на автомобиле устанавливаются батареи с общей крышкой, которые являются неразборными, данную неисправность устранить невозможно. Однако необходимо отметить, что при применении сепараторов-конвертов вероятность возникновения короткого замыкания очень мала.

Нарушение электрической цепи аккумуляторной батареи. Нарушение электрической цепи батареи обнаруживается по отказу в работе стартера при исправной цепи батарея — стартер, по низкому уровню напряжения. Оно может быть вызвано нарушением сварного соединения между аккумуляторами, расплавлением или обломом борна, а также обрывом полублока положительных электродов в результате коррозии токоотводов.

Признаком нарушения контакта в местах сварки токоведущих частей является нагревание места спайки при больших разрядных токах, потрескивание и дымление.

Признаком обрыва электрической цепи внутри аккумулятора является малая величина ЭДС без нагрузки и низкое напряжение под нагрузкой.

Данную неисправность ввиду особенностей соединения моноблока и крышки батареи устранить невозможно.

Трещины моноблока. Трещины моноблока, внутренних перегородок моноблока и крышки батареи вызываются механическими повреждениями, ударами, тряской и т.п. в

процессе эксплуатации аккумуляторных батарей. Появление трещин может произойти также из-за плохого крепления батарей на машинах.

Эти неисправности обнаруживаются при внешнем осмотре батарей, а также по быстрому снижению уровня электролита вследствие подтекания его через трещины.

Трещины во внутренних перегородках моноблока вызывают постепенный разряд смежных аккумуляторов батареи. Первым признаком такого повреждения обычно является неспособность батареи держать заряд и различие в степени заряженности отдельных аккумуляторов.

Незначительные трещины моноблока и крышки можно устранить заклейкой эпоксидными композициями.

Источник

Оцените статью