Как зарядить аккумулятор автомобиля если он полностью разряжен без зарядки

Как зарядить аккумулятор машины, если вы оказались без зарядного устройства

Любой автомобилист может оказаться в таких условиях, когда аккумулятор машины внезапно перестает работать, а возможности зарядить его от обычного зарядного устройства нет. Например, если автомобиль долго не использовался и стоял на автостоянке несколько месяцев, АКБ постепенно будет разряжаться и перестанет работать. Кроме этого, если оставить включенными фары, аккумулятор очень быстро «сядет» за ночь, и завести автомобиль просто не удастся. В таких случаях следует знать о том, как зарядить аккумулятор без зарядного устройства, используя способы, известные многим водителям.

Уточняем причину: диагностика

Если автомобиль не заводится, вначале следует точно выяснить, в аккумуляторе ли кроется причина. Для начала нужно обратить внимание на приборную панель. Если индикаторы на ней горят слабо, либо не горят вообще, значит, батарея точно «села». Хорошо, когда в приборную панель встроен вольтметр: в этом случае резкое снижение показателей напряжения будет свидетельствовать о проблеме с АКБ.

Также необходимо осмотреть и сам автомобильный аккумулятор. Все современные батареи снабжены индикатором зарядки, по цвету которого можно понять, разрядилась батарея, или нет. Когда индикатор горит красным цветом, значит, так оно и есть.

Если сел аккумулятор, это отразится и на характере звучания двигателя. Звук будет слабым, более монотонным и очень тягучим, с характерным пощелкиванием под капотом. При внезапном обнаружении каких-либо из этих признаков придется подумать над тем, как зарядить авто, если нет зарядки, проявив определенную долю смекалки и общительности.

Читайте также:  Аккумулятор для инфинити jx35

Метод «прикуривания» от другой машины

Один из старых добрых способов привести в движение автомобиль — это попробовать подзарядить севший аккумулятор от АКБ другой машины, проезжающей мимо. Любой видавший виды автомобилист скажет, что при возникновении проблемы с тем, как зарядить аккумулятор без зарядного устройства, именно такой выход из положения является самым проверенным и правильным. Если беда с батареей приключилась во время пути, когда нет возможности добраться пешком до ближайшего центра технического обслуживания, другие автомобилисты охотно и с пониманием приходят на помощь.

При работе с аккумуляторами следует учитывать то, что внутри капота современных машин находится много разных электронных приспособлений. Важно добраться до АКБ, не повредив их. Хотя, по идее, производители учитывают возможность зарядки одного автомобиля от другого, и места для прикуривания должно быть достаточно. На батарее легко найти две клеммы: плюсовую и минусовую, причем, плюсовая клемма всегда выглядит больше.

Для того, чтобы осуществить процесс зарядки севшего аккумулятора от автомобиля-донора, понадобятся два толстых провода с крепкими и широкими зажимами с площадью сечения каждого не меньше 10мм 2 . Провода должны быть не менее 1,5 метров в длину и обязательно иметь плотную резиновую оплетку, иначе они не выдержат условий низких температур. Более тонкие провода использовать не рекомендуется, потому что при подаче сильного тока они могут просто перегореть. Сила тока, устанавливаемая перед его подачей, должна составлять не менее 200 А.

Лучше всего использовать профессиональные провода с широкими зажимами и стандартными цветами, принятыми в электронике: красный провод — это «плюсовой» полюс, а черный — «минусовой». Широкие зажимы обеспечивают наилучшую степень контакта, а большое сечение профессиональных проводов наиболее правильно передает ток.

После того, как будет найден водитель, который согласится помочь, можно совместно перейти к следующим действиям:

  • «плюсовой» зажим вначале зафиксировать на плюсовой клемме АКБ автомобиля, принимающего помощь;
  • «плюсовой» зажим также зафиксировать на плюсовой клемме АКБ машины-«донора»;
  • подсоединить «минусовые» провода строго в той же последовательности «принимающий — донор», постоянно следя за полярностью;
  • не допускать соприкасания проводов между собой;
  • завести двигатель автомобиля-«донора» на 10-15 минут;
  • на протяжении всего процесса не отсоединять провода;
  • завести двигатель принимающего автомобиля только после истечения времени в 10-15 минут, заглушив перед этим «донорский» двигатель;
  • снять зажимы с клемм, не заглушая двигатель принимающей машины, по принципу — «минус» с донора, «минус» с принимающего, «плюс» с донора и «плюс» с принимающего;
  • пусть двигатель принимающей машины работает еще несколько минут до полноценного окончания процесса.

Метод толкания автомобиля

Не менее старый и традиционный способ «раскачки» аккумуляторной батареи, позволяющий в короткий срок завести двигатель. Однако на современном этапе важно учитывать, что он подходит только для автомобилей, оснащенных механической коробкой передач.

Суть способа: после разрядки в любом аккумуляторе остается еще определенное количество энергии, которой должно быть достаточно для того, чтобы запустить стартер. Можно попросить о помощи людей, которые проходят мимо. Когда двигатель заведется, его следует не выключать сразу, а какое-то время ездить по дороге, чтобы максимально «раскачать» аккумулятор. Существуют и более экстремальные методы, как завести машину, если сел аккумулятор.

Как зарядить аккумулятор в экстренных случаях

Безусловно, такие способы могут выручить тогда, когда автомобилист находится в черте города или на оживленной трассе, где шансы встретить потенциальных помощников достаточно велики. Но как можно зарядить АКБ, если водитель оказался в каком-нибудь глухом месте, а аккумулятор перестал работать?

В данном случае существует несколько подручных методов «оживления» аккумулятора, например:

  • экстренный запуск двигателя с помощью обычной батарейки;
  • просто встряхнуть аккумулятор несколько раз.

Любую обычную батарейку можно вынуть из фонарика, либо из телефона. Затем открыть капот машины и отыскать проводок, который ведет от АКБ к генератору, подающему нужный сигнал во время поворота ключа зажигания. Проводок следует разорвать, а на его место вставить батарейку. Автомобиль хорошенько подтолкнуть. Если есть возможность, лучше толкнуть его с горки, потом запрыгнуть в него на ходу и быстро повернуть ключ. Батарейку убрать после того, как двигатель заведется, не выключая его. Конечно, такой способ требует определенной быстроты реакции, но, когда нет другого выхода, может получиться абсолютно все.

Если аккумулятор свинцово-кислотный с жидкостью внутри, можно достать его из капота автомобиля и осторожно встряхнуть несколько раз для того, чтобы жидкие составляющие равномерно распределились по всему его корпусу. Разумеется, при этом важно соблюдать максимально возможную технику безопасности.

Изготовление самодельного зарядного устройства

Если у водителя есть достаточно времени и соответствующие условия, можно попробовать сделать простое устройство самостоятельно.

Изготовление самодельной зарядки увенчается успехом в том случае, если имеются такие составляющие:

  • обычная лампочка (от 60 до 200 ватт);
  • диод-полупроводник;
  • проводки с клеммами со штекером для розетки.

Чем больше показатель мощности у лампочки, тем быстрее будет заряжаться АКБ автомобиля. Однако не стоит использовать лампочку с показателем мощности больше, чем 200 ватт: может перегореть не только полупроводник, но и батарея. Прикасаться незащищенными руками к любому элементу выстраиваемой цепи можно только в том случае, если она отсоединена от источника питания. Важно помнить о том, что цепь будет находиться под очень большим напряжением.

Полупроводниковый диод необходим для того, чтобы во время процесса зарядки переменный ток преобразовывался в постоянный. При составлении схемы нужно учитывать то, что диод будет забирать половину переменного тока, поэтому мощность горящей лампочки будет составлять вдвое меньше.

Продолжительность такой зарядки, в среднем, составляет около десяти часов.

Если в данный момент нет времени на то, чтобы заряжать аккумулятор в течение нескольких часов, а нужно срочно «оживить» его, можно воспользоваться очень простой схемой изготовления «быстрооживляющего» зарядного устройства.

Изготовление ЗУ с помощью «зарядника» от ноутбука

Для этого понадобятся:

  • зарядное устройство для ноутбука;
  • мультиметр;
  • лампочка;
  • провода, соединяющие элементы схемы.

Суть заключается в том, чтобы подать напряжение с зарядного устройства на аккумулятор. Для этого плюсовой полюс с внутреннего контакта зарядного устройства от ноутбука нужно подключить к мультиметру. Мультиметр, работающий в режиме амперметра, нужен для того, чтобы отслеживать, на каком токе идет зарядка. Далее «плюс» ведется с мультиметра к лампочке (в среднем, мощностью 20 Вт), а от лампочки проводок подсоединяется уже непосредственно на плюсовую клемму аккумулятора.

Минусовой полюс от зарядного устройства для ноутбука прямо подсоединяется к минусовой клемме АКБ.

Если собрать такую несложную схему, то быстро подзарядить аккумулятор автомобиля в домашних условиях можно в течение 30 минут.

Кстати, если аккумулятор разрядился на морозе, его работоспособность можно быстро восстановить, если просто занести его в теплое помещение. При этом не стоит торопиться и, тем более, нельзя проводить никаких экспериментов с использованием горячей воды или кипятка. Отогревать АКБ нужно осторожно и постепенно.

Любой опытный водитель всегда сможет ответить на вопрос о том, как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства. Многие автомобилисты с удовольствием рассказывают об этом и делятся своим опытом с начинающими. Для того чтобы применить тот или иной метод, важно всегда учитывать такие факторы, как окружающая обстановка, возможность обратиться к кому-либо за помощью, а также собственная смекалка и изобретательность.

Источник

2 Схемы

Принципиальные электросхемы, подключение устройств и распиновка разъёмов

Как зарядить авто аккумулятор без зарядного устройства

Для свинцово-кислотного, гелевого или другого аккумулятора с жидким электролитом, как все знают требуется подходящее зарядное устройство. Автоматическая зарядка ограничивает зарядный ток и максимальное напряжение, которое может появиться на клеммах аккумулятора по ходу заряда. В процессе зарядки можно учитывать и температуру аккумулятора.

Зарядный ток зависит от емкости АКБ, безопасный зарядный ток составляет 0,1 C. Ток 0,1 C выражается как 1/10 от емкости, то есть для батареи на 10 Ач он равен 1 А. Максимальные зарядные токи указаны в характеристиках батареи и могут достигать 0,3 C. Конечное зарядное напряжение батареи 12 В зависит от типа работы батареи, работа в буферном режиме 13,5-13,8 В (2,25-2,3 В / элемент) и циклического 14,4-15 В (2,4-2,5 В / элемент).

  • Циклическая работа батареи заключается в ее периодической зарядке и разрядке, например, в приводах транспортных средств или системах накопления энергии, полученных из возобновляемых источников.
  • При работе в буферном режиме заряженные батареи ожидают сбоя питания, обеспечивая затем непрерывное электропитание нагрузок (ИБП, буферные источники питания, аварийное освещение).

Так называемые Зарядное устройство (по ссылке множество вариантов схем) на самом деле является сложным электронным прибором, которое контролирует процесс зарядки аккумулятора. Но можем ли мы зарядить свинцово-кислотную батарею иначе, кроме как с помощью специального зарядного устройства?

Это рискованно, но если знаете что делаете, то можете использовать лабораторный источник питания (по ссылке много схем на любой вкус) с регулируемым выходным напряжением и ограничением тока. Напряжение устанавливается в диапазоне 13,5-13,8 В (2,25-2,3 В / элемент) для работы в буферном режиме или 14,4-15 В (2,4-2,5 В / элемент) для работы в циклическом режиме.

Устанавливаем ограничение тока на 0.1 C, то есть для батареи 7,2 Ah, устанавливаем зарядный ток на 0,7 A. Соединяем минус (или фактически массу) блока питания с минусом батареи, и соединяем плюс блока питания через предохранитель (подобранный для данного тока зарядки) с плюсом батареи. Провода выбираются также в зависимости от величины зарядного тока. Ждем, пока процесс зарядки не закончится и ток значительно упадет, а напряжение приблизится к установленному значению.

Конечно вначале удостоверимся что установленное холостое напряжение такого импровизированного зарядного устройства выше, чем напряжение разряженной батареи, ограничение тока обеспечит безопасную зарядку, в то время как установленное максимальное напряжение не позволит слишком сильно увеличить напряжение на клеммах батареи. Теперь подробнее про эти значения для автомобильных АКБ, и про их типы.

Автомобильные свинцово-кислотные АКБ

Герметичные свинцово-кислотные батареи не должны работать только в вертикальном положении (они могут работать в любом положении, кроме положения с полюсными клеммами вниз). Необслуживаемые аккумуляторные батареи VRLA (свинцово-кислотная с регулирующим клапаном — то есть с саморегулирующимися предохранительными клапанами и внутренней рекомбинацией газа) доступны в технологии AGM (абсорбирующий стеклянный мат — с электролитом, уловленным в сепараторе из стекломата) и GEL (с электролитом в виде густого геля).

Аккумуляторы с технологией GEL выдерживают большее количество циклов, чем AGM, и обладают большей устойчивостью к глубокому разряду, в то время как аккумуляторы AGM могут обеспечивать большую мощность и более низкое внутреннее сопротивление.

Гелевые аккумуляторы хорошо рассеивают тепло, выделяемое внутри них, они будут хорошо работать, например, в установках с возобновляемой энергией.

Аккумуляторы AGM лучше работают при более высоких токах, обеспечивая более высокую мощность, они будут хорошо работать, например, в устройствах ИБП.

Аккумуляторы VRLA не требуют обслуживания во время работы, поэтому нет необходимости добавлять к ним жидкость, снижается риск утечки электролита и повышается устойчивость к условиям окружающей среды.

Независимо от используемой технологии, вы можете встретить разговорный термин «гелевые» в отношении батарей AGM и GEL.

Батареи VRLA / SLA бывают разных размеров (и емкостей), напряжение обычно указывается как 6 В (три элемента) или 12 В (шесть элементов). Существуют также батареи с напряжением 2 В и емкостью несколько сотен Ач (или даже 1000 Ач), предназначенные для последовательного подключения, в более крупные устройства.

Указанная емкость батареи относится к конкретным условиям работы (например, время разряда, температура), обычно указанная емкость относится к разряду в течение 20 или 10 часов. Емкость батареи будет отличаться от номинальной для более быстрого разряда (она будет ниже для более высоких токов). Сама ёмкость обычно обозначается буквой С и выражается в А/ч.

Аккумуляторы VRLA можно заряжать с помощью надлежащим образом адаптированного зарядного устройства, учитывая зарядный ток (обычно 0,1C 20HR, то есть 10% от емкости (20 часов)), ограничение зарядного тока до 0,1 C должно обеспечить хороший срок службы батареи. Например, аккумулятор на 45 Ач должен заряжаться с максимальным током 4,5 А, чтобы сохранить долгий срок службы. Аккумуляторы VRLA не должны заряжаться током выше 0,3 C, процесс зарядки будет конечно быстрее, но батарея изнашивается сильнее.

В более совершенных схемах зарядки принимается во внимание также температура батареи, и используются методы для увеличения срока службы, например прерывистая зарядка в случае работы с буфером.

У некоторых производителей есть специальные АКБ, предназначенные для буферной или циклической работы, другие предоставляют универсальные батареи, которые для работы в буферном режиме должны заряжаться до напряжения 13,5-13,8 В ( 2,25-2,3 В / элемент), а для циклической 14,4-15 В (2,4-2,5 В).

Напряжение для одной ячейки зависит от температуры окружающей среды:

Напряжение V / ячейка температура ° С напряжение АКБ «12 В» напряжение АКБ «6 В»
2.35 14.1 7.05
2.33 10 13.98 6.99
2.27 20 13.62 6.81
2.25 25 13.5 6.75
2.23 35 13.38 6.69

Циклическое зарядное устройство должно прекратить зарядку после достижения предполагаемого порога напряжения. Вы можете увидеть падение напряжения батареи, когда зарядка была прервана. После 24 часов покоя аккумулятора можно определить степень его заряда путем измерения напряжения на клеммах.

Состояние заряда напряжение V / ячейка напряжение «12 В» напряжение «6 В»
100% 2.15 12.90 6.45
80% 2.09 12.54 6.27
60% 2.06 12.36 6.18
40% 2.02 12.12 6.06
20% 1.97 11.82 5.91

Для работы в буферном режиме производители предлагают модели аккумуляторов со сроком службы 5 — 10 лет, а также специализированные на 15 — 20 лет.

Для циклической работы некоторые производители предоставляют приблизительное количество циклов, которые должна выдержать батарея, но фактическое количество циклов зависит от глубины разряда в цикле (чем меньше, тем больше циклов может быть достигнуто) и температуры (чем выше нагревается батарея, тем короче срок службы).

Как низкая, так и высокая температура негативно влияют на срок службы и параметры аккумулятора, следует учитывать в расчётах снижение емкости (низкая температура) и срок службы (высокая температура).

Для неиспользуемых батарей рекомендуется заряжать их раз в 6 месяцев, что позволяет компенсировать саморазряд. Указанные 6 месяцев являются минимальным временем хранения 50% накопленной энергии при 20 градусах, для 30 время следующей зарядки сокращается до 4 месяцев, а при 40 — 2 месяца.

Аккумуляторы, работающие в последовательном соединении, должны быть сбалансированы, то есть иметь одинаковый источник и период производства, одинаковую историю обслуживания и одинаковое внутреннее сопротивление. Весь комплект батарей в сборке должен быть заменен сразу при случае.

Конечное напряжение разряда

Аккумулятор VRLA не может быть разряжен «в ноль». Часто можно встретить спецификацию напряжения отключения

10,5 В для батареи «12 В» (1,75 В / элемент). Такое значение напряжения обычно устанавливается схемами, защищающими аккумулятор от чрезмерной разрядки. Разряженная батарея должна заряжаться немедленно, чтобы она не хранилась в разряженном состоянии долго.

В случае полной разрядки происходит значительное сульфатирование пластин, что сильно увеличивает внутреннее сопротивление батареи. Полностью разряженная батарея должна заряжаться напряжением 2,27 В / элемент с током не более 0,1 С 20, чтобы избежать чрезмерного нагрева. Минимальное время зарядки должно составлять 96 часов.

Напряжение отключения 10,5-10,8 В для батареи 12 В является хорошим обобщением, позволяющим, например, собрать модуль, защищающий батарею от чрезмерной глубокой разрядки. Если есть контроль над скоростью разряда батареи, можно точно контролировать напряжение отключения.

Напряжение отключения V / ячейка Время разряда напряжение АКБ «12 В» напряжение «6 В»
1.60 15 минут 9.6 4.8
1.65 1 час 9.9 4.95
1.70 5 часов 10.2 5.1
1.75 8 часов 10.5 5.25
1.80 10-20 часов 10.8 5.4

Классическая зарядка с 10-часовым током заряжает все время током 0,1 C и через некоторое время отсоединяет батарею. Это безопасно, потому что именно батарея определяет окончательное зарядное напряжение и время зарядки. Ограничение зарядного тока 0,1 С является классическим.

Ускоренная зарядка устраняет проблемы классической и буферной загрузки. Дело в том что батарея, достигшая буферного напряжения, менее охотно потребляет ток, который уменьшается со степенью заряда, что значительно удлиняет полный заряд.
Ускоренная зарядка выполняется таким образом, что батарея заряжается с силой тока от 0,1 С до плавающего рабочего напряжения (с учетом температуры). В этот момент ток батареи начинает падать, и ниже определенного порога источник постоянного напряжения подключается со значением, соответствующим температуре окружающей среды.

А вообще аккумулятор является элементом, который следует использовать осознанно, понимая их недостатки. Несмотря на простоту эксплуатации и применения, большинство начинающих пользователей должны консультироваться с опытными людьми по этому вопросу. К сожалению, эта штука бывает довольно опасна.

Также добавим, что разовая зарядка аккумулятора током даже 0,4 С не принесет ему большого вреда. Более важно контролировать плавающее рабочее напряжение. Несоблюдение может сократить срок службы батареи до половины.

Простейшая схема зарядки

Вы можете сами собрать простое ЗУ без особых проблем: трансформатор (для батареи 12 В он должен давать более 11 В), диодный мост (подключаем ко вторичной обмотке), лампочка на одном проводе между выходом моста и батареей (можете использовать лампочку от автомобильных фар на 12 В).

И необходимо проверять напряжение с помощью вольтметра, когда оно близко к максимуму, отсоединить ЗУ (лучше всего записать результаты измерений чтобы увидеть, насколько быстро оно растет и можно ли ожидать его быстрого приближения к верхнему пределу). В качестве конечного напряжения можно принять значение около 14 В — аккумулятор не будет полностью заряжен, но этого должно быть уже достаточно для установки в машину.

Источник

Оцените статью