- Как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля?
- Какие признаки говорят о том, что пора сменить электролит?
- Смена электролита в домашних условиях
- Пошаговая инструкция
- Как заменить электролит в автомобильном аккумуляторе
- В каких случаях нужно менять электролит
- Необходимые материалы и оборудование
- Как правильно поменять электролит в домашних условиях самостоятельно
- Подготовка, слив старого электролита
- Промывка АКБ
- Заливка нового электролита, зарядка батареи
- Правила работы с электролитом при его замене
Как поменять электролит в аккумуляторе автомобиля?
Для любого уважающего себя автолюбителя необходимо знать, как происходит замена электролита в аккумуляторе. Процедура не очень тяжелая, но нужно знать, как выполнить это действие правильно, чтобы не нанести какие-либо повреждения своей машине. Аккумулятор — это важная составляющая практически любого транспортного средства. Его неисправность приносит много хлопот и неудобств. Чтобы у вас не возникали неожиданные остановки во время дороги, предлагаем рассмотреть одну из тем ухода за данным агрегатом — как заменить электролит в аккумуляторе.
Аппарат состоит из двух основных частей: свинцовые пластины и электролит. В качестве последнего выступает раствор из серной кислоты и дистиллированной воды. Считается, что если возникли проблемы с аккумулятором, то проще его заменить, нежели пытаться исправить нарушение. Но есть целый ряд неполадок, которые возможно исправить своими руками, не имея при этом высокотехничной аппаратуры. Очень часто проблемы в АКБ связаны с кислотным раствором. В таком случае батарею можно спасти, поменяв техническую жидкость. Замена электролита в аккумуляторе — это процедура, с которой справится даже новичок.
Какие признаки говорят о том, что пора сменить электролит?
Обратите внимание на следующее:
- Изменение плотности . Об этом свидетельствует нехарактерный для раствора цвет, например, ярко-рыжий. Чтобы проверить плотность, воспользуетесь динсиметром (ареометром), предварительно зарядив АКБ. Она должна варьироваться в промежутке 1,25 – 1, 27 г/см 3 .
- Мутный раствор . Это может стать следствием некачественного состава, добавления воды с примесями или сульфатации свинцовых пластин.
- Аккумулятор новый, но плохо держит заряд , даже может быстро сесть за ночь. Чаще всего это связано с малой плотностью электролита (концентрация кислоты H2SO4 в растворе).
- При проверке обнаружилось, что в одной из секций отсутствует необходимая жидкость .
- Раствор подвергался замерзанию .
- Понизился уровень из-за плохой герметизации (характерно только для обслуживаемых АКБ).
Смена электролита в домашних условиях
Итак, вы решили заменить электролит в аккумуляторе автомобиля самостоятельно в домашних условиях, но не знаете, как правильно это сделать.
Для этого вам понадобится:
- средства защиты — работать предстоит с кислотой, поэтому необходимы химически стойкие перчатки, желательно до локтей, лишними не будут и защитные очки;
- тара для слива старого электролита — желательно стеклянная, так как она не взаимодействует с серной кислотой;
- ткань ;
- резиновая груша ;
- ареометр ;
- воронка ;
- сода ;
- дистиллированная вода ;
- новый электролит ;
- кислотоустойчивый пластик — если у вас необслуживаемый аккумулятор.
АКБ необходимо извлечь из машины и установить на ровную поверхность. Затем аккуратно очистить ее раствором от загрязнений и обработать водой с разведенной в ней содой (на один литр воды 2 или 3 столовых ложки).
Пошаговая инструкция
А теперь расскажем, как поменять электролит в аккумуляторе.
Первым этапом будет вскрытие. Существует два типа АКБ: обслуживаемые и необслуживаемые. Если у вас первый — достаточно открутить пробки банок (секций), но, а если же второй, то придется использовать дрель и аккуратно просверливать отверстия.
Затем происходит извлечение старого раствора. При замене электролита возникает вопрос: можно ли переворачивать АКБ? Если перевернуть аккумулятор, то все имеющиеся осадки могут застрять между пластинами, что приведет к замыканию и выходу аппарата из строя, поэтому используйте резиновую грушу или шприц (они продаются в любой аптеке). Извлеченную жидкость сливайте в заранее заготовленную тару.
По окончанию данной процедуры необходимо промыть аккумулятор. Для этого заливается дистиллированная вода, очищаемый объект аккуратно покачивают, и затем жидкость из него сливают. Действие повторяется до тех пор, пока сливаемая вода не будет чистой.
После того как промыты все секции, можно приступить к смене электролита на новый. Нужно установить воронку в отверстие и залить готовый раствор в сектора батареи. Жидкость должна достигать установленной отметки. Если таковой не наблюдается, то раствор должен покрывать пластины примерно на 5-7 миллиметров. Но не стоит сразу достигать этих объемов. В магазинах предлагаются сильно концентрированные средства, поэтому при проверке может оказаться, что их необходимо разбавить дистиллированной водой.
Не стоит сразу производить заряд устройства. Сначала необходимо вновь аккуратно покачать АКБ для устранения воздушных пузырьков и дать ему отстояться (2-3 часа).
При наличии сульфатации пластин нужно добавить присадку, устраняющую сульфаты.
Заряжать АКБ на начальных этапах следует малыми токами — около 0,1 ампер. Зарядка должна быть цикличной — «заряд – разряд». Эту процедуру повторять до появления нужной плотности. Не забывайте следить, чтобы жидкость не выкипала. Разрядку не производить до половины емкости.
Следующим действием будет герметизация. Закройте сектора имеющимися приспособлениями, а затем поместите его в машину.
Если проблемы остались — обратитесь в сервисные центры.
Внимание! При попадании кислоты на кожу, промойте ее обильным количеством воды и нейтрализуйте раствором пищевой соды.
Источник
Как заменить электролит в автомобильном аккумуляторе
Хотя АКБ и не относится к автомобильным расходникам, служит он относительно недолго, не более 4-5 лет, а стоит дорого. Для многих автовладельцев расходы на замену аккумулятора уступают только тратам на резину, изымая немало средств из семейного бюджета. Между тем имеется немало рецептов, как продлить жизнь батарее, и замена электролита – один из них.
Процедура недорогая, выполнить её по силам и начинающему автомобилисту, но при наличии соответствующих знаний, которыми мы и хотим поделиться с читателями.
В каких случаях нужно менять электролит
Многие автомобилисты убеждены, что со временем электролитическая жидкость в батарее портится, поэтому периодически нежно производить замену электролита в аккумуляторе. Это расхожий миф. Если АКБ эксплуатируется правильно, он не нуждается в замене на протяжении всего срока эксплуатации аккумулятора. А вот регулярно проверять его плотность и уровень – да, нужно, а при необходимости доливать, в большинстве случаев – дистиллированной водой.
Но, как известно, идеальных людей не существует, и автовладельцев это касается тоже. А значит, вполне могут встретиться ситуации, требующие выполнения процедуры замены ЭЖ. Перечислим эти случаи:
- сильное помутнение электролита;
- после выполнения полной зарядки плотность остаётся низкой;
- присутствует значительный саморазряд батареи;
- эксплуатация АКБ с оголёнными пластинами;
- электролитическая жидкость замёрзла (при отрицательной температуре окружающего воздуха).
Чаще всего полная замена электролита требуется при его помутнении, которое свидетельствует, что или изначально был залит раствор кислоты плохого качества, или вы неоднократно доливали в аккумулятор не дистиллированную, а обычную неочищенную воду из крана или иного источника. Электролит может загрязниться и по причине неправильной эксплуатации АКБ. Например, по причине осыпания пластин, которое является следствием постоянного перезаряда батареи (или просто указывать на старость источника электроэнергии).
Загрязнённая жидкость – это неизбежное нарастание аккумуляторных проблем, включая увеличение саморазряда, ухудшение набора ёмкости, её потеря. Если вы вовремя замените электролит полностью, всех этих проблем удастся избежать, продлив ресурс АКБ.
Длительная езда с оголёнными пластинами неизбежно приведёт к их осыпанию и помутнению ЭЖ. Но имеется и второе опасное последствие – замыкание электродов, и тогда вопрос, поможет ли замена электролита, зависает в воздухе. Вполне может случиться, что будет уже поздно и АКБ придётся сдавать в утиль.
Отметим, что всё вышесказанное касается только обслуживаемых батарей. Надо ли менять электролит на необслуживаемом аккумуляторе, ясно и так, вы просто не сможете выполнить эту операцию.
Необходимые материалы и оборудование
Если вы поняли, что без замены раствора серной кислоты не обойтись, позаботьтесь о том, чтобы у вас были следующие принадлежности и материалы, необходимые для выполнения этой операции:
- около 3 литров электролита нужной консистенции (плотностью 1,28 г/см 3 );
- 6-10 л дистиллированной воды;
- ветошь;
- резиновая груша;
- воронка из кислотостойкого пластика;
- ареометр;
- тара для слива кислотного раствора;
- зарядное устройство;
- измерительный прибор (вольтметр, мультиметр).
Поскольку при замене электролита в автомобильном аккумуляторе вам придётся иметь дело с химически агрессивной жидкостью, нужно позаботиться и о собственной безопасности, для чего потребуются защитные очки, плотные резиновые перчатки и старая одежда, которую будет не жалко, если на неё попадёт серная кислота.
Как правильно поменять электролит в домашних условиях самостоятельно
Затруднения могут возникнуть ещё на этапе слива старой жидкости, а ведь если она была загрязнена, аккумулятору потребуется промывка, так что назвать операцию по замене тривиальной никак нельзя.
Подготовка, слив старого электролита
Не следует относиться к этой операции спустя рукава. Чем аккуратнее вы выполните её, тем лучше будут итоговые результаты.
Требования довольно простые. Работать нужно в помещении с комфортной для вас температурой. Корпус аккумулятора нужно предварительно очистить от грязи, кислоты и пыли, делать это нужно смоченной в содовом растворе ветошью.
Главное правило, которое вы должны усвоить, следующее: сливать электролит методом переворачивания аккумулятора категорически запрещено!
Дело в том, что по мере эксплуатации батареи на её дно осыпаются с электродов свинец и его диоксид, нанесённые на пластины в виде пористой обмазки. Это естественный процесс, а чтобы этот мусор не навредил батарее, на её дне имеются специальные секторальные перегородки, именуемые призмами. Там они и скапливаются. Но когда вы перевернёте АКБ, всё это содержимое может оказаться на пластинах, вызвав их закорачивание, и тогда аккумулятор уже не спасти.
Как утверждает статистика, переворачивание аккумулятора при замене электролита в 90% случаев приводит к его полному выходу из строя. Так что единственная правильная технология – использование резиновой груши.
В сети можно встретить и советы, что можно просверлить дно батареи и безопасно слить раствор кислоты. Во-первых, ни о какой безопасности речи не идёт: вы рискуете вылить порцию кислоты на себя и на электроинструмент. Во-вторых, есть риск повредить пластины, да и убрать осадок таким способом тоже не получится. Наконец, дырку нужно будет каким-то образом заделать, причём абсолютно надёжно – в противном случае вся серная кислота, пускай и разбавленная, в скором времени окажется в моторном отсеке.
Так что правильная последовательность действий следующая: откручиваете пробки, откачиваете грушей с длинным горлышком жидкость из каждой секции в заранее приготовленную кислотостойкую ёмкость. Поскольку груша вряд ли сможет достать до дна, в конце нужно будет аккуратно наклонять корпус, и когда наклон достигнет 45°, вам удастся удалить весь электролит.
Промывка АКБ
Итак, кислоту мы слили, но как избавиться от мусора, накопившегося на дне батареи, и заодно на пластинах? Ответ очевиден: промывкой АКБ!
Для начала заливаем в батарею содовый раствор до уровня, когда пластины будут спрятаны под жидкостью. Ждём около часа, время от времени плавно покачивая АКБ из стороны в сторону, чтобы вода вымыла всю кислоту из пористого материала электродов вместе с мусором. Удаляем жидкость описанным выше способом.
Затем заливаем чистую воду и даём отстояться минут 15-20, сливаем. Если она грязная, повторяем процедуру до тех пор, пока не получим относительно чистую воду. Последний раз заливаем дистиллированную воду, и это будет завершающий этап промывки.
Заливка нового электролита, зарядка батареи
А теперь рассмотрим, как заменить электролит в аккумуляторе правильным способом. В любом автомагазине продаётся готовая жидкость, которая так и называется – «Электролит аккумуляторный». Это уже разбавленная дистиллированной водой кислота с нужной плотностью.
Для заливки используем воронку. Количество необходимого раствора зависит от ёмкости АКБ, обычно это 3-5 литров.
Заливать нужно так, чтобы жидкость находилась выше верхней кромки пластин на 2-3 см. Когда вы это сделайте, аккуратно покачайте корпус батареи из стороны в сторону, чтобы удалить остатки воздуха, и если нужно, долейте электролит.
Поскольку батарея не новая, заряжать аккумулятор после полной замены электролита нужно обязательно. Но нужно учесть, что залитая жидкость имеет плотность 1,28 г/см 3 , и после зарядки она повысится, то есть кислоты станет больше. А значит, нужно будет долить немного дистиллированной воды, следя при этом, чтобы не превысить рекомендованный производителем уровень – в противном случае придётся немного электролита откачать.
Оставляем батарею на несколько часов, чтобы пластины пропитались кислотой, и только после этого можем приступать к зарядке.
Сколько необходимо заряжать аккумулятор, зависит от выбранного способа. Если у вас ЗУ с возможностью регулировки силы тока, то выбираем значение равное 10% от ёмкости АКБ, то есть для 60-амперного аккумулятора это будет 6 А.
По мере зарядки следите за напряжением на клеммах аккумулятора и не допускайте длительного кипения электролита. Процедуру можно считать завершённой, когда напряжение на батарее поднимется до 14,7 В.
После нескольких часов передышки снова измеряем плотность электролита, и если она повысилась сверх нормативного значения, разбавляем жидкость дистиллированной водой.
Вот мы и разобрались, как менять электролит в обслуживаемом аккумуляторе. Осталось изучить меры безопасности при выполнении этой процедуры, это важно!
Правила работы с электролитом при его замене
Они не сложны, но от этого зависит ваше здоровье и целостность аккумулятора и помещения, в котором проводятся работы:
- если вы предпочитаете делать электролит своими руками, помните, что при смешивании жидкостей лить нужно кислоту в воду, а не наоборот! В противном случае вода вместе с кислотой будет сильно разбрызгиваться;
- если электролит попал на кожу, нужно оперативно смыть его мыльной водой, после чего смазать пострадавшее место защитным кремом;
- при попадании кислоты в глаза нужно немедленно промыть их проточной водой и закапать раствором фурацилина (таблетка на 200 мл жидкости), после чего не мешкая обратиться к врачу;
- при попадании кислоты на одежду спасти её вряд ли удастся, а вот кожаную обувь можно попытаться быстро промыть мыльной водой, но даже в этом случае следы кислоты останутся;
- заряжать нужно в проветриваемом помещении или при открытых воротах гаража;
- не используйте открытый огонь, а также источники тепла возле заряжаемого аккумулятора.
При переноске батареи с автомобиля или в автомобиль не допускайте её переворачивания – пробки АКБ негерметичны.
Как видите, замена электролита – операция несложная, но требующая неукоснительного соблюдения технологий на всех этапах, от слива и промывки электролитической жидкости до подзарядки аккумулятора.
Источник