Как выбрать аккумулятор для автобусов

Содержание
  1. BUS-CLUB.RU
  2. Выбираем аккумулятор для автобуса
  3. Автомобильный аккумулятор: выбирает эксперт «За рулем»
  4. _YAK6296sm
  5. Как выбрать батарею
  6. Тем, кого интересуют технические нюансы
  7. Полезно ли в холодное время перед пуском мотора «погреть» батарею включением фар?
  8. Зачем нужен индикатор-глазок?
  9. Можно ли оценить состояние автомобильного аккумулятора по напряжению на клеммах?
  10. Что скрывается за термином «кальциевая батарея»?
  11. Почему автомобильные аккумуляторы при проверке выдают заявленный ток так недолго?
  12. Зачем выбирать батарею с заявленным током, скажем, 600 А, если реальная потребность вдвое меньше?
  13. Правда ли, что при установке на машину автомобильного аккумулятора большей емкости, чем у штатного, он будет недозаряжаться, а стартер может выйти из строя?
  14. Вопрос на миллион: что измеряют в ампер-часах?
  15. Что такое батарея AGM?
  16. Автомобильный аккумулятор 2014
  17. Взаимозаменяемы ли AGМ и обычные батареи между собой?
  18. Правда ли, что автомобильный аккумулятор AGМ на 50 А•ч можно применять вместо обычного на 90 А•ч?
  19. Верно ли, что большой ток батареи AGМ может погубить стартер автомобиля?
  20. На каких авто нежелательно применять AGM?
  21. Какой автомобильный аккумулятор сильнее боится глубокого разряда — AGМ или обычный?
  22. Можно ли считать автомобильный аккумулятор AGМ полностью необслуживаемым?
  23. Чем гелевые батареи отличаются от AGM?
  24. IMG_3883
  25. Что такое резервная емкость батареи?

BUS-CLUB.RU

Выбираем аккумулятор для автобуса

Опытный водитель вспоминает об аккумуляторе в конце лета – начале осени. Ведь пройдет еще месяц-другой, и грянут морозы. И если аккумулятор не новый, если даже летом он не работает, как положено, то зимой с ним определенно возникнут проблемы. Вернее, не с ним, а с пуском двигателя, но причиной неприятностей все равно будет аккумуляторная батарея. Поэтому встречать холодное время года лучше всего с новым аккумулятором. Прежде нужно его купить, выбрав такой, который оптимально подойдет для автомобиля. Но выбор этот не прост.

Читайте также:  Чехол с аккумулятором smart battery case

Какими бывают автобусные аккумуляторы?

Вне зависимости от марки, размеров и технических характеристик все автомобильные аккумуляторы можно разделить на две большие группы. Критерий разделения – исполнение АКБ: традиционное или необслуживаемое.

В корпусах аккумуляторных батарей традиционного исполнения (они же – обслуживаемые АКБ) сделаны закрываемые пробками отверстия. При их наличии можно самостоятельно проверять плотность электролита и, в случае уменьшения его уровня, доливать дистиллированную воду, восстанавливая работоспособность батареи (следует помнить, что доливать электролит недопустимо категорически!).

Аккумуляторные батареи необслуживаемого исполнения отличаются тем, что в их корпусах нет крышек, поэтому контролировать плотность и уровень электролита самостоятельно невозможно. Соответственно нельзя доливать дистиллированную воду. Почему производители аккумуляторов сочли возможным отказаться от этого? Считается, что конструкция необслуживаемых батарей настолько совершенна, что в процессе их эксплуатации ничего из перечисленного делать не требуется. Но так ли это? Практика показывает, действительно, необслуживаемые батареи могут выработать свой ресурс полностью, ни разу не доставив проблем автовладельцу. Но для этого требуется соблюдение двух обязательных условий. Во-первых, эксплуатация АКБ должна быть близка к идеальной – от электрооборудования автомобиля в этом случае требуется высокая степень надежности и стабильность работы, а сама АКБ не должна подвергаться значительным вибрациям, ударам и загрязнению. Во-вторых, необходимо регулярно проверять заряженность аккумуляторной батареи и напряжение на ее выводах, поскольку если электрооборудование даст даже незначительный сбой, она может подвергнуться недозаряду или переразряду. Когда эти процессы вовремя не замечены, необслуживаемая батарея чаще всего оказывается загубленной.

Конечно, производители не стали бы подобные батареи выпускать, если бы автомобильная техника не могла обеспечить их нормальную долговременную работу. Но здесь имеется в виду техника не всякая, а только новая и современная, сделанная с соблюдением всех технологий и стандартов качества. Согласитесь, еще не все машины, предлагаемые на нашем рынке, соответствуют данным требованиям. Если хотите приобрести необслуживаемую аккумуляторную батарею, подумайте: где, когда и кем сделан ваш автомобиль, прогрессивна ли его конструкция настолько, насколько прогрессивна необслуживаемая АКБ?

Читайте также:  Регистр аккумулятор что это

Какие параметры влияют на эксплуатацию АКБ?

Как выбрать аккумуляторную батарею, при установке которой стартер будет «крутить» двигатель с наивысшим усилием и с наибольшей продолжительностью? Эксплуатационные характеристики напрямую зависят от таких параметров, как электрическая (номинальная) емкость АКБ, измеряемая в ампер-часах (А·ч), и значение пускового тока, измеряемое в амперах (А).

Что представляет собой указываемая на этикетке батареи номинальная электрическая емкость? Эта емкость характеризует количество электричества, которое способна отдать аккумуляторная батарея при длительном режиме разряда (при определенных условиях). Понятно, что чем больше емкость АКБ, тем больше времени или попыток есть в запасе для пуска двигателя.

Значение пускового тока важно для определения мощности аккумулятора. Больше ток – больше мощность АКБ и соответственно легче пуск двигателя. Но при сравнении значений пускового тока, указанных на этикетках различных батарей, надо обратить внимание, по каким условиям испытаний он был замерен (EN, SAE, DIN, IEC, ТУ). Если по разным, придется привести значения к единообразию. Ранее чаще применялась методика DIN (соответствует российским ТУ), но постепенно ее вытеснила EN (соответствует SAE). Соотношение разрядного тока по EN или SAE к току по DIN или ТУ равно 1,7 (I en = 1,7 I din).

Выбирая батарею, мало изучить ее «электрические» характеристики. Придется уделить внимание и габаритам корпуса. Случается, что приобретенная батарея отличается по размерам от используемой ранее, и при монтаже на автомобиль водитель с удивлением обнаруживает, что ее невозможно установить на специальной площадке. Действительно, АКБ с габаритами бо’льшими, чем требуется, на ней не поместится, а с меньшими – нельзя надежно закрепить. Чтобы подстраховаться, придя в магазин, не поленитесь сопоставить размеры покупаемой батареи с размерами ее предшественницы.

Как маркируют батареи?

Невозможно правильно выбрать АКБ, не прочитав маркировку на этикетке. Любая аккумуляторная батарея маркируется в соответствии с международными стандартами. Наносимая на АКБ маркировка включает информацию о ее напряжении, номинальной емкости, назначении и конструктивном исполнении (типовые обозначения показаны на рисунке).

«6СТ-60А1» – маркировка АКБ по российскому ГОСТу. Первая цифра указывает на число «банок», последовательно соединенных аккумуляторов; следующее за ней сочетание букв – на назначение АКБ (СТ – стартерная); после дефиса идет значение номинальной емкости батареи (60 А·ч); после емкости – обозначение исполнения батареи. Число аккумуляторов в батарее может быть 3 или 6, соответственно ее номинальное напряжение – 6 или 12 В.

В Европе обозначение батарей состоит из пяти или девяти цифр, которые показывают номинальную емкость, напряжение батареи и вариант конструктивного исполнения.

Товарный знак завода-производителя.

«60 Ah» – номинальная емкость в ампер-часах (А·ч или Ah).

«420 А» – пусковой ток (ток холодной прокрутки при –18 °С) в амперах (А).

«12 V» – номинальное напряжение в вольтах (V или В).

«1003» – дата изготовления (10 – октябрь, 03 – 2003 год).

«20 кг» – масса АКБ в состоянии поставки с завода.

«+» или «–» – знаки полярности.

«min» и «max» – отметки, между которыми должен поддерживаться уровень залитого электролита.

Прежде чем приобрести новую аккумуляторную батарею, необходимо убедиться, что ее характеристики соответствуют техническим требованиям, записанным в инструкции по эксплуатации автомобиля. Во всяком случае характеристики новой АКБ должны быть не хуже, чем у предыдущей.

Производители аккумуляторных батарей жестко конкурируют друг с другом. Один из элементов конкуренции – снижение цен. Поэтому в магазине не стоит удивляться, обнаружив, что более современные АКБ одной марки стоят дешевле менее современных другой марки, а АКБ с худшими параметрами иногда продают дороже АКБ с лучшими параметрами.

При приобретении новой аккумуляторной батареи надо помнить, что форма полюсных выводов и их расположение должны быть такими же, как у ее предшественницы. Выбирая АКБ, следует попросить продавца проверить на соответствие необходимым требованиям некоторые из ее параметров. Что за параметры? Это уровень электролита и его плотность, которая должна составлять не менее 1,25 г/см3 (эти параметры можно проверить только у обслуживаемых АКБ). Кроме того, проверке подлежит напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) на полюсных выводах, значение которого должно быть не ниже 12,6 В при положительной температуре. Продавец должен выполнить тест на разряд (нагрузку) батареи, который свидетельствует о ее работоспособности. Проследите, чтобы все полученные при проверке данные были занесены в паспорт АКБ. Если этого не сделать, возврат неисправной батареи по гарантии проблематичен.

На какой срок гарантия? Согласно российскому ГОСТ 959–2002 она должна быть не менее 18 месяцев для обслуживаемых и не менее 24 месяцев – для необслуживаемых батарей. Часто производители по собственной инициативе продлевают гарантийный период до трех лет. Как показывает практика, производственный дефект АКБ обязательно «вылезет» в первые пять–восемь месяцев ее работы.

В заключение – одна поучительная история. У автора этих строк есть знакомый, неплохо разбирающийся в устройстве автомобиля. Однажды его коллега (молодой малоопытный человек), работающий на малотоннажном грузовичке, попросил помочь выбрать новую АКБ и правильно ее установить, поскольку прежняя, по его словам, пришла в полную негодность. Встретились они у магазина, купили батарею, поехали ставить. Когда же мой знакомый открыл капот грузовичка, то с удивлением обнаружил, что установленная старая батарея работоспособна на все сто процентов. Просто один из контактов слегка разболтался и окислился, поэтому не пропускал ток. Для устранения неисправности нужно было зачистить контакт – двухминутное дело… Этот случай свидетельствует о том, что часто причиной отсутствия напряжения в бортовой сети становится вовсе не АКБ, а неисправное электрооборудование, которое требуется регулярно проверять и обслуживать. Тогда и аккумуляторная батарея подводить не будет.

Источник

Автомобильный аккумулятор: выбирает эксперт «За рулем»

_YAK6296sm

Автомобильный аккумулятор — товар сезонный, хотя используется круглый год. Когда на улице поют птички, а внутри двигателя плещется теплое масло, то прокручивать коленвал несложно — с этим справляется даже полудохлая батарея. А вот на холоде стартеру нелегко, и он норовит превратиться в чисто активное сопротивление, потребляющее очень большой ток. В итоге аккумулятор норовит отказать, а владельцу предстоит поход в магазин.

Как выбрать батарею

Если не хотите обращаться в сервис или к помощи продавца, то алгоритм выбора должен быть следующий.

Брать надо такую батарею, которая гарантированно уместится в отведенной ей нише, будь то моторный отсек, багажник или что-то еще. Согласитесь: глупо промахнуться на пару сантиметров! Одновременно определяем полярность: смотрим на старую батарею и соображаем, что у нее справа, а что слева? Само собой, что если машина не европейская, то и сами клеммы могут отличаться от большинства привычных — как по форме, так и по расположению.

После этого выбираем бренд. Тут мы однозначно советуем руководствоваться списком наших победителей последних лет и никогда не «клевать» на новичков или аутсайдеров. Даже если их этикетки самые красивые. Вот некоторые имена из тех, которые обычно нас не подводили: Tyumen (тюменские батареи), Varta, Мedalist, а-mega, Мutlu, Topla, «Актех», «Зверь».

Сравнительные испытания различных автомобильных аккумуляторов мы проводим каждый год. Самые свежие результаты, где мы сравнивали 10 батарей, можно увидеть здесь. Желающие могут ознакомиться и с экспертизами прошлых лет: 2013, 2012, 2011, 2010 и т. п.

Марка батареи, как правило, определяет и ее цену. Примерная стоимость автомобильных аккумуляторов европейского исполнения с габаритами 242×175×190 мм в 2014 году составляла от 3000 до 4800 руб. за обычную батарею, и от 6300 до 7750 руб. — для AGМ. Заявленные ток и емкость получатся сами собой — исходя из габаритов.

Важно: если у вас была установлена батарея AGM, то и менять ее следует только на AGM, а не на «обыкновенную». Обратная замена вполне допустима, но нецелесообразна экономически.

Тем, кого интересуют технические нюансы

Полезно ли в холодное время перед пуском мотора «погреть» батарею включением фар?

Когда-то такой прием активно рекомендовался в литературе. Но последние проведенные исследования показали, что никакого реального эффекта при этом нет. Нагреться автомобильный аккумулятор все равно не успевает, а вот емкость теряет.

Зачем нужен индикатор-глазок?

Этот индикатор позволяет примерно оценить плотность и уровень электролита, чтобы выяснить, нуждается ли автомобильный аккумулятор в подзарядке. По большому счету, это игрушка, поскольку глазок находится только в одной банке из шести. Однако многие серьезные производители в свое время были вынуждены вводить его в конструкцию, поскольку отсутствие глазка воспринималось потребителями как недостаток.

Можно ли оценить состояние автомобильного аккумулятора по напряжению на клеммах?

Приблизительно можно. При комнатной температуре полностью заряженная батарея, отключенная от нагрузок, должна выдавать не менее 12,6–12,7 В.

Что скрывается за термином «кальциевая батарея»?

Ничего особенного: это обычный рекламный ход. Да, значки «Ca» (а то и «Ca — Ca») на автомобильных аккумуляторах сегодня присутствует все чаще, но легче они от этого не становятся. А ведь кальций — металл куда менее тяжелый, чем свинец. Все дело в том, что речь идет о совсем небольших (доли или единицы процента) добавках кальция в сплав, из которого изготавливают пластины батарей. Если его добавляют и в положительные, и в отрицательные электроды, то и получается то самое «Са — Са». Такие автомобильные аккумуляторы при прочих равных условиях труднее закипают, что важно для необслуживаемых батарей. Меньше у таких батарей и саморазряд при хранении. Поэтому «обычных» батарей с добавками традиционной прежде сурьмы (их обычно выдает наличие пробок) сегодня в продаже почти не встретишь! Заметим, что не все в них так уж плохо: например, они куда лучше переносят глубокие разряды!

Почему автомобильные аккумуляторы при проверке выдают заявленный ток так недолго?

Зачем выбирать батарею с заявленным током, скажем, 600 А, если реальная потребность вдвое меньше?

Заявленный ток — это еще и косвенный показатель качества автомобильного аккумулятора: чем он выше, тем ниже его внутреннее сопротивление! К тому же, если взять крайний случай, когда, не дай бог, масло загустело настолько, что стартер вообще еле-еле сдвигает с места коленвал, то вот здесь-то и может понадобиться максимально возможный ток.

Правда ли, что при установке на машину автомобильного аккумулятора большей емкости, чем у штатного, он будет недозаряжаться, а стартер может выйти из строя?

Нет, неправда. Что помешает батарее зарядиться полностью? Уместно провести аналогию: если вы зачерпнули стакан воды из ведра или из огромной бочки, то для восстановления исходного уровня жидкости вам потребуется долить из-под крана все тот же стакан — как в ведро, так и в бочку. Что касается ожидаемой поломки стартера, то его ток потребления не изменится, даже если емкость батареи вырастет раз в сто или тысячу. Закон Ома от ампер-часов не зависит.

Разговоры про грядущие поломки уместны разве что для экстремалов, привыкших выбираться из болота на стартере. При этом последний, понятное дело, очень сильно греется, а потому маленькая батарейка, которая разрядится быстрее большой, может спасти его от смертельного перегрева, умерев первой… Но это — гипотетический случай.

Сразу отметим один любопытный нюанс. В советские времена на ряде армейских грузовиков было строго запрещено устанавливать автомобильный аккумулятор большей емкости! Но причина была именно в том, что когда двигатель не желал пускаться, водители частенько крутили стартеры до тех пор, пока аккумулятор не разрядится полностью. Стартеры при этом сильно перегревались и нередко выходили из строя. А чем выше емкость батареи, тем дольше можно было издеваться над бедным электромотором. Именно для защиты стартеров от подобного издевательства и появилось когда-то требование не превышать емкость батареи выше «стандартной». Но сейчас это неактуально.

Вопрос на миллион: что измеряют в ампер-часах?

Во всяком случае, не емкость батарей! Это распространенное заблуждение даже в среде профессионалов. Которые, однако же, теряются, когда их спрашивают, каким образом произведение тока на время дает емкость? Потому что правильный ответ такой: ампер-час — единица измерения заряда! 1 А•ч = 3600 Кл. А емкость измеряют в фарадах: 1Ф = 1Кл/1 В. Те, кто в это не верит, могут обратиться к любому справочнику — например, к бошевскому.

Что до аккумуляторов, то запутанная терминология жива до сих пор. И то, что на самом деле является зарядом, по старинке обзывают емкостью. Некоторые учебники выкручиваются — мол, «емкость оценивают в ампер-часах». Не измеряют, а оценивают! Ну, что ж, хотя бы так…

Кстати говоря, в советские времена выбрать батарею было несравнимо проще — только по ампер-часам. Скажем, на «Волгу» надо было искать автомобильный аккумулятор на 60 А•ч, на «Жигули» —55 А•ч. Полярность и клеммы на отечественных авто были одинаковые. Сегодня же ориентироваться только на ампер-часы не стоит, поскольку изделия разных производителей при одинаковой емкости могут довольно сильно отличаться по прочим параметрам. Скажем, батареи 60 А•ч могут иметь 11-процентный разброс по высоте, 28-процентный по заявленному току и т. п. Цены при этом также живут своей жизнью.

И последнее. Если вместо «А•ч» увидите надпись «А/ч» (на этикетке, в статье, в рекламе — неважно) — не связывайтесь с этой продукцией. За ней стоят необразованные и безразличные люди, не имеющие элементарного представления об электричестве.

Что такое батарея AGM?

Автомобильный аккумулятор 2014

AGM (Absorbent Glass Mat) — это технология изготовления аккумуляторов с абсорбированным электролитом, которым пропитаны микропоры сепаратора. Свободный объем этих микропор разработчики используют для замкнутой рекомбинации газов, тем самым не давая испаряться воде. Водород и кислород, покидающие отрицательную и положительную пластины соответственно, попадают в связанную среду и вновь соединяются, оставаясь внутри батареи. Внутреннее сопротивление такой батареи ниже, чем у «жидких» предшественниц, поскольку проводимость сепаратора из стекловолокна лучше по сравнению с традиционными «конвертами» из полиэтилена. Поэтому она способна отдавать более высокие токи. Плотно сжатый пакет пластин мешает активной массе осыпаться, что позволяет выдерживать глубокие циклические разряды. Такой автомобильный аккумулятор может работать хоть вверх ногами. А если разбить ее вдребезги, то даже в этом случае ядовитой лужи не будет: связанный электролит должен остаться в сепараторах.

Сегодняшние области применения AGМ — это автомобили с режимом «Старт-стоп», машины с повышенным энергопотреблением (МЧС, «скорая») и т. п. Но уже завтра «простой» автомобильный аккумулятор потихоньку уйдет в историю…

Взаимозаменяемы ли AGМ и обычные батареи между собой?

Автомобильный аккумулятор AGM заменяет «обычный» на 100%. Нужна ли такая замена, если автомобилю хватает исправной штатной батареи — другой вопрос. А вот обратная замена, конечно же, неполноценна — она может применяться на практике только в безвыходной ситуации и как временный вариант.

Правда ли, что автомобильный аккумулятор AGМ на 50 А•ч можно применять вместо обычного на 90 А•ч?

Это, извините, чепуха. Как можно почти вдвое уменьшить заряд и говорить, что разницы не будет? Потерянные ампер-часы не компенсирует никакая технология, даже AGM.

Верно ли, что большой ток батареи AGМ может погубить стартер автомобиля?

Конечно же, нет. Ток определяется сопротивлением нагрузки, а в данном случае — стартера. И даже если автомобильный аккумулятор может выдать ток в миллион ампер, стартер возьмет себе ровно столько, сколько и от обычной батареи. Нарушить закон Ома ему не под силу.

На каких авто нежелательно применять AGM?

Такого ограничения нет. Даже если рассматривать древние машины с абсолютно неисправным реле-регулятором и нестабильным напряжением в сети, то и в этом случае автомобильный аккумулятор AGM помрет не раньше обычного, а даже позже. Предельное напряжение, выше которого возможны неприятности, составляет примерно 14,5 В для обычных батарей и 14,8 В для AGM.

Какой автомобильный аккумулятор сильнее боится глубокого разряда — AGМ или обычный?

Обычные. После 5–6 глубоких разрядов они могут окончательно «обидеться», в то время как для AGM это число практически не ограничено.

Можно ли считать автомобильный аккумулятор AGМ полностью необслуживаемым?

Это вопрос устоявшейся терминологии, работающей больше в пользу пиара, нежели науки. Строго говоря, этот термин некорректен — как для батарей AGM, так и для любых других автомобильных аккумуляторов. Полностью необслуживаемой можно называть разве что пальчиковую батарею АА, а любой свинцовый автомобильный аккумулятор таковым, вообще говоря, не является. Даже лидер технологии — батарея AGM — является герметичной, скажем так, на 99%, но не на все 100%. И такую батарею все-таки нужно обслуживать — проверять заряженность, подзаряжать при необходимости и т.п.

Чем гелевые батареи отличаются от AGM?

IMG_3883

Заметим, что популярнейшая батарея Optima — тоже AGM, а вовсе не гелевая.

Что такое резервная емкость батареи?

Этот параметр показывает, долго ли холодной дождливой ночью продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Эксперт скажет иначе: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °С. Чем выше результат, тем лучше.

Источник

Оцените статью