Как восстановить гелевый аккумулятор для скутера

Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Восстановление гелевого аккумулятора своими руками

Эксплуатация гелевых аккумуляторов ведется в условиях, далеких от идеальных. Поэтому, утверждение, что гель не выпускает молекулы из массы, испарения нет, не соответствует действительности. Зачем же тогда на каждой банке установлены резиновые колпачки под пробками? За 2-4 года, в зависимости от условий эксплуатации, гель подсохнет, контакт со свинцовыми пластинами ослабнет. В этот момент владелец техники заметит, что заряда стало не хватать на обычный объем работы. Другой причиной потери емкости становится длительный период: разряд-ожидание подзарядки.

Как вернуть емкость гелевой АКБ

Восстановление гелевых аккумуляторов заключается в возвращении воды в электролитную массу. При этом добавляется умеренное количество жидкости, только для обеспечения полного контакта. Лишняя влага вредна.

В необслуживаемых АКБ сверху над каждой банкой есть пластиковые кружки, вклеенные заподлицо. Нужно подковырнуть их острым предметом, снять внизу резиновые пробки. В каждую банку залить по 10 миллилитров аптекарской дистиллированной воды. Жидкость должна впитаться в гель в течение нескольких часов.

До проведения операции аккумулятор должен быть заряжен полностью. После растворения геля провести разряд сопротивлением и заряд обычным способом.

Читайте также:  Десульфатация аккумулятора зарядным устройством сколько времени

Когда нельзя восстанавливать аккумулятор

Если корпус аппарата поврежден, на нем есть трещина или вздутие, восстановление гелевых АКБ невозможно. Деформация показывает, процесс химического разрушения электролита шел активно. Возможно, гель получил необратимые изменения. Вода уже не восстановит внутренний компонентный состав.

Внутри могут разрушиться пластины. Негодные банки в гелевом аккумуляторе не меняются. Убедиться, что пластины осыпались или осели можно, тряхнув корпус. Послышатся характерные звуки. Можно посветить внутрь подозрительной полости фонариком.

Трещины на корпусе или свищи привели к удалению части активной массы. Заклеив их, не восстановишь внутреннего баланса. Если трещины возникли при перемораживании аккумулятора, сам состав уже потерял свойства.

Восстановление 7 амп гелевого аккумулятора

Такие аккумуляторы относят к тяговым. То есть накопитель отдает энергию долго и равномерно. Ему не страшен глубокий разряд. Но основное использование гелевого аккумулятора 12 В 7 А в мототехнике, скутерах и лодках. Аккумулятор представляет модель необслуживаемую или с крышками, состоящую из 6 банок, общим весом около 2 кг. Изделия с явно меньшим весом имеют в каждой банке вместо трех по две пары обкладок и меньшую емкость.

Для восстановления емкости гелевого аккумулятора нужно вскрыть крышки, снять резиновые колпачки и долить 1-2 кубических сантиметра дистиллированной воды в каждую банку. При этом аккумулятор должен быть полностью заряжен. Жидкость позволит набухнуть гелю и плотнее прилегать к пластинам примерно через 4 часа. После нужно проверить, будет ли батарея воспринимать заряд. Вначале разрядить батарею до напряжения 10,5 В, потом снова зарядить. По графику на первую разрядку должно уйти 1 час, на зарядку 2, следующий цикл 3 часа зарядка и столько же разрядка. Если емкость восстановилась, провести зарядку гелевого аккумулятора до рабочего напряжения. Обслуживание батареи в дальнейшем обычное.

Совершенно разряженный гелевый аккумулятор владелец запустил с помощью толчка инвертором, пропустив ток в 150 ампер в течение 20 секунд. Но эта крайняя мера была проведена после безуспешных попыток. Выполнено увлажнение геля. Подать заряд на батарею не удалось в течение 6 часов. После использования сварочного, зарядка пошла. За 6 часов напряжение стало 12,8, скутер завелся.

Видео

Посмотрите, как своими руками вернуть емкость гелевому аккумулятору.

Источник

Восстанавливаем гелевый аккумулятор

Несмотря на то, что гелевые аккумуляторы формально относятся к категории необслуживаемых, а сроки их службы обозначаются производителями в 10 лет и даже больше, в реальности все выглядит несколько иначе. В популярной литературе не рекомендуется восстанавливать гелевую АКБ в случае, если ее емкость (Ач) резко падает, либо если она выходит из строя вследствие каких-либо причин. Однако в среде автолюбителей существуют способы, как восстановить гелевый аккумулятор своими руками — в домашних условиях, в гараже и, фактически, в любом удобном месте.

Подлежит ли «гель» восстановлению

Конечно, не каждую АКБ можно восстановить: бывает так, что корпус батареи во время ее осмотра оказывается поврежденным. Либо внутри нее что-то начинает «бряцать» при попытке вынуть ее из машины или переставить в другое место. Если такое происходит, за восстановление явно поврежденных батарей браться не следует : это может оказаться опасным. Кроме того, потом будет жаль потерянного времени, которое можно было бы потратить на приобретение новой батареи.

Поэтому, прежде чем приступать к восстановлению, важно как можно более тщательно осмотреть АКБ и проверить ее на остатки работоспособности для того, чтобы определить, стоит ли за нее браться.

Определить, «живой» ли гелевый аккумулятор для авто и стоит ли браться его «реанимировать», можно с помощью применения стандартной нагрузочной вилки. Вольтметром измеряется напряжение аккумулятора (все абсолютно так же, как и при обращении с любой другой батареей), подключается нагрузочная вилка, которая будет имитировать работу стартера. Вилка держится секунды три, после чего нужно внимательно следить за тем, как «ведет» себя напряжение.

Если оно восстанавливается (стрелка вольтметра при этом должна подниматься обратно), АКБ жива и, как минимум, ее нужно подзарядить. А в случае, если напряжение не восстанавливается, можно попытаться «воскресить» аккумулятор более сильными токами. Но этот эксперимент больше подходит для умельцев-экстремалов.

Сделать вывод о том, подлежит ли гелевый аккумулятор восстановлению, легко и на основании измерения того напряжения, которое в нем осталось. Оптимальнее всего, если U составляет хотя бы 50-60% от положенного. Рекомендуется восстанавливать батарею в случае, если ее напряжение не упало ниже 30%. Тогда еще возможно восстановить ее емкость (Ач) хотя бы частично, чтобы продлить срок работы АКБ.

Как восстановить гелевый аккумулятор

Невзирая на «необслуживаемость» гелевых аккумуляторов, у них есть несколько отверстий с крепко посаженными крышками, которые можно аккуратно снять, воспользовавшись каким-либо подходящим для этого острым предметом.

Суть процессов, происходящих внутри батареи, в том, что гель рано или поздно высыхает вследствие испарения рекомбинированных газов, и его недостаток вполне реально восполнить. Однако сразу следует отметить то, что все гелевые батареи, в отличие от своих более неприхотливых свинцово-кислотных собратьев, являются более требовательными и «капризными». Поэтому процесс восстановления требует особенной внимательности и упорства .

Для восстановления гелевого аккумулятора потребуется:

  • Разобрать ее, сняв все возможные крышки , чтобы получить доступ к «банкам».
  • Пинцетом поддеть резиновые пробки .
  • Посмотреть уровень геля-электролита (вероятнее всего, определенная часть его испарилась).
  • При наличии испарения залить в отверстия дистиллированную воду . Водопроводную или очищенную использовать нельзя, а дистилированная вода продается в любой аптеке или в автомагазине. Шприцем набрать воду и залить «банки» через заливные отверстия.
  • Через полчаса, посветив фонариком, посмотреть, сколько воды осталось в каждой «банке» . Положено, чтобы она немного покрывала пластины сверху, а в случае излишка его следует убрать шприцом или резиновой грушей.
  • Таким образом мы увлажнили гелевый электролит, который высох. Теперь батарею нужно плотно закрыть всеми крышками и колпачками . Желательно положить сверху какой-нибудь груз , потому что в процессе зарядки образующиеся газы могут «вышибить» все крышки — вследствие большого давления.
  • Подключаем батарею к зарядному устройству . Важно помнить о том, что придется ждать некоторое время, пока аккумулятор раскачается и начнет забирать ток.
  • Не ориентируйтесь вначале на амперметр, а на вольтметре поставьте напряжение 15 В .
  • Следите за процессом: в случае, если аккумулятор еще «жив», он через несколько часов начнет забирать ток . Но если прошло уже более 15 часов, а батарея все еще «спит», есть два выхода: либо прекратить ее мучить, либо попробовать ненадолго «разбудить» более высоким напряжением .
  • Более высокое напряжение — это, как минимум, 20 В . Поэтому, если вы решились на этот шаг, теперь не оставляйте батарею надолго без должного присмотра .
  • Есть вероятность, что после повышения напряжения связанный электролит все-таки восстановится. Когда аккумулятор «проснется» и начнет потреблять ток, напряжение начнет резко падать .

Экстремальный способ: циклическая «прогонка» гелевой батареи

Некоторые автолюбители спрашивают, как восстановить гелевый аккумулятор большим напряжением и можно ли это сделать вообще. Такой способ всегда существовал. Но если вы решили сразу им воспользоваться, нужно иметь в виду, что он либо сработает, либо нет. Однако при большом желании и осторожности попробовать можно.

Первые циклы зарядки обычно проводятся высоким напряжением, минимальное — 30 В, а когда АКБ «раскачается» и начнет потреблять ток, напряжение ступенчатым образом снижается до традиционных 14 В. Разряжать батарею между циклами следует мягко, с использованием лампочки, мощности которой 5-10 Вт будет вполне достаточно.

После такой «раскачки» можно поставить батарею заряжаться уже в обычном режиме, током, равным 10% от ее номинальной емкости, измеряемой в ампер-часах (Ач). Например, если батарея имеет емкость 70 Ач при выходном напряжении 12 В, 7А — ток, которым ее нужно заряжать.

Как восстановить аккумулятор для скутера или мопеда

На вопрос о том, как восстановить гелевый аккумулятор для скутера или на мопед, ответ один. Гелевая батарея для таких средств передвижения ненадолго «возвращается к жизни» по тому же принципу, что и батарея типа AGM — с доливанием внутрь электролита. Часто такой метод не рекомендуется, но в случае, когда, например, финансовые средства не позволяют человеку в ближайшее время обзавестись новым аккумулятором, старый можно «раскачать» таким способом весьма эффективно и тем самым выручить владельца мопеда.

Вначале можно попытаться зарядить аккумулятор обычным способом, с использованием малых токов. Но если он не реагирует, тогда уже не остается ничего другого, кроме как «разбудить» его с помощью доливания электролита.

Делается это так:

  • батарея аккуратно разбирается ;
  • к ней все это время должен быть подсоединен вольтметр для постоянного контроля напряжения;
  • внутрь каждой «банки» шприцем заливается вначале по 6 кубиков свежего электролита плотностью 1,27-1,28 гр/см3;
  • обычно, как только процесс начинается, напряжение сразу начинает резко расти — достаточно залить первые две «банки», и оно уже может подняться до 4 В и выше;
  • затем повторно еще заливается по 6 кубиков электролита в каждую банку (следить за напряжением!);
  • как правило, 12 кубиков для каждого отсека бывает достаточно ;
  • теперь нужно немного подождать для того, чтобы пластины как следует пропитались электролитом — ждем около 15 минут ;
  • теперь приступаем к зарядке высоким вольтажем — нужно поставить напряжение, как минимум, 20 В и довести аккумулятор до закипания;
  • все это время нужно соблюдать максимальную осторожность и бдительность , постоянно контролируя весь процесс;
  • после закипания аккумулятора можно подержать его на зарядке еще минут 10 ;
  • теперь отсоединяем аккумулятор от зарядного устройства и проверяем его работоспособность с помощью автомобильной лампочки мощностью 55 Вт;
  • обычно напряжение при проверке слегка падает, а потом быстро возвращается до показателя 12,3 В . Это означает, что аккумулятор удалось «раскачать», и он прослужит еще некоторое время.

Срок службы гелевого аккумулятора для мотоцикла, скутера или мопеда после такого восстановления недолгий: от силы полтора месяца. Но и это может помочь выиграть время до того момента, когда владелец обзаведется новым аккумулятором.

Поскольку гелевые батареи, как выяснилось, являются необслуживаемыми только формально, опытные умельцы всегда найдут способы их восстановления и продления им жизни на некоторое время. Иногда это может реально помочь. Но если все способы, вплоть до большого вольтажа, уже испробованы, а результата нет — не остается ничего другого, как приобрести новый аккумулятор.

Источник

Гелевый аккумулятор — как восстановить в домашних условиях? Как восстановить гелевый аккумулятор скутера?

В вопросе средств передвижения у каждого из нас собственные вкусы и предпочтения. Кому-то больше нравятся легковые автомобили, и здесь тоже интересы разнятся, так как видов кузовов немалое количество. Есть ценители, которые находят привлекательными крупные внедорожники. Но существует категория людей, ценящих скутеры. У этих небольших транспортных средств можно найти массу достоинств, и они будут радовать своих владельцев. По крайней мере, до тех пор, пока не выйдет из строя гелевый аккумулятор. Как восстановить его потом — вопрос интересный, и ему как раз и посвящается данная статья.

Что характерно, количество желающих пересесть на двухколесный транспорт год от года только увеличивается. И если сравнивать с мопедом или мотоциклом, то они уступают скутерам по вполне понятным преимуществам. Ну а с велосипедом и вовсе не стоит проводить какие-либо сравнения.

Что за зверь диковинный?

Сегодня гелевый аккумулятор можно встретить практически в любом магазине, торгующем запасными частями к разному типу транспорта. Тем не менее не все осведомлены о вопросе его устройства, поскольку на вид такие батареи практически ничем не отличаются от своих кислотных собратьев.

Какое-то время назад большой популярностью пользовались свинцовые кислотные аккумуляторы, в которые заливался жидкий электролит. Однако прогресс не стоит на месте, и теперь кислотные батареи уже утратили былую славу, которая перешла к их более совершенным конкурентам. Тем не менее с ними тоже бывают сложности, и тогда на первом месте стоит вопрос: «Можно ли восстановить гелевые аккумуляторы?» Об этом чуть позднее.

Изначально батареи, изготовленные по такой технологии, создавались для военной техники, в частности авиации. Обычные устройства не справлялись со своей задачей, поскольку подвергались постоянным перегрузкам, которые негативно сказывались на кислотном электролите. И как результат — скорый выход из строя аккумулятора без возможности восстановления. Именно по этой причине и появились гелевые аналоги.

Преимущества гелевого аккумулятора

Можно очень долго перечислять все достоинства скутеров перед прочим транспортом, но это не входит в рассматриваемую тематику. Лучше оценить те плюсы, которые есть у гелевого аккумулятора.

В обычных источниках питания химические реакции электролита протекают довольно бурно с выделением паров, а иногда он просто закипает. Нередко в ходе эксплуатации кислотные аккумуляторы взрывались. Не постигнет ли такая же участь гелевый аккумулятор и как восстановить его потом? Скорее всего, нет, поскольку здесь кроется главное отличие и превосходство данного источника питания. В нем используется электролит особой вязкости, напоминающий желе по консистенции. И снова вопрос: «Как восстановить гелевый аккумулятор?»

Благодаря добавлению загустителя батарею можно эксплуатировать практически в любом положении. Но, как показывает практика, его эффективность в положении на боку падает на треть, а переворачивать вообще крайне не рекомендуется.

Среди прочих плюсов можно выделить следующее:

  • неоднократный цикл заряда-разряда;
  • нет необходимости в первоначальной зарядке гелевых АКБ сразу после покупки;
  • при максимальном разряде емкостные характеристики не теряются;
  • высокий пусковой ток;
  • низкая потеря емкости во время длительного простоя по сравнению с кислотными устройствами;
  • долгий срок эксплуатации.

Стоит также отметить, что в случае повреждения корпуса это никоим образом не повлияет на работоспособность АКБ. И задумываться о том, как восстановить гелевый аккумулятор, в этом случае не придется. А вот для свинцовых устройств данный дефект опасен тем, что может произойти утечка электролита. В гелевых же последний пребывает не в жидком состоянии, а потому ни о какой утечке не может быть и речи.

К тому же современные аналоги признаны не только высокотехнологичными, но и самыми безопасными. Что до срока службы, то теоретически он составляет до 10 лет. Но, как показывает практика, редко какой экземпляр проживает столько.

Недостатки гелевого аккумулятора

К сожалению, при всех очевидных достоинствах гелевые аккумуляторы не лишены некоторых недостатков:

  • высокая чувствительность к напряжению заряда;
  • гелевые АКБ плохо переносят короткое замыкание в электрической цепи;
  • стоимость.

Несмотря на то,что они отличаются высокой устойчивостью к морозам и некоторым механическим повреждениям, их нужно правильно заряжать. Для этого следует использовать только специально предназначенные для гелевых аккумуляторов приспособления. В противном случае не избежать порчи гелевого аккумулятора, а вопрос о том, как восстановить его, отпадет сам собой. Ибо восстанавливать будет нечего.

Напряжение при зарядке не должно превышать значения 14,2-14,4 В, в противном случае потеря работоспособности гарантирована. А вот по току ограничений нет, поскольку такие АКБ отличаются низким внутренним сопротивлением.

Могут ли современные гелевые аккумуляторы выйти из строя? Это вполне возможно. Если, к примеру, полностью разрядить батарею и оставить ее в таком состоянии на длительный период, то впоследствии при необходимости она вряд ли захочет заряжаться. Поэтому лучше своевременно заряжать АКБ. Также не стоит для зарядки использовать автомобильные устройства.

К счастью, недостатков у гелевого аккумулятора немного. Впрочем, в нашем мире еще пока нет такого предмета или устройства, которое было бы полностью лишено всех минусов и содержало бы одни только плюсы. Этакий идеал! Хотя, может быть, это просто вопрос времени?!

Вопросы восстановления

Как показывает практика, первые проблемы возникают уже после 4 лет пользования. Потеря электроемкости или же выкипание из электролита воды — вот некоторые самые распространенные симптомы, которым страдает гелевый аккумулятор. Как восстановить его – первое, что приходит в голову владельцу. Несмотря на то что подобный тип АКБ является необслуживаемым устройством и не подлежит реанимации, все же можно попытаться это сделать.

Во время эксплуатации со временем гелеобразный электролит начинает высыхать даже при наличии такого явления, как рекомбинация газов. Вся суть восстановительного процесса заключается в добавлении воды, как это делается с кислотными аккумуляторами. Только с гелевой АКБ все не так просто, как кажется, ведь она более капризна.

Миссия невыполнима

К сожалению, а может, наоборот, к счастью, бывают случаи, когда восстановить гелевый аккумулятор не представляется возможным. Одна из таких необратимых неисправностей – это когда электролит начинает отслаиваться от пластин.

Или они могут начать разрушаться. Если это произошло, то это также сводит на нет все попытки реанимировать изделие. Обнаружить такую неисправность несложно – стоит потрясти батарею, и можно услышать шум, который доносится изнутри. Наличие трещины — тоже неприятный признак. Как восстановить гелевый аккумулятор (12В) при ее наличии? Ответ прост: уже никак.

Визуальная диагностика

Как правило, восстановлением аккумулятора стоит заниматься в том случае, когда напряжение на выходе составляет менее 10 вольт. Для начала стоит внимательно осмотреть изделие на предмет наличия трещин или постороннего шума при небольшой встряске. Если перечисленные дефекты обнаружены, на этом восстановительный этап закончен, поскольку проблему можно решить только покупкой нового аккумулятора.

Если же все в порядке (ничего не брякает, трещин нет), стоит обратить внимание на остаточное напряжение. Если оно меньше 30 %, то вывод тоже неутешительный. Попробовать можно, но тут как в рулетке – может повезет, но вряд ли. Хорошо когда показатель остаточного напряжения приближен к 60 %. В этом случае можно приступать непосредственно к решению проблемы. Итак, как восстановить гелевый аккумулятор скутера?

Разборка

Восстановительный процесс начинается с разборки аккумулятора, для чего понадобиться плоская отвертка, пинцет. В зависимости от конструкции батареи она имеет одну крышку (обычно это 6-вольтовое изделие) или же несколько на каждую банку (12-вольтовая). В последнем случае под каждой крышкой имеется резиновый защитный колпачок, который тоже нужно вынуть. Здесь как раз будет полезен пинцет. Можно переходить к следующему шагу.

Процедура заливки воды

Вода для гелевого аккумулятора берется не обычная водопроводная, а дистиллированная. По вопросам ее приобретения можно обратиться в одну из аптек или магазин, пользующий популярностью среди автолюбителей. Но лучше всего покупать дистиллированную воду именно в аптеке, поскольку можно избежать подделки.

Заливка воды производится шприцем, и здесь есть несколько действенных методик, которые, по сути, одинаковы:

  1. Способ заключается в следующем. При помощи шприца каждая банка полностью заполняется водой, после чего нужно оставить аккумулятор на некоторое время. 5-10 минут хватит, по истечении которых следует убрать всю воду, можно тем же хз шприцом. За этот период электролит впитает в себя необходимое количество воды. В некоторых случаях рекомендуется подождать не 10 минут, а все полчаса. После того как будет слита вода, можно закрыть колпачки и заряжать АКБ.
  2. Следующий способ, как восстановить гелевый аккумулятор (12В, 7 Ач), не менее эффективен. В каждую из банок нужно залить не более 3 кубиков воды, после чего они закрываются колпачками, а источник питания ставится на зарядку.
  3. Залить водой банки, пока не закроются пластины, но в то же время нужно, чтобы вода не доставала до краев. Колпачками пока не закрывать, так как будут выходить излишки воды и газа. Теперь можно заряжать батарею, а по окончании процесса можно закрыть банки колпачками.

Устанавливая защитные резинки на свое место перед зарядкой (кроме последнего случая), нужно хорошо их зафиксировать.

Особенности зарядки

При зарядке гелевого аккумулятора главное — не забывать подавать напряжение не более 14,2-14,4 В, о чем было упомянуто выше. Если, конечно, не хотим получить непригодное к эксплуатации изделие. А вот на ток следует обратить внимание. Его величина должна составлять 10 % от емкости аккумуляторной батареи. К примеру, 7-амперные изделия нужно заряжать током 0,7 A.

В некоторых случаях решить вопрос о том, как восстановить гелевый аккумулятор в домашних условиях, не всегда получается. Вернее, результат не соответствует ожиданиям. Поначалу при подключении изделия к зарядному устройству не будет наблюдаться потребление тока, поэтому амперметр ничего не покажет. Но через какое-то время «голодный» аккумулятор начнет принимать порцию за порцией. Остается только ждать, когда напряжение АКБ установится до нужного значения.

Как правило, это 12,6-12,8 вольт. Ждать придется немало – от 10 до 12 часов, не меньше, а потому можно заняться своими делами, только периодически проверяя, как идут дела.

К чему может привести неправильная зарядка

Гелевый аккумулятор — «создание» капризное, и если подать напряжение 15 или более вольт, его просто вспучит, так как батарея полностью герметична. К тому же может произойти отслоение электролита от пластин. В ряде случаев даже происходит выделение газа. Тогда о том, как восстановить гелевый аккумулятор (6В), не может быть и речи.

Благодаря хорошей герметичности, для зарядки батареи подойдет любое помещение, главное — не допускать повышения напряжения. Выключать зарядное устройство нужно лишь после полного заряда аккумулятора, не раньше. Это также очень важно!

Резюмируя

Как видно, весь процесс, хоть и протекает долго, но ничего сложного в себе не таит. И ответ на наболевший вопрос будет следующим: да, можно восстановить гелевый аккумулятор! Правда, не всегда это возможно.

Источник

Оцените статью