- Аккумуляторы и батареи
- Что делать, если замерз аккумулятор автомобиля
- Замерз электролит в аккумуляторе, что делать?
- Может ли замерзнуть электролит в аккумуляторе
- Почему замерзает аккумулятор зимой
- Зарядка замерзшего аккумулятора
- Признаки, когда замерзает одна банка в аккумуляторе
- Как предотвратить условия, когда аккумулятор замерзает
- Как правильно действовать при замерзании аккумулятора
- Что делать в такой ситуации
- Возможно ли замерзание
- Почему это происходит
- Процедура зарядки после замерзания
- Как предотвратить замерзание
Аккумуляторы и батареи
Информационный сайт о накопителях энергии
Что делать, если замерз аккумулятор автомобиля
Даже в средней полосе России зимой нередки морозные ночи. Что делать, когда в аккумуляторе замерзает зимой электролит? Не всегда прибор безнадежно испорчен. В начале, когда жидкость замерзла не полностью, еще можно спасти аккумулятор от деформации, вызванной увеличением объема льда. Причины замерзания электролита, предупреждение проблемы и способы реанимации батареи должен знать каждый автолюбитель.
Замерз электролит в аккумуляторе, что делать?
Самое неприятное, что может ждать владельца авто зимним утром, не открывается дверь в салон, не заводится машина. Оказывается, замерз электролит в аккумуляторе, он сел. Такое случается при низком заряде АКБ. Если с вечера автомобиль оставлен с малым зарядом аккумулятора, который за ночь еще сядет – жди беды.
Признаками того, что аккумулятор замерз, служат выпуклые стенки корпуса, покрытые инеем. Что делать, если в стужу замерз аккумулятор в машине?Чтобы добиться полного промораживания банок нужно постараться:
- оставить разряженный старенький аккумулятор на морозе на сутки и больше;
- создать большую утечку тока в цепи, которая станет причиной, когда даже новый аккумулятор замерзнет, посадив заряд на ноль;
- обеспечить длительный простой машины с аккумулятором на морозе.
АКБ предназначены для работы при температуре от +60 до – 40 градусов, но при этом должны соблюдаться условия, от которых зависит работоспособность батареи. Что делать, если случилась авария, замерз аккумулятор? Самой грубой ошибкой считается подключение прибора к заряднику тотчас. Возможно, произошла внутренняя деформация пластин и сепаратора, появились трещины в корпусе. Все зависит, до какой степени промерз электролита в авто аккумуляторе.
- извлечь аккумулятор из автомобиля;
- произвести наружный осмотр на наличие трещин, подтеков;
- поместить аккумулятор в эмалированную посуду и оставить, пока лед растает, бока «сдуются», иней на корпусе сойдет;
- при отсутствии явных признаков деформации замерзшего аккумулятора, его можно заряжать по особому графику.
Прежде нужно удостовериться с помощью лакмусовой бумажки, что влага на корпусе безвредна. Не покраснела ли индикаторная полоска? Микротрещины могут быть незаметными глазу, но электролит их найдет. Если аккумулятор с крышками, возьмите пробу электролита на прозрачность.
Если по каким либо причинам замерзший аккумулятор необходимо быстро реанимировать, как его зарядить? Для того чтобы ускорить таяние можно включить тепловую пушку, но нельзя замерзший аккумулятор сразу помещать в горячую воду. Можно поместить корпус в прохладную среду и поднимать температуру, постепенно подливая воду. Делать это нужно в эмалированной посуде и защитной одежде.
Предлагаем посмотреть видео, где специалист объясняет, что делать, если замерз аккумулятор.
Может ли замерзнуть электролит в аккумуляторе
Чистая вода замерзает при 0 0 С. В растворах солей и кислот температура замерзания зависит от концентрации и вида вещества. В аккумуляторах в качестве электролита используется раствор серной кислоты. От его концентрации зависит накопление энергии в элементах, и при какой температуре происходит замерзание жидкости.
Для того чтобы вода в аккумуляторе замерзла до состояния монолитного куска льда необходимо его полностью разрядить, охладить до температуры окружающей среды. Расширяющийся лед порвет корпус, банки вздуются, пластины изогнутся. Можно ли ставить на зарядку глубоко замерзший аккумулятор? Нет. Деформированный прибор годится только на утилизацию.
Почему замерзает аккумулятор зимой
В любом аккумуляторе идет непрерывная окислительно-восстановительная реакция. Когда прибор разряжается, на его пластинах оседает нерастворимый осадок сульфата свинца. И тогда электролит становится менее концентрированным. Если это происходит зимой, возникают условия для замерзания электролита в аккумуляторе. Вот почему на зиму устанавливают новый АКБ, без признаков сульфатирования и следят за уровнем заряда. Предлагаемая таблица реально показывает состояние прибора, в зависимости от плотности электролита
Все больше автолюбителей пользуются одноразовыми кальциевыми батареями. Их герметичность не позволяет проверить состояние электролита. Значит, контроль следует вести по напряжению разомкнутой цепи. Если замерзли банки в кальциевом аккумуляторе, его следует разморозить в щадящих условиях, подзарядить и протестировать. Зачастую такой прибор не восстанавливается.
Физико-химические процессы всегда происходят в отведенных параметрах. Если замерз аккумулятор автомобиля, значит, нарушены условия эксплуатации. Почему замерзает электролит – его концентрация ниже точки образования кристаллов. Аккумулятор замерзает зимой, так как летом температура окружающего воздуха больше -7 0 , самой низкой концентрации электролита, соответствующей плотности 1,11 г/см3. Может ли аккумулятор замерзнуть весной или осенью? Может, если создать соответствующие условия для разрушения устройства.
Зарядка замерзшего аккумулятора
После того как вода, которая замерзла внутри корпуса аккумулятора растаяла, видимых деформаций и утечек не обнаружено, его нужно реанимировать. При этом соблюдаются щадящие условия.
Как нужно заряжать замерзший аккумулятор автомобиля? Специалисты советуют использовать только автоматическое зарядное устройство. Именно этот инструмент может обеспечить полный заряд батареи. На первом этапе используется импульсный ток, который снимет сульфатный осадок с пластин. Основная зарядка проводится бережно, используется 5 % зарядного тока от емкости батареи. Так, АКБ на 60 А должна подзаряжаться током 3 А в течение 8-10 часов. В дальнейшем сила тока еще понижается, и зарядка доводится до нормы 12,6 В.
Если есть возможность, необходимо убедиться что электролит прозрачный, без признаков осыпания пластин. Мутная жидкость свидетельствет о присутствии внутренних изменений. В банках возможно короткое замыкание, пластины осыпаются. Аккумулятор не пригоден к дальнейшей эксплуатации.
Давать излишний заряд аккумулятору, который только что замерз, не следует. В дальнейшем, на морозе батарея может создать новые проблемы, для летней эксплуатации годится.
Признаки, когда замерзает одна банка в аккумуляторе
Итак, установлено, замерзли все банки в авто аккумуляторе. Что делать? Необходимо дождаться, когда пройдет оттаивание и зарядка аккумулятора. При полной зарядке всех элементов общий заряд аккумулятора составит 12,6 В. При этом каждая, из соединенных последовательно банок дает 2,1 В. Заряд 10,5 В? Не работает один элемент. И это является поводом для признания аккумулятора негодным по причине замерзания.
Определить в автомобильном аккумуляторе с пробками, какая именно батарея пришла в негодность от того, что замерзла, можно ареометром. Плотность электролита в бракованной банке будет намного ниже, чем в других. У вас есть выбор, заменить негодную банку или утилизировать батарею.
Как предотвратить условия, когда аккумулятор замерзает
Подготовка автомобиля к работе в зимних условиях связана с утеплением тем или иным способом АКБ. Это важно для автомобилей с малым пробегом и частыми длительными стоянками. Для зимы нужно использовать электролит большей плотности, который замерзает при более низкой температуре. В северной местности актуально купить зимний аккумулятор с емкостью на 20% больше стандартной.
Более частые замеры утечек в бортовой системе, проверка работоспособности генератора, заботливое отношение к АКБ позволят даже в сильный мороз заводить авто с легкостью.
Источник
Как правильно действовать при замерзании аккумулятора
Сильный мороз для некоторых регионов России — не новость и не что-то сверхъестественное. Даже в средней полосе ночи бывают крайне холодными.
От мороза страдает многое, включая автомобиль. И одним из уязвимых элементов выступает аккумуляторная батарея.
При неполном замерзании АКБ ещё можно вернуть к жизни. Но если корпус лопнул и деформировался, то единственным и правильным решением станет утилизация.
О проблеме замерзания батареи, а также способах её решения многие автомобилисты хотят узнать подробнее.
Что делать в такой ситуации
Когда в аккумуляторе замёрз электролит, это неприятно и потенциально опасно. Ни один водитель не будет в восторге, если утром, отправляясь по делам, окажется, что машина не открывается и не заводится. Причина наверняка в АКБ. Она замёрзла от мороза, потеряла свою ёмкость и теперь не функционирует. Признаком замёрзшего аккумулятора называют наличие на корпусе выпуклых стенок, а также слой инея.
На практике не просто так заставить батарею полностью замёрзнуть. Здесь должно произойти несколько событий:
- аккумулятор достаточно старый и изношенный;
- он остался на морозе в разряженном состоянии на сутки и более;
- в электроцепи есть внушительная утечка тока, из-за которой за ночь аккумулятор мог сесть;
- машина долгое время находится при сильном морозе на улице.
Вообще современные АКБ выдерживают температурные нагрузки от -40 до +60 градусов Цельсия. Но это при определённых условиях. Иногда они кипят и при 30 градусах на улице, а также замерзают при -15.
Вопрос в том, что делать в такой ситуации. Самым неправильным действием будет моментальное подключение к зарядному устройству.
Действовать рекомендуется по такому алгоритму:
- снять с машины батарею;
- визуально её осмотреть на наличие трещин и следов вытекающего электролита;
- поместить в ёмкость с эмалированным покрытием;
- если признаков деформации нет, приступить к зарядке особым методом.
Важно убедиться, что жидкость на поверхности корпуса не опасная. Это не кислота с водой, а просто образовавшийся конденсат. Порой электролит выходит даже через микротрещины, которые визуально не видно.
Подвергать АКБ быстрой разморозке нельзя. Бывали случаи, когда водители направляли на батарею тепловую пушку, либо кидали в ванную с горячей водой. Это очень опасно. Не делайте так.
Лучше занести АКБ в квартиру, вынести на балкон, если он застеклён. Через несколько часов переместить в комнату.
Также можно взять ёмкость, налить холодную воду и положить аккумулятор. По мере оттаивания добавлять немного тёплой воды. Наберитесь терпения. Дайте батарее естественным путём дойти до состояния комнатной температуры.
Возможно ли замерзание
Многим интересно, на каком же морозе плотно замерзает электролит, который находится в аккумуляторе. И вообще, возможен ли такой сценарий на практике.
Вообще температура замерзания электролита, используемого в аккумуляторе, зависит от нескольких факторов:
- степени зарядки;
- напряжения;
- плотности электролита.
Все знают, что замерзание воды происходит при 0 градусов Цельсия. Электролит — это смесь воды и кислоты. А потому замерзание зависит от концентрации компонентов.
К примеру, полностью заряженная на 100% батарея с напряжением 12,6 В и плотностью 1,27 г/см 3 замёрзнет только при -60 градусах.
Но если напряжение упадёт до 12 В, а плотность при этом станет 1,16 г/см 3 , тогда достаточно и -16 градусов Цельсия.
Худший вариант — это в ноль разряженный источник питания, где напряжение около 11,7 В, а плотность электролита всего 1,11 г/см 3 . Тут хватит и -7 градусов.
Далеко не просто получить из электролита плотный кусок льда, способный привести к повреждению корпуса, вздутию банок и изгибанию пластин. Для этого потребуется полностью разрядить устройство и подержать при низкой температуре хотя бы 1-2 дня. Но и такое случается.
Здесь главное — не допустить ошибку и не поставить сильно замороженный аккумулятор на зарядку.
Почему это происходит
Теперь к вопросу о том, почему же аккумуляторы замерзают и с чем это связано.
Внутри АКБ протекают окислительно-восстановительные непрерывные реакции.
Если устройство разрядится, то на пластинах будет появляться осадок из сульфата свинца. Причём он нерастворимый. Так процесс называют сульфатацией. Параллельно снижается концентрация электролита. Воды выделяется больше, а кислоты становится меньше.
Логично спросить, почему аккумулятор неожиданно для многих замерзает именно зимой, а летом и весной машине ничего не грозит. Всё просто.
Снижение концентрации электролита ведёт к увеличению количества воды. А чем её больше, тем меньше должна быть температура для её кристаллизации.
Не зря именно на зиму автомобилисты обычно ставят новые батареи, либо тщательно готовят эксплуатируемую АКБ к периоду заморозков.
Критичной считается плотность ниже 1,26 г/см 3 и температура ниже -10 градусов Цельсия. Тогда и возникает риск замерзания.
Процедура зарядки после замерзания
Теперь к вопросу о том, что делать, если аккумулятор замёрз. Про первостепенные меры вы знаете. Нужно снять батарею, переместить её в более тёплое помещение и дать растаять льду внутри естественным путём.
Желательно избегать принудительной разморозки с помощью тепловых пушек или горячих ванн. Также не рекомендуется оставлять АКБ оттаивать около радиатора отопления. Наберитесь терпения.
Если вы сомневаетесь, можно ли заряжать ещё замёрзший аккумулятор, то отбросьте все сомнения. Этого нельзя делать ни коем случае. Даже если кто-то убеждает вас в обратном. Спросите у любого специалиста или опытного водителя, можно ли заряжать батарею, если это замёрзший аккумулятор. Ответ будет однозначно отрицательным.
Но тогда что делать и как в такой ситуации завести двигатель автомобиля, если аккумулятор замёрз. Есть разные пусковые устройства, бустеры. Кто-то заводится с толкача. Но оставлять под капотом замороженную батарею, подключённую к проводке машины, и пытаться завестись, опасно.
Ведь в такой ситуации также начнётся зарядка. Только не от ЗУ, а через генератор автомобиля. Результат тот же. Это разрыв корпуса, вытекание электролита, воспламенения и пр.
Если случилось так, что электролит внутри замёрз, то действовать нужно последовательно. После оттаивания убедитесь, что никаких повреждений и деформаций нет. Электролит ни от куда не вытекает. Это указывает на то, что АКБ можно реанимировать.
- Для таких целей используйте только автоматические устройства для зарядки аккумуляторов. Они дают возможность полностью восстановить заряд.
- На первом этапе используется ток импульсного типа. На некоторых ЗУ есть режим циклической зарядки. Он оказывает эффект десульфатации. Ведь для начала важно избавиться от сульфатного осадка, который накопился на поверхности свинцовых пластин.
- Основной процесс зарядки выполняется аккуратно. Если в обычном режиме используется ток 10% от номинальной ёмкости, то после заморозки он снижается до 5%. Если условная батарея имеет ёмкость 60 Ач, тогда на неё следует подавать ток 3 А и заряжать 8-10 часов.
- С течением времени зарядный ток автоматически начинает снижаться. Потому и важно использовать автоматические ЗУ.
- Процесс прекращается тогда, когда напряжение на клеммах достигает необходимых нормальных значений. Это 12,6 В.
Поскольку не все батареи обслуживаемые, проверить электролит на прозрачность не получится.
Но если крышки снимаются, тогда стоит их открутить, взять небольшое количество электролита в шприц, и изучить его состояние. Если жидкость стала мутной, то пластины посыпались. Не исключено, что внутри произошло короткое замыкание. Такой аккумулятор эксплуатировать нельзя.
Даже после оттаивания заряжать АКБ стандартным током в 10% от ёмкости нельзя.
Увы, но при восстановлении батареи часто выдают новые капризы. Дотянуть до конца сезона можно, но на лето будет правильно и рационально купить новый источник питания для своего автомобиля.
Каждая банка в аккумуляторе выдаёт по 2,1 В. В сумме получается 12,6 В. Если после восстановления замеры показывают 10,5 В, то одна из банок вышла из строя. Реанимировать её вряд ли получится. А потому придётся утилизировать устройство.
Увы, но даже при серьёзном замерзании одной из секций АКБ порой вернуть к жизни батарею не получается. Но попробовать стоит.
Как предотвратить замерзание
Чтобы не разгребать последствия, после того как аккумулятор на автомобиле замёрз, лучше не допустить развития таких событий.
Для этого придётся предпринять ряд мер.
Вообще сложно сказать однозначно, будет ли аккумулятор нормально работать, если он замёрз. Всё индивидуально. Если не пошли трещины, не осыпались пластины, и не произошло короткого замыкания в банках, то восстановление возможно. Но есть и такие ситуации, когда электролит замёрз и АКБ потеряла все шансы на реанимацию.
Есть несколько советов по недопущению замерзания:
- бережное отношение к батарее;
- периодические замеры возможных утечек в бортовой сети;
- поддержание работоспособности генератора;
- утепление аккумуляторной батареи;
- минимальные стоянки и больше непрерывных поездок;
- повышение плотности электролита на зимний период;
- использование АКБ с большей ёмкостью.
Для жителей северных регионов советуют брать батарею на 20% больше по мощности, нежели указано в руководстве.
Сталкивались ли вы с замерзанием АКБ? К каким последствиям это привело? Как размораживали? Удалось ли восстановить аккумулятор?
Делитесь своим опытом и мнением на этот счёт.
Подпишитесь, оставьте комментарий и задайте вопрос!
Источник