- Присадки и добавки для аккумулятора: восстанавливаем емкость, убираем сульфатацию
- Как определить сульфатацию аккумулятора
- Что такое десульфатация
- Сульфатация пластин аккумулятора – как устранить?
- Некоторые полезные советы и рекомендации
- Как снять сульфатацию с автомобильного аккумулятора, инструментально
- Для чего используют добавки в электролит?
- Устранение сульфатации свинцовых аккумуляторов вручную
- Какое выбрать устройство с десульфатацией
- Присадка в аккумулятор против сульфатации
- Популярные присадки и для чего их используют
- Описание и сравнение присадок для электролита
- Reductant 14
- Омега
- Powerbatt
- Мечта
- Импульс
- Десульфатация АКБ своими руками
Присадки и добавки для аккумулятора: восстанавливаем емкость, убираем сульфатацию
Как определить сульфатацию аккумулятора
Причины появления белого отложения на пластинах аккумулятора, сульфатации, связаны с нарушением правильной эксплуатации. В период разряда кристаллы PbSO4 образуются всегда, но они малого размера. При зарядке АКБ они снова ионизируются, токопроводная поверхность очищается.
Сульфатация пластин аккумулятора происходит, если есть причины:
- Глубокий разряд приводит к укрупнению кристаллов, которые не разрушаются при зарядке.
- Низкие температуры приводят к хроническому недозаряду аккумулятора. Холодный электролит теряет скорость химической реакции. Если поездки короткие, простои длинные – все предпосылки для сульфатации аккумулятора.
- Высокая температура летом в подкапотном пространстве ускоряет все процессы, в том числе и образование больших кристаллов сульфата свинца в разряженной батарее.
- Хранение недозаряженного кислотного аккумулятора приведет к постепенному росту и уплотнению кристаллов в результате саморазряда. При этом подзарядка не производится, кристаллы не разрушаются.
- Низкий уровень электролита в банках, плохое качество электролита.
- Добавление концентрированной кислоты для уменьшения сульфатации только увеличит размер забитой поверхности.
Чем раньше определить появление сульфатации на пластинах кислотного аккумулятора, тем легче разрушить осадок, освободить доступ к приемнику заряженных частиц. Как это сделать?
Периодически необходимо осматривать банки необслуживаемого аккумулятора – коричневато-белесый налет на пластинах хорошо просматривается через открытую пробку. Сульфатация ведет к потере емкости. Явные признаки – зарядка автомобильного аккумулятора происходит в течение часа, банки кипят. После зарядки АКБ не запускает двигатель, быстро разряжается лампой подсветки. На корпусе, вокруг пробок, на клеммах, образуется белый налет, электролит кипит в аккумуляторе, установленном в гнездо. Емкость аккумулятора снижается, это можно установить замерами напряжения на клеммах хх и под нагрузкой.
Все перечисленные признаки сульфатации характерны и для кальциевых необслуживаемых аккумуляторов, но в большей степени. Два-три глубоких разряда, и кальциевая батарея придет в полную негодность. Здесь образуется не только свинцовый осадок, но гипс, что хуже. Проблема проявляет себя уменьшением емкости, малым временем зарядки.
Что такое десульфатация
Возможно ли продлить жизнь АКБ? Единственный способ спасти аккумулятор – десульфатация. Это и есть тот обратный процесс, о котором мы уже говорили. Он происходит сам по себе, когда источник энергии получает зарядку. Но в аккумуляторе, который свое уже отработал, десульфататиция не происходит под влиянием того тока, который дает ему генератор. Осуществить ее можно только радикальными методами, о которых мы и поговорим далее.
Сульфатация пластин аккумулятора – как устранить?
Итак, главная беда свинцовых аккумуляторов с электролитом из серной кислоты, сульфатация. Пока налет незначительный, его можно снять в домашних условиях. Кристаллы забили пористую поверхность свинца. Извлечь их можно, только разложив на ионы и направив на разные электроды. Используется:
- воздействие реверсивными токами или восстановление АКБ импульсными зарядами;
- десульфатация током малой величины длительное время;
- химические растворители осадка;
- механическое удаление накипи на пластинах.
В домашних условиях для устранения сульфатации аккумулятра можно использовать длительное воздействие на батарею током силой 2-3 А, не допуская закипания банок. Процедура проводится в течение 24 часов и далее, пока плотность электролита не будет стабильной в течение 5-6 часов. Проведение 2-3 тренировочных циклов может вернуть емкость до 80 % не до конца забитой батарее.
Хорошо растворяется осадок сульфата железа в растворе этилендиаминтетрауксусной кислоты (трилон Б). Свинец в соли заменяется ионом натрия, и она становиться растворимой. Раствор готовят в соотношении 60 г порошка трилона Б + 662 мл NH4OH 25% + 2340 мл дистиллированной воды.
Чтобы снять сульфатацию, раствор в аккумулятор заливать на 60 минут, сразу после удаления электролита. Реакция в банках бурная, с нагреванием и кипением. После раствор слить, 3 раза промыть полости дистиллированной водой и залить свежий электролит. Если свинцовые пластины не разрушатся, произойдет полная очистка пластин.
Слабый налет может быть удален с использованием дистиллированной воды. Содержимое банок необходимо удалить полностью, слив в эмалированную посуду. Если в содержимом банки есть угольные крошки, он не восстановится, разрушены пластины.
Залить банки электролитом, оставить пробки открытыми, подключить ЗУ, установить напряжение 14 В. Добиться, чтобы кипение в банках было умеренным, и оставить на неделю – две под нагрузкой. Растворившийся осадок превращает воду в слабый электролит. Чтобы избавиться от сульфатации процедуру повторить несколько раз. Закончить очистку, как только растворится весь осадок на пластинах аккумулятора.
Одинарная и двойная переполюсовка используется в случаях, когда остальные методы очистки не помогли. Смена заряда пластин поможет растворит осадок за счет изменения направления движения электронов. Но этот способ разрушит батарею с тонкими свинцовыми обкладками. Для современных бюджетных моделей китайского производства не применяется.
При использовании специальных присадок, растворяющих осадок, необходимо точно следовать инструкции, работы проводить в вентилируемом помещении, пользоваться средствами личной защиты.
Некоторые полезные советы и рекомендации
- Перед применением присадок ознакомьтесь с отзывами покупателей и автолюбителей на форумах и официальном сайте продавца – это поможет выбрать оптимальное средство и избежать неприятных ситуаций.
- Соблюдайте правила безопасности и старайтесь проводить все описанные процедуры с использованием средств защиты — рассмотренные вещества являются крайне едкими и могут нанести вред здоровью.
- Восстанавливающая присадка для аккумулятора будет действовать эффективнее, если перед началом десульфатации слить используемый электролит и промыть банки дистиллированной водой, после чего залить назад свежий раствор.
По итогам, можно смело утверждать, что в настоящее время существует множество различных средств, способных продлить жизнь вашей аккумуляторной батарее при правильном и своевременном проведении восстановительных процедур.
Как снять сульфатацию с автомобильного аккумулятора, инструментально
Десульфатацию аккумулятора проводят с помощью электрических импульсов, разрушающих структуру кристалла. При этом электролит не сливается. Важно только убедиться, что причиной потери емкости стало именно появление осадка сульфата свинца, не разрушение пластин или короткое замыкание.
Используя специальный зарядник, не потребуется дополнительных действий. Нужно установить и подключить батарею. Подача переменного заряда в соотношении 1:10 с установленной периодичностью постепенно очистит пластины. Процесс длительный, но результат отражается на дисплее информацией о восстановленной емкости.
Схема снятия сульфатации аккумулятором обычным зарядным устройством выглядит так:
- Довести уровень электролита но нормы дистиллированной водой.
- Подключить зарядное устройство, установить напряжение 14 В, 1 А, заряжать 8 часов.
- Замерить напряжение, если оно меньше 10 В, АКБ не восстановится. Оставить батарею «отдыхать» сутки.
- Подключить ЗУ 14 В 2,0-2,5 А, держать зарядку 8 часов. В результате должно быть напряжение на клеммах 12,7-12,8 В. Плотность электролита должна быть 1,13 г/см3
- Подключить сопротивление разрядки, снижая напряжение на клеммах не ниже 9 В.
Цикл повторять до тех пор, пока плотность электролита не повысится до 1,27 г/см3. За счет постепенного растворения кристаллов, вызвавших сульфатацию, пластины аккумулятора приобретают пористость. Как результат, удается убрать дополнительное сопротивление, восстановить работоспособность АКБ.
Для чего используют добавки в электролит?
Так из-за чего же батарея может перестать функционировать? Существует несколько основных причин, по которым это происходит, но чаще всего дело заключается в сульфатации. В результате данного процесса большая часть рабочей поверхности аккумуляторных пластин покрывается окислами свинца. Чем меньше степень заряда такой батареи, тем сильнее увеличивается засорение, вплоть до полного покрытия. Для избавления от этой проблемы как раз и используется десульфатирующая присадка для аккумулятора, которая может значительно восстановить емкость АКБ, увеличить пусковой ток, уменьшить внутреннее сопротивление и растворить, образовавшийся за время эксплуатации шлам.
Устранение сульфатации свинцовых аккумуляторов вручную
На старых аккумуляторах, там, где пластины были собраны в отдельные банки, редко, но применяется механическая очистка осадка. Как убрать сульфатацию вручную? Разбирается корпус аккумулятора, пластины из банок извлекают и чистят вручную. Именно так можно привести в порядок загипсованную батарею Ca+/Ca+, предварительно срезав болгаркой несъемную крышку.
Ручное снятие сульфатации аккумулятора дает лучший результат по сравнению с использованием химических присадок – они забирают свинец не только из отложений. Активная масса обедняется, срок службы АКБ уменьшается. Но при механической сборке есть опасность неточного выставления зазоров, последующего замыкания.
Какое выбрать устройство с десульфатацией
Несмотря на то, что процесс десульфатации можно осуществить с помощью простого зарядника, большей эффективности, при меньших временных затратах, можно достичь, если использовать специальные ЗУ. Наиболее качественными зарядными устройствами, оснащёнными функцией десульфатации являются:
- «Вымпел 55» — относительно недорогое ЗУ оснащённое, которое имеет встроенные программы зарядки различных АКБ, а также функцией десульфатации аккумуляторных пластин.
- «Полюс-912Т» — устройство также оснащено циклической программой, которая позволит легко восстанавливать старые, покрытые оксидной плёнкой, аккумуляторы. Устройство идеально подходит для десульфатации необслуживаемых батарей, ведь весь процесс восстановления пластин осуществляется в автоматическом режиме.
- «OptiMate PRO 8» — профессиональная зарядная станция с функцией восстановления аккумуляторов. Позволяет одновременно заряжать до 8 аккумуляторных батарей напряжением 6 или 12 вольт. Устройство может быть эффективно использовано для зарядки не только автомобильных АКБ, но и для восстановления заряда стационарных устройств большой мощности работающих в системах бесперебойного питания.
Присадка в аккумулятор против сульфатации
Можно ли, и как избавиться или уменьшить сульфатацию пластин автомобильного аккумулятора, пользуясь присадками? Есть несколько составов, которые снижают сульфатацию аккумулятора, но отрицательно действуют на другие характеристики. В качестве добавок в электролит используются растворимые сульфаты активных металлов цинка, кадмия, олова, но они не снижают саморазряд и газоотделение. Применяются сложноорганические составы НТФ, ОЭДФ с сульфатами металлов в микродозах, как катализаторы процесса распада кристаллов сернокислого свинца. Химические присадки помогают избавиться от сульфатации необслуживаемого автомобильного аккумулятора кислотного типа.
Популярные присадки и для чего их используют
Наиболее часто в настоящее время применяются следующие модификаторы:
Ниже более подробно рассмотрим каждую из них и сравним их характеристики между собой.
Описание и сравнение присадок для электролита
Reductant 14
Reductant 14 — это десульфатирующая присадка к электролиту, которая является одной из самых распространенных. Производитель данного средства обещает восстановление емкости подержанного аккумулятора, снижение риска возникновения коротких замыканий и осветление электролита, что в перспективе позволит предотвратить саморазряд. Применяется для устройств средней емкости (порядка 55–70 Ач) и в настоящий момент стоит в пределах 300 рублей.
Омега
Присадка к аккумулятору для восстановления «Омега» способна предотвратить или же, по крайней мере, приостановить процесс сульфатации рабочих свинцовых пластин. Помимо этого, изготовитель обещает повышение общей вязкости раствора электролита, что позволит замедлить смывание активного вещества с поверхности банок и увеличить срок работы батареи. Стоимость добавки колеблется в пределах 380–400 рублей.
Вот так выглядит сульфатация пластин стартерной батареи
Powerbatt
Если предыдущие два варианта изготавливают в Украине, то модификатор Powerbatt представляет собой особую жидкость, произведенную на территории Словакии. Обещается как полная очистка рабочей поверхности от твердого сульфата, так и смягчение свинцовых пластин, что способствует лучшему накоплению энергии в банках и предотвращает образование окислов в будущем. Помимо этого, данная восстанавливающая присадка для аккумулятора снижает уровень осадка и заметно уменьшает возможность саморазряда, повышая общий срок службы. Применяется для батарей средней емкости и стоит около 350 рублей.
Мечта
Десульфатирующая присадка «Мечта» изготавливается на территории нашей страны, а конкретнее – в Петербурге и может послужить неплохим вариантом для восстановления работоспособности вашей батареи. Представляет собой порошок, который необходимо растворить в электролите. Достаточно неплохо очищает рабочие поверхности банок и пластин от накопившихся отложений и способен избавить от коричневого осадка. Широко применяется многими автолюбителями, из минусов надо отметить длительный период отстаивания – порядка 48 часов, по стоимости дешевле рассмотренных выше аналогов.
Импульс
Последняя рассматриваемая присадка, «Импульс» менее распространена, чем все прочие, но если судить по отзывам и заявлениям производителя, может на несколько сезонов продлить срок жизни аккумулятора и служит как добавка в электролит для повышения емкости АКБ. Представляет собой порошкообразное вещество, которое необходимо растворить в электролите. Цена находится на одном уровне с предыдущим аналогом.
Десульфатация АКБ своими руками
Естественный процесс десульфатации автомобильного аккумулятора запустить невозможно, но его можно постараться осуществить своими руками прежде, чем принять решение о непригодности устройства к дальнейшей эксплуатации.
Существует несколько вариантов очистки пластин собственными силами:
- с использованием электрического тока;
- с использованием химических средств;
- вручную механическим способом.
Как провести десульфатацию, используя электрическое оборудование (зарядное устройство, зарядно-десульфатирующий автомат и т. д.), в нашей статье уже рассказывалось. Но существует ещё один вариант использования электрического тока для очистки пластин от солевых отложений. Это метод обратной зарядки с помощью обычного сварочного трансформатора, который будет выполнять функцию десульфатора для автомобильного аккумулятора, он осуществим по следующей схеме:
- Батарею отсоединяем от бортовой сети, вынимаем из-под капота и ставим на ровную поверхность.
- Откручиваем пробки «банок».
- Клеммы сварочного трансформатора подключаем к токовыводам АКБ по обратной схеме, а именно: «+» соединяется с минусом, а «-», наоборот, с плюсом.
- На протяжении 30–40 минут осуществляем подачу тока, величина которого находится в диапазоне от 60 до 100 А.
- В результате раствор электролита, находящийся в корпусе, закипит, что обеспечит качественную очистку поверхности пластин от образовавшегося налёта сульфата свинца. Внимание: аккумулятор тоже при этом изменит полярность, то есть клемма «+» теперь станет «-» и наоборот.
- Остатки электролита удаляем из корпуса.
- Тщательно промываем внутреннее пространство батареи горячей водой с целью удаления осадка.
- Заливаем свежий электролитный раствор.
- Ставим батарею на зарядку, но при этом соблюдаем её вновь обретённую полярность.
Обратите внимание, такой метод подходит исключительно для АКБ обслуживаемого типа.
Из химических средств для очистки можно использовать специальные присадки, имеющиеся в торговой сети, или обычную пищевую соду.
Механический способ заключается в извлечении пластин из корпуса и удалении с них налёта путём очистки поверхности каждой из них с помощью металлической щётки.
Химический и механический методы очистки могут быть рекомендованы для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей обслуживаемого типа.
Источник